Подготовка к олимпиадам по истории

Жаргалова Бальжима Дугаржаповна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка участнику олимпиады, готовящему сочинение-эссе.

Сочинение-эссе (характеристика)

  1. Наличие конкретной темы или вопроса.
  2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление.
  3. Небольшой объем.
  4. Свободная композиция.
  5. Непринужденность повествования.
  6. Парадоксальность.
  7. Внутреннее смысловое единство.
  8. Открытость.

Выбор темы сочинения-эссе

Выбирая тему, надо быть уверенным в том, что вы:

  1. имеете неплохие знания по данной теме;
  2. ясно понимаете смысл высказывания (обратите внимание: не согласны с ним, а понимаете, что именно утверждает автор);
  3. можете выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  4. владеете терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
  5. сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Алгоритм работы над сочинением-эссе

  1. Ознакомление с предложенными темами.
  2. Определение смысла предложенных высказываний.
  3. Осмысление проблемы в контексте базовых наук. С какими основными проблемами исторического знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
  4. Формулирование своего отношения к высказыванию.
  5. Определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне.
  6. Отбор фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают собственную позицию.

Эссе по истории находится в контексте задания, если:

  1. оно соответствует теме, к которой отнесена конкретная проблема;
  2. автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении исторического курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;
  3. ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней;
  4. использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе

  1. Краткая информация об авторе высказывания.
  1. Имена его предшественников, последователей или научных противников.
  2. Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
  3. Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
  4. Ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.

В качестве примера приведем критерии, на основе которых жюри пятого, заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории оценивало работы конкурсантов по написанию сочинения-эссе, его представлению на устном собеседовании, устному рецензированию сочинения-эссе другого участника олимпиады.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Список тем сочинений-эссе

  1. «Историческая роль варягов на Руси была ничтожна... О культурной роли варягов нечего и говорить». (БЛ.Рыбаков)
  2. «У Ивана Калиты не было выбора: или идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». {И,Б, Греков, Ф.Ф. Шахмагонов)
  3. «Иоанн (Иван III) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия». {Н.М.Карамзин)
  4. «Тот путь централизации через опричный террор, по которому пошел Грозный, был разорительным и даже гибельным для России». {В.Б.Кобрин)
  5. «Крепостное право — вопль отчаяния, испущенный государством». (В.О. Ключевский)
  6. «Московская жизнь в XVII в. била сердитым ключом и создавала горячих бойцов как за старые, колеблемые ходом истории идеалы, так и за новый уклад жизни». (С.Ф. Платонов)
  7. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти». (А.Б.Каменский)
  8. «От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовала невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром». (Екатерина II)
  9. «Своими работами Сперанский придал нескольким годам нашей истории фальшивый оттенок...  на самом деле его работы назначались служить только праздной теоретической игрой и были прекращены при первом поползновении к реальному значению». (Н.Г. Чернышевский)
  10. «Республиканец на словах и самодержец на деле». (ПА. Тучков об Александре I)
  11. «Пушкин... был одним из самых счастливых людей в России, он творил свободу из неволи». (Ю.М.Лотман)
  12. «Принципиальный характер всех проведенных в царствование Александра II реформ по сути один: немедленное или постепенное уничтожение сословных привилегий и перегородок». (Е.П.Толмачев)
  13. «Люди, окружающие Ленина, не мои друзья, они не олицетворяют собой мой идеал национальных героев. В то же время я не могу их больше назвать «разбойниками и грабителями», после того как выяснилось, что они подняли лишь брошенное: престол и власть». (ВА. Сухомлинов, в 19091915 гг. военный министр)
  14. «Гражданская война, гражданская война... где ждать напрасный труд счастливых перемен». (А.Городницкий)
  15. «С поражением Германии уничтожается один из самых гнойных очагов фашистской заразы, откуда она расползлась во все страны... Но фашизм остается». (Г.П.Федотов)
  16. «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на Западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.». (М. Хастингс)
  17. «Пытаясь осмыслить историю нашей родины, мы неизбежно начинаем с истоков русской государственности, с Киевской Руси… И это при том, что к ней не применимо понятие территориальной целостности, единого экономического, культурного и политического пространства. Не было даже четко определенных границ». (И.Н. Данилевский)
  18. «Иго» продолжает воспроизводиться в наших учебниках, чтобы закамуфлировать тот неприятный факт, что зависимость Северо-Восточной Руси от Золотой Орды есть результат сознательного выбора и целенаправленной политики русских князей». (И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов)
  19. «Ранее всех и более всех святых…приобрел народное уважение Руси     преподобный Сергий, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви». (Н.И. Костомаров)
  20. «Как ни судить о личном поведении Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной». (С.Ф. Платонов)
  21. «Мы бы очень ошиблись, если бы представили себе жизнь московского общества при царе Алексее Михайловиче замурованной в неподатливых рамках старинного обычая. Как раз наоборот…Обычай утрачивал свое обаяние, общественное поведение было выбито из давнишней колеи». (А.А. Кизеветтер)
  22. «…рядом с А.Д. Меншиковым нельзя поставить ни одного фаворита, кроме, быть может, Потемкина, которыми была так богата история давно прошедших времен». (Н.И. Павленко)
  23. «В Пестеле, политическом мыслителе, как бы сконцентрированы в их изначальном виде многие из тех вопросов, которые определили дальнейшее развитие русской революционной мысли и ее выражение в политической истории России». (Е.Л. Рудницкая)
  24. «Я считаю царствование Николая I прямым логическим продолжением второй половины предшествующего царствования (Александра I)». (В.О. Ключевский)
  25. «Разумеется не все намеченное Александру II удалось выполнить…какие-то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, а зачастую и недобросовестными исполнителями…И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра II великим реформатором». (Я.Н. Длуголенский)
  26. «В движении 1905 года в отличие от революции 1917 года все партии и группы русской интеллигенции шли с огромной верой и энтузиазмом… Гражданская война была неизбежна и в этом случае. Но она имела шансы окончиться победою опирающихся на удовлетворенное крестьянство умеренных слоев демократии». (Г.П. Федотов)
  27. «Совершенное по тайному приказу правительства убийство семьи, которая, несмотря на свое царственное происхождение, была на удивление обычной семьей…, стремившейся только к мирной жизни, стало первым шагом на пути геноцида миллионов людей». (Р. Пайпс)
  28.  «Две опасности не перестанут угрожать миру: порядок и беспорядок» (Поль Валери) — опыт XX века.
  29.  «В нашем настоящем слишком много прошедшего. Желательно, чтобы его было меньше» (В. Ключевский).
  30. Мир на пороге XXI века: «тупик истории» или стартовая площадка новой цивилизации?
  31.  «Мы — европейцы с поправкой на Византию... Мы — византийцы с поправкой на Азию, мы — азиаты с поправкой на техреволюцию» (А. Вознесенский)
  32. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (А. Пушкин)
  33.  «Для меня Родина — все, что сейчас люблю и за что борюсь, Родина — это я сам как творческий момент настоящего, создающего из прошлого наше будущее» (М. Пришвин).
  34.  «История злопамятнее народа» (Н. Карамзин).
  35.  «Исторический факт всегда отягощен интерпретацией. Документ сам по себе мертв» (А. Гулыга).
  36. «Настоящее без прошлого — не настоящее, а только его суррогат» (С. Залыгин).
  37. «Будь я антикваром, я смотрел бы только старину. Но я историк. Поэтому я люблю жизнь» (А. Пиренн).
  38.  «Кто будет придерживаться только настоящего, современного, тому не понять современного» (Ж. Мишле).
  39.  «Первая особенность русской культуры — это множественность истоков» (Д. Лихачев).
  40.  «Вся жизнь Святослава явилась в виде одного сплошного вызова Византийской империи, вызова яростного и бескомпромиссного, ставшего его славой и его трагедией» (А. Сахаров).
  41.  «Судебник Ивана III не только не урезал свободу крестьянского передвижения, он ее законодательно защищал от тех самых «уловок», которыми пытались удержать крестьян помещики» (А. Янов).
  42.  «Реформы и террор Грозного на многие годы определили характер политического развития Русского государства» (Р. Скрынников).
  43.  «Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма» (С. Платонов).
  44.  «Петр сейчас снова, в который уже раз, стал жгучей проблемой. Он вообще — оселок русской мысли. Есть и всегда будут и апологеты Петра, и его присяжные отрицатели. Он либо антихрист, либо кумир» (А. Панченко).
  45. . «С XVIII века государство уже не только опирается на крепостную систему — оно сливается с ней» (А. Левандовский).
  46.  «Екатерина не дала народу свободы и просвещения, потому что такие вещи не даются пожалованием, а приобретаются развитием и сознанием, зарабатываются собственным трудом... Но она дала умам почувствовать цену этих благ если не как основ общественного порядка, то по крайней мере как удобства частного, личного существования» (В. Ключевский).
  47.  «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного» (Н. Карамзин).
  48.  «Стремление влить новое вино в старые мехи, притом в такой умеренной дозе, чтобы мехи не пострадали, и укрепить устарелые формы от напора нового содержания всеми силами власти — характерная черта николаевской политики» (А. Пресняков).
  49.  «У Ивана Калиты не было выбора: или идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все» (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
  50.  «Иоанн (Иван III) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия» (Н. Карамзин).
  51.  «Тот путь централизации через опричный террор, по которому пошел Грозный, был разорительным и даже гибельным для России» (В. Кобрин).
  52.  «Крепостное право — вопль отчаяния, испущенный государством» (В. Ключевский).
  53.  «Московская жизнь в XVII в. била сердитым ключом и создавала горячих бойцов как за старые, колеблемые ходом истории идеалы, так и за новый уклад жизни» (С. Платонов).
  54.  «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти» (А. Каменский).
  55.  «От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовала невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром» (Екатерина II ).
  56.  «Своими работами Сперанский придал нескольким годам нашей истории фальшивый оттенок... на самом деле его работы назначались служить только праздной теоретической игрой и были прекращены при первом поползновении к реальному значению» (Н. Чернышевский).
  57.  «Республиканец на словах и самодержец на деле» (П. Тучков об Александре I).
  58.  «Пушкин... был одним из самых счастливых людей в России, он творил свободу из неволи» (Ю. Лотман).
  59.  «Принципиальный характер всех проведенных в царствование Александра II реформ по сути один: немедленное или постепенное уничтожение сословных привилегий и перегородок» (Е. Толмачев).
  60. «По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно» (В.О. Ключевский).
  61. «Расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми можно было много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие – вот отличительные черты его деятельности» (С.М. Соловьев об Иване III).
  62. «Одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» (В.О. Ключевский об Алексее Михайловиче).
  63. «Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав». (Н.И. Павленко).
  64.  «Декабристы — историческая случайность, обросшая литературой» (В.О. Ключевский).
  65. «Было бы несправедливо отрицать громадные успехи, сделанные в это 30-летнее царствование (Николая I) во всех отраслях государственного устройства России; во всем же, что было сделано в этот период, Государю принадлежало личное, непосредственное руководство» (Д.А. Милютин).
  66.  «Можно было совершенно не соглашаться со многими идеями большевиков… но надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 г., проведенный Лениным и Троцким, обусловил собой спасение страны, избавив ее от анархии» (В. Игнатьев).
  67.  «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину» (Из английского журнала 1945 г.).
  68. «Одержав победу, несмотря на колоссальные жертвы и разрушения, Советский Союз в небывалой степени увеличил свою мощь и международный авторитет» (В.П. Смирнов).
  69. «К сожалению, до конца довести реформу Косыгин так и не смог по ряду причин, одной из которых – и главной, на мой взгляд, являлось отсутствие поддержки со стороны большинства членов Политбюро». (Н.К.Байбаков).



Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к написанию сочинений-эссе

Написание сочинения-эссе стало непременным видом работы на Всероссийских олимпиадах по истории на заключительном этапе. Оно все активнее входит и в другие этапы состязания.

Что же такое сочинение-эссе, каковы его признаки?

Во-первых, речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. При написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем. Столь же непродуктивна и позиция автора, который попытается включить в свою работу несколько пластов проблемы или выйти за рамки одной избранной им темы.

Во-вторых, сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе — жанр субъективный и тем особенно ценный, в том числе и для жюри, которое через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру и, конечно, определить уровень его исторической подготовки как участника олимпиады.

В-третьих, сочинение-эссе, как правило, небольшого объема.

В-четвертых, важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все наоборот!».

В-пятых, сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования.

В-шестых, эссе призвано удивить читателя. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность.

В-седьмых, при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т. е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

В-восьмых, эссе остается принципиально незавершенным не потому, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а потому, что он не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это такая черта эссе, как открытость.

Среди разнообразных классификаций эссе для олимпиады важно их деление на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Олимпиадная работа относится прежде всего ко второй группе.

Важнейшим этапом работы над сочинением-эссе является выбор темы. Выбирая проблему, участник олимпиады должен быть уверен в том, что он:

а) ясно понимает смысл высказывания, того, что именно утверждает автор;

б)        может выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

в)        владеет историческими терминами, которые необходимы для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые
предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

г)        сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Принципиально важно при написании сочинения-эссе быть в контексте темы при всех возможных отступлениях от нее, вызванных свободой композиции и непринужденностью повествования. Это значит:

а)        грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении школьного курса, определять относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;

б)        ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней;

в)        использовать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, относящиеся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что участник олимпиады хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:

а)        краткой информации об авторе высказывания;

б)        имен его предшественников, последователей или научных противников;

в)        описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

г)        указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

д)        указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Письменная работа

  1. Знание исторических фактов.
  2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).
  3. Аргументированность суждений и выводов.
  4. Знание историографии проблемы, мнений историков.
  5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.
  6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

Представление работы на устном собеседовании

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

  1. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).
  2. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.
  3. Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

2 балла

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

4 балла

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

1 балл