Проектная деятельность
Логопедический проект «Мой город Саров» в подготовительной группе комбинированной направленности
«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать.»
Лихачев Д.С.
Актуальность: Актуальность проекта обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии будущего патриота, гражданина страны. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие -то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть о любимом городе. Он может быть маленьким, тихим, красивым и, в тоже время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных и счастливых воспоминаний. Формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
В процессе изучения лексической темы «Мой город» мы столкнулись с тем, что многие дети путают понятия «страна». «область», «город», не могут сказать в каком городе они живут, кем основан город, назвать улицы, достопримечательности города и т.д. Поэтому был разработан и реализован проект «Мой город Саров».
Новизна проекта: Новизна проекта в том, что у детей дошкольного возраста очень небольшой жизненный опыт. Дети с проблемами речевого развития имеют ограниченные речевые возможности и часто испытывают трудности в освоении всех разделов ООП по развитию речи. Несмотря на это, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с историей родного города, формировать базисные представления о народе, обычаях, истории, культуре.
Участники: дети подготовительных групп комбинированной направленности для детей с ТНР, учитель-логопед и родители.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий.
Длительность: краткосрочный (15.05.2023-26.05.2023)
Цель проекта: расширение представлений детей о городе, в котором они живут, его истории, достопримечательностях и памятных местах.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить с историческими и культурными ценностями города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей.
- Формировать представлений о современном образе города Саров, как среды обитания.
- Познакомить с историей возникновения города, его гербом, гимном.
Коррекционно-развивающие:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Наш город»: Родина, регион, область, адрес, улица, площадь, фонтан, администрация, руководитель, киноконцертный зал, аттракционы, музей, экскурсовод.
- Развивать связную речь, умение составлять рассказ по предложенному плану.
- Совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования, предложно-падежного управления).
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к родному городу, бережное отношение к красоте, традициям и культурному наследию Сарова.
- Воспитывать чувство сопричастности к жизни города.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Ресурсы проекта: государственная символика Нижегородской области, города Саров, географическая карта, книги о городе Саров, иллюстрации и фотографии улиц, предприятий и достопримечательностей родного города, презентация «Мой город Саров», виртуальная экскурсия по городу, речевой материал (игры, загадки, стихи) для закрепления знаний и представлений о родном городе, графические схемы для составления рассказов.
Ожидаемые результаты:
Дети будут:
- знать краткую историю города, названия окружающих улиц, узнавать исторические места города по картинкам;
- знать людей, прославивших город;
- составлять рассказ с опорой на картинный план о родном городе, своём доме, правильно используя средства грамматического оформления высказывания;
- уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
Содержание:
Проект включает в себя 3 этапа реализации:
1 этап – Организационный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей:
- конкретизация целей и задач;
- определение направлений работы, объектов и методов исследования;
- изучение методической литературы по краеведению. систематизация информации по теме «Мой родной город»;
- выбор материалов для работы по теме (познавательная, художественная литература, фотографии, иллюстрации);
- подготовка дидактического и речевого материла для разных видов деятельности;
- предварительная работа с детьми.
2 этап – Практический – включает в себя взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями, повышение и оптимизации уровня родительских и детских знаний своего родного города:
- виртуальная экскурсия «Город Саров»;
- просмотр презентации «Моя малая Родина-город Саров»;
- рассматривание иллюстраций, книг, фотоальбомов;
- беседы:
«Карта, герб города Саров»
«История города»
«Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец»
«Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники)
«Улицы нашего города»;
- непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
«Составление рассказов «Мой город», «Дом, в котором я живу» по графической схеме»;
- совместная деятельность с детьми:
подготовка выставки рисунков «Моё любимое место в Сарове» (с родителями)
коллективная творческая работа «Мой любимый Саров».
3 этап – Итоговый – обобщение и внедрение опыта в практику ДОУ:
- обсуждение результатов
- посещение мини-музея ДОУ (краеведческого музея города).
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Коллективная работа на тему «Мой город», выставка рисунков «Моё любимое место родного города».
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях дошкольного учреждения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, его истории, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Виды деятельности по реализации проекта:
Рассматривание иллюстративного материала
Виртуальная экскурсия по городу
(презентация, видеоролик)
Знакомство с государственной символикой и географической картой Нижегородской области
Составление описательных рассказа по картинному плану
Выставка рисунков «Моё любимое место в городе»
Коллективная работа «Мой город»
Литература:
- А. Н. Рябов «Преподобный серафим Саровский чудотворец».
- А.М. Подурец «Саров: памятник истории, культуры, православия».
- А.А. Агапов «Саров: прошлое, настоящее».
- А.А. Агапов «Саров — Дивеево: путеводитель».
- А.М.Подурец «Путеводитель. Саров».
Приложение
Речевой материал к проекту
Игры
1.Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город».
- Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают канат с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы каната соединяются, образуется круг.
Большой город, а маленький ….
Маленький годок, а огромный ….
Произнеси слово город ласково ….
Жители города …
Парк в городе, какой? …..
Поездка за город ….
Название старинной игры …
Получившийся круг дети опускают на землю.
- Что у нас получилось?
- Круг.
-Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА
Слово «город» и другие родственные слова образованы от слова «городьба». Очень давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Мы огородили канатом часть группы, а сможем ли мы внутри построить город.
2. Игра «Кто внимательный»
Вопросы о городе по типу игры «Четвертый лишний».
Кинотеатр, музей, аквапарк, вокзал.
Автобус, маршрутка, трамвай, такси.
Береза, тополь, пальма, липа.
Кошка, собака, верблюд, корова.
Магазин, больница, музей, цирк.
Дом, хата, дворец, коттедж.
Улица, переулок, проспект, площадь.
3. Игра: «Один – много» (с мячом)
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа – школы.
4. Игра «Продолжи предложение». (Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его).
Я пойду в музей, чтобы узнать историю города.
Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в кинотеатр, чтобы посмотреть интересный фильм.
Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.
5. Игра «Сосчитай этажи».
Дом с одним этажом, – какой? - одноэтажный дом
дом с двумя этажами, - какой? - двухэтажный дом
дом с тремя этажами, – какой? - трехэтажный дом
дом с четырьмя этажами, – какой? - четырехэтажный дом
дом с пятью этажами, – какой? - пятиэтажный дом
дом со многими этажами, – какой? – многоэтажный дом.
6. Игра «Найди домик каждому животному»
Слова с одним слогом в одноэтажный дом.
Слова с двумя слогами в двухэтажный дом.
Слова с тремя слогами в трехэтажный дом.
7. Игра «Весёлые буквы».
Логопед: вот новое задание. Составьте из букв слово -ДОМ-. Сделайте его звуковой анализ.
Логопед: какое слово вы составили?
Дети: дом.
Логопед: Сколько в нём слогов?
Дети: один (прохлопывают).
Логопед: Сколько в нём звуков?
Дети: три.
Логопед: Назовите их.
Дети: д,о,м.
Логопед: Расскажите про звук –д-.
Дети: Он согласный, звонкий, твёрдый.
Логопед: Расскажите про звук –о-.
Дети: Он гласный, поётся.
Логопед: Расскажите про звук –м-.
Дети: Он согласный, звонкий, твёрдый.
8. Игра «Придумай название улицы».
На этой улице находится школ. Назовем ее (Школьная).
На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).
На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).
На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).
На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).
На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).
На этой улице находится парк. Назовем ее (Парковая).
На этой улице находится почта. Назовем ее (Почтовая).
9.Игра «Звуки города» (аудиозапись)
Перекресток, птицы, часы, телефон, поезд, река, муз. инструменты.
Загадки о городе
- Отгадайте- ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк)
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
Тут на каждом этаже
Побывали мы уже.
Вот внизу - регистратура,
А повыше - логопед.
Врач лечебной физкультуры
И массажный кабинет.
А пройдёте коридор -
Там табличка «Доктор ЛОР». (Поликлиника)
Коль мигнет зелёный глаз,
Остановится КАМаз,
Через зебру-переход
Первоклассник перейдёт.
А когда мигает красный -
Для людей проход опасный!
Кто мигает нам глазами?
Догадайтесь, дети, сами. (Светофор)
В городе деревьев мало
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала
От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей
И зелёных тополей. (Сквер, парк)
Стихи о городе Саров
САРОВ
Прозрачный неприметный родничок
Нашёптывает ласково. О чём?
Родная неземная красота.
Осока. Комариные места.
Лакуна* средь Мордовских лагерей,
Приют немеркантильных лекарей.
Своим крылом коснулся херувим…
Молился сердобольный Серафим,
На камне преподобного послы -
Следы необычайные - теплы!
Водицы зачерпнуть, в лицо плеснуть,
У пасторальной памяти в плену.
Один - такой живительный - глоток
Меня от всех напастей уберёг.
(От радионуклидов - ни следа!
