5. Программно-методическое обеспечение

Бланк Раиса Николаевна

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Томска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 г. Томска

Элективный курс

«Решение расчётных задач»

г.Томск -2018

«Решение расчётных задач»

программа элективного курса и методические

рекомендации для учащихся 11 классов

Пояснительная записка

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так
как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается
более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы
научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с
систематическим использованием решения различных задач. В школьной
программе существует эпизодическое включение расчетных задач в
структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных
закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение
основ химии немыслимо   без   понимания   количественной   стороны химических    процессов.

Решение  задач содействует конкретизации и упрочению знаний,
развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти

учащих химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение
задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между
явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить
логически,  воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать
задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся,  глубины усвоения ими учебного материала.

Данная программа элективного курса предназначена для учащихся
классов химико-биологического профиля и рассчитана на 35 часов.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит
восполнить        пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач  разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

     Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задач, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:

- Совершенствование   подготовки   учащихся   с   повышенным
уровнем мотивации к изучению химии;

- Сознательное усвоение теоретического материала по химии,
умение использовать при решении задач совокупность приобретенных
теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение
необходимых  навыков работы с литературой.

Цели курса:

- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудолюбия и добросовестности;

- развитие учебно-коммуникативных умений.

Задачи:

- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;

- решение расчетных задач повышенной сложности;

- формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

- использование знаний по математике, физике, биологии;

- составление авторских задач и их решение;

- использование местного материала для составления условий задач.

Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:

по итогам элективного курса учащиеся должны знать:

-химические    свойства    разных    классов    неорганических    и органических соединений;

- признаки, условия и сущность химических реакций;

-химическую номенклатуру.

По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить счеты:

- по формулам и уравнениям реакций;

-определение компонентов смеси;

-определение формул соединений;

-растворимости веществ;

-вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных; .

-энтальпии веществ;

-переход от одного способа выражения концентрации к другому.

Содержание программы

Тема1: Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.

Тема2: Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следственный; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема3: Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли(кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема4: Концентрация  растворов.   Выражение   состава  растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема5:Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических       соединений.       Смешанные       задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Практич. Занятия

Формы контроля

1

Ведение.

1

1

Отчет.  Контрольная и домашние работы.

Задачи на газовые законы

10

10

Отчет. Контрольная и домашние работы.

Расчеты по уравнениям реакций

8

8

Отчет. Контрольная и домашние работы.

Решение задач на растворы

9

9

Отчет. Контрольная и домашние работы.

Задачи по органической

химии

6

6

Отчет. Контрольная и домашние работы.

Итоговое занятие. Защита авторских задач.

1

1

Защита творческой работы. Зачет

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Образовательный Продукт

1

Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач.

Правила решения и оформления задач.

2

Задачи на соотношение основных характеристик газов.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др.

3

Задачи на нахождение молярной массы смеси газов.

Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных.

4

Задачи на смеси газов.

Отчет о самостоятельном решении задач.

5

Задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.

Алгоритм решения. Отчет. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли.

6.

Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции.

7

Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции.

Отчет о самостоятельном решении задач.

8

Задачи на озонированный кислород.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний о свойствах озона.

9

Задачи на горение топлива.

Домашняя контрольная работа.

10

Смешанные задачи

Отчет о самостоятельном решении задач.

11

Контрольная работа.

Контрольная работа.

12

Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

13

Задачи на металлические пластинки.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

14

Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот.

Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений.

15

Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты.

Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение.

16

Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления-самовосстановления.

Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV).

17

Расчёты по термохимическим уравнениям.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса.

18

Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей.

Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций.

19.

Смешанные задачи.

Отчет о самостоятельном решении задач.

20.

Контрольная работа.

Контрольная работа.

21.

Решение задач на молярную концентрацию.

Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация.

22.

Задачи на вычисление рН.

Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды.

23.

Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.

Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата.

24.

Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений.

25.

Задачи на насыщенные растворы.

Отчет о самостоятельном решении

задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры.

26.

Задачи на олеум.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI).

27.

Контрольная работа

Контрольная работа.

28.

Задачи по органической химии. Нахождение формул, если известны массовые доли элементов.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула.

29.

Задачи на определение формул, если и известны массы или объемы продуктов

сгорания.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы.

30.

