"МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"

«МЕТОДИЧЕСКИЙ  СЕМИНАР»

     В 1999 году я начала работать по программе «Школа 2000» и «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

    Авторы программы и новых учебников являются приверженцами идей системы Д.Б. Этльконина – В.В.Давыдова и Л.В. Занкова.

Многие из них начинали свою научно-педагогическую деятельность именно по их программам. Поэтому «Школа 2000-2100» является одним из ответвлений системы развивающего обучения.

 В недавнем прошлом эти две школы «Школа 2000» и «Школа 2100» разошлись во мнениях и разделились, но дали учителям возможность выбора. В результате я работаю по открытому комплексу

 «Школа 2000».

  Дидактическая система «Школа 2000...» позволяет учителям использовать курс математики Л.Г.Петерсон с курсами по другим учебным предметом на основе их собственного выбора. Я продолжила обучение детей по учебникам русского языка и литературного чтения по «Школе 2100» - Р.Н. Бунеев.

    Таким образом, программа «Школа 2000...» дидактически обеспечивает вариативность учебников и учебных пособий в соответствии с новыми целями образования и приоритетными направлениями развития образования в Российской Федерации.

    Такая возможность обоснована тем, что дидактическая система «Школа 2000» не разрушает традиционную дидактику в части формирования у учащихся устойчивой системы знаний, умений и навыков, а развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей (формирование умения учиться, самовоспитанию и саморазвитию).

     Если рассматривать концепции Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, Л.В.Занкова , «Школа 2000-2100» глубже, то станет ясно, что между этими тремя программами нет сколь-нибудь глубоких теоретических расхождений. В этих разных программах есть много общего, объединяющего их между собой.   ( газета «Начальная школа» 1997 год № 21 стр.4-5)  

     Во многом, если не в главном, система основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Л.Н. Толстого, на психологических идеях  П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Во многом солидарна с создателями развивающего обучения – Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым.

   Таким образом, система Л.В. Занкова, кое в чем восполнила недочеты системы В.В.Давыдова, а система «Школа 2000» и «Школа 2100» изучила обе эти системы и разработала свой подход, правильно будет его назвать вариативным личностно-деятельным подходом.  Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, разработанная под руководством академика РАО  А.А.Леонтьева и профессора Г.В. Дорофеева, является альтернативной той системе обучения, которая действовала и действует сейчас в практике.

       Система решает такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развить у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.

 

Что такое на сегодня – сельская школа?

     Это обычная общеобразовательная школа. Не лицей, не гимназия, а обычная средняя школа. В ней учатся обычные сельские  мальчишки и девчонки, преподают самые обычные учителя.

    Многие считают, что в сельских школах работать значительно легче, чем в городских школах. Что ж, возможно это так. Учителя в селе все знают, уважают его, он тоже знает всех. Знает каждого своего ученика, знает все о его семье…

        В системе развивающего обучения, будь то система Занкова или «Школа 2100» или «Школа 2000», действует принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.

    Работая в системе, я вижу, что этот принцип работает, не на словах, а на деле.

В моем классе учатся разные по умственным способностям дети, и все успевают. Конечно не все они отличники и ударники, но все одинаково любят учиться, стремятся получать хорошие оценки…

    Какое-либо обособление, разделение учащихся по успеваемости, создание особых классов, однотипных по мыслительным данным учеников, Л.В. Занков считал противоречащим законам развития.

А вот Л.С. Выготский считал, что развитие происходит от сотрудничества разных по уровню развития детей.

     Работая по этой системе, принимаешь ребенка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении.

 Конечно, процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Но он идет! Педагогу только набраться терпения. Поэтому и слабые, и сильные ученики должны учиться вместе. «Ведь класс – это учебный коллектив, где при правильной постановке работы каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту, свое оригинальное самобытное начало. А если собрать всех слабых в одну группу, они… окажутся лишенными этого богатства, которое дает работа рука об руку с сильными ребятами. К тому же подобное обособление должно унижать детей, убивать их уверенность в себе, в свои возможности! И для сильных ребят такое обособление тоже вредно, ибо и те и другие дети одинаково лишаются возможности оценить себя на каком либо другом фоне, кроме фона себе подобных».                               

 Главное в работе надо – учитывать, что результаты этой работы могут сказываться не сразу.

       Некоторые педагоги до сих пор не всегда понимают, почему системы развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В.Давыдова, «Школа 2100», «Школа 2000» охватывает лишь начальное звено, почему не пошли дальше?  Это объясняется, прежде всего, тем, что начальное звено имеет решающее значение в развитии личности.

     Регулирующую и направляющую роль в системе  развивающего обучения имеют дидактические принципы: обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний. Осознание процесса учения. Работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.

Эти принципы не отменяют общеизвестных положений дидактики – сознательности, научности, доступности и т.д. – и не заменяют их.

     Многие учителя начальных классов говорят, что они работают по системе развивающего обучения. При этом учат детей математике по учебникам   М.И. Моро, а в дополнение используют учебник И.И. Аргинской (из системы Занкова) или Л.Г. Петерсон (из системы «Школа 2000). Такого быть не должно. 

      Главной ошибкой этих педагогов является такой подход, когда из системы выхватывается какой-нибудь принцип и переносится в обычно действующую систему. Это не только приводит к искаженным представлениям о действии вновь выдвинутых принципов, но и наносит ущерб практике.    

     Заимствование отдельных принципов из новой системы и перенесение их в другую систему неэффективно и может привести к обратному результату.

         Некоторые считают, что эта система доступна лишь избранным  учителям.  Это не так. Она доступна всем, кто хочет работать по-новому и не идти по наезженной колее старых приемов и методов, старых подходов.

        Работая по программе «Школа 2000 - 2100», я обратила внимание, что эта программа обеспечивает большую эффективность обучения, чем традиционная программа. Работать по - новому мне оказалось  интересней, а  детям соответственно интересней учиться. Уроки всегда проходят в дружелюбной, творческой атмосфере. Дети практически не пропускают школьных уроков, а любимыми предметами для всего класса всегда остаются математика, русский язык и литературное чтение.