7.1 Для коллег (Авторские разработки)

Бланк Раиса Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. А. Бухтуева»

Электролитическая диссоциация

(урок в 9 классе)

учитель химии Бланк Раиса Николаевна

Кызыл 2012 год

Тема урока:  ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

(урок обобщения в 9 классе)

Цель урока: 1.    Повторить и обобщить материал по теме «Электролитическая диссоциация».

            2. Закрепить понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «реакции ионного обмена».

           3.  Сформировать прочные навыки составления уравнений диссоциации, реакций ионного обмена.

          4.          Применение электролитической диссоциации в быту.

Оборудование:  Таблица растворимости. ТСО. Реактивы.

Девиз урока:  Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать.

Ход урока

1.Организационный момент.  Проверить теоретические знания по теме.

 1. Закончи предложение одним словом:

1. Положительнозаряженный электрод - …

2. Отрицательнозаряженный электрод - …

3. Положительнозаряженные частицы. - …

4. Отрицательнозаряженные частицы - …

5. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток - …

6.  Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток - …

7. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества - …

8. Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода - …

9. Электролиты, при диссоциации образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков - …

10. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид – ионы - …

2. Работа в тетрадях. На опыте проверим электролитическую проводимость некоторых веществ. (Можно провести опыт или посмотреть видеосюжеты из школьной программы на СD – дисках). Параллельно с проведением опыта заполняется таблица по электролитической диссоциации  некоторых веществ.

Название веществ

Электролиты

Неэлектролиты

Азотная кислота

Соляная кислота

Серная кислота

Фосфорная кислота

Раствор сахара

Дистиллированная вода

3. Среди перечисленных формул выбрать: электролиты и неэлектролиты.

 СО2, Н2SO4, CuCl2, Al2(SO4)3, H2SiO3, NaOH, CuO, HCl, BaSO4, K2CO3.

4. Работа у доски и в тетрадях. Написать уравнения электролитической диссоциации следующих кислот:

Бромоводородной кислоты, серной кислоты, фосфорной кислоты, сероводородной кислоты, азотной кислоты.

5. Написать уравнения электролитической диссоциации следующих солей:

ZnCl2, Al(NO3)3, KHSO4, Na2CO3, KH2PO4, Fe(OH)2Cl.

6. Химический эксперимент:

Опыт №1 Взаимодействие сульфата меди (II) с хлоридом бария.  В пробирку с сульфатом меди (II) и добавьте небольшое количество хлорида бария. Что произошло? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт №2 Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой. Налейте  в пробирку гидроксид натрия и поместите лакмусовую бумажку и по каплям добавляйте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт №3 взаимодействие солей с кислотами. В химический стакан поместите небольшой кусочек мела и добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.

7. Тест для проверки знаний. (Взаимопроверка).

 Выбери правильный ответ.

1. Катион – это: а) ион меди   б) атом серы     в) ион серы   г) атом меди.

2. Анион – это:  а) ион натрия   б) ион аммония   в) карбонат – ион   г) ион водорода

3. Окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии калия с водой  а) синяя  б) малиновая  в) желтая  г) бесцветная

4. формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы: а) Na2S

б) SO3   в) Na2SO4   г) BaSO4

5. Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат – ионы и ионы водорода:  а) KHS  б)  KHSO3   в)  Na2S  г) NaHSO4

8. Задание на дом. (Для каждой УМК свои задания)

9. Подведение итогов.

Закончить урок можно лирической ноткой.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

А я благодарность вам всем объявлю,

Отметки все ваши в журнал выставляю,

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Составьте предложение из набора слов. Это и назовите тему урока. ( 2 минуты) ОТМОРЯ КЛАСС ОЛОДОСКАРКАНИОНО СОЕДИНЕНИЙ КРАСКАКРА НЕОРГАНИЧЕСКИХ РАМАМАЛКИНОМЕРАМААЛКЕНИКЕЛЬНИКАПОТОПОТОР

Слайд 3

Классы неорганических соединений

Слайд 4

Девиз урока: повторение-мать учения

Слайд 5

Выписать формулы соединений и дать названия веществам: а ) оксиды ; б ) кислоты ; в ) основания ; г ) соли С aOMg (OH) 2 MgSO 4 H 2 SO 4 H 2 CO 2 SO 3 Fe(OH) 3 KNO 3 N 2 LiOHO 2 CaCuSSHCl CaCO 3 HF

Слайд 6

«Прятки с формулами» H 2 ____ O 3 Na 3 P __ H 2 ___ O 4 ___ CO 3 KO ___ ___ NO 3 ____ SiO 3 ____ OH H 3 ____ O 4

Слайд 7

«Третий лишний» Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия. 1) Fe (OH)2, NaOH , Cu (OH)2 2) HNO3 , H2SO4 , HCl 3) CaO , SO2, BaO 4) H2S О 4, HNO3, H2C О 3

Слайд 8

«Черный ящик».

