Информатика
Методические материалы по информатике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 села Ермолаево
муниципального района Куюргазинский район
Республики Башкортостан»
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР: Копылова Н.Ю. _________ «____»______________ 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2 с.Ермолаево Кирюшина Е.П. ___________________ Приказ № ___ ОД от «___»______ 2013 г. |
Рассмотрено на ШМО классных руководителей Руководитель ШМО Копылова Н.Ю.______________ Протокол №__ от «__» _______ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединение «Информашка»
на 2013 - 2014 учебном году
в 7 классе
(Срок реализации 1 год)
Составил:
учитель информатики первой категории,
Копылова Наталья Юрьевна
Данная рабочая программа составлена на основании:
Программы: Босова Л.Л. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы // Журнал «Информатика и ИКТ» № 1, 2008 г.
Ермолаево 2013
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.: Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочей программой предусмотрено:
- практических работ – 11;
- творческие работы – 4.
Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Требования к уровню достижений обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе пропедевтического курса являются:
- критический анализ информации, поиск информации в различных источниках;
- решение учебных задач на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- определение адекватных способов решения логических задач.
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
1 подгруппа
Дата | Корек- | Номер | Тема урока | Материал |
|
| Объекты и их имена (8 ч) | ||
4.09 |
| 1/1 | Вводный инструктаж по Тб в кабинете информатики. Объекты и их имена | П. 1.1 с. 7-10 |
11.09 | 2/1 | Признаки объектов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Работа с объектами операционной системы» | П. 1.2 с. 11-13 | |
18.09 |
| 3/1 | Отношения объектов. | П. 1.3 с.15-18 |
25.09 |
| 4/1 | Повторение материала. | Повт п. 1.1 - 1.3 |
2.10 |
| 5/1 | Разновидности объектов и их классификация. | П. 1.4 с. 20-22 |
9.10 |
| 6/1 | Состав объектов. Системы объектов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы» | П. 1.5, 1.6 с. 24-32 |
16.10 |
| 7/1 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» | П. 1.7 с. 34-36 |
23.10 |
| 8/1 | Творческая работа №1 по теме «Объекты и системы» Персональный компьютер как система. | П. 1.8 с. 38-40 |
| Информационное моделирование (17 ч) | |||
30.10 |
| 1/2 | Модели объектов и их назначение | П. 2.1 с. 41-44 |
6.11 |
| 2/2 | Информационные модели | П. 2.2 с. 45-48 |
13.11 |
| 3/2 | Словесные информационные модели. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» | П. 2.3 с. 49-54 |
27.11 |
| 4/2 | Математические модели. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки» | П. 2.4 с. 54-56 |
4.12 |
| 5/2 | Решение упражнений по теме «Модели». Проверочная работа. | П. 2. 1- 2ю 4 |
11.12 |
| 6/2 | Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» | П. 2.5 с. 58-64 |
18.12 |
| 7/2 | Сложные таблицы. | П. 2.5 с. 65-69 |
25.12 |
| 8/2 | Табличное решение логических задач. | П. 2. 6 с. 70-74 |
15.01 |
| 9/2 | Вычислительные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №7 Создание вычислительных таблиц» | П. 2.7 с. 75-78 |
22.01 |
| 10/2 | Электронные таблицы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» | П. 2.8 с. 79-81 |
29.01 |
| 11/2 | Графики. Решение упражнений по теме «Табличные модели» | П. 2.9 с. 82-85 |
5.02 |
| 12/2 | Диаграммы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» | П. 2.9 с. 86-91 |
12.02 |
| 13/2 | Схемы. Информационные модели на графах | П. 2.10 с. 97-104 |
26.02 |
| 14/2 | Деревья. Решение упражнений по теме «Схемы» | П. 2.10 с. 110 |
5.03 |
| 15/2 | Инструктаж по Тб. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» | П. 2.10 с. 104-110 |
12.03 |
| 16/2 | Повторение материала по теме «Информационное моделирование». Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11 «Графические модели» | Глава 2 |
19.03 |
| 17/2 | Творческая работа №2 по теме «Информационное моделирование» |
|
|
| Алгоритмика (7 ч) | ||
26.03 |
| 1/3 | Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. | П. 3.1, 3.2 с. 116-127 |
2.04 |
| 2/3 | Вспомогательные алгоритмы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12 «Итоговая работа» | П. 3.2 с. 127-129 |
16.04 |
| 3/3 | Циклические алгоритмы. Самостоятельная работа по теме «Алгоритмика» Подготовка к ЕГЭ: задания А12 | П. 3.2 с. 129-132 |
23.04 |
| 4/3 | Исполнитель Робот. | П. 3.3 с. 135-140 |
30.04 |
| 5/3 | Простые и составные условия. Ветвления в алгоритмах | П. 3.3 с. 140-147 |
7.05 |
| 6/3 | Повторение по теме «Алгоритмика». Решение упражнений. Подготовка к ЕГЭ: задания А12 | Глава 3 |
14.05 |
| 7/3 | Творческая работа №3 по теме «Алгоритмика» | Глава 1,2 |
|
|
| Итоговое повторение (2 ч) | |
21.05 |
| 1/4 | Повторение материала по теме «Моделирование, объекты и системы». Решение упражнений. |
|
28.05 |
| 2/4 | Итоговая творческая работа |
|
2 подгруппа
Список использованной литературы
Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса Л.Л. Босова БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 класса, Л.Л. Босова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. Л.Л. Босова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7». Л.Л. Босова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов. 5-7, Л.Л. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по теме «Объекты и системы»
1. Заполните таблицу следующими словами: гром, работа на ПК, дисковод, монитор, молния, рисование, принтер, печать текста.
