Внеурочная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занимательная История
В занимательной истории можно найти ответы на самые разнообразные вопросы. Нас ожидает полное удивительных открытий путешествие по мировому океану вместе с пиратами, перед нами откроются тайны средневековых замков, предстанет история рыцарских доспехов и оружия. Читатели сайта получат много сведений о древнем мире, узнают любопытные факты о жизни императоров. Им предстоит знакомство со старинными бытовыми приборами и современной техникой. Что-то вы уже наверняка знаете, но о многом вам предстоит услышать впервые.
Хамство
Кто был первым в истории человеком, когда-либо нахамившим другому?
Показать ответ
Ответ:
Если верить Библии, первым в мире хамом был человек по имени Хам - один из сыновей Ноя (того-самого Ноя, построившего Ковчег). Хам - это имя собственное, ставшее теперь нарицательным. Так что же такого натворил Хам, сын Ноя, что его именем теперь называют хамство? Библия утверждает, что Хам насмехался и проявлял неуважение к своему отцу, когда тот был подвыпивши. Так что теперь, когда кто-то относится к другому неуважительно, мы называем это хамством!
Портрет на яичной скорлупе
Дэн не был художником по профессии, но однажды он нарисовал свой портрет на яичной скорлупе. Зачем он это сделал?
Показать ответ
Ответ:
Дэн был профессиональным клоуном. Каждый клоун стремится создать собственный неповторимый клоунский образ и "запатентовать" его, изобразив на яичной скорлупе. Эти портреты клоунов в рабочем гриме передаются на хранение в международный клоунский клуб.
Редкая монета
Ученый археолог узнал о том, что при раскопках в Древней Греции была найдена монета с надписью по-латыни: 24 год до Р.Х. Ученый сразу же решил, что монета поддельная. Как он узнал об этом, если ни саму монету, ни ее изображение он не видел.
Показать ответ
Загадка про президентов
Общеизвестным фактом является то, что у двух президентов США, 22-го по счёту и 24-го, и отец и мать были общие. Однако, эти президенты не были братьями. Как такое возможно?
Показать ответ
Ответ: Знатоки истории США сразу угадали бы!
Президенты, о которых идёт речь, были на самом деле одним человеком.
Гровер Кливленд (1837—1908) Демократ, был избран на пост президента дважды: на 22й по счёту президентский срок 1885..1889 гг., а также на 24й - 1893..1897 гг. Политическая карьера Кливленда началась с поста бургомистра в Буффало, которого он добился с помощью антикоррупционной кампании. Его девиз: "Государственная служба - государственная ответственность" стал лейтмотивом дальнейшей политической карьеры. Репутация честного сторонника реформ, который вскрывает факты коррупции и бесхозяйственности и таким образом сохраняет деньги налогоплательщиков, уже год спустя сделала его кандидатом от демократической партии на предстоящие выборы губернатора Нью-Йорка.
Магическое число 333
Магическое число 333, составляющее половину от "звериного числа Апокалипсиса" (666) обладает одним любопытным свойством: до сих пор не найдено ни одного подлинного исторического документа, датированного "333 год от Рождества Христова". Сможете объяснить, почему?
Показать ответ
Ответ:
Летоисчисление "от Рождества Христова" было введено римским аббатом Дионисием Малым лишь в 525 году нашей эры, поэтому и документов, датированных "333 год от Р.Х." быть не может. Тогда этого летоисчисления по просту не было, а само число 333 здесь не причём.
Русские гениальные воры
Реальный случай в США. В течение нескольких месяцев в Лос-Анджелесе неизвестные опустошали автоматы с газированной водой, при этом не касаясь их. Только благодаря камерам видеонаблюдения полицейские поняли, как это происходило. Так как?
Показать ответ
Ответ:
Выходцы из СССР делали ледяные монетки, бросали их в автомат и забирали всё содержимое. Лёд таял, не оставляя никаких следов.
Суп с клёцками
После Второй Мировой Войны одно из морей моряки называли супом с клёцками. Знаете ли вы, какое море и почему?
Показать ответ
Ответ:
Это балтийское море. После войны в этом море оставалось очень много морских мин, на которых подрывались суда. Война, закончившаяся для многих, для тральщикое ещё не была завершена. Многие погибли, очищая моря от мин. Боевое траление балтийского моря, в ходе которого большая часть мин была уничтожена, продолжалось до 1957 года.
Роковая встреча в Азии
Они встретились в Центральной Азии в 1879 году. Она взяла его фамилию, но вместе они жить не стали. Кто они?
Показать ответ
Ответ: Речь идёт о Генерал-майоре Н. М. Пржевальском и о Лошади Пржевальского. Замечателен этот вид лошадей тем, что, в отличие от домашних лошадей, имеет 66 хромосом (у домашних - 64). В природе, к сожалению, диких особей уже не осталось.
Николай Михайлович Пржевальский [31 марта (12 апреля) 1839, д. Кимбирово Смоленской губернии, ныне Починковский район Смоленской области - 20 октября (1 ноября) 1888, Каракол, ныне Пржевальск, в Киргизии], русский путешественник, географ, натуралист, исследователь Центральной Азии, писатель, генерал-майор (1886), почетный член Петербургской АН (1878). Смелые походы Пржевальского вглубь Азии навеки прославили нашу Родину и снискали ему мировую славу. Люди и поныне восхищаются мужеством, отвагой и громадными научными достижениями великого путешественника, труд которого стал образцом горячей и беззаветной любви к Родине и науке.
Чем пахнут деньги
Знаете ли вы, как родилось крылатое выражение "деньги не пахнут"?
Показать ответ
Ответ:
Родилась эта поговорка в Риме. Впервые произнёс её римский император Веспасиан, который правил с 69 по 79 год. В те времена в Римской империи с финансами было туго, поэтому император стремился пополнить казну любыми, даже незаконными, способами. В частности, он ввёл плату за пользование общественными туалетами, за что был удостоен многочисленных насмешек.
Тит, сын Веспасиана, также упрекал отца за этот "туалетный" налог. Веспасиан приказал сыну понюхать монету. Тот понюхал и не почувствовал никакого запаха. "Но ведь это деньги с мочи!" - воскликнул отец. Примерно так и родилась эта крылатая фраза.
Кстати, общественные туалеты посещались римлянами не только по прямой надобности, но и для встреч и бесед, так же как знаменитые римские бани. Римляне не могли отказать себе в удовольствии посещения шикарных мраморных туалетов, поэтому расчёт Веспасиана оказался верным: казна начала пополняться.
Загадка Эйнштейна
Попробуйте войти в 2% талантливых людей. Определите значение каждой ячейки, шаг за шагом разгадывая каждое незаполненное поле. Ответ проверяется автоматически при нажатии клавиши "Проверка".
Загадка Эйнштейна 98% людей разгадать её не могут. 5 разных человек в 5 разных домах разного цвета, курят 5 разных марок сигарет, выращивают 5 разных видов животных, пьют 5 разных видов напитков. Вопрос: Кто выращивает рыбок? |
| ||||
Номер дома | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цвет дома | |||||
Напиток | |||||
Животное | |||||
Сигареты | |||||
Национальность |
Показать ответ
Ответ:
Номер дома | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цвет дома | Желтый | Синий | Красный | Зеленый | Белый |
Напиток | Вода | Чай | Молоко | Кофе | Пиво |
Животное | Кошка | Лошадь | Птица | Рыба | Собака |
Сигареты | Dunhill | Rothmans | Pall Mall | Marlboro | Philip Morris |
Национальность | Норвежец | Датчанин | Англичанин | Немец | Швед |
Предварительный просмотр:
Социальные практики на уроках истории и обществознания»
На современном этапе образования, перед социально-гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации главную роль играют такие предметы, как история и обществознание.
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на уроках.
Определяющая роль практики выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. В педагогической деятельности использую следующие виды учебных практик на уроках:
▪ проектная деятельность;
▪ экскурсионная практика;
▪ творческая деятельность.
Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе:
o ценностно-смысловая;
o образовательная, учебная;
o познавательная;
o информационно-коммуникативная.
Учебные практики направлены на комплексное развитие компетенций. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций:
1. Проектная деятельность. Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").
Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Метод проектов – личностно - ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
При оценке проекта учитываются следующие моменты:
- значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;
- активность каждого участника проекта;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- соблюдение требований к созданию проекта;
- речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Проект может быть учебным, творческим, социальным.
Рассмотрим разные варианты создания учебных проектов:
«Политическая газета» - 11 класс
Наше село» - 5 класс («Вокруг тебя мир»)
1. Тема урока: «Идеология либерального и демократического режима» всеобщая история (11 класс). Составление политической газеты. Выполнение задания состоит из нескольких этапов: 1) определение групп; 2) подбор материала; 3) составление газеты предусматривало: а) название газеты; б) девиз и эмблема газеты; в) название статей и их подбор; г) размещение материала (какие факты в центре, какие – нет); д) иллюстрации; 4) защита политической газеты; 5) подведение итогов и выставление оценок.
Цель проекта: создание учебного оригинального пособия по изучаемому периоду, способствующие развитию зрительной памяти, образного мышления, развивающее интерес к изучению истории, стремление нестандартно подходить к решению учебных задач
2. Тема урока: «Наше село» (5 класс предмет: «Вокруг тебя мир»). Учащиеся получают предварительные задания за три недели. Каждая группа получают памятку по составлению проекта. 1.Историческая справка о селе(топонимика и символика); 2. Достопримечательности села; 3. Известные люди села; 4. Интересные факты. Оформление задания в форме презентации.
Цель проекта: показать на примере истории нашего села историю края ,создать электронное учебное пособие, развивающее интерес к изучению истории родного края;
Задачи:
▪ Изучить материал по истории Зауралья;
▪ Собрать соответствующий иллюстративный материал из электронных образовательных ресурсов.
▪ Систематизировать материал.
▪ Создать презентацию;
▪ Проанализировать результаты исследования.
На уроке защищают проект
Данная форма познавательной активности школьников эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их. К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.
Творческий проект осуществляется:
▪ «Город будущего» - 6 класс («обществознание)
▪ Составление кроссвордов, занимательных заданий;
▪ Презентации к уроку («Эпоха Петра I»- 7 класс, «Эпоха Александра II» - 10 класс)
2. Экскурсионная практика через образовательное путешествие.
Образовательное путешествие – своеобразный урок, проводимый с использованием определенной педагогической технологии. В ходе такой работы происходит преобразование окружающей ребенка среды в ресурс развития его личности.
Что дает образовательное путешествие учащимся:
- позволяет соединять разные виды деятельности в процессе исследования объектов: (визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск информации, ее анализ)
- позволяет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, их личные переживания, поиски, заблуждения и открытия;
- дает свободу выбора источников информации, способов деятельности;
- позволяет каждому школьнику выдвигать собственные версии и корректировать их в процессе обсуждения;
Цель образовательного путешествия - самопознание и приращение личности ученика.
Этапы:
1.подготовка к путешествию;
2. работа на маршруте;
3. подведение итогов (обработка добытых материалов и защита результатов путешествия).
«Виртуальное путешествие в Древний Китай» (5 класс)
1. Маршрутный лист Класс делится на пять групп.
- 1 группа: как создавали шелк в Китае;
- 2 группа: как был изобретен в Китае компас;
- 3 группа: китайские мудрецы (Конфуций и Лао Цзы);
- 4 группа: Как создавали китайские письмена;
5 группа: Что и как лечила китайская медицина;
2. Работа в группах (4-5 человек). У каждой группы разные маршрутные листы с заданиями. На маршруте путешественники пользуются разными источниками информации для решения поставленных задач. Совокупность впечатлений, наблюдений, исследований, совершенных учащимися дает возможность изучить проблему многогранно, обсудить различные ее аспекты. Заполняется маршрутный лист каждой группой. Представляется защита каждой группы. В организации путешествия предлагается презентация, которая позволяет усилить представления о изобретениях китайцев.
3. Подведение итогов путешествия. Итоги путешествия для каждого участника могут отличаться от итогов группы, в которой он работал. На этом этапе организуется проблемное обсуждение. Оно реализуется на основе маршрутного листа, с которым работала группа. Самый главный результат- это новые вопросы, появившиеся у путешественников.
Презентация «Виртуальное путешествие в Древний Китай»
3. Творческая деятельность.
Вопрос мотивации - болевая точка сегодняшней школы. Игра является тем волшебным средством, которое способно разжечь познавательный интерес. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Игра- это азарт и вдохновение. На уроках истории используется на этапе обобщения пройденного материала (тема, раздел, курс) интеллектуально-познавательная игра «Своя игра».
Данная форма обобщения и систематизации знаний используется как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Время проведения 40-45 минут. Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Побеждает группа, набравшая больше всех очков. Группы формируются по желанию. Данная форма сочетает в себе следующие возможности:
∙ интерактивные (действия учителя, вызывают ответ учащихся);
∙ мультимедийные (предъявление текстов, изображений, диаграмм);
∙ высокая производительность (темп урока заряжает учащихся, они активны, включаются в работу с первых минут урока);
∙ креативность мышления учащихся;
Эффективность применения:
∙ продуктивность работы;
∙ экономичность (экономит время на уроке);
∙ наглядность;
∙ представить материал в цифровом формате (включить карты, иллюстрации, познавательные вопросы, исторические головоломки);
∙ дать возможность учащимся проявить себя в коллективной работе;
∙ способствовать успеху у учащихся, повысить самооценку;
∙ расширять навыки учащихся по работе с информационными источниками;
∙ многократность применения;
Игры среднего возраста - командные, старшего среднего - подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становятся важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Старшеклассником предоставляется больше пространства для самостоятельных действий.
