Учебно-методические материалы
Презентации и конспекты уроков по географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»
Учитель географии Калина Светлана Николаевна
Урок географии в 6 классе по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».
Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли.
Задачи:
Учебно – образовательные:
• Сформировать понятия «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое».
• Сформировать представление об основных группах горных пород и их происхождении.
Развивающие:
• Формировать умения учащихся определять минералы и горные породы по внешним признакам.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство любви к природе родного края.
• Воспитывать умение видеть красоту в мире неживой природы.
Оборудование: учебная коллекция минералов и горных пород, компьютер, , мультимедийный проектор, презентация «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать/ понимать/ основные понятия содержания урока; основные виды горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твёрдости, прозрачности, происхождению свойствам.
Тип урока: объяснение нового материала с элементами практической работы.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Изучение нового материала.
Учитель: Тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» (слайд №1).
Что вы сегодня узнаете? (Слайд №2)
- из чего состоит земная кора;
- что такое «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые»;
как они образуются и чем друг от друга отличаются;
- научимся определять свойства некоторых горных пород
Учитель: Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются горные породы и минералы?
Горные породы - это вещества, из которых состоит земная кора (слайд №3).
Минералы (слайд №4) – однородные по своим свойствам вещества, из которых состоят горные породы. Горная порода гранит состоит из следующих минералов:
- Полевой шпат (розовый, красный или серый)
- Слюда (чёрный)
- Кварц (молочно - белый)
Учитель: Посмотрите на слайды, на которых изображены самые разнообразные минералы.
«Малахитовая шкатулка», «Гранатовый браслет», «Лунный камень»… Так на страницах любимых книг впервые приоткрывается мир минералов. Но рассказы о сокровищах пиратских сундуков и о добыче удачливых похитителей бриллиантов далеко не исчерпывают красоту, разнообразие и таинственность этого мира. Ведь минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблескивающие на музейных полках, но и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и золотой песок в лотке старателя, и снежинки, медленно опускающиеся на землю.
Все ли минералы одинаково тверды? Все ли камни можно разбить молотком?
Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.
Полная противоположность – алмаз (слайд №5), он тверже всех минералов. Сохранилось предание, что в древнем Риме императоры так верили в твёрдость алмаза, что обещали даровать свободу тем рабам, которым удалось бы разбить молотком на наковальне кристалл алмаза. Если попробуем разбить – то у нас это получится! Оказывается твердость и хрупкость не одно и тоже: алмаз хрупок, но тверд, другие могут быть мягкими, но вязкими.
Есть минералы, которые называются слюдой. Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, глауберова соль.
Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости.
Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом
Ребята, как вы думаете, почему горные породы такие разные?
Как вы думаете, от чего будут зависеть состав и свойства горных пород? (Ответы учащихся.)
Итак, свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят и зависят, прежде всего, от того, где и в каких условиях они образовались.
Происхождение горных пород (слайд №6)
Учитель: Различают следующие группы горных пород по своему происхождению: магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы (слайд №7) образуются при застывании
магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.
Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии.
Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы, например, гранит. Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, при очень быстро и кристаллы вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы (пемза, обсидиан).
Следующая группа - осадочные горные породы.
Учитель: Как вы считаете, почему эта группа имеет такое название?
(Ответы учащихся.)
Обломочные (слайд №8). Обломочные – образуются при разрушении различных горных пород. Примерами могут служить следующие горные породы: галька, валун, щебень, песок. Рассмотрим их происхождение: под влиянием ветра, текучих вод, колебания температур и других воздействий разрушаются скалы. Обломки горных пород разных размеров уносятся ручейками и реками, оседают во впадинах и низинах.
Химические осадочные горные породы (слайд №9) образуются из химических веществ, как правило, на дне водоёмов. Пример: гипс, каменная соль.
Органические горные породы (слайд №10) образуются из разложившихся остатков растений, животных. Примерами могут служить: торф, известняк, мел, каменный уголь. На примере каменного угля рассмотрим происхождение осадочных органических горных пород.
