Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОУ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа № 23 с УИИЯ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
4 «А и В» класса
Тема: «Твори добро»
Руководитель проекта: учителя начальных классов
Кузнецова Л.Е
Муфтахова Э.С
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3
1.Проблема добра и зла в современном мире…………………………………….5
2.1. Общее понятие о добре и зле ……………………………………………….......5
2. Организация и проведение мероприятий……………………………………..7
2.1. Анкетирование учащихся……………………………………………………..…7
2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел»…...8
3.Заключение…………………………………………………………………………9
4.Список источников информации……………………………………………….10
5.Приложения
5.1. Приложение №1
Памятка «Твори добро»
5.2.Приложение №2
Сборник пословиц и поговорок о добре
5.3. Приложение №3.
Сборник «Добрых песен»
5.3. Приложение №4.
Мультимедийный клип «Твори добро»
Введение
Добром наполни этот мир,
И пусть тепло всех греет светом!
Творить добро – душевный пир,
Что и в мороз нам дарит лето.
Пора душевного рассвета,
В нас расцветает от добра.
И пока крутиться планета,
Добро нас будит ото сна.
Слова – ничто, дела – вот важно,
Дела – наполни добротой.
Добро твори неистово, отважно,
К каждому делу подходя с душой!
Ты это можешь – это просто,
Возьми да сделай, не ленись.
Когда кругом все – сухо, черство,
Любовью ты со злом борись!
Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё. Но в последнее время, мы перестали замечать главное: людей, которые нуждаются в помощи, животных, которые зависят от нас; природу, частью которой являемся. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения людей.
А можно ли это поправить? Конечно, нужно только любить и заботиться о тех, кто нас окружает. Мы решили, что каждый должен начать с себя.
Цель: формирование у детей социально-нравственных ценностей, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности во благо других людей, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, школе, в обществе .
Задачи:
- определить отличительные особенности добрых дел;
- обогатить эмоциональный мир школьников, укрепить знания о добре;
- побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне: воспитывать уважение к людям старшего поколения, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- запланировать виды добрых дел в семье, школе, в обществе;
- осуществить запланированные добрые дела;
- выявить личные изменения, появившиеся в результате реализации добрых дел.
Объект исследования: поведение школьников.
Предмет исследования: добрые дела школьников.
Методы: анализ, сравнение.
Гипотеза исследования: можно научиться делать добрые дела и становиться внимательнее к окружающим людям.
Значимость проекта
Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.
Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности каждого ученика нашего класса.
Участники проекта: ученики 4 «А и В» класса.
Руководитель проекта: Кузнецова Л.Е, Муфтахова Э.С.
Сроки реализации: с 01.11 2020 по 31.04 2021
Формы реализации проекта:
- Совместная организованная деятельность с детьми;
- Беседы;
- Работа с родителями.
Продукты реализации проекта:
- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела»;
- Оформление «Дневника добрых дел»;
- Создание сборника пословиц и поговорок о добре:
- Сборник «Добрых песен»;
- Создание памятки «Правила доброты»
- Создание мультимедийного клипа «Твори добро»;
- Презентация проекта.
Глава 1. Проблема добра и зла в современном мире.
1.1 Общее понятие о добре и зле.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.
Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «добро» толкуется так: добро - это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Слово «добро» является исконно русским и ведет свои корни не со старославянского, а из прославянского языка. В котором оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий. Свой современный смысл слово получило после создания «Азбуки»: А- аз, Б-буки, В – ведаю, Г – глаголю, Д – добро.
В Википедии, понятие «добро» объясняется так: добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.
Категории добра и зла составляют суть извечного выбора человека, смысл его земного существования. Эта проблема появилась с самого момента появления человека. Без осознания личностью, что есть добро и зло невозможно постижение других категорий этических ценностей. Вопрос о добре и зле является центром всех религиозных доктрин, известных человечеству. Проблемы добра и зла разбираются в философии, этике, психологии и других науках. Этой теме посвящено множество литературных произведений. Эта проблема не перестает будоражить человечество, заставляя искать новые ответы на извечные вопросы.
Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими моральное сознание человека. Они связаны с оценкой совокупности поступков и его деятельности. Добро является главным критерием для морали, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные нормы и требования. Кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека.
Зло, категория противоположная добру. Оно выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению и преодолению. Зло отражает все нравственно негативные понятия: обман, подлость, жестокость.