В дозиметре завышена нужда.)
Первичен перезвон колоколов.
И трели вековечных комаров!
*Лакуна (книжн.) - пробел, недостающее место в тексте.
Саров
Ирина Полюшко
На картах не найдёте городов:
Москва Центр 300, Арзамас-16...
А это всё любимый мой Саров.
И с именем теперь уж не расстаться.
Здесь Сахаров, Курчатов, Харитон
Ковали щит и укрощали атом.
Давался трудно паритет сторон,
Но "нет" сказали ядерным закатам.
Пусть будет свет науки негасим
И свечи храмов, взорванных когда-то.
Живёт поныне старец Серафим
В сердцах людей, хранящих всё, что свято.
Из уст в уста передаём рассказ.
Историей гордится каждый школьник:
Растрелли рисовал иконостас,
А Бланк чертил проекты колокольни.
Всё помнят заповедные леса,
И в небе красоты аквамарина
Колокола поют как голоса
Прошедших лет в созвучии едином.
Саров
Алёна Арзамасская
Знакомы ль Вам града такие,
Которые ЗАТО зовут?
Да, их не много по России,
Един у них судьбы маршрут.
Саров - могучий и единый,
Саров - России гордый щит,
Саров - примерный и красивый,
На карте мировой его достойный вид.
И мы гордимся видом этим,
Мы - Саровчане, мы - сыны,
И дочери. Мы земляков Отчизны встретим
Хлебом, солью. Мы рады иностранным гражданам страны.
Саров - землёю Серафима
Святого признано считать,
Творил здесь старец-чудотворец,
Людей лечил, снимал напасть.
Святым и преподобным признан
Был Отче-Батюшка наш Серафим,
Саровским Серафимом назван,
Лик незабвен его и дух его непобедим.
Саров - град цельный, град научный,
Он утопает в роскоши лесной,
Творят умы в нём замысел могучий,
И силой разума возьмёт, и тем, что молодой.
Родитель, созидатель бомбы,
Мыслью о мире в мире завладев,
Он - наша сила, наша гордость, -
Стоит мощнейший ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ".
Саров
Валентин Юрьев
В глухой провинции, в лесах Нижегородских,
Есть город маленький, с названием Саров.
Туда никто и никогда не проберётся,
За исключением пернатых и ветров.
Там дяди – физики, умищще напрягая,
Всем угрожают страшной ядерной войной,
А временами тень монаха пролетает
Над древней монастырскою стеной.
В Сарове шастают коровы,
И на научных физиков мычат,
В Сарове люди очень живы и здоровы,
И весело танцуют по ночам…
А дети местные, едва успев родиться,
Крупнее сверстников во всей большой стране,
И могут очень удивительно светиться,
И слышать ультразвуки в тишине!
Нет, наш Саров, друзья, провинцией не пахнет,
Он – как Москва, но только Сталинских времён!
Хоть не Чернобыль тут, но если вдруг бабахнет,
Ни вам, ни нам не надо похорон!
В Сарове шастают коровы,
И на научных физиков мычат,
Они, вообще, на всех людей мычать здоровы,
И весело танцуют по ночам…
Саров
Владимир Безладнов
Нынче, в век сумасшедших ритмов,
Время мечется – не течет…
За саровским колючим периметром
Совершенно другой отсчет:
Жизнь устойчива и размеренна.
Постоянна… И, я бы сказал, –
Удивительная уверенность
У прохожих редких в глазах.
Может, это меня не касается,
Но мне хочется их понять…
Я иду вдоль берега Сатиса.
Тишина. Середина дня.
Дымка в воздухе невесомая,
Где-то музыка чуть слышна…
Над рекою – деревья сонные.
Соловей… и опять – тишина…
Но, мне кажется, не поэтому
Днем и ночью сидят у реки
Неподвижными силуэтами
Молчаливые рыбаки.
Кто мне скажет, чего им надо?..
Ясный день. Покой. Чистота…
Пасторально пасется стадо
Чуть левей подвесного моста…
И идут, улыбаясь ласково,
По аллеям парка пустым
Молодые мамы с колясками,
Округлившие вновь животы.
Я спокойствию их поражаюсь,
Потому что мой «третий глаз»
Видит, как в воде отражаются
Уничтоженные купола,
А по наших душ катакомбам,
В полумраке едва видны,
Бродят, молча, Христос и Бомба –
Бог Любви рядом с Богом Войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_proekt_moy_gorod_sarov.docx | 2.46 МБ |