Материалы по мелкой моторике
1. Мелкая моторика и её значение
2.Приемы развития мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya.docx | 35.02 КБ |
priemy_razvitiya_melkoy_motoriki.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика и её значение
1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобока, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Предварительный просмотр:
Приемы развития мелкой моторики. Массаж
Рассмотрим подробнее приемы развития речи через развитие мелкой моторики.
Массаж.
Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.
Педагоги выполняют (по показу) самомассаж «Времена года» ладонями и пальцами обеих рук.
Если тает снег и лед,
Ручеек журчит, поет.
(Поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей.)
Мишке стало не до сна,
Значит, к нам пришла весна.
(Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей.)
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает,
(Поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей).
Стало сухо и тепло,
Значит, лето к нам пришло.
(Поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей).
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише,
(Постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей).
Землю всю листва укрыла,
Значит, осень наступила.
(Постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей.)
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома,
Значит, к нам пришла зима.
(Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей.)
Существуют и другие виды логопедического массажа, которые непосредственно воздействуют на мелкую моторику.
Выполняется массаж с гранёными карандашами.
«Эстафета».
Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.
Карандаш я подержу
В гости к пальчику приду.
«Качалочка»
Прокатывание карандаша между пальцами.
Карандаш не отдыхает
Между пальцами гуляет.
«Добывание огня»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду