5. Программно-методическое обеспечение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по химии (программа для 11 класса) | 90 КБ |
КТП 8 класс к УМК О.С. Габриеляна | 21.68 КБ |
КТП 9 класс к УМК О.С. Габриеляна | 20.64 КБ |
Внеурочная деятельность по химии 7 класс | 55.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Томска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 г. Томска
Элективный курс
«Решение расчётных задач»
г.Томск -2018
«Решение расчётных задач»
программа элективного курса и методические
рекомендации для учащихся 11 классов
Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так
как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается
более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы
научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с
систематическим использованием решения различных задач. В школьной
программе существует эпизодическое включение расчетных задач в
структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных
закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение
основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний,
развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти
учащих химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение
задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между
явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить
логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать
задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся
классов химико-биологического профиля и рассчитана на 35 часов.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит
восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задач, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
- Совершенствование подготовки учащихся с повышенным
уровнем мотивации к изучению химии;
- Сознательное усвоение теоретического материала по химии,
умение использовать при решении задач совокупность приобретенных
теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение
необходимых навыков работы с литературой.
Цели курса:
- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудолюбия и добросовестности;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи:
- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
- решение расчетных задач повышенной сложности;
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, биологии;
- составление авторских задач и их решение;
- использование местного материала для составления условий задач.
Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:
по итогам элективного курса учащиеся должны знать:
-химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
- признаки, условия и сущность химических реакций;
-химическую номенклатуру.
По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить счеты:
- по формулам и уравнениям реакций;
-определение компонентов смеси;
-определение формул соединений;
-растворимости веществ;
-вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных; .
-энтальпии веществ;
-переход от одного способа выражения концентрации к другому.
Содержание программы
Тема1: Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Тема2: Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следственный; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема3: Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли(кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема4: Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема5:Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Практич. Занятия | Формы контроля | |||
1 | Ведение. | 1 | 1 | Отчет. Контрольная и домашние работы. |
Задачи на газовые законы | 10 | 10 | Отчет. Контрольная и домашние работы. | |
Расчеты по уравнениям реакций | 8 | 8 | Отчет. Контрольная и домашние работы. | |
Решение задач на растворы | 9 | 9 | Отчет. Контрольная и домашние работы. | |
Задачи по органической химии | 6 | 6 | Отчет. Контрольная и домашние работы. | |
Итоговое занятие. Защита авторских задач. | 1 | 1 | Защита творческой работы. Зачет |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Образовательный Продукт | |||
1 | Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач. | Правила решения и оформления задач. | |||
2 | Задачи на соотношение основных характеристик газов. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др. | |||
3 | Задачи на нахождение молярной массы смеси газов. Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе. | Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных. | |||
4 | Задачи на смеси газов. | Отчет о самостоятельном решении задач. | |||
5 | Задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси. | Алгоритм решения. Отчет. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли. | |||
6. | Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции. | Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции. | |||
7 | Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции. | Отчет о самостоятельном решении задач. | |||
8 | Задачи на озонированный кислород. | Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний о свойствах озона. | |||
9 | Задачи на горение топлива. | Домашняя контрольная работа. | |||
10 | Смешанные задачи | Отчет о самостоятельном решении задач. | |||
11 | Контрольная работа. | Контрольная работа. | |||
12 | Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. | Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. | |||
13 | Задачи на металлические пластинки. | Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. | |||
14 | Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот. | Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений. | |||
15 | Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты. | Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение. | |||
16 | Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления-самовосстановления. | Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV). | |||
17 | Расчёты по термохимическим уравнениям. | Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса. | |||
18 | Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей. | Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций. | |||
19. | Смешанные задачи. | Отчет о самостоятельном решении задач. | |||
20. | Контрольная работа. | Контрольная работа. | |||
21. | Решение задач на молярную концентрацию. | Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация. | |||
22. | Задачи на вычисление рН. | Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды. | |||
23. | Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. | Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата. | |||
24. | Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений. | |||
25. | Задачи на насыщенные растворы. | Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры. | |||
26. | Задачи на олеум. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI). | |||
27. | Контрольная работа | Контрольная работа. | |||
28. | Задачи по органической химии. Нахождение формул, если известны массовые доли элементов. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула. | |||
29. | Задачи на определение формул, если и известны массы или объемы продуктов сгорания. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы. | |||
30. | Задачи на углеводороды. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения. | |||
31. | Задачи на кислородсодержащие органические соединения. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий о генетической связи. | |||
32. | Задачи на азотсодержащие органические соединения. | Отчет о самостоятельном решении задач. | |||
33. | Смешанные задачи. | Отчет о самостоятельном решении задач. | |||
34. | Защита авторских задач. | Авторские задачи. | |||
35. | Зачет. |
Методические рекомендации
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он
предназначен для учащихся 11 класса. К этому времени пройдена программа
общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже
ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает
возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее
сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения
задач. Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки их знаний.
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание па типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по
образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как
динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся,
интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Наименование темы | Дата по плану | Дата по факту | примечание |
Введение. Первоначальные химические понятия (5 часов) | ||||
1 | Инструктаж по правилам ТБ. Предмет химии. Вещества. Химические элементы. | 05.09.2019 | ||
2 | Инструктаж по ТБ. ПР № 1. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием | 06.09.2019 | ||
3 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. | 12.09.2019 | ||
4 | Знаки химических элементов. Периодическая система хим. элементов. | 13.09.2019 | ||
5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | 19.09.2019 | ||
Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов) | ||||
6 | Основные сведения о строении атомов. | 20.09.2019 | ||
7 | Химические элементы. Изотопы. | 26.09.2019 | ||
8 | Строение электронных оболочек атомов. | 27.09.2019 | ||
9 | Ионная химическая связь. | 03.10.2019 | ||
10 | Ковалентная неполярная связь. | 04.10.2019 | ||
11 | Ковалентная полярная связь. | 10.10.2019 | ||
12 | Металлическая связь. | 11.10.2019 | ||
13 | Подготовка к контрольной работе. | 17.10.2019 | ||
14 | Контрольная работа № 1. Атомы химических элементов. | 18.10.2019 | Текущий | |
Тема 2. Простые вещества (7часов) | ||||
15 | Анализ контрольной работы. Простые вещества – металлы и неметаллы. | 24.10.2019 | ||
16 | Количество вещества. | 25.10.2019 | ||
17 | Количество вещества. Решение задач. | 07.11.2019 | ||
18 | Молярный объём газов. Решение задач | 08.11.2019 | ||
19 | Решение задач (количество вещества, молярный объём газов). | 14.11.2019 | ||
20 | Обобщение и систематизация материала по теме «Количество вещества». | 15.11.2019 | ||
21 | Контрольная работа по теме «Простые вещества» | 21.11.2019 | Текущий | |
Тема 3. Соединения химических элементов (13 часов) | ||||
22 | Степень окисления. Бинарные соединения. | 22.11.2019 | ||
23 | Оксиды, летучие водородные соединения. | 28.11.2019 | ||
24 | Основания. | 29.11.2019 | ||
25 | Кислоты. | 05.12.2019 | ||
26 | Соли. | 06.12.2019 | ||
27 | Соли как производные кислот и оснований. | 11.12.2019 | ||
28 | Основные классы неорганических веществ. | 12.12.2019 | ||
29 | Аморфные и кристаллические вещества. | 18.12.2019 | ||
30 | Чистые вещества и смеси. | 19.12.2019 | ||
31 | Решение задач (массовая доля). | 25.12.2019 | ||
32 | Практическая работа №1. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. | 26.12.2019 | ||
33 | Контрольная работа № 2. Соединения химических элементов. | Текущий | ||
34 | Анализ контрольной работы | |||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов) | ||||
35 | Физические явления в химии. Химические реакции. | |||
36 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | |||
37 | Составление уравнений химических реакций. | |||
38 | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах | |||
39 | Реакции соединения. Цепочки переходов. | |||
40 | Реакции замещения. | |||
41 | Реакции обмена. | |||
42 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | |||
43 | Расчеты по химическим уравнениям. | |||
44 | Расчеты по химическим уравнениям. Подготовка к контрольной работе. | |||
46 | Контрольная работа № 3. Химические уравнения. | Текущий | ||
47 | Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание водорода и кислорода. | |||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (20 часов) | ||||
48 | Растворение. Растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация. | |||
49 | Электролитическая диссоциация. | |||
50 | Теория электролитической диссоциации. | |||
51 | Ионные уравнения реакций. | |||
50 | Решение задач по теме «Ионные уравнения». | |||
52 | Кислоты в свете ТЭД. | |||
53 | Основания в свете ТЭД. | |||
54 | Оксиды. | |||
55 | Соли в свете ТЭД. | |||
56 | Генетическая связь между классами веществ. | |||
57 | Практическая работа № 5. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. | |||
58 | Обобщение и систематизация материала по теме «Свойства электролитов». | |||
59 | Контрольная работа № 4. Свойства растворов электролитов. | текущий | ||
Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции (5 часов) | ||||
60 | Анализ контрольной работы. Классификация химических реакций. | |||
61 | Окислительно-восстановительные реакции. Электронный баланс. | |||
62 | Окислительно-восстановительные реакции. | |||
63 | Обобщение и систематизация материала по теме «ОВР». | |||
64 | Зачёт по теме: "ОВР" | |||
65 | ПР № 7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей | |||
Повторение (3 часа) | ||||
66 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. | |||
67 | Расчеты по химическим уравнениям. Количество вещества. | |||
68 | Химические реакции. ТЭД и ОВР. | |||
Всего часов - 68 Практических работ – 6 Контрольных работ - 5 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Томска МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 Г. ТОМСКА
СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР _________________ Дата согласования:________________ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По предмету (курсу) химия Количество часов в год 68, в неделю 2 часа Целевая группа: учащиеся 9А, 9Б |