Урок-суд по теме «Процесс над Золотой Ордой» (10 класс) и урок по технологии дебаты «Петр I - реформатор или тиран». Организуется дискуссия по жестко заданным правилам. Развитие критического мышления, умение отстаивать свою точку зрения, искать необходимые аргументы. Данный вид деятельности предполагает овладение такой важной учебной категорией в познавательной деятельности как оценка. Оценка включает овладение всех предшествующих категорий (знание – понимание – применение - анализ – синтез - оценка).
Использование учебных практик в системе работы учителя позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках истории и обществознания.
Предварительный просмотр:
«Эрын гурбан надан» («Мужское троеборье») - борьба, стрельба из лука, конные скачки. Эти виды упражнений стали основой для национальных видов спорта, которые должны освоить мужчины. Национальные игры расширяют круг общения и способствуют росту национального самосознания, поскольку приобщают к историческим достижениям, культурному наследию народа. Для представителей другой национальности внедрение достижений культуры, культурного наследия коренного населения дает возможность оценить его и тем самым способствует развитию взаимопонимания между народами. Спортивные состязания, сохранившиеся до наших дней, привлекают до сих пор огромное количество зрителей, являясь важной, обычно заключительной частью многих традиционных праздников. Наиболее любимыми и популярными из них являются конные состязания (скачки), к которым лошадей готовили специальным режимом и тренировкой, мужская борьба, о которой говорится в каждом эпическом сказании, и состязаний стрельбе из лука по цели. Все виды традиционных соревнований были зрелищны, они обязательно сопровождались хвалебными песнями в честь победителя, традиционными ритуальными жестами и движениями.
В настоящее время идет возрождение традиций и обычаев бурятского народа, поэтому усиливается интерес к зрелищным играм и мужскому троеборью. К ним относятся такие игры, как «борьба», «скачки» и «стрельба из лука». Исследование народных подвижных игр бурят представляет несомненный научный и познавательный интерес. «Три игры мужей» как сложное социальное, психологическое и педагогическое явление есть отражение реальной действительности. Многие исследователи отмечают особую роль народных подвижных игр в воспитании молодого поколения. С древних времен у бурят популярными являлись эти три вида состязаний (борьба, стрельба из лука и конные скачки). Появление этих состязаний исходит из жизненного уклада древних бурят. Чтобы выжить, требовалась многоборная, разносторонняя физическая подготовка мужчины. Данные виды состязаний – борьбу, стрельбу из лука, конные скачки – должно было освоить все мужское население. Исторические данные и устное народное творчество свидетельствуют о том, что «Три игры мужей» у бурят существовал еще в древние времена. С давних времен из поколения в поколение переходят народные и национальные игры и состязания. Вызывает восхищение разнообразие игр. Праздники и игры возникали в процессе сложной коллективной жизни и развития общественного сознания людей. У монголов, бурят и тувинцев праздники и «Три игры мужей» стали необходимой частью народной системы физического воспитания (Хангалов М.Н., 1958; Санданов Б.Д., 1993). В борьбе, прославляя и благословляя героев, их физические качества и черты, народ показывает победу над темными силами и создание счастливой жизни на земле. Так и буряты с образом борца-богатыря связывали свое стремление к свободе и счастливой жизни. Борьба сыграла большую роль в жизни бурят. Она стала школой преодоления жизненных трудностей и воспитания победного духа. Борьба – это своеобразный кодекс чести. Схватка борцов – это не только борьба двух человек друг с другом, это, прежде всего сражение двух духовных сил. Вот почему люди так восхищаются борьбой. Они по-настоящему понимают очарование мгновенного столкновения ловкости, смелости, сил. Эта национальная борьба самая распространенная и популярный вид спорта у народа. Отличительной особенностью его является выполнение ритуального танца в начале всеми борцами и победителем после схватки. Ритуал «Танец орла» существует испокон веков и передается из поколения в поколение. Он служит подготовительным упражнением перед схваткой, снимает предстартовое волнение борца, медитация перед предстоящей борьбой, придает соревнованиям театрализованность, зрелищность, динамичность. Он состоит из нескольких этапов выполнения и на каждом этапе имеет свои мини-задачи. По древней традиции борец, имитируя взлет и парение орла, должен демонстрировать зрителям красоту телосложения, спортивную форму, силу, ловкость, подчеркивая свои могучесть и мужество. Данное действие борца называется танец орла. Танец орла является разминочным упражнением, поэтому выполняется энергично. Каждый борец старается показать искусство выполнения, изображая парящего в небе орла (взмахи руками и плавные пружинистые шаги изображающие полет орла). Данный этап заканчивается двумя хлопками по бедрам, что означает: «я готов к борьбе». Следующий этап исполнения танца