Публикации по педагогике
Обобщение педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setevoy_etiket.docx | 21.54 КБ |
samostoyatelnaya_rabota_po_istorii.docx | 96.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ СЕТЕВОГО ЭТИКЕТА
Мы живем в информационном веке. Нас окружает такое количество информации, которое просто невозможно оперативно осмыслить и обработать. Еще лет 10-15 назад сложно было представить, что утреннюю чашечку кофе мы будем выпивать не за столом с привычной бумажной газетой, а за компьютером (или иным устройством), читая все новости он-лайн.
С развитием информационного пространства неизбежно возникают и новые правила поведения в сети. В начале 2000-х появились первые неформальные правила для общения в Интернет-пространстве на форумах и в чатах: например, не писать большими буквами, стараться быть грамотным, не использовать оскорбительных формулировок по отношению к собеседнику. Не так давно мы сами того не замечая стали придерживаться правил мобильного этикета. Это приятно, поскольку массовое и главное стремительное вхождение в нашу жизнь мобильных телефонов поначалу сделало людей чрезмерно общительными - говорили все, обо всем и везде.
Сейчас в моде социальные сети. Там сосредоточена практически вся свободная жизнь человека. Судя по контенту, в социальных сетях люди не только общаются, но также ведут бизнес, помогают нуждающимся, вершат революции, манипулируют общественным мнением.
Мы стали редко встречаться с друзьями, интересоваться как у них дела, поздравлять с днем рождения по телефону или лично. Какой в этом смысл, если можно воспользоваться социальной сетью и узнать как дела у друга, посмотреть, где он провел отпуск, как выросли его дети и т.д.
Не ошибусь, если предположу, что практически у каждого человека сейчас есть своя страничка в популярных социальных сетях типа «Одноклассники», «Вконтакте», «Мой мир», «Фейсбук». И порой на этих страницах человек размещает такое количество информации, которое невозможно, или лучше сказать, бессмысленно пытаться прочитать и обдумать.
Мне бы хотелось понять природу сетевого этикета, как достаточно нового явления в культуре. О том, как себя следует вести в социальных сетях, говорят много, однако, общеизвестно, что культурные нормы не являются обязательными для исполнения, и приживаются на уровне неформального следования.
Не так давно мне попалась интересная статья в газете «Комсомольская правда» на тему сетевого этикета. Там говорилось о том, как НЕ следует себя вести, если вы являетесь активным пользователем социальных сетей. И я, пожалуй, соглашусь с каждым утверждением, которое было приведено автором. Действительно раздражительным элементом являются фотографии тарелок с едой, себя в лифте, в прихожей, и, пардон, в уборной. Это массовое самофотографирование называется «селфи». В ноябре 2013 года слово «селфи» (selfie) было объявлено «словом года» в Оксфордском словаре английского языка. Не всегда уместным кажутся просьбы о «лайках» и «репостах», приходящие от друзей. Да что уж там, лично меня такие просьбы чаще раздражают, чем вызывают желание кликнуть кнопочку «поделиться с друзьями».
Одним словом, социальная сеть – это относительное новое пространство, требующее соблюдения некоторых правил поведения. Проблеме сетевого этикета на страницах Интернета посвящено множество материалов. Убедиться в этом мне позволила поисковая система Яндекс, когда в строке запроса «этикет в социальных сетях» я получила 1 млн. ответов. Общий смысл правил, рекомендаций, заповедей сетевых норм поведения в целом был одинаковым. Итак, если бы потребовалось составить памятку поведения в социальных сетях, то я бы предложила следующие рекомендации.
Во-первых, любая социальная сеть начинается с друзей. И их выбор - одно из основных условий Вашего спокойного и интересного пребывания в социальной сети. Чтобы не получилось как в анекдоте: «меня поздравили с днем рождения друзья по «Одноклассникам» - «постельное белье на заказ», «наращивание ногтей» и «детская одежда». Социальная сеть некоторым образом трансформирует понятие дружбы: раньше мы говорили, друзей в жизни должно быть немного, но настоящих. А приятелей – сколько угодно. В социальных сетях практически у каждого из нас есть такой «друг», с которым мы не общаемся, но и не удаляем. Потому что переживаем о том, что человек получит оповещение «Н.Н. указал, что больше с Вами не дружит». Обидная, да и не очень нужная формулировка, на мой взгляд. Хотя честная. Как было написано в одном из статусов: «друзья в «Одноклассниках» - как шариковые ручки, 120 штук и только несколько пишут».