Календарно - тематическое планирование
№ | Наименование темы | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. Введение в курс 9 класса (13 ч) | ||||
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. | |||
2-3 | Свойства оксидов, кислот, оснований , солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления – восстановления. | |||
4-5 | Составление окислительно- востановительных реакций | |||
6 | Амфотерные оксиды и гидроксиды | |||
7 | Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. | |||
8 | Химическая организация живой и неживой природы | |||
9 | Классификация химических реакций по различным признакам | |||
10 | Понятие о скорости химической реакции | |||
11 | Катализаторы | |||
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение» | |||
13 | Контрольная работа по теме «Введение» | |||
Тема 1. Металлы (18 часов) | ||||
14 | Положение элементов – металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы. | |||
15 | Химические свойства металлов. | |||
16 | Металлы в природе. Общие способы получения металлов | |||
17 | Решение расчетных задач с понятием массовая доля продукта реакции | |||
18 | Понятие о коррозии металлов | |||
19 | Щелочные металлы. Общая характеристика | |||
20 | Соединения щелочных металлов | |||
21 | Щелочно-земельные металлы. Общая характеристика. | |||
22 | Соединения щелочно-земельных металллов | |||
23 | Алюминий – переходный элемент. физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия. | |||
24 | Соединения алюминия: оксид, гидроксид и их амфотерный характер. | |||
25 | Практическая работа №1 «Осуществление цепочек химических превращений» | |||
26 | Железо элемент VIII B группы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе. | |||
27 | Соединения железа со степенью окисления +2,+3 и их качественное определение. Генетические ряды Fe+2 и Fe+31 | |||
28 | Практическая работа «Получение и свойства соединений металлов» | |||
29 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач» | |||
30 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» | |||
31 | Контрольная работа по теме «Металлы» | |||
Тема 2. Неметаллы (28 часов) | ||||
32 | Общая характеристика неметаллов | |||
33 | Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения. | |||
34 | Водород. | |||
35 | Вода. | |||
36 | Галогены. Общая характеристика. | |||
37 | Соединение галогенов. | |||
38 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач по подгруппе галогены» | |||
39 | Кислород | |||
40 | Сера, ее физические и химические свойства. | |||
41 | Соединение серы | |||
42 | Серная кислота, как электролит и ее соли. | |||
43 | Серная кислота как окислитель. Применение и получение серной кислоты. | |||
44 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | |||
45 | Азот и его свойства | |||
46 | Аммиак и его соединения. Соли аммония. | |||
47 | Оксиды азота. | |||
48 | Азотная кислота как электролит и ее применение | |||
49 | Азотная кислота как окислитель и ее получение. | |||
50 | Фосфор. Соединение фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях. | |||
51 | Углерод. | |||
52 | Оксиды углерода. | |||
53 | Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды и способы устранения. | |||
54 | Кремний. | |||
55 | Соединение кремния. | |||
56 | Силикатная промышленность. | |||
57 | Практическая работа «Получение и собирание, распознавание газов» | |||
58 | Обобщение по теме «Неметаллы» | |||
59 | Контрольная работа по теме «Неметаллы» | |||
Тема 3. Повторение основных вопросов курса 9-го класса (9 часов) | ||||
60 | Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. | |||
61 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона. | |||
62 | Классификация химических реакций по различным признакам. | |||
63 | Классификация неорганических веществ | |||
64 | Свойства неорганических веществ | |||
65 | Генетические ряды мела, неметалла, переходного металла. | |||
66 | Тренинг тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии | |||
67 | Итоговая контрольная работа | |||
68 | Анализ контрольной работы | |||
Итого – 68 Практических -7 Контрольных - 5 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Томска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 Г.ТОМСКА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №31 г.Томска
__________________
Приказ от ______ № ______
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Химия вокруг нас»
(общекультурного развития личности направление)
для основного уровня образования
( 7 классы)
Количество часов в неделю – 1 ч
Всего в год – 34 ч
Составитель:
Бланк Раиса Николаевна,
учитель химии,
высшая категория
2019
Пояснительная записка
к рабочей программе курса внеурочной деятельности
общекультурного направления «Химия вокруг нас»
в 7 классе
Программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями от 31.12.2015 № 1577);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015 № 26 (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
- Образовательной программы основного уровня общего образования МАОУ СОШ №31
Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочей программе МАОУ СОШ №31.