Объект | Процесс | Явление |
|
|
|
2. Дайте наиболее точное общее имя каждой группе объектов
а) Куба, Гаити, Чили, Перу
б) Нил, Конго, Дунай, Рейн
в) Джойстик, сканер, мышь, клавиатура, световое перо.
3. Для свойств каждого из приведенных ниже объектов укажите название (величину) и значение
Объект | Свойство | Величина | Значение величины |
Кирпичный дом |
|
|
|
Большой файл |
|
|
|
Толстый учебник |
|
|
|
4. Некий «черный ящик» можно настроить на программу преобразования информации. В результате изучения его работы были получены протоколы испытаний. Определите тип выходной информации (числовая, текстовая ) и правило преобразования информации
А) | Вход | 5 | 1 | 3 | 10 | а |
| Выход | 125 | 1 | ? | 1000 | Не могу |
5. Составьте схему разновидностей: принтер, оптическая, лазерный, струйный, монитор, матричный, растровый, жидкокристаллический (LCD), мышь, шариковая, устройства ПК.
6.Сделайте схему состава шариковой ручки. Названия элементов: шариковая ручка, нижняя часть, корпус, колпачок, наконечник, верхняя часть, трубочка, паста, стержень.
Самостоятельная работа по теме «Объекты и системы»
1. Заполните таблицу следующими словами: гром, работа на ПК, дисковод, монитор, молния, рисование, принтер, печать текста.
Объект | Процесс | Явление |
|
|
|
2. Дайте наиболее точное общее имя каждой группе объектов
а) Куба, Гаити, Чили, Перу
б) Нил, Конго, Дунай, Рейн
в) Джойстик, сканер, мышь, клавиатура, световое перо.
3. Для свойств каждого из приведенных ниже объектов укажите название (величину) и значение
Объект | Свойство | Величина | Значение величины |
Кирпичный дом |
|
|
|
Большой файл |
|
|
|
Толстый учебник |
|
|
|
4. Некий «черный ящик» можно настроить на программу преобразования информации. В результате изучения его работы были получены протоколы испытаний. Определите тип выходной информации (числовая, текстовая ) и правило преобразования информации
А) | Вход | 5 | 1 | 3 | 10 | а |
| Выход | 125 | 1 | ? | 1000 | Не могу |
5. Составьте схему разновидностей: принтер, оптическая, лазерный, струйный, монитор, матричный, растровый, жидкокристаллический (LCD), мышь, шариковая, устройства ПК.
6.Сделайте схему состава шариковой ручки. Названия элементов: шариковая ручка, нижняя часть, корпус, колпачок, наконечник, верхняя часть, трубочка, паста, стержень.
Предварительный просмотр:
Тема урока: "MS Excel: Построение диаграмм и графиков"
ЗАДАНИЕ 1. Построение гистограммы по заданной таблице значений
Рис. 1
Технология работы
1. Переименуйте Лист1 в «Интернет». Постройте таблицу по образцу на рис. 1
2. Найдите максимальное и минимальное число доли пользователей по интересам в диапазоне С5:С12, используя Мастер функций и функции МАКС, МИН.
3. Выделите диапазон данных для построения гистограммы: В5:С12.
4. Вызовите Мастер диаграмм: выберите команду меню Вставка, Диаграмма или щелкните на пиктограмме Мастера диаграмм и следуйте его инструкциям:
5. Сохраните изменения в файле.
6. Сравните ваш результат с рис. 2. Представьте эксперту результаты работы.
Рис. 2
ЗАДАНИЕ 2. Редактирование объектов гистограммы
Отредактируйте гистограмму согласно рис. 2 .
Технология работы.
1. Выделите указанный объект диаграммы (двойным щелчком левой кнопкой мыши), выберите соответствующую вкладку, внесите заданные ниже изменения в параметры объекта и щелкните на кнопке ОК.
Параметры объектов диаграммы:
- Шрифт заголовка, легенды, названия осей (марка, количество) – Arial, размер – 8.
- Формат области диаграммы: способ заливки – градиентная, цвета – два цвета, тип штриховки – диагональная 1.
- Формат области построения диаграммы: текстура в способах заливки – пергамент.
- Формат оси категорий и оси значений: цвет линии – зеленый, толщина линии
2. Постройте линии сетки осей X и Y
выберите команду меню Диаграмма, Параметры диаграммы, вкладку Линии сетки;
в разделах Ось X (категорий) и Ось Y (значений) выберите основные линии.
3. Задайте формат линий сетки осей X и Y: тип линии – пунктирный, цвет – темно-бирюзовый.
4. Сохраните изменения в файле
ЗАДАНИЕ 3. Построение графиков функций.
Построить графики следующих функций
Y1(x) = x2 – 1
Y2(x) = x2 + 1
Y3(x) = 10 * Y1(x)/Y2(x)
Диапазон изменения аргумента – [–2;2] с шагом 0,2..
Технология работы: подготовка таблицы
1. Перейдите на Лист2, переименуйте Лист2 в «Графики»:
щелкните правой клавишей мыши на ярлыке Лист2 – вызов контекстного меню;
выберите команду Переименовать.
2. Подготовьте на листе «Графики» таблицу: введите в ячейки A1:D1 названия столбцов; в дальнейшем названия функций Yl(x), Y2(x), Y3(x) составят текст легенды;
заполните столбец аргументов (х) от –2 до 2 с шагом 0,2. Для этого воспользуйтесь любым известным вам способом автозаполнения диапазона.
3. Заполните столбцы функций, т. е. введите в столбцы В, С, D значения функций в соответствующих точках.
4. Скопируйте формулы в остальные ячейки таблицы (используйте маркер заполнения).
5. Оформите получившуюся таблицу и сохраните изменения в файле. Представьте результаты работы
4. Построение и редактирование графиков функций
1. Выделите диапазон данных для построения графиков A1:D22.
2. Постройте графики, используя Мастер диаграмм: тип диаграммы – точечная, вид – точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров.
Рис. 4
3. Отредактируйте графики согласно рис. 4 и сохраните изменения в файле. Представьте результаты работы.
Предварительный просмотр:
Входной контроль
1 вариант
Блок А. Выберите один вариант ответа.
А1. Модель отражает:
- все существующие признаки объекта
- некоторые из всех существующих
- существенные признаки в соответствии с целью моделирования
- некоторые существенные признаки объекта
А2. В информационной модели жилого дома, представленной в виде чертежа (общий вид), отражается его:
- структура
- цвет
- стоимость
- надежность
А3. Информационной моделью объекта нельзя считать описание объекта-оригинала:
- с помощью математических формул
- не отражающее признаков объекта-оригинала
- в виде двумерной таблицы
- на естественном языке
А4. Признание признака объекта существенным при построении его информационной модели зависит от:
- цели моделирования
- числа признаков
- размера объекта
- стоимости объекта
А5. В информационной модели компьютера, представленной в виде схемы, отражается его:
- вес
- структура
- цвет
- форма
А6. Игрушечная машинка - это:
- табличная модель
- математическая формула
- натурная модель
- текстовая модель
А7. Строки в рабочей книге обозначаются:
- римскими цифрами
- русскими буквами
- латинскими буквами
- арабскими цифрами
А8. Драйвер - это
- устройство длительного хранения информации
- программа, управляющая конкретным внешним устройством
- устройство ввода
- устройство вывода
Блок В.
B1. В какой последовательности расположатся записи в электронной таблице после сортировки по возрастанию в столбце С? В ответе записать номера из столбца А после сортировки
Ответ ___________________________________
В2. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
Назначение |
| Устройство |
1. Устройство ввода |
| а) монитор |
2. Устройства вывода |
| б) принтер |
|
| в) дискета |
|
| г) сканер |
|
| д) дигитайзер |
Ответ ________________ | ||
|
| |
|
|
Блок С
С1. Составьте блок-схемы для решения следующей задачи.
В кинотеатре 30 рядов кресел. В первом ряду 20 кресел, в каждом последующем на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Сколько мест в зрительном зале?
С2. Напишите программу на языке Turbo Pascal.
Дана сторона квадрата a. Найти его площадь S = a2.
С3. Напишите программу на языке Turbo Pascal.
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.
2 Вариант
Блок А. Выберите один вариант ответа.
А1. Иерархический тип информационных моделей применяется для описания ряда объектов:
- обладающих одинаковым набором свойств;
- связи между которыми имеют произвольный характер;
- в определенный момент времени;
- распределяемых по уровням: от первого (верхнего) до нижнего(последнего);
А2. Модель человека в виде детской куклы создана с целью:
- изучения
- познания
- игры
- рекламы
А3. Сколько моделей можно создать при описании Луны:
- множество
- 3
- 2
- 1
А4. Математическая модель объекта - это описание объекта-оригинала в виде:
- текста
- формул
- схемы
- таблицы
А5. Макет скелета человека в кабинете биологии используют с целью:
- объяснения известных фактов
- проверки гипотез
- получения новых знаний
- игры
А6. С помощью имитационного моделирования нельзя изучать:
- процессы психологического взаимодействия людей
- траектории движения планет и космических кораблей
- инфляционные процессы в промышленно-экономических системах
- тепловые процессы, протекающие в технических системах
А7. Основным элементом электронных таблиц является
- ячейка
- строка
- столбец
- таблица
А8. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить
- в оперативной памяти
- во внешней памяти
- в контроллере магнитного диска
- в ПЗУ
Блок В.
B1. В какой последовательности расположатся записи в электронной таблице после сортировки по возрастанию в столбце С? В ответе записать номера из столбца А после сортировки.
Ответ __________________________________________________
В2. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
Назначение |
| Устройство |
1. Устройство ввода |
| а) дисплей |
2. Устройства вывода |
| б) принтер |
|
| в) жесткий диск |
|
| г) сканер |
|
| д) клавиатура |
Ответ __________________________________________
Блок С
С1. Составьте блок-схемы для решения следующей задачи.
