Несколько шагов в историю...
Несколько шагов в историю…
Современное общество все острее ощущает необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою
самоценность, уникальность и умеющего жить в условиях свободы, но при этом ориентированного на общечеловеческие ценности, на взаимосвязь с миром и достижениями цивилизации. В связи с этим, наряду с использованием достижений, отечественной педагогики, актуальным для развития современного российского образования оказывается зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи
гуманистически ориентированной педагогики. Для отечественной педагогики - ее истории и современности - наиболее значимым было теоретическое осмысление и практика использования ряда зарубежных педагогических систем. В первую очередь это педагогические системы Дж. Дьюи (1859-1952), Я. Корчака (1878-1942), М. Монтессори (1870-1952), С. Френе (1896-1966) и Р. Штайнера (1861-1925).
Такой выбор был обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, это педагогические системы, ряд аспектов которых убедительно доказали на протяжении XX века свою продуктивность. Во-вторых, существует продолжительная традиция их практического использования в различных странах мира. И, наконец, в-третьих, уже наличествует, хотя и в разной степени проработанности, опыт их теоретического осмысления и практического использования в отечественной педагогике XX века.
Педагогические идеи Дж. Дьюи и система М. Монтессори были апробированы отечественной системой образования еще в первой трети XX века. Выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи знаменит не только как яркий представитель прагматического направления педагогики, но и как автор собственной педагогической теории, которую он сам называл инструментальной педагогикой или инструментализмом.
Главная идея педагогики Джона Дьюи состояла в том, чтобы ребёнка в школе не только обучали основам, но и подготавливали его к самостоятельной жизни в обществе, давали возможность применять полученные знания в социальной деятельности. Эта идея не утратила актуальности в наши дни, поскольку в современном постоянно меняющемся мире человек должен уметь приспособиться к нововведениям, применять приобретённые знаний и умения в новых для себя ситуациях.
Педагогические идеи Дьюи в России были поддержаны С. Т. Шацким, Н. К. Крупской, А. Г. Калашниковым, А. В. Луначарским, Б. Б. Комаровским.
В 1928 году Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов». Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе и России, и считались средством для построения школы нового типа. В начале 1930-х годов Сталин снова «восстановил в правах» железобетонные единые учебные планы и программы. После 1937 г. Дьюи был «опознан» в СССР как пособник троцкизма (в связи со своей правозащитной деятельностью в комиссии по этому поводу), а его книги были изъяты из советских библиотек.
Основы педагогической системы Марии Монтессори
Мария Монтессори - известный итальянский педагог, в честь которой было названо целое педагогическое направление - Монтессори-педагогика.
Что главное в педагогике М. Монтессори?
В этом направлении ребенок рассматривается как личность с самого рождения. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться; и все это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые же организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам.
Еще в 1910 г. «Дом ребенка» посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в «Дом ребенка» группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.
По мысли Елены Александровны Хилтунен, человека, «занёсшего» идеи Монтессори в перестроечную Россию, идеи, программы, практика российской монтессори-педагогики, возникали на стыке большого круга традиций:
- концепция и практика свободного саморазвития ребёнка в специально подготовленной культурной развивающей среде, разработанная Марией Монтессори;
- российская версия системы Монтессори начала века Ю. И. Фаусек (с 1913 по 1941 год);
- идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого и развивающего обучения Л.С.Выготского;
- опыт экспериментальной работы с детьми от 2,5 лет;
- во многих случаях - "коммунарский" опыт последователей методики коллективных творческих дел И. П. Иванова.
К этому следует добавить и разнообразие укладов жизни, которые были внесены в копилки монтессори-педагогики с самых разных концов России, и целое родительское движение, подключившееся к ней.
Это «скрещение» традиций и влияний, вероятно, и придало то самобытное, бодрое, живое и увлекательное настроение, искры которого заметны едва ли не в каждом отечественном монтессори-учителе.
На протяжении 1960-1980-х годов в отечественной педагогической науке происходило теоретическое осмысление педагогических систем Я. Корчака, С. Френе, а с 1990-х годов и Р. Штайнера. Кроме того, эти системы в 80-90-е годы XX века нашли последователей среди отечественных педагогов и в той или иной степени воздействовали на развитие российской школы и педагогики.
Селестен Френе. «Педагогика общественного здоровья».
С. Френе выступал против школы, где на первом месте стоят учебные предметы и соответствующие программы, где учителя и ученики вынуждены подчиняться их требованиям. Он рассматривал возможность строительства такой школы, которая будет ориентирована на ребенка - члена общества, и основным условием считал создание среды, способной помочь становлению личности ребенка. Поэтому во главу угла ставилось не заучивание материала, не приобщение к азам тех или иных наук. Главным определялось следующее:
· здоровье ребенка, его стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей, присущее его природе желание постоянно двигаться вперед, к максимальной реализации;
· благоприятная среда, в которой воспитывается ребенок; оборудование и технические средства, обеспечивающие естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс.
В Росии Френе встречался с Антоном Семеновичем Макаренко, вступал в полемику с Блонским и Шацким.
Проблемы школы Френе в России
Идеи французского педагога проникли в Россию достаточно случайно. Несмотря на довольно ярко выраженные прокоммунистические взгляды педагога, до конца 80-х годов в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы. В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования и Ассоциации «Современная школа», руководимой Владиславом Редюхиным, был разработан проект «Педагогика сотрудничества». Суть его заключалась в проведении стажировок по педагогике Френе в России и во Франции. Первая стажировка в рамках проекта состоялась в Москве в апреле 1992 года. В ней приняли участие 20 педагогов из разных городов России. Вторая стажировка прошла через год в Санкт-Петербурге, и с тех пор подобные семинары стали традиционными. Последний прошел в феврале в Казани.
Благодаря стажировкам сегодня классы Френе существуют в таких городах, как Москва, Набережные Челны, Нягань, Таганрог, Кемерово, Саратов, Самара, Кисловодск и других.
А в СГУ с подачи заведующей кафедры французского языка Натальи Друзиной, пошли еще дальше и пытаются использовать идеи педагогики Френе в методике преподавания французского языка.
В ходе реализации проекта трансляции педагогики Френе, именно на территории России, (в Челябинске), был установлен контакт и взаимодействие педагогов французской Ассоциации Френе и социальных педагогов СЕМЕА (Международной ассоциации подготовки учителей и социальных работников активными методами обучения), что дало толчок к преодолению узкой «педагогичности» и выходу на общее видение социально-образовательных проблем, касающихся территориального развития и местного самоуправления.
О вальдорфской педагогике в России
Вальдорфской педагогике в России более 20 лет. Западной вальдорфской школе 90. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т. д. На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).
Литературное и педагогическое наследие Януша Корчака постепенно завоевывает мир. Созданная в 1979 г. Международная ассоциация им. Януша Корчака объединяет ныне общества, действующие в тридцати странах.
Начиная с 1992 года в Москве Российское общество Януша Корчака начало строительство комплексного социального благотворительного проекта «Дом Корчака в Москве». В реализации проекта приняли участие многие организации, учреждения, люди в России и за рубежом, выразившие готовность поддерживать Дом Корчака финансово и делиться с его сотрудниками своими знаниями и опытом. Проект «Дом Корчака в Москве» осуществляет деятельность по разным направлениям. Одним из таких направлений является «Детский сад доверия». Он начал свою работу в 1994 году. Это постоянно действующая разновозрастная группа детского сада для детей от 3 до 7 лет на 30 здоровых детей и 12 детей того же возраста, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). «Детский сад доверия» открыт при непосредственном участии Швейцарского общества друзей доктора Корчака и мэрии Женевы. Одновременная работа с больными и здоровыми детьми способствует преодолению барьеров между ними. Новой формой социальной помощи семьям с детьми раннего возраста (от 0 до 4 лет) и беременным женщинам стал Центр ранней социализации «Зеленая дверца». В центре «Зеленая дверца» созданы благоприятные условия для развития коммуникативных способностей у детей, профилактики психосоматических заболеваний, свободного общения родителей со своими детьми. В нем преодолевается травмирующая изоляция молодых матерей и развиваются контакты между семьями различных социальных слоев и национальных культур. Созданная в «Зеленой дверце» развивающая среда позволяет также стимулировать развитие детей с задержкой речевого, психического, моторного развития, органическими повреждениями центральной нервной системы. Здесь помогают детям и их родителям поверить в здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Прием детей и их родителей осуществляется анонимно и бесплатно. Другим направлением работы «Дома Януша Корчака» является Молодежный центр «Наш дом», который в 1998 году оформился как самостоятельная общественная организация. Цель проекта - развитие, социальная адаптация и интеграция в общество детей, имеющих различные проблемы (инвалидов, сирот, переживших трагедию, детей из неполных и социально неблагополучных семей и др.). Ежегодно, с 1993 года, Центр организует летние и зимние детские интеграционные лагеря, а также проводит другую работу, направленную на интеграцию и социализацию детей-инвалидов и детей из детских домов. В основе работы детского интеграционного лагеря «Наш Дом» - гуманистические идеи Януша Корчака, главными из которых являются право ребенка на уважение, принцип прощения и диалоговые отношения между детьми и взрослыми. Финансирование лагеря осуществляется через гранты и частные пожертвования. Для лагеря «Наш Дом» очень важен интернациональный аспект. Знакомство с культурой и традициями разных стран расширяет детский кругозор детей, учит их быть терпимыми к людям других национальностей. В лагере все дети живут вместе в небольших группах - так называемых «семьях», с двумя или тремя взрослыми воспитателями. В проекте лагеря «Наш Дом» совершенно бесплатно работают студенты и молодые люди разных профессий: педагоги, психологи, социальные работники, актеры, художники. Все они согласны с Янушем Корчаком в том, что «если разделить человечество на взрослых и детей, а жизнь - на детство и взрослость, то окажется, что дети и детство - это очень большая часть человечества и жизни». Именно поэтому здесь не делят людей на детей и взрослых, а просто уважают каждого человека, независимо от возраста. И, уважая, помогают маленьким людям понять и узнать себя, развить свои 46 способности. Таким образом, мы видим, что педагогические достижения Януша Корчака были, есть и будут актуальными. Об этом свидетельствует налаженная система обществ,которые занимается активной деятельностью продвижения идей Корчака по всему миру.