Классное руководство
Материалы для классного руководителя по ссылке https://yadi.sk/d/iJlam3K2O7RsKQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Примерные темы родительских собрании | 14.92 КБ |
Работа с трудными детьми и семьями | 12.46 КБ |
Игры на сплочение коллектива | 13.89 КБ |
Что должен знать педагог о своих воспитанниках? | 15.55 КБ |
Методические материалы классному руководителю | 23.16 КБ |
День именинника в классе:идеи для веселого поздравления | 873.03 КБ |
Идеи для награждения учеников в классе | 12.89 КБ |
Как сделать портфолио класса | 51.13 КБ |
Работа с трудными детьми | 14.21 КБ |
Инструкция старосты | 13.64 КБ |
Родительское собрание интересно и полезно | 13.75 КБ |
Формирование традиции классного коллектива | 15.1 КБ |
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерные темы родительских собраний в 1-11 классах
1-4 классы.
1.Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.
2.Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).
3.Младший школьный возраст и его особенности.
4.Хочу и должен (по профилактике правонарушений).
5.Как выявлять и развивать способности детей.
6.Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.
7.Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.
8.Воспитание характера ребенка в семье.
9.Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.
10.Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).
11.Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).
12.Новое в системе национального воспитания.
13.Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.
14.Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.
15.Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.
5 – 6 классы.
1.Новое в системе национального воспитания.
2.Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.
3.Содержание морально-эстетического воспитания подростков в семье.
4.Организация летнего труда и отдыха детей в семье.
5.Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.
6.Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся
7.Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.
8.Вред алкоголя и курения.
7 – 9 классы.
1.Пример родителей в воспитании детей.
2.Особенности воспитания подростков в семье.
3.Половое развитие и методы полового воспитания.
4.Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.
5.Активные формы отдыха в вашей семье.
6.Методы профессиональной ориентации школьников в семье.
7.Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.
8.Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.
9.Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.
10.Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.
11.Изучения корней семейного рода.
12.Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.
10 – 11 классы.
1.Основные направления воспитания в семье.
2.Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.
3.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ. КАК РАБОТАТЬ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ.
1. Любому родителю неприятно слушать плохое об их детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте увидеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» ребенке хорошие стороны.
2. Окажитесь от намерения ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок семьи должны быть всегда анонимными, без адреса.
3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.).
4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами.
5. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме». Знайте, если это предсказание сбудется, вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время.
7. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу.
Помните:
Чтобы воспитывать других, надо самому быть грамотным и счастливым человеком.
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
«Паутина»
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек, и не тот человек, который стоит рядом). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
«Бурундуки»
Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
«Квадрат»
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
— Квадрат пошел влево — квадрат идет влево.
— Квадрат садится — квадрат с криками и воплями пытается сесть.
— Квадрат прыгает — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
И так далее.
«Носок-пятка»
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать – получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели – нужно попробовать так немного продержаться.
«Гражданская оборона»
Все участники прогуливаются по комнате, ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: «Внимание!». На вас напали пещерные львы (хулиганы, римские легионы, вирусы гриппа, маленькие зелененькие человечки, угрызения совести, зевота и т. п.) После сигнала опасности участники игры должны собраться в тесную группу, держа друг друга, а затем произнести фразу: «Дадим отпор… (пещерным львам и т. п.). Вожатый, играя роль этой опасности, пытается вытащить из группы любого ребенка. Задача ребят держаться очень крепко. Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается.
«Паровозик»
Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе, куда идти.
Предварительный просмотр:
Что должен знать педагог о своих воспитанниках
Б.Б. Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, Р.С. Есаян, кандидат педагогических наук
5–8 лет | |
Физическое развитие | Руки и ноги растут быстрее тела. Общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к семи годам |
Особенности поведения | Высокий уровень активности. Стремление к общению вне семьи. Желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо. Понимание различий между полами. Стремление получить время для самостоятельных занятий. Ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным |
Советы | Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега, развитие умения лазать и пользоваться качелями. Использование ритмических видов деятельности, пение, драматические постановки. Обучение правильным навыкам труда. Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении. Предоставление детям свободы действия, развитие различных способностей |
9–11 лет | |
Физическое развитие | Рост девочек опережает рост мальчиков. Первоначально мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее |
Особенности поведения | Стремление мальчиков к лидерству. Дети энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны, нуждаются в постоянной деятельности. Часты беспокойные состояния. Любят коллективные игры, шумны, влюбчивы, боятся поражения, чувствительны к критике. Интересы постоянно меняются. Мальчики играют с девочками, соперничают с ними. Дети начинают осознавать нравственные нормы. Пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг |
Советы | Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале. Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности. Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам. Организация разумного руководства, разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру. Стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей |
12–14 лет | |
Физическое развитие | Девочки обычно выше мальчиков. Половое созревание. Быстрый рост мускулатуры. Девочки менее активны |
Особенности поведения | Мальчики склонны к групповому поведению. Дети испытывают внутреннее беспокойство. Девочки и мальчики дразнят друг друга. Мнение сверстников более важно, чем мнение взрослых. Дисциплина может страдать от «группового» авторитета. Стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды. Сопротивление критике. Появляется интерес к заработку |
Советы | Организация коллективных игр, различных для мальчиков и девочек. Предпочтение спортивным играм. Использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий |
15–16 лет | |
Физическое развитие | Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями |
Особенности поведения | Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками. Крайности в поведении, например «Я знаю все!» |
Советы | Оказание помощи старшим подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками |
С информация с сайта - http://praktika.direktor.ru/
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для классного руководителя
Документация классного руководителя
- Программа воспитания классного коллектива.
- Папка, в которой размещаются материалы в соответствии с планированием работы классного руководителя:
- сценарии классных часов (тематических классных часов, ученических собраний, конкурсов, бесед, лекций, встреч со специалистами и т.д.);
- сценарии родительских собраний;
- материалы диагностик, опросов, мониторингов и т.д.
- Протоколы:
1)родительских собраний;
2)ученических собраний;
3)Родительского комитета класса.
- Личная (рабочая) тетрадь или папка классного руководителя.
- Педагогические дневники на учащихся, состоящих на внутришкольном контроле (ВШК) и на учёте в ОПДН УВД.
- Планы индивидуально – профилактической работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта.
- Планы профилактической работы с семьями, состоящими на разных видах учёта.
- Дневники учащихся класса.
- Классный журнал.
- Личные дела учащихся.
- Тетрадь (журнал) учёта посещаемости занятий.
- Журнал инструктажа.
- Портфолио класса.
- Материалы профилактической работы.
Примерное содержание личной (рабочей) тетради или папки классного руководителя.
- Список учащихся с адресами, телефонами и иной необходимой информации.
- Краткая характеристика семей (морально – психологическая обстановка, материальное положение).
- Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.
- Сведения о питании учащихся.
- Сведения об участии в городских, общешкольных мероприятиях и мероприятиях класса. Результативность участия.
- Учёт успеваемости учащихся. Качественные и количественные показатели успеваемости.
- Результаты наблюдений классного руководителя.
- Информация о работе с ученическими дневниками.
- Другая необходимая информация.
Содержание педагогического дневника
1 стр. – ФИО учащегося, дата рождения, домашний адрес, информация о законных представителях, дата и причина постановки на учёт.
2 стр. – Цель. Задачи.
3 стр. – Подробная характеристика.
4 стр. - Табель успеваемости и в случае необходимости указываются принятые меры по устранению причин неуспеваемости.
5 стр. – Лист контроля за посещаемостью учебных занятий.
6 стр. – Работа с семьёй (профилактические мероприятия и оказание социальной, психологической, материальной поддержки).
7 стр. - Учебная деятельность.
8 стр. – Внеурочная занятость (название, расписание занятий, ФИО руководителя).
9 стр. – Занятость в период каникул (расписывается по дням).
10 стр. – Профилактические мероприятия и взаимодействие с органами системы профилактики.
План индивидуально – профилактической работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта
(утверждается руководителем образовательного учреждения)
ФИО учащегося _______________________________________________________________
Класс ________________________________________________________________________
ФИО классного руководителя ___________________________________________________
Срок реализации плана (не менее 6 месяцев) _______________________________________
Цель:
предупреждение случаев (повторного совершения преступления, правонарушения, совершения общественно опасного деяния, пропусков учебных занятий без уважительной причины, нарушения общественного порядка во время образовательного процесса).
Задачи:
- Проводить социально – профилактические мероприятия.
- Осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий.
- Проводить разъяснительную работу по вопросам правопорядка с учащимся и законными представителем.
- Осуществлять эффективное взаимодействие с органами системы профилактики.
Ожидаемые результаты:
1)Реализация плана – 100%.
2)Положительная динамика в поведении и посещаемости занятий.
3)Снятие с учёта.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Отметка о выполнении |
Взаимодействие с органами системы профилактики | ||||
1. | Рассмотрение факта нарушения общественного порядка или совершения правонарушений на Совет профилактики | 17.09.13. | Классный руководитель Секретарь Совета профилактики | Протокол № 1.от 17.09.13. Отражение в педагогическом дневнике. |
2. | Назначение общественного воспитателя | Сентябрь | Заместитель директора по ВР | Приказ № __от__ |
3. | Проведение индивидуально – профилактических бесед классным руководителем на темы «___» | 05.09.13. 07.10.13. | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике |
4 | Посещение семьи | Октябрь | Классный руководитель, социальный педагог, Члены Совета профилактики | Составление акта. Регистрация в журнале посещений семей |
5 | Составление характеристики | Сентябрь | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике |
6 | Составление письменного обращения в Отдел опеки и попечительства | По мере необходимости | Заместитель директора по ВР | Отражение в педагогическом дневнике |
7 | Приглашение на (КДНиЗП, Совет общественности микрорайона, Оперативный Штаб при ОО, Совет профилактики, малый педсовет, совещание при завучах) | По мере необходимости | Классный руководитель | Отражение в протоколах и педагогическом дневнике |
8 | Проведение рейда и учительско – родительского патруля | В период каникул | Заместитель директора по ВР | Отражение в журнале регистрации учительско – родительских патрулей и рейдов |
Социально – педагогическое и психологическое сопровождение | ||||
9 | Изучение личности подростка (по письменному согласию законного представителя) | Сентябрь - октябрь | Классный руководитель, педагог - психолог | Отражение в педагогическом дневнике. . |
10 | Организация психологического сопровождения (по письменному согласию законного представителя) | По плану педагога - психолога | Педагог - психолог | Отражение в документации педагога – психолога и в педагогическом дневнике. Наличие рекомендаций |
Контроль за посещаемостью и успеваемостью | ||||
11 | Ведение листа контроля и тетради учёта за посещаемостью | Сентябрь - февраль | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике |
12 | Сведения о предварительной успеваемости | По окончании четверти | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике |
Контроль за внеурочной занятостью и организацией каникул | ||||
13 | Организация внеурочной занятости | Сентябрь, январь | Классный руководитель | Отражение в журнале класса и в педагогическом дневнике. |
14 | Организация каникул | Ноябрь, январь | Классный руководитель, социальный педагог | Отражение в анализе организации каникул и в педагогическом дневнике |
15 | Помощь в трудоустройстве в период летних каникул | Май | Классный руководитель | Отражение в анализе организации каникул и педагогическом дневнике |
Вовлечение в общественно полезную деятельность | ||||
16 | Привлечение к участию в общешкольных делах и делах класса | В течение учебного года | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике и в личной тетради классного руководителя |
Оказание социальной и материальной помощи | ||||
17 | Материальная поддержка | По мере необходимости | Социальный педагог | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
18 | Оздоровление в санатории… | По мере необходимости | Социальный педагог | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
19 | Включение в список для оказания помощи новогодними подарками | По мере необходимости | Социальный педагог Классный руководитель | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
20 | Включение в список на оказание материальной помощи в акции «Помоги собраться в школу» | По мере необходимости | Социальный педагог Классный руководитель | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
21 | Оказание помощи через Муниципальный Благотворительный фонд | По мере необходимости | Социальный педагог Классный руководитель Заместитель директора по ВР | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
Образец протокола родительских собраний
(печатный вариант).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
П Р О Т О К О Л
21.09.2013 № _1
Родительского собрания ___ класса «____»
на тему «___________________________________________________________»
Председатель родительского собрания __________________________________________
Секретарь родительского собрания класса ________________________________________
Присутствовали: ________________ человек
Повестка дня:
- Доклад классного руководителя (Ф.И.О.) на тему «_______________________».
- Выступление председателя Родительского комитета класса о _______________
СЛУШАЛИ:
ВЫСТУПИЛИ:
_____________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ:
1.
Текст доклада (выступления) прилагается.
Секретарь _______________________(расшифровка подписи)
Председатель собрания _________________(расшифровка подписи)
Предварительный просмотр:
День именинника в классе: идеи для веселого поздравления
Поздравление именинников в классе всегда сложно организовать. Легче, если одного ребенка весь класс поздравляет с днем рождения, но часто нужно выделить целую группу детей. Например, в первых числах сентября обычно поздравляют сразу всех летних именинников.
Кто-то приглашает аниматоров или ведущих с развлекательной программой, но в этом случае именинники не чувствуют, что праздник посвящен именно им, так как все резвятся одинаково.
Бывает и другая реакция, особенно в 1-2 классе. Вдруг кому-то раздают подарки, а кому-то «не сегодня». Мол, и у тебя когда-нибудь будет день рождения, поздравим.
Я собрала идеи, которые порадуют всех — и самих именинников, и тех, кто поздравляет. Не делаем акцент на подарках (их можно раздать в самом конце), все внимание — к развлекательной программе. Добавляем адресные поздравления, чтобы виновники торжества чувствовали, что праздник устроен именно в их честь.
Сразу заметно!
Начнем с оформления. Даже несколько шаров с гелием, привязанных к грузикам, на партах именинников создают праздничное настроение. Можно купить и развешивать готовые бумажные гирлянды, шары-соты, шары-аккордеоны, кисточки и помпоны. Все это продается в магазинах праздничных товаров и стоит достаточно дешево. Расправляются украшения за секунду, весь класс вы легко оформите за 10 минут.
На доску двусторонним скотчем прикрепите фанты (это яркие круговые вееры). На их фоне получаются очень красивые фотографии. Они тоже продаются готовые, украшать ими легко и приятно.
Пусть будет радостно с самого утра. Еще на доске можно написать, что сегодня…
«День летнего именинника»
Адресные поздравления
Имена или фотографии детей должны быть на видном месте. Привяжите фотографии к шарикам, висящим под потолком (можно распечатать на цветном принтере их имена и развесить вместо фото). Имена можно сложить из кассы слогов или кубиков, написать на доске, стенгазете. Можно сделать флажки на подставках или для каждого именинника сделать именную гирлянду.
Суть одна — весь класс должен с самого утра видеть, кого именно сегодня поздравляют!
Идеи для поздравления именинников в классе
Неожиданно
Даже небольшие неожиданные сюрпризы очень поднимают настроение! Дам несколько примеров, которые разбудят вашу фантазию.
- К концу последнего урока вдруг открывается дверь, в которую влетают разноцветные шары или связка (облако шаров). Автор сюрприза так и не появляется, но по секрету скажу, что это представитель родительского комитета.
- Учитель получает sms и говорит детям, что выйдет на минутку в коридор. Вместо учителя в класс заходит… ну Баба-Яга, например. Или Дарт Вейдер. Кто-то заказывает для такого поздравления аниматора, хотя ряженым может быть кто угодно. Старшеклассник, чей-то папа, другой учитель и т.д. Он может поздравить на словах и раздать конверты с открытками.
Хорошо, если дети сделают селфи с костюмированным персонажем, им важно выложить в соцсети такой забавный кадр.
Однажды у нас летних именинников поздравлял Дед Мороз. Честно говоря, просто в тот момент в школе не нашлось другого костюма, но детей такой персонаж очень повеселил. Пришел, сказал, что никогда не мог поздравить их с днем рождения, но в этот раз все-таки вырвался на несколько минут. Даже хоровод водили вокруг напольного цветка: «В лесу родилась пальмочка».
- Еще в день именинника в столовой включили громкую связь, и Барбарики горомко пели «И я, и я, и я поздравляю тебя». Есть целая подборка песен ко дню рождения, включайте. Ну и, если школа не очень большая, можно объявить, у кого именно сегодня праздник — все имена и фамилии.
- Если учитель на минутку выйдет в коридор и вернется с тортом со свечами по количеству детей, у который в этот день совместный праздник, банальным не покажется. Восторг, красота и объедение.
Немного интриги
На составление именных поздравлений уйдет совсем немного времени, только написать их нужно не просто на на открытках, а зашифровать с помощью специальной программы в виде QR-кода. Как именно это делается, в интернете подробно описано.
Для расшифровки кода нужно специальное приложение на смартфоне, поэтому можно пользоваться одним аппаратом, просто передавать его друг другу и зачитывать вслух.
Сам квадратик с QR-кодами можно прикрепить липкой лентой к парте или коробочке с подарком, подвесить к шарикам или вообще разместить в разных частях школы: в столовой, в других кабинетах, в гардеробной и т.д.
Общий подарок
Расскажу из своего опыта. Сейчас очень распространены раскраски-антистресс. Это красивые мелкие узоры, собранные в один узнаваемый рисунок. Это может быть просто мандала или красивое животное, городской пейзаж или натюрморт.
Мы распечатали несколько рисунков размером А3 и пустили по рядам с пачкой фломастеров во время классного часа. Каждый закрашивал небольшой кусочек картинки, а в конце получилось великолепное цветное изображение, которое мы потом вставили в рамку. У двух из трех именинников эти картины по сей день украшают комнату.
Картинки нужно оформить в рамочки со стеклом. Это не просто подарок! Это подарок от всего класса, сделанный с любовью!
Мальчик, которому подарили обаятельного ленивца, был очень доволен, хотя намек понял)).
Презентации и поздравительные видеоролики
Нужно назначить ответственных за подготовку таких презентаций ко дню именинника. Дети для школьных предметов делают много презентаций, справятся легко.
Попросите одноклассников написать на листочке поздравление и сфотографироваться с ним в руках. Т.е. каждый пишет свои пожелания: «Дима, желаю тебе всех победить на олимпиаде», «Дима, будь сильным и здоровым» и т.д.
Можно попросить написать на листочках и по одной букве, а потом все кадры разместить рядом, чтобы получилась надпись: «Катя, с Днем Рождения!»
Еще проще — памятный видеоролик. Если никто не умеет делать монтаж в специальной программе, просто снимите все одним дублем. Поставьте рядом по 3 человека, пусть они сами себя снимают на смартфон и, перебивая друг друга, желают имениннику счастья. Если нужно поздравить 5 человек, пусть будет 5 видеопоздравлений, которые потом на большом экране посмотрит весь класс.
Для удобства перекиньте все на YouTube, чтобы быстро переходить по ссылкам.
Задания для одноклассников
Можно придумать парочку «Угадаек», чтобы кто-нибудь в классе тоже получил подарочек. Игра всегда проходит весело и азартно, только надо записывать ответы, чтобы все было справедливо.
Например, поставьте всех именинников рядом и попросите класс угадать их общий рост. Для этого, конечно, вам сами нужно будет это узнать, измерьте заранее. Тот, кто назовет самый близкий к правильному ответ, побеждает. Например, общий рост пяти семиклассников — 8 метров, 25 см.
В начальных классах мы измеряли рост бананами. Помните, как в мультике «38 попугаев»? Там попугаями, а мы — бананами. Тоже предлагали угадать, потом перепроверяли, прикладывая банан к каждому имениннику. В конце этого действа в класс зашла чья-то мама с большой корзиной бананов. Было весело, все помнят до сих пор.
Еще можно предложить угадать, кто из летних именинников старший, кто младший. Приз за правильный ответ!
Поздравление «в ролях»
Найдите несколько самых простеньких банальных четверостиший с поздравлениями ко дню рождения. Распечатайте их или напишите на доске. «С Днем рожденья поздравляю, Счастья-радости желаю»
На небольших листочках бумаги напишите, с какой интонацией нужно прочитать то или иное стихотворение. Например: «Прочитай так, как директор школы зачитывает приказ», «Прочитай с интонацией сонной мухи», «Прочитай так, как будто тебе 2 года и ты только-только научился говорить», «Скажи поздравление с интонацией шипящей гадкой змеи», «Произнеси 4 строки как робот», «Чихай после каждого слова» и т.д. Такие роли можно придумать каждому ребенку в классе, получается смешно.
Ирина Панасьян
Предварительный просмотр:
Идеи для награждения учеников в классе
Будьте инициативны и контролируйте поведение детей в положительной, воодушевляющей манере. Награда – это не только нечто, чего нужно добиваться. Поощрение такого характера также покажет детям, что хорошее поведение и усердная работа открывают множество возможностей. Стимулируя школьников, вы поможете им взять на себя ответственность за собственное поведение и сделаете учебный процесс более организованным.
Мотивация
Чтобы воодушевить учеников к стремлению хорошо себя вести и учиться, нет ничего проще, чем повесить в классе доску почета. Дайте победителям преимущество в выборе особых заданий, таких как оформление стенгазеты. Они могут носить особенный значок или медаль, которые напоминали бы о их достижениях. Наклейки и другие маленькие подарки могут быть иным способом побудить школьников с низкой мотивацией к учебе и дисциплинированности.
Премия хорошего гражданина
Если ученик делает больше, чем от него требуется, это заслуживает признания. Это не только усилит его самоуважение, но и станет хорошим примером для остальных детей. Подарок не обязательно должен быть дорогостоящим и может являться простым благодарственным письмом, повешенным в классе. Позвоните родителям ребенка, чтобы уведомить семью о его выдающихся успехах. Родители очень любят, когда об их детях говорят хорошо.
Звездные ученики
Каждый хочет быть звездой. Каждую неделю или каждый месяц отмечайте самого особенного школьника. Если нечто подобное выполняется еженедельно, учитель может дать возможность каждому ребенку побыть звездой. Звездным ученикам можно дать дополнительные привилегии, например, разрешить сидеть на особенном месте или позволить провести дополнительное время за компьютером. Напишите родителям, почему вы выбрали именно их ребенка в качестве звездного ученика. Такие письма налаживают связь между школьной и семейной жизнью школьника.
Итоговое награждение учеников
Итоговое награждение в конце года носит как функциональный характер, указывая на достижения детей за год, так и развлекательный. Учитель может присудить награду самому дружелюбному ребенку, самому умному или тому, кто прочитал наибольшее количество книг. Не забудьте и о награде для самого миролюбивого ученика, который всегда сохраняет положительную атмосферу в классе. В общем, возможности для награждения учеников безграничны.
Предварительный просмотр:
Как сделать портфолио класса?
Сегодня широко используются как индивидуальные портфолио, так и коллективные, в том числе и в сфере образования. К коллективным портфолио можно отнести и портфолио класса.
Портфолио класса представляет собой папку документов, которые отражают жизнь школьного коллектива и все достижения учеников в свободное от учебы время.
В самом начале портфолио класса нужно поместить общую информацию о классе, здесь же может быть и фотография с указанием года обучения, список учащихся с датами их рождения, контактными телефонами и домашними адресами.
Необходимой частью портфолио класса является социальный паспорт семей учеников, где нужно в обязательном порядке указать семьи, нуждающиеся в какой-либо помощи, многодетные семьи или семьи, где родители – инвалиды либо пенсионеры.
В портфолио класса нужно отразить и структуру самоуправления классного коллектива. Это можно сделать в виде таблицы или схемы, где должно быть показано, как поделен класс, например, на звенья (отряды, бригады и пр.), за что отвечает каждое из подразделений (за успеваемость в классе, за спортивную жизнь, за культмассовые развлечения и пр.)
Далее нужно перечислить обязанности каждого ребенка в классе (входит ли он в актив класса, является ли старостой, членом культмассового сектора или же редколлегии и т.д.), а также отметить увлечения каждого из учеников и какие секции или кружки посещают они вне школы.
Классному руководителю в портфолио класса нужно разместить и план работы со своими воспитанниками. Это могут быть примерные даты проведения различных мероприятий с их описанием (например, тематические классные часы, викторины и конкурсы по различным предметам и пр.).
Далее в портфолио класса нужно рассказать о достижениях педагога в воспитательном процессе. Можно сделать своеобразный фотоотчет, используя при этом фотографии с проведенных мероприятий (праздников, походов, конкурсов и т.д.) и отзывы самих детей о них.
В отдельном разделе портфолио класса нужно поместить награды и поощрения учащихся (грамоты, благодарности, дипломы), а также интересные индивидуальные творческие работы детей (рисунки, сочинения, стихи и т.д.).
Можно дать школьникам внеклассное задание: написать сочинения, например, по теме «Моя жизнь в школе» и вложить в портфолио класса эти работы, их через несколько лет на выпускном вечере ребята прочтут с большим интересом.
Предварительный просмотр:
Несколько советов по работе с трудными подростками
Каждый трудный подросток имеет свою причину конфликтного поведения, и жёсткими мерами убрать агрессию не получится. Таких ребят можно условно разделить на три группы: дети из неполных семей, дети обеспеченных родителей и дети с заниженной или завышенной самооценкой. Первое, что вам нужно сделать, это очень осторожно и внимательно изучить обстановку в семьях, отношение родителей к детям, изучить поведение и проблемы, которые возникали у ребят до вас.
В неполных семьях проблемы возникают из-за слепой любви того родителя, на воспитании которого ребёнок находится. Слепая любовь выражается не только в потакании всем желаниям и прихотям ребёнка, но и в очень вредном подходе к его проблемам: «мой ребёнок всегда прав». Поэтому исправление таких детей нужно начинать с родителей.
Не стоит в присутствии посторонних обсуждать поведение и учёбу подростка из такой семьи. Предложите маме или папе задержаться после родительского собрания и в очень благожелательной форме сначала похвалите ребёнка даже за небольшие успехи, а потом приступайте к анализу сложившейся ситуации. Не пытайтесь обвинять во всех проблемах лишь ребёнка. Соглашайтесь, что возможно и вы или ваши коллеги допустили небольшой просчёт в поведении. И вина родителей тоже вероятнее всего в этом есть. Но вы с родителем являетесь единомышленниками и хотите одного – воспитать хорошего человека для общества. И поэтому вы видите огромный потенциал добра в данном ученике, который нужно открыть и направить на пользу всем. Когда родитель из неполной семьи поверит в чистоту ваших намерений, он станет для вас самым лучшим помощником в общении. А его мнение станет толчком, который заставит подростка взглянуть на себя и на вас с другой стороны. Лишившись безоговорочной поддержки родителя, он будет искать её в вас. Вот тогда вы и должны проявить гибкость и руководить его поведением, опираясь на справедливость и мудрость взрослого товарища.
Есть, конечно, небольшой процент детей в неполных семьях, где родители наоборот, не уделяют им внимание. Такие дети с подозрением относятся к любым проявлением вашего внимания и заботы. В таких случаях я посоветую стать для ребёнка «второй мамой». Вам придётся взять на себя часть родительских функций: всегда интересоваться успеваемостью и взаимоотношениями с учителями, помогать в решении конфликтов с ровесниками, возможно, защищать перед его собственным родителем. Вы поможете пережить ему тяжёлый момент в его жизни, связанный с отсутствием или недостатком внимания со стороны родителей, а он всегда будет вам благодарен за это и постепенно изменит свою линию поведения в лучшую сторону.
Вторая группа «трудных» подростков пользуется всеми благами жизни, не знает ни в чём отказа. Единственное, но самое главное богатство у них отсутствует – это родительская любовь и внимание. И нестандартное поведение в данном случае – это месть подростка всем за своё «обеспеченное одиночество». Родители таких детей считают, что делают для них всё, но отсутствие взаимопонимания толкает родителей на неадекватные действия и наказания. Такие дети очень ранимы, но найти общий язык с ними труднее всего. И вам придётся потратить немало сил, чтобы повернуть родителей такого ребёнка и его самого лицом друг к другу. В этом хорошо помогают совместные проекты: например, совместно организованный отдых родителей с детьми всего вашего класса, не столько для материальной поддержки, сколько для более близкого общения с детьми в неформальной обстановке. Таких родителей нужно под любыми предлогами привлекать к совместной подготовке вечеров и праздников и обязательно оговаривать их присутствие там вместе с детьми. Тогда вы сделаете невозможное – «вернёте» подростку родительское внимание и поможете им стать настоящими друзьями. А после этого ваши трудности с ним закончатся, но ваш контроль над ситуацией в таких семьях никогда не должен ослабевать, чтобы вы всегда могли прийти на помощь.
Третья группа легко переходит в разряд обычных детей. Давайте больше ответственных поручений детям с заниженной самооценкой и не забывайте поощрять их успехи в присутствии одноклассников. А подросткам с завышенной самооценкой чаще предлагайте роли второго плана или направьте их энергию для достижения высоких результатов в любимом предмете на олимпиадах, например. Это эффективно помогает избавиться от мании величия.
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Предварительный просмотр:
Инструкция старосты класса
Староста выбирается классным коллективом или в случае
необходимости назначается классным руководителем
Староста:
помогает классному руководителю в организации жизни классного коллектива;
помогает учителям, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса: заботиться о журнале, санитарном состоянии кабинета, подготовленности кабинета к уроку;
является связным между классным коллективом и всеми, органами ученического самоуправления;
обеспечивает вместе с классным руководителем участие представителей класса в совете дела при организации общешкольных дел;
принимать участие в совещаниях совета школы один раз в неделю, в том числе в итоговом совещании в конце каждой четверти;
обеспечивать наличие классного журнала на уроке и сдачу его только в учебную часть или дежурному администратору по окончании уроков;
оказывать необходимую помощь учителю, ведущему урок, и классному руководителю в работе;
в конце четверти отчитаться перед одноклассниками о своей работе, помогать классному руководителю в организации дел в классе;
обеспечивать участие в советах дел представителей класса и участие классного коллектива в общешкольных делах;
заботиться о товарищах, пропустивших занятия по болезни.
Староста ОТВЕЧАЕТ:
1) за сохранность классного журнала;
2) за передачу информации, которая дается на совете школы, класному руководителю и одноклассникам;
3) за участие представителей класса в советах дел, за дежурство класса по школе.
Староста ИМЕЕТ ПРАВО:
1) защищать интересы классного коллектива и отдельных учеников класса перед руководством школы, в совете школы;
2) обращаться за разрешением возникающих вопросов к классному руководителю, представителям администрации школы;
3) давать поручения одноклассникам по организации дел класса , а также по участию класса в общих делах;
4) требовать проведения классного собрания для разрешения возникающих вопросов; обращаться к классному руководителю и коллективу класса с просьбой о поощрении одноклассниковза хорошую работу, за помощь ему.
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ у старосты:
1) план внеурочных дел класса на четверть, составленный коллективом класса совместно с классным руководителем;
2) график дежурства по школе;
3) 2 рабочие тетради (по посещаемости, по успеваемости);
4) листок-рапортичка по итогам работы за четверть.
Руководство школы организует смотр работы старших дежурных. Итоги смотра деятельности старших дежурных подводятся в конце каждой четверти и в конце учебного года.
Распределение обязанностей:
1)Староста
2)Заместитель старосты
3)Редколлегия
4)Учебный сектор
5)Досуговый сектор
6)Ответственный за журнал
7)Ответственный за дежурство
8)Ответственный за посещаемость
9)Ответственный за сменную обувь
10)Ответственный за растения в классе
11)Ответственный за питание в столовой
12)Помощник классного руководителя
13)Библиотекарь
Предварительный просмотр:
Как организовать и провести родительское собрание интересно и с пользой?
