Главные вкладки
Внеклассная работа
Сценарий внеклассного мероприятия "Учитель, перед именем твоим..."""
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция
«У войны - не женское лицо»
(фон – Песня «Закаты алые» со словами)
СЛАЙД 1
1Ведущая.
Война. Это слово женского рода. Но так уже случилось, что все наши представления о войне и память о ней - мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины.
« У войны - не женское лицо»…
2 Ведущая.
Мы так назвали свою литературно-музыкальную композицию. Так ли это? У войны не женское лицо?
СЛАЙД 2.
Чтец. (фон - «Бухенвальский набат»)
У войны не женское лицо, Только бабы русские - не знали, Что придѐт бедою на крыльцо, Та война , которую не ждали.
И уйдут - отцы…. мужья….. сыны, К счастью навсегда захлопнув двери, Вдовьи шали чѐрные - войны, Каждая оденет , не примерив.
У войны не женские глаза, Только бабы русские - не знали, Что с бедою входит в дом слеза, Птицами подбитыми кричали.
А потом чернея от тоски Ждали…. Ждали… по ночам у двери, Зубы сжав до гробовой доски…. Похоронке прошлой не поверив.
Сколько Вас проклятая беда Загубила , счѐт никто не ведал - одна у вас судьба, И одна на всю страну Победа.
1 Ведущая.
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - «сестра», « жена», « друг», «любимая» и самое высокое - «мать»… Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они не совместимы: женщина и война!!!
(фон – «Взывая из бессмертия»)
СЛАЙД 3.
2 Ведущая. В мир приходит женщина, Чтоб свечу зажечь!
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь!
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть!
1 Ведущая.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей растить!
В мир приходить женщина, Чтоб цветам расти!
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти!
- Ведущая.
В самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом.
СЛАЙД 4.
(фон – Розенбаум «Вальс на плоскости)
Чтец.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Елена Антоновна Кудина, рядовая, шофер (Морозова Н.А.)
СЛАЙД 5.
"У нашей матери не было сыновей... Росло пять дочерей. Объявили: "Война!" У меня был отличный музыкальный слух. Мечтала поступать в консерваторию. Я решила, что слух мой пригодится на фронте, я буду связисткой.
Эвакуировались в Сталинград. А когда Сталинград был осажден, добровольно пошли на фронт. Все вместе. Вся семья: мама и пять дочерей, а отец к этому времени уже воевал..."
Чтец.
Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы - девчата, Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты - То юность моя в огне...
Идут по войне девчата, Похожие на парней.
Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер: (Караульных Л.М.)
СЛАЙДЫ 6 – 11.
Первый раз страшно. Очень страшно. Мы залегли, и я наблюдаю. И вот замечаю: один немец из окопа приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, я слышала, как стучали мои кости. Стала плакать. Когда по мишеням стреляла — ничего, а тут: я убила! Я! Убила какого-то незнакомого мне человека. Я ничего о нем не знаю, но я его убила.
Потом это прошло. И вот как. Как это случилось. Мы уже наступали, было это где-то возле небольшого поселка. Кажется, на Украине. И там, когда мы шли, около дороги стоял барак или дом, невозможно было уже разобрать, это все горело, сгорело уже, одни угли остались. Обгоревшие камни. Многие девочки не подошли, а меня как потянуло. В этих углях мы увидели человеческие кости, среди них звездочки обгоревшие, это наши раненые или пленные сгорели. После этого, сколько я ни убивала, мне уже не было жалко, как увидела эти черные косточки.
Вернулась с войны седая. Двадцать один год, а я вся беленькая. У меня тяжелое ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: «Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь». Брат на фронте погиб. Она плакала: » Одинаково теперь — рожай девочек или мальчиков. Но он все-таки мужчина, он обязан был защищать Родину, а ты же девчонка. Об одном я Бога просила, если тебя изуродуют, то пусть лучше убьют. Все время ходила на станцию. К поездам. Однажды увидела там военную девушку с обгоревшим лицом. Вздрогнула — ты! Я за нее тоже потом молилась».
Валентина Кузьминична Братчикова-Борщевская, лейтенант, замполит полевого прачечного отряда (Е.В.Ибрагимова)
СЛАЙДЫ 12-13.
Работали очень тяжело. Никаких стиральных машин и в помине не было. Ручками... Все женскими ручками... Вот мы приходим, дают нам одну какую-нибудь хату или землянку. Мы стираем там белье, прежде чем сушить, пропитываем его специальным мылом "К", для того чтобы не было вшей. Был дуст, но дуст не помогал, пользовались мылом "К", очень вонючее, запах ужасный. Там, в этом помещении, где стираем, мы и сушим это белье, и тут же мы спим. Давали нам двадцать-двадцать пять граммов мыла – на одного солдата постирать белье. А оно черное, как земля. И у многих девушек от стирки, от тяжестей, от напряжения были грыжи, экземы рук от мыла "К", слазили ногти, думали, что никогда уже не смогут они расти. Но все равно день-два отдохнут – и нужно было опять стирать.
