1.1Эссе
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №31 г.Томск
Эссе
«Я – учитель»
Автор: учитель химии
МАОУ СОШ № 31
Бланк Раиса Николаевна
Томск -2019
Каждое утро, глядя с улыбкой в окно, когда просыпается город с первыми лучами солнца. Я задаю себе вопрос, что интересного и нового принесет мне сегодня этот день? Радость или огорчение от находок и творческих открытий моих учеников? А что могут принести мне мои открытия? Радость, или…
И вот в моем окне появился желто-красный лист, принесенный осенним ветром, он зацепился за что-то. Этот лист побудил во мне воспоминания некоторых запомнившихся эпизодиков, из моего детства.
Я жила в сельской местности, где в каждом дворе росли различные деревья и кустарники. И когда наступала осень, то эти деревья и кустарники приобретали ярко-красные, желтые и другие цвета. Представьте себе! Идешь по улице, а тебе под ноги летят листья разного цвета и как они шуршали под ногами. Не правда ли – это прекрасно. Разве можно такое забыть?
В детстве я любила играть «в школу». Сажала своих кукол на диван и учила их читать и писать. Мне нравилось быть умнее своих бессловесных игрушек, нравилось, когда мои указания выполнялись, а я ставила оценки. Когда стала по - старше, проделывала то же самое со своими соседскими девчонками и мальчишками. У нас на веранде был оборудован «класс». Сейчас я вспоминаю, как мы могли устроиться там, что всем было весело и удобно. Я раздавала всем тетради, ручки и карандаши, диктовала диктанты, задавала примеры и ставила отметки.
Я любила ходить в школу. И также, как и сейчас ждала от нового дня чего-то интересного. У меня день был расписан по минутам: по литературе нужно выучить стихотворение, по русскому написать сочинение, по биологии – доклад, а по химии – кружок «Занимательной химии». И когда нам учитель химии, Мария Кузьминична, сказала, что мы пойдем на экскурсию в аптеку, очень обрадовались, но при этом было домашнее задание - «Написать уравнения химических реакций получения некоторых лекарственных препаратов, а именно аскорбиновой кислоты, и нитроглицерина». Теперь то я понимаю, что это было запланировано в рамках школьной программы и воспитательной работы по профориентации на уроке химии. А зимой когда было холодно на улице, я брала тетради и писала в них примеры и задания. И представляла, что я учительница, которая готовится к следующему дню к урокам. Я уже знала, что буду учительницей, но какого предмета - не знала. И в моей судьбе в выборе предмета сыграла моя учительница по химии Мария Кузьминична Гайдук, которая была очень требовательна, но и в тоже время доброжелательна.
Мои школьные и студенческие годы прошли без сотовых телефонов и интернета, мы просматривали все детские художественные фильмы, в которых много или мало говорилось о школе и учениках. А потом с однокурсниками, учителями и, конечно же, с родителями обсуждали интересные сюжеты из фильмов, анализировали, как можно поступить на месте героя, представляя себя в главной роли. Я люблю читать и прочитала достаточное количество книжек про школу. Старалась всегда с кем-нибудь обсудить героя произведения, поставить себя на его место, проанализировать свое поведение. Иногда я находила ответ сама, а иногда подсказывали родители.
С юных лет нас окружали учителя. Они раскрывали перед нами законы природы. В большей степени они открывали нам двери в этот прекрасный мир, мир радости, познания. Настоящие учителя учили нас не только науке, но и жизни. Именно такие учителя могли и вдохновить нас. И как выбрать профессию, кем быть, он плавно перешел, что я буду учителем.
Особенно теплыми словами вспоминаю своего директора школы Лоскутову Любовь Николаевну, женщину с добрыми глазами и задорными кудряшками, которая знала свою роль наизусть – роль не только директора, но и воспитателя, роль артиста, одним словом роль Педагога с большой буквы. Которая, могла в одно и тоже время поругать по – матерински и также приласкать. Зная в школе про каждого ученика, хотя учеников в школе много было, к ней можно было зайти и спросить совета. Нам казалось тогда, что Любовь Николаевна знала ответ на любой наш вопрос. Сейчас я понимаю, что она старалась быть старшим советником и другом для нас. Мы ее очень любили и уважали. Просто надо любить то, что ты делаешь, и тех, для кого ты делаешь. И она любила. Навсегда останется в моей памяти мой Учитель, наставник с огромным любящим сердцем.
Поступив в педагогический институт, я поняла, что приблизилась к тому, чтобы стать учителем. Мне дали знания: глубокие, обширные, фундаментальные знания и по химии, и по биологии. Но, пожалуй, ещё более важно, что мне дали в институте - знания педагогике и психологии; показали направление саморазвития и самосовершенствования. Передо мной ожили лучшие примеры отечественной педагогики. Педагогический опыт А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Д.И.Менделеева, Ш. Амонашвили и многих других помогал мне выбрать правильный путь и вселял уверенность, что можно стать настоящим учителем.
