Эссе "Я - учитель"
Эссе «Я - учитель»
Всё что я хотел бы узнать, - это яблоня.
Всё что я знаю, - ветвь яблони.
Всё, что я могу преподавать моим ученикам, - это яблоко.
Всё, что останется в них, - это семечко.
Но из любого семечка
Может вырасти яблоня…
Ж.Эрве – Базен.
Профессию педагога в нашей семье выбирают не случайно. В тяжелые довоенные и послевоенные годы наши дедушки и бабушки учили ребятишек грамоте. Их отцы помогали строить в Туве советскую власть, а дети стали одними из первых учителей молодой республики. Учителями были и наша мама с братом, учителями стали и мы с сестрой. И наши дочери тоже учителя. Я горжусь своей профессией. Горжусь тем, что имею возможность научить маленького человека читать, писать и считать. Я рада, что род педагогов в нашей семье не прерывается. Надеюсь, что и наши внуки тоже выберут этот нелегкий, но благородный труд педагога.
Разными путями приходят люди к делу своей жизни, выбору профессии. Мой путь не исключение.
Придя работать в школу, воспитателем группы продленного дня, я сразу поняла, что это мое. Я всем сердцем поняла, что я нужна, меня любят, меня ждут.
Через год мне доверили быть учителем, и я набрала свой первый, «самый трудный» первый класс.
В этот год было все: радость успеха, слезы неудач, гордость за покоренные «вершины», слезы разочарования… Но я выстояла, я не сдалась… Школа стала для меня вторым домом: здесь были мои дети, мои ученики, мои друзья-коллеги и даже мой супруг стал неотъемлемой частью школы, за что я благодарна ему всю свою педагогическую жизнь.
Осваивая тайны мудрости педагогической науки, я поняла, что любому учителю не только нужно научить детей своему предмету, но и найти путь к сердцу каждого ученика.
Вглядеться в лица детей! Не быть равнодушной!
Проявить фантазию, творчество, терпение и любовь.
Вот именно этот сплав делает учителя УЧИТЕЛЕМ!
Любовь к детям, к ученикам является основой нашей работы, благодаря которой овладеваешь искусством воспитания и обучения детей. Без этой любви, учительские обязанности превращаются в мучительное, давящее бремя, в тяжёлый, неблагодарный труд, вызывающий чувство неудовлетворенности, а порой и заводящий в тупик.
Работая в школе, я пришла к убеждению: чтобы стать «Мастером своего дела», надо не только отлично знать свой предмет, не только любить детей, но и стремиться идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг впереди. Нужно уважать старые традиции, и не бояться нововведений, нужно изучать новые технологии и методики в преподавании, нужно постоянно учиться, совершенствоваться самому, и не в коем случае не останавливаясь на достигнутом.
Когда стали появляться компьютерные технологии, я поняла - это то, что поможет сделать тот самый шаг вперед. Я стала изучать компьютер, осваивать разные программы, интернет. Передо мной открылся новый мир, новые возможности, в том числе новые возможности и в преподавании.
Специфика информационных коммуникационных технологий заключается в том, что они предоставляют громадные возможности. Использование компьютерных технологий на уроке повышают интерес к предмету, позволяют учителю сэкономить массу времени.
Современные ученики, даже самые младшие, уже свободно обращаются с компьютером. Они уже не представляют своей жизни без него. Это значит, что и мне нельзя ударить в грязь лицом.
Восточная мудрость гласит:
« Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».
Думать «На век вперёд» - основная миссия учителя. Именно в его руках будущее конкретного человека и государства в целом.
В далеком 1990 году я переступила порог школы в качестве учителя. С тех пор прошли годы. Годы, в которых были сотни уроков, годы за которые много изменилось в нашей системе образования, и эти изменения я пережила, и до сих пор переживаю не как сторонний наблюдатель. Я изучала и апробировала разные учебники и программы, методики и технологии. Я перенимала чужой опыт и делилась своим. В моей жизни была всего одна школа – Тоора-Хемская средняя школа, Тоджинского района. В эту школу я пошла в первый класс, она же дала мне среднее образование. В этой же школе 25 лет я формировалась как учитель.
На своем педагогическом пути, я встречала УЧИТЕЛЕЙ с большой буквы! Это обычные учителя! Но, пообщаешься с такими - словно водицей ключевой умоешься. Они не ропщут, не ноют, они с достоинством везут свой педагогический воз, радуются этому и считают себя счастливыми людьми. У них своя правда, свои представления о смысле жизни, о чести. Они не перекладывают свои заботы на плечи других, они отвечают за себя, за свои поступки сами: «Если не я, то кто?» Под воздействием таких педагогов-коллег и формировались мои убеждения, шлифовалось и мое мастерство.
Закончить свое размышление хочется словами великого Льва Толстого:
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать,
он будет лучше того учителя, который прочёл все книги,
но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель».