Учитель года - 2014 и не только

Эссе " Миссия учителя"

 

Урок 6 класс "Вычитание" с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ташкирменская основная общеобразовательная школа

Лаишевского района Республики Татарстан

Эссе на тему: «Миссия учителя»

в рамках республиканского конкурса

 «Учитель года - 2014»

Шишковой Х.Д.

учителя математики

 МБОУ Ташкирменская ООШ

 Лаишевского района РТ

2014г.

Не повторить, не подсмотреть украдкой,

Как в школу я ходила и всегда

Следила за учительской  указкой,

Мечтая стать учителем  тогда…

Сбылась мечта,  и год сменялся годом,

Теперь сама я за учительским столом

Как научить, завлечь ребят предметом,

который в жизни нужен им всегда?

Я – учитель! С какой гордостью я писала родителям, что я стала учителем. Рассказывала  родным и близким,  а они не понимали, чему я радуюсь.  Они не понимали, что моя профессия одна из самых главных на земле!

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду знаний и дай им учителя».

Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это УЧИТЕЛЯ».

Что мы подразумеваем под словом «миссия»?

Миссия – предназначение к чему-либо важному, ответственная роль кого-либо, чего-либо. 

Какова  миссия учителя в современном обществе?

Современное общество ускоренно развивается, поэтому стратегическая задача образования –построить образовательно-воспитательную систему таким образом, чтобы ребенок был готовым активно действовать в быстро меняющихся условиях, необходимо  у него развивать  такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определенным складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации. Умение делать выбор, эффективно использовать полученные знания, применяя их на  практике, анализировать и сопоставлять данные – это только некоторые способности, необходимые для успешной жизни в современном обществе.  

Поэтому главная задача учителя, я считаю,  научить учеников учиться, самостоятельно добывать знания и применять их на практике, выявляя природные задатки каждого ребенка, развивать способности, сохраняя индивидуальность. Сегодня это необходимо.  А для этого, на мой взгляд, нужно изменить роль ученика: из пассивного слушателя превратить его в активного участника учебного процесса. Это трудно,  потому что многие дети сегодня  просто не хотят учиться. Нет желания, терпения, усидчивости. Но  мне кажется, что выход из создавшейся ситуации всё  же есть. Мы должны сделать  учебный процесс творческим,  а школу превратить в  мир  интересных открытий.  И если ребенок ощутит это, он  будет учиться с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе.

 Интересы, потребности детей побуждают меня много думать, переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, находить такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка.

Как учить современных детей? Личным примером. По мнению В.О.Ключевского, чтобы быть хорошим преподавателем,  нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь. Если хочешь, чтобы ученики знали твой предмет на «отлично», были увлечены, тогда сам знай свой предмет в совершенстве. Конечно, я согласна, всё знать – невозможно. Нет такого человека, который бы всё знал. Я учу детей, и сама учусь у них. Дети – открытые, непосредственные личности. Они учат нас, взрослых, очень многому. Я учусь у детей быть такой же непосредственной, щедрой, открытой, доброй и справедливой. А ещё мне импонирует то, что они иногда учат меня тому, что я не знаю и не понимаю. Это подталкивает учеников к самостоятельному изучению материала, появляется желание поделиться с одноклассниками, что является хорошим методом усвоения нового материала и углубления знаний.

Если хочешь, чтобы ученики были добрыми, тогда  сама относись к ним доброжелательно. "Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером" говорил римский философ Сенека.

Если хочешь, чтобы они не были безразличными, то должна иметь активную жизненную позицию, быть человеком увлечённым, получать удовольствие от своего дела, творить, искать.

Если хочешь  что-то изменить в них, начинай с себя. "Мудрый человек требует всего от самого себя, а эгоистичный - от других", - гласит китайская пословица.

Если хочешь, чтобы они были целеустремленными, ставь перед собой цель - важную, делающую осмысленным своё существование и самоуважение.

 С помощью чего учить современных детей? В век компьютерных технологий и Интернета открываются огромные возможности, издаётся огромное количество учебных пособий, по которым дети могут заниматься самостоятельно. Но всё это не заменит "живого" слова учителя. Только оно должно быть по-настоящему живым: ярким эмоционально окрашенным. Я не стесняюсь быть на уроке чуточку "чудаковатой", удивлять необычным. Делая лирические отступления, рассуждать о жизни, о будущем. "Удивление рождает любопытство, любопытство - тропинка к любознательности, любознательность - дорога к знаниям", говорил великий педагог Януш Корчак. Если с увлечением говорить об интересном, то замечаешь, как у ребят загораются глаза и умолкает самый шумный класс школы.

