Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Результаты педагогической деятельности (сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitivnye_rezulitaty_v_kachestve_klassnogo_rukovoditelyaword_2.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя.
Наличие системы воспитательной работы
Главное в воспитательной системе моего класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.
В своей деятельности я реализую идеи и принципы успешного обучения, применяю в учебном процессе систему дифференциации, использую в учебной и внеклассной деятельности творческую работу, развиваю интеллектуальность, нравственность, коммуникативность, эстетичность и физический потенциал личности каждого учащегося. Потребность в более глубоком и детальном познании психолого-педагогических закономерностей и формирования личности ребенка, являются для меня наиболее значимой.
Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении. Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастет личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе.
Вот уже второй год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности. В основе системы лежит курс Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности». С моей точки зрения данный курс очень актуален на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.
Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребята должны осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и почему с ними происходит. Поэтому система технологии начинается с доступного восьмиклассникам обзора психологических качеств человека, приводит в некоторую систему имеющиеся у ребят представления о своей личности, помогает понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».
Опыт работы по технологии саморазвитие личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом.
Развитие самоуправления в классе
Я отношусь к той категории классных руководителей, которая считает работу классного наставника не просто главной, а наиглавнейшей, воспитать человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.
Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества. Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы. Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности обучающихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Уже четвертый год в моём классе развивается самоуправление. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив. Классное самоуправление развивается поэтапно.
Первый этап. В первую очередь, обучающимся были сообщены знания о значении самоуправления. Затем шло постепенное формирование положительных мотивов у учащихся к самоуправленческой деятельности. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно обучающиеся начали оценивать события в классе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. У них появилась первая самооценка. Уже после первого полугодия были видны результаты самоуправления. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе выявилась группа лидеров, которые были справедливы в отношении одноклассников, те, кто имел явные достижения в ценимых деятельностях (в спорте, учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других ребят за собой. Был выбран актив класса, которым были разработаны классные нормы общения, поведения, отношений в форме классных заповедей, правил, законов, девизов на год. За год актив класса менялся три раза и почти все ребята выполняли какие-то поручения в классе.
Второй этап. Был сформирован постоянный актив класса на год демократическим путём – путём выборности. Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Смысл ученического самоуправления в нашем классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. В классе достигнуты следующие результаты классного самоуправления:
хорошо налажено дежурство по классу и школе;
хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);
организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);
выпуск всевозможных тематических газет;
проведение спортивных мероприятий;
проведение тематических классных часов;
Третий этап подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась – я стала консультантом. На классных часах моя роль как классного руководителя стала в основном консультирующая. На мой взгляд, классные часы дают возможность развивать одновременно и талант организаторский и талант актёрский.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
С целью изучения уровня развития самоуправления, использовалась методика М.И. Рожкова. Эта методика выявить различные аспекты самоуправления:
1. включенность учащихся в самоуправленческую деятельность.
2. организованность классного коллектива.
3. ответственность членов первичного коллектива за его дела.
4. включенность класса в другие дела общешкольного коллектива.
5. отношение класса с другими ученическими общностями.
6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива.
В результате обследования было выявлено, что коэффициенты по трем блокам равны 0,68, 0,82, 0,72, что свидетельствует о среднем уровне самоуправления в классе.
В учебно-воспитательном процессе использую современные образовательные технологии: проектные, информационно-коммуникативные, исследовательские и развивающие.
Применяя инновационные технологии, опираясь на достижения науки и практики ведущих ученых, по итогам районной диагностики и исследований, добилась прочных знаний у учащихся, высокого уровня воспитанности.
Тест «Психологическая атмосфера» показал высокий уровень групповой сплоченности классе 89,
Воспитанности 92,
Дружелюбие86,
Согласие 84,
Удовлетворенность 88,
Увлеченность 93,
Продуктивность 90,
Сотрудничество 90,
Взаимная поддержка 93,
Занимательность 90,
Успешность 95,
Теплота 90.
Мной сформирован сплоченный ученический коллектив. В течение всех лет обучения учащимися данного класса не было совершено правонарушений . Большая заинтересованность в учебе и внеклассной работе не дает возможности учащимся пропускать учебные занятия без уважительной причины, что способствует высокому качеству знаний в классе.
