Классное руководство

Махалкина Мария Александровна

В разделе предложены методические материалы в помощь кураторам и классным руководителям учебных групп, опробованные в процессе собственной педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_motivatsiya.docx148.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ КК «КРАСНОДАРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

   

D:\Documents\Documents\Работа\группа 14-с4-9\Проект Исследование мотивации\agtz486.jpg

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОЕКТА НА ТЕМУ:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У УЧАЩИХСЯ  ПЕРВЫХ КУРСОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила: преподаватель общегуманитарных дисциплин Махалкина М.А.

2014

Содержание

Пояснительная записка

1.  Шаг 1. Анкетирование учащихся, выявление их внутренних мотивов

2.  Шаг 2. Проведение внеклассных мероприятий по теме: «Моя будущая профессия»

3.  Шаг 3. Посещение тематических форумов, выставок и ярмарок

4.  Шаг 4. Самоанализ учащимися собственной деятельности. Рефлексия.

Список литературы

Приложение 1. Анкета внутренних мотивов обучения

Пояснительная записка

 Актуальной проблемой современного профессионального образования является невысокий уровень мотивации и осознания абитуриентами и школьниками смысла выбранной профессии и необходимости в получении дальнейших знаний в учреждениях ПО, а не в школе.

Объективно, уровень образованности учащихся, сделавших выбор в пользу получения профессии в техникуме, оставляет желать лучшего. Это обусловлено с одной стороны стереотипным мнением о том, что в техникумы поступают те, от кого отказывается школа после основной образовательной программы, с другой стороны, многие школьники стараются быстрее окунуться во взрослую и самостоятельную жизнь, что ассоциируется у них с получением профессии.

В итоге, мы получаем неутешительную картину, где выбор учебного заведения – это следствие настойчивости родителей школьника, либо другой несвязанный с ценностной составляющей аргумент.

Целью данного Проекта является активная воспитательная работа с учащимися первых курсов в направлении создания положительной мотивации выбранной специальности и профессии. Идея проекта сводится к тому, что при формировании положительного восприятия будущей профессии учащийся достойно проявит себя как в показателях успеваемости и дисциплины, так и в области научно-исследовательской или творческой деятельности.

Для достижения цели ставится ряд задач:

-проведение анкетирования в группе нового набора с целью выявления первоначальной мотивации в учебной деятельности;

-организация внеклассных мероприятий тематической направленности с целью информирования учащихся о сути будущей профессии;

- посещение с учащимися образовательных форумов, выставок с целью осознания важности высшего образования в будущей профессиональной деятельности;

- организация экскурсий на производство в соответствии с выбранной специальностью, беседа с представителями профессии.

- самоанализ учебной деятельности учащихся через выполнение творческого задания. Рефлексия

Практическая направленность этого проекта заключается в возможности применять его ко всем группам первых курсов. Реализация активной работы в направлении формирования основ внутренней мотивации позволит улучшить показатели качества образования и приведет к пониманию учащимися своей социальной роли в обществе.

В проекте представлены пошаговые этапы внеурочной активности для преподавателя, предложены варианты анкетирования и тестирования общих, интеллектуальных и эмоциональных особенностей учащихся; сценарии классных часов  по теме ценностного понимания трудовой деятельности в жизни каждого человека.

ШАГ 1. ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОСТУПЛЕНИЯ В УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КУРСОВ

Группы нового набора, как правило, представляют из себя разноуровневый по интеллектуальной подготовке коллектив. Особенностью выбора образовательных заведений профессиональной направленности являются мотивы, не связанные с пониманием сути будущей профессии и осознанием ее социальной значимости.

Часто будущие студенты поступают в техникум по причине аналогичного выбора со стороны друзей, конфликтных ситуаций со школьными учителями, низкой успеваемости в школе, настоятельными рекомендациями родителей. В итоге учебное заведение сталкивается с проблемой непонимания учащимися своего места в жизни, и как следствие невысокой успеваемости и дисциплины.

Разумеется, на каждом уроке преподаватель объясняет важность изучения своей дисциплины в системе общей подготовки будущего специалиста, будь то профильный технический предмет или, как считает большинство учащихся, непрофильный гуманитарный.

Большим плюсом в работе с группами нового набора стала бы четкая картина мотивационной направленности и ожиданий учащегося от учебного заведения. Что может быть достигнуто путем анкетирования учащихся после непродолжительного обучения (спустя неделю-две после поступления в техникум).

Понимание мотивации позволило бы преподавателям более внимательно отнестись к личностным особенностям  учащихся. Ведь практика показывает, что система манипуляции оценками, или дисциплинарные взыскания не всегда являются действенным средством воздействия на молодых людей.

Для выявления степени удовлетворенности учебным процессом была создана анкета, вопросы которой касаются причин поступления на конкретную специальность и основных ожиданий, связанных с ней. При обработке анкет могут быть выявлены любопытные моменты: к примеры, большинство учащихся группы выбрало специальность по причине родительского настояния, или выбора друзей, и это было не самостоятельное решение. В таком случае с группой следовало бы отработать в направлении разъяснения важности будущей профессии с привлечением не только преподавательского состава, но также психологов, социальных педагогов, специалистов по данной профессии. Если же группа в массе своей показывает, к примеру, высокую степень осознанности при выборе профессии, тогда с учащимися этой группы следует работать в направлении развития их интеллектуального потенциала и привлекать их к научно-исследовательской или опытно-конструкторской деятельности.

В анкете учащимся предложено  оценить свой учебный коллектив. Это позволит получить информацию о степени конфликтности или ее отсутствия в конкретной учебной группе, что также значимо при обучении. Ведь общеизвестно, что коллектив может помогать и положительно воздействовать на отдельную личность, а может и сломить его.

По итогам анализа анкетирования в учебной группе 14-С4-1/9б в группе были выявлены следующие тенденции:

1) средний возраст опрашиваемых составил 15 лет.

2)  большинство учащихся (78%) отнесли себя к группе среднеуспевающих студентов;

3)  На вопрос о причинах выбора специальности  «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» 20% ответили «мечтал с детства», 20% - «настояли родители»,  55% - «специальность дает возможность хорошо заработать», упоминались ответы об отсрочке от армии.

4) Будущая профессия представляется учащимся группы социально значимой в 40% случаев, прибыльной в 50% случаев, позволяющая обрести статус – 10%.

5)  Большинство опрошенных (80%) планируют работать по данной профессии в дальнейшем.

6)  В области предметных предпочтений студенты выразили симпатии гуманитарному профилю в 40% случаев, техническим дисциплинам в 50% случаев. Оставшиеся симпатии ушли в пользу физической культуры и информационных технологий.

7) Стабильность межличностных отношений в группе отметили 70% учащихся. Ни один студент не выбрал пункт «в группе у меня нет друзей и приятелей».

8) Суть претензий к преподавателям, а также удовлетворенность их работой учащиеся выразили в большинстве положительно. Претензии в основном носили характер необоснованности при выставлении оценок.

9) Выбор учебного заведения многие студенты (40%) объяснили богатой историей и традициями техникума. Такое же количество студентов выбрали техникум по причине рекомендаций от старших товарищей, ранее окончивших техникум.

        Таким образом, анкетирование учащихся на начальном этапе обучения позволило сформировать общую картину  текущей мотивации и удовлетворенности от будущей профессии.

ШАГ 2. Проведение внеклассных мероприятий по теме «Моя будущая профессия»

Проведение тематических классных часов для студентов первых курсов является способом доступно и в разнообразных формах донести информацию о будущей профессии с учетом специфики образовательного учреждения. Классные руководители техникума, определившись с тем, в какой группе они будут работать, должны подобрать соответствующую информацию о специальности своей группы в приемной комиссии, либо с помощью дополнительной литературы.

Тематика классных часов о будущей профессии весьма разнообразна:

«Моя профессия – мое будущее»

«Моя будущая профессия»

«Мир профессий» и т.д.

Главным компонентом такого внеурочного мероприятия должна стать мотивационная составляющая: раскрытие социальной значимости будущей профессии и тот социальный статус, который можно обрести в связи с принадлежностью к конкретной профессиональной среде.

Хорошим дополнением к такому классному часу могут стать выдержки из материалов периодической печати, художественной литературы. Воспоминания или записи действующих работников отрасли.

Для создания картины полноценной вовлеченности в мир будущей профессии учащимся следует разъяснить, какие именно дисциплины они будут изучать в рамках специальности, каковы требования к знаниям и умениям, предусмотрена ли производственная  практика по указанной специальности и в чем ее суть.

На данном этапе одной из важнейших задач классного руководителя может стать дискуссия с учащимся о том, что в учебном заведении не существует понятия «лишних», «ненужных» дисциплин. Каждая предметная область предназначена для формирования профессиональных умений и навыков, но также и для развития личностных основ человека. При правильном построении диалога между классным руководителем и учащимися уровень качества знаний по дисциплинам непрофильного цикла будет стабильным и лишенным низких показателей успеваемости.

Студент должен осознать себя одним из источников учебной мотивации,  активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Ведь пассивное потребление «образовательного продукта» учащимся приводит к ситуации утраты интереса к образованию в принципе.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА ПО ТЕМЕ:

 «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ - СТРОИТЕЛЬ»

Цель урока: формирование у учащихся основных представлений о будущей профессии и профессионального сознания

Задачи урока:

- рассмотреть значение профессии в историческом развитии общества;

- познакомить учащихся с наиболее крупными достижениями людей в области строительства;

-  изучить основные предметные области при подготовке по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

- изучить личностные и психологические качества, требуемые для успешного освоения выбранной профессии.

Материально-техническое оснащение: компьютер, экран, раздаточный материал (анкеты, ручки, опросные бланки)

            .Ход урока:

              Профессия строителя является очень древней. Благодаря историческим архитектурным постройкам мы можем многое узнать о быте и культуре предков. До наших дней дошло немало сооружений, возраст которых измеряется тысячелетиями. Свой опыт мастера строительного дела передавали из поколения в поколение.

          Каждый год в нашей стране повсеместно возводится большое количество различных построек. Это и жилые комплексы, и коттеджные поселки, учреждения, промышленные предприятия и т.д. Поэтому востребованность профессии строителя очевидна.

          Строитель домов – это, скорее, собирательное понятие для нескольких специальностей. Условно строительных дел мастеров делят на две категории:

          1. Инженерно-конструкторские кадры. Они являются организаторами всего процесса. Например, на любом возводящемся объекте не обойтись без инженера-строителя. Это руководитель проекта, на плечах которого лежит составление бюджета, подбор специалистов для проведения необходимых работ, их организация и координирование. Довольно часто обязанности инженера-строителя почти полностью совпадают с обязанностями прораба. Этот вид деятельности предполагает наличие знаний технических норм и строительных стандартов, проектировании, геодезии. Специалисту следует разбираться в строительных материалах и новых технологиях.

На данный момент есть большая потребность в некоторых узких специальностях. Например, конструкторы различных коммуникаций (кондиционирования, отопления, вентиляции), геодезисты. Также большая нехватка профессиональных проектировщиков. В этой области требуется знание компьютера, а такими знаниями не обладает большинство опытных специалистов старшего поколения. Возрастает потребность и в инженерно-технических работниках со знанием иностранных языков.

2. Исполнители. Сюда можно отнести довольно широкий спектр рабочих строительных специальностей:

  • каменщик. Возводит и ремонтирует дома, мосты и другие инженерные сооружения. При этом мастер работает с разными видами материалов, как природного происхождения, так и искусственными. Каменщик кладет стены и фундамент, монтирует плиты и перекрытия.
  • кровельщик. Занимается заготовкой и укладкой кровли на крыше. Специальность очень ответственная, потому что от качества выполненной работы зависит, насколько в доме будет тепло и сухо.
  • электромонтажник. В жилых помещениях налаживает проводку и освещение. На производстве устанавливает различное электрооборудование: электромоторы и трансформаторы. Электромонтажники проводят кабельные и воздушные линии.
  • электрогазосварщик. Выполняет работы по резке и сварке металлических деталей и конструкций способами газовой или электродуговой сварки. Этот рабочий – одна из основных фигур на строительной площадке.
  • маляр. Наносит шпатлевку, красит стены, клеить обои. Специалисты высокой квалификации могут выполнять и художественную отделку потолков и стен, составляют колеры, расписывают различные поверхности.
  • облицовщик. В его обязанности входит приготовление раствора, подбор краски и специальных составов, подготовка поверхностей и создание мозаичных и плиточных покрытий. Мастер облицовывает мрамором пол, стены и детали архитектурных сооружений.
  • отделочник. Специалист по оформлению различного вида поверхностей с целью придания им завершенного вида. Мастера этой специальности знакомы со всеми современными технологиями и материалами. Они умеют клеить обои, выполнять малярные, штукатурные и плиточные работы, обрабатывать деревянные поверхности, укладывать ковровые покрытия и т.д.

На любом объекте бригада строителей состоит из рабочих разных специальностей. Все они трудятся рука об руку, и качественное выполнение работы каждого зависит от умения общаться друг с другом. Особенность профессии строителя и заключается в том, что она предполагает коллективный труд. Работая в бригаде, специалист узкой направленности постепенно учится и набирается опыта у своего коллеги иной направленности. Поэтому большинство мастеров, работающих в группе, могут выполнять несколько видов строительных работ.

В профессии строителя есть как плюсы, так и минусы. Приятно то, что эта специальность в наше время не только востребована, но и хорошо оплачивается. У мастеров, работающих на себя, может быть свободный график. Сама по себе эта профессия интересная, творческая и созидательная. К минусам можно отнести то, что часто рабочий день строителя ненормированный. Иногда приходится трудиться и днем, и ночью, чтобы сдать объект с установленные сроки. Порой приходится выполнять свои обязанности как внутри холодных помещений, так и на палящем солнце снаружи.

             Люди этой профессии обладают большой выносливостью и физической силой. Места, где приходится трудиться, очень разнообразны и порой труднодоступны, поэтому подвижность и гибкость не только рук, но и всего тела – необходимые качества. Некоторые специальности предполагают монотонную работу, поэтому следует уметь сосредотачивать внимание на длительный промежуток времени. Для этой профессии необходимо иметь хороший линейный глазомер, цветовосприятие и острое зрение.

Чтобы стать высококвалифицированным мастером, надо обязательно иметь не только пространственное воображение, но и техническое мышление. Терпение, аккуратность, уравновешенность, исполнительность, организованность – неотъемлемые качества в профессии строителя.

            Иногда для того, чтобы овладеть той или иной строительной специальностью, достаточно просто учиться ремеслу непосредственно на строительной площадке у опытных и знающих мастеров. При этом еще и заплатят. Но, конечно, для более высоко оплачиваемой работы стоит получить среднее специальное образование. Наличие же высшего образования будет большим преимуществом для тех, кто желает расти в карьерном плане.

             Для качественного выполнения строительных работ специалистам в этой сфере необходимо знать специфику применения профессиональных инструментов и оборудования. При этом важно всегда соблюдать технику безопасности.

Большим спросом пользуются универсальные мастера, которые владеют несколькими специальностями. Таким строителям соответственно будут платить более высокую заработную плату.

            Области применения этой профессии обширны. Это и строительные объекты, и заводы, и производственные предприятия. Следует учесть, что спрос на строителей весной и летом гораздо выше, чем в холодное время года.

             Карьерный рост предполагает выполнение более сложной работы или повышение разряда, что позволит специалисту больше зарабатывать. Те, кто обладает еще и способностью руководить, вполне могут рассчитывать на должность бригадира или прораба. При желании строитель может заняться и индивидуальным предпринимательством, оказывая услуги населению.

К сожалению, рабочие специальности не столь популярны среди молодежи. Но с учетом того, что каждый год растет количество строительных объектов, можно с уверенность сказать, что строитель – профессия будущего. Рынок труда не стоит на месте. Некоторые специальности исчезают бесследно, а другие становятся более актуальными. Именно профессия строителя пользуется постоянно растущим спросом. Эти специалисты никогда не останутся на обочине жизни и всегда смогут себя прокормить.

Шаг 3. Посещение тематических форумов

Для понимания и погружения в будущую профессию интересным и важным представляется посещение тематических мероприятий образовательной  с учащимися. Ими могут стать ярмарки вакансий, образовательные форумы, строительные выставки и т.д.

В качестве иллюстрации важности такого мероприятия ниже приведен  отчет о посещении образовательного форума «Создай себя сам» 31 ноября 2014 г. коллективом  группы 14-С4-1-9б.  Девизом этого мероприятия был заявлен лозунг «Завтра начинается сегодня». И действительно, если вдуматься в это высказывание, о своем будущем нужно подумать уже сейчас. Несмотря на то, что студенты группы всего лишь первокурсники, большинство их них уже твердо решило, что их дальнейшая жизнь будет связана со строительной отраслью.

Целью посещения форума стало знакомство с высшими учебными заведениями, которые предлагают нынешним студентам СПО различные варианты высшего образования в области строительства.  По традиции, сначала группа 14-С4-1-9/б ознакомилась с предложениям ведущих вузов Кубани технической направленности – Кубанским государственным политехническим университетом и Сельскохозяйственной Академией. Ребята узнали, что в Политехе можно выбрать такие специальности как   «Промышленное и гражданское строительство»,  «Городское строительство и хозяйство», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», «Экспертиза и управление недвижимостью»,  «Строительство уникальных зданий и сооружений». Важной для ребят стала информация об условиях поступления после окончания техникума по сокращенной программе.

Кубанский государственный аграрный университет предлагал следующие специальности: «Землеустройство и кадастры», «Строительство», «Строительство уникальных зданий и сооружений». Интерес вызвала формулировка «уникальные здания и сооружения». По словам представителя Вуза, будущий специалист строитель, выбравший эту специальность, научится  организовывать процесс возведения уникальных зданий и сооружений с применением новых технологий и современного оборудования; класть фундамент, поднимать каркас и стены, устанавливать кровлю, организовывать отделочные работы и прочее. По мнению учащихся, профессия интересная тем, что дает возможность самовыразиться, а не только участвовать в строительстве типовых сооружений. Но чтобы стать хорошим специалистом потребуются годы упорной учебы и труда.

Кроме посещения экспозиций строительных вузов у ребят была возможность ознакомиться с реальными  результатами труда множества профессий – от творческих, до сложных инженерных. На форуме можно было увидеть концерты творческих коллективов, попытаться сдать норму ГТО, попробовать свои силы в скалолазаньи, поучаствовать в мастер-классах по изготовлению кулинарных блюд, игрушек, картин.

Отдельно была представлена небольшая выставка учебно-методической литературы ведущих издательств России и Кубани, где были представлены учебники и методические пособия нового федерального образовательного стандарта в помощь учителю и учащимся.

Несмотря на то, что многие студенты группы не в первый раз посетили форум «Создай себя сам», все остались в большом восторге от увиденного. Самым главным итогом визита на форум стало понимание важности образования как неотъемлемой части жизни современного человека.

Среди впечатлений, которыми потом делились ребята, были упоминания о многообразии учебных заведений и форм получения образования, яркие стенды и наглядные макеты, концертные представления, постоянное музыкальное сопровождение, необычные высокотехнологичные конструкции, роботы, модели.  Большое впечатление на ребят произвела девушка в военной форме, которая собирала и разбирала автомат с закрытыми глазами. Как потом выяснилось, она представляла казачье общество своего учебного заведения. Интересно было поучаствовать в социологических опросах, касающихся мотивации выбора учебного аведения и специальности.

В целом, форум «Создай себя сам» стал интересным и полезным мероприятием, которое группа 14-С4-1-9б посетила в первый, но не в последний раз.

Шаг 4. Самоанализ учащимися собственной деятельности. Рефлексия.  

        На завершающем этапе создания положительной мотивации к будущей профессии и учебной деятельности учащимся предстоит самоанализ и рефлексия. Если следовать определению, рефлексия – это размышления о своем внутреннем состоянии, процесс самопознания индивида.

       Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур.

     Смысл рефлекции в том, что люая деятельность человека должна  ангализироваться и обдумываться. Для того, чтобы выделить сильные и слабые стороны образовательного процесса, поработать с недостатками.

       Поскольку процесс создания мотивации к учебе был представлен в проекте не однодневным уроком, а комплексом мероприятий, то и рефлексивное состояние может быть на разных этапах проекта, а также обязательно по завершении его активной стадии.  Рефлексивная деятельность учащихся осуществляется не только в конце урока, но и на любом его этапе.

