Обобщение опыта
Педагогические чтения, выступления на методических объединениях, педагогических советах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_kalina_s.n.docx | 148.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение опыта работы
Тема «Эколого-краеведческое воспитание учащихся
на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Выступление подготовила
учитель географии
С.Н. Калина
Вад
2010-2011
Выступление сопровождается презентацией «Эколого-краеведческое воспитание учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности».
Сегодня я поделюсь с вами опытом эколого-краеведческой работы с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.
И своё выступление мне бы хотелось начать небольшим стихотворением
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
На сегодняшний день тема экологии является одной из самых актуальных. Во всех странах мира ширится движение за сохранение экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных ресурсов, распространение здорового образа жизни и защиту самой жизни человека. Всё это объясняется общим понятием «экологическая культура».
Поэтому целью моей работы стало - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Основными направлениями своей работы я выбрала:
- пропаганду экологических знаний;
- борьбу за чистоту окружающей среды;
- исследовательскую деятельность с учащимися.
Пропаганда экологических знаний – это один из самых доступных способов экологического воспитания.
На уроках географии: мы обсуждаем глобальные экологические проблемы, экологические проблемы отдельных объектов (например, озера Байкал, проблемы вырубки лесов, проблемы редких и исчезающих растений и животных и др.)
- На классных часах: проблемы Вадского озера, бытовых отходов в с. Вад и др.
- Активно сотрудничаем с главным специалистом по экологии - Кулёвой Н.В. – в 2009-2010 учебном году проведено 3 встречи, на которых экологические обсуждались проблемы Вадского района, проводились обучающие тренинги по экологической культуре.
- Учащиеся также пропагандируют свои экологические знания в виде распространения листовок, буклетов, стенгазет
- С помощью старшей пионервожатой Щербаковой Н.В. ребята подготовили и выступили с экологической сказкой в детском саду «Солнышко».
Большие возможности дает для экологического воспитания внеклассная работа. В этом направлении я работаю уже четвертый год:
- 2007-2008 учебный год – факультатив «Географическое краеведение». С ребятами были оформлены альбомы по краеведению Вадского района.
- 2008-2009 учебный год – факультатив «География и экология России». Уделяли много внимания особо охраняемым территориям в нашей стране, разрабатывали проекты экологического туризма.. Создавали презентации по уникальным объектам природы Вадского района (например, озеро Вадское).
- с 2009 года я являюсь руководителем кружка «Экологическое краеведение». С учащимися мы рассматриваем вопросы экологических проблем Нижегородской области и своего района. С целью изучения своего края ходим на экскурсии (например, в Вадское лесничество, в рыбхоз «Вадский» , ездим в поездки (например, очень интересной была поездка в подземный музей при действующей шахте по добыче гипса в п. Пешелань).
Вторым направлением работы является борьба за чистоту окружающей среды. Проведено несколько экологических акций по наведению чистоты на берегах наших водоёмов. Например, акция на озере Вадское «Чистый берег». Акция на берегу реки Вадок «Сделаем мир чище». Ежегодно мой класс принимает участие в наведении порядка на пришкольной территории.
Одним из самых интересных направлений экологической работы является исследовательская деятельность. С учащимися было разработано и выполнено несколько проектов. Например, проект «Малые реки», в котором ребята проводили исследование воды в реке Ватьме. Проект на актуальную и злободневную тему «Проблемы бытовых отходов в с. Вад».
С результатами проделанной работы и с целью привлечения внимания к экологическим проблемам своей малой Родины, учащиеся выступают на экологических конференциях.
Принимают участие и являются победителями и призерами районных и областных конкурсов: - районный и областной конкурс «Царевна – лягушка»;
- географическо – краеведческая викторина «Наш край»;
- районный конкурс «Новогодний серпантин»
Своим опытом в области эколого – краеведческого воспитания школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности я делюсь со своими коллегами на педсоветах и РМО.
Таким образом, работая в области экологического образования и воспитания, хотелось бы быть уверенной в том, что экологические знания не заканчиваются на школьной скамье, что дети понесут эти знания дальше, кем бы они не стали. Хотелось бы, чтобы мои ученики были не только высокообразованными людьми гражданами своего государства, но и жили в ладу, в гармонии с самим собою, с природой, с окружающим миром.