Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimozheystviya_pedagoga-psihologa_s_pedagogami_21.docx | 21.23 КБ |
plan_vzaimodeystviya_pedagoga-psihologa_so_spetsialistami_v_dou.docx | 119.28 КБ |
individualnyy_marshrut.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37
города Кузнецка
Пензенская область
План взаимодействия педагога-психолога
с педагогами ДОУ
Подготовил:
Тухова Е.В.
педагог - психолог
МБДОУ ДС № 37
г. Кузнецк
2021 год
Целью психологического сопровождения в МБДОУ ДС № 37 является создание благоприятных социально -психологических условий для развития личности педагогов. Формирование психологической компетенции во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Данные процессы реализуются благодаря психологическому просвещению и имеют конечным объектом своей реализации эмоционально-личностное благополучие каждого ребенка ДОУ.
Психологическое просвещение – это раздел профилактической деятельности педагога – психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости применения психологической практики в условиях ДОУ.
Задачи:
- Оказывать просветительскую и психологическую помощь педагогам для формирования благоприятной и эмоционально комфортной атмосферы в ДОУ, способствующей развитию эмоциональных и интеллектуальных ресурсов воспитанников.
- Совершенствовать и корректировать установки, обеспечивающие успешность общения педагогов с воспитанниками и их родителями.
- Формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников. Совершенствовать общение педагогов и другого персонала ДОУ с детьми.
- Вести просветительскую деятельность среди педагогов об оказании помощи детям «группы риска».
- Просветительская и психопрофилактическая помощь в вопросе овладения психотехниками, нацеленными на повышение творческого потенциала воспитателей ДОУ, преодоления ситуации, связанной с эмоциональным выгоранием, сложными жизненными ситуациями.
Основные направления работы: психодиагностическая, психопрофилактическая, психопросветительская.
Календарь мероприятий на 2021-2022 гг.
Направление деятельности | Тема | С кем проводится группа | Форма |
Индивидуальные консультации (в том числе узкие специалисты ДОУ, помощники воспитателей ДОУ) проводятся в течении года | |||
Оформление наглядной информации (информационные стенды, брошюры) в течении года | |||
Сентябрь | |||
Консультативная работа | 1. «Особенности работы педагога в адаптационный период» 2.«Условия успешной адаптации» | Воспитатели всех групп с распределением по возрастным особенностям детей. Ясли и младшие группы. Средние, старшие, подготовительные группы; Воспитатели ясельных и младших групп | Общая лекция, консультация |
Просветительская Работа | 1. «Азбука общения. Эмоционально открытый педагог»; 2. «Тимбиллдинг или занятие по командообразованию» | Воспитатели всех групп Воспитатели всех групп | Лекция, тренинг Тренинг |
Октябрь | |||
Консультативная Работа | 1. «Кризис трех лет: давайте на него посмотрим с другой стороны». Формирование самостоятельности ребенка; 2. «Возрастные особенности дети 5-7 лет. Педагог – проводник в счастливую жизнь» | Воспитатели ясельных и младших групп Воспитатели средних, старших и подготовительных групп | Общая лекция, консультация Общая лекция, консультация |
Просветительская работа | 1. «Психологическая безопасность ребенка в семье»; 2. «Великие Педагоги. Общие черты их стиля и работы» | Воспитатели всех групп Воспитатели младших, средних, старших и подготовительных групп | Лекция, Круглый стол (открытое обсуждение) |
Ноябрь | |||
Консультативная Работа | «Сравнительный анализ результатов готовности детей к школьному обучению» | Воспитатели подготовительных групп | Консультация, анализ результатов групповых диагностик |
Просветительская Работа | 1. «Вербальные и невербальные средства общения в работе педагога» 2. «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе» | Воспитатели всех групп Воспитатели всех групп | Тренинг Тренинг |
Декабрь | |||
Консультативная работа | «Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией. Чувства воспитателя в работе с неуправляемым ребенком» | Воспитатели всех групп с распределением по возрастам. Ясли и младшие группы. Средние, старшие и подготовительные | Общая лекция, консультация |
Просветительская работа | 1. «Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ. Чем мы можем помочь и чего делать нельзя»; 2. «Воспитание толерантности начинается с педагога» | Воспитатели всех групп Воспитатели всех групп кроме ясельной | Лекция Тренинг |
Январь | |||
Консультативная работа | 1. «Рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок всех участников воспитательно-образовательного процесса»; 2. Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания» | Воспитатели всех групп Воспитатели всех групп | Общая лекция, консультация Тренинг |
Просветительская работа | «Конфликты в педагогической практике» | Воспитатели всех групп | Тренинг |
Февраль | |||
Консультативная работ | «Эмоциональное выгорание. Распознаем. Рекомендации воспитателям по предупреждению эмоциональных перегрузок» | Воспитатели всех групп | Лекция, тренинг |
Просветительская работа | «Эмоциональное благополучие ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации в ДОУ. Как помочь?» | Воспитатели всех групп | Лекция |
Март | |||
Консультативная Работа | 1. Тренинг «Профилактика стрессов у педагогов»; 2. «Игровая деятельность ребенка с аутичными чертами. Особенности развития игры аутичного ребенка» | Воспитатели всех групп Воспитатели всех групп, помощники воспитателей, узкие специалисты | Тренинг Консультация |
Просветительская работа | «Нравственный закон как инструмент управления детской группой» | Воспитатели всех групп | Лекция, Тренинг |
Апрель | |||
Диагностическая работа | Анкетирование педагогов: - «Агрессивность детей» - «тревожность детей» | Воспитатели всех групп | Анкетирование |
Просветительская работа | «Если ребенок испытывает психоэмоциональное давление в семье. Признаки. Действия представителей ДОУ» | Воспитатели всех групп | Лекция |
Консультативная работа | «Работаем с гиперактивными детьми» | Воспитатели всех групп кроме ясельных | Семинар - практикум |
Май | |||
Консультативная работа | «Здоровый педагог – здоровые дети. Релаксационная пауза» | Лекция, тренинг |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37
города Кузнецка
Пензенская область
План взаимодействия
педагога - психолога с педагогами
и специалистами МБДОУ ДС № 37
Подготовил:
Тухова Е.В.
педагог - психолог
МБДОУ ДС № 37
г. Кузнецк
2020 - 2021 год
Схема взаимодействия участников
коррекционного процесса
Схема взаимодействия педагога - психолога
и музыкального руководителя
Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя осуществляется
по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Педагог - психолог и музыкальный руководитель
должны учитывать:
- - Индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
- Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических, психологических и музыкальных занятиях;
1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
2. Расширить лексический запас.
3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении слов песен, потешек, считалок.
7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
1. | Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. |
2. | Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи). |
3. | Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях. |
4. | Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка. |
5. | Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий). |
6. | Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей. |
7. | Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию. |
8. | Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга. |
9. | Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях. |
10 | Участвует в организации и проведении театрализованных представлений. |
11. | Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий. |
План взаимодействия педагога - психолога
с музыкальным руководителем
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми ДОУ на текущий момент | Сентябрь | |
Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в логопедических группах. | Сентябрь | |
Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в ортопедических группах. | Сентябрь | |
Планирование совместной работы педагога – психолога и музыкального руководителя в общеразвивающих группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
«День знаний» подготовка и проведение музыкального праздника на свежем воздухе | Сентябрь | |
6. | Значение эмоционально развивающих упражнений в коррекционной работе с детьми с ОНР | Ноябрь |
7. | Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.) | В течение года |
8. | Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей. | В течение года |
10. | Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения. | Апрель – май |
11. | Проведение совместных тематических развлечений и итоговых открытых занятий для родителей и педагогов | В течение года |
12. | Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога - психолога и музыкального руководителя. | В течение года |
13. | Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального развития детей логопедических групп. | Май |
Схема взаимодействия педагога - психолога
и воспитателя
Взаимодействие педагога - психолога и воспитателя ДОУ
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Педагог - психолог и воспитатель ДОУ
должны учитывать:
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
- знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;
- дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;
- разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
- готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;
- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
- принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;
- по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
- проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;
- формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с, детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
- осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.
Функции педагога - психолога | Функции воспитателя |
Обеспечивает оптимальную адаптацию к ДОУ и контролирует эмоциональное состояние ребенка после перенесенных заболевании | Обеспечивает состояние психологического комфорта каждому ребенку в группе, особенно в реабилитационный период после болезни |
Определяет индивидуальные особенности развития познавательных процессов и проводит работу по их развитию | Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ЗОЖ |
Изучает индивидуально-типологические особенности нервной системы и эмоциональной сферы ребенка | При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребенка, на занятии реализует индивидуальный подход и обеспечивает обратную связь с целью оценки эффективности педагогического воздействия |
Участвует в ПМПк для составления индивидуальной карты развития ребенка | Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка.(здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов) |
Посещает и анализирует занятия с целью оказания помощи педагогам в подборе способов и методов включения индивидуальных особенностей ребенка в познавательный процесс | Составляет характеристики по особенностям деятельности и поведения детей на занятии |
Консультирует педагогов и родителей по вопросам психического здоровья и развития детей | Участвует в работе ПМПк |
1. | Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. |
2. | Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. |
3. | Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность. |
4. | Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника. |
5. | Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей. |
6. | Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя. |
7. | Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования. |
8. | Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. |
9. | Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре). |
10 | Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. |
11 | Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии). |
12 | Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей). |
14 | Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.). |
15 | Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике. |
План взаимодействия педагога - психолога
с воспитателем ДОУ
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Планирование совместной работы педагога - психолога и воспитателя в различных группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
-Рекомендации воспитателям по организации двигательного режима детей на прогулках | Октябрь | |
Ознакомление воспитателей с некоторыми приёмами коррекции поведения воспитанников . | Октябрь | |
Беседы с воспитателями о психолого-педагогических особенностей детей, поиск путей коррекции их поведения. | Ноябрь | |
Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. | В течение года | |
Консультация для воспитателей ДОУ на педсовете по теме: «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей» | Январь | |
Участие в ПМПК по набору детей в логогруппу на 2020-2021 уч. г. | Март | |
Участие в ПМПК по набору детей в группу с нарушением НОДА на 2020-2021 уч. г. | Март | |
Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля за правильным поведением. | Апрель | |
Рекомендации воспитателям по развитию у детей эмоционально – волевой сферы. | Апрель | |
Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно- развивающих мероприятий во время летнего периода. | Май |
Схема взаимодействия педагога - психолога
и инструктора по физической культуре
Взаимодействие педагога – психолога и инструктора по физической культуре
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Педагог психолог и инструктор по физической культуре
должны:
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Оздоровительные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация. | Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Эмоциональная окраска непосредственно образовательной деятельности Формирование речевого и физического дыхания. Работа по развитию моторики: а) общей, б) мелкой, в) лицевой и артикуляционной. |
1. | Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию. |
2. | Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья. |
3. | Способствует развитию мелкомоторных и основных движений. |
4. | Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре. |
5. | Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики. |
План взаимодействия педагога - психолога
с инструктором по физической культуре
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Планирование совместной работы педагога - психолога и инструктора по физической культуре в ДОУ. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»). | Сентябрь | |
Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников | В течение года | |
Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами коррекции поведения у детей. | Октябрь | |
Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия педагога - психолога и инструктора по физической культуре. | В течение года | |
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи. | Январь | |
Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья | Февраль | |
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | Март | |
Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей дошкольного возраста» | Апрель | |
Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-развивающих мероприятий во время летнего периода. | Май |
Схема взаимодействия педагога - психолога
и учителя - логопеда
Взаимодействие и педагога - психолога учителя - логопеда
осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Психопрофилактическая функция | Коррекционно – развивающая функция | Диагностическая функция |
Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к логопедической работе | Разработка и внедрение интегрированной коррекционно – развивающей программы | - Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка - Выделение факторов риска на основе полученных результатов |
Задачи учителя – логопеда | Задачи педагога - психолога |
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. | Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации |
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами | Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств Активизация отработанной лексики |
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды | Повышение психологической культуры родителей и педагогов |
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми | Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия |
1. | Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе. |
2. | Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. |
3. | Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами. |
4. | Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. |
5. | Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др. |
6. | Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом. |
7. | Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений). |
8. | Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации. |
9. | Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности. |
План взаимодействия учителя-логопеда
с педагогом - психологом
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Планирование совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в логопедических группах. | Сентябрь | |
Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | Сентябрь | |
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психолого-педагогических особенностях детей логопедической группы. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников. | Октябрь | |
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о формировании наглядно-действенного и образного мышления у детей с нарушениями речи. | Ноябрь | |
Помощь в изготовлении пособия для родителей и педагогов“Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» | Декабрь | |
Подбор речевого материала к непосредственно образовательной деятельности | Постоянно | |
Проведение совместных занятий для педагогов ДОУ и родителей | В течение года | |
Подбор методической литературы, пособий для обеспечения эффективного взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога | В течение года | |
Участие в ПМПК по набору детей в логопедическую группу | Март | |
Рекомендации педагогу – психологу по выработке у детей контроля по звукопроизношению | Май |
Модель взаимодействия педагога - психолога с родителями |
является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.
- согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
- согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
- согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.
.
Осуществляет психологическую поддержку семьи. | |
Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений. | |
Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.). | |
Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ | |
Знакомит родителей: с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста; со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе. | |
Объясняет родителям значимость: создания условий для успешной социализации детей; совместного игрового взаимодействия с ребенком; учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания. | |
Формирует: психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей; потребность к овладению психологическими знаниями; желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений; модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе; личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами); предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень. | |
Проводит: групповые тематические консультации для родителей и педагогов; индивидуальные консультации для родителей по запросу; встречи с родителями в родительском клубе; информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений; индивидуальное игровое взаимодействие с детьми «группы риска»; консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе «педагог- ребенок». |
План взаимодействия педагога - психолога
с семьей
на учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки |
Анкетирование и опросы | Сентябрь Май | |
Индивидуальные беседы, консультирование | В течение года | |
Участие в родительских собраниях | Октябрь Февраль Апрель | |
"День открытых дверей" | Октябрь | |
Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки" | Октябрь | |
Консультация для родителей "Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье" | Ноябрь | |
Беседа с родителями "12 способов успокоить ребенка» | Декабрь | |
Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей»" | Декабрь | |
Беседа с родителями "Воспитание уверенности у детей" "Болезненная привязанность к матери" | Январь | |
Консультация для родителей : "Я не жадина! Как помочь ребенку научиться делиться. Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?" | Февраль | |
Беседа с родителями : "Как утихомирить разбушевавшегося ребенка". | Март | |
Беседа с родителями «Родительское программирование на неудачу" | Апрель | |
Консультация для родителей "Особенности психологии дошкольников" | Май | |
Консультирование родителей воспитанников по запросам | В течение года |
1. | Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели. |
2. | Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ. |
3. | Предоставляет отчетную документацию. |
4. | Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу). |
5. | Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей. |
6. | При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК. |
м
1. | Участвует в разработке основной общеобразовательной программы. |
2. | Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты. |
3. | Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов. |
4. | Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении. |
5. | Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
|
6. | Оказывает поддержку в развитии ИКТ. |
7. | Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год). |
8. | Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии). |
9. | Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах. |
10. | Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37
города Кузнецка
Пензенская область
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника
Фамилия, имя, отчество ребёнка: ФИО ребенка
Дата рождения:
Возрастная группа:
Учебный год:
Срок реализации:
1. Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка-инвалида муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кузнецка Пензенская область разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 19.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования",
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования";
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях";
- Основной образовательной программы МБДОУ ДС №37 города Кузнецка Пензенская область
- ИОМ разработан с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии города Кузнецка Пензенская область (далее ТПМПК).
2. Заключение ТПМПК, результаты диагностики
ФИО ребенка
Результаты ТПМПК: заключение о предоставлении психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающемуся, испытывающему трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации от -----------
Образовательная программа: Основная образовательная программа (с трех лет).
Уровень образования: дошкольный
Направления коррекционной работы:
- Педагог-психолог: формирование и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие игровой деятельности.
Заключение педагога-психолога МБДОУ: эмоционально-личностное, коммуникативное и социальное развитие в пределах возрастной нормы.
3. Цели и задачи ИОМ
Цель ИОМ: проектирование коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий по преодолению профилактике коммуникативных, социальных нарушений и нарушений формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.
Задачи:
- Осуществлять коррекцию развития и профилактику эмоционально-личностного, социально-коммуникативного и познавательного развития, общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Формировать общую культуру личности расширяя кругозор, развивая социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность ребенка;
- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий;
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника ребенка-инвалида по педагогическим, социальным и другим вопросам.
4. Организация коррекционно-развивающей работы
- Обучение воспитанника осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ г. Кузнецка Пензенская область
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога строится на основании настоящего ИОМ.
Организация коррекционной работы педагога-психолога включает в себя взаимосвязанные направления:
- диагностическая работы обеспечивает своевременное выявление нарушений в эмоционально-личностном, познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка проведение обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения.
- коррекционно-развивающая работы обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка в условиях детского сада, способствует формировании коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. Использование специальных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой обучения;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
В первую половину дня проводятся: занятия с воспитателями и профильными специалистами. Во вторую половину дня проводится индивидуальная и подгрупповая работа с педагогом-психологом
Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий не более 15 минут, подгрупповые занятия 15 минут.
5. Направления, содержание, формы и методы
организации коррекционной работы
№ п/п | Направление коррекционной работы | Задачи, содержание коррекционной работы |
1. | Развитие общей моторики | Совершенствование статической и динамической координации движений: «Брось мяч», «Поймай мяч», «Пройди по дорожке», «Перешагни через препятствие», «Кто громче хлопнет (топнет)», «Перепрыгни через ручеек», «Прыгаем как зайчики», «Водичка, водичка» |
2. | Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: «Рыбка», «Дорожка», «Волшебная ложечка» (на песке), «Домик», «Прятки», «Зайчик», «Здравствуй пальчик», «Сильные пальчики», «Сделай комочек», «Прищепки на корзинке», «Угощение», «Собери палочки» |
3. | Развитие эмоционально-личностной и социально-коммуникативной сферы | Развитие коммуникативных навыков: «Чей предмет?», «Ау!», «Кого укусил комарик?», «Раздувайся, пузырь», «Ласковое имя», «Где твой домик?», «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем», «Как меня зовут?», «Хорошие слова», «В зоопарке», «Отвечай – не зевай», «У птички болит крылышко», «Листочек падает», «Лебедь, рак и щука» Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы: «Надувала кошка шар», «Поезд идет», «Колокол», «Скучно, скучно так сидеть», «Слушай команду», «Веселые старты», «Изобрази эмоции», «Колючий зверь», «Самый лучший», «Прошу – не надо», «Растущие цветы», «Танец шляпы», «Насос и мяч», «Зевака», |
4 | Коррекция эмоциональной сферы | Снижение тревожности: «Крокодил», «Давайте познакомимся», «Волшебная палочка» Коррекция агрессии: «Кенгуру», «Петушиные бои», Динозаврики», «Черная метка» Эмоциональное сближение: «Клубочек», «Танцуют все», «Сладкая парочка», «Веселая семейка», «Подари подарок другу», «На долгую память» |
5 | Коррекция коммуникативной сферы | Развитие навыков конструктивного общения «Игры-ситуации», «Лебедь, рак и щука», «Волшебные водоросли», "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся", «Коврик примирения», «Дружная пара» Формирование умения слушать и слышать другого человека «Разговор через стекло», «Пойми меня», «Веселая сороконожка», «Волшебный букет цветов" «Волшебные слова», «Улавливай шепот» Формирование навыка свободного и доверительного общения «Слепец и поводырь», «Кинолента» «Изобрази пословицу», «Укрась слово», «Закончи предложение», «Рукавичка», «Какой, какая» |
6 | Коррекция социализации | Отработка сотрудничества и взаимодействия: «Горная тропинка», «Строим дом», «Близнецы», «Заболела кукла», «Осьминог», «Теремок», «Лягушата», «Репка», функциональное упражнение «Салат», «Эстафета дружбы», игра «Эхо», Коллективная работа «Лес – полон чудес», игра «Маленький конструктор», «Компас», функциональное упражнение «Ласковые лапки», «Тепло ладоней», «Дорога на мельницу». |
7 | Коррекция эмоционально –волевой сферы | Этюд «Пробуждение на деревенском лугу», «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Путешествие в страну настроений», «Ровным кругом», «Графический диктант», «Слушай и выполняй», «Волшебный лабиринт» (на песке, бумаге, в подвижной игре), «Скопируй по образцу» (фигуры по клеточкам, движения), «Крестики нолики», «Четыре стихии», «Король Боровик не в духе», «Вместе весело шагать», «Найди пару |
8 | Коррекция пространственных представления | Ориентировка в пространстве : Подвижная игра «Лисонька, где ты?», «Найди маршрут», «Где игрушка», «Выше, ниже», «Что где?», «Теремок», «Холодно и горячо», «Магазин», «Клад» Ориентировка на листе бумаги «Выложи фигуры по образцу», «Графический диктант», «Найди положение фигуры», «Лабиринт», «Повтори графический рисунок», «Поставь фишку», «В гостях у клоуна». Ориентировка по отношению к собственному телу: «Вижу справа, вижу слева» , «Солдаты в строю», «Что у меня на лице», «Выполни по сигналу», «Путаница», «Моя правая рука, моя левая рука» |
9 | Коррекция пространственно-временных представлений | «Повтори ритм», «Когда это бывает», «Времена года», «Разложи картинки», «Назови словечко», «Утро, день, вечер, ночь», «Вчера, сегодня, завтра», «Исправь ошибку», «Открываю календарь», «День недели», «Живая неделя», «Какое слово подходит», «Отгадай загадку» |
7. Планируемые результаты
освоения воспитанником индивидуального образовательного маршрута
- Обеспечено разностороннее развитие ребенка, созданы условия для развития, его позитивной социализации, эмоционального и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
- Обеспечены условия формирования психологического здоровья;
- Соблюдены права ребенка в условиях МБДОУ и семьи.
8. Мониторинг развития ребенка
Сильные стороны развития ребенка | Слабые стороны развития ребенка |
№ | Специалист | Уровень развития на начало реализации ИОМ | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика |
1. | Педагог-психолог |
Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с ____________________ по __________________
Произошли следующие изменения: ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Результаты реализации ИОМ
Заключение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _________________________________________________________________________________
Педагог-психолог | Тухова Е.В. |