ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рабочие программы элективных курсов, факультативов и по кружковой деятельности:
1. "Журналистика для начинающих", 6-8 классы
2. "Речь и культура общения", 5-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhurnalistika_dlya_nachinayushchih.doch_.doc | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа c. Романово
Рассмотрено на заседании МО учителей от ____________ протокол № __ Руководитель МО ________/_________________/ | Согласовано Заместитель директора УВР МБОУ СОШ c. Романово от __________ протокол № __ ________/_________________/ | Утверждаю Директор МБОУ СОШ c. Романово ________/_______________/ Приказ № __ от __________ |
Рабочая программа дополнительного образования
«Журналистика для начинающих»
(наименование курса)
основное общее образование, 6 - 8 классы
(ступень образования/классы)
2016-2017 учебный год
(срок реализации программы)
разработана на основе программы «Журналистика в школе 6 - 11 классы», автор-составитель Н.А. Спирина, Волгоград. издательство «Учитель», 2008 г.
(наименование программы)
Программу составила:
Вялкова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Романово
(1 КК)
с. Романово
2016 год
Пояснительная записка
Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика для начинающих» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества.
Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Программа дополнительного образования «Журналистика для начинающих» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности обучающихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Программа дополнительного образования «Журналистика для начинающих» рассчитана на учащихся 6 - 8 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
Цели программы:
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования обучающихся;
- формировать медиакультуру в предпрофильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;
- изучить основы журналистского мастерства.
Перспективная цель - подготовка обучающихся к сотрудничеству с местными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.
Обучающие:
- вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;
- изучение истории журналистики, этапов её развития;
- изучение основ социологии и журналистского творчества;
- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;
- формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.
Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
- формирование потребности в постоянном повышении информированности;
- формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье;
- формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;
- воспитание культуры поведения и речи.
Развивающие:
- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;
- расширение общего кругозора.
Программа дополнительного образования «Журналистика для начинающих» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.
Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение обучающимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:
Предметные знания в следующих областях:
- журналистика как форма информационной деятельности;
журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье;
- информационный рынок;
- роль журналиста в становлении общественного мнения приемы риторики;
- создание журналистского текста;
- основные газетные жанры;
- редактирование;
- редакционный коллектив;
- структура газетного номера;
- иллюстрация в газете;
- макетирование и вёрстка газеты.
Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.
Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся).
По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная. Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.
Качество профессиональной подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.
Программа дополнительного образования «Журналистика для начинающих» общим объёмом 105 часов рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1,5 часа во внеурочное время. Часовое деление программы проставлено по минимуму: это необходимый минимум часов, которые требуются для ознакомления и привития первых навыков мастерства.
Данная программа составлена на основе программы факультативного курса «Журналистика для начинающих», предназначенной для учителей, преподающих основы журналистики в профильных 8-11 классах, и доступна для реализации любому творчески работающему педагогу независимо от его специализации.
Итоги реализации программы
К концу обучения по программе курса «Журналистика для начинающих» обучющиеся должны получить полное представление о журналистской профессии, усвоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах и самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, альманах и прочее).
Содержание программы
Тема 1. Введение
Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 2. Из истории газет . Из истории российской журналистики
Появление газеты, путь от древности к современному облику. Российские рукописные и печатные газеты. Роль Петра 1 в создании газет. «Ведомости» — начало истории российской печати.
Форма занятия: лекция с элементами беседы, презентация.
Тема 3. Общее знакомство с информационными газетными жанрами.
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 4. Основные понятия о газете
Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 5. Хроника как информационный жанр. Ее особенности, требования к созданию.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 6. Заметка как основной жанр журналистики
Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.
Тема 7. Репортаж как основной жанр журналистики
Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа. Фоторепортаж, его особенности.
Форма занятия: лекция, практикум, деловая игра, творческая мастерская.
Тема 8. Интервью как основной жанр журналистики
Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская, ролевая игра
Тема 9. Редактирование
Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.
Форма занятия: лекция, практикум.
Тема 10. Выпуск газеты, защита проекта
Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.
Форма занятия: деловая игра, практикум.
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
- основные жанры прессы;
- специфику создания статей разных жанров журналистики;
- законы построения номера газеты;
- особенности стилевой организации газеты.
Учащиеся должны уметь:
- логично излагать материал;
- создавать различные по жанру статьи;
- проводить опросы, анкетирование учащихся;
- брать интервью;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- определять и доносить до читателя свою идею;
- соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
- применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;
- рецензировать тексты разных жанров;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
- иллюстрировать свои материалы.
Учебно-методическое обеспечение программы
- Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе.- М.,1971.
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика.- М.,2003
- Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. – М., Просвещение, 1990
- Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.
Календарно-тематическое планирование (105 часов)
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Примечания |
1 | Введение в проблематику курса «Журналистика» | 3 | Беседа, рефлексивная анкета, синквейн | ||
2 | Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста. Жанровые разновидности письменного и устного общения | 6 | Работа со словами, правила работы журналиста (в парах), оформление памятки, синквейн | ||
3 | Из истории российской журналистики. Виды и типы газет. Особенности газет | 3 | Лекция с элементами беседы, презентация | ||
4 | СМИ Свердловской области, Серовского района. Что мы читаем? | 3 | Экскурсия в библиотеку, работа с подборками газет анкета | ||
5 | Газетная информация. Информация и ее основные черты. Правила подачи информации. Всякая ли информация правдива. Анализ языковых средств | 3 | Работа с подборками газет. Презентация газетного материала | ||
6 | Кто и о чем пишет в газете. Виды и типы газет | 3 | Работа с подборками газет. Презентация | ||
7 | Основные понятия о газете. Модель газеты. | 3 | Презентация, работа с прессой | ||
8 | Информационные газетные жанры | 3 | Презентация, работа с прессой, работа в группах | ||
9 | Хроника как газетный жанр. Хроника одного события. Хроника, ее особенности | 3 | Беседа, работа в группах,словарная работа. Анализ газетных хроник | ||
10 | Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок | 3 | Набросок хроники, творческая мастерская | ||
11 | Заметка в газету. Оформление заметок информационного характера | 3 | Работа с газетными текстами, работа в парах | ||
12 | А я сделал так… | 3 | Практикум. Набросок заметки | ||
13 | Репортаж и репортеры | 3 | Презентация заметок, памятка пишущему | ||
14 | Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа | 3 | Работа в парах Памятка (синквейн) | ||
15 | Закон репортажа - эффект присутствия, динамика | 3 | Практикум, работа с газетными текстами, анализ газетного текста | ||
16 | Когда «я» - не последняя буква в алфавите | 3 | Работа в парах по созданию репортажа | ||
17 | Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж» | 3 | Набросок и представление репортажа | ||
18 | Особенности фоторепортажа. | 3 | Презентация репортажа, деловая игра | ||
19 | Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию? | 3 | Работа с подборками газет. Макет фоторепортажа | ||
20 | Интервью как газетный жанр, его признаки. Как взять интервью. | 3 | Работа в парах. Анализ текстов | ||
21 | Интервью. Правила поведения в диалоге. Этапы работы над интервью | 3 | Работа в парах, деловая игра | ||
22 | Виды анкет. Правила проведения опроса. Обработка информации | 3 | Работа в парах. Деловая игра | ||
23 | Как выбрать собеседника? Темы интервью | 3 | Рецензирование, конкурс вопросов | ||
24 | Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации | 3 | Подбор тем, анализ текстов, вопросник | ||
25 | У нас в гостях … | 3 | Составление опросника | ||
26 | Редактирование статьи | 3 | Деловая игра Презентация интервью | ||
27 | Проведение опроса. Правила и принципы. Виды оформления опросов. | 3 | Деловая игра Презентация интервью | ||
28 | Как получить информацию через интернет. | 3 | Работа в парах в сети | ||
29 | Составление плана-схемы следующего номера газеты. Дизайн страницы | 3 | Создание макета газеты, работа в группах. Анонс газеты | ||
30 | Учимся писать поздравления и оформлять их | 3 | Презентация набросков | ||
31 | “Я ещё не волшебник, я только учусь” | 3 | Деловая игра Создание макета газеты, работа в группах, анонс газеты | ||
32 | Защита проектов | 3 | Ролевая игра Презентация проекта | ||
33 | Круглый стол- подведение итогов. «Самый удачный номер» | 6 | Презентация проекта, анкета | ||
Итого: 35 недель (3 часа в неделю) | 105 часов |