( Рассказ учащегося.)
Следующая группа – метаморфические горные породы (слайд №11),
которые образуются изменения осадочных и магматических гонных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Так, из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз.
Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности, называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ (слайд №12).
Полезные ископаемые добывают разными способами (слайд №13).
III. Закрепление:
Отгадайте, о каких горных породах идёт речь? (слайды 14 – 16).
Вывод:
- Земная кора состоит из горных пород и минералов.
2. Горные породы и минералы по происхождению бывают магматические, осадочные и метаморфические.
3. Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности, называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ.
VI. Домашнее задание: §14, задание №11 письменно.
Предварительный просмотр:
МОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»
Учитель географии Калина Светлана Николаевна
Урок географии в 6 классе по теме: "Ориентирование "
Программа: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.
Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 9 классы.
- Москва, Просвещение, 2008.
Учебник: Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2010.
Название урока: «Ориентирование»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные – сформировать умение работать с компасом; выяснить для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве; показать значимость умений ориентироваться в пространстве.
Развивающие – развивать логическое мышление на основе наблюдений в окружающей среде.
Воспитательные – раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.
Используемые технологии: - ИКТ
- Личностно-ориентированное обучение
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Форма организации: фронтальная беседа с элементами практической деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебный компас – 15 шт, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Ведущие понятия урока: ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта.
Ход урока
- Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку, создание доброжелательной атмосферы.
- Изучение нового материала.
Перед изучением темы «Ориентирование» учитель обращает внимание учащихся на картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье» (слайд №1).
- У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Ориентирование» (слайд №2).
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
- Что мы узнаем на уроке? (слайд №3)
- Что такое ориентирование.
- Для чего и как можно ориентироваться в пространстве.
- Научимся работать с компасом.
- Научимся определять азимут.
- В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Так что же такое «ориентирование»?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов)
- Ориентирование - это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов. (Слайд №4)
Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и произошло слово «ориентирование». Как вы думаете, почему в древности именно «восток» был основным ориентиром?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов)
- Ребята, важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта. В настоящее время главным ориентиром является направление на север. Давайте вместе со мной начертим направления сторон горизонта. (Слайд №5)
(Учащиеся в тетрадях чертят направления сторон горизонта: основные и промежуточные)
- Потренируемся определять стороны горизонта по рис 23 на странице 37 в учебнике. Определение направления движения лодочек.
(Дети работают с рис 23 в учебнике)
- Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. (Слайд №6)
- Существует специальный прибор для определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется?
(Компас)
- Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта. (Слайд №6)
Компас был изобретён в Китае около 4000 лет назад. Спустя 1000 лет компас попал в Европу.
- Посмотрите, как выглядели первые компасы. (Слайд №7)
- У вас на парте лежит компас. Давайте посмотрим, как он устроен (слайд №8) и как с ним работать (слайд №9).
(Под комментарии учителя учащиеся знакомятся с устройством компаса, готовят компас к работе и определяют стороны горизонта. А также тренируются в определении некоторых предметов в классе по сторонам горизонта).
- Что делать, если два или больше предметов расположены на юго-востоке? (Слайд №10)
(Учащиеся пытаются решить проблемный вопрос)
- Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет по ходу часовой
стрелки. (Слайд №11)
- Азимут можно определять по компасу. (Слайд №12) Определите азимут на мельницу на рис 20, стр 35 в учебнике.
(Учащиеся работают по рис в учебнике)
- Потренируемся определять азимут на предметы в классе.
(Учащиеся определяют азимут на разные предметы в классе, учитель контролирует работу, помогает освоить материал более слабым детям)
- Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определять стороны горизонта:
- по Солнцу (слайд №13), по солнцу и часам (Слайд №14), по звездам (слайд №15);
- по местным признакам (слайд №16): по муравейникам (слайд №17), по снежному покрову (слайд №18), по кронам деревьев (слайд №19), по ягодам (слайд №20), по годовым кольцам спиленного дерева (слайд №21), по крестам на крышах церквей (слайд №22), по смоле на деревьях (слайд №23).