     При взаимодействии с учащимися учитель, в зависимости от обстоятельств, возраста учащихся, изучаемого предмета, темы может использовать различные типы, формы и виды рефлексии.  

        Формами рефлексии могут стать следующие направления:

- физическая рефлексия: что успел сделать, понять, осмыслить, что не успел;

- сенсорная рефлексия – степень комфортности самочувствия после ознакомления с особенностями будущей профессиональной среды, посещения мероприятий, прослушивания бесед по тематике будущей профессии.

- интеллектуальная рефлексия – что понял, осознал, какие сделал выводы, что выявил в себе затруднительного, что было не понятно и т.д.

- духовная рефлексия -  насколько изменилась в лучшую или худшую сторону личность, что смог создать, как помог другим улучшить личностные качества).

Важными показателями рефлексивной деятельности учащихся являются открытость  в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния, прогнозирование способов  саморегуляции и сотрудничества, стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

          Итогом рефлексии для учащихся группы 14-С4-1/9б  стало выполнение творческих работ по теме: «Моя будущая профессия».  План творческой работы для учащихся предлагал раскрыть в сочинении следующие вопросы: Что такое строительная  специальность;  на какие типы делятся строительные профессии; что такое профессионально важные качества; нужно ли получать высшее образование по выбранной профессии; как можно изучить свои личные особенности и возможности; какие специалисты сейчас нужны на рынке труда.

          В остальном, учащиеся были свободны в выборе направления творческой мыслительной деятельности. В результате, творческие работы показали разный уровень мотивации и степень заинтересованности  в получении строительной специальности.

         Для иллюстрации ниже приведены наиболее интересные  отрывки из студенческих работ. «Профессия строитель очень востребована в моей республике. Адыгею называют «маленькой Швейцарией» из-за богатого потенциала природно-климатических ресурсов. Однако туристическая сфера  у нас пока не очень развита и не составляет конкуренции зарубежным горнолыжным курортам. Мне бы очень хотелось, чтобы в горах Лаго-Наки были построены гостиничные комплексы в соответствии с последними достижениями строительной отрасли – удобные, комфортные и доступные для отдыхающих. Став строителем, я смогу внести свой личный вклад в дело развития важной отрасли, дающей доход Адыгее – курортному делу. О моей республике смогут узнать не только жители близ лежащего краснодарского края, но также и представители других регионов России» (Каде Азамат, группа 14-С4-1/9б).

       «Выбрав в техникуме специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», я определил свою судьбу на долгие годы вперед. Моему решению предшествовали летние каникулы, во время которых у меня была реальная возможность с головой окунуться в строительство: я помогал отцу строить наш дом. Эта работа носила более серьезный характер, чем раньше. Я уже не просто выполнял простейшие функции на уровне «принеси-подай». Мне доверили заливать полы бетоном, класть плитку. Особым таинством стало знакомство с основами электротехники: я на практике осознал всю ответственность работы с электричеством, а также попрактиковал школьные знания физики.  В то время когда мои друзья днями напролет сходили с ума от безделья, играли в компьютерные игры и сидели в социальных сетях, я видел, как растут стены нашего будущего дома и это доставляло мне гораздо большее удовольствие, чем, например, очередной пройденный уровень какой-нибудь компьютерной игры. Меня совсем не пугали трудовые мозоли, тяжелые ведра с раствором, от которых руки к концу рабочего дня становились еще длиннее». (Клименко Дима, группа 14-С4-1/9б).

«Меня воспитывали в традициях того, что мужчина в доме должен уметь делать все: вкрутить лампочку, починить проводку, сделать ремонт. Конечно, в нынешнее время можно воспользоваться помощью специалиста в любой сфере. Пригласить бригаду рабочих, сантехника, каменщика – были бы деньги. Однако я считаю, что для мужчины базовые хозяйственные навыки также важны как знание алфавита и счёта для каждого человека». (Тадыщенко Влад, группа 14-С4-1/9б).

«Я осознаю, что не во всех этих направлениях у меня получится иметь высшие баллы, однако хорошо представляю, что изучение основ инженерной графики для меня это не просто оценка в зачетной книжке, это еще и правильность будущих расчетов зданий, которые я, возможно, буду проектировать. И мне бы не хотелось, чтобы дом, построенный по моим чертежам, рухнул потому, что его проектировщик ошибся в расчетах. Слишком высокая цена у такой ошибки – человеческая жизнь» (Чичёва Настя, группа 14-С4-1/9б).

Как видно из приведенных сочинений, студенты осознают важность будущей профессии не только как стабильную работу с высоким заработком, но также и социальную значимость труда. И это дает уверенность в том, что в учебной деятельности у таких учащихся будет высокая мотивация к получению профессиональных знаний.

Заключение

Формирование мотивации к получению будущей специальности – это важный этап работы не только классных руководителей с учебными группами, но также и всего преподавательского коллектива.

Все заинтересованы в том, чтобы с первого и по четвертый курс студенты обучались с максимальными показателями успеваемости и отсутствием прогулов. Однако сделать это возможно путем систематической воспитательной работы с вновь поступившими студентами.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что студенческий контингент после обучения в школе не демонстрирует высокие показатели качества и заинтересованности в учебной деятельности. Однако, других учащихся нет. И это является тем фактом, в силу которого необходимо с самых ранних этапов учебной деятельности работать со студенческой мотивацией, направлять и корректировать ее, постоянно поддерживать интерес к будущей профессии.  

Итогом такой работы станет формирование личности будущих специалистов  с высоким уровнем стремлений к достижениям. Желание работать не только ради высокой зарплаты, но и с осознанием важности своего труда – вот образ идеального работника, который должен получиться на выходе из образовательного учреждения любого уровня образования.

АНКЕТА СТУДЕНТА

«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

1. Ф.И.О.

2. Возраст.

3. К какой группе успеваемости Вы себя относите? 

а) сильный студент

б) средний студент

в) слабоуспевающий студент

4. Почему Вы выбрали данную специальность?

а) Мечтал с детства

б) Настояли родители

в) Особо не задумывался

г) Из-за престижа данной специальности в обществе

д) Интерес к будущей профессии

е) Специальность дает возможность хорошо заработать

ж) Хотел получить официальную отсрочку от армии

з) Случайно

и) Затруднительно ответить

к) Другое, а именно_________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Ваша будущая профессия –

а) социально значимая в обществе

б) прибыльна,  и обещает высокую зарплату

в) является одной из старейших в обществе

г) несложная в плане обучения

д) позволит обрести в жизни достойный статус

6. Планируете ли Вы работать в будущем по выбранной специальности?

а) да

б) нет

в) как получится

г) затрудняюсь ответить

7.  Какие учебные дисциплины Вам больше всего нравятся?

а) общегуманиатрного цикла (литература история, обществознание)

б) технические (математика, физика, инженерная графика)

в) естественнонаучные (химия, биология, география

г) физическая культура

д) информационные технологии

8.  Как вы оцениваете Вашу учебную группу с точки зрения межличностных отношений?

а) хороший коллектив отношения стабильные

б) общаюсь с несколькими одногруппниками, к остальным равнодушен

в) большая часть одногруппников мне не нравится

г) в группе у меня нет друзей и приятелей

9.  Как Вы оцениваете преподавателей, работающих с Вами?

а) в целом, мне всё нравится

б) бОльшая часть преподавателей  мне не нравится

в) есть претензии к отдельным преподавателям  

(укажите фамилию и суть претензии

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Почему Вы выбрали именно данное учебное заведение?

а) хороший техникум с богатой историей и традициями

б) нравится, что расположен в центре города и удобно добираться транспортом

в) поступил сюда за компанию с товарищем

г) слышал хорошие отзывы от выпускников

д) свой вариант_________________________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ, сер 14 Психология, №4, 1998.
  2. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.
  3. Зимняя И.А., Букуров М.Т., Трофимов Е.М. и др. Адаптация студента как объекта учебной деятельности на начальном этапе обучения. - М., 1989.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Владос, 2007.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
  6. Лисовицкий В.Г., Дмитриев А.Б. Личность студента. - Л., 2009.
  7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Знание, 1990
  8. Урванцев Л.П., Малеева И.В. О факторах эффективности учебной деятельности в период адаптации. - Ярославль, 2004.