НАСТАВНИЧЕСТВО

Реализация ЦМН в МАОУ "Вадская СОШ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара в рамках реализации ЦМН в форме «учитель-учитель» с элементами тренинга

 «Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?»

Калина С.Н.

МАОУ «Вадская СОШ»

Цель: создать условия для формирования осознанного сотрудничества педагогов в рамках программы «Наставничество».

Задачи:

1. Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов.

2. Способствовать формированию уверенности в себе.

3. Осознание педагогами своих личностных особенностей.

4. Выявить ресурсы профессиональной деятельности, направление роста.

Участники: куратор наставничества в образовательной организации, опытные педагоги-наставники, молодые специалисты.

Ход работы:

«Здравствуйте, уважаемые участники сегодняшнего семинара-практикума. Мы рады вас видеть, очень приятно, что вы нашли возможность сегодня прийти к нам, отвлечься от текущих дел и посвятить время друг другу и себе».

Каждый педагог – это, прежде всего личность, со своими желаниями и особенностями, способностями и талантами. Все мы хотим, чтобы окружающие нас люди могли понять нашу душу, оценили наши мысли и рассуждения, с уважением и пониманием отнеслись к нашим особенностям.

В глубине души мы стремимся быть понятыми и принятыми, причём как в личной жизни, так и в профессиональной.

1. Экспресс – диагностика: «Букет настроения»

- «Прислушайтесь к своему состоянию, возьмите из корзины тот цветок, который соответствует вашему настроению». (педагоги берут цветы).

Красный – вы активны, энергичны.

Жёлтый – вам весело, вы радостны.

Синий – устали, вам грустно.

Белый – спокойны, умиротворены.

Посмотрите на букет, что можно сказать о настроении нашей группы?

Опыт старших и целеустремленность, энергичность новых сотрудников – вот тот тандем, который способен привести к успеху.

Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или не имеющими опыта работы в одном из инновационных направлений педагогической деятельности (дистанционное обучение, ведение электронного журнала и др.).

Система наставничества доказывает свою эффективность на протяжении десятков лет применения во многих компаниях. Быть наставником для своих менее опытных коллег – такую роль играют сотрудники, зарекомендовавшие себя в качестве первоклассных специалистов. Они передают свой опыт, знания, навыки новичкам, вместе с тем прививая им устоявшиеся в организации корпоративные ценности и традиции. Таким образом адаптация и обучение новичков в школе происходит быстрее и эффективнее, без затрат на внешних специалистов.

2.Упражнение «Мои ожидания»

Тема сегодняшнего семинара «Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?». Прежде чем приступить к работе, хотелось бы узнать, что вы ждете от сегодняшнего обсуждения. Расскажите о своих ожиданиях (участники по кругу высказываются).

Я надеюсь, что сегодняшнее занятие будет способствовать решению некоторых проблем.

Участники делятся на 2 группы – наставники и молодые специалисты.

3.Анкетирование педагогов наставников

Педагоги наставники отвечают индивидуально на вопросы анкеты:

1. Какие основные направления деятельности педагога-наставника в общеобразовательном учреждении?

2. Какими навыками, на Ваш взгляд, должен обладать педагог-наставник?

3. Умеете ли Вы выслушивать собеседника, не перебивая его?

4. Вы предпочитаете давать советы или показываете правильное решение на своем примере?

5. Каким образом Вы совершенствуете свой профессионализм?

4.Экспресс-опрос молодых специалистов «Колесо баланса»

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Оцените по шкале от 1 до 10 степень трудностей в различных сферах и областях своей профессиональной деятельности в первое время. Сферы представлены на бланке «Колесо баланса» (приложение 1).

Сферы:

ориентация в пространстве школы (поиск кабинетов по расписанию, наличие/отсутствие своего кабинета, организация рабочего места);

- документация (заполнение журналов, рабочие программы)

- дисциплина на уроке;

- взаимодействие с родителями;

- методические трудности (выбор форм организации, технологий, методов и т.п.)

- коммуникативные (общение с коллегами, умение устанавливать контакты)

- приспособление к новым условиям и требованиям

- другое.

5.Анализ результатов экспресс-опроса «Колесо баланса»

Для выполнения следующего задания попрошу молодых специалистов объединиться в пары со своими педагогами наставниками. Вместе проанализируйте и обсудите результаты этого теста, молодые специалисты прокомментируйте свои оценки каждой сферы.

После работы в парах педагоги-наставники отвечают на вопросы:

- Насколько комфортно было работать в паре?

- Какую информацию о своем педагоге вы получили, благодаря обсуждению?

- Какие профессиональные сферы у него в дефиците? В чем трудности?

- Что нового узнали о нём? Может быть, открыли для себя какие-то стороны его личности?

6.Упражнение «Даю-получаю»

Участники делятся на 3 группы – кураторы наставничества; наставники; молодые специалисты.  Все вы, так или иначе, включены в процесс работы в рамках программы «Наставничества». Проанализируйте каждый со своей позиции (кураторы, молодые специалисты, педагоги наставники) - что вы вкладываете в этот процесс (ДАЮ) и какие преимущества и выгоды получаете в результате (ПОЛУЧАЮ)

7.Критерии наставника.

Многим кажется, что наставником может стать каждый. Однако на самом деле это не так. Им может стать лишь человек, отвечающий определенным критериям.

Каким, на ваш взгляд, критериям должен соответствовать «Наставник» (3 мин.):

Критерий

1

2

3

4

5

Куратор, внимательно выслушав выступления докладчиков, комментирует их и предлагает свой вариант (слайд):

Критерий

1

Наличие знаний и опыта работы. Причем уровень знаний наставника должен значительно превосходить должностные компетенции его подопечных.

2

Умение передавать знания. Учить и научить – это, как говорят в Одессе, две большие разницыВы, наверное, тоже встречались с такими наставниками (учителями), которые хорошо образованы, имеют огромный практический опыт, но передавать все это богатство своим ученикам совсем не умеют. Быть подшефным у таких наставников - сущий ад! Ведь им кажется, что все предельно просто и понятно. Они искренне недоумевают, почему у учеников ничего не получается. Поэтому наставниками в идеале должны становиться только люди, умеющие легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам.

3

Влиятельность. Наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения. Для этого ему необходимо пользоваться авторитетом, как у руководства, так и в коллективе. Только тогда он получит кредит доверия от своих партнеров по коммуникации.

4

Личное желание. Всем известно, что любое дело спорится, если у исполнителя есть желание этим заниматься.

Если наставничество сотрудником воспринимается как дополнительная нагрузка, тяжелое бремя, ничего хорошего из этого не получится

5

Ответственность и организованность. Как сказал известный американский режиссер Том Маккарти: «Любое великое дело - вопрос организации. Не гениальности, не вдохновения или полета фантазии, не умения или хитрости, а организации».

8.Анализ результатов анкетирования педагогов наставников

В результате анализа ответов респондентов, были получены следующие данные….

9.Открытый микрофон

Тема сегодняшнего семинара обозначена как вопрос - «Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?» В конце мероприятия, после совместной работы хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу. Обсуждение участниками происходит в форме открытого микрофона. Для участия в дискуссии используется очень удобная формула для построения своего высказывания – ПОПС.

Структура формулы ПОПС:

П – позиция. «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

10.Заключительное слово куратора

Собраться вместе – это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

«Мы желаем вам всем успеха, давайте поаплодируем друг другу».

Для оценки эффективности проведённого мероприятия можно использовать лист рефлексии  (приложение 2)

Приложение 2

Лист рефлексии

1. Считаете ли вы тему мероприятия актуальной?

да

нет

другое ___________

2. Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе работы:

интерес

удовольствие

раздражение

скука

беспокойство

эмоциональный подъём

3. Смогли ли вы узнать что-нибудь новое для себя?

да

нет

другое __________

Приложение 1.

«Колесо баланса»

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/404322904207c9827cfb3dc615bd03a3.jpg/s/s1200x/a/1436/sc/32https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/09/30/seminar_nastavnichestvo.docx_image6.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/09/30/seminar_nastavnichestvo.docx_image4.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/09/30/seminar_nastavnichestvo.docx_image3.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/09/30/seminar_nastavnichestvo.docx_image2.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/09/30/seminar_nastavnichestvo.docx_image1.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/09/30/seminar_nastavnichestvo.docx_image7.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/09/30/seminar_nastavnichestvo.docx_image5.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/09/30/seminar_nastavnichestvo.docx_image8.jpg


Предварительный просмотр: