ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Вялкова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Разработка индивидуально - образовательной программы для обучающегося с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ”

Слайд 2

Содержание: ИОП: определение, специфика; Социальная политика государства в условиях введения инклюзивного образования; Этапы разработки ИОП (практическая работа); Структура ИОП.

Слайд 3

Основная цель ОУ - создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Цель деятельности учителя – создание оптимальных условий для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

Слайд 4

ИОП – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе 1. рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии 2. психолого-медико-педагогического консилиума ОУ 3. комплексной диагностики особенностей личности ребенка 4. ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

Слайд 5

ИОП дети с НОДА слабовидящие дети дети с ТНР дети с ЗПР дети с РАС Обучение реализуется в различных формах : очное индивидуальное обучение на дому индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети-инвалиды

Слайд 6

ИОП направлена на преодоление несоответствия между процесс обучения детей с ОВЗ по образовательным программам определенной ступени образования р еальны е возможност и ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов

Слайд 7

Нормативно-правовое обеспечение Федеральная база: Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы от 04.08.2008 Конституция Российской Федерации Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 от 17.11.2008 Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой от 19.06.2003 Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья от 05.03.2010 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 Г осударственн ая программ а Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» от 17.03.2011 О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития от 30.05.2003 О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития от 30.05.2003 О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях от 21.02.2001

Слайд 8

ИОП для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ разрабатывается в несколько этапов : 1. Ознакомительный: 2. Диагностический: 3. Разработка: 4. Реализация: 5. Анализ и коррекция: Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и их родителей. Оценка требований ФГОС и ОП Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования Проектирование необходимых структурных с оставляющих ИОП Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом Оценка деятельности педагогического коллектива и сотрудников сопровождения, совершенствование структурных составляющих ИОП

Слайд 9

№ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИОП 1 О З Н А К О М И Т Е Л Ь Н Ы Й Формирование коллектива психолого-педагогического сопровождения Изучение документации Разработка локальных регламентирующих документов Сбор и анализ предварительной (превоначальной) информации о ребенке и его семье Определение, в какой кл А сс поступает обучающийся Заключение договора с родителями

Слайд 10

№ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИОП 2 Д И А Г Н О С Т И Ч Е С К И Й Определение образовательных потребностей ребенка Принятие решения о необходимости разработки ИОП Определение необходимых специальных образовательных условий для ребенка с учетом его возможностей и дефицитов Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Слайд 11

№ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИОП 3 Р А З Р А Б О Т К А ИОП Определение содержания ИОП Формулировка цели ИОП Определение задач в рамках реализации ИОП Определение временных границ реализации ИОП Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности

Слайд 12

№ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИОП 4 Р Е А Л И З А Ц И Я ИОП Организация деятельности учителя в соответствии с Программой и планом Организация специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом Организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка Организация мониторинга эффективности коррекционной работы

Слайд 13

№ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИОП 5 А К Н О А Р Л Р И Е З К Ц И И Я Организация деятельности ПМПК по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка Оценка деятельности педагогического коллектива Оценка деятельности сотрудников сопровождения Внесение корректив в ИОП Совершенствование структурных составляющих ИОП

Слайд 14

ИОП разрабатывается специалистами психолого–педагогического сопровождения учителем (классным руководителем ) учителями-предметниками под руководством заместителя директора по УВР школьн ый психолого- педагогическ ий консилиум

Слайд 15

Структура ИОП для ребенка с ОВЗ : 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Индивидуальный учебный план 4. Содержание программы : образовательный компонент : - календарно-тематичекое планирование, - критерии оценивания достижений) коррекционный компонент : - методы, приемы и формы работы - раздел дефектолога, логопеда, психолога воспитательный компонент : - раздел кл. руководителя, соц. педагога, педагога доп.обр-я - раздел притязаний родителей 5. Заключение и рекомендации



Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД    Дистанционный курс "Разработка индивидуально-образовательной программы для учащегося с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

2 слайд

3 СЛАЙД

  Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.


4 СЛАЙД Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

4 СЛАЙД  ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:

НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП: колясочники; трости, костыли, ходунки; нарушение способности к самообслуживанию)

Слабовидящие – глазные заболевания прогрессируют,

ТНР – тяжелые нарушения речи (ринолалия – речедвиг. аппарат, дизартрия – слуховое восприятие, сенсорная и моторная алалия – не понимает речь окружающих)

ЗПР – временное отставание развития психики ,

РАС – растройства аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера)

получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). 


5 СЛАЙД ИОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов. 

6 СЛАЙД   Создание условий для полноценного воспитания и образования детей-инвалидов, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ» (в новой редакции от 02.03.2016г)

Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Закон открывает дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах.

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века.

В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете.

В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева;

в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

7 СЛАЙД  Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.

Ознакомительный:

Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и их родителей. Оценка требований ФГОС и ОП

Диагностический:

Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования

Разработка:

Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП

Реализация:

Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом

Анализ и коррекция: 

Оценка деятельности педагогического коллектива и сотрудников сопровождения, совершенствование структурных составляющих ИОП


Самопроверка

8, 9, 10, 11, 12, СЛАЙДЫ  Собенности каждого этапа разработки ИОП

13 СЛАЙД  В рамках организации индивидуально ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого – педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями-предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк или координатора по инклюзии) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа.

14 СЛАЙД  Структура ИОП для ребенка с ОВЗ

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Индивидуальный учебный план
  4. Содержание программы
  5. Заключение и рекомендации

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося может быть оформлен следующим образом:

  1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. В данном разделе указывается также распределение часов на дистанционные (если таковые имеются) и очные занятия.

4. Содержание программы. Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся, примерные основные общеобразовательные программы и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента конкретизирует содержание рабочей программы по учебному курсу.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке рекомендуется предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, куратора, тьютора, социального педагога и др.), а также раздел, отражающий притязания родителей обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

! В индивидуальных образовательных программах указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на уроке.

15 СЛАЙД


Re[8]: просьба

Татьяна Крайнева 

Кому: Ириска

24 июля, 23:23

Здравствуйте, Ирина Владимировна, с введением инклюзивного образования Вам придётся обучать умственно отсталых детей, если родители захотят, чтобы их ребёнок учился в обычном классе. Вы будете вынуждены сочленять (сопрягать) программу нормы и УО, разрабатывать ИОП для такого ребёнка, использовать дифференцированный подход при обучении. В подобных случаях, я считаю, необходима работа с родителями, убеждение их в том, что ребёнку комфортно будет среди ему подобных, что даже, если он будет обучаться при норме, он "воьзмёт" столько, сколько ему по силам. Убедить родителей бывает практически невозможно, многие из них не могут (или не хотят) принять и осознать "особенность" своего ребёнка. 
Честно говоря, такой вариант представляю с трудом, допустим, "исхитримся" и доведём такого ребёнка до конца 9 класса, а дальше, будет ли он вынужден сдавать экзамены? в каком виде? какой документ он получит об образовании? Об этом пока даже речи не ведётся. Ссылки на документы

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A18.pdf ФГОС для УО
http://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/09_PrAOOP_UO_03_04_2015.pdf АООП для УО

почитайте, может, что-то прояснится для Вас.

 №

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИОП

1

Ознакомительный

  1. Формирование коллектива психолого-педагогического сопровождения

  1. Изучение документации

  1. Разработка локальных регламентирующих документов

  1. Сбор и анализ предварительной (превоначальной) информации о ребенке и его семье
  1. Определение, в какой класс поступает обучающийся

  1. Заключение договора с родителями

2

Диагностический

  1. Определение образовательных потребностей ребенка

  1. Принятие решения о необходимости разработки ИОП

  1. Определение необходимых специальных образовательных условий для ребенка с учетом его возможностей и дефицитов
  1. Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения
  1. Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков

3

Этап

разработки

ИОП

  1. Определение содержания ИОП

  1. Формулировка цели ИОП

  1. Определение задач в рамках реализации ИОП

  1. Определение временных границ реализации ИОП

  1. Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы
  1. Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности

4

Этап

реализации

ИОП

  1. Организация деятельности учителя в соответствии с Программой и планом

  1. Организация специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом
  1. Организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка
  1. Организация мониторинга эффективности коррекционной работы

5

Анализ и коррекция

  1. Организация деятельности ПМПК по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка
  1. Оценка деятельности педагогического коллектива

  1. Оценка деятельности сотрудников сопровождения

  1. Внесение корректив в ИОП

  1. Совершенствование структурных составляющих ИОП


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: