Выступления на конференциях и семинарах
1. Декабрь, 2014 год Нижнекамский филиал ИЭУП (г.Казань).Международная научно-практическая конференция: «Формирование культуры здорового образа жизни: социально-экономические и психолого - педагогические аспекты».
2.ФГБОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»(г. Набережные Челны, Республика Татарстан) Всероссийская научно-практическаяконференция «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования: практика внедрения» (Январь-март 2015 г.)
3.Региональный семинар: «Использование технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС в ДОО», г. Нижнекамск, Кам.Поляна( Март-2015г_
4. Региональный семинар "Проектная деятельность в детском саду", г.Нижнекамск Д\с №13(Октябрь-2015г.)
5.Семинар-практикум для студентов университета и педагогов дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района по проблеме "Современные образовательные технологии в познавательном развитии дошкольника: опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность",2016г
6.Участие в работе городского методического объединения по теме "Речевое развитие детей дошкольног возраста с учетом ФГОС ДО".2016
7.Региональный семинар"Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников",2016г
8.Региональный семинар-практикум "Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современном детском саду",2016г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Латипова Л.Г.
г. Нижнекамск
МАДОО «Центр
развития детский
сад № 92 «Ладушки»
Формирование ценностей здорового образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Здоровый образ жизни -
это лучший успех каждого.
(В. В. Путин)
Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является серьезной проблемой, решение которой находится в сфере педагогики. Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. По статистике, в последние годы численность практически здоровых дошкольников резко падает. Анализируя состояние здоровья детей, я обратила внимание на то, что при поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, растет количество детей с III группой здоровья, частоболеющих. Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье своих детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» [1, с. 114]
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье - это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1.Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2.Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3.Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [6, с. 68].
Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях. Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации. Специально организованные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении [5, с. 83].
Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой, организуясь различными способами, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания. Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки. Целенаправленный подбор упражнений для усвоения сложных движений может осуществляться в любой части занятия до выполнения ведущего движения. Таким образом, физкультурные занятия способствуют передаче дошкольникам общественно-исторического опыта и культуры выполнения движений, выработанной человечеством. Групповой способ выполнения физических упражнений успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.
Использование нетрадиционных видов гимнастики играет важную роль для здоровьесбережения дошкольников. Гимнастика пробуждения помогает поднять настроение и мышечный тонус детей, а также - обеспечивает профилактику нарушений осанки. Выполняем ее после сна. С помощью дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой стараюсь развивать дыхательный аппарат, учить детей правильно дышать. Для систематической тренировки пальцев и кистей рук использую комплексы пальчиковой гимнастики. Проведение пальчиковой гимнастики четко определено в режиме каждой возрастной группы. Для стимулирующего воздействия на мышцы руки используется самомассаж кистей пальцев рук. Для самомассажа используем карандаши, грецкий орех, игрушки. Лечебная гимнастика «Целебные звуки» М. Л. Лазарева (программа «Здравствуй») улучшает показатель функции внешнего дыхания, повышает эмоциональный тонус. С помощью звуков мы учу детей лечить простуду, кашель, трахеит, снимать напряжение.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Стараюсь начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности [4, с. 140].
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
-положительные эмоции.
Семья в наше время не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта, ни времени. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни дошкольников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с детьми является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями. Поэтому уделяю большое внимание работе с родителями. Провожу семинары-практикумы, консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы), семейные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», выпускаю информационные стенды для родителей способствующие приобщению к здоровому образу жизни детей и родителей.
Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга [4, с. 143]. Досуги, спортивные праздники способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Использование проблемных ситуаций позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» формируем у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, работы за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.
Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям детского сада, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.
Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Профилактические меры в этот период носят, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер [2, с. 118].
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни [2, с. 123
Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Необходимо понимать, что воспитание у детей этой потребности - задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Ещё важным условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. [3, с. 40].
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Поэтому непосредственную образовательную деятельность использую для формирования представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни. Использование здоровьесберегающих технологий помогают сформировать сознательное отношение к своему здоровью, первичные знания об основах здорового образа жизни, развить у детей представление о строении собственного тела, назначении органов человеческого организма, обучить детей уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Проблема оздоровления детей - действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни - важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно - образовательного процесса, включая самих детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.В.Ильюшенков, Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
2. В.П.Дуброва. Воспитание самостоятельности у дошкольника: Методические рекомендации [Текст] / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 2009
3. В.В.Колбанов, Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147.