Валентина Павловна Максимчук, зенитчица (И.В.Сучкова)
"Вывозили раненых из Минска... Я шла на высоких каблуках, стеснялась, что малая ростом. Каблук один сломался, а тут кричат: "Десант!" И я босиком бегу, а туфли в руке, жалко, очень красивые туфли.
Когда нас окружили и видим, что не вырвемся, то мы с санитаркой Дашей поднялись из канавы, уже не прячемся, стоим во весь рост: пусть лучше головы снарядом сорвет, чем они возьмут нас в плен, будут издеваться. Раненые, кто мог встать, тоже встали...
Когда я увидела первого фашистского солдата, я не смогла слово выговорить, у меня отнялась речь. А они идут молодые, веселые и улыбаются. И где бы они ни остановились, где бы ни увидели колонку или колодец, начинали мыться. Рукава у них всегда закатаны. Моются, моются... Кровь вокруг, крики, а они моются, моются... И такая ненависть поднималась... Я пришла домой, я две блузки поменяла. Так все внутри протестовало против того, что они здесь.( Лай собак, немецкая речь)
Я не могла спать ночами. Ка-а-а-ак?! А соседку нашу, тетю Клаву, парализовало, когда она увидела, что они ходят по нашей земле. В ее доме...
Она скоро умерла, потому что не могла это перенести..."
СЛАЙДЫ 14 -18.
1 Ведущая.
Сколько пришлось пережить медсестрам на войне, где им пришлось быть землекопами, лесорубами, водовозами, они копали землянки, а потом уже в этих землянках принимали раненых. В годы войны советские медики возвратили в строй более 72% раненых.
Вот одна из них рассказывает о себе - «Всего из-под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон....»
Серафима Ивановна Панасенко, младший лейтенант, фельдшер мотострелкового батальона (Кононюк О.В.)
"Мама прибежала к поезду... Моя мама была строгая. Она никогда нас не целовала, не хвалила. Если что-то хорошее, то она только ласково посмотрит, и все. А тут она прибежала, схватила мою голову и целует меня, целует. И так смотрит в глаза...
Смотрит... Долго... Я поняла, что больше уже никогда не увижу свою маму. Я почувствовала... Захотелось бросить все, отдать вещмешок и вернуться домой. Мне стало всех жалко... Бабушку... И братиков...
Тут заиграла музыка... (фон - Марш «Прощание славянки»)
Команда: "Ра-зойдись!! Са-дись! По ва-го-о-о-нам...!" Я долго махала и махала рукой..."
Софья Адамовна Кунцевич, старшина, санинструктор стрелковой роты
(Т.И.Ашлапова)
Три раза раненая и три раза контуженная. На войне кто о чем мечтал: кто домой вернуться, кто дойти до Берлина, а я об одном загадывала - дожить бы до дня рождения, чтобы мне исполнилось восемнадцать лет. Почему-то мне страшно было умереть раньше, не дожить даже до восемнадцати. Ходила я в брюках, в пилотке, всегда оборванная, потому что всегда на коленках ползешь, да еще
под тяжестью раненого. Не верилось, что когда-нибудь можно будет встать и идти по земле, а не ползти. Это мечта была!
Дошла до Берлина. Расписалась на рейхстаге: "Я, Софья Кунцевич, пришла сюда, чтобы убить войну".
Увижу братскую могилу, перед ней на колени становлюсь. Перед каждой братской могилой... Только на коленях..."
Чтец.
Целовалисьь. Плакали И пели.
Шли в штыки. И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама! Мама!
Я дошла до цели...
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко (Ачкасова О.Н.)
«Никому не поверю, если скажет что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещѐ пять-десять минут - и атака. Тебя начинает трясти.... Но это до первого выстрела. А как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь…
(фон – «О той весне»)
Чтец.
Только что пришла с передовой Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала - руки не поднять,
Не до дров - согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя,
Мне навстречу - те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: « Молодец, сестра» - Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя: - Старшина, родная.
Как я рад,
Что опять осталась ты живою.
2 Ведущая.
Женщина на войне не перестала быть женщиной. Конечно, научилась ненавидеть, но не разучилась любить. Любовь и верность были необходимы для солдат на войне. Знать, что тебя очень любят и ждут. Это помогало выжить.
Символом веры, надежды, любви стало стихотворение поэта- фронтовика Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь».
СЛАЙД 19.
(фон – «Минуты тишины»)
Чтец.
Жди меня, и я вернусь, Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть Жѐлтые дожди.
Жди, когда снега метут, Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест Писем не придѐт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души… Жди.
И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет : - Повезло
-Не понять неждавшим им,
Как среди огня Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-Просто ты умела ждать, Как никто другой. 1941год.
1 Ведущая.
Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники- весточки от дорогих их сердцу детей. И до самой смерти не верили в их гибель, надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.
Можно ли описать словами горечь разлуки матери с сыном? Еѐ сердце разрывается на части от того, что она не может защитить своѐ дитя. Если б она могла, то закрыла сына собой, чтобы в него не попала вражеская пуля. И каждая весточка с фронта – это и холодящая душу тревога: жив ли он?
СЛАЙД 20. 2 Ведущая.
Ой, зачем ты солнце красное Все уходишь, не прощаешься. Ой, зачем с войны безрадостной Сын не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу. Прилечу орлицей быстрою. Отзовись моя кровиночка, Маленький, единственный. Не могу найти дороженьки, Чтоб заплакать над могилою,
Не хочу я ничегошеньки,-Только сына милого.
За лесами моя ластонька,
За горами, за громадами.
Если выплаканы все глазоньки-
Сердцем плачут матери.
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда! Зѐрнышко моѐ!
Зорюшка моя!
Горюшко моѐ, где же ты?
ДАЛЕЕ – ДО КОНЦА МЕРОПРИЯТИЯ СЛАЙДЫ 21 - 33 1 Ведущая.
Не всем было суждено прийти с этой самой страшной войны. Но память о них, о героях и рядовых, всегда в наших сердцах. У войны - не женское лицо. Эти слова звучат как
предостережение, как обвинение тем, кто развязывает войну, будь она 50 лет назад, 65 лет назад, или сегодня, или готовится... Войне говорят «нет» матери, жены, сестры дочери.
Чтец. (фон – «Молитва»)
У войны совсем не женское лицо!
Так веками очень многие считали,
Но в тылу врагов коварное кольцо,
Наши женщины сердцами разжимали.
Добровольно приняв правила войны,
Приспособив все не женские одежды,
Встали строем за спасение страны, За несбывшееся счастье и надежды.
А примерив на себя мужскую роль,
Разделили также долю человечью, Через битвы проносили злую боль, За бойцов, за их раненья и увечья.
В самолѐтах, медсанбатах, блиндажах, Они - хрупкие, красивые, родные, Наводили на врагов тоску и страх, Женской доблести военной часовые.
Хоть, порой, боялись мышки и огня, Но в святом бою не дрогнули, стояли, И горела у захватчиков броня, Не прошли!
Им «Зори тихие» не дали!
В прошлом веке та, проклятая, война, Но всегда вы на посту, на всей планете, Наши женщины, бесстрашно, как одна, Чтобы дома тихо-мирно спали дети.
1 Ведущая.
Войны, будь они даже маленькие, - для женщины всегда великие. Женщина, призванная любить и продолжать жизнь, отвергает смерть. У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО.
Предварительный просмотр:
«Раз в крещенский вечерок»
Цели мероприятия:
-дать общее представление о русских православных праздниках;
- проанализировать влияние исторических событий на культуру человеческого бытия;
- воспитывать интерес к изучению истории нашей страны;
Учитель: -На какие три большие группы делятся все праздники? (государственные, православные, языческие) Приведите примеры. Сегодня мы поговорим о православных праздниках.
Презентация
Учитель: Сегодня мы подробно поговорим о зимних праздниках.
ЗИМНИЕ СВЯТКИ
Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями. Такова традиция. И корни её уходят во времена седой старины.
Шло время. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.
Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.
Рождество христово – 07 января, Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.
Святки – это от слова "святой".
Первый святочный праздник – Рождество.
-Какое событие празднует в этот день православный народ? (рождение Христа)
Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было "вкушать скоромную пищу", но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.
- Как он называется? (сочельник)
- Почему он так называется? (Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.)
Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.
- Где родился Иисус Христос? (Мать Иисуса Христа Мария положила дитя в в кормушку для скота на свежее сено. Никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на Младенца и согревали своим дыханием).
На рождество молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни.
-Как они назывались? (колядки)
- О чём в них пели? (славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.)
Ведущие
Пришла коляда,
Накануне Рождества!
Уж ты, дядя доброход!
Выдай денег на проход!
Будем ждать-пождать
У ворот стоять!
К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:
Ведущие
Не дашь пирога-
Мы корову за рога.
Не дашь кваску-
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка-
Мы хозяина в пинка.
Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.
За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.
Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.
Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.