Во-вторых, пребывание в социальных сетях предполагает комментирование или ведение собственного блога. Эта информация является доступной к прочтению, поэтому при комментариях следует воздерживаться от резких формулировок, или оскорбительных выражений, которые могут быть неприятными для Ваших друзей. Разумеется, комментарии интересны содержательностью, и нужно быть готовым к тому, что длинное пространное стихотворение как комментарий на фото друга не достигнет желаемого результата в плане похвалы.
В-третьих, находясь в социальных сетях, мы делимся фотографиями. И на многих изображениях присутствуют наши знакомые. Выбирая фотографию, мы, прежде всего, обращаем внимание на то, как мы на ней получились – удачно или нет. Второстепенным является вопрос остальных участников фото. Это не совсем корректно по отношению к людям, поэтому размещая коллективное фото, прежде следует спросить у человека, не против ли он, что его лицо появится в социальной сети.
Размещая фотографии, помните и том, насколько они удачны по качеству и композиции. Поскольку смазанные снимки, или неудачные ракурсы не представляют большого интереса при просмотре и не добавляют фотографиям оценочных рейтингов, если последнее Вам интересно.
На мой взгляд, не всегда уместно размещать фотографии откровенного содержания. Если Вы чудесно отдохнули на море и посетили, к примеру, нудистский пляж, не каждый из Ваших друзей оценит памятный снимок оттуда. Более того, человек может изменить свое отношение к Вам. Поэтому снимки, где одежда практически отсутствует, желательно не выставлять на всеобщее обозрение, либо размещать в закрытых альбомах.
В-четвертых, общаясь в социальных сетях, помните о том, что Ваше настроение передается через речь. Поэтому если Вы очень расстроены или злитесь, не желательно выражать это через статусы или комментарии в социальных сетях. Этим вы можете обидеть Вашего собеседника.
В-пятых, практически каждая социальная сеть предлагает на главной страничке разместить свой статус – «Одноклассники» советуют «поделиться с друзьями», «Мой мир» просит «рассказать о новом событии», «Вконтакте спрашивает «что у Вас нового», «Фейсбук» интересуется «о чем Вы думаете». Размещая информацию в статусе, помните о том, что смысл статуса должен быть понятен окружающим. И варианты многозначительных «мда…опять», или «ну почему опять со мной это произошло», или «ну и ну» вызовут массу одинаковых вопросов, на которые Вы устанете отвечать уже через 5-10 минут, или вовсе будут проигнорированы Вашими друзьями.
Кроме того, есть понятие «эгостатус». Т.е. статус о себе в контексте собственной исключительности, типа «пока утром пока делала макияж, 6 раз в обморок падала от своей красоты». Размещая нечто подобное, следует хорошенько подумать, вызовет ли такое же обморок твоя неземная красота у окружающих или это искажение твоего зеркала.
В-шестых, следуя нормам сетевого этикета, необходимо ограничивать автоматические сообщения, идущие от Вас Вашим собеседникам. К примеру, новости о том, что Вы достигли нового уровня на почве фермерства, строителя или спасателя вселенной в какой-нибудь сетевой игре не представляет большого интереса в ленте новостей Вашего друга и скорее всего, будет удалена. Приглашения поиграть в игру в социальной сети также могут быть проигнорированы - сами посудите – люди мы взрослы и во что играть (и играть ли вообще) выбираем самостоятельно.
В-седьмых, следует быть внимательным к размещению в статусах и своих страничках мудрых мыслей, изречений, цитат и афоризмов. Это здорово, что великих философов цитируют и, возможно, запоминают потомки на страничках своих социальных сетей, но зачем обновлять сложно-философские статусы ежедневно? Это же относится к изречениям мудрых женщин, успешных мужчин, выдающихся ученых, талантливых бизнесменов и т.д. Читая в своей ленте новостей ежедневные обновления друзей, на страницах которых регулярно появляются такие цитаты, возникает желание отписаться от обновлений этого друга.
В-восьмых, следует предельно аккуратно выбирать информацию, которой Вы хотите поделиться с друзьями. В последнее время социальные сети стали местом массового сбора пожертвований на лечение, поиска пропавших без вести, помощи животным и т.д. Позволю быть себе категоричной, но считаю, что если хочешь кому-то помочь – иди и помоги. Найди страницу благотворительных фондов, выпиши реквизиты и перечисли деньги нуждающемуся человеку. От того, что кто-то сделает репост записи о помощи, глобальных изменений не последует, разве что человек облегченно вздохнет: «мол, все что мог, сделал».
