Методики
По методике Т.А. Репиной идет изучению детского коллектива, выявление положения (социометрического статуса) ребенка в классе, его отношения к детям. А так же изучение самочувствия детей в классном коллективе, с друзьями помогаем диагностическая методика Н.И. Дереклеевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika-v-nachalnoy-shkole.docx | 69.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика в начальной школе
Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
Цель: Выявление положения (социометрического статуса) ребенка в классе, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
Я заранее готовлю разные красочные картинки – подарки. Я использую в своей практике картинки с изображением разных листочков из деревьев, если это осень, если весна – картинки цветов, если зима – снежинки.
Инструкция проведения:
Сегодня у нас день подарков. У меня в коробке лежит много подарков. Вы сейчас подумаете, кому вы хотите подарить подарок. (Дети выходят из класса и по одному заходят в класс). Когда ребёнок зашёл в класс, я сообщаю, что в коробке лежат картинки, которые ты можешь выбрать и подарить одноклассникам. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки ребятам из нашего класса? (Получив положительный ответ, продолжаю). Тогда выбери, пожалуйста, картинку, которая тебе больше всех нравится. Кому из детей класса ее подарить? Почему? Выбери вторую картинку, кому ещё хочешь подарить?
Сообщаю ребёнку, что ты должен всё хранить в секрете, это пока наш с тобой секрет.
Так дарят подарки все дети. Все действия детей фиксирую в тетрадь наблюдений.
Очень важно, чтобы все дети оказались с подарками.
В 1 классе 4 человека оказались без подарков. Для себя я сделала вывод, но этим детям по секрету я положила по две картинки – подарка.
Во 2 классе с подарками оказались все ребята.
Диагностическая методика Н.И. Дереклеевой «Солнце, дождик, тучка».
Цель: Изучение самочувствия детей в классном коллективе, с друзьями.
Инструкция проведения:
Определи своё самочувствие и настроение (эмоциональное состояние) в
классе, дома и с друзьями с помощью природных явлений
«Солнце, тучка, дождик».
1. В классе мне – (нарисуй солнце, тучку или дождик)
2. Дома мне – (нарисуй солнце, тучку или дождик)
3. С друзьями мне - (нарисуй солнце, тучку или дождик)
«Дождик» - не очень комфортно. | «Солнце» - тепло, уютно. | «Тучка» - скучно, не комфортно |
Методика «Мой класс»
Цель: Выявление степени формирования взаимоотношений в коллективе,
удовлетворенности своим коллективом; определение состава микрогрупп и лидеров в них.
Инструкции для участников
Диагностическая методика «Фотография»
Учащимся класса предлагаю выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные фотографии, обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и меня, классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Диагностическая методика «Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Диагностическая методика «Письмо островитянину»
Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
Обращаю внимание на содержание письма, к кому будет письмо адресовано.
Диагностическая методика «Пьедестал»
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика «Круги на воде»
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Анкетирование учащихся
Цель: определение уровня мотивации к школьным предметам, к одноклассникам, к школе в целом.
№ п/п | Вопрос анкеты | Ответ положительный, «ДА» (кол-во чел.) | Ответ отрицательный, «НЕТ» (кол-во чел.) |
1. | Ты имеешь в классе друзей? | ||
2. | Ты после каникул желаешь идти в школу? | ||
3. | Тебе нравится учиться? | ||
4. | Когда ты что-то не знаешь, ты чувствуешь поддержку среди одноклассников ? | ||
5. | Когда ты что-то не знаешь, ты чувствуешь, что одноклассники насмехаются? | ||
6. | Учительница много задаёт домашних заданий? | ||
7. | Ты быстро делаешь уроки? | ||
8. | Какой предмет ты делаешь первым? | ||
9. | Ты читаешь с родителями каждый день? | ||
10. | Ты ждёшь каникул? |
«Цветовой тест отношений».
Для разработки данной диагностики были использованы принципы теста Люшера
Цель: выявлению отношений к учебным предметам через цвет и эмоции.
Инструкции для участников
Детям предлагаю приготовить карандаши: зелёный, серый, красный, синий, жёлтый, коричневый
Выбранным цветом необходимо закрасить тот смайлик, который символизирует его отношение к данному предмету
- символизирует положительное отношение к учебным предметам; | |
- символизирует отрицательное отношение к учебным предметам |
Зеленый цвет – раскрывает человека, опасающегося чужого влияния, ищущего возможности для самоутверждения. Также зеленый цвет не любят те, кто старается добиться успеха не за счет своих стараний, а благодаря эмоциональному воздействию. Серый цвет - предпочитают рассудительные и недоверчивые люди, которые привыкли обдумывать каждый свой шаг, боясь оказаться на виду. Иногда этот цвет выбирается с целью защитить себя от окружающего мира, при сильном переутомлении или в стрессовой ситуации.
Красный цвет. – Человек, выбирающий этот цвет в качестве любимого, общителен, властен и вспыльчив. Переизбыток красного может провоцировать агрессию.
Синий цвет - нравится людям, скромным, склонным к меланхолии, они быстро утомляются, поэтому нуждаются в частом отдыхе. Такому человеку очень важно чувство уверенности в себе, расположение окружающих.
Желтый цвет- говорит о непринужденности в общении, интеллигентности и спокойствии
Коричневый цвет – предпочитают люди, ценящие семью и традиции, они стремятся к простым инстинктивным переживаниям и чувственным радостям. Но постоянный выбор этого цвета может говорить о физическом истощении.
После проведённой диагностики обращаю внимание на смайлик и цвет, который выбрал ребёнок. Цвет характеризует ребёнка как личность.
Методика «Десять моих Я»
Цель::изучение личности учащегося, выявление склонности детей к объективному самоанализу
Инструкции для участников
Учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово "Я". Учащиеся должны дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах. Например, я – умный; я - красивый …
Обращаю внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики, пишет только положительные качества или отрицательные тоже.
Я | |
Я | |
Я | |
Я | |
Я | |
Я |
Методика «Цветик – семицветик»
(составлена И.М. Витковской)
Цель:
выявление направленности интересов школьников.
Инструкции для участников
Учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых
учащимся больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке,
надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ученик
сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Карта воспитанности учащихся класса.
Цель: определение уровня воспитанности ученика по оценке родителей и учителя.
Фамилия, имя ученика | Любознательность | Отношение к школе | Прилежание, трудолюбие | Бережное отношение к природе | Красивое в жизни | Отношение к себе | Рейтинг (суммарный балл) |
Указывается средний балл по каждому показателю | |||||||
Уровни воспитанности (в %) | |||||||
Высокий (от 4,6 до 5 баллов) | |||||||
Средний (от 3,5 до 4,5 баллов) | |||||||
Низкий (от 2 до 3,5 баллов) | |||||||
Отрицательный (от 1 до 2 баллов) |
Анкетирование родителей
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещает Ваш ребенок, воспитывает у него перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 — в полной мере;
4 — в значительной степени;
3 — на достаточном уровне;
2 — в незначительной степени;
1 — практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
5 4 3 2 1 | 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи). |
5 4 3 2 1 | 2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах). |
5 4 3 2 1 | 3. Ответственность (умение держать слово). |
5 4 3 2 1 | 4. Воля (умение не отступать перед трудностями). |
5 4 3 2 1 | 5. Хорошие манеры поведения. |
5 4 3 2 1 | 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни). |
5 4 3 2 1 | 7. Образованность. |
5 4 3 2 1 | 8. Ум (способность здраво и логично мыслить). |
5 4 3 2 1 | 9. Высокие жизненные запросы. |
5 4 3 2 1 | 10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения). |
5 4 3 2 1 | 11. Честность в отношениях с людьми. |
5 4 3 2 1 | 12. Доброта в отношениях с людьми. |
5 4 3 2 1 | 13. Чуткость в отношениях с людьми. |
5 4 3 2 1 | 14. Справедливость в отношениях с людьми. |
5 4 3 2 1 | 15. Терпимость к взглядам и мнениям других. |
Обработка полученных данных. При обработке результатов названные в анкете качества личности делю на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1—5);
б) блок жизненной компетентности (6—10);
в) блок морально-психологических качеств личности (11—15).
Подсчитываю средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15-ти качеств. Полученные показатели соотношу с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у подростка как недостаточной.