7.1 Для коллег (Авторские разработки)
Авторские разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Электролитическая диссоциация | 44.5 КБ |
Система подготовки обучающихся к выполнению задания №32 | 340.59 КБ |
Классы неорганических соединений | 1.6 МБ |
Задания №34 с разбором задач по теме "Растворимость", "Атомистика" | 198.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. А. Бухтуева»
Электролитическая диссоциация
(урок в 9 классе)
учитель химии Бланк Раиса Николаевна
Кызыл 2012 год
Тема урока: ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
(урок обобщения в 9 классе)
Цель урока: 1. Повторить и обобщить материал по теме «Электролитическая диссоциация».
2. Закрепить понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «реакции ионного обмена».
3. Сформировать прочные навыки составления уравнений диссоциации, реакций ионного обмена.
4. Применение электролитической диссоциации в быту.
Оборудование: Таблица растворимости. ТСО. Реактивы.
Девиз урока: Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать.
Ход урока
1.Организационный момент. Проверить теоретические знания по теме.
1. Закончи предложение одним словом:
1. Положительнозаряженный электрод - …
2. Отрицательнозаряженный электрод - …
3. Положительнозаряженные частицы. - …
4. Отрицательнозаряженные частицы - …
5. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток - …
6. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток - …
7. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества - …
8. Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода - …
9. Электролиты, при диссоциации образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков - …
10. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид – ионы - …
2. Работа в тетрадях. На опыте проверим электролитическую проводимость некоторых веществ. (Можно провести опыт или посмотреть видеосюжеты из школьной программы на СD – дисках). Параллельно с проведением опыта заполняется таблица по электролитической диссоциации некоторых веществ.
Название веществ | Электролиты | Неэлектролиты |
Азотная кислота | ||
Соляная кислота | ||
Серная кислота | ||
Фосфорная кислота | ||
Раствор сахара | ||
Дистиллированная вода |
3. Среди перечисленных формул выбрать: электролиты и неэлектролиты.
СО2, Н2SO4, CuCl2, Al2(SO4)3, H2SiO3, NaOH, CuO, HCl, BaSO4, K2CO3.
4. Работа у доски и в тетрадях. Написать уравнения электролитической диссоциации следующих кислот:
Бромоводородной кислоты, серной кислоты, фосфорной кислоты, сероводородной кислоты, азотной кислоты.
5. Написать уравнения электролитической диссоциации следующих солей:
ZnCl2, Al(NO3)3, KHSO4, Na2CO3, KH2PO4, Fe(OH)2Cl.
6. Химический эксперимент:
Опыт №1 Взаимодействие сульфата меди (II) с хлоридом бария. В пробирку с сульфатом меди (II) и добавьте небольшое количество хлорида бария. Что произошло? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт №2 Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой. Налейте в пробирку гидроксид натрия и поместите лакмусовую бумажку и по каплям добавляйте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
Опыт №3 взаимодействие солей с кислотами. В химический стакан поместите небольшой кусочек мела и добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
7. Тест для проверки знаний. (Взаимопроверка).
Выбери правильный ответ.
1. Катион – это: а) ион меди б) атом серы в) ион серы г) атом меди.
2. Анион – это: а) ион натрия б) ион аммония в) карбонат – ион г) ион водорода
3. Окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии калия с водой а) синяя б) малиновая в) желтая г) бесцветная
4. формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы: а) Na2S
б) SO3 в) Na2SO4 г) BaSO4
5. Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат – ионы и ионы водорода: а) KHS б) KHSO3 в) Na2S г) NaHSO4
8. Задание на дом. (Для каждой УМК свои задания)
9. Подведение итогов.
Закончить урок можно лирической ноткой.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
А я благодарность вам всем объявлю,
Отметки все ваши в журнал выставляю,
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составьте предложение из набора слов. Это и назовите тему урока. ( 2 минуты) ОТМОРЯ КЛАСС ОЛОДОСКАРКАНИОНО СОЕДИНЕНИЙ КРАСКАКРА НЕОРГАНИЧЕСКИХ РАМАМАЛКИНОМЕРАМААЛКЕНИКЕЛЬНИКАПОТОПОТОР
Классы неорганических соединений
Девиз урока: повторение-мать учения
Выписать формулы соединений и дать названия веществам: а ) оксиды ; б ) кислоты ; в ) основания ; г ) соли С aOMg (OH) 2 MgSO 4 H 2 SO 4 H 2 CO 2 SO 3 Fe(OH) 3 KNO 3 N 2 LiOHO 2 CaCuSSHCl CaCO 3 HF
«Прятки с формулами» H 2 ____ O 3 Na 3 P __ H 2 ___ O 4 ___ CO 3 KO ___ ___ NO 3 ____ SiO 3 ____ OH H 3 ____ O 4
«Третий лишний» Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия. 1) Fe (OH)2, NaOH , Cu (OH)2 2) HNO3 , H2SO4 , HCl 3) CaO , SO2, BaO 4) H2S О 4, HNO3, H2C О 3
«Черный ящик».
Что их объединяет? NaOH К OH LiOH CsOH Ba (OH) 2
Что их объединяет? Cu(OH) 2 Mg(OH) 2 Al(OH) 3 Fe(OH) 3 Zn(OH) 2
Что их объединяет? HNO 3 H 2 SiO 3 HBr HCl H 2 SO 4
Что их объединяет? CaCO 3 NaCl LiBr Ca(NO 3 ) 2 BaSO 4
Что их объединяет? CaO MgO CuO FeO SO 2
Составьте схемы простое вещество → оксид → гидроксид → соль из следующих веществ А ) CaO , H 2 SO 4 , Mg(OH) 2 , Ca, HCl , Ca(OH) 2 , H 2 , Cl 2 , CaSO 4 Б ) Cl 2 , S, Mg(OH) 2, H 2 SO 4 , SO 3 , Ca, CaSO 4 , CaSO 3 , SO 2 , H 2 S
Определите степени окисления элементов в соединениях: Н 2 О ; СаО ; SO 2 ; MgS ; CuS ; CuSO 4
Решите задачу: 1 . Вычислите массу гидроксида кальция, которая содержится в 5 моль вещества. 2. Вычислите массовую долю кальция в оксиде кальция. 3. Какое количества вещества содержится в 30 г серной кислоты 4. Какой объем займет сероводород массой 34 г.
Дома: подготовиться к контрольной работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы задач, встречающиеся в задании №34 1 . Вычисление массовой доли реагентов в исходном растворе или смеси веществ 2 . Вычисление массовой доли продуктов в полученном после цепочки реакций растворе (реакции могут быть разные: как обменные, так и окислительно-восстановительные) 3 . Задача, в которой требуется составить материальный баланс (чаще всего там встречаются реакции на электролиз и вытеснение металлов из растворов солей (так называемые задачи «на пластинку»)) 4. Задача на растворимость 5 . Задачи на атомистику 2
По факту, для решения этих задач достаточно уметь пользоваться лишь четырьмя формулами: нахождение количества вещества, плотности, массовой доли и выхода реакции. Самое сложное — это понять логику задачи, построить верный ход решения и только потом применить нужные формулы. 3
Оценивание задания №34 За полностью верное решение задачи можно получить 4 первичных балла. Правильный и полный ответ должен содержать следующие элементы, каждый из которых оценивается в 1 первичный балл: правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания; правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные в условии задания; продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты; в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина. 4
