Внеклассная работа
Внеклассные мероприятия по географии и экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ekologicheskoe_kraevedenie_.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Калина Светлана Николаевна
МАОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»
Программа кружка
«Экологическое
краеведение»
Руководитель кружка
Калина С.Н.
Вад
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка
Кружок «Экологическое краеведение» является частью реализации программы по непрерывному экологическому образованию учащихся. Введение в систему дополнительного образования кружка «Экологическое краеведение» продиктовано рядом объективных факторов.
Во-первых, теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции и новых ценностных ориентаций. Все это напрямую связано с краеведческим принципом обучения в образовании. «Краеведение позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь» — так образно определил сущность краеведения — соединение обучения с жизнью — выдающийся географ прошлого столетия Н. Н. Баранский.
Во-вторых, курс «Экологическое краеведение» становится тем образовательным пространством, в рамках которого реализуется одно из ведущих направлений школьного образования — экологизация. Приоритетная роль экологического образования и краеведения как «базиса изучения реальных экологических проблем» сделала краеведческий принцип одним из ключевых при формировании экологической культуры школьников.
В-третьих, члены кружка получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем учащиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранной деятельности, проводить опытническую и исследовательскую работу.
Теоретической основой курса стали исследования Ф. М. Баканиной, Н. Ф. Винокуровой, Г. С. Камериловой, Г. С. Кулинич, В. В. Николиной, В. М. Смирновой, Л. Л. Трубе, Б. И. Фридмана и др., выполненные на естественно-географическом факультете Нижегородского государственного педагогического университета.
Педагогической основой курса являются идеи личностно ориентированного образования и проблемного обучения, создающие условия для становления субъектного опыта эмоционально-ценностного и деятельностного отношения к природе своего края.
Цель кружка «Экологическое краеведение» — формирование экологической культуры ЛИЧНОСТИ на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную по изучению уникальной территории родного края.
Основные задачи курса:
1. Формирование системы личностно-значимых экологических знаний, отражающих природную и социально-экономическую уникальность РОДНОГО края.
2. Формирование ценностного отношения к своему социоприродному окружению и человеку как части природы.
З. Развитие патриотических и гражданских чувств, ответственного отношения к своей Родине, родному краю.
4. Формирование субъектного опыта принятия экологически целесообразных решений на конкретном территориальном уровне.
Важнейшим условием формирования экологической культуры является овладение понятийным аппаратом экологического краеведения, который отражает характер взаимоотношений человека и природы: экологическая проблема, экологическая ситуация, эколого-географическое положение, эколого-значимые условия и факторы. Природно-ресурсный потенциал, природопользование, качество среды, экологическая безопасность (опасность), устойчивое развитие, экологическое прогнозирование.
Основные требования к усвоению содержания учащимися:
- знать методы исследования своего края; причины, проявление, последствия, пути решения экологических проблем Нижегородской области; исторические этапы формирования экологической ситуации на территории области и возможности ее оптимизации в разное историческое время, идеи устойчивого развития Нижегородской области;
- уметь анализировать необходимые данные из различных источников для изучения и решения экологических проблем своей местности; оценивать природно-ресурсный потенциал территории Нижегородской области, экологическое состояние отдельных компонентов ПРИРОДЫ области, а также и экологическую ситуацию конкретных территорий и области в целом; применять знания в конкретной практической деятельности по улучшению экологической ситуации своей местности;
- выражать отношение к экологическому состоянию территории проживания, природным и культурным ценностям своей местности, к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих людей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа рассчитана на 3 года. В содержание программы (по 68 часов на каждый год обучения) входят теоретические занятия (32 часа) и практические работы (26 часов), предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах (10 часов).
Введение. (2 часа). Знакомство с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут принимать участие члены кружка. Проведение инструктажа по охране труда.
Охрана природы в России, в Нижегородской области и в Вадском районе, её значение. Законы об охране природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.
Раздел 1
Учусь познавать свой край (2часа)
Тема 1. Как человек познает свой край. Человек познает окружающий мир. Способы познания. Культура: искусство, религия, наука, формы отражения взаимоотношений природы, человека, общества. Отражение природы края в произведениях писателей, художников.
Тема 2 Что значит быть исследователем природы? Исследователь Природы — кто он? Качества, которыми должен обладать исследователь природы. Выдающиеся исследователи Нижегородского края в прошлом и настоящем.
Раздел 2
История края, в котором я живу (6 часов)
Тема 1. Край, в котором я живу (история освоения и заселения территории Нижегородской области, Вадского района). Географическое положение территории, района (на карте страны, мира). Природные условия как фактор освоения территории. Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал Нижегородской области. Природопользование и его особенности в разные исторические эпохи.
Тема 2 Природа в легендах, народных праздниках и промыслах Нижегородской области. Красота и гармония природы Нижегородской области. Значение уникальности местной природы в жизни людей, населяющих область. Особенности быта и культуры местного населения. Языческие праздники. Марийские, мордовские сказки и легенды. Мотивы природы в народных промыслах края (хохлома, городецкая роспись, резьба по дереву, городецкая вышивка...).
Тема 3. Топонимика края о прошлом ландшафта. Топонимика как источник сведений о прошлом края. Различия в топонимах северной и южной зон Нижегородской области. Роль Л. Л. Трубе в изучении топонимов Нижегородской области. Топонимика Вадского района.
Тема 4. Антропогенные изменения территории края в прошлом. Стихийное природопользование в прошлом края. Первые экологические кризисы — результат деятельности скотоводов, охотников, земледельцев (сведение лесов, исчезновение видов животных и растений),
Тема 5. Народные традиции охраны природы Нижегородской области. Язычество о правилах взаимоотношения человека с окружающей средой. Народные формы охраны природы, Языческие культы. Марийские священные рощи на территории края. Культ растений. Культ воды. Русские народные традиции и поверья. Православная церковь и охрана природы. Природное и культурное наследие Нижегородской области.
Тема 6. Мой край сегодня. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Усиление хозяйственного воздействия на природу Нижегородской области. Основные типы современного природопользования. Рост городов и населения Нижегородской области.
Раздел 3
Экологические проблемы своей местности. (14 часов)
Экологическая ситуация в Нижегородской области
Тема 1. Созвучье полное в природе. Выполнение фоторабот, зарисовок, написание стихов, сочинений, передающих особенности природы края, отношение к ней учащихся. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 2. Природа и человек — единство или борьба? Разносторонние связи человека, общества с окружающей природной средой. Универсальная ценность природы: средообразующая, хозяйственная, гигиеническая, научная, эстетическая, этическая. Изменения природы Нижегородской области человеком. Последствия влияния этих изменений на жизнь и здоровье человека.
Тема 3. Экологическая проблема что мы о ней знаем? Экологическая проблема. Классификация экологических проблем. Их истоки. Сущность экологических проблем как противоречие во взаимоотношениях человека с окружающей средой. Последствия экологических проблем. Пути решения экологических проблем.
Тема 4. Экологическое состояние компонентов природы Нижегородской области. Качество воздуха Нижегородской области, Вадского района. Источники загрязнения атмосферы Нижегородской области. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха. Проблема охраны атмосферного воздуха в области.
Водные ресурсы, их значение. Оценка водных ресурсов Нижегородской области, Вадского района. Хозяйственное освоение края и водные ресурсы. Загрязнение и нерациональное использование водных ресурсов. Проблемы Волги и Оки, Вадского озера. Проблемы малых рек области. Рациональное использование и сохранение водных ресурсов. Мероприятия по восстановлению малых рек области.
Почвенные ресурсы Нижегородской области, Вадского района - их значение. Исследования почвенных ресурсов края В. В. Докучаевым. Плодородие почв края. Хозяйственное освоение почвенных ресурсов области. Экологические проблемы земельного фонда: загрязнение, потери запасов гумуса, эрозионные процессы. Меры улучшения земельного фонда области.
Уникальность и разнообразие биологических ресурсов Нижегородской области, Вадского района. Рекреационная ценность. Леса, их значение. Хозяйственная деятельность человека и проблемы, связанные с состоянием живой природы. Сведение лесов и его последствия. Обеднение флоры и фауны территории. Мероприятия по восстановлению биологических ресурсов. Формирование системы охраняемых территорий.
Тема 5. Цепочки экологических проблем (экологические проблемы мира, России, Нижегородской области, Вадского района). Масштабы взаимодействия человека, общества с окружающей средой. Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России. Экологические проблемы своей области, района. Как связаны экологические проблемы разных масштабов.
Тема б. Экологические ситуации в Нижегородской области, Вадского района. Эколого-географическое положение. Экологические ситуации: особенности, виды, факторы формирования, география. Естественные факторы: схождение на территории края трех природных зон, гидрологический режим края, климатические особенности, западный перенос загрязнителей. Антропогенные факторы. Выделение экологических зон: Волго-Окская зона, Заволжская зона, Правобережная зона.
Раздел 4
Экологическая опасность и безопасность в Нижегородской области (4 часа)
Тема 1. Эффект бумеранга — что это такое? Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Эффект бумеранга. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Виды здоровья. Обострение проблемы здоровья. Возможности приспособления человека к изменениям в природе. Состояние здоровья населения в Нижегородской области, Вадском районе. Основные заболевания, связанные с экологической ситуацией.
Тема 2. Экологическая опасность и безопасность. Экологическая опасность. Экологическая безопасность. Как обеспечить экологическую безопасность. Экологическая безопасность во всем мире, в России, в Нижегородской области, Вадском районе. Предотвращение экологических катастроф, аварий. Сохранение здоровья человека. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих.
Раздел 5
Я и экологические ситуации: изучаем, оцениваем, улучшаем (4 часа)
Тема 1. Общие принципы устойчивого развития. Устойчивое развитие Нижегородской области и Вадского района. Устойчивое развитие и школьное образование.
Тема 2. Мои предложения по оптимизации экологической ситуации . Аукцион идей. Защита авторских проектов. Как обеспечить экологическую безопасность.
Практические работы.
Исследовательская деятельность:
- Социологический опрос населения по определению отношения людей к природе. Его обработка и анализ.
- Анализ публикаций экологической тематики в местной прессе.
- Топонимика Вадского района.
- Определение деревьев и кустарников в природе. Выявление ярусов и их состав в ближайшем лесу.
- Определение разнообразия растительности луга.
- Наблюдения за животными и птицами в осенний период.
- Первоцветы: какие и где?
- Отражение природы края в произведениях Вадских писателей, художников, музыкантов.
- Выявление эрозионных участков.
- Редкие и охраняемые растения Вадского района.
- Экологически-опасные территории района.
- Определение качества воды на местном водоёме.
- Анализ источников загрязнения атмосферного воздуха в районном центре.
- Определение загрязнения атмосферного воздуха в окрестностях школы в разное время суток.
- Определение транспортной нагрузки в окрестностях школы.
- Описание несанкционированных свалок.
- Определение плодородия почв.
Экскурсии с целью изучения состояния и охраны окружающей среды:
- Рыбоводческое хозяйство.
- Вадское лесничество.
- Очистные сооружения.
- Краеведческий музей (школьный и районный).
Практически-направленная деятельность:
- Сбор осенних листьев.
- Акция «Чистый берег»; «Сделаем мир чище»; «Планета без мусора»;
«Листопад»;
«Кормушка»;
«Зелёный патруль»; «Посади дерево»;
«Семена».
- Проектная деятельность по решению экологических проблем.
- Проектная деятельность «Малые реки».
- Пропаганда бережного отношения к природе.
- Презентация проектов учащихся о народных промыслах, охраняемых территориях, природоохранных организациях.
- Отражение сезонных изменений в природе в творческих работах учащихся.
- Выполнение фоторабот родной природы.
- Сочинение на тему «Уголок природы, который мне дорог».
Встречи с интересными людьми:
- Кулёва Н.В. – главный специалист по экологии Вадского района.
- Представитель ЦРБ.
- Научное сообщество по экологии Вадского строительного колледжа.
Учебный план (всего 68 ч)
№ | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Учусь познавать свой край | 2 |
3 | История края, в котором я живу | 6 |
4 | Экологические проблемы своей местности. | 14 |
5 | Экологическая опасность и безопасность в Нижегородской области | 4 |
6 | Я и экологические ситуации: изучаем, оцениваем, улучшаем | 4 |
7 | Практические работы. | 36 |
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Баканина Ф. М Заповедные места Нижегородской области / Ф. М. Баканина, Е. В. Лукина. — Н. Новгород, 1991.
2. Баканина Ф. М. Памятники природы Нижнего Новгорода / Ф. М. Баканина, Е. В. Лукина. — Н. Новгород : Чувашия, 1997.
З. Баканина Ф. М. Озера Нижегородской области / Ф. М. Баканина, Б. И. Фридман. — Н. Новгород, 2001.
4. Винокурова Н. Ф. Геоэкология учеб. пособие / Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Копосова, В. М. Смирнова. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2002.
5. География Нижегородской области : учеб. пособие / под ред. Г. С. Кулинич, В. В. Николиной. — Н. Новгород, 1991.
б. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития / под ред. В. А. Глуздова, Н. Ф. Винокуровой, В. В. Николиной. —Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2002.
7. Трубе Л. Л. Как возникли географические названия Горьковской области/Л. Л. Трубе. — Горький, 1960.
8. Эколого-географические проблемы Волго-Вятского региона : межвуз. сб. науч. трудов / отв, ред. Э. Г. Коломыц. — Н. Новгород: НГПУ, 1994.
9. Экологические проблемы и их изучение в школе / Н. Ф. Винокурова, А. А. Касьян, В. В. Николина и др. — М. : Просвещение, 1997.
10. Экология Нижнего Новгорода: метод. пособие / под ред. Н. Ф. Винокуровой, В. М. Смирновой. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. Службы