После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.
Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.
Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду.
Войдя в избу, дети сначала пели, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.
Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.
Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать.
.На Новый год были специальные поздравления.
Ведущие
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеница, колос, чечевица,
На поле – копнами, на столе – пирогами.
В ночь под Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. Новогоднее застолье было особенно пышным. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.
С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания.
Гадали и взрослые, но вопросы у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…
Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.
Конкурс «Гадальная книга»
Ведущая: Вы должны будете капнуть краской на лист бумаги, сложить ее вдвое, затем разворачиваете, постарайтесь понять, на кого или на что стало похожа клякса. По ней можно узнать свое будущее
Крещение – третий праздник Святок.
- С каким событием связан этот праздник?
Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".
Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.
Ведущие
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты по полу походи
И судьбу мою найди.
Ведущая: Нам надо разделиться на 2 команды. Команда «женихов» и «невест». После выбора команды рассаживаются в 2 ряда спинами друг к другу.
Выбирать «женихов» и «невест» будем с помощью шуточного гадания, которое раньше очень любили проводить в Рождество на Святках. Я буду произносить слова:
Как на Святки в Рождество(3р)
Девушки гадали,
Чтоб узнать, где их жених,
Валенок бросали.
Затем я брошу валенок в ту сторону, где сидят «женихи». Им станет тот, возле кого валенок упадет. А после слов:
Как на Святки в Рождество(3р)
Женихи гадали,
Чтоб узнать, где их невеста,
Валенок бросали.
Я брошу в сторону «невест».
Учитель: Сейчас, я приглашаю выйти «женихам» и «невестам» на середину зала и течении 2 минут разглядывают друг друга. Затем поворачиваются спиной друг к другу. Я буду задавать вопросы, а вы должны будете правильно ответить.
Примерные вопросы:
1. Какие глаза у твоей «невесты» («жениха»)
2. Какие носки у «жениха»
3. Какого цвета юбка у твоей «невесты»
4. Какие сережки у твоей невесты
5. Какой нос у твоего «жениха»
Вот мы и узнали, кто из вас лучше знает свою половинку.
Награждение самой внимательной команды.
Учитель: У меня в руках книга (любая). Вы должны будете задавать вопрос, затем называете страницу и строку сверху снизу. Я буду зачитывать эту строку, которая и будет ответом на вопрос.
С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.
После праздников начиналась пора свадеб. Девчат и ребят выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы, пели частушки.
Частушки
Дети исполняют частушки.
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно –
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно!
Бойко Оля пляшет,
Платочком белым машет,
Песни новые поет,
В пляске спуску не дает.
Уж я топну ногой
Да притопну другой –
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка ты со мной!
Встал наш Ваня на носок,
А потом – на пятку,
Стал он «русскую» плясать,
А потом – вприсядку.
Дроби бей, дроби бей,
Под ногою – воробей,
Под другою – серый гусь,
А плясать-то не боюсь!
Пойду плясать
По соломушке –
Раздайся, народ,
По сторонушкам!
Эх, шире круг,
Рукавички с рук.
Моя правая нога
Захотела трепака.
Ох, елочки!
Ох, сосеночки!
Пошли плясать
Две сестреночки!
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ох, спасибо гармонисту
За игру веселую!
Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.
Игра «Нос»
Несколько участников игры садятся друг за другом на лавку, впереди – водящий. Сидящий за водящим закрывает ему глаза руками. Кто-нибудь из игроков выходит и, слегка подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен встать и указать того, кто это сделал. Если водящий ошибается, то его за нос отводят на прежнее место и дергают опять, пока он не даст верный ответ. Когда водящий отгадает игрока, на его место садится другой участник, выбранный при помощи считалки.
Учитель: мы с вами сыграем в игру «Мигалки»
Играющие разбиваются на пары, выбирается водящий. Один из пары должен сесть на стул, а второй встать за его спиной, опустив руки. Водящий тоже садиться на свой стул и незаметно мигает кому- нибудь. Тот, кому он мигнул, старается перебежать к водящему, а его партнер старается его удержать. Если игроку удается убежать, он встает за водящим, а его партер на стул и становиться водящим.
Учитель Начинается наш аукцион, но необычный. Я давать задания. Например, назовите пословицу и поговорку, и кто последний назовет, тот т получает конфету.
Примерные вопросы для аукциона:
• Назовите русские народные песни
• Народные праздники
• Русские народные сказки
Учитель. Давайте с вами вспомним, как назывались месяцы в старину.
Я называю старинное название месяца, а вы ищете на столе карточку с его современным названием. карточку с современным названием.
Январь - просинец
Февраль - бокогрей
Март - протальник
Апрель – снегогон
Май - травень
Июнь- хлеборос
Июль – страдник
Август - жнивень
Сентябрь – хмурень
Октябрь – грязень
Ноябрь - листогной
Декабрь - студень
Приметы:
1. Зимою звезды ярко блестят – к… (морозу).
2. Кошка стены скребет – к… (метели).
3. Кошка лезет на печь – к… (морозу).
4. Дым столбом из трубы идет – к… (морозу).
5. Снег прилипает к деревьям – к… ( теплу).
6. Туман зимою – к… (оттепели).
Учитель Ну, вот и закончилась наша программа. Сегодня вы познакомились с шуточными гаданиями, веселыми русскими народными играми и потехами.
Предварительный просмотр:
Ведущий 1
Государе и государыни,
Сударе и сударыни,
Парни и девицы,
Девицы – молодицы,
Да ребята – удальцы.
Ученики, учители –
Дорогие зрители!
Ведущий 2.
Мы долго не могли принять решение,
С чего начать нам наше выступление.
Ну, чтобы было весело, как полагается,
Раз выступление – следует представиться!
Ведущий 3.
А живём мы не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
Не на небе – на земле,
На родимой стороне.
Во краю -то Саратовском
Во районе Балаковском
Во селе Матвеевка
Ведущий 4
Мы – ученики …Матвеевской .школы. А собрались мы здесь, чтобы поздравить наших учителей с их профессиональным праздником!
1. В такой хороший, ясный день
Нам хочется поздравить
Российских всех учителей
И подвиг ваш прославить!
2.За то, что много лет подряд
Всегда вы вместе с нами.
Ребята в школе говорят:
«Идут вон наши мамы».
3. За долгий, добрый, честный труд
Вам памятник не ставят.
Пусть ваши все ученики
Своим трудом вас славят.
4. Ваш подвиг виден всей стране
От севера до юга:
Тот проторил тоннель в горе,
Другой спасает друга,
5. А третий у доски стоит,
Четвёртый поле пашет.
И каждый бывший ученик
Спасибо громко скажет.
ВСЕ: Спасибо много-много раз
За то, что учите вы нас!
Ведущий 1
- У вас сегодня праздник, и мы хотим, чтобы вы немного отдохнули от ваших повседневных забот и повеселились, посмотрев нашу концертную программу, которую мы для вас приготовили.
Песня на мелодию «Миллион алых роз»
Жил-был учитель один, многое в жизни умел,
Но из добра у него были указка и мел.
Сеял он в детях тепло, знания мира дарил.
Пусть ничего не имел, но он работу любил.
Припев: Миллион, миллион, миллион алых роз
Ты ему, ты ему, ты ему хоть разок подари.
И хоть раз, и хоть раз ты не пожалей
Для него, для него добрых слов любви.
Пусть иногда был он строг: двоек наставить он мог,
Кто опоздал на урок – мог не пустить на порог.
Вызвать родителей мог, если наглело дитя,
Но все проблемы решал весело, словно шутя.
Песня на мелодию «Господа офицеры» О. Газманова
Господа педагоги!
По натянутым нервам
Я гитару настрою
И вам песню спою,
Как проблемы решая,
И детей обучая,
Вы для Родины смену
Растите свою.
Господа педагоги!
Пусть вам душу не ранит
Недоверие злое
Недобрых людей.
Ведь не ради зарплаты,
Той, что лишь на колготки,
Вы стоите часами
У школьной доски.
Припев: Педагоги, педагоги! Вы стоите на пороге,
Закрывая грудью дверь с вселенским злом.
Дай же, Боже, вам терпенья, настроенья и везенья
Устоять в борьбе тяжёлой наизлом.
Господа педагоги!
Поделитесь душою
И умением в жизни
Достойными стать.
Что поделаешь, если
В стране нашей грешной
Педагогом, увы,
Мало, кто хочет стать.
Не уйти вам из школы,
Ведь никак не оставишь
Наших взрослых малюток,
Тех, что стали родней.
Не прожить без проделок,
Иногда даже злобных,
Твёрдо веря в удачу и в наших детей.
Предлагаем вашему вниманию сценку «Наши падежи». Действие происходит на уроке русского языка.
Сценка "Наши падежи"
(по Л. Каминскому)
Действующие лица: учитель и ученик Петров
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик выходит к доске и готовится писать.
Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”
Ученик пишет под диктовку на доске.
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.
Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.
Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !
Вот и всё!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
Ведущий 2
- А вот такие интересные диалоги можно услышать на уроках русского языка.
Сценка "На уроках русского языка"
Действующие лица: учитель и ученики класса
Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.
Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!
Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!
Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!
Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?
Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!
Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?
Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.
Учитель: А что касается тебя, Клевцов, то пусть завтра ко мне зайдёт твой дедушка!
Ученик Клевцов: Дедушка? Может быть, папа?
Учитель: Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие грубые ошибки допускает его сын, когда пишет за тебя сочинение.
Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?
Ученик Синичкин: Никакого.
Учитель: Почему же ?
Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.
Учитель: Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».
Ученик Петушков: «Стол», «стул» и «носок» - мужского рода, а «чулок» - женского.
Учитель: Почему?
Ученик Петушков: Потому что чулки носят только женщины!
Учитель: Смирнов, выйди к доске, запиши и разбери предложение.
Ученик Смирнов выходит к доске.
Учитель диктует, а ученик записывает: «Папа ушёл в гараж».
Учитель: Готово? Слушаем тебя.
Ученик Смирнов: Папа - подлежащее, ушёл - сказуемое, в гараж - ... предлог.
Учитель: Кто, ребята, может придумать предложение с однородными членами?
Ученица Тюлькина тянет руку.
Учитель: Пожалуйста, Тюлькина.
Ученица Тюлькина: В лесу не было ни деревьев, ни кустов, ни травы.
Учитель: Собакин, придумай предложение с числительным «три».
Ученик Собакин: Моя мама работает на ТРИкотажной фабрике.
Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?
Ученик Мешков, встав, долго молчит.
Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?
Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!
Учитель: Антонимы - это слова, противоположные по своему значению. Например, толстый - тонкий, плакать - смеяться, день - ночь. Петушков, приведи ты теперь свой пример.
Ученик Петушков: Кошка - собака.
Учитель: Причём тут «кошка - собака»?
Ученик Петушков: Ну как же? Они противоположные и часто дерутся между собой.
Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?
Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!
Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?
Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.
Учитель: А ты-то при чём?
Ученик Сидоров: А я катался на его велике!
Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!
Ученик Сидоров: А послезавтра?
Учитель: Сушкина, придумай предложение с обращением.
Ученица Сушкина: Марь Иванна, звонок!
Ведущий 2
- А эта история произошла на уроке математики.
На контрольной
Не решается задачка -
хоть убей!
Думай, думай, голова
поскорей!
Думай, думай, голова,
дам тебе конфетку,
В день рожденья подарю
Новую беретку.
Думай, думай -
в кои веки прошу!
С мылом вымою тебя!
Расчешу!
Мы ж с тобою
Не чужие друг дружке.
Выручай!
А то как дам по макушке!
(М. Бородицкая)
Ведущий 1
- А теперь мы просим вас подумать и ответить на шуточные вопросы. За правильный ответ вручается приз.
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
- У кого усы длиннее ног? (У таракана)
- Будет ли в этом столетии такой год, который не из менится, если его, написав цифрами, перевернуть «вверх ногами»? (1961 год)
- Шесть ног, две головы, а хвост один. Что это такое? (Всадник)
- Какой болезнью на земле никто никогда не заболевал? (Морской.)
- С какой птицы надо ощипать перья, чтобы получить сразу утро, день, вечер и ночь? (Сутки.)
- Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет - их разделяет ночь.)
- Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень.)
- Как разделить пять яблок между пятью людьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Надо одному отдать яблоко имеете с корзиной.)
- Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
- Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли быть? (Может: собака сидит на своем хвосте.)
- Когда мы смотрим на цифру «2», а говорим «десять»? (Десять минут второго.)
- Что находится между горой и долиной? (И.)
- В какой пословице упоминаются цифры 1 и 7? (Семеро одного не ждут.)
- Что может в одно и то же время; стоять и ходить, висеть и стоять, ходить и лежать? (Часы)
Ведущий 2
- Согласитесь, ну какой же праздник без весёлых частушек?
Сокращали на уроках
Дроби разные полдня.
Плохо поняли ребята -
Сократят учителя.
Математик наш отважно
Учит деток что есть сил.
Чтобы сами всё решали,
Все решебники скупил!
Все рекламные площадки
Наш директор закупил.
И таблицу умноженья
Он повсюду разместил.
Все до буквы разъясняю
Пете, Ване, Аллочке.
А вот кто-то курс читает
Для одной лишь галочки.
Наш директор влез на крышу
И гнездо большое вьет:
Он надеется, что аист
Первоклашек принесет.
Расцвела к ГИА сирень,
А потом акация.
Хочешь баллы прикупить -
Дуй на апелляцию!
Нас директор регулярно
Вызывает на ковёр.
Пылесосить заставляет,
Виден чтобы был узор.
Все прививки мы от гриппа
Получили как один.
И теперь уж нам не светит
Славный праздник Карантин.
Разве может быть такое,
Это что же за секрет?
Есть пятёрки и четвёрки,
А вот знаний нет как нет!
