Основы коммуникации
Предварительный просмотр:
Основы коммуникации
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирование личности.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребенка, общение это один из важнейших факторов его психического развития.
На протяжении всей жизни изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Потребность в общении ребенка это необходимость смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его- это то, в чем нуждается ребенок. Закладка личностных качеств – важный результат общения ребенка в семье. В общении с родителями или другими взрослыми ребенок получает массу положительных, радостных переживаний. Дети, лишённые общения, впадают в тоску, личность их травмируется, замедляются и искажаются всё психическое развитие. У детей, живущих в негативном эмоциональном окружении, в семьях с конфликтной атмосферой, наблюдается задержка в росте и прибавлении веса. Такое явление называется «депривационной карликовостью»- когда организм ребенка реагирует на эмоциональные переживания, прекращает выработку гормона роста. Положительные эмоции обычно формируются раньше, чем отрицательные. Дети очень рано могут определить какие эмоции испытывает взрослый. Научившись различать эмоциональное состояние других, они более дифференцированно проявляют и собственные эмоции: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх и т.д.; выражают свои эмоции в улыбках, слезах и потенциально- в смехе. Улыбка — одна из самых привлекательных реакций малышей на окружающий мир, на их хорошее самочувствие.
Интерес к сверстникам у ребенка проявляется позднее, чем интерес к взрослым. Успешность эволюции отношений ребенка со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или предметов, - это первая форма социального общения между ними. Когда появились контакты, тогда дети начинают подражать друг другу, стараются понять друг друга и начинают координировать свои действия. Первые контакты еще совсем не продолжительны, но именно они являются проявлением настоящих социальных отношений. По мере того как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным.
Наше общение с детьми осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Большую роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Для успешного развития процесса общения необходимо обогащать детей специальными знаниями, умениями и навыками. В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Такой подход опирается на положение о том, что, когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием.
Взрослым необходимо:
- пробуждать и укреплять у детей интерес к окружающим людям, воспитывать чувства взаимоуважения и взаимодоверия;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку проявить и развить свои индивидуальные возможности и способности;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях.
Игра в жизни детей имеет большое значение. Она вырабатывает понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и статусу. Игра помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, она помогает развиваться эмоционально.
В игре происходит развитие различных средств общения: движений жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи. С этой целью используются различные виды психоразвивающих игр: игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования. Индивидуальные и совместные игры.
Обучая детей основам коммуникации, необходимо решать следующие задачи:
- Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувство понимания и потребности в общении;
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях мо сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения;
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственной деятельности и поступков окружающих людей;
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- Формировать доверие к собеседнику;
- Привитие детям положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения;
- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;
- Обучать детей вербальным средствам общения;
- Работать над коррекцией нежелательных черт характера и поведения.
Предварительный просмотр:
Развиваем основы общения
Первые и самые важные учителя своего ребенка- это его родители. Первая его школа- ваш дом.
На протяжении всей жизни человек обращается к опыту детства. Дети всему учатся в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать.
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. В этот период закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям, формируется образ мыслей, дальнейшее поведение, привычки, манеры, культура общения.
Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации. Для этого запомните следующее:
- Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние.
- Ребенок постоянно изучает то, что наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
- Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
- Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира
- Следует уделять ребенку больше времени, т.к. влияние семьи, приобщение ребенка к жизни общества является решающим.
- У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
- Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не следует слепо выполнять все его просьбы и желания.
Учение – это игра. Существует несколько принципов развивающих игр:
- Совмещение элементов игры и учения.
- Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры.
- Повышение умственной активности ребенка.
- Формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности.
- Единство обучающих и воспитательных воздействий.
В играх детей идет развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В процессе игр происходит формирование самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений со сверстниками.
Целью всех игр является познавательный аспект – обучение способам действий с предметами и воспитательный-обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми. В играх происходит развитие таких средств общения, как движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.
Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. В первую очередь это касается подвижных, шумных игр. Танцы взрослого с ребенком воспитывают чувство ритма, синхронность движений, вырабатывают умение тонко регулировать свою физическую активность, способность подстраиваться к ритму партнера.
В процессе общения следует отмечать любое достижение ребенка, поощрять его лаской, улыбкой, одобрительным словом. Для детей важно ощущение успеха – оно помогает поверить в себя и побуждает стремиться к большему. Необходимо при этом помнить, что изнеженность расслабляет, а суровость подавляет и ожесточает. Если ребенок не может выполнить требования взрослых, это вызывает в нем чувства беспомощности, бессилия, ожесточённости по отношению к тем, кто эти требования выдвигает. На грубый окрик, резкий тон, приказания ребенок реагирует протестом. Дети обычно быстро забывают и прощают обиды, нужно стремиться не злоупотреблять этим.
И первое, что следует сделать – пересмотреть домашний быт и уклад жизни, свои привычки, стиль взаимоотношений в семье. Каждому ребенку необходим спокойный и доброжелательный климат.
Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формирование коммуникативных навыков ребенка.
Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях: на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах.
Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение людей друг к другу, научить понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакт с окружающими людьми.
Игры со сверстниками имеют важное значение в развитии детей. Вот почему необходимо помочь ребенку наладить хорошие отношения с другими детьми, научить правилам общения.
Ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно и нужно хорошо сделать, а стремлением действовать, как ему интересно, приятно и хочется. Поэтому чрезвычайно важно воспитывать у ребенка понимание и стремление поступать так, как должно, и не делать того, что нельзя. Поступки детей, безусловно надо контролировать, но не превращать контроль в систему строгой регламентации всех их действий. Это сковывает самостоятельность и инициативность детей, может стать причиной непослушания. Контроль и требовательность не исключают ласки и поощрения. Все положительные поступки детей надо отмечать. Доброе, ласковое слово – мощный стимул развития ребенка, особенно ребенка, который, боясь неудач, не берется за дело. Однако незаслуженные оценки приносят не пользу, а вред.