Предлагаемая программа «Химия вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному развитию личности.
Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В рамках данного курса запланированы практические работы. Программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов химии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету
Актуальность: программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной жизни.
Целью изучения курса является формирование у учащихся интереса к химии, развитие любознательности, развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, данный курс подготавливает учащихся к изучению химии в 8 классе.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;
- овладение простейшими практическими умениями и навыками в области химии.
- развитие у учащихся устойчивого интереса к химии, как науке;
- формирование умений: безопасно обращаться с химическими веществами, простейшим лабораторным оборудованием; соблюдать правила поведения во время проведения химического эксперимента в кабинете химии (химической лаборатории); наблюдать и анализировать физические и химические явления, происходящие в природе, в повседневной жизни, в лабораторных опытах; объяснять результаты опытов; делать обобщения и выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
Развивающие:
- удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей;
- развитие способностей к самостоятельному мышлению;
- развитие коммуникативных способностей, культуры общения, сотрудничества.
Воспитывающие:
- воспитание уверенности в себе и ответственности за результаты своей деятельности.
- формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.
- привитие интереса к изучению явлений природы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие результаты:
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;
- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность: |
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; |
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; |
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; |
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
Информационно-коммуникативная деятельность: |
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; |
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. |
Рефлексивная деятельность: |
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
Содержание программы
Содержание курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения. Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.
Тема№1
Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой.
(7 часов)
Ознакомление с кабинетом химии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории, оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с содержанием курса занятий.
Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок).
Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки. Особенности строения пламени. Правила нагревания вещества.
Экскурсия
- Школьная химическая лаборатория
Практические работы
- Знакомство с лабораторным оборудованием.
- Работа со спиртовкой. Изучение строения пламени. Наблюдения за горящей свечой.
- Работа с весами, мерной посудой
Формы:
- беседа,
- наблюдение,
- эксперимент,
- практическое занятие
- демонстрация
Вид деятельности:
- работа в парах;
- групповая работа;
- игра «Узнай меня»
- экскурсия
Тема № 2
Предмет химии и методы её изучения. (9 часов)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Химия – наука о веществах. Тела и вещества. Что изучает химия.
Свойства веществ.Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Научные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, теория.
Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Делимость вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества.
Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Круговорот воды в природе.
Формы:
- лекция,
- беседа,
- наблюдение,
- эксперимент,
- практическое занятие
- дискуссия
Вид деятельности:
- работа в парах;
- групповая работа;
- игра «Узнай меня»
- игра «Цепочка»
- игра «Найди ошибку»
- игра «Химическая тайнопись»
Тема №3
Химия на кухне. (9 часов)
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Карамелизация сахара Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Крахмал- сложный углевод. Изучение его свойств, применеие крахмала.Что такое аналитика? Распознавание веществ. Качественные реакции. Образование накипи на нагревательных поверхностях. Методы борьбы с накипью. Жесткая и мягкая вода. Образование ржавчины и способы её удаления.
Практическая работа.
- Очистка поваренной соли от загрязнений
Формы:
- лекция,
- беседа,
- наблюдение,
- эксперимент,
- практическое занятие
- дискуссия
Вид деятельности:
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- групповая работа;
- игра «Узнай меня»
- игра «Найди ошибку»
- игра «Двойняшки»
Тема № 4
Химия и здоровье( 9 часов)
Пищевые добавки. Пищевые красители, загустители, подслащивающие вещества. Консерванты, пищевые антиокислители, ароматизаторы. Пищевая аллергия. Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля. Роль витаминов в организме человека. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Обнаружение витаминов в ягодах и фруктах. Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. А также использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний.
Практическая работа.
