Сведения об аттестации педагога

Кнор Ольга Владимировна

в 1997 г. присвоена вторая квалификационная категория

в 2002 г. присвоена первая квалификационная категория

в 2007г. подтвердила первую квалификационную категорию

в 2010 г. присвоена высшая квалификационная категория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Analiticheskiy_otchet_za_2007-2010_gg.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Карпинска

Аналитический отчет

за межаттестационный период

с 2007 по 2010 учебные годы

по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, как средства

 формирования социокультурной компетентности учащихся».

                                                                                  Кнор Ольга Владимировна,

                                                                      учитель английского языка

                                                                      МОУ СОШ №6

                                                                      первая квалификационная категория

Карпинск

2010 год

Оглавление

  1. Введение.                                                                                                    3
  2. Основная часть:

Глава 1.

  1. Использование информационно-коммуникационных    

          технологий на   уроках английского языка.                                   6

  1. Использование Интернет-ресурсов

          на уроках английского языка.                                                          8                              

Глава 2.

          2.1.    Проектная деятельность на уроках английского языка

                    как способ формирования социокультурной

                    компетентности    учащихся.                                                         12

  1.      2.2.    Метод проектов в воспитательной работе

          классного руководителя.                                                                14

  1. Результаты педагогической деятельности

     за межаттестационный период.                                                               18

  1. Проектировочная деятельность.                                                              22
  2. Заключение.                                                                                               24
  3. Список  литературы.                                                                                 27
  4. Приложения.                                                                                              28

Введение

      В российской «Стратегии модернизации содержания общего образования» отмечается: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе.  Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» также подчеркнуто: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Указанные концепции предполагают формирование в первую очередь межпредметных и надпредметных компетенций, не привязанных к конкретным учебным дисциплинам. По своему содержанию это напоминает актуальную для советской педагогики задачу формирования всесторонне и гармонически развитой личности, и, несмотря на абстрактный идеализм поставленной задачи, ее гуманистический пафос довольно высок. Рассматриваемый подход соответствует не только мировым стандартам, но и традиционным ценностям отечественного образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).

      В последнее время в методике преподавания иностранных языков всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных и коммуникационных технологий в средней школе. Перед учителями иностранного языка сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности. Компьютеризация и информатизация создали современные эффективные методы обучения социокультурной компетенции. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, видео- и аудиоматериалов и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня знаний, склонностей и т.д.

     В связи с этим возникает  противоречие  между глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества и недостаточной разработанностью содержательных, методических, технологических аспектов образования, требующих пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

     Анализ требований к уровню подготовки и минимуму содержания образования показывает, что общие требования к образованности выпускника можно отнести к ключевым компетенциям, например, «обладать широким кругозором», «быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины», «быть способным к проектированию своей деятельности», «быть самостоятельным в действиях в условиях неопределенности» и т.д. Практика показывает, что ключевые компетентности формируются лишь в опыте собственной деятельности.

     Все это заставило меня выбрать методическую тему «Использование информационно-коммуникационных технологий и  технологии проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся».

     Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов деятельности в форме аналитического отчета.

Цель аналитического отчета – осуществить анализ и дать оценку результата эффективности внедрения в практику проектного метода и ИКТ для формирования социокультурной компетентности учащихся.

    Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:

  1. создать условия для формирования ключевых компетентностей учащихся через внедрение новых образовательных технологий в процесс обучения;
  2. способствовать формированию мотивации  на самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность учащихся;
  3. повысить уровень профессионализма и управленческой культуры как педагога, классного руководителя и руководителя ШМО;
  4. провести анализ результатов внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс;
  5. сделать выводы об эффективности своей деятельности и наметить программу деятельности на следующий аттестационный период.

    Объектом аналитического отчета является – педагогическая деятельность, направленная на формирование социокультурной компетентности учащихся, а также на развитие познавательной продуктивной деятельности  школьников.

    Предметом аналитического отчета является – результаты педагогической деятельности по внедрению ИКТ и проектного метода в учебно-воспитательный процесс.

     Обеспечивая право каждого учащегося на качественное образование в соответствии с требованиями ГОС НРК, образовательной программой нашего учебного учреждения, я особое внимание при достижении результата образования уделяла развитию коммуникативных, познавательных, творческих способностей обучающихся.

     В основе моей педагогической деятельности лежали технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технология портфолио, игровые технологии.

    Основными направлениями деятельности в межаттестацирнный период были:

  • Учебная деятельность – преподавание английского языка;
  • Ведение элективных курсов «Английский для делового общения», «Английский для говорения и письма», «Английский язык и ИКТ»;
  • Методическая работа – разработка программно-методического обеспечения для всех выше перечисленных дисциплин;
  • Руководство исследовательскими работами учащихся – «Боевой путь семьи в годы Великой Отечественной войны», «Юные знатоки Урала», «Портрет учителей школы №6»;
  • Воспитательная работа – классное руководство;
  • Общественная деятельность – руководитель ШМО, куратор ТИГ «ИМЦ».

    Предполагается, что применение метода проектов и информационно-коммуникационных технологий будет способствовать формированию у обучающихся следующих компетентностей:

       -коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);

       -информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);

       -личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

Глава 1

1.1.  Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

      В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения.  

     Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения иностранным языкам. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

     Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемой в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

      В практике применения компьютера в учебном процессе я особо подчеркиваю его обучающую функцию.  Компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.

     Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

      Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того, трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.

     Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

     Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.

     Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

     Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс” и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

    Для подготовки к ЕГЭ использую “Английский язык. Экспресс- подготовка к экзамену”, «Английский язык на 100 баллов» и другие обучающие программы.

    Компьютеризация нашего общества взывает к жизни и появление все большего количества людей, которые хотят и могут пользоваться этими умными машинами в повседневной жизни. Компьютеры облегчают жизнь и делают ее более интересной. Ведь если при помощи этой машины в течение часа или двух можно посетить обучающие курсы в Интернете по любому предмету школьной и внешкольной программы, увидеть мир в его нынешнем состоянии и многообразии, пообщаться с огромной массой самых разных людей и получить доступ в библиотеки, музеи и на выставки, о которых можно только мечтать, то лучшего средства для саморазвития и индивидуального образования и самообразования действительно нет.

     Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

     У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.

1.2. Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка

     Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.

    Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

- для включения материалов сети в содержание урока;

- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом.

    Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

     Использование Интернета и электронных пособий при выполнении домашних заданий, что особенно актуально при использовании метода проекта, когда учащиеся самостоятельно активно ищут информацию в электронных источниках и работают с ней.

      Интернет - неограниченные возможности для обучения английскому языку. Для этого можно использовать практически все возможности сети: электронную почту, разговор в сети, поисковые системы, справочные каталоги, доступ к информационным ресурсам, публикации, видео конференции, телеконференции. Использование электронных словарей, что значительно облегчает работу с текстом.

     Использование технологий дистанционного обучения, когда учащиеся могут решать тесты, брать информацию и консультироваться на личном сайте учителя, что обеспечивает как повышенную мотивацию и интерес к предмету, так и уводит ребенка в Интернете с несовместимых с воспитанием и обучением сайтов на сайт педагога.

Глава 2

2.1.Проектная деятельность на уроках английского языка как способ формирования социокультурной компетентности учащихся

     Как научить детей ориентироваться в огромном информационном пространстве в условиях классно-урочной системы, где основным источником информации является учитель и учебник? Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало? Как помочь детям, желающим более углубленно изучать предмет, без увеличения количества учебных часов и без перевода этих детей в отдельный класс или школу? Вот вопросы, которые я определила для себя приоритетными.

     Изучив современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее полно реализации этих целей и задач соответствует комплексная организация проектной деятельности школьников.

     XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд». Чтобы осуществить  принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

    Метод   проектов  - это  из области  дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о  методе   проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу  метода   проектов  положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Чтобы добиться такого результата, необходимо  научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

    Проектная деятельность как исследовательский метод способствует формированию у учащихся устойчивой положительной мотивации к изучению дисциплины «Английский язык», решению прикладных задач с помощью компьютерных технологий. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию творческого мышления и потребности в поиске. Работа над проектом ставит ребенка в условия, когда ему требуется использовать уже имеющиеся знания и те которые ему требуется приобрести.

    Применяя технологию проектной деятельности, я создаю условия для  развития познавательных навыков детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

    Используя компьютерные технологии на уроках английского языка в качестве средства исполнения проекта, я стараюсь расширить возможности творческой самореализации ученика, развить его когнитивные способности, так как ему приходится работать и с информацией, необходимой для раскрытия темы проекта, и с информацией, необходимой для практической реализации проекта при помощи тех или иных программных средств.

    Процесс формирования социокультурной компетентности у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

  • профессиональной готовности учителя к осуществлению данной задачи;
  • формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся;
  • внедрение проектной деятельности в урочную и внеурочную деятельность;
  • мониторинг формирования ключевых компетентностей.

     В содержании проектной деятельности выделяются следующие компетенции:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель (целеполагание);
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской деятельности;
  • владеть навыками работы с источниками информации, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и анализировать необходимую  информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

     Суть проектной деятельности состоит в том, каким образом, организовать образовательный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения решить более глубокую задачу формирования социокультурной компетентности, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.

    Проектная деятельность помогает, на мой взгляд, формированию следующих ключевых компетенций:

-компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

-компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

-компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

-содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;

-развивать у школьников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной деятельности;

-научить простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания, научить самостоятельно исследовать тот или иной объект или процесс;

-учить работать с большими объемами информации, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы и наметить пути их решения, грамотно оформлять научную работу, овладевать искусством дискуссии;

-способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

    Отличительной особенностью метода проектов от традиционного подхода является то, что учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьников. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.

    Оптимальным является также создание мультимедийной Power Point презентаций. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

    В целом, система проектной деятельности способствует решению самой важной задачи школьного образования - формирования социальной компетентности.

    Любой проект предполагает наличие конечного продукта, при создании которого  активно используются информационно-коммуникационные технологии.

    В процессе организации проектной деятельности я столкнулась с различными проблемами, которые предстояло решить.

    Одна из них – сочетание метода проектов с классно – урочной системой. Я убеждена, что проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место, а связь урочной и внеурочной деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, ведь подавляющая часть проектов начинается и заканчивается на уроке.

    Другая проблема – руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически, так как учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности.

    Одним из важных вопросов, которые встали передо мной в процессе работы – это оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Я определила разные критерии оценки проектов, которые будут представлены ниже. Проблема была в том, что способы оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников. Предлагаю следующие критерии и способы оценки проекта:

Способы оценки.

Оценка учителя (А)

Средняя оценка одноклассников (В)

Самооценка автора проекта (С)

Итоговая оценка Д = (А + В + С) : 3

Критерии оценки проекта.

1.       Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.

2.       Логика и последовательность их изложения.

3.        Самостоятельность и адекватность выбора средств.

4.        Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.

5.        Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.

6.        Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

7.        Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

8.        Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

9.        Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.

10.        Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.

11.        Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

12.        Практическое использование проектного изделия.

13.        Качество записей и наглядных материалов.

14.        Использование знаний из других наук и учебных предметов.

15.        Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

16.        Полнота знаний по теме.

17.        Оригинальность решения проекта.

18.        Культура речи.

19.        Привлечение знаний из других областей.

20.        Языковая грамотность.

21.        Умение пользоваться информационными технологиями.

Для оценивания работ в презентации Power Point я разработала следующие критерии:

Ф.И. участника проекта         

Тема проекта         

Степень реализации проекта        

Владение технологией

Power Point        

Итоговая оценка

Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, он может представлять различные формы документирования:

–путеводитель (для туристов),

– презентация в электронном виде (Power Point),

- буклет (Publisher).

2.2. Метод проектов в воспитательной работе классного руководителя

     Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

     Предполагается, что внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

    Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности  будут социальные проекты направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.  

    Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс - Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности  посредством методов социального проектирования.

Задачи:

  1. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  2. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  3. формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.
  4. предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

     Ребенок – субъект своего развития

    Гуманистический подход отличается принципиально иным пониманием роли человека, а, следовательно, - и ребенка. Мера развития  человека, мера развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Изменяется положение ребенка, он действительно становится субъектом своего развития. Педагоги ориентируются не только на подготовку ученика, воспитанника к будущей жизни, но на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детство, отрочества, юности – в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его личностных целей, запросов, создание условий для его самоопределения, самореализации, сомодвижения и развития – непременное условие гуманистического подхода в образовании.

    Этапы работы над проектами:        

1.   Подготовительный этап:        

      а) выбор темы и целей проекта;

      б) определение количества участников проекта, состава группы.        

    Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.        

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2.    Плановые работы:        

       а) определение источников информации;

       б) планирование способов сбора и анализа информации;

       в) планирование итогового продукта;

       г) установление процедур и критериев оценки процесса работы;

       д) распределение обязанностей членов команды.        

    Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.        

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

3.     Исследовательская деятельность:        

        а) сбор информации, решение промежуточных задач.

    Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала.        

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.        

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

4.     Результаты и выводы:        

        а) анализ информации.

    Формулировка выводов, оформление результатов.        Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюдает, советует.

5.     Представление готового продукта:        

    Представление разнообразных форм результата работы.        Отчитываются, полемизируют, отстаивая свою точку зрения, делают окончательные выводы. Учитель слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Публичные выступления учащихся на сцене друг перед другом, перед малышами, ровесниками из параллели создают ситуацию успеха, ситуацию оценки своих достижений относительно успехов других. Процесс творчества имеет огромное влияние как на личность каждого учащегося, так и на весь класс, который является первичным коллективом.

6.      Оценка процесса и результатов работы:        

    Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.        

Оценивает усилия участников проекта, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. Для классного руководителя - это диагностика. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

     Реализация метода проектов  в воспитательной работе с классом:

       Педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем:

    Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных  отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например,  как чувство патриотизма, потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.

    Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки.  Это  и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

    В процессе творчества с использованием ИКТ ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают много нового. Происходит формирование и сплочение классного коллектива и формирование творческой личности учащихся в информационной среде. Таким образом, представляется интересным использование метода проектов в системе воспитательной работы с учащимися.        

Результаты педагогической деятельности

за межаттестационный период

    Качество образования зависит от состояния процесса образования, с одной стороны, - и от результата образованности (подготовленности, компетентности выпускников), с другой стороны, от его соответствия потребностям и ожиданиям общества.

    Результатом деятельности педагога является качество образовательного процесса, а также качество результатов педагога, выраженное в достижениях обучающихся.

    В своей педагогической деятельности я ориентировалась на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих образованности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

     Реализация метода проектов привела моих учащихся к следующим положительным результатам:

  • Сохранение мотивации к изучению иностранного языка;
  • Возможность углубленного изучения языка для учеников, способных и желающих его изучать, без определения их в отдельные классы;
  • Улучшение успеваемости по предмету.

     Результата деятельности:

- высокий уровень познавательной мотивации:

высокий уровень – 64%

средний уровень – 32%

низкий уровень – 4%

- высокий процент выбора предмета «Английский язык» для сдачи ЕГЭ в ходе государственной итоговой аттестации выпускников:

2009г. – 1человек

2010г. – 4 человека

    Учащиеся продемонстрировали достаточный уровень владения английским языком. По результатам ЕГЭ был сделан анализ ошибок, выработаны рекомендации для дальнейшей работы тьютором по подготовке учащихся к ЕГЭ.

- стабильные результаты успеваемости за межаттестационный период:

качество обучения – 74%

успеваемость – 100%

уровень обученности – 68%

средний балл – 4,0

- участие учащихся в конкурсах и олимпиадах:

  • Городская олимпиада:

2008 г. – 1 призер

2009 г. – 2 призера

2010 г. – 3 призера

  • Международная Олимпиада по основам наук:

    IV Международная Олимпиада по основам наук УрФО по английскому языку -18 человек, 7 дипломантов II и III степени), 2008 г.

    V Международная Олимпиада по основам наук УрФО по английскому языку -21 человек, 8 дипломантов II и III степени), 2008 г.

    VI Международная Олимпиада по основам наук УрФО по английскому языку -18 человек, 7 дипломантов II и III степени), 2009 г.

  • Международный  конкурс «Британский Бульдог»:

           2008 г. - 17 человек

           2009 г. -  21 человек

  • Региональный очный конкурс «Устный переводчик»:

           2009 г. – 2 человека

           2010 г. – 2 человека

  • Региональная очная олимпиада по английскому языку в г. Серове:

     2010 г. - 2 человека

    Проектный метод способствовал привлечению к активной творческой познавательной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

  • Участие в конкурсах ученических проектов на иностранном языке:

2007  г. -  проекты «Моя школа» (5 призеров)

2008  г. -  проекты «Моя малая Родина» (3 победителя)

2009 г.- проект «Портрет учителя школы №6» (выступление на городской учебно-исследовательской конференции, присвоена номинация «Лучшая проектировочная деятельность»).

     Результаты работы были представлены школьному и городскому педагогическому сообществу в 2008 г. и 2009 г..

     За данный межаттестационный период учащиеся моего предыдущего класса дважды стали участниками городских конкурсов социальных проектов:

2008 год – проект «Экскурсия по родному городу»

2009 год – проект «Благоустройство пришкольного участка».

    Мониторинг качества учебных достижений учащихся:

- уровень сформированности объективной оценки и адекватной самооценки отслеживается каждый раз при выполнении самостоятельной работы, подведении итогов проектной деятельности, когда учащиеся самостоятельно оценивали свою работу на основе предложенных критериев, оценивали работу своих одноклассников.

- уровень креативного мышления учеников определяется по таким показателям, как умение вырабатывать идеи, сравнивать идеи, находить адекватные способы деятельности, совершенствовать способы деятельности, создавать творческие работы.

    Характеристика основных условий, позволяющих получить указанный выше результат деятельности:

- обновление содержания учебно-воспитательного процесса;

- педагогические технологии;

- формы организации образовательного процесса;

- методы и приемы, средства обучения

     Одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является постоянное повышение уровня профессиональной компетентности учителя по таким направлениям, как использование компьютерных технологий в образовательном процессе, мониторинг качества учебных достижений, проблемы и результаты ЕГЭ:

2008г. – «Программа обучения тьюторов для подготовки педагогов к проведению ЕГЭ» (английский язык);

2010г. – «Технико-технологическая компетентность организаторов процедур педагогических измерений».

    На протяжении межаттестационного периода работала над повышением уровня  методической компетентности и профессионализма через:

  • участие в  профессиональных конкурсах:

      -   победитель (в составе творческой группы) областного конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в школе», 2008 г.;

      - победитель городского профессионального конкурса «Итоговая аттестация: организация выбора», 2009 г..

  • представление образовательному сообществу опыта своей работы:

      - участие в научно-практической конференции, организованной Северным педагогическим колледжем, по теме «Взаимодействие участников образовательного процесса как условие освоения современных коммуникационных и информационных технологий», 2009 г.;

     -     выступление на педагогических  чтениях по теме «Мегапроект как условие создания единого исследовательского социокультурного пространства в школе», 2009 г.;

     -     представление опыта работы на региональной научно-практической конференции по вопросам повышения эффективности преподавания иностранных языков, организованной Уральским гуманитарным институтом в г. Серове, по теме «Роль и место национально-культурной составляющей на уроке английского языка и во внеурочное время», 2009 г.;

     -   представление опыта работы классного руководителя в качестве руководителя исследовательских проектов на окружном семинаре, посвященном проблемам развития познавательных способностей учащихся через исследовательскую деятельность, 2010 г.

  • развитие своего профессионально-личностного потенциала:

     -   участие в составе творческой группы учителей в региональном конкурсе «Инновации в образовании», 2009 г.;

     - участие в IV региональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», 2010 г.

  • повышение уровня управленческой культуры учителя:

     -  работа в составе жюри на региональном конкурсе «Инновации в образовании», 2010 г..

      -  работа тьютором по подготовке учителей города к сдаче ЕГЭ по иностранному языку в 2009 г.

      - управление школьным методическим объединением учителей иностранного языка с 1997 г.  ШМО является организатором многих городских мероприятий по иностранному языку для учащихся школ города: организация деловых игр, проведение тематических праздников.

      -  управление ученическим коллективом: в 2009 году выпустила 11-й класс, один серебряный медалист, один человек – участник городского конкурса «Ученик года».

     Разработала рабочую программу по предмету «Английский язык», элективные курсы «Английский язык для делового общения», «Английский для говорения и общения» и «ИКТ и английский язык».

         Имею печатные работы:

     - «Мегапроект как условие создания единого исследовательского социокультурного пространства в школе» (сборник тезисов научно-практической конференции, организованной Северным педагогическим колледжем, 2009 г.) /в соавторстве с Терентьевой Н.С./;

     -  «Роль и место национально-культурной составляющей на уроке английского языка и во внеурочное время» (сборник тезисов региональной научно-практической конференции по вопросам повышения эффективности преподавания иностранных языков, организованной Уральским гуманитарным институтом в г. Серове, 2009 г.);

     -  «Использование ИКТ в обучении. Модель «Наша новая школа. Первые шаги» (сборник тезисов IV региональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», 2010 г.) /в соавторстве с творческой группы/.

Проектировочная деятельность

    Профессиональная деятельность педагога должна быть ориентирована на решение задач, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей каждого ребенка, а сам педагог должен обладать определенными компетенциями:

— создания проектов с учетом образовательной программы учреждения и потребностей детей;

— проектирования собственной практики, направленной на решение актуальных задач образовательного учреждения с учетом технологий индивидуализации, анализа результатов собственной практики;

—   корректировки проекта в связи с изменившимися условиями;

—   составления образовательных программ;

— использования в своей работе продуктивных методов организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС;

—  проектирования и осуществления различных способов межличностного взаимодействия;

— создания условий для эффективного сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения в школе.

    Используя технологию проектов в своей педагогической деятельности, я обратила внимание на то, что учащиеся хотят расширить рамки исследовательского пространства. Большой интерес у школьников вызывает деятельность, связанная с участием во всероссийских и международных телекоммуникационных проектах.

    Под учебным телекоммуникационным проектом Е.С. Полат определяет «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности»

    Основной идеей организации и проведения INTERNET – конкурсов, форумов, чатов, Web-дискуссий, телеконференций для подростков и молодежи является реализация деятельностного подхода к обучению.

    «Сетевые» педагогические технологии способствуют формированию принципиально новой информационной образовательной среды (INTERNET – среды), обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, существенным образом влияющей на перераспределение ролей между участниками образовательного процесса (акцент на самореализацию, самоактуализацию, самообразование). Использование INTERNET -среды, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

    Внедрение данной технологии в образовательный процесс позволяет решить комплекс учебных задач и воспитательных задач. Учебные задачи: научить пользоваться информацией из различных источников; научить расширять и углублять знания в данной предметной области; научить методу нисходящего проектирования. Воспитательные: научить взаимодействию вколлективе; научить самооценке; научить обосновывать и отстаивать свою позицию; научить умению видеть перспективу развития своей деятельности.

    К наиболее популярным видам INTERNЕT-проектов можно отнести:

свободную переписку;

информационный обмен;

электронные встречи;

проведение совместных наблюдений;

изучение общего и особенного в какой-либо предметной области;

подготовку совместных публикаций;

участие в игровом имитационном моделировании;

выполнение уникальных совместных проектов;

создание баз данных;

социальные проекты;

выпуск электронных газет;

разработка виртуальных экскурсий и путешествий;

организация виртуальных школьных музеев;

организация деятельности Web-студий и др.

    Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.

Цель на новый межаттестационный период - овладеть «сетевыми» проектными технологиями  как средством развития творческих способностей учащихся.

Для этого необходимо изучить историю возникновения и применения этого метода в образовании, технологию подготовки и организации образовательного процесса на основе использования данной технологии.

 Основные задачи на новый межаттестационный период:

  1. Усиление личностно-ориентированной направленности образования через совершенствование традиционных и внедрения новых педагогических технологий.
  2. Повышение уровня  профессиональной компетентности.

Заключение

    Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

     Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

     А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

     Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

    А также, проекты  - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное создание презентации.

    Педагогическая деятельность невозможна в отрыве от воспитательной; чтобы добиться понимания предмета, вначале необходимо добиться дисциплины на уроке и уважения к учителю. Однако уважение у детей способен вызывать только учитель, которые ничуть не отстает от них в своем понимании современных тенденций.

    Таким образом, учитель воспитывает, прежде всего, своей личностью, своим поведением, своим интеллектом. Данный процесс воспитательной деятельности учителя происходит во время как урочной, так и внеурочной работы с учащимися. При этом совершенно неважно, является ли данный учитель педагогом-предметником или же классным руководителем учащихся, так оба постоянно общаются с детьми, и задачи учителя-предметника «научить» невозможно решать в отрыве от их общей задачи «воспитать».

    Как известно, цель считается достигнутой (а проект реализованным), когда учащиеся в результате работы получают (или узнают) что-то новое. В результате работы над проектами учащиеся улучшили свои знания не только в области английского языка, но и географии, истории и информатики. Более того, мы получили огромное внутреннее удовлетворение от проделанной работы.

     В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Изучив многочисленные публикации учителей, которые применяют метод проектов, и опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
  • повышению активности и самостоятельности учащихся;
  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
  • осознанию учеником ценностей совместного труда;
  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
  • развитию позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков;
  • эстетическому воспитанию;
  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

    Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

     Опыт работы с применением метода проектов позволяет мне утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.

     Обращение к проблеме организации проектной деятельности считаю актуальным в условиях обновления содержания образования.

     Базой для обогащения методической копилки мне послужили интересные и полезные источники:

http://www.spotlightonrussia.ru

http://www.centercom.ru

http://www.homeenglish.ru

http://www.ourkids.ru

http://www.englishforkids.ru

http://www.glc.me.uk

http://english4u.com.ua/index.php

http://www.learningplanet.com

http://www.netrover.com

http://www.penfriends.com

http://www.golivewire.com

http://www.learn-english.ru

http://www.alleng.ru

http://www.rusedu.ru

http://www.detskiy-mir.net

    Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

    Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором творческое видение с умением использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По-настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебно-воспитательном процессе.

Список используемой литературы

  1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999;
  2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41;
  3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007;
  4. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78;
  5. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159;
  6. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка  - потребность времени. ИЯШ,№5, 2005;
  7. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7;
  8. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997;
  9. Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002;
  10. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41;
  11. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.;
  12. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.

Приложение

Результаты продуктивности за межаттестационный период

Результаты ЮИСУ

Проектная деятельность

Критерии оценки проекта

1.       Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.

2.       Логика и последовательность их изложения.

3.        Самостоятельность и адекватность выбора средств.

4.        Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.

5.        Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.

6.        Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

7.        Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

8.        Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

9.        Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.

10.        Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.

11.        Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

12.        Практическое использование проектного изделия.

13.        Качество записей и наглядных материалов.

14.        Использование знаний из других наук и учебных предметов.

15.        Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

16.        Полнота знаний по теме.

17.        Оригинальность решения проекта.

18.        Культура речи.

19.        Привлечение знаний из других областей.

20.        Языковая грамотность.

21.        Умение пользоваться информационными технологиями.