Вы не ели, мы не спали -
Вы журналы подчищали.
"Троек" нет, теперь всё чисто -
Будут в школе хорошисты!
Наших горе-хорошистов
Не хотят уж вузы брать:
Многих уж на первом курсе
Им придётся отчислять.
От цветов уж аллергия,
Зубы ноют от конфет,
Догадался бы хоть кто-то,
Что нам хочется котлет!
Дружно пишете отчеты
Воспитательной работы,
Их начальство всласть читает,
А вот дети-то скучают!
Сотни книг в библиотеке
С полок жалостно глядят:
Всё надеются увидеть
Здесь читателей-ребят.
Ведущий 1
- Хоть мы и ваши ученики, позвольте нам дать вам сегодня несколько полезных советов.
* Чтец 1. Слушайте директора, он лучше вас знает, сколько и кому поставить двоек.
* Чтец 2. Прежде чем поставить двойку, подумайте, кто её будет исправлять.
* Чтец 3. Помните: для полной успеваемости все средства хороши.
* Чтец 4. Еще Н.В. Гоголь спрашивал: "Эх, птица-тройка, кто тебя выдумал?" Теперь мы знаем, что тройку выдумали для достижения 100% успеваемости.
* Чтец 5. Не ругате профком за бездеятельность, безработному тоже несладко.
* Чтец 6. Чтте завуча: иначе он вам сделает столько "окон", что света не увидите.
* Чтец 8. Поменьше расстраивайтесь, побольше перестраивайтесь.
* Чтец 9. Не вините во всех грехах директора, есть ещё и Комитет образования.
* Чтец 10. Не завидуйте молодым учителям: им ещё так далеко до пенсии.
Ведущий 2
- Не секрет, что учёба требует от учеников много стараний и терпения. Вот такая история произошла с одной девочкой, которая все свои силы отдавала учёбе.
«Василиса Премудрая» (бывшая Прекрасная)
Была она Прекрасная:
Улыбка — солнце ясное,
Коса — пшеница спелая,
А ручка — снежно-белая.
Но вздумала девица
Премудрости учиться:
И день и ночь за партою
Корпела над наукою…
И сделалась горбатою,
Кривою, близорукою.
Красавицу поблеклую
Зовут теперь Премудрою:
Она трет щеки свеклою,
А носик мажет пудрою…
Как палка, стала тощая,
От чтенья лоб наморщила…
И сказала хмуро:
- Какая же я дура!
Ведущий 2
- Так что пожалейте нас, пожалуйста, чтобы мы не стали такими.
Ведущий 1
- Всем известна сказка А.С.Пушкина, в которой три девицы мечтали о счастливом будущем. Как называется эта сказка, помните? А теперь давайте послушаем, о чём же мечтают наши школьницы…
Три девицы
Ведущий. Три девицы под окном
Рассуждали вечерком.
Говорит одна девица,
Нос задрав и руки в боки…
1-я. Коли я была б царица,
Отменила б все уроки!
Школа бы была родная
Вся такая-растакая!
Без звонков и наказаний,
Без диктантов и заданий,
Без столовой и детей,
Даже без учителей!
Ведущий. А девица-то другая
Говорит…
2-я. А я мечтаю
Стать царицей! Да такой,
Чтоб, как топнула ногой,
Так подруги: Светы, Гали –
Все б желанья исполняли!
Из столовой мне в обед
Приносили б винегрет.
И уроки среди дня
Выполняли б за меня!
Все б контрольные решали,
Сочиненья бы писали
И дрались на перемене,
Одноклассников дразня.
Выступали бы на сцене –
Это тоже за меня!
Не была б я ученицей,
А была бы я царицей.
Школа бы была родная
Вся такая-растакая!
Ведущий. Третья говорит девица…
3-я. Коль была бы я царица,
Я б в потоке школьных дней
Наших всех учителей
От тетрадей отстранила,
От бумаг освободила,
От назойливых конспектов –
Я б взялась за все конкретно!
Подарила б педагогам
Я отгулов много-много,
Грамотных учеников,
И улыбок, и цветов!
И здоровья – на все годы.
И безветренной погоды.
Путь, как солнце, золотистый.
Парус белый – чистый-чистый.
Жизнь – в сплошном цветенье сада –
Без грозы, без камнепада.
Счастье – в обрамленье роз.
И судьбу – в сиянье звезд.
1-я и 2-я (вместе). Что ж…
Ведущий. Сказали две девицы…
1-я. Ради этого царицей
Стать, хоть в наш век и ни модно,
Но зато очень почетно!
2-я. Школа бы была родная…
1-я, 2-я и 3-я (вместе).
Вся такая-растакая!
Ведущий 2
- А теперь давайте поиграем.
«ЭТОТ ПРЕДМЕТ НУЖЕН, ЧТОБЫ...»
Ведущий называет участникам любой предмет (например, одеяло, ручка и т. п.), а те должны по очереди говорить, как можно применять загаданную вещь, начиная фразу со слов: «Этот предмет нужен, чтобы...» Игра становится интересной, когда все очевидные функции вещи заканчиваются и приходится придумывать их на ходу. Проиграл тот, кто не смог придумать применение вещи.
ФУТБОЛИСТЫ
Ведущий объявляет гостям, что будет проводиться конкурс на лучшего футболиста, и все желающие могут в нем поучаствовать. Затем играющим раздаются воздушные шарики. Задача — не дать «мячу» упасть на пол в течение какого-то определенного времени (например, 3 минут без помощи рук. Кто-то будет «чеканить» шарик головой, а самые догадливые будут просто дуть на него снизу, поддерживая таким образом в воздухе.
Буква С
Ведущий называет одну из букв алфавита, после чего участники игры должен быстро дать ответ на каждое заданное слово в виде нового слова, начинающегося с названной
организатором игры буквы (кто быстрее).
Пример: буква «с» - тогда можно ответить следующим образом:
- Цветок - сирень
- Овощ - свекла
- Фрукт - слива
- Зверь - слон
- Птица - сокол
- Рыба - сом
- Дерево - сосна
- Ягода - смородина
- Река - Сыр-Дарья
- Город – Смоленск
Пословицы
Участники игры должны составить пословицу из предложенной пары слов. Выигравший получает приз.
- Труда —пруда
- Счастье —руками
- Работы —бежит
- Друга —береги
- Болит — говорит
- Гоп —перепрыгнешь
- Искры – пожар
- Знать — учиться
- Дело — смело
- Труд— лень
- Руки - скуки
- Языком — делом
- Учиться — пригодится
Пожарные
Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной в два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку.
Цепь
За отведенное время изготовить цепь с помощью скрепок. Чья цепь окажется длиннее - побеждают в конкурсе.
Проверка на вежливость
Этот конкурс с подвохом и проводится только один раз. Перед началом состязаний мальчиков перед ними проходит девочка и как бы случайно роняет платок. Выигрывает тот мальчик, который догадался поднять платок и вежливо вернуть девочке. После этого объявляется, что это и был первый конкурс.
Ведущий
- Дорогие учителя! Мы вас действительно ценим, любим и уважаем. И на уроках мы слушаем вас очень внимательно. Просим вас произнести фразы на заданные буквы, которые вы часто произносите на уроках и во время перемен.
(показывают букву, учителя произносят фразы, которые они чаще всего говорят на уроках)
А- А сейчас будет срез знаний !
Б - Без родителей завтра не приходи!
В - Все, что я говорю проходит мимо ваших ушей
Д - Давайте без "давайте"!
З - Замолкайте бормотать!
И - И где ваша вторая обувь?
Н - Надо моя помощь, пожалуйста, но - самостоятельно!
О - Опять " двойка"?
Р - Раз я говорю, все молчат!
С - Сколько можно говорить, чтобы не ходили на подоконник!
Т - Так что вас больше занимает? То, что я говорю, или мертвый голубь, который летает над школой?
Э - Эта контрольная будет в январе этого месяца.
Я - Я тоже умею одним глазом читать учебник, а другим смотреть на учителя.
Ведущий 1
- А в следующей игре мы попросим принять участие нашего уважаемого директора.
Ведущий 2
- К сожалению, наша концертная программа подходит к концу. Просим вас послушать стихотворения, которые мы читаем для вас от чистого сердца.
Пусть в глазах ваших радость сияет
И без слёз будут ваши ресницы.
Пусть для вас солнце ярко сверкает,
Ваши души теплом согревая,
И цветок полевой улыбается,
Своей нежной головкой кивая.
Пусть для вас песни звонкие льются
По весне, когда птицы слетаются.
Это значит, что вы не стареете,
Это значит, что жизнь продолжается.
Мы встречаем сегодня в школе
Светлый праздник учителей.
Вы примите, дорогие,
Поздравленья от всех детей.
На уроке учитель с нами,
И спокойно тебе и мне:
Знаний много полезных самых
Будет отдано детворе.
Без учителя – знаем точно –
В мире этом нам не прожить,
И поэтому труд ваш важный
Будем с детства мы все ценить.
Учимся в школе ценить мы добро,
Как победить грубость и зло.
А как нелегко Вам бывает порой,
Это не знаем, друг, мы с тобой.
Сколько терпения, ласки и сил
В нас с тобой учитель вложил.
Слова признания мы говорим
И от души благодарим!