Нельзя отрицать, что посредством социальных сетей помощь быстрее приходит. Однако мне кажется, что для благотворительных идей вполне можно было бы создать отдельный информационный ресурс, на который заходили бы те люди, которые действительно хотят, могут и оказывают адресную помощь.
Социальные сети, безусловно, обогатили нашу жизнь – в разговорной речи появились новые слова – лайкать (от англ. глагола like нравится), твитнуть (от англ. глагола twit – чирикать, щебетать), репостить (от англ. глагола repost – копирование поста).
В социальных сетях мы находим пропавших десятки лет назад одноклассников, однокурсников соседей, коллег. Общаемся с ними. Читаем новости. Слушаем музыку. Смотрим кино. Заказываем товары и услуги. И все это не вставая с места. Народная мудрость, гуляющая по социальным сетям, велит не забрасывать надолго свои страницы, иначе люди могут подумать, что у Вас появилась интересная жизнь. Сельский вариант, предлагающий выйти в реальную жизнь, гласит: «у нас в деревне нет ни контактов, ни одноклассников, зато есть много
сеновалов для контактов с одноклассниками».
Социальные сети дают нам массу возможностей для общения и проведения времени. При взаимном соблюдении нехитрых правил поведения пребывание в социальных сетях может стать еще более интересным и даже полезным. Однако следует помнить о том, что за пределами мониторов существует не менее насыщенная жизнь, в которой тоже есть друзья, события, картинки пейзажей. Реальная жизнь – неплохое название для социальной сети, где человеку можно пожать руку, обнять, или увидеть его эмоции на лице, а не в виде корявой закорючки смайлика.
Предварительный просмотр:
ГБПОУ КК «КРАСНОДАРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Выполнила преподаватель общегуманитарных дисциплин М.А.Махалкина
2014
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методист техникума Заместитель директора по УР
___________ /Каверзина Н.Д./ ____________ /Рувина Ж.Г./
«_____» ___________ 20____ г. «_____» __________ 20____ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Работа с электронными учебными пособиями
Работа с Интернет-ресурсами
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Перечень сайтов для самостоятельной работы по истории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время широкую популярность при подготовке к учебным занятиям приобрела самостоятельная работа обучаемых с помощью Интернет-ресурсов. Простота в использовании, качественная наглядность и огромный объем информации по любой теме привлекают внимание молодых людей на любом образовательном уровне, будь то школа, учреждения среднего профессионального образования, или высшие учебные заведения.
Целью данной методической разработки является структурное описание основных приемов самостоятельной работы обучаемых с помощью ресурсов сети Интернет, а также электронных образовательных материалов по дисциплине История.
В методической разработке будут представлены приемы работы с электронными образовательными ресурсами, с тематическими интернет-сайтами. Приведены планирование работы и цифровыми ресурсами, алгоритм обработки информации, подготовка к защите работы на учебном занятии.
Данная разработка адресована как преподавателям общегуманитарных дисциплин, так и студентам для упорядочения и оптимизации учебной внеаудиторной работы.
Использование материалов данной разработки позволит не только привлечь интерес обучаемых к истории и другим общественным наукам, но также укрепить межпредметные связи с дисциплинами информационного цикла.
Отдельное внимание уделено перечню сайтов, где размещена актуальная историческая и общественно-политическая информация, призванная помочь при подготовке к учебным занятиям.
1. Работа с электронными учебными пособиями
В условиях модернизации отечественного образования в широкую практику использования входят электронные учебные пособия, применяемые наряду с традиционными учебниками и учебно-методическими комплексами на уроках. Для преподавателя важность приобретают такие новейшие технологии обучения как телеконференции, электронная почта, видеокниги, электронные учебно-методические пособия, интерактивные карты, игры и на дисках. Функция преподавателя приобретает исследовательскую направленность: он выступает как консультант, программист и исследователь.
Использование на уроках истории электронных ресурсов способствует достижению следующих результатов:
- сокращение времени на подготовку домашнего задания, за счет использования программного обеспечения;
- учет индивидуальных особенностей каждого учащегося;
- возможность использования дополнительной зрительной и слуховой информации с мультимедийных носителей;
Преимущества электронных учебно-методических пособий в том, что информация представлена нелинейно, а, следовательно, можно открывать разделы содержания в любой последовательности. Сочетание текста, использование различных шрифтов, выделение цветом, наличие графических изображений способствуют лучшему усвоению материала. Пользоваться данным пособием достаточно просто: для этого необходимо выбрать в содержании понравившийся раздел, (название разделов являются гиперссылками) и щелчком левой кнопкой мыши осуществить переход к материалу, выбранного раздела.
