НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Активно участвуя в реализации экспериментальных направлений школы, пройдя соответствующую курсовую подготовку, я успешно использую в своей педагогической деятельности современные педагогические технологии обучения и воспитания:
- здоровьесберегающие технологии,
- технологию проектной деятельности школьников,
- технология «Индивидуальный стиль учебной деятельности» («ИСУД»),
- АСО (адаптивная система обучения),
- информационно-коммуникациооные технологии,
- ТРИЗ-технологию.
Свою педагогическую деятельность я организую с учетом приоритета сохранения и укрепления здоровья учащихся. Опираясь на труды Ю.М.Орлова, доктора психологических наук, создателя теории и практики саногенного мышления, Е.Н. Дзятковской, разработчика валеологического мониторинга, я соблюдаю экологовалеологические требования к выстраиванию учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающая учебная среда на моих уроках создается через:
- использование активных форм обучения;
- формирование положительного эмоционального пространства на уроке и в классе;
- использование разнообразных методов стимулирования здоровья, в том числе и юмора;
- формирование положительной учебной мотивации у школьников с учетом их интересов;
- обеспечение многовариантности домашнего задания;
- вооружение ребенка конкретными умениями снятия психоэмоциональных стрессов, поведения в стрессовых ситуациях, выхода из конфликтных ситуаций;
- формирование потребности у учащихся в рефлексии, поисковой активности.
После обучения на курсах Иркутского ИПКРО я в системе использую на уроках физкультминутки, релаксацию, валеопаузы по методике американского цветопсихолога Люшера в модификации Л.М. Игольницыной. Результат - 100% успеваемость. Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий был представлен педагогом на городском семинаре «Здоровое поколение - забота общая», городской проблемной группе «Здоровье».
Использование технологии проектной деятельности позволяет мне организовать работу с различными группами учащихся, выстроить пути продвижения ученика от более низкого к более высокому уровню обучения - от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь - умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения.
Опыт работы по технологии проектной деятельности я представила на II межрегиональной научно-практической конференции «Национально-региональные аспекты реформирования российской образовательной системы» и опубликован в сборнике материалов конференции» – Улан-Удэ - Усть-Илимск, 2009г. статья «Метод проектов глазами географа".
Использование в основной школе (6-9 классы) педагогической технологии «ИСУД», предусматривающей применение индивидуальных заданий, разнообразные формы работы, развивающие домашние задания, положительно влияет на эффективность образовательного процесса, его результативность, повышение мотивации учащихся к изучению предмета. Опыт работы по данной технологии представлен на X региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» Усть-Илимского филиала ВСГАО, 22.04.2011 г. (доклад «Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающихся на уроках географии») и опубликован в сборнике материалов конференции.
Используя в процессе обучения ТРИЗ-технологию, я успешно представила свою работу «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии» на городском семинаре.
Процесс преподавания географии и экономики в старших классах я выстраиваю на основе блочно-модульного изучения материала с использованием элементов АСО, что включает в себя:
-различные виды активной самостоятельной работы обучающихся;
-совмещение самостоятельной работы обучающихся с их индивидуальной работой с учителем;
- коллективно-групповую работу обучающихся;
- использование самоконтроля и взаимоконтроля.
На каждом этапе урока организую различные виды работы с обучающимися.
В 2010 учебном году я работала на основе технологии обучения по индивидуальной образовательной программе с учащимся 10А класса Рябоконем Романом. Благодаря выстроенному совместно с обучающимся индивидуальному образовательному маршруту, была за полгода освоена годовая программа по географии, что дало возможность выпускнику лучше подготовиться к экзаменам по предметам естественнонаучного цикла и в дальнейшем к освоению программ высшего образования в Красноярской медицинской академии на бюджетной основе.
Опытом работы по освоению и использованию в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий я щедро делюсь с коллегами через демонстрацию открытых уроков и выступления на заседаниях школьного и городского методических объединений учителей.
Программно-методическое обеспечение 2013-2014г.г.
№ п/п | ОУ | Ф.И.О. педагога класс | Программа (автор) | У чебники (автор, издательство, год) |
1. | МАОУ СОШ №5 | Малахова М.В.
5 класс | Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. Стандарты второго поколения | Т.П. Герасимова. Начальный курс географии. 6 кл. – М.: Дрофа, 2012 |
2. |
| 6 класс | География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. Составитель С.В. Курчина | Т.П. Герасимова. Начальный курс географии. 6 кл. – М.: Дрофа, 2012 |
3. |
| 8 класс | Сборник нормативных документов. Примерные программы по географии. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев | В.П.Дронов География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011 |
4. |
| 8 класс | Савченко Н.Д., Леонтьева А.С. География Иркутской области | Бояркин В.М. География Иркутской области. – Иркутск, Вост.-Сиб. изд.-во, 2008 |
5. |
| 5, 6 классы | Е.Н. Кузеванова, Н.В. Мотовилова. Байкаловедение. Программа спецкурса для учащихся 5-6, 7 классов общеобразова-тельных учреждений. | Е.Н. Кузеванова. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал. – Иркутск, 2013 |
6. |
| 10-11 классы | География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. Составитель С.В. Курчина | В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2003 |
Авторские педагогические разработки в 2013-2014 гг.
Направление | Название разработки | Дата утверждения (реквизиты, рецензент) | Практическое использование разработки |
Образовательные программы (предметов, элективных курсов, модулей) | 1.Адаптационная программа элективного курса «Малая родина-Усть-Илимский район» 2.Модуль интегрированного курса «Родник здоровья» | Утверждена городским экспертным советом МКУ «ЦРО». Протокол №4 от 10.10.13 | В течение года велся элективный курс в 10а классе
Велся в 5а классе |
Комплект дидактических материалов | Рабочая тетрадь курса «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» для 5 классов | Утверждена городским экспертным советом МКУ «ЦРО». Протокол №4 от 10.10.13 | Использовалась на уроках в 5а классе |
Я – участник Международных и Всероссийских конкурсов:
-Международный конкурс эссе сайта Сообщества взаимопомощи учителей Pedsovet.su «Образование в России: вчера, сегодня, завтра», номинация: Я-педагог;
-Всероссийский профориентационный конкурс методических разработок «Экскурс в мир профессии» (Диплом за II место в номинации «Урок-беседа на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»);
-принимала участие в проекте «Источник знаний» на http://www.proshkolu;
-Всероссийский социальный проект-конкурс, проводимый по инициативе Интернет-ресурса: Открытый урок «Мое образование – моя профессия – моя карьера» в форме дискуссионной площадки. Результат: размещение материала проведения классного часа на портале в сети Интернет;
-участие в проекте «Молодежное движение»;
-участие в Интернет-проекте «Мосты дружбы» при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей, конкурс мультимедиа - проектов «Виртуальная экскурсия» (сертификат).
-участие во Всероссийском конкурсе методических разработок «День Мамы».
-дипломант Всероссийского конкурса презентаций «ТопСлайд», организованного автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна» при поддержке dnevnik.ru
Я-организатор многих дистанционных конкурсов разного уровня:
- организатор Всероссийского конкурса-игры по ОБЖ «Муравей»;
- организатор Всероссийского конкурса по естествознанию «Человек и природа»;
- организатор V Всероссийской викторины «Поиграем в города»;
- организатор II Всероссийской викторины «Могучие исполины растительного мира»;
- организатор II Всероссийской викторины «Наши пернатые друзья»;
- организатор III Всероссийского блиц-турнира по биологии «Росток»;
- организатор мероприятия по географии «Путешественники и исследователи России»;
- организатор II Всероссийской викторины «На крыльях «Снежного вихря»;
- организатор конкурса «Новогодний сюрприз»;
- организатор конкурса «Новые приключения Незнайки»;
Я имею благодарности за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» и за активное участие в работе международного проекта для учителей videouroki.net. Являюсь ПОБЕДИТЕЛЕМ Всероссийского конкурса «Класс года 2013»
Я – номинант районного конкурса «Учитель года», участник муниципального этапа конкурсного отбора лучших учителей в 2011 году в рамках реализации Приоритетного Национального проекта «Образование».
Награждена нагрудным знаком Госкомстата России за активное участие во Всероссийской переписи населения.
В 2011 году за успехи в обучении и воспитании награждена Почетной грамотой Министерства образования Иркутской области.
В 2013 году награждена знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
За свой труд я награждена Почетными Грамотами, Благодарственными письмами, Дипломами.
Мой профессионализм востребован в городском педагогическом сообществе. Я участвую в проведении процедуры итоговой аттестации обучающихся (ЕГЭ), организатор ППЭ, вхожу в состав жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, в состав экспертной комиссии по разработке КИМов для итоговой аттестации 9-х классов в 2011 году, являюсь рецензентом исследовательских работ обучающихся в рамках социальной программы «Шаг в будущее, Юниор!», являлась экспертом конкурса «Учитель года 2014».
Выступления на научно-практических конференциях и публикации в сборниках материалов конференций:
- статья «Метод проектов глазами географа» в сборнике «Национально-региональные аспекты реформирования российской образовательной системы»: материалы II межрегиональной научно-практической конференции «Национально-региональные аспекты реформирования российской образовательной системы». – Улан-Удэ-Усть-Илимск, 2009;
- статья «Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающихся на уроках географии» в сборнике «Инновационные процессы в образовании»: материалы региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» 22 апреля 2011 г. Выпуск 10. Часть 1. – Усть-Илимск, 2011;
- статья «Адаптивная система в обучении географии» в сборнике «Актуальные проблемы образования: теория и практика»: материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования: теория и практика». – Иркутск - Усть-Илимск, часть I, 2011;
- статья «Интегрированный подход в преподавании географии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся» в сборнике «Актуальные проблемы образования: теория и практика»: материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования: теория и практика». – Иркутск - Усть-Илимск, часть II, 2012;
- статья «Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека» в сборнике «Место и роль образования в социокультурном развитии города: история и перспективы»: сборник материалов городской научно-практической конференции.-Усть-Илимск: Усть-Илимский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2013.-268с.
- авторская работа «Наводнение на реках (интегрированный урок по географии, литературе, ТРИЗ, 6класс) в выпуске №5 периодического печатного издания«СБОРНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Всероссийского Слета учителей», Эрудиты планеты.
Участие в областных и городских семинарах:
2009г., областной семинар «Методика проведения исследований по апробации УМК «Байкаловедение» в образовательных учреждениях Иркутской области», Иркутский ИПКРО;
2009г. – городской семинар «Здоровое поколение – забота общая», представлен опыт работы по теме «Методика проведения валеопауз на уроках»;
2010г. – городской семинар «Формирование у обучающихся надпредметных умений через апробацию УМК «Учусь учиться», «Байкаловедение», обмен опытом работы;
2011г. - семинар «Использование интерактивных методов в экологическом образовании» на базе МУК «ЦБС» Центральной детской библиотеки «Первоцвет»;
2012г. – семинар «Реализация системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности как основа реализации ФГОС»;
2012г. – городской семинар «Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»;
2012г. – городской семинар «Система развития детской одаренности как одно из условий внедрения ФГОС»;
2012г.- городской семинар «Формирование универсальных учебных действий в основной школе»;
Участие в работе профессиональных сообществ:
- ГМО учителей географии, семинар «Учебники нового поколения», выступление с докладом «Байкаловедение. УМК», 2010г.;
- городская лаборатория «Детское предпринимательство», участие в круглом столе «Содержание образовательно-предпринимательской деятельности в школе», 2010г.;
- работа в городской проблемной группе «Технология полного усвоения знания»,2011г.;
- авторский семинар Пятковой Л.В., учителя географии МАОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей» по теме «Образовательные возможности информационной и коммуникативной технологий обучения», 2011г.;
- городская лаборатория «Экологосообразные образовательные среды массовой школы» выступление по теме «Здоровьесберегающее экологическое образование в стандартах второго поколения».
Участие в реализации программ повышения квалификации:
Я своевременно обучаюсь на курсах повышения квалификации:
2009г.
ИПКРО «Методика проведения опытно-экспериментальных исследований по апробации УМК «Байкаловедение» в образовательных учреждениях в Иркутской области» (72 часа); ИПКРО «Экология озера Байкал. Байкаловедение в образовательных учреждениях» (108 часов);
2011г.
- ИРО «Основы экономических знаний» (72 часа);
2012г.
- ИРО «Экспертиза качества деятельности образовательного учреждения в форме комплексного мониторинга» (72 часа);
- ИРО «Основы управления персоналом» (96 часов);
- НОУДПО «Институт информационных технологий «АйТи», дистанционный курс «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по географии» (72 часа);
- Международный Институт Развития «ЭкоПро», г. Петрозаводск, дистанционный курс «Изучаем Power Point 2007 шаг за шагом» (36 часов);
- ИПКРО «Обновление содержания и инновационные педагогические технологии в преподавании географии в условиях модернизации образования» (72часа);
2013г.
- Общероссийская общественно-государственная организация ДОСААФ России, курсы гражданской обороны города Усть-Илимска по программе подготовки руководителей, инструкторов занятий по ГО и защите от ЧС в области ОБЖ;
- ИРО «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
- Международный Институт Развития «ЭкоПро», г. Петрозаводск, дистанционный курс «Технология целеполагания» (20 часов);
Размещение материалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет":
- Статья «Роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения», IV международная НПК "Региональные социогуманитарные исследования. История и современность" на сайте http://sociosphera.com/conference/2014/regionalnye_sociogumanitarnye_issledovaniya_istoriya_i_sovremennost;
- статья «Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде» I Международная дистанционная научно-практическая конференция для педагогов «Педагогический поиск», номинация: Лучшая научно-исследовательская статья на сайте ЦПТ им.К.Д.Ушинского http://piram.umi.ru/mezhdunarodnaya_pedagogicheskaya_nauchno-prakticheskaya_konferenciya-2013/materialy_uchastnikov_konferencii;
- размещение авторской работы «Наводнение на реках» (интегрированный урок по географии, литературе, ТРИЗ, 6класс) в выпуске №5 периодического печатного издания «СБОРНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Всероссийского Слета учителей», Эрудиты планеты;
- публикация статьи «Школьный предмет – основа моей будущей профессии», http://www.moeobrazovanie.ru, http://nsportal.ru;
- публикация статьи «Дистанционный урок «Байкал – жемчужина Сибири», http://moi-mummi.ru);
– разработка классного часа «Урок-беседа на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии», http://nsportal.ru (диплом за II место);
- разработка игры-конкурса «Поиграем в экономику», http://www.moeobrazovanie.ru;
- разработка классного часа на тему «Мое образование – моя профессия – моя карьера», 11 класс, http://www.moeobrazovanie.ru;
- разработка дистанционного урока на тему «Байкал - жемчужина Сибири», http://eor.it.ru/eor/, разработка получила высокую оценку куратора академии АТ по Иркутской области, регионального тьютора Т.С. Лудекс;
- публикация в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal.ru тестов «Контрольно-измерительные материалы для проведения ГИА по географии»;
- публикация «Экологическая гостиная «В гостях у Байкала» на info@рrodlenka;
- участвовала в дистанционном конкуре методических разработок «День Мамы» с работой «О матерях можно говорить бесконечно» на http://www.nic-snail.ru.
В рамках проекта «Инициатива HSBC и Эко-школ по сохранению климата» получена положительная рецензия О.Г. Мадисон, координатора международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг» на разработку конспекта урока по теме «Изменение климата» (6 класс),
Я являюсь дипломантом Всероссийского конкурса презентаций «ТопСлайд», организованного автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна» при поддержке dnevnik.ru (презентация на тему «Байкал-жемчужина Сибири»», 8 класс).