Аттестация
Материалы в помощь учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение об аттестации педагогических работников | 79 КБ |
Самоанализ учителя русского языка и литературы | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение об аттестации педагогических работников | 17:42 |
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Кутуликская средняя общеобразовательная школа
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Данчиновой Натальи Викторовны.
Тема по самообразованию:
«Инновационные педагогические технологии
в практике уроков русского языка и литературы»
2012 год
- Тема, цель, задачи педагогической деятельности.
Я, Данчинова Наталья Викторовна, работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ Кутуликская средняя школа Аларского района, Иркутской области. В 2002 году закончила Иркутский государственный педагогический университет. Мой педагогический стаж составляет 10 лет.
Кутуликская средняя общеобразовательная школа работает над темой «Совершенствование общеобразовательного процесса через внедрение воспитательной системы как условие успешного развития социально-ориентируемой личности, способной к самореализации». Исходя из этого моя тема звучит так: «Инновационные педагогические технологии в практике уроков русского языка и литературы».
Цель педагогической деятельности:
- внедрение и изучение новых педагогический технологий на уроках русского языка и литературы.
Для достижения целей поставила следующие задачи:
- научить ребёнка грамотному письму и речи
- повысить интерес к чтению
- заинтересовать ребёнка в учебной деятельности
Технология СОУ
Дети имеют много пробелов с курса начальной школы, которые выявляются после контрольного диктанта в начале сентября. Все эти причины побудили меня в первую очередь работать в классе по технологии и повышения орфографической грамотности.
Технология применяется в режиме повторения, причем работа ведется ежедневно на каждом уроке русского языка в течение 5 минут в устной форме, в целях наименьшей траты времени на механическую запись.
Технология включает в себя:
1. Ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для данного класса. Диагностические диктанты, начиная с 5 класса содержат по 90 слов (по10 слов на каждую орфограмму) (приложение №3). Равное количество орфограмм позволяет сравнивать их усвоение. Слова в диктанте даю вперемежку. Результаты диктанта заношу в диагностическую тетрадь, ошибки по орфограммам группирую, определяются орфограммы, по которым допущено большое количество ошибок учащихся классов, т.е. наиболее трудные, недостаточно освоенные.
2. Следующий этап – отработка слабо освоенной орфограммы в течение недели, согласно технологии (по Зайцеву):
-Работа с ключевыми словами. Ключевые слова записываю заранее на доске, причем с обязательным графическим объяснением, например, КАСАЕТСЯ, КОСНУЛСЯ, учащийся читает и объясняет;
-Следующий этап работы – работа с игровыми словариками, учащиеся проверяют и оценивают свою работу;
-Формирование правила привожу с опорой на ключевые слова, не требуя от детей дословного запоминания, а осознания понятия;
-Последний этап технологии – устная диктовка слов по данной орфограмме. Где ученик дает объяснение орфограммы, опираясь на ключевое слово.
Работу по технологии повышения орфографической грамотности начала сразу как пришла работать в школу. В сентябре был написан первый диагностический диктант. Допущено 250 ошибок, не допустивших ошибок нет.. Наибольшее количество ошибок – 68 допущено на правописание – тся , - ться – в глаголах. 55 – на орфограмму «не с глаголами». Эти орфограммы отрабатывались в течение октября месяца. Второй диагностический диктант проведен на те же орфограммы. Результат – 189 ошибок – уменьшение.
По результатам второго диагностического диктанта спланировала работу на следующий месяц.
В течение недели шла отработка каждой повторяемой орфограммы. Затем проведен третий диагностический диктант на те же орфограммы Допущены учащимися 163 ошибки (189). Ошибок в диктанте стало опять меньше.
Сравнение результатов трех диктантов по каждому ученику показывает, что у большинства учащихся класса идет снижение количества допускаемых ошибок.
Например: 1 диктант 2 д. 3 д.
Лхасаранов М. 17 15 10
Петрунов Б 11 8 6
Шутова Л. 34 28 23
Швень А 19 15 12 и т.д.
Диагностические диктанты дети пишут в отдельных тетрадях, что позволяет легче сделать сравнительный анализ по количеству ошибок по каждой орфограмме. Работа продолжается до 9 класса. Но , к сожалению, у данной технологии есть свои недостатки. Например, мне сложно проверять диагностические диктанты за один день, т.к. диктанты содержат в себе по 90 слов на разную орфограмму. Кроме того, надо подсчитать количество допущенных ошибок, а это занимает немало времени. И , надо сказать , что есть такие дети , у которых нет снижения количества ошибок .