Слайд 9

Что их объединяет? NaOH К OH LiOH CsOH Ba (OH) 2

Слайд 10

Что их объединяет? Cu(OH) 2 Mg(OH) 2 Al(OH) 3 Fe(OH) 3 Zn(OH) 2

Слайд 11

Что их объединяет? HNO 3 H 2 SiO 3 HBr HCl H 2 SO 4

Слайд 12

Что их объединяет? CaCO 3 NaCl LiBr Ca(NO 3 ) 2 BaSO 4

Слайд 13

Что их объединяет? CaO MgO CuO FeO SO 2

Слайд 14

Составьте схемы простое вещество → оксид → гидроксид → соль из следующих веществ А ) CaO , H 2 SO 4 , Mg(OH) 2 , Ca, HCl , Ca(OH) 2 , H 2 , Cl 2 , CaSO 4 Б ) Cl 2 , S, Mg(OH) 2, H 2 SO 4 , SO 3 , Ca, CaSO 4 , CaSO 3 , SO 2 , H 2 S

Слайд 15

Определите степени окисления элементов в соединениях: Н 2 О ; СаО ; SO 2 ; MgS ; CuS ; CuSO 4

Слайд 16

Решите задачу: 1 . Вычислите массу гидроксида кальция, которая содержится в 5 моль вещества. 2. Вычислите массовую долю кальция в оксиде кальция. 3. Какое количества вещества содержится в 30 г серной кислоты 4. Какой объем займет сероводород массой 34 г.

Слайд 17

Дома: подготовиться к контрольной работе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разбор заданий №34 ЕГЭ по химии Автор Бланк Раиса Николаевна, учитель химии МАОУ СОШ №31

Слайд 2

Типы задач, встречающиеся в задании №34 1 . Вычисление массовой доли реагентов в исходном растворе или смеси веществ 2 . Вычисление массовой доли продуктов в полученном после цепочки реакций растворе (реакции могут быть разные: как обменные, так и окислительно-восстановительные) 3 . Задача, в которой требуется составить материальный баланс (чаще всего там встречаются реакции на электролиз и вытеснение металлов из растворов солей (так называемые задачи «на пластинку»)) 4. Задача на растворимость 5 . Задачи на атомистику 2

Слайд 3

По факту, для решения этих задач достаточно уметь пользоваться лишь четырьмя формулами: нахождение количества вещества, плотности, массовой доли и выхода реакции. Самое сложное — это понять логику задачи, построить верный ход решения и только потом применить нужные формулы. 3

Слайд 4

Оценивание задания №34 За полностью верное решение задачи можно получить 4 первичных балла. Правильный и полный ответ должен содержать следующие элементы, каждый из которых оценивается в 1 первичный балл: правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания; правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные в условии задания; продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты; в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина. 4

Слайд 5

Задачи на атомистику Смесь оксида кальция и карбоната кальция с массовой долей атомов кальция 62,5% растворили в 300 г раствора соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа, и масса полученного раствора составила 361,6 г. Выделившийся в результате реакции газ пропустили через 80 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Вычислите массовую долю соли в конечном растворе. 5

Слайд 6

Решение: Пишем уравнения реакции: CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ↑ СО 2 + NaOH = NaHCO 3 1. n ( CaO )= X моль , тогда n ( CaCO 3 ) = У моль . 2 . тогда количества вещества атомов кальция в оксиде кальция тоже равно n ( Ca ) =Х моль , а в карбонате кальция – n ( Ca ) = У моль . 3 . Общее количество вещества атомов кальция рано n ( Ca ) =(Х + У) моль m (Ca)= n(Ca) *M(Ca) = 40 *(X + Y) г 4. m ( CaO ) = 56 X г m ( CaCO 3 ) = 100 Y г m( смеси) = 56Х + 100У г 6