В Кызылском педагогическом институте я познакомилась с удивительным человеком и педагогом по педагогике Салчак Любовью Петровной. Прекрасный человек, добропорядочная женщина, доброжелательная, талантливая, энергичная, которая знала свой предмет и могла привить интерес к предмету. Мы сначала думали, что лекции – это скучные нравоучения, но она смогла нас заинтересовать своим предметом, так что мы слушали ее и всегда ждали тот день, когда у нас будет педагогика. На лекции мы могли рассуждать и поразмышлять над разными ситуациями - стандартными и нестандартными. Нам тогда казалось, что некоторые ситуации выдуманные, но потом мы узнали, что все примеры она приводила из школьной жизни. Одновременно она являлась куратором по педагогической практике. К вопросу прохождения педагогической практики она подходила серьезно, выбирала талантливых учителей – педагогов - новаторов, которые могли поделиться с нами, студентами богатым опытом.
После окончания института, уже работая в сельской родной школе, несколько раз приезжала в Кызыл и всегда старалась найти время, чтобы навестить Любовь Петровну, уже довольно пожилую. Мы рассказывали друг другу все о своих делах, о работе, об учениках и студентах. И при каждой встрече мне очень хотелось посетить ее лекции, на которых, она могла бы поделиться опытом: КАК учить, ЧЕМУ учить, ЗАЧЕМ учить.
И снова осень. И снова красные, желтые листья летят под ноги, также шуршат, как-будто желают дальше послушать размышления.
С удовольствием иду знакомой дорогой на работу в школу. Стайками на уроки спешат ученики, весело переговариваясь, обсуждая предстоящий день.
Я иду, смотрю на осеннюю красоту, размышляю: Что нового сегодня преподнесут мои ученик, получится ли заинтересовать их на уроке и чему-то научить новому. Или получится наоборот, чему я могу у них научиться новому. А может, мы сегодня вместе с ребятами откроем что-нибудь новое интересное, что меня не огорчит и моих учеников. Конечно, успехи моих учеников дарят радость, приносят минуты восторга, вдохновляют к новому. Положительные эмоции окрыляют. А отрицательные? «Парадокс жизни заключается в том, что именно отрицательные эмоции движут мир», - писал Сенека. Мы чувствуем не только радость, но и грусть, негодование, обиду, страх, …. Учитель может справиться с ними, а обучающийся…. Все эти сильные отрицательные эмоции вызывает протест, провоцируя на борьбу. На борьбу учителя и обучающегося? Учителя и родителей? Такой борьбы не будет, если придерживаться нескольких правил:
- Учитель никогда не обижает.
- Учитель никогда не обижается навсегда, он умеет прощать. Но прощение раньше понимания опасно.
- У учителя не должно быть «любимых» учеников, но не любить ученика он не имеет права.
- Учитель доверяет, но имеет право на сомнение.
Часто задаю себе вопрос: «А какой он - современный учитель?» И на этот вопрос я нашла ответ, прочитав однажды слова философа Ральфа Эмерсона: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими». И была поражена глубиной заложенного в них смысла. Я считаю, что у каждого здравомыслящего и уважающего себя человека должна быть цель в жизни (может и не одна, а несколько). Пытаясь достичь поставленной цели, мы двигаемся вперёд – кто-то быстро, кто-то чуть медленнее, двигаемся, развиваясь, так как любое достижение цели осуществляется в движении и развитии. У детей тоже есть цели: маленькие и большие, реальные и (как им кажется иногда) недостижимые. Разница между взрослым состоявшимся человеком и ребёнком заключается в том, что взрослый человек сам в состоянии добраться до поставленной цели, а ребёнка (пусть, а даже лучше, если он (ребёнок) будет думать, что он сам всё делает) необходимо направлять, помочь не заблудиться, не запутаться, не потерять интерес к своему делу во время преодоления трудностей и принятия правильных решений. Все дети разные: кто-то думает сам, кто-то списывает и подсматривает (тоже умение), кто-то крутит головой из стороны в сторону - никто не хочет быть неудачником.
И вот здесь, кто как не учитель может помочь своим ученикам, помочь стать успешными. Только успех пробуждает желание стремиться к чему- либо, формирует позитивное отношение к любому делу. Главное правильно ответить на вопросы: ПОЧЕМУ? и ЗАЧЕМ? (вариантов два: потому что… и для того чтобы).
Если урок - общение, а не просто работа; искусство, а не только учебное занятие; жизнь, а не часы в расписании. Если тебя и себя слушают, как одного, это не предел ли желаемого учителя?
По - особому ощущает себя учитель, у которого есть «своя школа». Сознавая себя именно в таком качестве, находишь и ресурсы, чтобы соответствовать этому качеству, а точнее - себе, масштабом собственного творчества. Всё дело в масштабе, от него – и возможности. Ф.Достоевский говорил: «Надо молитвенно желать быть лучше!»
Интересно учителю – всем интересно. А за себя, интересную, нужно бороться! Не бояться рисковать, меняться, учиться жизни, пробовать, дерзать, творить!
Жить не только ради детей, но и вместе с ними.
Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное чувствовать.
Воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных людей.
И мне очень хочется, чтобы вновь и вновь идя на работу в школу, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут, людей, - были мои ученики.
Кто вздумал отдохнуть, пройдя лишь полдороги,-
Ему ли одолеть подъём?
Жить – значит жечь себя огнём
Борьбы, исканий и тревоги.
Эмиль Верхан «Невозможное»