- Витамины. Обнаружение витамина С в ягодах и фруктах
Формы:
- лекция,
- беседа,
- наблюдение,
- эксперимент,
- практическое занятие
- дискуссия
- круглый стол
Вид деятельности:
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- групповая работа;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра «Соревнование»
Тематическое планирование внеурочной деятельности
№ | Разделы программы | Кол-во часов |
1. | Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой. | 7 |
2. | Предмет химии и методы её изучения. | 9 |
3. | Химия на кухне. | 9 |
4. | Химия и здоровье | 9 |
Итого | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма организации занятия | Дата проведения | ||
Всего часов | Теор. | Практ. | ||||
Тема№1 Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой. | 7 | 3,5 | 3,5 | |||
Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории. История открытия науки химии. Занимательные опыты. | 0,5 | 0,5 | лекция, демонстрация | |||
Экскурсия в школьную химическую лабораторию. Знакомство с химической посудой. | 0,5 | 0,5 | экскурсия | |||
Знакомство с лабораторным оборудованием | 0,5 | 0,5 | лекция, практическая работа | |||
Работа со спиртовкой. Изучение строения пламени. Наблюдения за горящей свечой. | 0,5 | 0,5 | лекция, практическая работа | |||
Горение веществ. | 0,5 | 0,5 | лекция, демонстрация | |||
Работа с весами, мерной посудой | 0,5 | 0,5 | лекция, практическая работа | |||
Работа с химическими реактивами | 0,5 | 0,5 | лекция, демонстрация | |||
Тема № 2 Предмет химии и методы её изучения. | 9 | 6,5 | 2,5 | |||
Что изучает химия? Тела и вещества. | 1 | дискуссия | ||||
Свойства и превращения веществ. Занимательные опыты. | 0,5 | 0,5 | групповая работа, эксперимент. | |||
Физические и химические явления. | 0,5 | 0,5 | эксперимент | |||
Методы изучения химии: наблюдение и эксперимент. | 0,5 | 0,5 | дискуссия, эксперимент | |||
Язык химии. Химическая символика | 1 | лекция | ||||
Строение веществ. | 1 | дискуссия, демонстрация | ||||
Путешествие в микромир. | 1 | групповая работа | ||||
Агрегатные состояния веществ. | 0,5 | 0,5 | демонстрация | |||
Изучение свойств воды. Путешествие одной капли ( круговорот воды в природе) | 0,5 | 0,5 | эксперимент | |||
Тема №3 Химия на кухне. | 9 | 4,5 | 4,5 | |||
Поваренная соль и её свойства. | 1 | дискуссия | ||||
Очистка поваренной соли от загрязнений | 1 | практическая работа | ||||
Сахар и его свойства. Карамелизация сахара. | 0,5 | 0,5 | дискуссия, эксперимент | |||
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. | 0,5 | 0,5 | дискуссия, эксперимент | |||
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. | 0,5 | 0,5 | дискуссия, эксперимент | |||
Крахмал и его свойства. | 0,5 | 0,5 | дискуссия, эксперимент | |||
Как обнаружить вещество или что такое аналитика. | 0,5 | 0,5 | лекция, эксперимент | |||
Что такое накипь и как с ней бороться? | 0,5 | 0,5 | дискуссия, эксперимент | |||
Что такое ржавчина и как её удалить. | 0,5 | 0,5 | дискуссия, эксперимент | |||
Тема № 4 Химия и здоровье | 9 | 8,5 | 0,5 | |||
Пищевые добавки. | 1 | лекция | ||||
Пищевые красители, загустители, подслащивающие вещества. | 1 | лекция | ||||
Консерванты, пищевые антиокислители, ароматизаторы. | 1 | лекция | ||||
Пищевая аллергия. | 1 | дискуссия | ||||
Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля. | 1 | дискуссия | ||||
Витамины. Обнаружение витамина С в ягодах и фруктах | 0,5 | 0,5 | дискуссия, практическая работа | |||
Домашняя аптечка. Лекарственные препараты и лекарственные растения. | 1 | лекция | ||||
Защита исследовательских работ | 1 | круглый стол | ||||
Итоговое занятие. Мы и химия вокруг нас. | 1 | круглый стол |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
- Ширшина, Н.В. Химия. 8-9 классы. Сборник Элективных курсов. Волгоград. Учитель, 2012г.
- Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
- Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
- Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание», 1992
- Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
- Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических превращений: Оригинальные задачи по химии. СПб.: Химия. 1998. – 168 с.
- Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1996
- Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003
Интернет ресурсы.
- http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
- http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
- http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
- http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
- http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
- http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" – это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
- http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
- http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
- http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.
Материально-технические средства обучения
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- принтер.