Организация отдыха детей и их оздоровления

Борисова Ольга Викторовна

 

Цель  организация отдыха, оздоровления и интеллектуального развития учащихся школы в летний период,  создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Задачи:

1. Создать условия для организованного отдыха детей, способствующие самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность

2. Формировать интерес к различным видам деятельности.

3. Развивать познавательную активность, творческий потенциал каждого ребенка.

 

 

       Спектакль "Как медведь трубку курил"                                               Видеоотчет "Театральные встречи"

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Театральные встречи"298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района

Алтайского края

организации летнего отдыха детей

в пришкольном

оздоровительном лагере с дневным пребыванием

«Алые Паруса»

Смена «Театральные посиделки»

                                                                         

                                                                               Автор: Ноздрина Людмила Николаевна,        заместитель начальника лагеря по

воспитательной работы

Алексеевка

2019

Паспорт программы

Основания для разработки

программы

- Закон РФ об образовании;

- Конвенция о правах ребенка;

-Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.2599-10.

-Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»;

-Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

-Программа работы школы в каникулярное время.

- Нормативные документы,  регламентирующие летний отдых детей в 2019 г.

Цель создания программы

Организация отдыха, оздоровления и интеллектуального развития учащихся школы в летний период

Основные цели и   задачи программы

1.Пропаганда здорового образа жизни в общении с природой и с людьми увлеченными, любящими природу;

2.Улучшение организации активного отдыха детей, развитие туризма и спорта;

3.Развитие толерантности, чувства симпатии, принятия другого человека;

4.Воспитание патриотизма через познание родного края и приобретение навыков сбережения природных богатств и культурного наследия;

5.Воспитание духовно-нравственной, интеллектуально развитой, гармоничной личности в процессе КТД (коллективной творческой деятельности), в процессе общения друг с другом;

6.Приобретение детьми знаний об искусстве управления своим здоровьем с детства. Создание условий для приобретения навыков физического, гармоничного развития;

7.Воспитание активной, деятельной, созидательной личности;

Принципы программы

1.Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;                                                                                      
2. Культуросообразность воспитания:

- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
3. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

 - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.

Условия реализации программы

1.Лагерь организуется на базе МБОУ  «Алексеевская СОШ». Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный  зал, спортивный инвентарь, технические средства, игровая комната, компьютерный кабинет).

2.Кадровые условия:

- начальник лагеря;

- воспитатели;

- обслуживающий персонал.

3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:

- начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;

- сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;

- воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и заместителем директора по учебно - воспитательной  работе школы.

Название смены

«Театральные встречи»

Пояснительная записка

      В последние годы  возросло внимание  к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.

   Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, для спортивно-оздоровительной деятельности. Летний  пришкольно - оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития физического и творческого потенциала личности ребенка.

   Программа направлена на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, оздоровления, занятий спортом.

Новизна программы заключается в новой трактовке индивидуального подхода: отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики творческого потенциала личности.

   Программа актуальна, так как ее содержание включает направление деятельности, отвечающее современным требованиям и условиям образования. Она предназначена помочь ребёнку сделать правильный выбор в современном обилии информации, найти своё «Я».

Форма, в которую облекается жизнь ребёнка в лагере, педагогически целесообразна, она отвечает потребностям детей в общении со сверстниками и взрослыми, в увлекательном труде и деятельном насыщенном досуге, в ощущении своей успешности и значимости.

   Общее количество участников программы – 32.

По продолжительности программа краткосрочная, реализуется  в течении 1 лагерной смены.

Цель программы: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых и развитие творческого потенциала детей в летний каникулярный период.

Задачи:

1.Пропаганда здорового образа жизни в общении с природой и с людьми увлеченными, любящими природу;

2.Улучшение организации активного отдыха детей, развитие туризма и спорта;

3.Развитие толерантности, чувства симпатии, принятия другого человека;

4.Воспитание патриотизма через познание родного края и приобретение навыков сбережения природных богатств и культурного наследия;

5.Воспитание духовно-нравственной, интеллектуально развитой, гармоничной личности в процессе КТД (коллективной творческой деятельности), в процессе общения друг с другом;

6.Приобретение детьми знаний об искусстве управления своим здоровьем с детства. Создание условий для приобретения навыков физического, гармоничного развития;

7.Воспитание активной, деятельной, созидательной личности;

Срок реализации программы: май  2019 г. – июнь  2019 г.

Этапы реализации программы:

Первый этап - аналитический  (14 мая – 31 мая  2019 г.).

Цель: утверждение «Программы пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса», комплектование отряда,   подготовка условий и средств к  функционированию пришкольного оздоровительного лагеря «Алые паруса» при МБОУ «Алексеевская СОШ» Благовещенского района Алтайского края.

Второй этап – практический (04 июня – 22 июня  2019 г.).                                  

Цель: реализация  «Программы пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса»  в практической работе.

Третий этап - обобщающий (24 июня – 28 июня 2019 г.).  

                        Цель: совершенствование системы работы лагерной деятельности за счет анализа работы пришкольного оздоровительного лагеря  «Алые паруса», определение эффективности продолжения работы в данном направлении на следующий учебный год.

Режим работы лагеря с 8 ч 30 мин. до 14 ч 30 мин

8.30        -  9.00                         Приход детей

9.00 – 9.15                            Зарядка

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

9.15 – 9.30                     Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

9.30 - 10.00              Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

                         Чем богаты повара!

10.00 – 11.00                Отрядные, лагерные дела

Кто куда: кто в поход,

                        Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

11.00 – 12. 00           оздоровительные процедуры, спортивный час

12. 00 – 13. 00      ОЛД

13.00 – 13.30  Обед

Но у всех, смешливых даже,

 За столом серьезный вид.

  За обедом виден сразу аппетит.

13.30                Отрядные, лагерные дела

14.30                     А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

                Завтра снова мы придем!

Направления и виды деятельности

  • Художественно - творческое направление
  • Трудовая деятельность
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность
  • Эстетическое направление
  • Образовательное направление
  • Досуговая деятельность
  • Кружковая деятельность

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;
  • Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка)
  • Спортивные  игры на стадионе, спортивном зале.
  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Эстафеты  

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • Пробуждать в детях чувство прекрасного;
  • Формировать навыки культурного поведения и общения;
  • Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

  • Конкурсы
  • Выставки

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

  • Изобразительная деятельность
  • Конкурсные программы
  • Творческие конкурсы
  •  Игровые творческие программы  
  • Концерты  
  • Творческие игры
  • Праздники
  • Выставки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

  • Бытовой само обслуживающий труд;
  • Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)

Бытовой само обслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в   уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

Само обслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках,   в которых они занимаются.

Образовательная деятельность

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

  • Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:

  • Поездки, экскурсии;
  • Психологические тесты.

Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

  • Вовлечь как можно больше ребят  в различные формы организации досуга.
  • Организовать деятельность творческих мастерских.

     В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

     Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Отрядные дела:

№ дня

Мероприятия

1 день. 04.06

«Здравствуй, это я!»

(встреча с героями мультфильмов)

« Давайте познакомимся»

Знакомство с режимом дня и направлением деятельности лагеря.

Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены).

Оформление отрядного уголка лагеря .

Подготовка к открытию лагеря.

2 день. 05.06

День безопасности

(встреча с Дядей Стёпой)

Проведение инструктажа по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведения в общественном транспорте, автобусе. Инструктаж по клещевому энцефалиту.

Мероприятие  «Дорожная азбука»

Подготовка к открытию лагеря.

3 день. 06.06

День открытия лагерной смены

Открытие лагерной смены «Шоу талантов»

Игры на свежем воздухе.

Работа творческих мастерских.

4 день. 07.06

День права

(встреча с Волком)

«Азбука права»

Отдых на детской площадке.

Работа творческих мастерских.

5 день. 10.06

 День литературы

(встреча с героями рассказов В.М.Шукшина)

«Мы любим читать Шукшина»

Чтение рассказов Шукшина. Знакомство с биографией В.М.Шукшина.

Экскурсия в библиотеку.

Работа творческих мастерских.

Игры по интересам на детской площадке.

Работа творческих мастерских.

6 день. 11.06

День России

(встреча с Президентом)

«Я живу в России»

Игры по интересам на детской площадке.

Работа творческих мастерских.

7 день. 13.06

День симпатий

(встреча с Принцессой)

Конкурсная программа «Десять способов понравиться»

Уборка территории от мусора.

Работа творческих мастерских.

8 день. 14.06

День встреч

(встреча с рыцарем)

 «Встреча с М.Т.Калашниковым».

Экскурсия по памятным местам (презентация).

Работа творческих мастерских.

9 день. 17.06

День путешествий

(встреча с пчёлкой Майей)

«Путешествие по станциям».

Памятные места в селе.

Просмотр мультфильмов.

Работа творческих мастерских.

Настольные игры.

10 день. 18.06

День радости

(встреча с Карлсоном)

Поездка на аттракционы в п.г.т.Благовещенка.

11 день. 19.06

День самоуправления

(встреча с незнакомцем)

«Детская находчивость, фантазия»

Игры на детской площадке.

Просмотр мультфильмов.

Работа творческих мастерских.

12 день. 20.06

День игры

(встреча с Бабой Ягой)

«Мы играем, шутим, веселимся!»

Настольные игры.

Работа творческих мастерских.

13 день. 21.06

День памяти

Мероприятие, посвящённое 74-летию Победы в ВОв. «Дети войны»

Возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Игры на свежем воздухе.

Работа творческих мастерских.

14 день. 22.06

День закрытия лагерной смены

(встреча с театральными героями)

Спектакль, посвящённый закрытию лагерной смены.

Отчёт творческих мастерских.

До новых встреч!

Работа творческих мастерских

С целью создания условий для расширения интеллектуальных способностей в течение лагерной смены будут работать творческие мастерские (кружки по интересам)

Творческая мастерская

Руководитель творческой мастерской

«В стране Великих Мастеров»

Яковлева Л.Л.

«Гармония и красота природы»

Овечкина Т.И.

«Пластиковый рай»

Ермолова И.П.

«Волшебство театра»

Бобылева Л.И.

  • Творческая мастерская  художественного искусства

«В стране Великих Мастеров».

Цель: приобщение к  общечеловеческим духовным ценностям через освоение  накопленного человечеством художественного опыта и собственное  творчество.

Задачи:

  • Развивать интерес и уважение к культуре своего народа.
  • Учить создавать эмоционально-выразительные художественные образы средствами музыки, изобразительного искусства, литературы.

Диагностика (Приложение 1):

   1.  Методика «Мой мир Искусства».

          2.  Методика «Случайная встреча».

          3.  Методика «Попробуй свои силы».

Формы деятельности :

  • Занятие «Конь-солнце».
  • Занятие «Аполлон - покровитель искусств».
  • КТД «Змей в воздухе».
  • Музыкальные минутки.
  • Поделки

Ожидаемый результат:

Полученные знания:

  • искусство в жизни человека и общества;
  • связь человека с миром искусства;
  • памятники  культуры и искусства, их создатели – Великие Мастера;
  • искусство как выражение мыслей и чувств человека;
  • стремление к совершенству как добродетели.

Полученные умения:

  • замечать общность и своеобразие отображения окружающего мира в различных видах искусства;
  • высказывать оценочное суждение о конкретных образах произведений искусства;
  • владеть доступными приёмами воплощения художественного образа в конкретной творческой деятельности;
  • передать средствами искусства свой внутренний мир.
  • Творческая мастерская  театрального искусства

«Волшебство Театра».

Цель: воспитание потребности самореализации в творческой

деятельности.

Задачи:

  • Развивать эмоциональное сопереживание герою.
  • Стимулировать качественное художественное воплощение детьми образа героя.
  • Развивать коммуникабельность, чувство сопричастности к общему делу, умение сотрудничать.

Диагностика (Приложение 2):

  • Методика «Копилка настроений».
  • Методика «И я там был…»
  • Методика «Я даю интервью».
  • Методика «Великий мастер».

Формы деятельности :

  • Игра – путешествие «Представление без слов».
  • Занятие «Театр теней».
  • Театральный «Мастер-класс».
  • Инсценирование сказок.

Ожидаемый результат:

Полученные знания:

  • художественный образ;
  • выразительные средства передачи художественного образа (пластика движений, речь и др.);
  • стройность, законченность сценического действия;
  • благодарность, сопереживание.

Полученные умения:

  • выразительно передавать характер персонажа (через интонацию, тембр голоса, мимику);
  • создавать декорации;
  • создавать костюмы;
  • участвовать в общем деле, сотрудничать.
  • Творческая мастерская  флористики

«Гармония и красота природы».

Цель: совершенствование эстетического отношения к окружающему

миру.

Задачи:

  • Создавать условия для развития потребности в восприятии красоты природы.
  • Формировать умение чувственно-эстетической оценки красоты природы.
  • Стимулировать стремление к творческой деятельности в природе.
  • Развивать стремление украшать свой быт.

Методика «Найти сходство».

  • Методика «Волшебные очки».
  • Методика «Диагностический эксперимент».

Формы деятельности :

  • Беседа «Грозы внезапное блистанье».  
  • Беседа «Красота родного края».  
  • Занятие «Архитекторы зелёного строительства».
  • КТД «Чудесный остров».
  • КТД «Удивительная ваза».
  • Операция «Друзья – приятели».
  • Поделки из природного материала.

Ожидаемый результат:

Полученные знания:

  • живописность, поэтичность, музыкальность природы;
  • гармония природы; радость познания тайн природы;
  • красота быта;
  • бережное отношение к вещам, предметам;
  • аккуратность, опрятность.

Полученные умения:

  • выявлять эстетическую ценность объектов и явлений природы;
  • ощущать гармонию с окружающим миром, создавать красивое;
  • украшать свой быт.        

Творческая мастерская  «Пластиковый рай»

Поделки из пластика.

Ожидаемые результаты:

 Научить детей выполнять поделки  из пластика.

График контроля за реализацией программы

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

1

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности пришкольного лагеря.

май

Начальник лагеря О.В.Борисова

2

Анкетирование детей  с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

июнь

Воспитатели

3

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

в течение смены

Начальник лагеря

воспитатели

4

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в пришкольном лагере за смену.

в течение смены

Начальник лагеря

воспитатели

5

Анкетирование детей в конце смены, с целью выявления оправдания ожиданий.

22 июня

Начальник лагеря

воспитатели

                Ресурсное обеспечение программы:

Материально-технические ресурсы:

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2.Материалы для оформления и творчества детей.

3.Наличие канцелярских принадлежностей.

4.ИКТ-технологии.

5.Призы и награды для стимулирования.

6.Игровые комнаты - 2

7.Актовый зал

8.Спортивный зал

9.Спортивная площадка

10.Игровая площадка

12.Школьный двор

13.Школьная библиотека

14.Столовая

15.Комната гигиены

Информационные ресурсы:

Методическое обеспечение

  • Ресурсы Интернета.
  • Педагогическая литература.
  • 1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/под ред. И.С Артюховой.- М.:ВАКО, 2007.
  • 2. Козлова М. А. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников, Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  • 3. Лещинская В.В. «Праздники для младших школьников» ООО «Аделант», 2009.
  • 4. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1983.
  • 5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. – М ВАКО, 2004

Информационные ресурсы:

  • Наличие программы деятельности  лагеря, плана работы отряда, плана-сетки лагерной смены.
  • Должностные инструкции всех участников процесса.
  • Проведение установочного совещания для всех работающих в течение лагерной смены.
  • Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  • Проведение планёрок.
  • Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Кадровое обеспечение:

  • Начальник лагеря – 1.
  • Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе – 1.
  • Воспитатели – 4.
  • Повара – 1.
  • Уборщица – 1.

Ожидаемые результаты

Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.

Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.

По окончании смены у ребенка:

  • будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
  • будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
  • будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
  • будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
  • будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;

Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах;

увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, мастерских, студиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.

Индикаторы эффективности программы:

  • Целенаправленная и систематическая работа по основным

направлениям деятельности.

  • Высокий уровень организационно – методического сопровождения

программы.

  • Грамотный подбор квалифицированных кадров.
  • Охват воспитанников полноценным питанием.
  • Достаточное количество учащихся включенных в систему

оздоровления и занятости в летний каникулярный период.

Методическое обеспечение программы

  • Наличие необходимой документации, программы, плана работы.
  • Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
  • Коллективные творческие дела.
  • Спортивно-оздоровительные мероприятия.
  • Творческие мастерские.
  • Индивидуальная работа.
  • Тренинги.
  • Ролевые игры.
  • Самоуправление в отряде и в лагере.

Мониторинговые исследования

Мероприятие

Ответственный

Дата

1

Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере».

Начальник лагеря Борисова О.В.

23.05

2

Входное анкетирование.

Воспитатели

04.06

3

Рефлексия мероприятий.

 Воспитатели

В течение

смены

4

Мониторинговое исследование «Выбор».

Начальник лагеря Борисова О.В.

13.06

5

Мониторинговое исследование

 «Игра в слова».

Воспитатель Ермолова И.П.

17.06

6

Методика опросника.

Воспитатель Овечкина Т.И.

19.06

7

Итоговое анкетирование.

