Работа с семьями группы риска

В данном разделе представлена работа с опекаемыми, многодетными и семьями группы риска

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ ДС № 37

____________И.В.Пиунова

«____» сентября  2020 г.

ПЛАН РАБОТЫ

социально-психологической службы

с детьми по категории «опекаемый»

и их законными представителями

на 2020-2021 учебный год

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 

  • обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе психолого – педагогического изучения детей и их семей;
  • просвещение по вопросам возрастной психологии всех участников образовательного процесса;
  • способствовать личностному включению обучающихся в образовательный процесс на основе гармонизации их психоэмоционального состояния;
  • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
  • профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребёнка;
  • организация работы по преемственности дошкольного и школьного обучения, перехода обучающихся из начального в среднее звено школы;
  • психологическое сопровождение ФГОС НОО и ООО;
  • способствовать личностному саморазвитию школьников,  педагогов и опекунов обучающихся.

ЗАДАЧИ:

  • формирование «базы данных» об индивидуальных психических особенностей обучающихся;
  • организация психолого – педагогической оценки образовательного процесса, условий обучения и воспитания школьников;
  • разработка психолого – педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса;
  • создание комфортной психолого – педагогической среды во время занятий и консультаций;
  •  сохранение и укрепление здоровья детей и опекунов, воспитание стремления к ЗОЖ;
  • усиление роли семьи в воспитании и привлечение её к организации воспитательного процесса в школе;
  • контролировать результативность занятий, в том числе используя технологию «обратной связи»;
  • снижение уровня ситуативной и личностной тревожности обучающихся;
  • повышение уровня мотивации обучения школьников;
  • повышение познавательной активности обучающихся;
  • повышение уровня самооценки детей и опекунов.

Название этапа деятельности

Цель деятельности

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный, совместно

1

Установочно – мотивационный

Предоставление

информации, педагогам, опекунам о том, почему необходимо уделять внимание психическому здоровью дошкольников, проведению профилактических мероприятий, формирование базы данных на воспитанников  по категории

«опекаемые»

Индивидуальные беседы, опросы

Сентябрь

2020 г.

Педагог-психолог

Тухова Е.В.

Социальный педагог

Бибарсова Г.Д.

2

Аналитико – диагностический

Выявление индивидуальных психологических особенностей воспитанников для подбора методов и форм в работе с ними

Опросы, психодиагностика

Сентябрь

 2020 г.

или по

необходимости в течение года

Педагог-психолог

Тухова Е.В.

3

Коррекционно-развивающий

Коррекция психических процессов и функций обучающихся

Коррекционно-развивающие занятия

В течение года по циклограмме или запросу воспитателей  и законных представителей

Педагог-психолог

Тухова Е.В.

4

Просветительский

а) просвещение по результатам психодиагностических исследований

б) просвещение педагогов и опекунов на темы (по ситуации):

«Как продуктивно общаться с приемным и опекаемым ребенком?»

 «Что требовать и как запрещать?»

«Формы проявления любви»

«Агрессивные дети. Причины, проявления, профилактика агрессивного поведения»

«Как понять и как услышать ребёнка. Наука общения с ребёнком».

«Семья и ее ценности связь поколений»

«Тревожные дети. Причины  и способы их преодоления»

«Возрастные психологические  особенности детей дошкольного возраста»

«Влияние семьи на становление личности ребенка»

«Стили семейного воспитания в семье»

Информирование педагогического коллектива, опекунов воспитанников  о результатах проведённой психодиагностики детей, подборе методов для работы с ними

Психопросвещение педагогов, опекунов о причинах отклоняющегося поведения

Беседы, консультации по результатам психодиагностика

Индивидуальные консультации, раздаточный информационный материал в виде памяток

Сентябрь

2020 г.,

по необходимости в течение года

В течение года и по запросу

Педагог-психолог

Тухова Е.В.

Социальный педагог

Бибарсова Г.Д.

5

Профилактический

Проведение профилактической работы с родителями опекаемых детей

Индивидуальные беседы, коррекционные занятия по запросу, консультации по обращению

Совет по профилактике правонарушений среди опекаемых

В течение года по циклограмме

1 раз в квартал

Педагог-психолог

Тухова Е.В.

 Социальный педагог

Бибарсова Г.Д.

6

Консультационный

Информация для воспитателей  и опекунов по итогам проведённых профилактических мероприятий, разрешение возможных проблем по запросу

Индивидуальные или групповые консультации

В течение года

Педагог-психолог

Тухова Е.В.

Составители:  Педагог-психолог   Тухова Е.В.

                         Социальный педагог  Бибарсова Г.Д.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида № 37

города Кузнецка

Пензенская область

Практический тренинг педагога-психолога

с родителями детей старшего дошкольного возраста

«Тропинка родительской любви»

Подготовил:

Тухова Е.В.

педагог - психолог

МБДОУ ДС № 37

г. Кузнецк

2024 год

      Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

     Задачи:

- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста;

- расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

                                                                          Ход тренинга

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем тренинге «Тропинка родительской любви». Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

                                                         Разминка

Упражнение  «Улыбнитесь»

Цель: создание доброжелательной атмосферы, снятие эмоционального напряжения.

«Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня смотрелся утром в зеркало?»

«А теперь, поднимите, пожалуйста, руку те, кто не только посмотрелся в зеркало, но и улыбнулся своему отражению?».  И поскольку не все это сделали, я предлагаю сейчас  посмотреть друг на друга, улыбнуться своему соседу и подарить свой позитивный настрой.  

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому немного поближе познакомиться друг с другом.

Упражнение «Никто не знает, что я …»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание атмосферы доверия в группе.

Участники, передавая мячик друг другу по кругу, называют свое имя и  заканчивают фразу: «Никто не знает, что я…»    

                     Вступительное слово педагога-психолога

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Все вы действительно обожаете своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что вы чувствуете в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

- Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

- Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.  Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она  проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Упражнение «Мозговой штурм»

 Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. 
      Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?

Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.

Что учат дома дети, то знают и соседи.

Умел дитя родить, умей и научить.

Яблоко от яблони далеко не падает.

                                            Основная часть

Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами.

Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике.

В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.

Упражнение «Чему я могу научить своего ребенка…»

Сидя в кругу, участники называют рассказывают о том, чему бы он мог научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом, что он умеет делать мастерски (семья, дом, воспитание).

Упражнение «Душа ребенка»

Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера вы хотели бы чтобы он обладал? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.

Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

Информационное  сообщение «Стили воспитания».

 В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. 
      В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка? 
      Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний.

Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. 
       Родители, склонные 
к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам.  Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. 
      Родители, которые выбирают 
либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителям. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. 
       Родители - сторонники 
демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными. 

Упражнение «Стили родительского воспитания»

Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания.

I группа – авторитарный;

II – либеральный;

III – демократический.

Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован.

Обсуждение:

– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?

– Какой из стилей наиболее близок лично вам?

Как было сказано ранее, детям важно само ощущение, что его любят, то как мы – взрослые  проявляем это чувство. Ведь малыш счастлив, когда мы проявляем внимание, понимание и принимаем его таким, какой он есть.

Но часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами.

Упражнение «Когда границы нарушаются»

Цель: исследование границ во взаимоотношениях с ребенком, рефлексия собственных способов нарушения границ своих детей.

Материалы: веревки (длиной 4 метра) по количеству участников.

Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог как бы не нарочно начинает нарушать границы участников разными способами:

1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».

Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.

2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».

3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Хороший человек должен быть скромным».

4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».

После этого идет обсуждение чувств участников. Психолог рассказывает, как в жизни родители нарушают границы своих детей. Затем просит поделиться своими мыслями: что важного участники вынесли из этого упражнения, какие выводы сделали.

Упражнение «Правила для ребенка»
  Цель: установление ограничений для детей. 
Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. 
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: 
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. 
- Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь. 
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге. 
Обсуждение: 
- Сложно было выполнить задание? 
Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей 
(памятки для родителей)

Подведение итогов

Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя во время занятий?

Что понравилось, что не понравилось?

Что было сложным для вас?

Что было для вас важным?

Какой опыт вы приобрели?

Как новый опыт повлияет на вашу жизнь?

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

                                  Притча «Ладная семья»

«Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже.»

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Наша встреча завершается. Но путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!