Предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
РАЗДЕЛ РАБОТЫ | ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ |
I. Диагностический материал | 1.Володина В. С. «Альбом по развитию речи». |
2.Ткаченко Т. А. «Альбом индивидуального обследования дошкольников» (диагностическое пособие). | |
3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей | |
4. Практические материалы для обследования устной речи детей по Т. А. Фотековой. | |
познавательной деятельности | Развитие слухового внимания |
1.Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток, погремушка, бубен, молоточек и др. | |
2. Дидактическое пособие «Живая книга». | |
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти | |
1. Пособие Тихомировой Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка». | |
2.Агранович З. Е. «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников». | |
3.Ткаченко Т. А «Найди и обведи». Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи. | |
4.Рассказы-небылицы. | |
5. Картинки-небылицы. | |
6.Разрезные картинки (различное количество частей). | |
7.Мозаики, пазлы (8-104 деталей). | |
8.Игры и упражнения Третьяковой Т. С.: «Узнай что это?» (контуры); «Путаница» (наложенные изображения; «Чей силуэт?»; «Четвёртый лишний». | |
9.Настольно-печатные игры: «Логические цепочки», «Логические таблицы», «Времена года», «Что сначала, что потом», «Наблюдательность», «Что перепутал художник?». «Из чего мы сделаны?», «Кто что делает», «Логический поезд», «Признаки», «Цвет», «Найди похожую фигуру», «Ума палата». | |
Развитие мелкой моторики | |
1. Шнуровки. | |
2. Мозаики (различного размера). | |
3.Мелкий настольный конструктор. | |
4.Счётные палочки. | |
5. Цветные ручки, карандаши, восковые мелки. | |
6.Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики. | |
Ш. Формирование произносительной стороны речи
| Развитие речевого дыхания |
1.Мыльные пузыри. | |
2. Вертушки, свисток, дудочка. | |
3. Ватные/ поролоновые шарики. | |
4.Подвесные игрушки на зеркале. | |
5. Коктейльные трубочки. | |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата | |
1.Настенное авторское пособие «Логопедическая азбука» ( профили артикуляции звуков). | |
2. “Сказка про веселый язычок” (артикуляционная гимнастика). Презентация. | |
3. Подборка картинок для артикуляционной гимнастики со стихами для детей младшего дошкольного возраста. | |
4.Комплексы артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков. | |
Автоматизация и дифференциация звуков | |
1.Альбом Соколенко Н. И «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей». Звуки Р-РЬ. | |
2. Альбом Соколенко Н. И «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей». Звуки Л- ЛЬ. | |
3. Альбом Соколенко Н. И «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей». Шипящие звуки. | |
4. Альбом Соколенко Н. И «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей». Свистящие звуки. | |
5. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Ш][Ж]. | |
6.Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Р] [Р’] . | |
7.Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З] [З’] [Ц]. | |
8.Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч] [щ] | |
9. Богомолова А. И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». | |
10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить» в 2 частях. | |
11. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». | |
12. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные звуки» Звук Л. | |
13. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные звуки» Звук Р. | |
14. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные звуки» Звуки Ч - Щ. | |
15. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные звуки» Звуки З - Ц. | |
16. Скворцова И. В. Грамматика в картинках «Трудные звуки» Звуки Ж-Ш. | |
17.Резниченко Т. С., Ларина О. Д. «Говори правильно». | |
18. Пособие Каше Г. А., Фличевой Т. Б. «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников». | |
19.Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Фонетические рассказы и сказки (3 тетради). | |
IV.Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры | 1.Пособие Ефименковой Л. Н.: часть 4 – «Работа над слоговым составом слова», часть 5 - «Работа над твёрдостью и мягкостью согласных звуков», часть 6 – «Работа над звукобуквенным анализом». |
2. Пособие Ткаченко Т. А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». | |
3. Пособие Агранович А. Г. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей». | |
4.Пособие Третьякова Т. С. «Где звук живёт». | |
5. Пособие Третьякова Т. С. «От слова к звукам». | |
6. Пособие Колесникова Е. В. «Демонстрационный материал для обучения звукобуквенному анализу детей 5-7 лет». | |
7. Настенное авторское пособие «Звуковые часы». | |
8. Настенное авторское пособие «Твёрдый – мягкий». | |
9. Подборка картинного материала для преодоления нарушений слоговой структуры (предметные картинки). | |
10. Подборка речевого материала для преодоления нарушений слоговой структуры слова (слова СССС, чистоговорки, скороговорки, стихи). | |
11. «Фонетические рассказы с картинками» Звуки З-Зь-Ц; С-Сь. | |
12. Подборка картинок «Слова – паронимы». | |
13. Настольно-печатные игры: «Расшифруй слова», «Раздели слова на слоги», «Ребусы», «Какое слово получилось», «Расшифруй по первым звукам», «Звонкий – глухой», «Необычные цветы» фонетическое лото, «Эрудит», «Умный телефон». | |
V.Развитие лексико- грамматических средств языка
| 1.Пособие Третьякоаой Т. С. «Удивительные слова». |
2.Пособие Соловьёвой О. И. «Говори правильно»: «Трудные глаголы», «Несклоняемые существительные». | |
3.Дидактическое пособие для обучения правильному употреблению предложных конструкций (картинный материал). | |
4.Пособие Чохонелидзе Т. А. «вот предлог простой…» | |
5.«Чья? Чей?» дидактическое пособие для закрепления правильного употребления притяжательных прилагательных (картинный материал). | |
6.Пособие Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» альбом дошкольника. | |
7.Пособие Ефименковой Л. Н. часть 1»Работа над словом». | |
8.Пособие Третьякова Т. С. «Слово к слову». | |
9. Пособие Третьякова Т. С «Расскажи, какие» словарь прилагательных. | |
10. Пособие Третьякова Т. С «Противоположные по смыслу» антонимы. | |
11.Пособие Коноваленко С. В., Коноваленко В. В. «Антонимы» картинный материал. | |
12.Предметные картинки по лексическим темам. | |
13.Пособие Теремковой Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, альбомы 1-4. | |
14.Настольно-печатные игры: «Зелёный друг», «Детеныши животных», «Профессии» (лото), «Подбери предметы к нужному слову (овощи, грибы, фрукты)», «Что это? (лото), «Все работы хороши». «Игрушки» (лото), «Шесть картинок» (лото). | |
VI. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи
| 1.Пособие Ефименковой Л. Н. часть 2 «Работа над предложением». |
2. Пособие Ефименковой Л. Н. часть 2 «Работа над связной речью». | |
3.Пособие Счёвой Г. Е «Опорные картинки для пересказа» (выпуск 1). | |
4.Серии сюжетных картинок Каше Г. А.: «Вороны», «Ледоход», «Синичка», «Почтальон», « Это я виноват», «Рыбаки», «Школьник и волки», «Злая собака». | |
5.Серии картинок «Про Кирилла». | |
6.Серии картинок Радлова К. С. «Рассказы в картинках». | |
7. Сюжетные картинки с проблемным содержанием Ткаченко Т. А. | |
8.Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов по лексическим темам. | |
9. Игрушечные телефоны для развития диалогической речи. | |
10. Подборка текстов для пересказа по лексическим темам. | |
11. Подборка стихов для заучивания по лексическим темам. | |
12. Пособие Третьяковой Т. С. « От слова к предложению». | |
13. Пособие Нищевой Н. В. «Развивающие сказки». | |
14.Пособие Гусаровой Н. Н. «Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников». | |
15.Пособие Бардышевой Т. Ю. «Как много вам хочу сказать» описание по опорной таблице. | |
16. Пособие Агранович З. Е. «Времена года». | |
17. Пособие Чохонелидзе Т. А. «Это стул, на нём сидят…» рассказы-описания. | |
18.Пособие Дедовой М. В. «Уроки Ушинского» беседы по картинкам. | |
19.Пособие Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи» логопедическая тетрадь. | |
21. Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ». | |
VII .Овладение элементарными навыками письма и чтения
| 1.Настенная разрезная азбука. |
2.Настольные разрезные азбуки. | |
3. Схемы для определения позиции звука в слове | |
4. Картинный материал (для ознакомления дошкольников с буквами и звуками). | |
5.Пособие Раевского Ю. В. «Весёлая азбука» | |
6.Настенное пособие «Дома букв». | |
7.Настенное пособие «Грамотей». | |
8. Фишки – символы звуков. | |
9. Магнитная доска, магнитные буквы. | |
10.Пособие «Звуковые цепочки». | |
11. Пособие Курицыной Э. М. «Большая книга по развитию речи». | |
12.Настенное пособие «Твёрдый - мягкий». | |
14. Пособие Колесниковой Е. В. «От звука к букве» демонстрационный материал для обучения звукобуквенному анализу детей 5-7 лет. | |
15.Пособие Астафьевой Е. О. «Играем. Читаем. Пишем» пособие-конспект и 2 рабочие тетради. | |
16.Настольно-печатные игры: «Эрудит», «Сложи слово», «Умный телефон», «Ребусы», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Умные кубики». | |
VIII.Консультативно-информационный материал для воспитателей
| 1.Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы воспитателя по развитию речи (2-я группа раннего возраста). |
2. Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы воспитателя по развитию речи (младшая группа). | |
3.Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы воспитателя по развитию речи (средняя группа). | |
4.Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы воспитателя по развитию речи (старшая группа). | |
5.Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы воспитателя по развитию речи (подготовительная группа). | |
6.Выразительность речи, как одно из средств полноценного общения. | |
7. Артикуляционная гимнастика. | |
9.24 упражнения для чёткого произношения. | |
10.Коррекция нарушений слоговой структуры слова в младшей и средней группе. | |
11.Обучение дошкольников звукобуквенному анализу. | |
14.Грамматический строй речи детей дошкольного возраста. | |
IX.Консультативно-информационный материал для родителей
| 1.Учимся правильно произносить все звуки |
2. Научите меня говорить правильно. | |
3.Как научить ребёнка говорить. | |
4.Учите детей правильно произносить и различать звуки. | |
5. Развитие речи детей 2-го года жизни в норме. | |
6. Развитие речи детей 3-го года жизни в норме. | |
7. Развитие речи детей 4-го года жизни в норме. | |
8. Развитие речи детей 5-го года жизни в норме. | |
9. Развитие речи детей 6-го года жизни в норме. | |
10. Развитие речи детей 7-го года жизни в норме. | |
11.Игры для обучения чтению. | |
12.Как помочь ребёнку заговорить. | |
13.Влияние речевого окружения на развитие речи ребёнка. | |
14.Обучение дошкольников элементам грамоты | |
15.Если ребёнок начал заикаться. | |
16.Основные причины возникновения речевых нарушений. | |
17.Рекомендации родителям будущих первоклассников | |
18.Речевая готовность к школе | |
19.Роль книги в развитии ребёнка | |
20.Осбенности развития речи у мальчиков и девочек | |
21.Весёлая грамматика. | |
22. Развиваем пальчики – развиваем речь. | |
23. Профилактика речевых расстройств. | |
X. Картотеки | 1.Картотека артикуляционных упражнений. |
2.Картотека речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи) для автоматизации звуков. | |
3.Картотека речевого материала для развития связной речи (рассказы, стихи) по лексическим темам. | |
4.Картотека речевых игр по формированию слоговой структуры слова. | |
5.Картотека пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики. | |
6.Картотека заданий для автоматизации звуков в речи. | |
7.Картотека игр на развитие дыхания. | |
8.Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов. | |
9.Картотека игр на развитие слухового внимания. | |
10.Картотека игр на развитие фонематического слуха. | |
XI. Медиатека | 1.Электронные образовательные ресурсы интернета. |
| 2.Компьютерные программы и игры. |
| 3.Компьютерные презентации. |