Воспитатели

22.06

Приложение 1.

Методика "Мой мир  Искусства".

Цель: изучить эстетический кругозор учащихся; выявить эстетические предпочтения личности, ее интересы и потребности.

Функции: диагностическая, развивающая.

Организация: ребенку предлагается заполнить таблицу, внося названия стихотворений и их авторов, соответствующие названиям ячеек. Каждому ребенку рекомендуется заполнить несколько таблиц, охватив как можно больше видов искусства (изобразительное, театральное и др.).

Обработка данных: учитель проводит качественный анализ результатов, свидетельствующий об уровне развития эстетического кругозора ребенка в данной области, направленности его эстетического интереса.

Методика "Случайная встреча".

Цель: выявить наличие знаний о творчестве художников (поэтов, музыкантов и др.), направленность эстетического интереса ребенка.

Функции: диагностическая, развивающая.        

Организация: с детьми проводится беседа:- Представьте, что вы идете по улице и неожиданновстречаете известного художника (поэта, музыканта ит.д.). Кто бы это был?Вы хотите задать ему три вопроса. Какие? Обработка данных: проводится качественный анализ результатов, в ходе которого отмечается, кого именно хотел бы встретить ребенок, задает ли он вопросы, касающиеся творчества, и др.

Методика "Попробуй свои силы".

Цель: изучить уровень активности младших школьников в художественно-эстетической деятельности.

Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.

Организация: учитель предлагает ребенку "сыграть роль", не подсказывая при этом ему возможные действия героя, интонацию. При отсутствии творческой реакции со стороны ребенка экспериментатор применяет прием "от противного" исполняет роль "весело" вместо "грустно","быстро" вместо "медленно". Ребенку необходимо выразить аргументированный протест и отобразить сценический образсоответственно содержанию. Если ребенок не откликнулся и после такого вызова активности учителем, то ему предлагается образцовый вариант исполнения.

Обработка данных: делается качественный анализ, который позволяет в соответствии с частотой осуществления активности, творческим подходом в отображении образа выявить три уровня активности детей:

  • творческий (высокий) - активность осуществляется по инициативе ребенка;
  • поисковый (средний) - инициатива ребенка чередуется с вызовом активности учителем;
  • воссоздающий (низкий) - активность вызвана целиком учителем, инициатива ребенка отсутствует.

Примечание: рекомендуется предложить детям различные виды деятельности (сочинение музыки, стихов, рисование и др.

Приложение 2.

Методика "Копилка настроений".

Цель: изучение художественно-эстетического кругозора  учащихся, адекватности восприятия и оценки произведений искусства.

Функции: диагностическая, развивающая.

Организация: учитель показывает учащимся рисунки о изображением гномов. У каждого гнома свое настроение (радостное, шутливое, грустное, трагическое, взволнованное, мечтательное и др.). Предлагается назвать как можно больше произведений искусств» (изобразительного, музыкального и др.), которые отражают настроение каждого из гномов. Если ребенок затрудняется, учитель называет знакомые произведения искусства и предлагает ему соотнести их с настроением гномов.

Обработка данных: проводится качественный анализ ответов.

Методика "И я там был..."

Цель: изучить характер эстетических потребностей младших школьников.

Функции: диагностическая, развивающая.

Организация: детям предлагается письменно ответить на вопрос: "Любишь ли ты ходить в театр и почему?"

Обработка данных: проводится качественный анализ ответов, в ходе которого выделяются две группы ответов: немотивированные ("Я люблю ходить в театр потому, что там показывают спектакли нравится"), мотивированные:

а)        нерасчлененные ("Интересно", "Красиво");

б)        функциональные, выражающие специфический характер воздействия данного вида искусства (эмоциональные - "Смешно", "Весело", "Грустно"; познавательные - "Узнаю что-то новое"; эстетические - "Наблюдаю за игрой актера", "Любуюсь декорациями").

Примечание: целесообразно узнать мотивы посещения детьми выставок, концертов. Особой способностью человека чувствовать красоту окружающего мира является эстетическое восприятие. Учить детей воспринимать - это значит формировать у них способность к ориентировочным действиям, позволяющим выделить объект, выявить его отдельные свойства, а также соотнести его с образом, сформированным ранее в эстетическом опыте, найти слова, наиболее точно фиксирующие возникшие впечатления. При этом велика роль эстетической оценки воспринятого: только в процессе эстетического оценивания ценное для общества, совпадая с эстетическим вкусом ребенка, может стать ценным и для него, т.е. усвоиться, стать фактом его переживаний, войти в его жизненный опыт. Уровень развития эстетического восприятия, развитости оценочных суждений младших школьников можно определить по степени адекватности восприятия и оценки произведений искусств и явлений действительности; соответствию вкусовой оценки объективной ценности произведения; эмоциональности, осмысленности; развитости суждений, проявляющихся в умении анализировать комплекс искусств, эстетическое в природе и социальной действительности. С этой целью можно использовать следующие методики.

Методика "Я даю интервью"

Цель: выяснить степень развития у младших школьников умения выделять в художественном произведении его эстетическую ценность, эстетическую значимость.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.

Организация: непосредственно после восприятия произведения (изобразительного, музыкального, литературного или театрального) с учащимися проводится интервью по вопросам: что тебе удалось увидеть (услышать)?  Что тебе понравилось (не понравилось) в произведении? Почему? Обработка данных: проводится качественный анализ результатов исследования, в ходе которого учитель может выделить следующие уровни развития эстетического восприятия (по Т.Д. Полозовой):

  • высокий (эстетический): наиболее продуктивный уровень, где происходит личностно значимое освоение нравственно-эстетических идеалов, принимающее вид обобщенного суждения о произведениях искусства; восприятие произведения осуществляется в единстве содержания и формы;
  • средний (аналитический): предполагает анализ содержания произведения, его основного конфликта, но единство содержания и формы остается незамеченным;
  • низкий (констатирующий): происходит главным образом освоение сюжета произведения, его непосредственно эмоциональное восприятие.

Методика "Великий Мастер".

Цель: изучить уровень сформированности способности сопереживания автору произведения.

Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.

Организация: ребятам предлагается прослушать музыкальное произведение (стихотворение, отрывок из прозы) или рассмотреть репродукцию картины. Учитель  задает следующие вопросы:

  • Что это за произведение? (Что изображено на картине?)
  • Кто мог создать это произведение?
  • Мог ли это сделать кто-то из твоих друзей? Твой учитель?
  • Хорошо или плохо выполнено (исполнено, написано) произведение?
  • Как сам автор относится к тому, что изобразил?

Обработка данных: качественный анализ результатов позволяет выявить представление ребенка о наличии не просто автора произведения, а человека с необычными способностями - Мастера.

Приложение 3.

Методика "Найди сходство".

Цель: выявить адекватность эмоциональной реакции учащихся на эмоциональный тон произведений.

Функции: диагностическая, развивающая.

Организация: учащимся предлагается последовательно рассмотреть три произведения изобразительного искусства (например, репродукции картин Ю. Ракши "Осень. Сенеж." из серии "Времена года", И. Остроухова "Сиверко", Н. Ромадина "Золотой клен") и стихотворение (А. Яшина "Осень-красавица"). При этом ни одно из названий детям не сообщается. Учитель предлагает ученикам найти картину, наиболее полно отражающую стихи поэта.

Обработка данных: учащиеся, нашедшие наиболее точное по эмоциональному тону сходство художественных произведений (близкая аналогия - картина Н. Ромадина "Золотой клен"), имеют высокий уровень. Выделение картины Ю. Ракши "Осень. Сенеж" (примерное сходство) свидетельствует о среднем уровне, а выбор картины И. Остроухова "Сиверко" (далекое сходство) — о низком уровне развития эстетического переживания младших школьников. Примечание: учитель может использовать для поиска аналогий другие виды искусства.

Методика "Волшебные очки".

Цель: изучить уровень развития способности ребенка к эстетическому восприятию.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.

Организация: учитель предлагает детям заглянуть в сказку, надев волшебные очки, которые смотрят на мир необычно. Выбирается объект эстетического восприятия (цветок, снежинка и т.д.). Дети по очереди, примеряя очки, смотрят на него глазами художника (композитора, поэта) и рассказывают о своих впечатлениях.

Обработка данных: проводится качественный анализ ответов, при котором отмечается способность ребенка выделять эстетические признаки объекта; развитость воображения, образного мышления.

Примечание: игра может иметь другое условие: "Посмотри на мир сквозь капельку росы (солнечный лучик, ледяную сосульку)".В эстетическом воспитании младших школьников приоритетным является развитие их творческого потенциала, формирование активной личностной позиции в художественно-эстетической деятельности, поэтому целесообразно обратиться к диагностике творческой активности личности.

Основными показателями этого компонента эстетической культуры учащихся является наличие мотивации участия в делах художественно-эстетического цикла; продолжительность и регулярность занятий искусством, наблюдений за природой.О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак выделяют следующие уровни творческой активности младших школьников.

Дети с высоким уровнем творческой активности характеризуются устойчивым интересом к заданию любого вида художественной творческой деятельности, их решения самостоятельны, отличаются оригинальностью и новизной. Эмоционально-эстетические реакции таких учащихся выражены достаточно ярко и, как правило, мотивированы. Предпочитают индивидуальную форму работы.

Средний уровень характеризуется ситуативным интересом к выполняемой деятельности. Стремление к выполнению творческого задания таких детей высоко, но уровень самостоятельности невелик. Нестандартные поиски решения встречаются нечасто. Эмоционально-эстетические реакции выражены не очень ярко, не всегда мотивированы. Учащиеся отдают предпочтение групповой форме работы, однако при этом проявляя инициативу.

Низкий уровень творческой активности характеризуется изначальным отсутствием или крайней неустойчивостью интереса к выполнению творческого задания, при этом их решения целиком копируют учителя. Новой информацией увлекаются редко. Отдают предпочтение групповой форме работы, стараясь не проявлять инициативу.

С целью определения уровня активности ребенка в художественно-эстетической деятельности целесообразно обратиться к таким методам, как наблюдение и эксперимент. Учителям, работающим в рамках модели "Ориентир", рекомендуем использовать с этой целью дела любого из блоков проекта "В гармонии с природой и искусством": каждое из них выполняет как воспитывающую, развивающую функции, так и диагностическую. В качестве примера предлагаем методики, которые фактически могут являться одним из этапов любого дела.

Методика "Диагностический эксперимент".

Цель: изучить уровень активности детей в эстетической деятельности.: диагностическая, воспитывающая, развивающая.

Организация: ведется наблюдение, в ходе которого фиксируется, с интересом ли ребенок приступает к выполнению задания, ярко ли при этом выражена его эмоционально-эстетическая реакция. Учитель отмечает, какую форму работы предпочитает ребенок - индивидуальную или групповую, степень проявления самостоятельности в процессе выполнения задания и др.

Ситуация 1.В ясный солнечный день, когда по небу плывут многочисленные облака, ребята вместе с учителем выходят на улицу (лучше отправиться на поляну, берег реки и т.п.) и, удобно усевшись, наблюдают за облаками. Организуется игра "На что похоже": ребенок закрывает глаза и рукой указывает направление, в котором будет искать интересное облако, остальные дети хором произносят: "Раз, два, три, облако, замри!" После этих слов ребенок открывает глаза и, найдя в указанном направлении облако, рассказывает, на что оно похоже.

Ситуация 2.Беседуя с детьми о красоте букетов и различных цветочных композиций, учитель предлагает правила составления букетов. Дети по желанию участвуют в создании своего букета. Отмечаются оригинальность букета, соответствие его выбранной вазе и др.

Ситуация 3.Ребятам предлагается создать кукол, используя для этого "пальчики" перчаток, варежки. Дети украшают изготовленные пальчиковые куклы, показывают первые мини-спектакли.

Обработка данных: проводится качественный анализ, в ходе которого учитель отмечает уровень развития творческой активности детей.

Входное анкетирование.

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  • Твои первые впечатления от лагеря?
  • Что ты ждешь от лагеря?
  • Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
  • В каких делах ты хочешь участвовать?
  • Что тебе нравиться делать?
  • Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
  • Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения :

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………

Мониторинговое исследование «Выбор».

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с

их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

Мониторинговое исследование «Игра в слова».

Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда».

Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что_______________________________________.

Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.

Наши воспитатели помогают нам ____________________________________

и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.

Методика опросника.

Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.

Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.

В нашем детском лагере

Мне понравилось

Мне не понравилось

1

1

И т.д.

И т.д.

Итоговое анкетирование.

  • Что ты ожидал (а) от лагеря?
  • Что тебе понравилось в лагере?
  • Что тебе не понравилось?
  • С кем из ребят ты подружился?
  • Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
  • Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующем году?
  • Было ли скучно в лагере?
  • Было ли тебе страшно?
  • Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
  • Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
  • Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
  • Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
  • Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
  • Самое важное событие в лагере? Было или оно?
  • Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..

Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________