ОГЭ русский язык
Задания для подготовки к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задание 1 | 37.5 КБ |
Задание 2 | 35.5 КБ |
Задание 4 | 32 КБ |
Задание 5 Орфограммы согласные | 26.5 КБ |
Задание 5 Орфоргаммы гласные | 40.5 КБ |
Задание 6 | 31 КБ |
Задание 7 | 28.5 КБ |
Задание . Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему | 36.5 КБ |
Задание Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему | 42.5 КБ |
Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | 36 КБ |
. Сочинение на лингвистическую тему | 31 КБ |
Демоверсия 9 класс 2020 | 283.1 КБ |
Демоверсия ОГЭ русский , 2023 | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Задание В1. Стилистические синонимы.
Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Стили Публицистический Разговорный Официально- деловой Художественный Научный
Слова языка неоднородны с точки зрения экспрессивно-стилистических возможностей. В лексике существуют такие единицы, выбор которых зависит от ситуации речевого общения, от целей и темы высказывания. Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная (межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если, из-за). Это слова, которые не закреплены за каким-нибудь определенным стилем и могут употребляться в любой ситуации. Нейтральная лексика лишена особой экспрессии, эмоций.
К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга.
Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи)
Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, характеризуя их культурный уровень: обормот, дрыхнуть, облапошить.
Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У этих слов сильно выражена экспрессия, способность передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям. Чрезмерная грубость делает эту лексику недопустимой в речи культурных людей. Сравните: лицо (нейтр.) = харя, рыло, репа.
Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи образованных людей: давеча, небось, отродясь.
Высокая лексика характеризуется торжественностью, поэтичностью, она употребляется преимущественно в ораторской и поэтической речи (дерзание, титанический, избранник, творец, отчизна). Книжными называются слова, которые не закреплены за какой-либо разновидностью письменной речи (беспрецедентный, воззрение, декларировать, чрезвычайно).
Стилистические синонимы - это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления. Стилистическая принадлежность | Примеры стилистических синонимов | |
Разговорное – научное | лапки | конечности |
Стилистически нейтральное – книжное | улучшение | прогресс |
отменить | упразднить, аннулировать | |
отрывок | фрагмент | |
враг | недруг | |
спать | почивать | |
Разговорное - стилистически нейтральное | форсить | важничать |
дрыхнуть | спать | |
реветь | плакать | |
неразбериха | суета | |
эмоционально окрашенное – нейтральное | кляча | лошадь |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание В2.
Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания.
Согласование | Управление | Примыкание |
Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. | Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определѐнном падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного. | Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределѐнная форма глагола (инфинитив) |
Примеры | ||
читающий мальчик | акция милосердия | бежать быстро |
наше село | сверкающий на снегу | говорить волнуясь |
лисий хвост | сверкая на снегу | по-зимнему холодно |
открытая тетрадь | слушать новости | третий слева |
такой порядок | движение на дороге | непривычно тихо |
старший брат | летел к нам | увеличить втрое |
непрекращающиеся дожди | привѐз от знакомого | немного легкомысленный |
первый ученик | принять помощь | знать наизусть |
эта аллея | гостить у друга | макароны по-флотски |
опустевшая аллея | помощь друга | увеличить втрое |
трѐх тетрадей | три тетради | поздно ночью |
встречать опоздавших |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание В4.