орла начинается с вызова борца на схватку судьей-секундантом. Борец, выходя на поле, поправляет шудак. Затем изображая взлетающую птицу, подбегает к своему секунданту. Касаясь правой рукой его правого плеча, одновременно поднятой в сторону – кверху, левой рукой приветствует зрителей, делает ритмичных три шага, поворачиваясь, меняет положение рук и повторяет это же движение, поднимая правую руку (заканчивает приветствие зрителей). Сделав небольшой прыжок, опять поворачивается к секунданту, кладет обе ладони на его плечо, ждет своего соперника. Когда его соперник выполнит эти же действия ритуала, то начинается следующий этап. Приветствуют друг друга рукопожатием, отходят на два шага назад, застывая на несколько секунд в специальной позе начала схватки (в колено вперед выставленной правой ноги упирается локтем правой руки, ладони кверху в направлении соперника, левая прямая нога отставлена назад в сторону, левая рука на левом тазобедренном суставе). Борцы готовы к борьбе. После схватки борцы начинают выполнять последний этап ритуала данной встречи (схватки) по такому порядку: выигравший должен помочь встать проигравшему, отличие монгольской борьбы в том, что этого этикета нет, выигравший сразу убегает, выполняя танец орла в сторону флага демонстрируя свою победу. Победитель поднимает правую руку в сторону – вверх, в это время проигравший проходит под ней. Затем победитель плавными пружинистыми шагами, взмахивая вытянутыми в сторону – вверх руками, «долетает» или до главной трибуны, где установлен флаг, или до главного судейского стола. Резко делает два прыжка с одной ноги на другую с поворотом направо и третьим прыжком останавливается в стойке ноги врозь с наклоном туловища вперед, делая одновременно три хлопка руками: первый хлопок по внутренним сторонам бедер, второй – по внешним сторонам бедер и третий – снова по внутренним. После этого кланяется зрителям. Эти хлопки означают: в данном состязании выиграл «я». Сама борьба обладает богатым набором технических приемов, тактических выходов, требует хорошей психологической подготовки. В борьбе используются все приемы, которые имеются в арсенале борьбы самбо, классической и вольной борьбы в стойке.
Борьба - это спортивное единоборство, где происходит соревнование духовной и физической силы, демонстрация мастерства владения приемами двух борцов, но при этом важнейшим качеством оказывается умение не потерять равновесие при быстрых атаках, бросках и обманных движениях. В схватке для выполнения приемов один борец стремится вывести своего соперника из устойчивого состояния, чтобы заставить упасть его, а другой пытается сохранить эту устойчивость и сделать то же со своим противником. Однако добившись потери противником равновесия, атакующий борец также теряет устойчивость, ибо выполнить движения без потери равновесия невозможно. Таким образом, при борьбе оба соперника непрерывно теряют и восстанавливают равновесие. Человек падает, когда теряет равновесие и не успевает его восстановить. В борьбе можно делать захваты ниже пояса и применять подножки, подсечки и зацепы ногой. Борьба имеет понятные и доступные для всех правила. Для того чтобы победить в борьбе, достаточно свалить соперника на землю или вынудить его коснуться земли какой-либо частью тела, кроме ступней.
В борьбе каждого борца, выходящего на поединок, сопровождает его секундант. Именно он зазывает спортсмена на борьбу, знакомит зрителей и соперника с титулами своего борца. В обязанность секунданта входит в первую очередь поднятие боевого духа и защита интересов борца в пределах правил соревнований. Он имеет право давать советы спортсмену во время схватки, оказывать помощь в завязывании шудака, выражать свое мнение в спорных моментах и защищать честь и достоинство борца.
Стрельба из лука – один из древних видов народной физической культуры. Он зародился и существовал веками как средство подготовки охотника и воина. Стрельба из лука была распространена повсюду, где обитали люди. Однако каждый народ развивал свои оригинальные упражнения для тренировки меткого глаза и твердости рук. Появление лука и стрелы как основных орудий охоты способствовало развитию состязаний по стрельбе из лука в мишени, на дальность. Древние народы Центральной Азии из поколения в поколение развивали самобытную физическую культуру в виде игры, состязаний и разнообразных физических упражнений, которые являлись средствами народной педагогики. Спортивная стрельба из лука завоевала прочные позиции во многих странах мира, на всех континентах. Наши предки умело владели луком, добиваясь в стрельбе великолепных результатов. При состязании на скорость лучшие лучники выпускали от 8 до 20 стрел в минуту и считали для себя позором, если хоть одна из них не попала в цель. Лучники поражали центр мишени на расстоянии до 200 шагов. Соревнования в стрельбе из лука были одним из элементов праздников у многих народов. На Кавказе – «кабахи» (поражение цели на скаку стрелой из лука), национальный праздник у бурят «Сурхарбан» и у монголов «Надам», у тувинского «Наадым» (Каррутерс Д., 1914; Дашинорбоев В.Д., 1997; Курбатский Г.Н., 2001) .
Конные скачки были распространены повсюду. Человек приручил лошадь к верховой езде 3 тыс. лет назад. Она стала ему незаменимым помощником на многие века в труде, в охоте, на войне, в быту. В жизни бурят лошадь играла большую роль. Особое место занимала лошадь и системе культовых представлений, в совершении обрядов, он был одним из важных образов в изобразительном искусстве и мерилом богатства. Поместить коня рядом с покойником для сопровождения его в «загробный мир» могли позволить себе лишь немногие знатные люди. Они считали, что и в загробном мире человек не может обойтись без коня, что нашло отражение в возникшем у них обычае – погребении ее вместе с хозяином.
Лошадь использовали для верховой езды, в военных походах, реже как тягловую силу на сельскохозяйственных работах. Лошадь – незаменимое животное для кочевого образа жизни. Прежде всего, это вызвано ее необходимостью как средства передвижения: многочисленные перекочевки, выпас скота, перевозка грузов и многое другое совершалось с ее помощью. Героический эпос рисует огромную роль лошади в жизни бурят. В эпосе все время говорится о табунах; вместе с героем постоянно упоминается его конь. Даже имя герою дается после того, как он получает коня (Вайнштейн С.И., 1974). Для большинства людей наличие в хозяйстве лошади являлось необходимостью. Для состоятельных и богатых хозяев это было предметом престижа, богатства и гордости. У многих из них поголовье лошадей переваливало за несколько сотен, а у богатейших и за несколько тысяч (Потапов Л.П., 1969). С давних времен существуют методы приучения верхового коня, которые способствовали возникновению новой формы физического упражнения. Приучение лошади к верховой езде требует от наездника четкой координации движений, ловкости, смелости, физической силы и выносливости. Приучение к верховой езде лошади и объезживание до полного успокоения являлись непременной обязанностью каждого мальчика и подростка. Они соревновались между собой: брали обязательства, кто, сколько лошадей объездит. Во время объезда главным моментом является удержание себя в седле, а это требовало от человека постоянной тренировки, умения, навыка. Обычно лошадь, особенно в первые 10 минут, изо всех сил старается сбросить седока. Дети уже с раннего возраста начинают готовить себя к этому занятию. Когда детям исполнится 9–10 лет, им доверяют приучать к верховой езде необъезженных коней.
Конные состязания дошли до наших дней через тысячелетия. Они и в наше время вызывают интерес у народа. К сожалению, о видах конных состязаний ни в героических сказаниях, ни в письменных источниках не говорится. Конные бега проводились после состязаний борцов. В соревнованиях принимали участие все желающие. В наше время виды состязаний делятся по способности лошадей и по их возрасту. Перед состязанием за месяц коня закаляют и тренируют, в ночное время держат на длинном аркане в местах с низким травостоем, а в дневное время – на привязи в тени. Через десять дней его тренируют на короткие дистанции, затем через 5 и 3 дня – дистанция соответственно увеличивается. Накануне состязания тренируют на более короткой дистанции, а затем приводят в порядок: заплетают хвостовые волосы, красиво подрезают челку и гриву, моют коня. Тренировка и закалка для всех видов состязаний одинакова. Во время тренировки коня наездник также занимается всевозможной подготовкой и одновременно приобретает мастерство в езде. Состязания рысаков происходят следующим образом. Кони выступают без нарядов и седел, только одни удила без металлических украшений. Наездники – мальчики лет 8–10. Перед стартом выстраивают всех лошадей и проводят перед публикой, как бы представляя каждого скакуна зрителям болельщикам. Впереди и сзади идут секунданты (по 2 или 3). При этом все наездники негромко насвистывают, чтобы лошади развеселились. Секунданты разъясняют маршрут дистанции. Протяженность маршрута измеряется полуденным расстоянием, т. е. примерно 30–40 км. Когда все лошади построены, дают команду: «Старт!» Наездники с криком и свистом, крутя над головой плетками, вырываются на «беговую дорожку». Все решает мастерство наездников. Конным спортом увлекаются многие народы. Но именно древнетюркским способом проводят скачку лишь некоторые народы Сибири: тувинцы, буряты, монголы, алтайцы.
Таким образом, борьба, стрельба из лука, конные скачки принадлежат к тем видам народной физической культуры, которые хранят многие замечательные традиции и заслуживают более внимательного к себе отношения. Важнейшими сторонами таких зрелищных игр, как «Три игры мужей», являются их массовость и комплексное воздействие на развитие двигательных качеств, а также влияние на формирование разносторонних умений и навыков. Отметим также, что национальные праздники не обходятся без зрелищных игр, т.к. именно игры придают значительный впечатляющий эффект.