4. Р.С.Буре, Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2008.
5. Л.В. Баль, Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с.
6. М.Д.Маханева, Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д.Маханева/- 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2000. - 108 с.
7. Н.М.Аксарина, Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М. Аксарина. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
8. В.Г. Алямовская, Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с
9. М.А. Васильева, Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А. Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10. В.А.Деркунская, Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122.
.
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность
как средство реализации образовательных областей в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
Латипова Л.Г.
МАДОО «Центр развития-детский сад №92 «Ладушки»», г.Нижнекамск
Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие на данном этапе полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность. Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ. Тот или иной вид деятельности включает несколько специфических типов, характерных для определенных возрастов. Каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение. Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса, отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования.
Цели и задачи содержания дошкольного образования, каждой образовательной области, должны решаться в ходе реализации образовательных областей Программы. Поэтому реализация образовательной области «Познание» является — создание системы воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития, через решение следующих задач:
— развитие познавательно исследовательской и продуктивной деятельности;
— сенсорное развитие;
— формирование системы воспитательно-образовательной деятельности с учетом федеральных государственных требований;
— использование проектного метода в работе с детьми, способствующего созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей;
— разработать с педагогами ДОУ механизм реализации образовательной области «Познание»;
— сформировать систему методического обеспечения: картотеки — дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, проекты;
— организовать проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми, способствующей качественному образованию дошкольников
На каждом возрастном этапе ребенка – дошкольника, педагогом решаются разные задачи развития. Поэтому планирование основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами. Для того чтобы дошкольное образовательное учреждение успешно работало, оно должно использовать современные методики и интеграционные технологии. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Педагогам при планировании и реализации проектов надо помнить, что главное в методе проектов - это направленность познавательной деятельности дошкольников на РЕЗУЛЬТАТ, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным. Основное значение в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер[6], А.В. Запорожец[17], Г.В. Пантюхин[55], Н.Н. Поддъяков[46] и др.)..Используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, он учится предвидеть результат своей деятельности, у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно. Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
(Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом). Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
Литература
- Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
- Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
- Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
- Куликовская И.Э., СовгирН.Н. Детское экспериментирование, 2003.
- Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
- Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
- Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
- Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
- Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
Предварительный просмотр:
Латипова Л.Г.
г. Нижнекамск
МАДОО «Центр развития-
детский сад № 92
«Ладушки»
Роль проектной деятельности в развитии дошкольников
Сегодня в науке и практике актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений воспитанников в новой для них ситуации, для решения возникающих проблем. Одна из технологий, способствующих активизации поисковой деятельности дошкольников – проектная деятельность
В её основе лежит концептуальная идея доверия ребенка к миру, опора на его поисковое поведение. Технология проектирования делает детей активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. ДОУ считает метод проектов как неотъемлемую часть индивидуализации образования, как отдельную систему, одно из направлений модернизации современного развивающего обучения.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
За основу взят тип детской проектной деятельности. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, которые выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Исследовательская проектная деятельность - предполагает проверку некого предположения ( гипотезы) с использованием метода познания ( наблюдение, эксперимент)
Исследовательский проект предлагает следующие этапы работы над проектом:
1.подготовительный.
Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.
2. Планирования.
Этот этап связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
-в каких источниках найти информацию;
3.Исполнительский
На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов. родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
4.Презентационный ( представление продуктов проектной деятельности) Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Нормативная проектная деятельность развивает позитивную социализацию детей. Работа по созданию новой нормы (нормотворчества) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
1.Воспитатель выделяет такие ситуации, которые часто повторяются, и характеризуются нежелательными формами поведения детей.
2.Педагог инициирует обсуждение вариантов поведения и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.
3.Дети изображают нежелательные последствия неприемлемого поведения.
4.Дети рассказывают о своих рисунках .
5.Дети высказывают как нужно вести себя и выбирают одно предложение заправило.
6.Дети зарисовывают правило.
7.Дети объясняют , что нарисовали и создают окончательный знак
8. Выполняют «знак» правило.
Ожидаемые результаты детской проектной деятельности
1. В ходе проектной деятельности расширятся знания детей об окружающем мире.
2. Дошкольники будут проявлять инициативу и активность для решения проблемы
3. Дети овладеют навыками решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
4. Дошкольники приобретут необходимые навыки публичного изложения найденной информации.
5. В ходе проектной деятельности будут развиваться детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием
6. Дети научатся выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
7. Научатся руководствоваться самостоятельно установленными нормами, прислушиваться к чужому мнению.
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе. При этом педагоги иногда не дифференцируют его с понятием проблемного обучения и внедряют в педагогический процесс оба подхода. Между тем проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность воспитанников и учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Игра и игрушка в детской субкультуре и ответственность взрослых// Детский сад: теория и практика №1/2011. Стр. 28-36.
2. Березина Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких// Детский сад: теория и практика №1/2011. Стр. 64-73.
3. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-синтез Москва, 2008
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.:ТЦ «Сфера», 2006.
5. Куликовская И.Э. Формирование основ исторического мышления у дошкольников// Детский сад: теория и практика №9/ 2012. Стр. 6-15.
6. Максимова С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика №3/2012. Стр. 26-35.
7.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.
8. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика №3/2012. Стр. 6-17.
9. Тихонова А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины/ Детский сад: теория и практика №9/2011. Стр. 60-65.
10. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании/ Детский сад: теория и практика №9/2012. Стр. 6-18.
Предварительный просмотр:
Латипова Л.Г.,тәрбияче,
Түбән Кама, МАДОО
“ЦРР ДС № 92”
Мини проект “Әниемә тиңнәр юк”
Проектның актуальлеге
Безнең барыбызга да иң кадерле һәм якын кеше - эни. Баланың шәхес буларак үсешендә ана белән үзара аңлашу аерыча әһәмияткә ия. Ана мәхәббәте ул бала турында һәръяклап кайгырту һәм аңа ярдәм итүне үз эченә ала. Әни ул безнең гомер башлангычы, иң җылы караш, иң яратучы йөрәк, иң мәрхәмәтле куллар. Кайвакыт без әниләребезгә ягымлы сүзләр әйтергә дә, яратуыбыз хакында әйтергә дә онытабыз, лэкин без беләбез, әниләребез бар чакта безне яклаучы да, яратучы да, саклаучы да бар. Ана йорәгендә генә баласына чиксез мәхәббәт, аның өчен борчылу тойгысы, һәрчак кичерү хисе яши. Шуңа да карамастан, еш кына, балалар әниләренә материаль бәйлелек аркасында гына тартылу очраклары бар. Яшь үзенчәлекләренә бәйле хәлдә, бала әнисенең дә бала игътибарына, ярдәменә, кайгыртуына мохтаҗ икәнен аңламау очраклары күзәтелә. Балаларда әниләренә җылы караш, алар турында кайгырту, әниләрен ягымлы сүзләр , үз куллары белән әзерләгән бүләкләр белән куандыру теләге булдыруны формалаштыру-тәрбиячеләр алдында торган иң зур мәсьәләләрнең берсе. Бу проект балада әйләнә-тирәгә уңай карашны үстерүгә, гомумкешелек байлыкларына игътибар, иң якын кешеләре- әниләренә мәхәббәт тәрбияләүгэ юнәлдерелгән.
Проектның технологик картасы
Эчтәлек | Аңлатма |
Проектның исеме | Әниемә юк тиңнәр |
Проектның тибы | Педагогик |
Төре | Танып-белү, иҗади, уен, төркемле, кыска вакытлы |
Белем бирү эшчәнлеге | Танып-белү( познание) |
катнашучылар | Педагоглар, балалар, музыка җитәкчесе, ата-аналар |
Максатчан төркем | 2 кечкенәләр төркемендә тәрбичләнүчеләр |
вакыты | С 01.10.2015 по 30.11.2015 |
Нигезлзәмә | Балаларда әниләр,әбиләр, аларныә тормыштагы әһәмияте турындагы белемнәрен актуальләштерү һәм системалаштыру. |
Максат | Әниләргә тирән мәхәббәт хисләре тәрбияләү |
Бурычлар | Балаларның кузаллавын үстерү, сүз байлыгын активлаштыру
Культура –маса чараларында үз-үзеңне тоту кагыйдәләрен формалаштыру Эмоциональ-ихтиярый олкәне үстерү (ярату хисе, хөрмәт,шатлану, кешеләрне шатландыру) |
Көтелгән нәтиҗә: 1.Бакча хезмәткәрләре, әти-әниләрнеәң бергәләп эшләве өчен шартлар барлыкка килү
2.Балаларда үзеңнең һәм өлкәннәр хезмәтенә карата хөрмәт арту
3.Ата –аналарда ббаланың бакчадыгы тормышына кызыксыну барлыкка килү.
Появление интереса у родителей к жизни ДОУ
- Бәйрәм үткәрү
- Балалард тема буенча сүз запаслары арту һәм активлашу
- Мөстәкыйль сөйләм (сорауларга җавап бирү, шигырҗләр).
- Яшьтәшьләре һәм өлкәннәр белән аралашу күнекмәләре үсү
- Якыннарыңны яратырга, тәбрикләргә өйрәнү
Балалар белән эш
Эш бүлекләре | Төп эшчәнлек |
Белем бирү өлкәсе | Танып-белү «Мин һәм мине әнием» Конструкцияләү – « Җиһаз» Иҗади сәнгать Рәсем – «Әниемә бүләк ясыйм», « Әниемә тарак ясыйм» Әвәләү – «Яңа тәлинкәдә әниемә торт бирәм» Ябыштыру - «Мимоза» Әдәби китап уку «Иң кадерлем-әнием» шигырь ятлау Коммуникация «Минем яраткан әнием» Музыка Җыр « җырлыйм әнием турында» |
Бергәләп эш | |
Әнгәмә | - «Әниләр көне» - Әниләр турында киятләр уку һәм анализлау, җыр-шигырь өйрәнү, табышмак чишү -Рәсемнәр, фотосурәт, картиналар карау - “Минем әнием” дигән альбом ясау -“Әнинең булышчылары” дигән фотокүргәзмә |
Әдәби китап уку | |
Коммуникация | Бәйрәмгә шигырьләр өйрәнү. “Табышмак әйтәм-тап” уены |
Художественное творчество | буяу |
Музыка | Җырлар һәм биюләр өйрәнү
|
Уен эшчәнлеге | Дидактик уеннар һәм күнегүләр «Малай(кыз) фигурасын яса»; «Кем балалары «кайсы алдан, кайсы ахырдан» Хәрәкәтле уеннар: «Чебиләр», «Атта чабабыз», «Үз йортыңны тап», «Куып тот», «Песи һәм балалары». Сюжетлы-ролле уеннар: «Курчакка чәй эчерэбез» «Магазин» «Өй» «Әниләр-кызлар» Сүзле уеннар: «Кабатла», « Назлап әйт», «Яхшы-начар» Өстәл уеннары: «Бәйрәм пирогы», «Бизәк яса», «Лабиринт»; «Букет яса», «Чәчәкне җый»; |
Күзәтү | Һава торышын,транспорт, узып баручылар, табигатҗ күренешләре, кошлар. |
Ата-аналар белән эш
- Ата-аналар өчен консультацияләр
«Балаларда мөстәкыйльлек тәрбияләү»
«Салкын көздә-җылы бәйрәм»
«Булышчылар үстерик»
«История возникновения праздника 8 марта»
- Шәхси әнгәмәләр: «Өйдә өлкәннәргә булышу теләген үстерү», «Шигырь ятларга булышу»
- Ширма:
«Әниләр көне»
«Әниемә зур бүләк»
«Әниләр көненә өй эше»
«Әниләргә шигырләр»
- фотовыставка «Әнинең булышчылары»
- Әниләргә шпаргалкалар «Җыр текстлары»
- Конкурс “Әниемнең алтын куллары» (Әниләрнең кул эшләре)
- Котлау открыткалары
Нәтиҗәләр:
Бу проектны башкарганда белем бирү эшчәнлегенең төрле өлкәләре файдаланылды, балаларның мөстәкыйль эшчәнлеге оештырылды, төрле эш формалары берләштерелде. Балалар белән эш хезмәттәшлек принөибына нигезләнде. Бар эшчәнлек күргзмәлелек ярдәмендә, һэр балага индивидуалҗ якын килеп, әниләргә мәхәббәт тәрбияләүгә юнәлдерелде. Максатка ирешүдә төрле эш алымнары кулланылды.
Бу проект үзенеә уңай нәтиҗәләрен күрсәтте:
-Балалар алда торган бәйрәм турында белемнәрен системага салдылар;
- Китаплар, фотографияләр, иллюстрацияләр, шигырьләр , табышмаклар хисабына белем биру мөхите баеды;
-балаларның иҗади сәләтләре формалашты,танып-белү активлыгы артты, кызыксынучанлыгы үсте.аралашу күнекмәләре ныгыды;
- Балаларда үзләренеә әниләренә охшау теләге барлыкка килде;
- Әниләр көнен үткәрүдә балалар 1әм әниләр актив катнашты.