В конце урока учитель подводит итоги: - что узнали на уроке? (слайд №24).
- Ориентирование - это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта.
- Компас - это прибор для нахождения сторон горизонта.
- Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет по часовой стрелке.
- Ориентироваться можно по компасу, по солнцу, звёздам и местным признакам.
- Закрепление изученного материала.
(Дети выбирают вопросы и отвечают. В процессе закрепления учитель одобряет правильные ответы учащихся и ещё раз прорабатывает ошибочные ответы). (Слайд №25)
Вопросы по выбору на слайдах № 25-37:
- тень в полдень показывает на …..
- в 7 ч утра солнце находится на ….
- полярная звезда указывает направление на …
- для ориентирования по солнцу и часам в первую очередь нужно направить на солнце …
- если встать лицом на север, то слева будет….
- в 16 ч дня солнце примерно находится на …
- пологая часть муравейника расположена …
- ягоды быстрее созревают…
- полярная звезда находится …..
- смола на деревьях больше выделяется…
- Домашнее задание. (Слайд №38).
- Параграф №6.
- Рубрика «Запомните» – выучить.
- Задания на стр. 37 устно.
Учитель комментирует домашнее задание, работу учащихся на уроке и наиболее активным детям ставит оценки.
(Слайд №39)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что узнаем на уроке… Что такое «погода» и «климат». Какие бывают воздушные массы. От чего зависит климат. Какую опасность несут атмосферные явления, как их предсказать и как от них уберечься. Калина С.Н.
погода - температура атмосферное давление ветер влажность облачность осадки основные элементы Калина С.Н.
– это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данной местности. Погода Калина С.Н.
Наблюдение за погодой Калина С.Н.
Прогноз погоды Калина С.Н. gismeteo.ru/city/daily/4377/
Народные приметы предсказания погоды Калина С.Н.
Почему погода такая изменчивая? Главная причина изменения погоды – постоянное перемещение воздушных масс. Калина С.Н.
Воздушные массы Арктические (холодные, сухие) Экваториальные (теплые, влажные) Тропические (теплые, сухие) Умеренные (изменяются по временам года) Главные отличия воздушных масс – температура и влажность. Калина С.Н.
климат это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Климатообразующие факторы: Географическая широта. Близость морей и океанов. Направление господствующих ветров. Рельеф и высота над уровнем моря. Морские течения. Калина С.Н.
Опасные атмосферные явления С М Е РЧ СНЕГОПАД ТУМАН ЛИВЕНЬ УРАГАН Калина С.Н.
А сейчас проверим, как вы усвоили тему «Погода и климат». Выбирайте номера вопросов по порядку. 3 2 1 4 5 Калина С.Н.
1) Влажность воздуха измеряет прибор барометр термометр гигрометр анемометр Калина С.Н. Вопросы
2) Всегда теплыми и влажными воздушными массами являются : экваториальные тропические умеренные арктические Калина С.Н.
3) Главным климатообразующим фактором является: Деятельность человека растительность Географическая широта Калина С.Н.
4) Найдите на карте города: Москва и Санкт-Петербург. Где климат более влажный? Москва Санкт-Петербург Калина С.Н.
5) Продолжи определение: «Погода – это…..» Огромный объём воздуха с определёнными свойствами Состояние тропосферы в данное время, в данном месте Средние многолетние показатели состояния атмосферы Калина С.Н.
Какой ты молодец! Правильно! Вопросы Калина С.Н.
Неправильно! Попробуй-ка ещё раз! Калина С.Н.
Домашнее задание Параграф №27. Рубрика «Запомните» – выучить. Творческое задание – сочинение 1 в - «Как климат нашей местности влияет на жизнь людей?» 2 в - «Если бы я был волшебником, что бы я изменил в климате своей местности? Калина С.Н.
У природы нет плохой погоды… Калина С.Н.