Предварительный просмотр:
Классный час в 8-10 классах:
«Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)
Цели: воспитание духовно - нравственной культуры учащихся через изучение традиционного национального праздника бурят «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)
Задачи:
Образовательные:
- содействовать формированию знаний учащихся о традиционном национальном празднике бурят «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)
Развивающие:
- развивать умение анализировать, обобщать, высказывать свои мысли и пользоваться ими;
- возможность учащимся продемонстрировать свои способности, эрудицию, чувство юмора и таланты;
- обеспечить условия для установления хороших взаимоотношений среди учащихся, развития умения принимать коллективное решение;
- оказать помощь учащимся в организации свободного времени.
- развивать интерес учащихся к культуре бурят;
Воспитательные:
- содействовать знакомству учащихся с традициями и обычаями бурят;
- сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний учащихся о традициях и обычаях бурятского народа;
- воспитывать уважение к культуре своего народа, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
Вид: развивающий
Форма проведения: интеллектуальная игра
Форма работы: групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик, карточки с заданиями
Участники: класс делится на несколько групп по 3-4 человека
Ход мероприятия:
- Вводно-мотивационный этап.
- Организационный момент
Учитель: Добрый день, дорогие ребята.
Ребята, скажите, какое у вас настроение?
Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодня урок?
Дети: ответы:
Урок:
- интересный
- познавательный
- развивающий
- плодотворный
У.: А чтобы урок получился таким, вот недостаточно действий одного учителя, а необходима и ваша помощь. Какими же должны быть ученики на уроке?
Д.: ответы:
Ученики:
- активные
- думающие
- работоспособные
- внимательные
- аккуратные
-дисциплинированные
У: Получился ли у нас урок таким, мы ответим в конце нашего урока.
Вашему вниманию ребус (приложение 1).
Ребята, скажите, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Д.: о Сухарбане
У: А вы знаете о традиционном национальном празднике бурят «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)?
Итак, тема классного часа «Эрын гурбан надан» («Сурхарбан»)
- Операционно-содержательный этап.
У: В настоящее время идет возрождение традиций и обычаев бурятского народа. «Сурхарбан» – бурятский спортивный народный праздник. Древнее название – «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»). «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»): национальная борьба, стрельба из лука и конные скачки - это неотъемлемая часть бурятского народа. «Сурхарбан» с бурятского языка переводится как стрельба в «сур» - кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня – «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур – Сурхарбан – стало названием всего праздника. В древности он символизировал появление хорошего травостоя, что было очень важно для скотоводов-бурят. Праздник имел спортивно-прикладное значение: молодые юноши демонстрировали силу, ловкость и меткость в состязаниях по борьбе, скачкам, стрельбе из лука. Во время праздника исполнялся танец ехор.
Работа в группах.
Класс делится на несколько групп по 3-4 человека, выбирает название команды и капитана. Каждой команде выдается маршрутный лист (приложение 7). Игра состоит из 6 конкурсов. Все оценивается жюри, состоящее из учителей или родителей. Победителем считается группа, набравшая наибольшее количество баллов.
1 конкурс: Приветствие команд
2 конкурс: Филологические задания (приложение 2)
3 конкурс: Математические задания (приложение 3)
4 конкурс: Викторина (приложение 4)
5 конкурс: Составь слова (приложение 5)
6 конкурс: «Кто быстрее?» (приложение 6)
- Рефлексивно-оценочный этап. Итоги урока.
У.: теперь подведем итоги.
Закончите предложения:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- я понял, что…
- меня удивило…
Подведение итогов, вручение грамот и подарков.
У.: Спасибо всем за активную работу. И на последок, посмотрим видео с программы «Хочу знать», репортаж о празднике «Сухарбан».
Приложение 1
Приложение 2
Филологические задания
- Исправьте ошибки в тексте.
Конь для бурят-монголов – это друк, багатство, оружие, радость и гордость. Любят и ценят буряты каней. Сколько ласковых слоф придумано для каня, сколько сказок и легенд, сколько обычаев и традицый связано с канем! Буряты никогда не били и не ругали лошадей. Они были с человеком в радосьти и в горесьти, в жару и в холот, отвичая преданностью на любовь и верностью на заботу. Конь – умное и интеллигентное жывотное, священное для бурят. Он много знает и всё понимает. В бурят-монголдьском языке больше всего слов, имеющих отношение к лошади. Бурят не мыслит себя бес коня. Немыслимы бес коня все главные обряды бурят, будь то рождение ребенка, свадьба или похороны, все важные события кочевой жызни так или иначе связаны с верным другом человека. Поэтому конь по праву возглавляет список питии важнейших жывотных у бурят.