Моральные поступки – это выбор между добром и злом. Этот выбор всегда означает действие свободной воли человека, он возможен тогда, когда человек понимает, что есть добро и зло и имеет оценку действий в соответствии с этими понятиями.
2. Организация и проведение мероприятий.
2.1. Анкетирование учащихся.
Вечное противостояние добра и зла – это одна из наиболее важных проблем. Дискуссии по этому поводу шли с древних времён, и по сей день. Трудно представить себе человека, не имеющего представления об этих понятиях.
Мы решили выяснить, что думают ученики нашего класса по этому вопросу. Для этого мы провели экспресс- анкетирование в рамках проекта. Моим одноклассникам мы задавали следующие вопросы:
- Кто такой добрый человек?
- Считаешь ли ты себя добрым человеком?
- Кто нуждается в помощи?
- Кому мы можем помочь?
Анализируя ответы, мы выяснили, что:
- добрый человек - это человек с доброй душой, который помогает другим;
- добрый человек – это тот, который всё может сделать, помочь, выручить в беде; это тот, кто никогда ни с кем не спорит, уступает место.
На второй вопрос мы получили такие ответы: По результатам анкетирования,
мы выяснили, что в нашем классе из 22 человек опрошенных 9 человек (40%) добры и любезны. 13 человек (60%) добры от случая к случаю. Они добры не со всеми и не всегда.
В помощи нуждаются, по мнению, ребят:
- человек, который лежит в больнице, инвалид:
- пожилые люди или дети, у которых нет родителей;
- нищий человек, бомж, больной;
- люди, у которых нет семьи;
- животные
На последний вопрос мы получили такие ответы:
- пожилых людей перевести через дорогу, открыть дверь в помещение, помочь донести тяжёлые сумки;
- детям, пожилым и людям, которые живут на улице;
- помочь детям из без родителей;
- которые болеют, у которых нет дома и нищим, инвалидам.
Проведенное анкетирование показало, что ребята понимают, что такое «добро», и как можно своими силами совершать добрые дела.
2.2. Проведение мероприятий, направленных на совершение «добрых дел».
В повседневный жизни каждый сталкивается как с добром, так и со злом. Мы постарались сделать так, чтобы окружающие нас люди сталкивались только с добром. Вот наш перечень проведенных мероприятий.
ПЛАН ДОБРЫХ ДЕЛ
Первое, что мы сделали – это создали «Копилки добрых дел», в которых стали фиксировать все наши хорошие поступки.
- Добрые дела. Для семьи.
1. Помощь в трудовых делах (мыть посуду, вытирать пыль, протирать полы…)
2. Ухаживать за домашними питомцами.
3. Заботливо относиться к старшим и младшим членам семьи.
- Добрые дела для класса.
- Помощь в классе учителю.
- Проведение акции под названием «Доброе слово лечит, а злое калечит», посвятив её изучению вежливых слов. И потом провели эксперимент, используя бумажную куклу.
- Изучили музыкальный материал и создали Сборник «Добрых песен».
- Организовали выставку «Всё в твоих руках».
На уроке технологии сделали поделки, назвав выставку с помощью наших ладошек. Ладони – это символ того, что всё в человеческих руках, пусть даже таких маленьких, как наши.
- Соблюдение правил поведения.
- Уборка кабинета.
- Добрые дела для школы.
- Помощь учителям.
- Ремонт книг для школьной библиотеки.
3.Сбор книг для пополнения фонда школьной библиотеки.
4. Раздача листовок - памяток ученикам и учителям школы.
- Добрые дела для общества
1.Подарки к новому году дому пристарелых.
2.Создание Сборника пословиц и поговорок о добре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность, осуществляемая по проекту для нас, была очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен определенный положительный опыт.
В ходе реализации проекта, нами были созданы следующие продукты:
сборник пословиц и поговорок о добре, сборник «Добрых песен», памятка «Правила доброты», клипа «Твори добро», которые могут быть использованы учениками и учителями в своей практической деятельности.
За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:
- научились быть внимательным к ближним, быть добрым, вежливым, быть ответственным, научились сотрудничать.
И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее.
Список использованной литературы:
- Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.
- Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.
- Т. В. Волкова, «Наука быть человеком: материалы для классных часов.
в 1-4 классах», Волгоград: Учитель, 2007
- В. И. Даль, «Толковый словарь русского языка. Современная версия»,
Москва: ЭКСМО, 2002