Прокопьев К 34 37 42
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Помимо проектной деятельности на своих уроках использую технологию критического мышления через чтение и письмо. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающих
ся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
Таблица «Знаю-Хочу узнать- Узнал».
На уроках русского языка я пользуюсь таблицей ( мыслительный лист) , которая носит название «Знаю-Хочу узнать -Узнал».
На первом этапе урока «вызов», в задачи которого входит актуализация имеющихся знаний и представлений по изучаемой теме, я в заготовку таблицы вписываю те понятия, которые нам нужно обобщить или вспомнить. Например:
Знаю |
|
|
Как пишется не с глаголами Не любит Ненавидит |
|
|
По методике ЧПКМ в стадии «Вызов» (знаю) нужно пробудить интерес детей к данной теме, поэтому заготовка таблицы у меня яркая, текст и шрифт красивого цвета, на что дети обращают внимание. Таким образом пропасть между учителем и учеником сокращается, дети понимают, что от них требуется, они не боятся дальнейшего продолжения урока, дети столкнулись с тем, что им уже знакомо.
Далее в презентации открываю следующий слайд, который выглядит так:
Знаю | Хочу узнать |
|
Как пишется не с глаголами Не любит Ненавидит | Как пишется не с существительными |
|
Здесь дети, глядя на тему урока, самостоятельно записывают в тетрадях , то что они хотят узнать. На втором этапе – «осмысление» идет непосредственный контакт с новой информацией (это может быть фильм, текст, работа на интерактивной доске и другое). Учащиеся работают в группах, коллективно, важно то, что информация ими добыта самостоятельно, и они спешат с нею поделиться. Перед выступлением каждой группы учащихся, в презентации открываю следующий слайд, в котором при помощи анимации, по щелчку мыши, выскакивают правильные ответы. Например, ученик говорит: «Если без НЕ не употребляется». Учитель щелкает мышью, в графе «Узнал» появляется правильный ответ.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Как пишется не с глаголами Не любитНенавидит | Как пишется не с существительными | Если без НЕ не употребляется Неряха |
Последняя графа звучит как итог урока, который дети подводят самостоятельно. Я считаю, что при таком подходе происходит глубокое усвоение знаний детьми, приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов. Недостаток таблицы в том, что эффективнее она смотрится на экране, а на каждый урок компьютер не принесешь. Когда ее рисуешь на доске это занимает определенное время.
Синквейн
Следующий прием в технологии критического мышления через чтение и письмо это синквейн.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Как показывает практика, детям очень нравится сочинять синквеи. Я чаще задаю синквеи на дом, так как, сочиняя стихотворение дома ,они не повторяются.
- Слово УСПЕХ
- Он какой. Большой, великий
- 3 глагола: достигнуть, стремиться, верить
- Словосочетание из нескольких слов.
Необходимо стремиться к успеху, чтобы быть уверенным.
5. слово -синоним:
Достижение
Кластер
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Проектная деятельность.
Современность требует от школы преодоление формализма в педагогической деятельности, расширение возможностей учителя в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения.
В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место точному ЕГЭ. Чтение в школе воспринимается как принудительное и ненужное действие, отнимающее время. Поэтому задача преподавания литературы состоит в выработке и поиске новых средств работы с художественным текстом. Эффективным методом повышения интереса к чтению я считаю проектный метод.
Методика проектной работы предполагает коллективную, групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Главная цель проектной деятельности- разрешение проблемной ситуации , в которую вовлекаются все учащиеся. Я считаю, что обязательной задачей педагога при работе над проектом- дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
а) Создание словаря персонажей славянской мифологии.
Наиболее успешным проектом , я считаю, работу по созданию «словника». При изучении темы по литературе в 6 классе «Устное народное творчество», я пришла к выводу, что учащиеся не знают многих сказочных персонажей. В учебнике Меркина после изучения темы даны многие термины без объяснения. Моя работа разбита на этапы:
- Деление класса на 3-4 группы, которым предстоит дальнейшая работа с толковыми словарями, учебниками, другими источниками, из которых они будут выбирать нужную информацию.
- Выбор оформителей из групп, которые красочно подписывают и делят ватман на три части.
Словарь
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Учащиеся в течение недели заполняют информацию на ватмане, который вывешивается в классе в любом месте. Дети записывают понятия с обязательным указанием источника. Например: Здухач – у южных славян человек со сверхъестественной силой. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
( нашла Левченко А). Таким образом, каждая группа заполняет свой раздел на ватмане.
Каждая группа вписывает понятия с ватмана на лист А4.
- Дома дети готовят презентации персонажей, взятыми из ресурса интернет. Рисуют обложку для получившегося «Словника».
- Просмотр презентаций и готовых словников.
На МО учителей русского языка и литературы я предлагаю учителям выбрать лучшую обложку «Словника». Словник вывешивается на стенд, дети получают соответствующие оценки.
Моя дорога к автору
При изучении творчества любого писателя или поэта тоже на ватмане провожу вот такую работу. Называется она «Моя дорога к Пушкину». В середину ватмана наклеиваю фотографию поэта и к ней рисую «тропинки » с именами детей. Задача каждого учащегося показать на своей дороге как он «пришел » к Пушкину. Дети используют различные приемы. Кто-то рисует на тропинке иллюстрацию к любимому изученному произведению, кто- то пишет интересные моменты биографии поэта и т.д. Дети стремятся быстрей всех «дойти» до Пушкина. Такие проекты можно применять в любом возрасте и не только при изучении творчества поэтов и писателей, но и при изучении любого произведения.
Проектная деятельность на уроках литературы имеет свои плюсы и минусы. Положительные моменты использования проектов состоят в том, что традиционная классно-урочная система создает «содержание образования», а проектная деятельность при правильной ее организации наполняет смыслом деятельность детей в ходе выполнения проекта. И, конечно же, у детей повышается интерес к чтению. Но, к сожалению, практика работы показывает, что проект сложно «вписать» в урок продолжительностью в 40 минут. И в работе над проектом задействованы не все учащиеся класса ( 4-5 уч-ся остаются в стороне).
Применение ИКТ
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной и экономической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. Так и в нашей обычной сельской школе, благодаря спонсорам была установлена интерактивная доска, и приобретены компьютеры. Учитель может пока и не знает всех возможностей этой доски, но активно использует ее для презентаций, просмотра фильмов, выхода в интернет и другое.
Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:
самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
работать в группе и принимать решения;
использовать новые технологии информационные и коммуникативные.
Мотивы, побуждающие педагога к применению ИКТ на уроке, как правило, следующие:
повышение уровня профессиональной культуры;
развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
возможность самореализации и самоутверждения;
повышение авторитета среди учащихся и коллег.
Сопоставляя уроки, проводимые с помощью ИКТ, и обычные уроки, я пытаюсь как можно больше уроков проводить в аудитории , где есть компьютеры.
Уже в привычку входит тестирование наиболее слабых детей в начале урока. Всем учителям русского языка и литературы обычно не хватает времени провести фронтальный опрос, а если он и проведен, то все недочеты ребенка все равно не видно. Поэтому провожу индивидуальные тесты в начале урока. Это занимает совсем немного времени, зато результат виден сразу. Например, одну неделю мы отрабатываем орфограмму «Правописание О, Е после шипящих». Ребенку не становится страшно, он видит знакомый экран, с красочными картинками:
Одной из ярких примеров новых технологий является «Технология критического мышления через чтение и письмо». Работая с данной технологией уже практически 2 года, я пришла к выводу, что наиболее эффективной она является тогда, когда уроки проходят в аудиториях, где есть компьютеры.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Нужно сказать, что применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;
повышает качество обучения;
усиливает интерес к изучению предмета;
рационально распределять время урока;
доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность
учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем
Как я уже указывала , в моей работе имеется множество плюсов и минусов. В данный момент являюсь руководителем МО Русского языка и литературы. Методической темой данного объединения считается «Применение современных педагогических технологий как средство повышения качества знаний обучающихся». Пытаюсь планировать свою работу на МО в соответствии с поставленными задачами: проведение круглых столов по образовательным технологиям, семинаров и т.д ). Принимаю участие в областных и районных конференциях, недавно в печать вышел сборник , в котором я напечатала свою статью об эффективности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы. С целью обобщения своего опыта и возможности общения с коллегами создала на портале «Образование » свой сайт, в который выкладываю свои разработки и получаю комментарии. Имею свою личную страницу в педагогическом сообществе , где вхожу в клуб учителей русского языка и литературы.
Для себя лично наметила следующие задачи своей дальнейшей педагогической деятельности:
- продолжать использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические
технологии, методики.
- вовлекать каждого ученика в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.
- создавать условия для развития творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого ученика, дать возможность проявить себя.