Уровень охвата обучающихся в 8а, 9а,10а (классный руководитель Антонова Т.В.) формами дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, организуемых в учреждениях по месту жительства (в % от общего количества учащихся)
№ п/п | Наименование кружка, секции, клуба, объединения | Название учреждения | Количество учащихся, в %,занятых различными формами дополнительного образования | ||
2001-2002 | 2002-2013 | 2013-2014 | |||
1 | Аэробика | ДЮСШ | 7 | 7 | 14 |
2 | Легкая атлетика | ДЮСШ | 18 | 18 | 36 |
3 | Художественная школа | Школа искусств | 3,5 | 3,5 | |
4 | Музыкальная школа | Школа искусств | 13 | 13 | |
5 | Танцевальный кружок «Ритм» | ИСШ №1 | 57 | 57 | 57 |
6 | Фольклорный кружок | ИСШ №1 | 11 | 11 | 17 |
7 | Сольное пение | ИСШ №1 | 7 | 7 | 14 |
8 | Секция л/а | ИСШ №1 | 25 | 25 | 32 |
9 | Клуб «Что, Где, Когда?» | ИСШ №1 | 21 | 21 | 28 |
10 | Отряд « Поиск» | ИСШ №1 | 4 | 4 | |
11 | Хоккей | ДЮСШ | 7 | 7 | 9 |
12 | Вольная борьба | ДЮСШ | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
13 | Компьютерный кружок | ИСШ №1 | 21 | 10 | 10 |
14 | ДЮП | ИСШ №1 | 43 | 43 | |
15 | Футбол | ДЮСШ | 7 | 7 | 7 |
16 | КВН | ИСШ № 1 | 55 | 55 | |
17 | Межшкольный летний лагерь «УМНИК» | ИСШ №1 | 10,5 | 27 | |
итого | 100 | 100 | 100 |
Взаимодействие с родителями обучающихся
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с зпр к жизни и к труду.
При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.
Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями. Я решила изменить сам подход к организации и проведении традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями. Для этого помимо встреч с любым педагогом предусматриваются и дни открытых дверей (по субботам), когда родители могут решать вопросы с любым учителем и администрацией. А на родительских собраниях активными участниками и даже организаторами иногда становятся сами родители, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни в классе и в школе. Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители.
Участие, победы и наличие призовых мест обучающихся класса в конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятиях и т.д. за три последних года.
Учебный год | Вид состязания | Результат | Уровень |
1. «Салют Победа» - фестиваль х./с. «РИТМ» - танцевальный коллектив, 2.Смотр строя и песни 3.ДЮП 4.Конкурс патриотической песни 5.Участие в концертах (более 10) 6.Отяд «Поиск» 7.Участие в соревнованиях по легкой атлетике 8.Зимние олимпийские игры (конькобежный спорт, хоккей) 9.Летние олимпийские игры (легкая атлетика, футбол) 10. «Что, Где, Когда?» 11.Конкурс плакатов «Мой край, Мордовия моя». 12.Конкурс сочинений о Мордовии 13.Конкурс стихов о Мордовии | лауреат 2 место 1место 3место Участие Участие Участие Участие Призер Призер | Районный Районный Республиканский Районный Районный Районный Республиканский Республиканский Республиканский Районный | |
«Белая ладья»
22 июня 1941 г 13.Фестиваль «Шумбрат, Мордовия» | 1 место 2 место призер призер 1место Участие Участие 2место 3место Участие Участники-2чел Участие. | Районный Школьный Республиканский Республиканский Районный Районный Школьный Районный Республиканский Российский Республиканский Республиканский | |
1. Смотр патриотической песни 2.Соревнования по хоккею 3.Сревнования по дзюдо 4. Участие в концертах (более 10) 5. Литературный праздник 6. Соревнования «Чудо - шашки», «Белая ладья» 7.Фестиваль «Шумбрат, Мордовия» 9.КВН 10.Соревнования по лыжам 12.Соревнования по бегу на приз чемпиона мира по ходьбе Кирдяпкина. 13.Конкурс сочинений о Мордовии 14.Конкурс стихов о Мордовии 15. «Во Славу Великой Победы.»-конкурс сочинений 16. Создание книги Памяти школы | 2место Призер 2место 1место Лауреат Участники Участие Участие | Школьный Республиканский Республиканский Районный Районный Районный Республиканский Республиканский Районный Районный Районный Республиканский Районный Районный |
Здоровьесберегающая технология
В последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объема учебного материала и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей. Это не является исключением и для моих учеников. Здоровье – это сложный комплекс включающий физиологическое, психологической, функциональное развитие ребенка.
Одной из главнейших задач классного руководителя является наличие системы работы по формированию культуры здоровья учащихся. Одной из программ содержания воспитательной работы классного руководителя нашей школы является программа «Здоровье».
- В 5 классе внимательно изучены медицинские карты детей, их анамнез;
- Внимательно отнеслась к состоянию здоровья каждого ребенка, ежедневно оценивала его настроение и эмоциональные реакции;
- Учебную нагрузку давала в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Соблюдала рациональный режим труда и отдыха;
- Создала оптимальные условия среды обучения. Они соответствуют гигиеническим нормам и требованиям;
- Организовала режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности в течении учебного дня, недели, учебного года;
- Обеспечила и поддержала двигательную активность детей, правильную рабочую позу при разных видах деятельности: охрана зрения и слуха;
- Создала благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Во внеурочной деятельности отводится большая роль воспитательным мероприятиям, поддерживающим народные традиции родного края. Участвуем в народных гуляньях, выставках.
В плане воспитательной работы организуются экскурсии в музеи Мордовии. Работа в отряде «Поиск» формирует у воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности.