Для родителей

информация, рекомендации ,памятки для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваш ребенок – семиклассник

Памятка для родителей

Принципы, которые должны соблюдать родители для поддержания чувства самоценности ребенка:

1. Безусловно принимать его.

 

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

5. Помогать, когда просит.

 

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно решать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.

10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.

Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно Вы

Правила поведения в конфликтной ситуации.

1. Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций.

Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс.

Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны.

Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям семиклассников.

 

Особенности подросткового возраста

 

1) Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения.

 

2) Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

3) Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости».

4) Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками.

5) Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников.

 

Рекомендации:

  • Интересуйтесь мнением подростка.
  • Предоставляйте ему право выбора.
  • Передавайте взрослеющему ребенку полномочия, с которыми он может справиться.
  • Помогайте подростку обходиться правильно с  его самостоятельностью.
  • Передавайте ответственность.

Каждый родитель согласится, что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь полностью в свои руки. Если удалось установить хорошие и теплые отношения с ребенком в период его роста и взросления, то родитель становится просто добрым советчиком. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

 

Уровни ответственности:

 

Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате;

Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но контроль и наставление должно проходить в спокойной и терпеливой манере.

Третий уровень: ребенок выполняет задание самостоятельно. (Если родитель хорошо выполнил условия первых двух уровней).

 

Условия воспитания ответственности:

 

1. Уважение.

- Помните, что подросток - личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.

- Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.

- Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.

- Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка - два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.

- Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.

 

2.  Разумные ограничения.

- Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.

- Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

 

3. Продолжительность и постепенность.

- Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.

- Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.

- Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.

- Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.

 

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими или с собой (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.

- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

 

5. Учет личного опыта.

- Вспомните, вы тоже когда-то были подростками, вам тоже как-то приходилось справляться с трудностями взросления.

- Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».

Таким образом, приучение детей к ответственности происходит - как и все в воспитании, - в форме обмена между родителем и ребенком. Дети могут взять на себя ответственности ровно столько, сколько отец или мать готовы отдать.

 



Предварительный просмотр:

ПЯМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

 

Начальная школа позади, ваш ребенок уже в 5-ом классе и в своем багаже он несет с собой в среднее звено багаж знаний, хорошую успеваемость, умение общаться для покорения новых вершин.

Процесс адаптации к новому режиму обучения, к изменившимся требованиям, к новым социальным, школьным, семейным правилам, для ребёнка — это сложный и неоднозначный процесс, который требует времени для физиологического и психологического привыкания ребёнка, внимательного и терпеливого отношения со стороны взрослых.

Для ребенка-пятиклассника, еще маленького среди учащихся среднего и старшего звена, но одновременно повзрослевшего за лето, очень важно чувство социальной успешности, которая даёт ребенку желание стараться, быть лучше и осваивать новое в школе.

Социальная адаптация включает в себя:

  1.  Приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя принятие ребенком социальной роли «ученика».
  2. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
  3. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
  4. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
  6. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

Признаки успешной адаптации:

- Удовлетворенность ребенком процесса обучения;

- Ребенок легко справляется с программой;

- Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попытки выполнить задание самому.

 Условия, создающие трудности адаптации:

  1. Кабинетная система.
  2. Объем и темп работы на уроке отличаются от начальной школы.
  3. Появляются новые виды домашних заданий.
  4. Большое количество учителей-предметников.
  5. Сложность адаптации к учителям.
  6. Увеличивается количество изучаемых предметов.

Признаки дезадаптации:

- Усталый и утомлённый внешний вид ребенка

- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

- Жалобы на те или иные события.

- Беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения, вялость.

- Нежелание выполнять домашние задания.

- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Как родители могут помочь своему ребенку:

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше и в адрес учителя могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  3. Создайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  4. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  5. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.  
  6. Пятикласснику уже нет так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.