Теоретический материал по теме
«Необособленные и обособленные определения и приложения»
Необособленные определения Необособленный – не выделяющийся на письме знаками препинания | |
Причастный оборот | Гришка вытащил вырванный из тетрадки листок. (Санин В.) В середине высилась мачта с развевающимся в воздухе вымпелом. (Рыбаков А.) |
Приложение | Низко плывут над Ржевом снежные тучи-уроды. (Воробьѐв К.) |
Способы выражения обособленных определений Обособленный – выделяющийся по смыслу и интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (запятые, тире) | |
Прилагательное | Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жѐлтыми цветами. (Сорокин З.) Счастливые, мы возвратились с покупкой. (Иванов В.) |
Причастный оборот | Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.( Паустовский К.) Гонимые южными ветрами, низко поплыли темные тучи. (Алексеев М.) |
Прилагательное с зависимыми словами | Туристы, готовые к походу, выстроились на линейке. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом.( Паустовский К.) |
Несогласованное определение | Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (какая? В шляпе и шали) Денис, в белой холщовой рубахе и лаптях, вышел нам навстречу. (Вересаев В.) |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание А5. Орфограммы-гласные корне
Проверяемые ударением: | Непроверяемые ударением: | Чередующиеся: |
носить - нОша | бАтАльон | а//о, е//и, а(я)// ин(им): загар – сгорать блистает – блестит занять - занимать |
Чередующиеся гласные | ||
Условия выбора гласных | Корень | Примеры |
1. Выбор зависит от ударения | -гар – гор- : без ударения О | угар, подгореть, загоревший Исключение: изгарь |
-клон – без ударения О | кланяется, поклон, наклонился | |
зар – зор- без ударения А | зарево, зорька Исключение: зоревать | |
твор – твар – без ударения О | Т ворец | |
Плав- плов под ударением и без ударения пишется о и а | плавательный, поплавок Исключения: пловец, пловчиха, плывуны | |
2. От согласной, стоящей после корня | - лаг – лож- | слагаемое, сложение |
- скак – скоч- | скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу | |
- раст- ращ- рос-- | растение, выращенный, росли Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль | |
3. От суффикса -А- после корня | бер – бир-- -дер – дир-- -мер – мир-- -пер – пир-- -тер – тир-- -блест – блист- -жег – жиг- - -стел – стил-- -чет – чит-- | выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание, чета |
-кос – кас-- | коснуться – касание | |
-а(я) – им- -а(я) – ин - | поднять – поднимать начать – начинать | |
4. От лексического значения | -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) мок-(пропускать жидкость) | обмакнуть перо непромокаемый плащ |
равн – ровн- равн (одинаковый) -ровн- (прямой, гладкий) | уравнение заровнять Исключения: уровень, ровесник |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Задание А6. Правописание приставок
Неизменяемые приставки | На –З, -С | ПРЕ- и ПРИ- |
пишутся всегда единообразно вне зависимости от звучания | Перед звонкими согласными – З, перед глухими – С | Правописание зависит от лексического значения. ПРИ-: |
О- У- ПО- ПРО- ПРА- : прабабушка НА- : ЗА- : ОТ- (ОТО-): ОБ-(ОБО-): В- (ВО-): ВЫ - ПРЕД-: ПЕРЕ-: С- (СО-): НАД-(НАДО-) ПОД- (ПОДО-): ДО- Оглушаются перед глухими: В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД- Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ- Сдавать Надпилить обтянуть | БЕЗ- (БЕС-) ВОЗ- (ВОС-) ВЗ- (ВС-) ИЗ- (ИС-) НИЗ- (НИС-) РАЗ- (РАС-) РОЗ- (РОС-) ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-) ЧРЕЗ- (ЧРЕС-) Беззаботный – бессовестный; Разгромить - расщедриться; Розыгрыш - роспись | 1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье; 2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, привести, привязать, пристегнуть; 3) неполноты действия: приоткрыть, прилечь, приутихнуть; 4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем), придумать, прирезать; 5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться, принарядиться припрятать; 6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать. |
ПРЕ-: 1) предельная степень действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень) 2) ПРЕ-=ПЕРЕ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание А7. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (отымённых)
Н | НН |
1) образованы с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-: гусиный, водяной, кожаный | 1) образованы с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-: торжественный, традиционный |
2) Исключение: ВЕТРЕНЫЙ | 2) Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ |
3) в непроизводных прилагательных: синий, зелѐный, юный, буланый, единый, румяный, рьяный, пряный, зелѐный, свиной | 3) от сущ-ных с основой на –Н: каменный, старинный, лимонный, карманный |
4) от сущ-ных на –мя: имя – именной, племя – племенной |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание С2.1.
Теоретический материал для написания сочинения
на лингвистическую тему: «Для чего нужны запятые?»
Функции запятых
Разделительная функция запятой | |
Запятая разделяет | |
1) однородные члены предложения | К полудню прогревается и море, и окрестный берег.(Глушкин О.) |
2) части сложных конструкций – в сложносочинённом предложении, сложном бессоюзном предложении | 1) Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. (Бакланов Г.) – сложносочинённое предложение 2) Начинался ветер, деревья мерно раскачивались. (Аргунова Н.) – сложное бессоюзное предложение |
Выделительная функция запятых | |
Запятые выделяют | |
1) вводные слова, словосочетания, предложения | В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. (Соколов-Микитов И.) |
2) обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными | На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. (Рыбаков А.) |
3) обособленные приложения | Серебристая дымка, предвестник жаркого дня, окутала город. (Нагишкин Д.) |
4) обособленные обстоятельства | И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. (Ахматова А.) |
5) обособленные дополнения | В столовой, кроме играющих, нет никого. (Чехов А.П.) |
6) обособленные уточняющие члены предложения | За логом, у болота, сонно журчал родник. (Титов В.) |
7) сравнительные обороты | Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. (Пришвин М.) |
8) обращения | Скажи-ка, дядя, ведь недаром |
9) слова-предложения со значением утверждения, отрицания. | Нет, я никого не видел. Да, ты прав. |
10) придаточное в сложноподчинённом предложении | Я разговариваю по телефону с командиром четвертой роты и, когда кладу трубку, улавливаю шум подъехавшей машины. (Богомолов В.) Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Гребенюк И.) Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух. (Каверин В.) |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА. Задание С2.1.
Теоретический материал для написания сочинения
на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»
Функции тире | |
Разделительная функция | |
1) Тире разделяет подлежащее от состава сказуемого | Дуб — теплолюбивое и светолюбивое дерево. (И.Соколов-Микитов) |
2) тире разделяет части неполного предложения и указывает на пропуск членов предложения | Я пошел по галечниковой отмели налево, а Олентьев - направо. (В.К.Арсеньев) |
3) тире разделяет ряд однородных членов от обобщающего слова | Сад, степь, двор - всё было в холодной тени. (В.Катаев) |
4) Тире разделяет слова автора и прямую речь | «Башковитый я!» – восхитился собой Колька. (В.Свинцов) |
Выделительная функция | |
1) тире выделяет обособленные приложения | 1) И только Радка – глупый щенок – без единого звука двинулась вперед, ловя в воздухе запахи зверя. (В.Свинцов) 2) Кошка, даже не глядя, знала, что приближается еще один сосед – хромой серый кот. (В.Свинцов) |
2) двойное тире- парный знак препинания, выделяющий вставную конструкцию и служащий для внутреннего членения предложения | Даже мои хозяева — если они были дома — открывали окна и, слушая, хвалили музыканта. (М.Горький) |
3) тире в начале высказывания выделяет реплики в диалоге | Но бабушка произнесла совершенно другую, очень странную фразу: - Ломаете ребенку жизнь собственными руками. - Почему? - удивилась мама. - Потому что дети должны жить как дети, а не играть в игры взрослых. (В.Токарева) |
Смысловая функция | |
1) Соединительное тире употребляется между двумя словами для обозначения количественного или др. предела, интервала. |
Рейс Москва – Владивосток. Только на севере, на расстоянии пятнадцати — двадцати километров, тянулась темная линия уссурийского берега. (В.Обручев) |
2) в сложносочинённом и простом предложениях тире употребляется для указания на смысловую неожиданность | И щуку бросили – в реку. (И.А.Крылов) Я раскрыл окно, желая вдохнуть свежего воздуха, – и замер от неожиданности. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. (А.Пушкин) |
1) С помощью тире в бессоюзном сложном предложении оформляют смысловые отношения: А) времени Б) условия В) следствия Г) противопоставления Д) быструю смену событий Е) неожиданность Ж) сравнения | Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля — послышался тонкий, хрустальный звон. (И.Соколов-Микитов) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (И. Крылов). Молвит слово - соловей поет. |
Автор-составитель: Захарьина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «МСОШ№1» Мамонтовского района
Алтайского края
Предварительный просмотр:
ГИА -2014. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Схематически структуру сочинения можно изобразить так:
1. Вступление. Вводим предложенную в задании цитату, выражаем согласие с компетентным мнением автора (лингвиста, писателя, филолога, философа и др.)
2. Основная часть.
2.1. Пишем краткий комментарий к цитате (истолковываем смысл);
2.2. Доказываем своё рассуждение
2.2.1. Пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление и его роль в тексте.
2.2.2. Пример 2.
3. Заключение (вывод)
ПОМНИ!
- Каждая часть пишется с красной строки.
- В качестве аргументов используется языковой материал только из предложенного текста
Предварительный просмотр:
С2. Сочинение на лингвистическую тему
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Структурные части сочинения | Варианты речевого оформления |
1. Вступление | - Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания) - Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания) - На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания) - Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания) - По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), … |
2. Основная часть Переход к рассуждению | - Я разделяю точку зрения … - Я согласен с этим утверждением. - Поразмышляем над этими словами. - Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. - Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста) |
Введение примеров | - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста) - Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста) - Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения … - Во-первых, автор пишет … Во-вторых, … - С одной стороны, … С другой стороны, … - Например, в предложении … - Так, в предложении … |
3. Вывод | - Итак, мы доказали, что… - В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты) Таким образом, … |