Открытые уроки

Фифнер Елена Петровна

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК 

 8е 

Класс с углубленным изучением

5 декабря

Начало 8.45  .

Окончание 9.30

Урок № 70

Тема:

Решение уравнений и неравенств с модулями (подготовка к зачету)

Цель урока:

1. Повторение делимости. Отработка основных навыков и знаний по теме « Деление уравнений и неравенств с модулем».

2. Воспитание сознательного усвоения материала, самостоятельности в решении и логике.

3. Воспитание сознательной дисциплины и прилежности.

Орг.часть

1 мин

I

Повторение пройденного материала

10-15 мин

А)

Найти ошибку:

1)Найти значение выражения, если

2) Докажите, что графики не имеют общих точек (карточка)

3) Постройте график функций

   и  

4) При каких значениях переменных x, значение выражения не имеет смысла

Б)

1) Самостоятельная работа с использованием копировальной бумаги, с дальнейшей проверкой у доски

I вариант

(Степанов)

II вариант

(Утикалко)

Одно из целых чисел при делении на 6 дает остаток 4, а другое остаток 5. Чему равен остаток при делении

Докажите, что числа составное при любом k.

Консультанты:

Гамаюнова, Нерозя

2) проверка у доски, анализ заданий и взаимопроверка в тетрадях , консультанты объявляют оценки.

Вопросы:

1. Признаки делимости (на 10, 25, 11, 7, 3, 9, 4, 8)

2. Какое число составное

В)

Одновременная работа по карточкам 

1)Шуляк

2) Мороз

3) Лазарев

4) Пешехонов

Г)

Взаимопроверка домашнего задания, учащиеся выставляют друг другу оценки, решения и ответы высвечиваются на кодоскопе

II

Решение упражнений на закрепление темы

16 мин

А) Решение тестов по вариантам

I вариант  (Тороквей)

II вариант (Юмашев)

Консультанты:

Балакин, Усманов

а)

а)

1)

А 2

1)

А 1

2)

Б (]

[1.5;)

2)

Б (]

[1.5;)

3)

В нет корней

3)

В Нет решения

4)

Г -1,5

4)

Г 1,5;0,5

5)

Д (,)

5)

Д  (,)

6)

Е (-1,5)

6)

Е нет корней

7)

Ж  Нет решения

7)

Ж [0,5;1,5]

Ответ: 1) Ж; 2)А; 3) К; 4) Д;  

             5)В;  6) Б; 7) Е

Ответ: 1) А; 2) Е; 3) Г; 4) Д; 5) Б;                

             6) Ж; 7) В

б) решение упражнений

б) решение упражнений

Для всех (][5;)

Ответ: (][5;)

Для всех [0,5; 1,5]

Ответ: [0,5; 1,5]

III

а) Работа класса по карточкам индивидуального контроля

10 мин

Одновременно:

Работа класса по карточкам индивидуального контроля проверяют у доски самостоятельно.

7) Балакин

4) Гамаюнова

5) Нерозя

2) Юмашев

Домашнее задание:

400в , 400а,  409, 417, соот. тетради и решить

Сбор.2.354

IV

Подведение итога урока

3 мин

а) Вопросы:

1. Признаки делимости на 3 и 8; на 3 и 9; на 2 и 3.

2. Какие формулы сокращенного умножения встретились на уроке?

3. Когда при решении неравенства с модулем получают один промежуток?

4. Формула квадрата суммы нескольких слагаемых?

5. Формула разложения на множители разности степеней.

б) объявление оценок.

1.Балакин

5

2. Гамаюнова

4

3. Юмашев

4

4. Шуляк

4

5. Тороквей

5

6. Степанов

5

7. Утикалко

5

8. Мороз

4

9. Лазарев

5

10. Пешехонов

4

11.Нерозя

5

12. Румянцева

5


№1*.  Используя алгоритмы Евклида, постройте НОД чисел: 2784 и 7008.

7008

2784

5568

2

1440

2784

1440

1440

1

1344

1440

1344

1344

1

96

1344

96

  96

14

384

384

0

Ответ: 96

№2*. Вычислите  

Ответ:

4*) Выполните деление

И из полученной рациональной дроби выделите целую часть.

=

х2 + х -1

х+2

х2+2х

х-1

     -х-1

-х-2

1

5*) При каких натуральных n значения выражения является целочисленным?

3n+8

n+7

3n+21

3

-13

       

       

         т.к.

         n=6

Проверка:

                                                     

Ответ: 6

6*) Найдите все значения а из множества , если

а)

б)

в)

Ответ:

а)

б)

в)

Проверим: 3+9=11 делится на 11.

7*) Упростите выражение и найдите его значение при заданном значении переменного d=3

Если d=3, то 3-1=2

Ответ: 2.

8*) Остаток при делении числа а на 3 равен 1, а при делении на 7 равен 5. Чему равен остаток от деления числа а на 21?

Итак:



Предварительный просмотр:

Открытый урок (математики)

МБОУ СОШ №32

Учитель: Фифнер Е.П.

ТЕМА: «Графики функций y=|f(x)| и y=f(|x|)  и их свойства».

Дата:21 сентября 2015г.

21 сентября 2015 г. 9е класс (с углубленным изучением).

ТЕМА: «Графики функций y=|f(x)| и y=f(|x|)  и их свойства».

Цели: 1)Отработать навыки построения графиков, содержащих знак модуля;

2)Развитие логики, умение применять знания по назначению;

3)индивидуальное исследование заданий. (Орг.часть 1 мин.)

1.  Проверка домашнего задания (5 мин). Как  повторение основных понятий , необходимых для исследования функций.

1)Решить систему.             (X – Y)3=2

                                                  X2+ 6Y + 1 = 0                            

X – Y = u, u ≥ 0.

                                                                               

Y=, y=u3 -  возрастающая. 

Y=2 – const.                                                                                        

Корень уравнения u=1  

    X – Y= 1

    x2 + 6y + 1 = 0

Ответ

2) Каким правилом пользуемся?

  1. y= |f(x)|

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

2)y= |f(x)|

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

3) y= f(|x|)

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

3) Дана функция

                                                     

Нули:2,4,10.

Найти нули функции

Ответ:-2,-4,-10,2,4,10.   Вопрос: Почему? (графики симметричны относительно ОY , нули числа, или противоположные и нуль).

4)   а)Дана функция ; E(y)=?

      б) 

а)                                 б) m2=4-|x|

|x|-4=m2                                                                              |x|=m2-4           

|x|=m2+4                                                 m2-4 0

|x|0,                                                     m2

m2 +40                                               |m|

m2                                                        

5)Построить графики функций схематично.

а)y=(x+1)2-2                                                      б)y=(|x|+1)-2

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpgC:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

2.Устно (2мин)

А)исследовать на монотонность , дать объяснения.

1)y=         (возрастает)

2)y=          (убывает)

3)y=|x|+10x;x (возрастает)

4)+             (возрастает)

5)y=;x            (возрастает)

Б)Одновременно - проверка домашнего задания в тетрадях

(Уч.№135 в,141г,136,172 в, 172 а,172 г.)

3. Самостоятельная работа с дальнейшей проверки у доски.(5мин)

А)1 вариант                                                                                              2 вариант

Исследовать на чётность и нечетность

Y=|x2+2|x|+2|                                                    y=|x+4|-|x-4|

D(y) = R                                                                   D(y)= R

Y (-x)=|(-x)2+2|-x|=2|=                                       y(-x)=|-x+4|-|-x-4|=  

=|x2+2|x|+2|=y(x) – чётная                            = (|x+4|-|x-4|) = -y(x) – нечётная  

Анализ решения у доски , выставления оценок .

Б)одновременно у доски .

Построить график функций  план решения у доски

1)y=                                                              а)y=x-1

б)y=|x-1|

в)y=|x-1|-1

2)y=|x2-4|x|+3|                                                        12) y=x2-7|x|+6

3)y=|2|x|-x2|                                                              13) y=       

4)y=|1-x2|

5)y=|x2-6|x|+8|

6)y=

7) y=|x2-4|x|+3|

8) y=

9) y=

10) y= (|x|-2)2+3

11) y=

14) y= x2+6x+13

               2,5x

15) y= 5 -                                          а) сократить дробь;

16) y=                                                      б) выколотая точка.

17) y=  3 –

    Физкультминутка (1 мин)

4.Просмотр презентаций учащихся(3 мин) (Гамаюнова, Нерозя ) с целью напоминания построения графиков функций y=|f(x)| и y=f(|x|) и их свойства:

1)нахождение D(y) ; E(y);2)чётность ,нечётность;3)ограниченность;

4)возрастание, убывание;5)нули.

Вопрос презентаций.

1)Какие преобразования графиков мы знаем?

Y=f(-x) из y=f(x) – симметрия относительно оси ординат;

y=-f(-x) из y=f(x) – относительно начала координат;

y=f(kx);k>1 из  y=f(x) – сжатием в k раз к оси ординат;

y= f(kx ) при 0 раз от оси ординат;

2) является ли функция ограниченной? Как доказать?

Пусть m – произвольное число

 = m;                                         -4m2

16x = mx2+m                                   m2     

mx2  - 16x - m=0                           |m|

D= 256-4m2; D                      ; E(y)=

256-4m2

Б)g(x)=.Пусть m-произвольное значение функции y.Тогда равенство  

=m окажется верным при тех значениях m, при которых уравнение  относительно x имеет корни. Найдём множество значений m ,при которых это уравнение имеет .Тем самым мы найдём область значения функции y.Возведём обе части уравнения =m в квадрат и выразим |x| через m.

=m2

|x|=9 – m2

Так как |x|,то 9 – m2 ,m2,|m|. Но m – значение функции g(x)=,которая может принимать неотрицательные значения. Поэтому 0 g(x) Отсюда E(g)=. следовательно,  функция  - ограниченная.

Вопрос: Ограниченна ли данная функция? Объяснить. Ответ: да.

Y=

X2+1-8mx=0

X2-8mx+1=0

D=64m2-1

64m2-10

m2>

|m|=

   m<

    m>

Ответ:E(y) =.

Основные правила на доске:

|f(x)|=    f(x),если f(x)0

                - f(x) ,если    f(x)<0

f|(x)|=    f(x),если 0

                 f(-x),если x<0

5.Работа с учебником.(1мин + 1мин + 3мин)(всего 5 мин)

Прочитать стр.51.

Вопросы: Что нужно помнить ,для успешного построения графиков функций? Каковы этапы построения?

А) y=|f(x)|

1)y=f(x)

2)оставить на месте ту часть ,где f(x)0  и симметрично отобразить относительно оси х другую его часть, где f(x)0  .

Б) y=f(|x|)

1) y= f(x)

2)Оставить на месте ту часть графика функций  y=f(x) ,которая соответствует  неотрицательной части области определения функции y=f(x).Отобразив эту часть симметрично относительно Y,получим другую часть графика, соответствующую отрицательной части области определения.

6.Решение заданий на доске.(1 мин).                                                        

                                                                                        1)y= |f(x)|                                                                                                                                                                                                                       

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg                                                               

2)y= |f(x)|

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

3) y= f(|x|)

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

4)а)y=;D(y)=?;x   (5мин) C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

1)x; y=

2)-5

3)

б)y=;D(y)=?;

1)x<-5, y=

2) -5

3)

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

7.Одновременно с 6.(20 мин)

Решение заданий по карточкам с дальнейшей проверкой у доски.№12(3);1;8;5;4;2;3;9;7;11(2);6;10(1);8;13(4).Тесты ОГЭ.По желанию ребята показывают решение у доски .Задания анализируются, привлекая класс.

См. приложение.

Каждый этап урока ученик оценивает и ставит себе оценку – среднее арифметическое.На последнем этапе урока в конце ребята получают карточки – контроля, с помощью которых могут поставить себе объективную оценку.

8.Итог урока. (1мин)

Схема на доске .Ребята заполняют отвечая на вопросы:

1)Какие свойства необходимо знать при построении;

2)Как влияют ограниченность, непрерывность, область определения, чётность, нечётность на построение графиков.

3)Где пригодится построение в жизни, на экзамене?(23 задание)

C:\Users\ИРИНА\Pictures\Безымянный.jpg

9.Объявление оценок: (обсуждение с классом) (1мин)

1)Гамаюнова 5                          9)Коршунова    4

2)Спиридонов 5                         10) Тороквей   5

3)Филинов       5                         11) Имашева   5              

4)Нерозя           5                         12) Ли                  5

5)Николаева  4                          13) Пешехонов  4

6)Романова   4                           14) Мирзоев     5

7)Усманов     4                            15)Степанов    5  

8)Белоглазов   5

10.Задание на дом.(1 мин)

Учебник: а)135а;140д;141г;136;164д;                                                   «5»+23 задание.

б)y= построить графики функций;

в)Ларин: тест з.23.                                                                                            «4»

г)над/з: 172в) Мирзоев

172а) Данилов

172б) Коршунова                                      «3»

172г) Жегалина

172д) Усманов

172е) Пешехонов

Д/з.  нулями функции являются числа 1,2,3.Найдите нули функции  - дополнительная оценка.

Урок окончен.