Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
документация воспитателя ДОУ | 16.34 КБ |
взаимодействие | 19.39 КБ |
структура познавательного занятия | 28.5 КБ |
взаимодействие детского сада и семьи по безопасному поведению ребенка | 23.66 КБ |
работа с застенчивым ребенком | 32.5 КБ |
правила общения с ребенком | 32.5 КБ |
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников. | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Документация воспитателя детского сада
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и корректно, она может стать нашим первым помощником.
Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.
1. Табель посещаемости.
Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период.
2. Сведения о детях и их родителях.
В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:
- фамилия, имя ребенка;
- дата рождения;
- адрес проживания и телефоны;
- ФИО родителей, бабушек и дедушек;
- место работы родителей и телефоны;
- социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья).
Подобная информация возникает из тактичного общения воспитателя с родителями и другими членами семьи. Причем сведения эти должны быть конфиденциальными, ибо речь идет о благе ребенка.
Поведение воспитателя зачастую помогает нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, сделать его жизнь более благополучной и гармоничной.
3. Журнал здоровья.
Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом детского сада. В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Журналы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год.
Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. По результатам профосмотров (проводимых 1 раз в год) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной).
4. Возрастной список детей.
Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и разница может доходить до года. Воспитатели должны учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Например, если в группе дети трех лет с половиной лет и четырех лет, то во взаимоотношениях с ними воспитатель должен учитывать возрастные изменения психики, связанные с «кризисом трехчетырехлетних». У одних детей активная фаза кризиса в разгаре, у других - кризис завершается, они постепенно становятся более контактными и управляемыми и значит могут более продуктивно и комфортно ощущать себя в коллективе. Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить весьма серьезные проблемы в группе.
5. Схема посадки детей за столами.
Именно она помогает правильно подобрать мебель по росту, произвести посадку детей, что является профилактикой нарушения осанки и зрения. Для закрепления места на определенный период существует схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе.
6. Сетка образовательной деятельности.
Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию СанПиНа от 20. 12. 2010 №164 о максимально допустимом объеме образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1. 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности - не менее 10 минут.
7. Перспективный план на год.
К началу учебного года воспитатель составляет перспективный план, который помогает ему планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуальную работу с детьми и работу с родителями. Перспективному планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе, выявление ее сильных и слабых сторон, определение актуальных задач на предстоящий учебный год.
8. План работы на месяц.
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.
В первой половине дня воспитатель планирует: беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку, наблюдение погоды.
Во второй половине дня воспитатель планирует: бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.
9. Диагностика.
Каждый воспитатель должен изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Изучать надо в системе и постоянно. Для этого существуют карты по диагностике знаний, умений, навыков детей по всем видам деятельности и итоговые таблицы результатов усвоения детьми программы.
Диагностику воспитатель должен проводить в начале и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.
10. Схема взаимодействия с семьей.
Работа воспитателя не будет полноценной; если у него нет контакта с родителями детей. Необходимо знакомить родителей с программой обучения, целями и задачами воспитания, изучать передовой опыт семейного воспитания, знакомить родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Работа с родителями должна вестись целенаправленно, планомерно и включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания, консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д.
На родительских собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей. Темы собраний - самые разные. Воспитатель непременно должен вести протоколы родительских собраний для последующего их анализа.
11. Самообразование.
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить с коллегами изученное на педагогическом совещании или педсовете. При использовании инноваций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора.
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И тем не менее трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип « Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:
1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, – «Встречи с интересными людьми»:
папа – милиционер;
бабушка – учитель;
мама – врач и другие.
Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.
2. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:
«Природа и мы»;
«Транспорт в нашей жизни»;
«Издание книги»;
«Животные и человек» и другие.
Проект «Транспорт в нашей жизни» можно организовать после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям можно предложить показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:
к бабушке и дедушке;
на дачу;
к другу;
в другую страну.
Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2 – 3 предложения на тему того, что изображено на проекте. Обычная тема транспорта перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело – о транспорте поговорить и иллюстрации рассмотреть и совсем другое – рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело вместе с папой и мамой ехать в гости к бабушке на поезде, прокатиться по родному городу на автобусе или трамвае. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями и родителями друзей: что-то уточнить, некоторые представления расширить, ну а о чем-то и вовсе впервые узнать. Проект «Транспорт в нашей жизни» также целесообразно приурочить к началу нового учебного года. После жарких летних каникул детям и взрослым есть чем поделиться. А интересы детей могут привести к новым проектам.
Хочу предложить еще одну идею для начала нового учебного года – проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать, что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!
Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить предоставить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:
меня зовут;
я люблю;
я не люблю;
мое любимое блюдо;
мое нелюбимое блюдо;
моя любимая игрушка;
мои друзья;
мои родители;
мои дедушки и бабушки и т. д.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», Мир природы»;
групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя « метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.
Предварительный просмотр:
Примерная структура познавательного занятия.
I часть: повторение пройденного материала.
Эта часть занятия должна быть небольшая, но её необходимо включать во все занятия, так как интервалы между познавательными занятиями достаточно большие, и ребёнка необходимо возвращать в ту точку познавательного содержания, на которой он остановился.
II часть: определение объёма познавательной информации и последовательность её изучения.
В этой части занятия детям развёрнутой фразой сообщается тема занятия. Опосредованным способом перед детьми раскрывается перспектива познания. Вопросы, задаваемые детям, имеют свои особенности:
- вопросы являются своеобразным планом, по которому в следующей части занятия дети будут получать информацию;
- следует задавать вопросы, зная заранее, что дети не знают точных ответов на них.
III часть: основная часть занятия.
Небольшой отрезок времени в этой части занимает сообщение нового материала в форме рассказа воспитателя, причём, его рассказ – это ответы на вопросы, поставленные во II части занятия.
Большой отрезок времени в этой части отводится поисковой активности детей через организацию игр и упражнений на развитие познавательных процессов, опытно-экспериментальной деятельности детей, практической деятельности со специальным оборудованием, использование проблемных рассказов, загадок, решение проблемных ситуаций и т.д.
IV часть: подведение итогов занятия.
В этой части кроме подведения итогов занятия необходимо стимулировать детей на самостоятельную поисковую деятельность в рамках проблемы, рассматриваемой на занятии. Всё, о чём дети сами узнали, следует обязательно обсуждать в I части следующего занятия.
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста
Благополучие нашей страны зависит не только от состояния здоровья ее граждан, но и от безопасности окружающей среды. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за ее самых беззащитных граждан - маленьких детей. Чаще всего дети в своей жизни сталкиваются с такими опасностями, спасение от которых зависит от действий самого ребенка. Как, например, при переходе через дорогу с оживленным движением. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Современные дети, в отличие от предыдущих поколений, более подвижны, активны, любознательны, чаще попадают в различные опасные ситуации, поэтому все более актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного стиля жизни.
Детям интересно на улице, они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
В последние годы я в нашем саду много внимания уделяю проблеме безопасного поведения детей дошкольного возраста. Правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек: современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка и морское побережье диктуют совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, меньше было бы травм и несчастных случаев. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Опасных ситуаций очень много, они складываются для каждого индивидуально. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, и главной задачей воспитателя и родителей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка счастливым, здоровым, уметь действовать в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей. Не всегда это получается, и задача моя и семьи состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Целью моей работы в этом направлении является осознание детьми общей логики безопасности, умение предвидеть опасные ситуации и по возможности избежать их, а также правильно действовать в случае их возникновения. С дошкольного возраста у детей необходимо воспитывать самодисциплину и осторожность при пребывании их на улице, на природе и т. д.
Для того чтобы моя работа была продуктивной, разнообразной и доступной для понимания детей, я использую разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры. Я превращаю каждое занятие в интересную игру.
При изучении тем «Безопасное поведение на улицах», «Ребенок на улицах города», использую пособия, иллюстрации, художественную литературу, пословицы, ситуации загадки.
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, провожу прогулки по тротуару для наблюдения за движением, за действиями пешеходов и водителей транспорта, за сигналами светофора и регулировщика. Объясняю детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, обочина, перекресток, рассказываю о правилах дорожного движения. Закрепляем с детьми назначение светофора. Он устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину, а водителям сигналы светофоров помогают избежать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Дети учатся различать виды транспортных средств, различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Дети научились ориентироваться в таких понятиях, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также они правильно воспринимают и скорость движения транспорта и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается. Рассказывала детям о работе Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Инспекторы внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.
Наблюдения, полученные на прогулке, дети отражают в своих рисунках. Я даю им задание нарисовать дорогу от дома до детского сада, изобразить знаки и указатели, которые они встречают на пути, предлагаю разыграть ряд проблемных ситуаций правильного и неправильного поведения на улице. Я описываю какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Ненавязчиво направляю обсуждение детей в нужное русло, задаю вопросы, например, «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?». В процессе обучения очень важно не пугать детей улицей и транспортом. Ведь такой страх также опасен для них, как беспечность или невнимательность.
Опыт показывает, что наиболее доходчивой формой разъяснения правил дорожного движения детям является игра. Увлекаясь ею, дети усваивают их основные требования. Во время игры они начинают осознавать кто такие водители, регулировщик, у детей возникает уважение к людям этой профессии.
Наряду с профилактикой дорожно-транспортного травматизма много внимания я уделяю вопросу по изучению правил пожарной безопасности. Вначале провожу предварительную беседу с детьми о работе пожарных. Использую художественные произведения: рассказы Е. Пермяка «От костра до костра», «Огонь - опасная игра»; стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Провожу опыты с огнем, расширяю и уточняю знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, обучаю действиям во время пожара.
Познакомила детей с правилами, которые помогают избежать несчастья:
- не играй со спичками и зажигалками - это одна из причин пожара;
- уходя из дома, не забывай выключать электроприборы;
- ни в коем случае не зажигай без взрослых свечи или бенгальские огни.
В случае возникновения пожара, если нет рядом взрослых, обучаю действовать следующим образом:
- позвони по телефону «01», чтобы (МЧС) пожарные приняли вызов, сообщи фамилию, адрес, четко объяснить, что и где горит;
- предупреди о пожаре соседей;
- помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, смочи одежду водой, накрой голову мокрой салфеткой, ляг на пол и ползи к выходу - внизу дыма меньше;
- ожидая приезда пожарных, старайся сохранить спокойствие, тебя обязательно спасут;
- когда приедут пожарные, выполняй все их указания;
- главное правило при любой опасности - это не поддаваться панике, не терять самообладания.
С помощью игр, решения проблемных ситуаций, закрепляю знания детей о правилах пожарной безопасности. Их соблюдение помогает сохранить от огня личное и государственное имущество, и зачастую и собственную жизнь.
Систематически и последовательно, в доступной форме учу детей заботиться о своем здоровье , избегать ситуаций, которые приносят здоровью вред. Объясняю, почему необходимо своевременно обращаться к врачу при простуде, гриппе; учу детей не бояться посещать его. Спрашиваю детей, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, побуждая сострадать им. Я довела до родителей важность этой темы.
Я провожу родительские собрания на темы: «Здоровье ребенка в ваших руках», «Растим детей здоровыми». Предлагаю вниманию родителей выступление врача-педиатра из детской поликлиники, консультацию медсестры детского сада «Профилактические мероприятия в детском саду» с целью укрепления здоровья детей, «Как уберечь ребенка от гриппа», «Витамины в жизни детей» и другие. Показала родителям развлечение с детьми на тему «Путешествие в страну здоровья», где в игровой форме дети закрепляют знания о том, как беречь глаза, уши, зубы, как за ними ухаживать, как оказывать первую помощь. Провожу беседы на тему личной гигиены, о том, как заботиться о здоровье окружающих, как оказать первую помощь при порезе, ушибах, обмораживании, ожоге, солнечном ударе. Для того чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание во время бесед использую стихи, загадки, рассказы.
В разделе «Ребенок и другие люди» я выслушиваю мнение детей о том, какие взрослые могут быть опасными. Дети чаще всего считают, что опасными могут быть неприятно одетые, грязные и пьяные люди, а молодые и красивые люди не опасны. В таких случаях я знакомлю детей с литературными произведениями А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», чтобы убедить детей, что опасными могут быть и добрые на вид люди с приятной внешностью и, наоборот, неопасными те, которые неопрятно одеты, непривлекательны.
Разыгрываю с детьми разные ситуации:
Взрослый уговаривает пойти ребенка с ним в магазин купить игрушку или конфет, показать что-то интересное;
Взрослый приглашает ребенка покататься в красивой машине;
Взрослый угощает конфетой или дарит игрушку;
Взрослый пытается завести в подъезд или на стройку.
Я обучаю детей, как следует вести себя в ситуациях насильственного поведения (надо громко кричать, звать на помощь, привлечь внимание взрослых, можно даже укусить за руку, вырываться). Провожу беседу на тему «Если чужой приходит в дом», закрепляю знания детей в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дом», устраиваю минутки безопасности, мини-катастрофы; стремлюсь не вооружать детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а обучаю их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации.
В разделе «Ребенок и природа» я раскрываю детям понятие: «Земля - наш общий дом, а человек часть природы». Учу детей наблюдать и быть внимательными к живой природе. Во время экскурсии в лес ставила цель - показать красоту леса, необходимость деревьев для жизни животных и человека, дать понятие, какую пользу приносят насекомые, птицы, звери, как все в природе взаимосвязано. Провела беседу с детьми о том, как же надо себя вести в лесу, чем может быть опасен лес для человека, как беречь и охранять природу. Я знакомлю детей с ядовитыми растениями (ландыш, вороний глаз, волчье лыко, белена) и грибами (мухомор, бледная поганка, ложные опята), используя дидактическую игру «Съедобное - несъедобное». В сюжетно-ролевой игре «Поездка на пикник» закрепляю правила поведения в лесу (не ломать ветки, не разводить костер под деревьями, рядом с муравейником, вести себя тихо, чтобы не нарушить покой лесных обитателей, не оставлять мусор, не уходить далеко от группы в лес, если отстал или потерялся, позвать на помощь).
Также знакомимся с детьми с предметами домашнего быта , которые являются источником потенциальной опасности для них, провожу дидактическую игру «Чем опасен этот предмет и как с ним правильно обращаться».
Для формирования адекватного поведения во время экстремальных ситуаций, провожу беседы, наблюдения, игры, занятия. Откровенный разговор помогает детям понять, где мнимое геройство, а где истинная находчивость. Страх может породить панику, бессистемное поведение. Учу детей, что оказавшись в сложной ситуации, нужно стараться не потерять самообладания.
Когда дети накапливают достаточный запас знаний, навыков, я вместе с родителями и детьми провожу развлечения, викторину, КВН, где дети закрепляют знания о правилах дорожного движения, навыки поведения на улицах города, знания правил пожарной безопасности. Детям нравятся совместные игры с родителями, потому что они стремятся показать свои знания и умения и активизируют своих родителей, приглашая их принимать участие в играх, конкурсах, гордятся, когда их родители отвечают на вопросы. Совместные мероприятия всегда улучшают эмоциональное состояние детей, побуждают их к активности, повышают их желание показать свои знания маме или папе.
Между мной и родителями было достигнуто полное взаимопонимание в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста, так как разные требования и предъявления детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Провожу с родителями беседы, родительское собрание, в котором информирую родителей о совместной работе и активного участия в ней. Большой интерес вызывают консультации «Профилактика дорожно-транспортного травматизма у дошкольников», «Противопожарная безопасность», «Охрана здоровья ребенка».
Вместе с родителями пришли к выводу, что несчастных случаев на дорогах будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, дома, во дворе. Если ребенок сталкивается в своей жизни с реальной опасностью, то он должен обратиться за помощью к взрослым. От взрослых дети получают самую действенную поддержку. И тогда ребенок уже не беззащитная пешка перед ударами судьбы, а активно действующее лицо. Не безучастный наблюдатель драматических событий, а Человек, осознанно участвующий в формировании своей окружающей среды по всем правилам безопасности. Конечно, дать исчерпывающие советы на все случаи жизни невозможно, но основные правила безопасного поведения на улице, во время пожара, при встрече с подозрительными людьми и т. д. нужно знать.
Вовремя сделанное замечание может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери самое дорогое - дитя. Равнодушие взрослых делает их косвенными виновниками несчастных случаев. В любой ситуации побеждает тот, кто уверен в себе и борется за жизнь до конца, и нельзя допустить, чтобы жизнь детей нелепо оборвалась.
Предварительный просмотр:
Советы воспитателям
по работе
с застенчивым ребёнком.
- Не следует называть ребёнка застенчивым и робким в его присутствии.
- Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).
- Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».
- Если замечено, что застенчивый ребёнок что-то делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить этому других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.
- Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребёнку с вопросами и обязательно дождитесь от него ответа.
- Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
- Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.
- В работе с детьми надо быть справедливыми, сдержанными и принимать их такими, какие они есть.
Предварительный просмотр:
Общаясь с ребёнком, педагог должен помнить
- ребёнок ему ничего не должен. Это воспитатель обязан помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным;
- в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребёнок преследует теми или иными действиями;
- навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;
- запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
- тихий, застенчивый ребёнок нуждается в профессиональной помощи воспитателя так же, как и отъявленный драчун;
- благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития.
Предварительный просмотр:
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д. ), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Ямама, Я – папа».
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.
Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.