Слайд 7

5. m(Ca)/m( смеси ) = w(Ca) 40(Х+У) /56Х + 100У = 0,625 40 (Х +У) = 0,625 (56Х + 100У) 40Х + 40У = 35 Х + 62,5У 40Х – 35Х = 62,5У – 40У 5Х = 22,5У Х = 4,5У 6. n(CO 2 )= n(CaCO 3 ) = Y моль ; m(CO 2 ) = 44Y г . 7. m (раствора)= m ( CaO )+ m ( CaCO 3 )+ m ( HCl ) - m ( CO 2 ) 361,6 = 56Х + 100У + 300 – 44У 361,6 – 300 = 56Х + 56У 61,6 = 56(Х+У) 7

Слайд 8

Составляем систему уравнений: Х+У =1,1 Х= 4,5У, решаем систему уравнений 4,5У + У = 1,1 5,5У= 1,1 У = 0,2 моль, Х = 1,1 – 0,2 = 0,9 моль n ( CO 2 ) = 0,2 моль, m ( CO 2 )= 0,2моль *44г/моль=8,8г 8. Находим количество гидроксида натрия n ( NaOH )= 80г*0,1/40г/моль = 0,2 моль n (СО 2 ) = 0,2 моль, так как количество гидроксида натрия и углекислого газа одинаковое, то образуется кислая соль гидрокарбонат натрия. n(NaHCO 3 ) = n(CO 2 ) = 0,2 моль m ( NaHCO 3 ) = 84г/моль *0,2моль = 16,8 г m (раствора NaHCO 3 ) = m ( CO 2 ) + m ( NaOH ) = 8,8г + 80г = 88,8 г w ( NaHCO 3 ) = m ( NaHCO 3 )/ m (раствора NaHCO 3 ) * 100% = 16,8 г /88,8 г *100% = 18,92% 8

Слайд 9

Задачи для самостоятельного решения: Смесь меди и оксида меди (II), в которой массовая доля атомов меди составляет 96%, растворили в 472 г концентрированной серной кислоты, взятой в избытке. При этом наблюдалось выделение газа. Минимальная масса 10%-го раствора NaOH , который может прореагировать с выделившимся газом, равна 200 г. Определите массовую долю соли в растворе, образовавшемся после добавления серной кислоты к исходной смеси веществ. 9

Слайд 10

Задачи для самостоятельного решения: 2. Смесь железной окалины и оксида железа(III), в которой число атомов железа относится к числу атомов кислорода как 7:10, поместили в 500 г раствора концентрированной азотной кислоты. При этом исходная смесь прореагировала полностью и наблюдалось выделение газа. Для полного поглощения выделившегося газа потребовалось 20 г 20 %- ного раствора гидроксида натрия. Определите массу соли, которая образовалась после растворения исходной смеси в кислоте. 10

Слайд 11

Задачи для самостоятельного решения: 3. Смесь цинка и карбоната цинка, в которой количество атомов цинка относится к количеству атомов кислорода, как 5 к 6, полностью растворили в 500 г разбавленного раствора серной кислоты. При этом все исходные вещества прореагировали полностью и выделилось 22,4 л смеси газов (н.у.). К полученному раствору добавили 500 г 40%-го раствора гидроксида натрия. Определить массовую долю сульфата натрия в конечном растворе. 11

Слайд 12

Задача, в которой требуется составить материальный баланс 2. Твердую смесь нитрата бария и сульфата меди ( II) общей массой 12.63 г добавили к 40 г воды. При этом в растворе не осталось ни ионов бария, ни сульфат ионов. Через полученный раствор пропускали постоянный электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 0,84 л(н.у.) газа, после чего в раствор добавили 50,4 г 10%-ного раствора гидроксида калия. Определите массовые доли веществ в конечном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления. 12