Задачи на атомистику Смесь оксида кальция и карбоната кальция с массовой долей атомов кальция 62,5% растворили в 300 г раствора соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа, и масса полученного раствора составила 361,6 г. Выделившийся в результате реакции газ пропустили через 80 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Вычислите массовую долю соли в конечном растворе. 5
Решение: Пишем уравнения реакции: CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ↑ СО 2 + NaOH = NaHCO 3 1. n ( CaO )= X моль , тогда n ( CaCO 3 ) = У моль . 2 . тогда количества вещества атомов кальция в оксиде кальция тоже равно n ( Ca ) =Х моль , а в карбонате кальция – n ( Ca ) = У моль . 3 . Общее количество вещества атомов кальция рано n ( Ca ) =(Х + У) моль m (Ca)= n(Ca) *M(Ca) = 40 *(X + Y) г 4. m ( CaO ) = 56 X г m ( CaCO 3 ) = 100 Y г m( смеси) = 56Х + 100У г 6
5. m(Ca)/m( смеси ) = w(Ca) 40(Х+У) /56Х + 100У = 0,625 40 (Х +У) = 0,625 (56Х + 100У) 40Х + 40У = 35 Х + 62,5У 40Х – 35Х = 62,5У – 40У 5Х = 22,5У Х = 4,5У 6. n(CO 2 )= n(CaCO 3 ) = Y моль ; m(CO 2 ) = 44Y г . 7. m (раствора)= m ( CaO )+ m ( CaCO 3 )+ m ( HCl ) - m ( CO 2 ) 361,6 = 56Х + 100У + 300 – 44У 361,6 – 300 = 56Х + 56У 61,6 = 56(Х+У) 7
Составляем систему уравнений: Х+У =1,1 Х= 4,5У, решаем систему уравнений 4,5У + У = 1,1 5,5У= 1,1 У = 0,2 моль, Х = 1,1 – 0,2 = 0,9 моль n ( CO 2 ) = 0,2 моль, m ( CO 2 )= 0,2моль *44г/моль=8,8г 8. Находим количество гидроксида натрия n ( NaOH )= 80г*0,1/40г/моль = 0,2 моль n (СО 2 ) = 0,2 моль, так как количество гидроксида натрия и углекислого газа одинаковое, то образуется кислая соль гидрокарбонат натрия. n(NaHCO 3 ) = n(CO 2 ) = 0,2 моль m ( NaHCO 3 ) = 84г/моль *0,2моль = 16,8 г m (раствора NaHCO 3 ) = m ( CO 2 ) + m ( NaOH ) = 8,8г + 80г = 88,8 г w ( NaHCO 3 ) = m ( NaHCO 3 )/ m (раствора NaHCO 3 ) * 100% = 16,8 г /88,8 г *100% = 18,92% 8
Задачи для самостоятельного решения: Смесь меди и оксида меди (II), в которой массовая доля атомов меди составляет 96%, растворили в 472 г концентрированной серной кислоты, взятой в избытке. При этом наблюдалось выделение газа. Минимальная масса 10%-го раствора NaOH , который может прореагировать с выделившимся газом, равна 200 г. Определите массовую долю соли в растворе, образовавшемся после добавления серной кислоты к исходной смеси веществ. 9
Задачи для самостоятельного решения: 2. Смесь железной окалины и оксида железа(III), в которой число атомов железа относится к числу атомов кислорода как 7:10, поместили в 500 г раствора концентрированной азотной кислоты. При этом исходная смесь прореагировала полностью и наблюдалось выделение газа. Для полного поглощения выделившегося газа потребовалось 20 г 20 %- ного раствора гидроксида натрия. Определите массу соли, которая образовалась после растворения исходной смеси в кислоте. 10
Задачи для самостоятельного решения: 3. Смесь цинка и карбоната цинка, в которой количество атомов цинка относится к количеству атомов кислорода, как 5 к 6, полностью растворили в 500 г разбавленного раствора серной кислоты. При этом все исходные вещества прореагировали полностью и выделилось 22,4 л смеси газов (н.у.). К полученному раствору добавили 500 г 40%-го раствора гидроксида натрия. Определить массовую долю сульфата натрия в конечном растворе. 11
Задача, в которой требуется составить материальный баланс 2. Твердую смесь нитрата бария и сульфата меди ( II) общей массой 12.63 г добавили к 40 г воды. При этом в растворе не осталось ни ионов бария, ни сульфат ионов. Через полученный раствор пропускали постоянный электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 0,84 л(н.у.) газа, после чего в раствор добавили 50,4 г 10%-ного раствора гидроксида калия. Определите массовые доли веществ в конечном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления. 12
Решение задачи: Составляем уравнения реакции: Ba (NO 3 ) 2 + CuSO 4 = BaSO 4 + Cu(NO 3 ) 2 (1) 2Cu(NO 3 ) 2 + 2H 2 O = 2Cu↓ + 4HNO 3 + O 2 ↑ (2) 2H 2 O = 2H 2 ↑ + O 2 ↑ (3) HNO 3 + KOH = KNO 3 + H 2 O (4) Решаем по уравнению (1): n (( Ba ( NO 3 ) 2 )= X моль, тогда m (( Ba ( NO 3 ) 2 ) = 261х г n ( CuSO 4 )= n (( Ba ( NO 3 ) 2 ) = Х моль, тогда m ( CuSO 4 ) = 160Х г 261Х + 160Х = 12,63г 421Х = 12,63 Х = 0,03 моль n(( Ba (NO 3 ) 2 )= 0,03 моль и n(CuSO 4 )= 0,03 моль n ( BaSO 4 ) = n ( Ba ( NO 3 ) 2 ) = 0,03 моль, тогда m ( BaSO 4 ) = 0,03 моль * 233г/моль = 6,99 г n(Cu(NO 3 ) 2 ) = n (CuSO 4 )= 0,03 моль 13
По уравнению (2): n ( Cu ) = n ( Cu ( NO 3 ) 2 ) = 0,03 моль, m ( Cu ) = 0,03 моль * 64 г/моль = 1,92 г n ( O 2 ) 2 = 1/2 n ( Cu ( NO 3 ) 2 ) = ½ * 0,03 моль = 0, 015 моль, m ( O 2 ) = 0,015 моль * 32 г/моль = 0,48 г n(HNO 3 ) = 2n(Cu(NO 3 ) 2 ) = 2*0,03 моль = 0,06 моль По уравнению (3): n ( O 2 ) общее = 0,84л/22,4 л/моль = 0,0375 моль n ( O 2 ) 3 = n ( O 2 ) общее - n ( O 2 ) 2 = 0,0375 моль – 0,015 моль = 0,0225 моль m ( O 2 ) 3 = 0,0225моль * 32 г/моль = 0,72 г n ( H 2 ) = 2 n ( O 2 ) 3 = 2*0,0225моль = 0,045 моль m ( H 2 ) = 0,045 * 2 = 0,09г 14
По уравнению (4): n ( KOH ) = w * m (раствора КОН)/М(КОН) = 0,1*50,4г/56г/ моль= 0,09 моль n ( KOH ) прореагирует = n ( HNO 3 )= 0,06 моль n ( KOH ) останется = 0,09 – 0,06 = 0,03 моль m ( KOH ) останется = 0,03 * 56г/моль = 1,68г n ( KNO 3 ) = n ( KOH ) = 0,06 моль, m ( KNO 3 ) = 0,06 * 101г/моль = 6,06г m (раствора) = m (смеси( Ba ( NO 3 ) 2 + CuSO 4 ) + m ( H 2 O ) – m ( BaSO 4 ) – m ( Cu ) – m ( O 2 ) 2 – m ( H 2 ) 2 – m ( O 2 ) 3 + m р-ра (КОН) = 12,63г + 40г – 6,99г – 1,92 г – 0,48г – 0,09г – 0,72г + 50,4г = 92,83г w ( KNO 3 ) = 6,06г/92,83г *100% = 6,53% w ( KOH ) = 1,68г/92,83г * 100% = 1,81% w(H 2 O) = 100% - 6 ,53% - 1,81% = 91,66% 15
Задачи для самостоятельного решения: 1. Фосфид магния массой 2,68 г растворили в 54,75г 10% - ного раствора соляной кислоты. К полученному раствору добавили 10,6%-ный раствор, полученный растворением 40,04 г кристаллической соды (Na2CO3 * 10 H2O) в воде. Определите массовую долю хлорида натрия в конечном растворе. 16
Задачи для самостоятельного решения: 2 . В 15%-ном растворе серной кислоты массой 300г растворили карбид алюминия. Выделившийся при этом метан занял объем 2,24 л (н.у.). Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе. 17
Задачи для самостоятельного решения: 3. После выдерживания медной пластинки массой 14,72 г в растворе нитрата серебра масса пластинки составила 19,28г. Определите объем раствора 62%-ной азотной кислоты (плотность 1,384 г/мл), который необходим для растворения пластинки. 18
19 Учитель химии Бланк Раиса Николаевна МАОУ СОШ №31 г. Томск E-mail : blank.ray@yandex.ru