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Составьте памятку-рекомендацию «Как надо относиться к лошади», опираясь на данный текст, памятку-рекомендацию оформите в буклет.
- Найдите в каждом предложении название животного из традиционных для бурят пяти видов животных «Табан хушуун мал».
- Marco wants to run.
- We came late.
- They go at seven o’clock.
- Ruth or Sebastian will arrive tomorrow.
- She says he epitomes kindness.
Приложение 3
Математические задания
- Наибольшее количество участников выступает в бурятской национальной борьбе «Бухэ барилдаан». В споре среди юношей приняли участие 64 борца. Сколько боёв будет проходить, если соревнования проводятся по олимпийской системе (проигравший выбывает)?
- Сколько времени уйдёт на проведение всех боёв, если считать, что одни бой длится от 3 до 12 минут? Найдите минимальное, максимальное и среднее значения времени.
- В соревнованиях по стрельбе из лука по национальным правилам выступят 32 участника. Каждый участник выполняет стрельбу на дистанциях 45 и 50 метров. На каждой дистанции производятся по восемь выстрелов в четыре серии. Сколько всего выстрелов произведут лучники на всех дистанциях?
- Составьте одну общую таблицу по приведённым ниже данным.
В соревнованиях по стрельбе из лука выступили 32 участника. Отметим, что в этой дисциплине победили исключительно представители Агинского района. Так, на дистанции 50 метров первое место занял Бадмацырен Цырендоржиев. В зачёте на 45 метров выиграл Будажап Бальжинимаев. Звание абсолютного чемпиона завоевал Жаргал Загдаев, оказавшийся точнее Насана Намсараева.
Победителями юношеского турнира по борьбе в порядке весовых категорий стали: Базар Батоболотов (35 кг, Зугалай), Андрей Гатауллин (45 кг, Кижинга), Тамир Гармаев (55 кг, Узон), Намжтл Цыденжапов (65 кг), Буянто Осоров (свыше 65 кг, оба - Зугалай). Абсолютным чемпионом соревнований был назван Аюша Жапов, выигравший решающую схватку у Зандана Будаева. Оба борца представляли Зугалай. Всего приняли участие 64 борца.
Заключительным видом игрищ стали конные скачки. Было проведено пять забегов, в которых самыми быстрыми оказались лошади: Масгаш (1200 метров, возраст 2 года), Репетитор (1600 метров, возраст 3 года), Будулай (1800 метров, старше 3 лет), Дуямба (1600 метров, рысь под седлом). Большой приз Цугольского дацана среди лошадей, рожденных в Бурятии и Забайкальском крае, выиграл Горбунок из Зугалая. Всего на старт выходило 30 коней. (по материалам местной прессы).
Приложение 4
Викторина:
- Один из наиболее распространенных летних праздников монголоязычных народов.
Ответ: Сурхарбан.
- Спортивные состязания мужчин на бурятском языке.
Ответ: «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»).
- Назовите лишнее слово: һур харбалга, шатар, мори урилдаан, бүхэ барилдаан.
Ответ: Шатар.
- В этом спортивном состязании мишенью служит «сур». О каком виде состязании идет речь?
Ответ: Стрельба из лука.
- Какой танец исполняет выигравший в национальной бурятской борьбе?
Ответ : Танец орла.
- Что означает название международного праздника «Алтаргана»?
Ответ: Название кустарника.
Приложение 5
Составь слова
Сурхарбан
Приложение 6
«Кто быстрее?»
- Соревнования по стрельбе из лука. Соревнования проводится по дартсу. Каждый ученик проводит по два пробных и три зачетных броска. Результаты зачетных бросков всех участников группы суммируются. Занятые места определяются по количеству баллов.
- Соревнование «Бухэ барилдаан». Соревнование проводится по правилам бурятской борьбы по круговой системе (стенка на стенку). Выходя на ковер, борец в танце орла направляется к флагу. Остановившись перед ним, борец совершает поклон, после этого он трижды хлопает ладонями по внешней и внутренней сторонам бедер. Задача борцов состоит в том, чтобы вывести соперника из равновесия, но при этом удержатся на ногах. Борец считается проигравшим, если его заставят коснуться земли третьей опоры. Занятое место группы определяется по количеству набранных баллов от встречи, в случае равенства баллов от встречи учитывается личная встреча между командами.
- Соревнование «Конные скачки». Скачки на «хоп мячах». Соревнования проводится по забегам, т.е от каждой группы в забеге участвуют по два участника.
Приложение 7
Маршрутный лист
Название команды | 1 конкурс: Приветствие команд | 2 конкурс: Филологические задания | 3 конкурс: Математические задания | 4 конкурс: Викторина | 5 конкурс: Составь слова | 6 конкурс: «Кто быстрее?» | Итого |