Эта статья для тех, кто стал учителем по призванию, кто любит свою работу не так, как она оплачивается; для тех, кто по-настоящему классным (!) учителем и руководителем остается всегда – при любых обстоятельствах. А еще о том, как не превратить родительское собрание в скучное заседание ни о чем.
Понятно, что неимоверно трудно быть постоянно «классной мамой»: выпустив один класс, привыкать к следующему. Выдержать этот конвейер могут не все, поэтому и стараются халтурить там, где только можно; поэтому и родительские собрания превращаются в скучные, обязательные, но по содержанию никому не интересные и ненужные мероприятия. О какой стопроцентной посещаемости тогда может идти речь?
Как же сделать так, чтобы такие собрания не стали бенефисом вечно жалующегося, обвиняющего, карающего классного руководителя? Как превратить родителей в соучастников, сотоварищей?
Первое, что всегда учитывается при организации родительского собрания – возраст учащихся. Попробуйте с первого класса проводить родительские собрания с детьми, заранее подготавливая учащихся к ним. Например, предложим тему «Как разговаривают наши дети?». Подготовим с учениками мини-зарисовки, в которых покажем в преувеличенном виде, как обычно общаются:
– дети между собой (слова-паразиты; споры, перерастающие в драку и пр.);
– дети со взрослыми (вот, к примеру, готовая сценка из жизни: дети высаживают цветы в клумбу, видят спешащего на работу учителя, радостно приветствуют его, а когда взрослый проходит мимо, одна из девочек произносит: «Вот бы всех учителей, как эти цветочки, – в клумбочку и прикопать». Ласковые слова, а смысл…);
– взрослые между собой (тоже не ангелы, а дети это всегда легко подмечают).
Готовить вместе – не значит, что вы полностью напишите сценарий. Озвучьте тему – потом только и успевайте направлять поток идей в нужное русло. Причем, если в классе много учеников, проследите, чтобы все были задействованы: одна группа учащихся создаст сценарий, вторая – приготовит помещение к родительскому собранию (ни в коем случае – не мытье полов). Классное собрание – это праздник, ведь так редко встречаются вместе три стороны педагогического процесса (дети – родители – учитель), поэтому нужно торжественно приукрасить класс. Третья группа учащихся станет актерской труппой.
Во второй части собрания можно уделить внимание и теории, поговорив с родителями о психолого-педагогической подоплеке показанных детьми положительных или отрицательных зарисовок. Хорошо бы, чтобы все приняли участие в этом «разборе полетов», ни в коем случае не обвиняя, унижая друг друга. Не говорите и не делайте ничего, что могло бы разобщить детей. «Один за всех – и все за одного» – основной принцип вашей работы.
Заключительным аккордом собрания может быть поздравление детей, родителей со знаменательными датами в их жизни (днями рождения, юбилеями, получением каких-либо поощрений и наград).
Такого вида совместная работа – необходима в воспитании настоящей Личности. Со временем не Вы будете предлагать темы для подготовки родительских собраний, а дети и даже их родители.
Существуют разного вида родительские собрания – организационные, тематические, итоговые и пр. Поверьте, что дети не будут лишними ни на одном из них. Избрание состава родительского комитета, разработка мероприятий с участием родителей – все, что касается детей, не должно оставлять никого равнодушным.
Думайте, дерзайте – тогда всем и, вам, в первую очередь, будет интересно работать.
Автор статьи: Макаревич Галина Александровна
Предварительный просмотр:
Формирование традиций классного коллектива
«Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».
Народная мудрость
В наше время на психику детей школьного возраста влияет очень много факторов: СМИ, улица, друзья, школа, семья. В совокупности все эти факторы формируют школьника, как человека. Так как мы живем в непростое, не самое доброе время, то вероятность того, что ребенок станет озлобленным и удрученным жизнью очень велика. Как педагог, я задаюсь вопросом: как сделать так, чтобы дети оставались детьми как можно дольше? Как вырастить из ребенка доброго, мыслящего человека? Сделать это, безусловно, можно только совместными усилиями семьи и школы.
Большую роль в жизни ребенка играют традиции. Ребенку важно, чтобы его день рождения, Новый год, или какие-то другие семейные праздники, отмечались как-то по-особому. Обеспечить это - задача семьи. А задача школы - формировать традиции в классном коллективе. В этом случае класс будет сплоченным, дружным. Следовательно, ребенок будет расти и развиваться в благоприятной атмосфере.
Традиции класса - это нормы коллективной школьной жизни, которые воплощают обычаи и желания детей. Существуют большие и малые традиции. Большие - это яркие массовые события, но достаточно редко происходящие. Таковыми, например, можно считать школьный Новый год или Осенний бал. Также можно придумать и специфичные для вашего класса большие традиции, например, святочные посиделки, турпоход на майские праздники, постройка ледяной крепости или осенний пикник.
Малые традиции - более будничные, повседневные. Например, ежедневная зарядка, особый ритуал прощания, совместный обед в столовой, интересное проведение большой перемены.
Со временем одни традиции сменяют другие в соответствии с возрастом детей, степенью сплоченности коллектива, потребностями ребят.
Принципы формирования традиций детского коллектива
- Безусловное принятие каждого ученика.
- Некритичность со стороны педагога в отношении традиций.
- Диалогичность в общении учащихся между собой и учащихся с педагогом.
- Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту.
- Чувство юмора в общении педагога с детьми.
- Теплое отношение участников коллектива.
Кроме того, для того, чтобы сформировать традиции классного коллектива, педагог в начале обучения должен познакомить учеников со школьными традициями. С этой целью проводится экскурсия по школе для учеников. Ребята знакомятся со специальными помещениями: столовая, медкабинет, спортзал, кабинет директора. В ходе экскурсии нужно объяснить ребенку, как нужно поступить, если он оказался в той или иной затруднительной ситуации. Например, если ты не приходишь в школу, ты должен сообщить об этом классному руководителю; если ты опаздываешь на урок, то прежде, чем зайти, нужно постучаться, а затем извиниться и тихо пройти на свое место. Вследствие принятия общешкольных традиций, вам не составит труда сформировать классные. Все традиции должны быть направлены на то, чтобы воспитать в ребенке самостоятельную, думающую и ответственную личность.
В заключение хочется сказать, что можно сколько угодно пытаться сплотить детей и сформировать самые разнообразные традиции, но если ребята не доверяют педагогу, то сделать это будет весьма трудно.
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.
В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться: в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.
Второй шаг. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.
Шаг 3. Реализация поставленной цели и задач.
Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению как среди младших школьников, так и среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Семейное чтение... от этих слов веет домашним уютом конца 19 - начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать
Формы работы:
Устный журнал «Моя домашняя библиотека» Странички: Самая старая книга в нашей семье (готовят родители) | Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают всей семьёй, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве. Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно, используя любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать
|
Праздник «Посвящение в читатели» | Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим сказочные домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших. |
Поэтическая мастерская | Каждый ученик получает задание:
Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей. В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом мастерство участников растёт, темы мастерских меняются. |
«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее» | Задача: Изготовить коллаж на тему «Читающая семья». |
«Моя любимая книга» | Задача: создать такую рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать книгу от корки до корки. |
Театральные вечера | Каждый раз меняем форму проведения: театр-экспромт, конкурс актёрского мастерства, игра-путешествие , конкурс этюдов и т.д.Но всегда рядом с нами мамы и папы, бабушки и дедушки. |
Экскурсии | «Знакомьтесь: Городская библиотека» |
Игра-путешествие | В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и журналов, с которыми обязательно должны познакомиться девчонки и мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок стремительно развивается, и очень много интересной информации можно оттуда почерпнуть. |
Познавательную и воспитательную роль также выполняют телевидение и Интернет. Но телеэфир и глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня забрать у ребёнка возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.
Основные формы работы
Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму » | На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей. |
Суд « Обвиняются компьютерные игры…» | Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда? |
Путешествие по Глобальной сети | Приходит время и наши детки становятся пользователями Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным? Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только развивающие и педагогически верные материалы. Учимся ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения. |
Практическое занятие «Как правильно смотреть телевизор и работать за компьютером» | Задача: дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на медицинские исследования . Помните: Это не лекция! От лекций устали и родители и дети. Надо превратить встречу в увлекательную игру. |
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
Академия любящих родителей - это форма психолого-педагогического просвещенияродителей. Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.
Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самыми удачными – творческие мастерские и игровые тренинги.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
- Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей (общение на равных)
- Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
- Самостоятельность решения творческих задач
- Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
- Умение работать в команде
Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.
Предлагаемые темы занятий:
Карманные деньги как средство воспитания
Рабочее место не только успех, но и здоровье
День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?
Игра в жизни ребёнка
Режим дня : за и против
Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка
Умеете ли вы наказывать детей?
Семейные традиции
Роль отца в воспитании детей
Стоит ли баловать детей? Теория баловства
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Технология проведения тренингов
I. Сбор и анализ предварительной информации
Определение стратегических целей и конкретных задач
Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II. Подготовка тренинга
Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений.
Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.
Составление поминутного расписания программы тренинга.
III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.
IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем , психологом и родителями.
Тематика тренингов:
Я и группа: толерантность к себе и другим
Пойми и помоги ребёнку
Кто виноват?
Возрастные кризисы
Родительская любовь
Удачи! Буду рада, если мой опыт работы кого-нибудь заинтересует.
Традиционные формы работы с родителями
•родительские собрания
•общеклассные и общешкольные конференции
•индивидуальные консультации педагога
•посещения на дому
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят ха-рактер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психоло-гов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помо-гут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
•особенности здоровья ребёнка;
•его увлечения, интересы;
•предпочтения в общении в семье;
•поведенческие реакции;
•особенности характера;
•мотивация учения;
•моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
1.Когда он родился, то __________________________________________________
2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________
3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________
4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________
5.Его отношение к школе было ___________________________________________
6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________
7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями
•тематические консультации
•родительские чтения
•родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Примерные темы:
1.Ребёнок не хочет учиться.
2.Как развить плохую память ребёнка.
3.Единственный ребёнок в семье.
4.К чему может привести тревожность детей.
5.Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.
Этапы проведения родительских чтений следующие:
•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
•учитель собирает и анализирует информацию;
•определяется список литературы по данному вопросу;
•изучение литературы родителями;
•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерная тематика:
1.Первый год ребёнка, каким он был.
2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.
3.Друзья моего ребёнка.
4.Праздники нашей семьи.