Слайд 13

Решение задачи: Составляем уравнения реакции: Ba (NO 3 ) 2 + CuSO 4 = BaSO 4 + Cu(NO 3 ) 2 (1) 2Cu(NO 3 ) 2 + 2H 2 O = 2Cu↓ + 4HNO 3 + O 2 ↑ (2) 2H 2 O = 2H 2 ↑ + O 2 ↑ (3) HNO 3 + KOH = KNO 3 + H 2 O (4) Решаем по уравнению (1): n (( Ba ( NO 3 ) 2 )= X моль, тогда m (( Ba ( NO 3 ) 2 ) = 261х г n ( CuSO 4 )= n (( Ba ( NO 3 ) 2 ) = Х моль, тогда m ( CuSO 4 ) = 160Х г 261Х + 160Х = 12,63г 421Х = 12,63 Х = 0,03 моль n(( Ba (NO 3 ) 2 )= 0,03 моль и n(CuSO 4 )= 0,03 моль n ( BaSO 4 ) = n ( Ba ( NO 3 ) 2 ) = 0,03 моль, тогда m ( BaSO 4 ) = 0,03 моль * 233г/моль = 6,99 г n(Cu(NO 3 ) 2 ) = n (CuSO 4 )= 0,03 моль 13

Слайд 14

По уравнению (2): n ( Cu ) = n ( Cu ( NO 3 ) 2 ) = 0,03 моль, m ( Cu ) = 0,03 моль * 64 г/моль = 1,92 г n ( O 2 ) 2 = 1/2 n ( Cu ( NO 3 ) 2 ) = ½ * 0,03 моль = 0, 015 моль, m ( O 2 ) = 0,015 моль * 32 г/моль = 0,48 г n(HNO 3 ) = 2n(Cu(NO 3 ) 2 ) = 2*0,03 моль = 0,06 моль По уравнению (3): n ( O 2 ) общее = 0,84л/22,4 л/моль = 0,0375 моль n ( O 2 ) 3 = n ( O 2 ) общее - n ( O 2 ) 2 = 0,0375 моль – 0,015 моль = 0,0225 моль m ( O 2 ) 3 = 0,0225моль * 32 г/моль = 0,72 г n ( H 2 ) = 2 n ( O 2 ) 3 = 2*0,0225моль = 0,045 моль m ( H 2 ) = 0,045 * 2 = 0,09г 14

Слайд 15

По уравнению (4): n ( KOH ) = w * m (раствора КОН)/М(КОН) = 0,1*50,4г/56г/ моль= 0,09 моль n ( KOH ) прореагирует = n ( HNO 3 )= 0,06 моль n ( KOH ) останется = 0,09 – 0,06 = 0,03 моль m ( KOH ) останется = 0,03 * 56г/моль = 1,68г n ( KNO 3 ) = n ( KOH ) = 0,06 моль, m ( KNO 3 ) = 0,06 * 101г/моль = 6,06г m (раствора) = m (смеси( Ba ( NO 3 ) 2 + CuSO 4 ) + m ( H 2 O ) – m ( BaSO 4 ) – m ( Cu ) – m ( O 2 ) 2 – m ( H 2 ) 2 – m ( O 2 ) 3 + m р-ра (КОН) = 12,63г + 40г – 6,99г – 1,92 г – 0,48г – 0,09г – 0,72г + 50,4г = 92,83г w ( KNO 3 ) = 6,06г/92,83г *100% = 6,53% w ( KOH ) = 1,68г/92,83г * 100% = 1,81% w(H 2 O) = 100% - 6 ,53% - 1,81% = 91,66% 15

Слайд 16

Задачи для самостоятельного решения: 1. Фосфид магния массой 2,68 г растворили в 54,75г 10% - ного раствора соляной кислоты. К полученному раствору добавили 10,6%-ный раствор, полученный растворением 40,04 г кристаллической соды (Na2CO3 * 10 H2O) в воде. Определите массовую долю хлорида натрия в конечном растворе. 16

Слайд 17

Задачи для самостоятельного решения: 2 . В 15%-ном растворе серной кислоты массой 300г растворили карбид алюминия. Выделившийся при этом метан занял объем 2,24 л (н.у.). Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе. 17

Слайд 18

Задачи для самостоятельного решения: 3. После выдерживания медной пластинки массой 14,72 г в растворе нитрата серебра масса пластинки составила 19,28г. Определите объем раствора 62%-ной азотной кислоты (плотность 1,384 г/мл), который необходим для растворения пластинки. 18

Слайд 19

19 Учитель химии Бланк Раиса Николаевна МАОУ СОШ №31 г. Томск E-mail : blank.ray@yandex.ru