Задачи на углеводороды.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения.

31.

Задачи на кислородсодержащие органические соединения.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий о генетической связи.

32.

Задачи на   азотсодержащие органические соединения.

Отчет о самостоятельном решении задач.

33.

Смешанные задачи.

Отчет о самостоятельном решении задач.

34.

Защита авторских задач.

Авторские задачи.

35.

Зачет.

Методические рекомендации

Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он
предназначен
 для учащихся 11 класса. К этому времени пройдена программа
общей и
 неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже
ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает
возможность на
 занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее
сложные
и мало встречающиеся в основной программе направления решения
задач.  Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки
их знаний.

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание па типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.

Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по
образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать        условия и возможные пути решения.

Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как
динамичный
 «тренинг», но для повышения мотивации учащихся,
интенсификации
 учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным  технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

       Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической   направленности,   практических жизненных ситуаций).



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 8 класс

Наименование темы

Дата по плану

Дата по факту

примечание

Введение. Первоначальные химические понятия (5 часов)

1

Инструктаж по правилам ТБ. Предмет химии. Вещества. Химические элементы.

05.09.2019

2

Инструктаж по ТБ. ПР № 1. Приёмы обращения с лабораторным  оборудованием

06.09.2019

3

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

12.09.2019

4

Знаки химических элементов. Периодическая система хим. элементов.

13.09.2019

5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

19.09.2019

Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов)

6

Основные сведения о строении атомов.

20.09.2019

7

Химические элементы. Изотопы.

26.09.2019

8

Строение электронных оболочек атомов.

27.09.2019

9

Ионная химическая связь.

03.10.2019

10

Ковалентная неполярная связь.

04.10.2019

11

Ковалентная полярная связь.

10.10.2019

12

Металлическая связь.

11.10.2019

13

Подготовка к контрольной работе.

17.10.2019

14

Контрольная работа № 1. Атомы химических элементов.

18.10.2019

Текущий

Тема 2. Простые вещества (7часов)

15

Анализ контрольной работы. Простые вещества – металлы и неметаллы.

24.10.2019

16

Количество вещества.

25.10.2019

17

Количество вещества. Решение задач.

07.11.2019

18

Молярный объём газов. Решение задач

08.11.2019

19

Решение задач (количество вещества, молярный объём газов).

14.11.2019

20

Обобщение и систематизация материала по теме «Количество вещества».

15.11.2019

21

Контрольная работа по теме «Простые вещества»

21.11.2019

Текущий

Тема 3. Соединения химических элементов (13 часов)

22

Степень окисления. Бинарные соединения.

22.11.2019

23

Оксиды, летучие водородные соединения.

28.11.2019

24

Основания.

29.11.2019

25

Кислоты.

05.12.2019

26

Соли.

06.12.2019

27

Соли как производные кислот и оснований.

11.12.2019

28

Основные классы неорганических веществ.

12.12.2019

29

Аморфные и кристаллические вещества.

18.12.2019

30

Чистые вещества и смеси.

19.12.2019

31

Решение задач (массовая доля).

25.12.2019

32

Практическая работа №1. Приготовление  раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

26.12.2019

33

Контрольная работа № 2. Соединения химических элементов.

Текущий

34

Анализ контрольной работы

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

35

Физические явления в химии. Химические реакции.

36

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

37

Составление уравнений химических реакций.

38

Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах

39

Реакции соединения. Цепочки переходов.

40

Реакции замещения.

41

Реакции обмена.

42

Типы химических  реакций на примере свойств воды.

43

Расчеты по химическим уравнениям.

44

Расчеты по химическим уравнениям. Подготовка к контрольной работе.

46

Контрольная работа № 3. Химические уравнения.

Текущий

47

Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание водорода и кислорода.

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (20 часов)

48

Растворение. Растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация.

49

Электролитическая диссоциация.

50

Теория электролитической диссоциации.

51

Ионные уравнения реакций.

50

Решение задач по теме «Ионные уравнения».

52

Кислоты в свете ТЭД.

53

Основания в свете ТЭД.

54

Оксиды.

55

Соли в свете ТЭД.

56

Генетическая связь между классами веществ.

57

 Практическая работа  № 5. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

58

Обобщение и систематизация материала по теме «Свойства электролитов».

59

Контрольная работа № 4. Свойства растворов электролитов.

текущий

Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции (5 часов)

60

Анализ контрольной работы.  Классификация химических реакций.

61

Окислительно-восстановительные реакции. Электронный баланс.

62

Окислительно-восстановительные реакции.

63

Обобщение и систематизация материала по теме «ОВР».

64

Зачёт по теме: "ОВР"

65

ПР № 7.  Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Повторение (3 часа)

66

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.

67

Расчеты по химическим уравнениям. Количество вещества.

68

Химические реакции. ТЭД и ОВР.

Всего часов         - 68

Практических работ – 6

Контрольных работ - 5



Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Томска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 Г. ТОМСКА

                                                                                         

                                                                                        СОГЛАСОВАНО

                                                                                        Заместителем директора по УВР

                                                                                        _________________

                                                                                       Дата согласования:________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        

        По предмету (курсу) химия

Количество часов в год 68, в неделю 2 часа

Целевая группа: учащиеся 9А, 9Б

Календарно - тематическое планирование

Наименование темы

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. Введение в курс 9 класса (13 ч)

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

2-3

Свойства оксидов, кислот, оснований , солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления – восстановления.

4-5

Составление окислительно- востановительных реакций

6

Амфотерные оксиды и гидроксиды

7

Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.

8

Химическая организация живой и неживой природы

9

Классификация химических реакций по различным признакам

10

Понятие о скорости химической реакции

11

Катализаторы

12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»

13

Контрольная работа по теме «Введение»

Тема 1. Металлы (18 часов)

14

Положение элементов – металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы.

15

Химические свойства металлов.

16

Металлы в природе. Общие способы получения металлов

17

Решение расчетных задач с понятием массовая доля продукта реакции

18

Понятие о коррозии металлов

19

Щелочные металлы. Общая характеристика

20

Соединения щелочных металлов

21

Щелочно-земельные металлы. Общая характеристика.

22

Соединения щелочно-земельных металллов

23

Алюминий – переходный элемент. физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия.

24

Соединения алюминия: оксид, гидроксид и их амфотерный характер.

25

Практическая работа №1 «Осуществление цепочек химических превращений»

26

Железо элемент VIII B группы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе.

27

Соединения железа со степенью окисления +2,+3 и их качественное определение. Генетические ряды Fe+2 и Fe+31

28

Практическая работа «Получение и свойства соединений металлов»

29

Практическая работа «Решение экспериментальных задач»

30

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

31

Контрольная работа по теме «Металлы»

Тема 2. Неметаллы (28 часов)

32

Общая характеристика неметаллов

33

Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения.

34

Водород.

35

Вода.

36

Галогены. Общая характеристика.

37

Соединение галогенов.

38

Практическая работа «Решение экспериментальных задач по подгруппе галогены»

39

Кислород

40

Сера, ее физические и химические свойства.

41

Соединение серы

42

Серная кислота, как электролит и ее соли.

43

Серная кислота как окислитель. Применение и получение серной кислоты.

44

Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

45

Азот и его свойства

46

Аммиак и его соединения. Соли аммония.

47

Оксиды азота.

48

Азотная кислота как электролит и ее применение

49

Азотная кислота как окислитель и ее получение.

50

Фосфор. Соединение фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях.

51

Углерод.

52

Оксиды углерода.

53

Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды и способы устранения.

54

Кремний.

55

Соединение кремния.

56

Силикатная промышленность.

57

Практическая работа «Получение и собирание, распознавание газов»

58

Обобщение по теме «Неметаллы»

59

Контрольная работа по теме «Неметаллы»

Тема 3. Повторение основных вопросов курса 9-го класса (9 часов)

60

Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.

61

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.

62

Классификация химических реакций по различным признакам.

63

Классификация неорганических веществ

64

Свойства неорганических веществ

65

Генетические ряды мела, неметалла, переходного металла.

66

Тренинг тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии

67

Итоговая контрольная работа

68

Анализ контрольной работы

Итого – 68

Практических -7

Контрольных - 5



Предварительный просмотр:

        Департамент образования администрации г.Томска         

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 Г.ТОМСКА

        

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                       Директор МАОУ СОШ №31 г.Томска

                                                                                                        __________________

                                                                                                        Приказ  от ______ № ______

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Химия вокруг нас»

(общекультурного развития личности направление)

для основного уровня образования

( 7 классы)

Количество часов в неделю – 1 ч

Всего в год – 34 ч

   

                                                                                                         Составитель:

Бланк Раиса Николаевна,

                                                                                                               учитель химии,

                                                                                                                   высшая категория

2019

Пояснительная записка

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

общекультурного  направления «Химия вокруг нас»

в 7 классе

Программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями от 31.12.2015 № 1577);
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015 № 26  (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
  6. Образовательной программы основного уровня общего образования МАОУ СОШ №31

          Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочей программе МАОУ СОШ №31.

Предлагаемая программа «Химия вокруг нас» предназначена для организации  внеурочной  деятельности  по  общекультурному  развитию  личности.

Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.

          Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В рамках данного курса запланированы практические работы. Программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов химии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету

         

        Актуальность: программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной жизни.

         

        Целью изучения   курса  является   формирование у учащихся интереса к химии, развитие любознательности, развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, данный курс  подготавливает учащихся к изучению химии в 8 классе.

 

Основные задачи программы:

Обучающие:

- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;

- овладение простейшими практическими умениями и навыками в области  химии.

- развитие у учащихся устойчивого интереса к химии, как науке;

- формирование умений: безопасно обращаться с химическими веществами, простейшим лабораторным оборудованием; соблюдать правила поведения во время проведения химического эксперимента в кабинете химии (химической лаборатории); наблюдать и анализировать физические и химические явления, происходящие в природе, в повседневной жизни, в лабораторных опытах; объяснять результаты опытов; делать обобщения и выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

Развивающие:

- удовлетворение индивидуальных запросов  учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей;

- развитие способностей к самостоятельному мышлению;

- развитие коммуникативных способностей, культуры общения, сотрудничества.

Воспитывающие:

- воспитание уверенности в себе и ответственности за результаты своей деятельности.

- формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.

- привитие интереса к изучению явлений природы.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие  результаты:

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование  основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать  правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов; 

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

Содержание программы

Содержание курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения.  Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых  учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.

Тема№1

Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой.

(7 часов)

Ознакомление с кабинетом химии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории,  оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с содержанием курса занятий.

      Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок).

 Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки. Особенности строения пламени. Правила нагревания вещества.

Экскурсия

  • Школьная химическая лаборатория

Практические  работы

  • Знакомство с лабораторным оборудованием.
  • Работа со спиртовкой. Изучение строения пламени. Наблюдения за горящей свечой.
  • Работа с весами, мерной посудой

Формы:

  • беседа,
  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • практическое занятие
  • демонстрация

Вид деятельности:

  • работа в парах;
  • групповая работа;
  • игра «Узнай меня»
  • экскурсия

Тема № 2

Предмет химии и методы её изучения. (9 часов)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Химия – наука о веществах. Тела и вещества. Что изучает химия.        

Свойства веществ.Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).  Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Научные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, теория.

     Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Делимость вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества.

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Круговорот воды в природе.

Формы:

  • лекция,
  • беседа,
  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • практическое занятие
  • дискуссия

Вид деятельности:

  • работа в парах;
  • групповая работа;
  • игра «Узнай меня»
  • игра «Цепочка»
  • игра «Найди ошибку»
  • игра «Химическая тайнопись»

Тема №3

Химия на кухне. (9 часов)

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Карамелизация сахара Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Крахмал- сложный углевод. Изучение его свойств, применеие крахмала.Что такое аналитика? Распознавание веществ. Качественные реакции. Образование накипи на нагревательных поверхностях. Методы борьбы с накипью. Жесткая и мягкая вода. Образование ржавчины и способы её удаления.

Практическая  работа.

  • Очистка поваренной соли от загрязнений

Формы:

  • лекция,
  • беседа,
  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • практическое занятие
  • дискуссия

Вид деятельности:

  • индивидуальная работа;
  • работа в парах;
  • групповая работа;
  • игра «Узнай меня»
  • игра «Найди ошибку»
  • игра «Двойняшки»

Тема № 4

Химия и здоровье( 9 часов)

Пищевые добавки. Пищевые  красители,  загустители, подслащивающие  вещества. Консерванты,  пищевые  антиокислители,  ароматизаторы. Пищевая аллергия. Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля. Роль витаминов в организме человека. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Обнаружение витаминов в ягодах и фруктах. Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. А также использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний.