В теоретических разделах раскрывается содержание основных теоретических вопросов данных курсов в доступной, понятной форме с применением примеров из жизни, что облегчает понимание фактического материала.
Выполнение практических заданий помогает учащимся лучше усвоить теоретических материал, и способствует оптимальному выбору профиля обучения в старшей школе.
В качестве электронных мультимедийных учебно-методических пособий на уроках истории можно рекомендовать к использованию следующие: «Интерактивная карта роста территории России», «Династия Романовых. Три века российской истории». Эти ресурсы дают возможность учащимся наглядно убедиться в том, что постоянные территориальные изменения являются одним из важнейших факторов российской истории, показывают междисциплинарные связи истории с географией и информатикой, позволяют учащимся выполнять самостоятельные исследовательские проекты по дисциплине с использованием наглядных материалов. В работе также используются инновационные учебно-методические комплексы «История России 19 век», «История России 20 век», разработанные издательством «Софт Клио», специализирующимся на разработке и издании мультимедийных учебников истории. Высокая степень наглядности материала, представленного в данных учебниках, позволила создать эффект «погружения» в изучаемую историческую эпоху, обеспечила более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие.
2. Работа с Интернет-ресурсами
Интернет– это информационная среда, которую ежедневно посещают миллионы пользователей. Свободный доступ к информации в сети Интернет формирует единое глобальное пространство, где всем пользователям предоставляются равные возможности доступа к информационным ресурсам. Благодаря этому, многие удаленные от культурных и научно-образовательных центров регионы могут оперативно получать необходимую информацию.
Студентам в образовательном процессе не всегда удается использовать необходимую литературу, что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Помимо этого, информация может быть разбросана по разным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этом случае может помочь сеть Интернет. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также формируют умения самостоятельно принимать решения.
Недостатком работы с Интернет-ресурсами является недостоверность некоторой информации, наличие которой может зависеть от владельца ресурса (государственная или коммерческая организация, частное лицо). Как правило, отбор материала для сети Интернет производится заинтересованными людьми, которые могут выстроить материал, придерживаясь своей позиции относительно какого-либо вопроса. При этом они забывают, что среди посетителей ресурса могут быть студенты, а не специалисты, способные сразу же определить достоверность информации. Но этот недостаток активизирует самостоятельную работу студентов, которая заключается в анализе и переосмыслении полученного материала, для определения уровня его достоверности. Изложенное здесь также относится и к любым другим источникам информации.
Следует отметить еще одну проблему, возникающую у студентов при поиске нужной информации в Интернет, - это «синдром информационной усталости», характеризующийся избытком информации и недостатком знаний.
Часто студенты тратят много времени, пытаясь найти нужную информацию, просматривают большие массивы информации, имеющей формальное отношение к запросам, а фактически не нужной, что снижает эффективность работы студентов.
Разберем самостоятельную работу студентов в сети Интернет на примере исторических Интернет-ресурсов. Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты).
Пожалуй, наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам. В некоторых электронных библиотеках можно найти редкие книги и документы, наличие которых в электронном варианте значительно помогает студентам при подготовке к семинарским занятиям и при написании реферата, ведь электронную версиюможно сохранить на компьютере и воспользоваться ею в любое время.
Ярким примером такой библиотеки может служить «Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова» (http://www.hist.msu.ru/ER/index.html), в которой можно найти большое количество текстов исторических источников и книг по отечественной и зарубежной истории. Все материалы доступны для скачивания.
Незаменимы в самостоятельной работе студентов современные портальные системы, которые сочетают в себе все необходимое. Примером такой портальной системы может служить Исторический Портал (http://www.history.perm.ru), посвященный не только истории, но и другим
наукам – археологии, этнографии, религиоведению, политологии и праву. Этот Интернет-ресурс состоит из нескольких разделов – новости, статьи, файлы, опросы, форум, ссылки. На Историческом портале студенты могут найти не только текстовый материал (новости, статьи), но и мультимедийные файлы по истории (компьютерные презентации; аудио-, видео- и фотоматериалы, карты), которые делают процесс изучения более интересным.
В файловом архиве есть и электронная библиотека, содержащая книги и источники в электронном виде.
Пожалуй, самый известный Исторический портал – History.ru – История России: XX век (http://www.history.ru). На портале можно найти статьи, новости, файлы, ссылки, форум, анекдоты. Есть возможность добавлять свои материалы и создавать комментарии к уже размещенным материалам. Портал принадлежит мультимедиа издательству «Клио Софт», специализирующемуся на разработке и издании мультимедийных учебников истории.
Сайты периодических изданий не менее популярны среди пользователей сети Интернет, и могут быть полезны для самостоятельной работы студентов. Одни из них издаются только в электронном варианте, другие – и в электронном, и в бумажном. Известный многим журнал «Вокруг света» имеет свою электронную версию, разработанную Группой компаний «Вокруг света» (www.vokrugsveta.ru). На этом сайте не только архив номеров журнала «Вокруг света», но и рубрика «Хронограф», рассказывающая об основных событиях в истории.
Все вышеперечисленные Интернет-ресурсы и другие, подобные им, позволяют студенту самостоятельно работать с информацией и предоставляют широкие возможности при изучении какого-либо предмета, в данном случае – истории.
Заключение
В целом, следует отметить, что информационные технологии используются студентами в самостоятельной работе для более глубокого изучения программ дисциплин, для написания рефератов, курсовых и дипломных работ. Информационные технологии в образовании – это не просто средства обучения, а качественно новые технологии в профессиональной подготовке будущих конкурентоспособных специалистов. Они позволяют существенно расширить творческий потенциал студентов, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины.
Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий.
Другой важной проблемой для учащихся и преподавателей является отбор информации в Интернете. Часто студенты «скачивают» информацию, даже не пытаясь ее преобразовать. Преподавателям не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: студент приносит огромное количество материалов, найденных им в Интернет, не только не зная, как ее использовать, но подчас и не понимая, нужна она ему для подготовки реферата или нет. Отметим, что большинство студентов не умеют грамотно формировать критерии поиска.
Таким образом, курируя самостоятельную работу учащихся с помощью Интернета, главной задачей преподавателя является формулировка алгоритма обработки найденного материала и умение представить ее, а также запомнить, осмыслить и оставить в памяти на длительное время.
Список литературы
1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.
2. Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин /Т.А.Колеватова, преподаватель Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009.- №8. – С.18-26.
3. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. 2005.№5.
4. Черногаева Н.А. Контроль самостоятельной работы студентов /Н.А.Черногаева, зам.директора по УМР ФГОУ СПО «Донской техникум информатики и вычислительной техники»» //Методист.- 2009.- №1.- С.36-41.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КАТАЛОГ САЙТОВ ПО ИСТОРИИ
Библиотека Мошкова: история |
Historic.Ru: Всемирная история |
Боевые корабли мира |
Хронос - всемирная история в интернете |
Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ |
Военная история. Книги и фильмы |
Статьи по истории |
История дипломатии |
Всемирная история |
Журнал "Скепсис" |
Wunderwaffe - История мировых войн |
Ретропланъ
http://www.retroplan.ru
Сайт посвящён авиации и воздухоплаванию до Второй мировой войны. Содержит биографии авиаторов, авиаконструкторов, фотографии и чертежи самолётов, статьи по истории авиастроения.
Энциклопедия кораблей
http://ship.bsu.by
Сайт содержит описания боевых кораблей различных стран и периодов. В энциклопедии представлены: классы кораблей, типы вооружений, графические изображения, художественные и документальные фильмы. Имеется большая библиотека с книгами по военно-морскому флоту.
История пропаганды
http://propagandahistory.ru
Сайт по истории пропаганды разных стран и периодов. Затрагиваются такие темы как пропаганда до 1918 года, пропаганда периода между Первой и Второй мировой войнами, пропаганда после Второй мировой. Отдельное внимание уделено фашисткой, советской и пропаганде союзников во время Второй Мировой войны.
Историческая библиотека
http://historylib.org
Собрание качественных книг на историческую тему.
Документальные фильмы
http://intellect-video.com
Сайт с большим количеством документального видео, в том числе по русской и общемировой истории.
История цивилизованного человечества
http://new-history2005.narod.ru
На сайте "История цивилизованного общества" автор знакомит читателей с особенностями всех основных этнических цивилизаций, с их вкладом в развитие мировой цивилизации.
Кинохроники
http://videocentury.ru
Сайт содержит кинохроники 20 столетия из разных стран, в основном СССР.