РЕКОМЕНДАЦИИ выпускникам и их родителям накануне экзаменов
Выборки материалов профессиональной психологической помощи в период подготовки, проведения ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_vypuskniku.doc | 35 КБ |
pomoshch1.doc | 272.5 КБ |
rekomendatsii_po_zauchivaniyu.doc | 28 КБ |
sposoby_snyatiya_nersvnogo_napryazheniya.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка выпускнику
Существуют «Памятка» выпускнику, куда входят следующие рекомендации поведения на экзамене:
1. Не торопись, внимательно прослушай информацию по заполнению бланков и о регламенте проведения экзамена. Будь внимателен при заполнении документа!
2. Соблюдай правила поведения на экзамене, не вскакивай и не выкрикивай с места. Если возникли вопросы к организатору – подними руку. Будь готов к получению ответов только касательно правил заполнения регистрационных бланков.
3. Сосредоточься на главном, на время забудь об окружающих, думай только о задании и времени его выполнения. Не спеши! Ограниченные временные рамки не должны отразиться на качестве твоей работы.
4. Начни выполнение заданий с самого легкого! Задания части С имеют более высокий уровень сложности. Отложи те задания, в которых сомневаешься напоследок, не зацикливайся на них. Будет глупо недобрать балов из-за того, что не успел сделать то, что знаешь.
5. Прочитай вопрос дважды до конца, вдумайся! Убедись, что понял вопрос, не пытайся «додумать» задание сам, спешка и неверно понятые тесты могут привести к досадным ошибкам.
6. Думай только о текущем задании. Взявшись за выполнение нового, забудь о предыдущем, как правило, задания не связаны между собой, не путайся. Помни, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
7. Четко планируй время! Разбей отведенное время на три части. Первая часть, чтобы пройтись по легким вопросам, вторая – найти решения для трудных, третья – все тщательно проверить!
8. Угадывай, если не уверен в выборе правильного ответа! Ищи ответ из тех, которые имеют большую долю вероятности интуитивно!
9. Обязательно проверь все выполненные тесты! Перенес ли ты ответы с черновика в чистовик, успей вовремя заметить ошибки!
10. Будь спокоен, не паникуй! Используй дыхательные упражнения, аутогенные тренировки. Успех приходит в состоянии равновесия нервной системы.
11. Не огорчайся, если не выполнил все задания, помни, что на практике, это не всегда реально. Даже части выполненных заданий может оказаться вполне достаточным для получения хорошей оценки.
Предварительный просмотр:
Накануне ЕГЭ: как настроить ребенка и самим преодолеть тревогу – советы психолога
Совсем скоро тысячи одиннадцатиклассников в последний раз сядут за парты, чтобы сдать свой самый главный школьный экзамен. Кто волнуется больше – родители или выпускники? Как помочь ребенку преодолеть тревожность, обрести силы и уверенность для последнего рывка перед поступлением в вузы? На эту и другие темы я беседую с педагогом-психологом Центра «Альтернатива» г. Томска Еленой Акимовой.
Готовы ли школьники к ЕГЭ?
– Елена, все мы много раз сдавали экзамены в школе и в университетах и не понаслышке знаем, что это такое. Что изменилось сегодня, почему растет уровень тревожности среди выпускников школ?
– Уровень тревожности как раз таки снижается, даже по сравнению с прошлым годом. По результатам опроса выпускников нескольких московских школ у 57% детей умеренный и низкий уровень личностной тревожности у 67% низкий показатель ситуативной тревожности. Это связано, прежде всего, с возрастными особенностями учащихся. К 18 годам нервная система ребенка уравновешивается, раздражительность спадает, к тому же современные дети становятся более реалистичными и оптимистично смотрят в будущее. Есть, конечно, индивидуальные случаи повышенной тревожности, обусловленные личностными характеристиками, низким уровнем знаний или неблагоприятной обстановкой в семье. Волна тревожности, действительно, одно время нарастала, это объясняется тем, что процедура сдачи экзамена претерпела значительные изменения в форме и содержании. Сегодня, учитывая хорошую информированность в вопросах проведения ЕГЭ и структуры КИМов (контрольно-измерительных материалов), учащиеся более уверенно идут на экзамен. Кроме того, благодаря медиа-средствам растет познавательный мотив, мотив достижений, уровень самооценки ученика и осознание социальной необходимости.
– Можно ли утверждать, что сегодняшние школьники психологически готовы к ЕГЭ?
– В вопросе психологической готовности детей к ЕГЭ выделяются три компонента: познавательный, личностный и процессуальный. Познавательный предполагает не только наличие знаний, но в большей степени компетентность и сформированность навыков поиска, обработки и усвоения информации, комплексный подход к учебной деятельности и развитый познавательный мотив. Личностный элемент – это осмысление учащимся личностно-смысловой платформы, которое позволит выстроить некоторую тактику поведения на экзамене. Понимание того, что эмоциями нужно управлять, снижая тревожность.
Процессуальный компонент подготовки характеризуется четким владением информации о том, как будут проходить выпускные испытания, как правильно заполнять документы, грамотно работать с тестами. По результатам диагностики учащихся одной из курируемых мной школ города все вышеперечисленные компоненты сформированы. Тесты показали высокий уровень информированности выпускников о порядке проведения ЕГЭ, большую долю уверенности в своих силах, хорошие результаты самоконтроля, самоорганизации и способности управлять своими эмоциями. Познавательная мотивация тоже достаточно на высоком уровне. Это свидетельствует о том, что с выпускниками и их педагогами ведется основательная психологическая работа, нацеленная на максимальную информированность и репетицию экзамена.
Психологическая помощь выпускникам
– Получается, что школьные психологи уже сделали свое дело и волноваться не о чем?
– Один лишь психолог не может выполнить задачу по формированию готовности учеников к госэкзамену. Важно, как школа в целом формирует эту готовность, посредством информированности детей и родителей, требований на уроках, поддержки школьного психолога, развития мотивации на успех и помощи родителей. Психолог работает над ресурсно-ориентировочной и технологически-исполнительной базой «скорой помощи» при подготовке к ЕГЭ. Проводит анализ пробных экзаменов, определяет группу риска и направляет работу на конкретные слабые точки подготовки. Для этого педагоги собирают учащихся и обсуждают процедуру сдачи экзамена, просматривая видеозаписи с предыдущих испытаний. Эффективным методом также является игра-драматизация, где на юмористическом материале проигрывается процедура ЕГЭ и складывается адекватное мнение о нем. Таким образом, стираются легенды и надуманные представления об ужасах экзамена, формируется позитивное отношение и конструктивная стратегия поведения на экзамене.
Существует несколько способов психологической подготовки ребенка к государственным испытаниям: это и самоанализ учащегося, и анализ учебной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, экспертные оценки педагогов, выбор метода наименьшего сопротивления, разработка адресных рекомендаций для выпускника.
– Какие советы и рекомендации Вы можете дать родителям?
– Родителям важно осознавать, что в предэкзаменационную пору нервное напряжение у детей неизбежно, это норма. Поэтому на этом этапе очень важна психологическая поддержка и разумный контроль. Нужно убедить ребенка, что к ЕГЭ нужно готовиться тщательно и заранее. При этом важную роль играет психологическая обстановка в семье, отсутствие конфликтов, ссор и прочих раздражающих факторов. Недостаток моральной поддержки со стороны родителей вызывает у подростка чувство неуверенности, незащищенности и страха перед неизвестными испытаниями. Чаще общайтесь с детьми, выказывая свою заинтересованность в положительном результате. Проигрывайте предстоящие сложные ситуации, мысленно рисуйте вместе с ребенком картину триумфа. Демонстрация безграничной любви и понимания психологически приободрит одиннадцатиклассника. Пусть ребенок поделится своими страхами и переживаниями, выплеснет накопившиеся эмоции, не ругайте его за такие мелочи, как неубранная комната. Окажите помощь в правильном планировании времени, в случае переутомления сходите вместе в кино или театр. Поощряйте физическую активность.
Питание для выпускника
Позаботьтесь о полноценном питании, особенно о витаминах группы В, которые необходимы при стрессе. Пища должна быть богата белком: творог, сметана, яйца, мясо. Фрукты и овощи помогают зарядиться энергией, морковь, например, стимулирует работу мозга, ананас – улучшает память, капуста – снижает стресс. Для обеспечения активной работы мозга важно пить много жидкости: минеральную воду, зеленый чай; есть сладкое. Но не забывайте, что непосредственно перед самим экзаменом переедание вредно. Можно съесть пару долек шоколада, который помогает сконцентрировать внимание. Следует помнить, что в день экзамена нельзя принимать никаких успокоительных средств, они тормозят мыслительные процессы. Лучше – хорошенько выспаться (мальчикам 7-8 часов, девочкам 8-9).
Напутствие выпускникам
– Елена, что Вы можете в заключении пожелать экзаменующимся?
– Выпускной школьный экзамен – это не самое сложное жизненное испытание, поэтому не стоит придавать ему излишнюю важность, никто не застрахован от ошибок. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное – иметь определенный багаж качественных знаний, вынесенных со школьной скамьи. Пусть ответы тестов будут несовершенными, но это ваши личные достижения. Человек, направленный на успех и надеющийся на свои силы, добивается гораздо большего, чем тот, кто надеется на подсказку, шпаргалку и старается избежать неудач. ЕГЭ сдают каждый год, и это каждому под силу. Основательно подготовившись, вы обязательно сдадите этот экзамен, а жизнь сама затем расставит приоритеты. Удачи вам на экзамене!
Предварительный просмотр:
Рекомендации по заучиванию материала Важно – правильно распределить время для закрепления материала. Начать лучше с самого трудного раздела, но, если он сложно поддается заучиванию, можно начать с той части, которую наиболее интересна и приятна. Информацию полезно повторять каждый день за 15-20 минут перед сном и утром на свежую голову в течение 20-30 минут. При каждом проговаривании главное – осмыслить ошибки и обратить внимание на трудные места. Материал лучше воспроизводить своими словами, если не можешь вспомнить в течение 2-3 минут – обратись к тексту. Для перевода информации в долговременную память надо повторять ее сначала через сутки после заучивания, потом через двое и так далее, увеличивая временные промежутки между повторениями. |
Полезные советы выпускнику и его родителям
Перед тем как приступить к заучиванию, важно подготовить место для занятий в комнате, убрать лишние вещи со стола. Желтый и фиолетовый цвет в интерьере повышают интеллектуальную активность. Важно планирование, составь план занятий на каждый день. При чтении материала повторяй текст вслух, делай пометки карандашом, выделяя трудные места. Самые сложные вопросы обсуждай с одноклассниками. Для запоминаний используй метод опорных слов, метод ассоциации. После часа занятий, сделай короткий перерыв (10-15 мин.) и переключись на другую деятельность. Если клонит в сон, то лучше лечь спать, при переутомлении труднее концентрировать внимание. В последний вечер перед экзаменом эффективнее будет совершить прогулку на свежем воздухе, выспаться, чтобы наутро проснуться бодрым и полным сил.
Предварительный просмотр:
Способы снятия нервного напряжения
- Дыхательные упражнения (4 круга). Глубокий вдох через нос (на размеренный счет до 4), задержка дыхания (счет до 4), медленный выдох (на счет до 6), задержка дыхания (счет до 2).
- Релаксация в удобной сидячей позе с закрытыми глазами (представляй, небо, облака).
- Занятия спортом.
- Контрастный душ.
- Стирка белья или мытье посуды.
- Рисование пальчиками.
- Комканье бумаги или рвать бумагу на мелкие кусочки.
- Громкое пение.
- Модулированный крик (то громко, то тихо).
- Танцы под ритмичную музыку.
- Долго смотреть на горящую свечу.
- Прогулки по лесу.
- Посчитать зубы языком сверху и снизу с внутренней стороны.
- Настроиться на радостное эмоциональное состояние (вспомнить хорошие моменты жизни, посмотреть фотографии).
- Улыбнуться себе, полностью обнажая зубы.
- Точечный массаж: указательными пальцами обеих рук помассировать 10 раз точки на лбу между бровями.
- Аутогенная тренировка 5 минут «Я спокоен, я собран, я ориентирован на успех».