Внеурочная деятельность по русскому языку
Программа кружка "Живое слово", творческие работы детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка по русскому языку "Живое слово" | 115 КБ |
Презентация "Звукопись" | 19.94 КБ |
Презентация "Славянский язык" | 14.35 КБ |
ВВодное занятие кружка | 19.94 КБ |
Звукопись | 11.15 КБ |
Хитрый звук йот | 14.77 КБ |
Письмо | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Живое слово» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации краткосрочной. Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI классов посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.
Новизна программы состоит в том, что в изучение материала автор внес работу с различными лингвистическими словарями, создание миги-проектов.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению чистоты русского языка. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие любви к русскому языку приобщение детей к языковым ценностям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
. Педагогическая целесообразность.
Программа рассчитана на детей 11-12 лет, поэтому наиболее действенные формы работы - увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленные в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.
Рекомендованы следующие виды учебных заданий:
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;
– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;
– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений, мини-словарей.
Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.
Цели программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;
Задачи:
- Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
- Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
- Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
- развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др. Также тем, что предметом рассмотрения являются слова, отражающие национально-культурные особенности народа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 12лет.
Ведущая деятельность этого возраста - личностное общение в процессе общественно - полезной деятельности и обучения. Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий:
- увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;
– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,
демонстрируют умения выразительного чтения.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 70 часов
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате изучения материалов программы обучающиеся должны понимать:
- назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
- формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
- выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;
- правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;
- постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;
уметь:
- находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
- правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
- выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
- разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;
- находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме защиты проектов по выбранной тематике либо во время проведения внеклассного мероприятия, во время которых будут задействованы работы детей по конкретным темам.
Календарно – тематическое планирование (70 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Деятельность обучающихся |
1-2 | Язык и речь. Чудо из чудес. | 2 | Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово» | Заполнение таблицы, работа со словарём. |
3-4 | Редкая буква Э. Портрет слов эмблема, эскимо. | 2 | Практикум – работа с толковым, этимологическим, словообразовательным словарями. | Составление мини-словаря |
5-6 | 2 | Заочная экскурсия в Древнюю Русь; Практическая работа | Сообщения учащихся. Составление текста с использованием слов исконно русских и заимствованных. Дискуссия «Нужны или не нужны заимствованные слова?» | |
7-8 | Звукопись | 2 | Практическая работа | Работа с поэтическими текстами |
9-10 | Письмо | 2 | Лекция; Практикум | Создание мини-сборника «Виды письма» |
11-12 | Алфавит | 2 | Лекция с элементами беседы; Интеллектуальная игра | Составление таблицы |
13-14 | Хитрый звук «йот» | 2 | Исследование | Самостоятельный поиск информации, подготовка сообщений |
15-16 | Чудеса с парными согласными | 2 | Открытие новых «старых» знаний | Составление грамматических сказок |
17-18 | Пульс в слове | 2 | Практикум | Выполнение тестовых заданий, работа с орфоэпическими словарями |
19-20 | Строение слога | 2 | Лингвистический эксперимент | Составление характеристики слога |
21-22 | Полногласие | 2 | Лекция; практикум | Заполнение таблицы |
23 | Умники и умницы | 1 | Обобщение | Игра |
24-25 | Полисемия | 2 | Открытие новых знаний | Работа со словарями |
26-27 | Омонимия | 2 | Открытие новых знаний; практикум | Работа со словарём омонимов |
28-29 | Синонимы | 2 | Открытие новых знаний; практикум | Работа со словарём синонимов |
30-31 | Жизнь слова | 2 | Лингвистический эксперимент | Наблюдение за языковым материалом, составление схемы. |
32 | Умники и умницы | 1 | Обобщение | Игра |
33 | Слово и его секрет | 1 | Практикум | Составление грамматической сказки |
34-35 | Пунктуация | 2 | Лекция | Заполнение таблицы, составление кроссворда. |
36-37 | Словообразование: смотри в корень! | 2 | Практическая работа | Работа со словообразовательным словарём |
38-39 | Словообразование: служебные морфемы. | 2 | Практическая работа | Работа со словообразовательным словарём |
40-41 | Словообразование: приставки | 2 | Практическая работа | Работа со словообразовательным словарём |
42-43 | Словообразование: соединительные гласные | 2 | Практическая работа | Работа со словообразовательным словарём |
44 | Умники и умницы | 1 | Обобщение | Инра |
45-46 | Семинар «Словообразование В Современном русском языке» | 2 | семинар | Защита индивидуальных работ |
47-48 | Морфология | 2 | Лекция; Лабораторная работа | Составление кроссвордов |
49-50 | Существительные: категория числа | 2 | Лекция | Работа над индивидуальным заданием |
51-52 | Существительные: категория падежа | 2 | Лекция | Работа над индивидуальным заданием |
53-54 | Существительные: круглый стол | 2 | Круглый стол | Защита индивидуальных заданий |
55-56 | Преданность прилагательных | 2 | Лекция | Составление грамматической сказки |
57 | Прилагательное, откуда ты?! | 1 | Практикум-обобщение | Презентация сказок |
58-59 | Живость глаголов | 2 | Открытие новых знаний | Лингвистический эксперимент, индивидуальное задание |
60-61 | Глаголы труда | 2 | Открытие новых знаний | Лингвистический эксперимент, индивидуальное задание |
62-63 | Употребление глагольных форм | 2 | Практическая работа | Выполнение тестовых заданий |
64-65 | Глагол – за и против | 2 | Заседание учёных-лингвистов | Защита индивидуальных заданий |
66 | Умники и умницы | 1 | Обобщение | Игра |
67-68 | Что такое Грамматика? | 2 | Лекция с элементами беседы | Составление конспекта |
69 | Выучи русский язык | 1 | Обобщение-игра | Работа со словарями |
70 | Почему русское слово живое? | 1 | Развитие речи | Написание эссе |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, также кабинет, оснащенный компьютером, проектором. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи, литературные произведения.
Литература
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.
Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.
Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
Кудряшова Р.И. Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.
Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1984.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.
Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.
Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.
Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.
Словари
Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.
Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.
Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).
Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).
Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).