Вывести на экран таблицу значений функции y = x2 при изменении х в интервале [-10; 10] с шагом Н=1.
С2. Напишите программу на языке Turbo Pascal.
Даны катеты прямоугольного треугольника a и b.
Найти его периметр P:
P = a + b + c.
С3. Напишите программу на языке Turbo Pascal.
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.
1 вариант
Ответ: 3
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 2
Ответ: 4123
Ответ: 1г,д 2а,б
2 вариант
Ответ: 4
Ответ: 3
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 1
Ответ: 1
Ответ: 4
Ответ: 2
Ответ: 4123
Ответ: 1г,д 2а,б
Предварительный просмотр:
Урок по информатике "Основы логики"
Цели:
- Введение в предмет “Алгебра логики”.
- Сформировать у учащихся понятия: формы мышления, алгебра высказываний, логическое высказывание, логические величины, логические операции.
- Способствовать формированию логического мышления, интереса к разделу информатики - алгебре логики.
- Закрепить полученные ЗУН.
Формы организации урока: объяснительно-иллюстративный, диалогический.
Ход урока.
I. Изложение нового материала.
1. Этапы развития логики.
Логика очень древняя наука.
1-й этап связан с работами ученого и философа Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Он пытался найти ответ на вопрос “Как мы рассуждаем”, изучал правила мышления. Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Он подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика.
2-й этап – появление математической, или символической, логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716). Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменит простые рассуждения действиями со знаками, и привел соответствующие правила. Но он выдвинул только идею, а развил её окончательно англичанин Д. Буль (1815-1864). Буль считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.
2. Формы мышления.
Опр.1 Логика – эта наука, изучающая законы и формы мышления; учение о способах рассуждений и доказательств.
Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Опр.2 Понятие – это форма мышления, выделяющая существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющих отличить их от других.
Например: компьютер, трапеция, портфель, ураганный ветер.
Упражнение 1 (устно). Приведите свои примеры.
Понятие имеет две стороны: содержание и объем.
Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии. Например, содержание понятия персональный компьютер-это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя.
Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятий.
Например:
1. Объем понятия город – это множество, состоящее из городов, носящих имя Москва, Одесса, Казань, Уфа, Нижнекамск и др.
2. Объем понятия персональный компьютер – совокупность существующих в мире персональных компьютеров.
Упражнение 2 (устно)
1. Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: добродетель, истинна, ложь.
2. Определите объем понятий: столица России, столица, река.
Опр.3 Суждение (высказывание, утверждение) – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, и может быть либо простым, либо составным (сложным).
Например:
1. Истинное и простое высказывание: Буква “т” - согласная.
2. Ложное и сложное высказывание: Осень наступила, и грачи прилетели.
Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, так как в них ни чего не утверждается и не отрицается.
Например:
1. Уходя, гасите свет!
2. Кто хочет быть счастливым?
Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Например: 5>3, H2O+SO2=H2SO4.
Упражнение 3 (устно). Объясните, почему следующие высказывания не являются высказываниями:
1. Какого цвета твой велосипед?
2. Число Х больше пяти?
3. 5Х-2
4. Посмотрите в окно.
5. Пейте томатный сок!
6. Вы были в музее?
7. Разность чисел 12 и Х равна 6.
Упражнение 4 (устно). Какие из следующих высказываний являются истинными, а какие ложными?
1. Город Москва – столица России.
2. Число 12 – простое.
3. 7*3=1.
4. 12<15.
5. Сканер – устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера.
6. Клавиатура – устройство ввода информации.
Упражнение 5 (устно). Приведите свои примеры истинных и ложных высказываний.
Опр.4 Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.
Посылками умозаключения по правилам формальной логики могут быть только истинные суждения. Тогда, если умозаключение проводится в соответствии с правилами формальной логики, то оно будет истинным. В противном случае можно прийти к ложному умозаключению.
Например:
1. Все металлы – простые вещества. Литий – металл. Литий – простое вещество. | 2. Все школьники – отличники. Вовочка – школьник. Вовочка – отличник. |
Упражнение 6.
1. Дано высказывание “Все углы равнобедренного треугольника равны”. Путем умозаключений получить высказывание “Этот треугольник равносторонний”.
2. Оцените правильность следующего рассуждения: сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.
3. Алгебра высказываний.
Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определять истинность или ложность составного высказывания, не вникая в их содержание.
Опр.5 Алгебра логики (алгебра высказываний) – раздел математической логики, изучающий строение (форму, структуру) сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.
Под высказыванием (суждением) будем понимать повествовательное предложение, относительно которого можно сказать, истинно или ложно.
В алгебре высказываний простым высказываниям ставятся в соответствии логические переменные,обозначаемые прописными буквами латинского алфавита.
Например:
А= “Листва на деревьях опадает осенью”.
В= “Земля прямоугольная”.
Высказывания, как говорилось уже ранее, могут быть истинными или ложными. Истинному высказыванию соответствует значение логической переменной 1, а ложному – значение 0 .
Например:
А=1
В=0
Опр.6 В алгебре высказываний высказывания обозначаются именами логических переменных, которые могут принимать лишь два значения: “истинна” (1) и “ложь” (0).