   Практическая работа.

  • Витамины. Обнаружение витамина С в ягодах и фруктах

Формы:

  • лекция,
  • беседа,
  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • практическое занятие
  • дискуссия
  • круглый стол

Вид деятельности:

  • индивидуальная работа;
  • работа в парах;
  • групповая работа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра «Соревнование»

Тематическое планирование внеурочной деятельности

Разделы программы

Кол-во часов

1.

Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой.

7

2.

Предмет химии и методы её изучения.

9

3.

Химия на кухне.

9

4.

Химия и здоровье

9

Итого

34

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма организации занятия

Дата проведения

Всего часов

Теор.

Практ.

Тема№1

Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой.

7

3,5

3,5

 Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории. История открытия науки химии.

Занимательные опыты.

0,5

0,5

лекция,  демонстрация

Экскурсия в школьную химическую лабораторию. Знакомство с химической посудой.

0,5

0,5

экскурсия

Знакомство с лабораторным оборудованием

0,5

0,5

лекция,  практическая работа

Работа со спиртовкой. Изучение строения пламени. Наблюдения за горящей свечой.

0,5

0,5

лекция,  практическая работа

Горение веществ.

0,5

0,5

лекция,  демонстрация

Работа с весами, мерной посудой

0,5

0,5

лекция,  практическая работа

Работа с химическими реактивами

0,5

0,5

лекция,  демонстрация

Тема № 2

Предмет химии и методы её изучения.

9

6,5

2,5

Что изучает химия? Тела и вещества.

1

дискуссия

Свойства и превращения веществ. Занимательные опыты.

0,5

0,5

групповая работа, эксперимент.

Физические и химические явления.

0,5

0,5

эксперимент

Методы изучения химии:  наблюдение и эксперимент.

0,5

0,5

дискуссия, эксперимент

Язык химии. Химическая символика

1

лекция

Строение веществ.

1

дискуссия, демонстрация

Путешествие в микромир.

1

групповая работа

Агрегатные состояния веществ.

0,5

0,5

демонстрация

Изучение свойств воды. Путешествие одной капли

( круговорот  воды в природе)

0,5

0,5

эксперимент

Тема №3

Химия на кухне.

9

4,5

4,5

Поваренная соль и её свойства.

1

дискуссия

Очистка поваренной соли от загрязнений

1

практическая работа

Сахар и его свойства. Карамелизация сахара.

0,5

0,5

дискуссия, эксперимент

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства.

0,5

0,5

дискуссия, эксперимент

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

0,5

0,5

дискуссия, эксперимент

Крахмал и его свойства.

0,5

0,5

дискуссия, эксперимент

Как обнаружить вещество или что такое аналитика.

0,5

0,5

лекция, эксперимент

Что такое накипь и как с ней бороться?

0,5

0,5

дискуссия, эксперимент

Что такое ржавчина и как её удалить.

0,5

0,5

дискуссия, эксперимент

Тема № 4

Химия и здоровье

9

8,5

0,5

Пищевые добавки.

1

лекция

Пищевые  красители,  загустители, подслащивающие  вещества.

1

лекция

Консерванты,  пищевые  антиокислители,  ароматизаторы.

1

лекция

Пищевая  аллергия.

1

дискуссия

Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля.

1

дискуссия

Витамины. Обнаружение витамина С в ягодах и фруктах

0,5

0,5

дискуссия, практическая работа

Домашняя аптечка. Лекарственные препараты и лекарственные растения.

1

лекция

Защита исследовательских работ

1

круглый стол

Итоговое занятие. Мы и химия вокруг нас.

1

круглый стол


Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический  комплект:

  1. Ширшина, Н.В. Химия. 8-9 классы. Сборник Элективных курсов. Волгоград. Учитель, 2012г.
  2. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
  4. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание», 1992
  5. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий  с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
  6. Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических превращений: Оригинальные задачи по химии. СПб.: Химия. 1998. – 168 с.
  7. Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1996
  8. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003

Интернет ресурсы.

  1. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
  2. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
  3. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
  4. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
  5. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
  6. http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" – это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
  7. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
  8. http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
  9. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.

Материально-технические средства обучения

  1. мультимедийный проектор;
  2. компьютер;
  3. принтер.