В алгебре высказываний над высказываниями можно производить логические операции, в результате которых получаются новые, составные (сложные) высказывания.
Опр.7 Логическая операция – способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.
Рассмотрим три базовых логических операций – инверсию, конъюнкцию, дизъюнкцию и дополнительные – импликацию и эквивалентность.
Упражнение 7. Даны два простых высказывания:
А= “Щука – рыба”;
В=“Ворона – певчая птица”.
Составьте из них все возможные составные (сложные) высказывания и определите их истинность.
При вычислении значения логического выражения (формулы) логические операции вычисляются в определенном порядке, согласно их приоритету:
- инверсия,
- конъюнкция,
- дизъюнкция,
- импликация и эквивалентность.
Операции одного приоритета выполняются слева направо. Для изменения порядка действий используются скобки.
Например: дана формула
Порядок вычисления:
- инверсия
- конъюнкция
- дизъюнкция
- импликация
- эквивалентность.
Упражнение 8.
Дана формула . Определите порядок вычисления.
II. Закрепление изученного материала.
1. Среди следующих высказываний укажите составные, выделите в них простые, обозначьте их каждое из них буквой. Запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание.
- Число 456 трехзначное и четное.
- Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
- Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9.
- Луна – спутник Земли.
- На уроке химии ученики выполняли лабораторную работу, и результаты исследований записывали в тетрадь.
- Если число оканчивается на 0, то оно делится на 10.
- Чтобы погода была солнечной, достаточно, чтобы не было ни ветра, ни дождя.
- Если у меня будет свободное время и не будет дождя, тоя не буду писать сочинения, а пойду на дискотеку.
- Без Вас хочу сказать Вам много
При Вас я слушать Вас хочу. - Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и будут ему послушны.
2. Постройте отрицания следующих высказываний.
- На улице сухо.
- Сегодня выходной день.
- Ваня не был готов сегодня к урокам.
- Неверно, что число 3 не является делителем числа 198.
- Некоторые млекопитающие не живут на суше.
- Неверно, что число 17 – простое.
3. Из каждых трех выберите пару высказываний, являющихся отрицаниями друг друга.
- “Луна – спутник Земли”, “Неверно, что Луна спутник Земли”, “Неверно, что Луна не является спутником Земли”;
- “2007 < 2008”, “2007 > 2008”, “2007 ? 2008”;
- “Прямая а перпендикулярна прямой с”; “Прямая а не параллельна прямой с”; “Прямая а не пересекается с прямой с”.
4. По данным формам сложных высказываний запишите высказывания на русском языке.
1.
2.
3.
4.
5.
5. Найдите значения логических выражений:
6. Даны два высказывания: А = “2 х 2 = 4”, В = “2 х 2 = 5”. Очевидно, что А=1, В=0. Какие из высказываний истинны?
а)
б)
в) А
г)
д)
е)
7. Даны простые высказывания: А= {15>13}, В={4=5}, C= {7<4}. Определите истинность составных высказываний:
8. При каких значениях числа Х логическое выражение не ((Х>15) или (Х<-5)) примет значение:
- ложь,
- истинна.
9. Какие из высказываний А, В должны быть истинны и какие ложны, чтобы было ложное высказывание ?
III. Итог урока.
Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.
IV. Домашнее задание.
1. Выучить определения, знать обозначения.
2. Даны высказывания:
А = {На улице светит солнце},
В = {На улице дождь},
С = {На улице пасмурная погода},
В = {На улице идет снег}.
Составьте два сложных высказывания, одно из которых в любой ситуации всегда будет ложным, а другое истинным.
3. Переведите сложное высказывание на русский язык.
4. Какое логическое выражение описывает условие: “Точка Х не принадлежит отрезку [А; В]”?
- не (Х А) или Х < B,
- X < A и X > B,
- не (X B и X A),
- X A или X В.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 села Ермолаево
муниципального района Куюргазинский район
Республики Башкортостан»
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР: Каржанина О.В. _________ «____»______________ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2 с.Ермолаево Зайнагабдинова М.А. ___________________ Приказ № ___ ОД от «___»________ 2015 г. |
Рассмотрено на ШМО учителей естественно-научного цикла Руководитель ШМО Шишкина Е.В.______________ Протокол №__ от «__» _______ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
на 2015-2016 учебный год
9 а класса
(Срок реализации 1 год)
Составил:
Копылова Наталья Юрьевна, учитель
информатики высшей квалификационной
категории
Ермолаево 2015
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения информатики направлено на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой информационных знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
В рамках программы решаются следующие задачи:
- обеспечение прочного и сознательного овладения системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечение интеллектуального развития, формирование качеств мышления, необходимых для полноценной жизни в обществе;
- формирование умения учиться;
- формирование представлений об идеях и методах информатики, о информатике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- формирование представлений о информатике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости информатики для общественного прогресса;
- формирование устойчивого интереса к предмету;
- развитие творческих способностей.
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии утвержденным Министерством образования РФ Стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика», и соответствует «Обязательному минимуму содержания образования по информатике».
Тематическое планирование рабочей программы составлено на основе авторского планирования Н. Д. Угриновича для базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе, размещенного в авторской мастерской Н. Д. Угриновича на сайте, рекомендованного Министерством образования РФ в 2008 году.
УМК Н.Д. Угриновича рекомендован Министерством образования РФ, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика и ИКТ». Содержательные линии обучения информатике по УМК Н.Д. Угриновича соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.
Основное содержание авторской программы соответствует образовательной программе, и полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В результате обучения информатики в 9 классе реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ информационных знаний;
воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики в 9 классе отводится 65 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации ( часов).
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 4 «Анимация».
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической и звуковой информации».
2. Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание "бумажного” текстового документа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».
3. Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».
Контрольная работа № 4 по теме «Электронные таблицы».
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 20 «Решение задач с формальными исполнителями»
Практическая работа № 21 «Решение простейших задач линейного алгоритма»
Практическая работа № 22 «Решение простейших задач алгоритмической структуры «ветвление».
Практическая работа № 23 «Решение простейших задач алгоритмической структуры «цикл».
Практическая работа № 24 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 5 «Формальные исполнители».
Контрольная работа № 6 по теме «Основы программирования».
5. Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 25 «Нахождение кратчайшего пути. Простейший граф».
Практическая работа № 26 «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 7 по теме «Моделирование и формализация».
6. Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Практическая работа № 27 «Построение запросов в поисковых системах».
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 12 | 7 | 1 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | 10 | 7 | 1 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | 12 | 5 | 2 |
4 | Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования | 20 | 5 | 2 |
5 | Моделирование и формализация | 8 | 2 | 1 |
6 | Информационное общество | 2 | 1 | |
| Итого | 64 | 27 | 7 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне в 9 классе ученик должен:
знать/понимать
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• создавать информационные объекты, в том числе:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• создавать, и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых, изображений;
• создавать записи в базе данных;
• создавать презентации на основе шаблонов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Список литературы.
- Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса/Н.Д.Угринович.-2-у изд., испр. И доп.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 .
- Информатика. 9класс : поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича /авт.-сост.А.С.Николаев.-Волгоград : Учитель, 2012.-199с.
- Угринович Н.Д., Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: Методическое пособие/Н.Д.Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Примерная программа базового курса «Информатика и ИКТ»
- Демо-версия ОГЭ-2016 года.
Тематическое поурочное планирование учебного материала
в 9 классе
Тема раздела, тема уроков | Кол час | Дом. | Планиру-емая дата | Фактиче-ская дата | примечание | |||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 12 часов | ||||||||
Техника безопасности и организация рабочего места учащегося. Кодирование графической информации. | 1 | 1.1 | 4.09 | |||||
Решение задач на кодирование информации. | 1 | Стр.13 | 7.09 | |||||
Растровая и векторная графика. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». | 1 | 1.2 | 11.09 | |||||
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | 1 | 1.3.1-1.3.2 | 14.09 | |||||
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | 1 | 1.3.3 | 18.09 | |||||
Редактирование изображений и рисунков. Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | 1 | 1.3.4 | 21.09 | |||||
Растровая и векторная анимация. Практическая работа № 4 «Анимация». | 1 | 1.4 | 25.09 | |||||
Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации». | 1 | 1.5 | 28.01 | |||||
Цифровое фото и видео. | 1 | 1.6 | 2.10 | |||||
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | 1 | 1.6 | 5.10 | |||||
Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | 1 | 1.6 | 16.10 | |||||
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической и звуковой информации». | 1 | 19.10 | ||||||
Кодирование и обработка текстовой информации – 10 часов | ||||||||
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации». | 1 | 2.1 | 23.10 | |||||
Решение задач ОГЭ (1, 7) | 1 | 2.1 | 26.10 | |||||
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул». | 1 | 2.2-2.3 | 30.10 | |||||
Сохранение и печать документов. | 1 | 2.4 | 2.11 | |||||
Форматирование символов и абзацев. Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев». | 1 | 2.5.1-2.5.2 | 6.11 | |||||
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков». | 1 | 2.5.3 | 9.11 | |||||
Таблицы. Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | 1 | 2.6 | 13.11 | |||||
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. | 1 | 2.7-2.8 | 16.11 | |||||
Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание "бумажного” текстового документа». | 1 | 2.7-2.8 | 27.11 | |||||
Контрольная работа №2 по теме: Кодирование и обработка текстовой информации. | 1 | 30.11 | ||||||
Кодирование и обработка числовой информации - 12 часов | ||||||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Решение задач ОГЭ №13. | 1 | 3.1.1 | 4.12 | |||||
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Решение задач ОГЭ №16. | 1 | 3.1.2 | 7.12 | |||||
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации». | 1 | 3.1 | 11.12 | |||||
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1 | 3.1 | 14.12 | |||||
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. | 1 | 3.2.1-3.2.2 | 18.12 | |||||
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 1 | 3.2.3 | 21.12 | |||||
Встроенные функции. Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 1 | 3.2.4 | 25.12 | |||||
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов». | 1 | 3.3 | 28.12 | |||||
Решение задач ОГЭ №5. | 1 | 3.3 | 11.01 | |||||
Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | 1 | 3.4 | 15.01 | |||||
Решение задач ОГЭ №12, 19. | 1 | 3.4 | 18.01 | |||||
Контрольная работа № 4 по теме «Электронные таблицы». | 1 | 22.01 | ||||||
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования – 20 часа | ||||||||
Свойства алгоритма и его исполнители. | 1 | 4.1.1 | 25.01 | |||||
Блок-схемы алгоритмов. | 1 | 4.1.2 | 29.01 | |||||
Выполнение алгоритмов компьютером | 1 | 4.1.3 | 1.02 | |||||
Линейный алгоритм | 1 | 4.2.1 | 5.02 | |||||
Алгоритмическая структура «ветвление» | 1 | 4.2.2 | 8.02 | |||||
Алгоритмическая структура «цикл». | 1 | 4.2.4 | 12.02 | |||||
Решение задач ОГЭ №6. | 1 | 15.02 | ||||||
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | 1 | 4.5 | 19.02 | |||||
Основы объектно-ориентированного визуального программирования | 1 | 4.6 | 22.02 | |||||
Контрольная работа № 5 «Формальные исполнители». | 1 | 29.02 | ||||||
Переменные: тип, имя, значение. | 1 | 4.3 | 4.03 | |||||
Практическая работа № 21 «Решение простейших задач линейного алгоритма» | 1 | 4.2.1 | 7.03 | |||||
Практическая работа № 22 «Решение простейших задач алгоритмической структуры «ветвление». | 1 | 4.2.2 | 14.03 | |||||
Практическая работа № 23 «Решение простейших задач алгоритмической структуры «цикл». | 1 | 4.2.3 | ||||||
Решение задач ОГЭ №8, 9 | 1 | 4.2.2-4.2.3 | 18.03 | |||||
Решение задач ОГЭ № 10 | 1 | 4.2.2-4.2.3 | 21.03 | |||||
Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 | 4.4 | 25.03 | |||||
Решение задач ОГЭ №2, 14 | 1 | 4.4 | 28.03 | |||||
Контрольная работа № 6 по теме «Основы программирования». | 1 | 1.04 | ||||||
Практическая работа № 24 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». | 1 | 4.5-4.6 | 11.04 | |||||
Моделирование и формализация – 8 часов | ||||||||
Окружающий мир как иерархическая система | 1 | 5.1 | 15.04 | |||||
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Построение иерархических моделей | 1 | 5.2.1-5.2.2 | 18.04 | |||||
Практическая работа № 25 «Нахождение кратчайшего пути. Простейший граф». | 1 | ОГЭ №3 | 22.04 | |||||
Формализация и визуализация моделей. | 1 | 5.2.3 | 25.04 | |||||
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Практическая работа № 26 «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере». | 1 | 5.3 | 29.04 | |||||
Построение и исследование физических моделей. Проект «Бросание мячика в площадку» | 1 | 5.4 | 6.04 | |||||
Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения» Экспертные системы распознавания химических веществ. | 1 | 5.5-5.7 | 13.05 | |||||
Контрольная работа №7 по теме: Моделирование и формализация | 1 | 16.05 | ||||||
Информационное общество – 2 часа | ||||||||
Информационное общество. Информационная культура | 1 | 6.1-6.2 | 20.05 | |||||
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Практическая работа № 27 «Построение запросов в поисковых системах». | 1 | 6.3 ОГЭ №4, 17, 18, 15 | 23.05 |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по ФГОС.
Применение прикладного программного обеспечения.
Копылова Наталья Юрьевна
учитель информатики высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №2 села Ермолаево» муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»
453360, Республика Башкортостан, Куюргазинский район, село Ермолаево, ул.Советская 160 А
8 347575 62372
453366, Республика Башкортостан, Куюргазинский район, село Айсуак, ул.Степная 7А кв.1
8 347575 62771
89373474919
nat.30.06@mail.ru
Урок 8 класс: Применение прикладного программного обеспечения
Цель урока: познакомить с основными понятиями темы: программное обеспечение, его структура, прикладные программы и их назначение.
Задачи урока:
- Образовательная: в результате урока учащиеся должны знать: что такое программное обеспечение, что в него входит; какие программы относятся к прикладному программному обеспечению, учащиеся должны научиться применять знания по теме урока при работе на компьютере.
- Развивающая: продолжить развивать навыки работы учащихся согласно педагогической технологии метода проектов с использованием прикладного программного обеспечения; развитие универсальных учебных навыков, таких как: информационно-коммуникационные навыки, навык самоконтроля; развитие у учащихся стремления к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и решать поставленные учебные проблемы, задачи. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, логического мышления, творческого воображения.
- Воспитательная: расширение познавательных интересов учащихся, воспитание трудолюбия, усидчивости, культуры умственного труда, интереса к изучаемому предмету, стремления к достижению значимого для себя результата; совершенствование навыков толерантности взаимоотношений.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, мультемедийная презентация, тест по программному обеспечению.
План урока
- Организационный момент 3 мин.
- Доклад «Операционная система» 3 мин.
- Тест «Урок РОСТ» 5 мин.
- Погружение в новую тему:
Создаем структуру программного обеспечения 10 мин.
- Домашнее задание 1 мин.
- Физкультминутка 1 мин.
- Закрепление нового материала – выполнение проектов за компьютером. 20 мин.
- Подведение итогов урока 2 мин.
Ход урока
- Организационный момент
Звучит музыка
Учитель. Здравствуйте. Мы начинаем урок со звуков музыки Антонио Вивальди “Времена года” (слайд 1)
(слушаем музыку)
Учитель. Садимся.
Учитель. Звуки музыки вовлекают нас в новую тему. Что это за тема вы сформулируете сами немного позже. А сейчас скажем, благодаря какой программе мы можем слушать музыку на компьютере? (Ответ: мы слушаем музыку на компьютере с помощью музыкального проигрывателя)
Учитель. Мы слушаем музыку Вивальди “Времена года” и представляем осенние пейзажи. А благодаря какой программе мы можем создать рисунок в компьютере? (Ответ: с помощью графического редактора мы создаем рисунок на компьютере)
Учитель. Какие программы вы еще знаете? (Ответ: перечисляют программы)
Учитель. На прошлых урокам мы говорили с вами, что у каждого файла свой тип и различаются она по расширению. Посмотрите на экран, перед вами перечислены имена файлов необходимо их отсортировать по типу. Итак, называем имя файла по порядку и указываем, к какому типу относиться файл.
Типы файлов слайд 2
Учитель. Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответ: сегодня на уроке мы будем говорить о программах) (слайд3 ).
Учитель. Ребята, открываем тетрадь, записываем число 11 декабря. Тема урока: Применение прикладного программного обеспечения.
Учитель. Ребята, скажите что обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам, и без чего мы не сможем установить прикладного программное обеспечение. (операционная система). Сейчас мы послушаем доклад Руслана.
- Руслан. Читает доклад.
Учитель. Изучать новую тему мы будем по следующему плану. Мы с вами познакомимся с новыми определениями, новыми программами. А в конце урока мы выполним самостоятельную работу с проектами, которая покажет, как вы усвоили новую тему.
- Проверка домашнего задания. Система урок РОСТ.
Учитель. Сейчас ребята садимся за компьютер. Заходим в систему урок РОСТ как ученик. Выбираем свою фамилию, класс и начинаем выполнять тесты. На выполнение задания вам 5 минут.
Учитель. Молодцы! Вы хорошо усвоили тему “Устройства компьютера”. Оценки за тест выставим позже.
- Погружение в новую тему.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, в каких сферах деятельности человеку нужен компьютер? (Ответ: компьютер необходим учителю, бухгалтеру, инженеру, юристу и так далее)
Учитель. А какую работу вы выполняете на компьютере дома? (Ответ: на компьютере мы печатаем доклады, слушаем музыку, получаем информацию в Интернете, общаемся и так далее)
Учитель. Как вы думаете, могли бы вы работать на компьютере без программ? (Ответ: без программ работа на компьютере невозможна) запишите в тетрадях определение – слайд 4
Учитель Для того, чтобы работать на компьютере необходимы не только устройства, но и программы. Программ много, каждая имеет свое назначение. Совокупность всех программ, которые находятся в памяти компьютера называются программным обеспечением (ПО) - запишите в тетрадях определение – слайд 5.
Учитель. На нашем компьютере есть множество программ. Все программы можно разделить на группы. Итак, рассмотрим структуру программного обеспечения.
А в начале, посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: “Как запустить программу?”
Ученики смотрят видеофрагмент из программы “запуск программы” (слайд 6).
Учитель. Итак, как запустить программу? (Ответ: для того, чтобы запустить программу, необходимо дважды щелкнуть на данном значке)
Учитель. Теперь рассмотрим Структуру программного обеспечения (слайд 7-18) Слайд 7 в тетради.
- Домашнее задание (слайд 19)
Учитель. Откройте дневники, запишите домашнее задание.
- §2.4.2
- Дополнить в тетради схему примерами программ.
- Стр. 63 задание 2.8.
- Дополнительное задание. Подготовить сообщение о любой прикладной программе.
- Физкультминутка (слайды с 20 по 24)
Немного отдохнем и выполним физкультминутку
- Первичное закрепление нового материала (слайд 25)
Учитель. Теперь мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал, для этого мы садимся за ПК. На прошлом уроке вам было задано домашнее задание подготовить материалы по темам индивидуальных проектов или подобрать материал по темам: 80 лет Куюргазинскому району, 90 лет школе, 70 лет Победе в Великой Отечественной войне. После выполнения проекта вы продемонстрируете свои работы для класса.
Вопросы по проектам: тема проекта, какое ПО использовали, в чем заключалась сложность.
Учитель. Ребята, мы сегодня на уроке не успели просмотреть все проекты. Мы обязательно их увидим на следующем уроке.
- Учитель. Чем вы сегодня занимались на уроке, что нового узнали? (познакомились с новыми определениями, программами, выполняли мини-проекты используя различное ПО )
- Итог урока.
Учитель. Ребята, теперь я попрошу вас оценить свое отношение к уроку, достигли ли вы поставленной цели. (на доске рисуется круг, в центре ставится точка – символизирующая цель урока, учащиеся прикрепляют магнит в то место круга, где они себя видят). Спасибо за урок!
Литература
- УМК “Информатика и ИКТ”, под ред. Угриновича Н.Д.
- Электронные образовательные ресурсы