Современный учитель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и  друга, и наставника. Он за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Я считаю, что высшее проявление  педагогической успешности - это не столько высокие показатели усвоения материала, сколько радость, улыбки детей, полученные от общения со мной в момент   образовательной деятельности. Стараюсь научить  каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, разбудить любознательность, стремлюсь воспитать взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь.

Из года в год, выпуская учеников, становится грустно от расставания, будто отрывается частица твоей души. Но как сильно начинается биться сердечко, когда слышишь об успехах выпускников, слышишь слова благодарности. И как переживаешь боль, если у ребят что-то в жизни не складывается. Начинаешь анализировать, что же ты сделала неправильно, где допустила ошибку в воспитании, чтобы больше не допускать промахов.

 Свои рассуждения хотелось бы продолжить выдержками из отзыва выпускника нашей школы о моей педагогической деятельности.

«Этот учитель – человек большого упорства и трудолюбия. Для него характерна честность, ответственность, чувство собственного достоинства. Она умеет быть и помощником и другом. Халида Дамировна обладает всеми необходимыми учителю качествами. Не о каждом учителе можно сказать, что его дар обучать детей от Бога, а вот о Халиде Дамировне можно сказать именно так».

 Согласитесь, прочитать такие слова в свой адрес многого стоит. Эти слова окрыляют, и хочется дальше самосовершенствоваться, чтобы помогать своим ученикам находить своё место в жизни.

Высшая награда для учителя – благодарные ученики, нашедшие свое место в жизни, образованные, высоконравственные, духовно развитые…

Таким образом, пытаясь размышлять над миссией учителя, я пришла к выводу: «Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа». Поэтому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на Земле. Идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен.  



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Вариант 2

-27

+

6

=

+

25

=

+

(-15)

=

+

14

=

+

(- 28)

=

- 25

+

4

=

+

28

=

+

(-8)

=

+

12

=

+

(-38)

=

Вариант 1

Вариант 2

 5 – 10 =  

 63 – ( - 9 ) =  

 - 7 – 9 =    

 -9 – ( - 5) =

5 – 10 =  

 63 – ( - 9 ) =  

 - 7 – 9 =    

 -9 – ( - 5) =

1 группа

Решите и сравните

24 – 20 =                24 + ( - 20) =

Сделайте вывод

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Замените разность сложением и вычислите.

12 - 5 = 12 + ( -5 ) =

3 – 7 = 3 + ( - ____ ) =

- 8 – 9 = - 8 + _____ =

 Сделайте вывод: чтобы вычесть из уменьшаемого вычитаемое, надо к ____________________прибавить число,  _____________вычитаемому

2 группа

Используя правило   - ( - b ) = b, решите примеры.  

 

3- ( - 5) =

7 - ( - 9 ) =

-6 - ( - 12 ) =

-14 - ( - 8 ) =

Вывод: чтобы вычесть из уменьшаемого отрицательное число, надо к уменьшаемому __________________ число, __________________вычитаемому.

В.1

Выполните действия, запишите числа в порядке возрастания, составьте слово

Пример

Ответ

Буква

13 – 28

Р

–5 – 14

О

–  2 – (–13)

А

16 - 6

Л

6 – (– 12)

Н

 

В.2

Выполните действия, запишите числа в порядке возрастания, составьте слово

Пример

Ответ

Буква

14 – 28

А

–2 – 15

Ц

25 - 12

Л

11 – (– 8)

Я

– 6 – (– 2)

П

 

В. 3 Выполните действия, запишите числа в порядке возрастания, составьте слово

Пример

Ответ

Буква

20 – ( - 9 )

Е

36  - 48

Я  

47-17

Л  

- 14 - 7

Д

- 6,7 – ( - 1,3 )

Т  

В. 4 Выполните действия, запишите числа в порядке возрастания, составьте слово

Пример

Ответ

Буква

2-17

Е

26 - 46

Р

14 - 5

Е

20 – ( - 9 )

З

-3,7 – ( - 0,3 )

М

 В. 5 Выполните действия, запишите числа

 в порядке возрастания, составьте слово

Пример

Ответ

Буква

2 - (  - 8 )

Л

25 - 36

Р

38 - 18

Н

- 14 - 5

О

-12 – ( - 23)

А

1

2

3

4

5

6

7

8


4

1

3

2


Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

  • большой – для меня это важно и интересно …
  • указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • средний - мне было трудно ( не понравилось)…
  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец - для меня было недостаточно…

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке - одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке - целая фраза.

Пятая строчка – это слово-резюме

Пример СИНКВЕЙНА

1 Треугольник

2 Равнобедренный,  красивый

3 построим, проведем, совпадут

4 медиана, биссектриса, высота проведенные к основанию

5 2 стороны равны



Предварительный просмотр:

Выходят ребята 1 куплет песни «Маленькая страна»

Вика:  Жила-была девочка Халида…

Эмиль: Нет , начинай с самого начала

Вика:    Шишкова Халида Дамировна. Родилась 30 июля 1965 года в селе  

              Новые Салманы Алькеевского района Татарской АССР

Эмиль: Год 1972.

Вика:  Впервые переступила порог школы.

Эмиль: Пошла в 1 класс Цементнозаводской средней школы № 37

              Г.Воркуты

Вика: Год 1980.

Эмиль: В этом году, закончив на отлично 8 классов школы, поступает без экзаменов в Казанское педагогическое училище №1

Вика:  Год 1984. Год окончания педучилища.

Эмиль: По направлению начинает работать в Ташкирменской начальной  школе учителем начальных классов. В этом же году поступает в Казанский педагогический институт на факультет математики.

Х.Д. Не повторить , не подсмотреть украдкой

         Как я была когда-то как они

         Следила за учительской  указкой

          Мечтая стать учителем, а дни

          А дни летели, год сменялся годом

         И вот сама я за учительским столом

         С чего начать, как объяснить ребятам

         Что я сама боюсь , боюсь наделать тех ошибок,

          Что не исправят годы никогда.

С тех пор прошло уже 22 года. И мои первые ученики работают в нашей школе учителями, окончив как и я Казанское педагогическое училище №1.

Вика: 1989год. Ташкирменскую начальную  школу реорганизуют в неполную среднюю. Халида Дамировна начинает работать  учителем математики и завучем этой школы.

Эмиль: 1991год. Ташкирменская школа получает статус средней. В этом же году Шишкова Халида Дамировна назначена классным руководителем 7 класса.

 

Х.Д.  14 пар глаз смотрели на меня, ожидая моих первых слов. А я просто улыбнулась, и их лица тоже озарились улыбками. С тех пор с детьми мы решили, что только доброта спасет мир.

                  Нести добро, нести всегда

                   По декабрю, по осени, по лету

                   Нести добро по белу свету-

                   Одно добро нести через года,  

                   Постигнув в школе раз и навсегда.

Наши отношения в классе мы строили на доверии, взаимоуважении, ответственности за порученное дело.

Вика: Выпуск 1996года. Из 13 человек 2 парня идут служить в армию (один в Чечне). Одна девушка остается в селе. Остальные поступают в Вузы и ссузы.

Эмиль: В данное время они работают:  учителем труда и ОБЖ в нашей школе,  офицером в артиллерийском училище, бухгалтером, продавцом, медсестрами и шоферами. А если брать в общем, то это просто хорошие люди, которые приносят пользу обществу. Они женились и вышли замуж, растят своих детей, но не забывают свою вторую маму- так они ее называют.

  Вика: И Халиде Дамировне не приходится за них краснеть.

Х.Д.  1997год. В этом году из начальной школы переходят в 5 класс 24 ученика – самый большой класс в школе.  4 года у них менялись учителя начальных  классов. Из-за маленькой площади кабинетов класс разделили на 2 Классное руководство в одном из них никто не брал. Поэтому 5 лет я была классным руководителем сразу двух классов. Только наши учителя видели сколько стоило терпения и труда, чтобы не только дети, но и родители поняли, что надо учиться. Сколько было переживаний и слез. Мы с ребятами ежедневно работали над собой, мы вместе познавали друг друга и каждый сам себя. Проводили классные посиделки, конкурсы, где выявляли свои таланты. Неоценимую помощь мне оказывали родители. Проводили открытые классные собрания, на которых  вместе решали как жить дальше. И вот итог.

Эмиль: Выпуск 2004 года. 16 человек. Из них двое заканчивают школу с золотой медалью, одна с серебряной.

Вика: Двое парней идут служить в армию. 5 поступают в Вузы из них 1 в педагогический, 1 в высшее военное танковое.

Эмиль: Остальные поступают в ссузы, из них 2 парня и 1 девушка -  В Казанское педагогическое училище №1.

Вика:  2004 год. И опять самый большой по численности  класс попадает К Халиде Дамировне. Разрешите представиться

Вместе: Это мы.

Эмиль: Нас 18 человек. 10 мальчиков

Вика:  и 8 девочек.

Эмиль: Мы очень боялись встречи с Халидой Дамировной, ведь она преподает один из самых сложных предметов в школе- математику

Вика:  Но в класс она зашла с улыбкой и все страхи сразу развеялись.

Эмиль: Мы были очень шумными ребятами. Халиде Дамировне нередко попадало из-за нас. Но  вся наша дружба построена на доверии и взаимопонимании. Она терпеливо объясняет нам что такое хорошо. На классных часах мы рассуждаем о добре и зле, о таких человеческих качествах как честность, порядочность, учимся познавать себя с помощью разнообразных тестов, анкет, игр.

Вика:  Наш класс активно участвуя во всех школьных мероприятиях занимает призовые места. У нас есть и свои традиции. Это ежегодные походы, поздравление всех учащихся класса. Проведение классных праздников для мам, к которым мы очень тщательно готовимся. Мы подбираем стихи, песни. Вместе с Халидой Дамировной разучиваем танцы.

Если бы видели, как танцуют наши мальчики, а искрометную кадриль, ее нельзя забыть.

Эмиль: Ребята нашего класса участвуют и в районных мероприятиях, занимая не последние места. Сегодня девочки нашего класса принимают участие в конкурсе «Февральские выкрутасы»

Х.Д. Планируя работу в данном классе я опираюсь на заповеди учащихся. Главное в моей работе: 1) ничего не начинай во гневе. Глуп тот, кто во время бури садится на корабль;

 2) Внимание – каждому ученику, каждый ребенок интересен и оригинален по-своему;

3)  Не навредить, заметить и помочь в раскрытии творческой индивидуальности личности ребенка.

  И вся моя работа построена на трех «Д». Это:

Вика:  Доброжелательность

Эмиль: Доверие

Вместе: Диалог

Х.Д. А главное наше правило

Вместе: А главное наше правило: Относись к людям так, как тебе хотелось бы , чтобы они относились к тебе

 От улыбки станет лучше всем,

От улыбки в школе ладится работа.

Улыбнись, и никаких проблем,

Улыбнись, когда кричать тебе охота.

      И тогда наверняка воспитать ученика

      Сможешь ты, не совершив уже ошибки,

      С голубого ручейка начинается река,

      Воспитанье начинается с улыбки.

Никогда дружок не забывай,

Чтоб улыбка украшала чье-то детство,

В воспитанье чаще применяй ,

Это главное техническое средство.

      И тогда наверняка воспитать ученика

      Сможешь ты, не совершив уже ошибки,

      С голубого ручейка начинается река,

      Воспитанье начинается с улыбки.

 «Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Так писал Г.Х.Андерсен. Прочитав эти строки, я поняла, что они о моих увлечениях. Мне очень нравится выращивать цветы. Дома у меня много комнатных цветов. Только мне ближе по душе не огромные фикусы, дифинбахемы, а разные виды лиан, кактусов. В школе мой класс один из самых зеленых. Но душа моя раскрывается весной, когда начинает цвести мой палисадник: первыми зацветают ирисы, нарциссы, тюльпаны. До поздней осени цветут портулак, астры, мальвы, а однолетние лианы разрастаются так, что закрывают фасад дома.  Каждое утро я выхожу в палисадник, прикасаюсь руками к своим любимым цветам, вздыхая восхитительный аромат и у меня поднимается настроение. Особенно хороши розы. Это мои самые любимые цветы.

Как хороши и свежи розы

В моем саду они цветут

С весны до осени, в морозы

Они мне силы придают.

Вообще то о цветах я могу говорить очень долго.

  Любовь к вязанию мне привила мама, она до сих пор вяжет спицами, но мне больше нравится вязать крючком . Какие только не придумываются замысловатые узоры, как будто расцветают те же самые цветы, только застывают они в связанных тобою изделиях.

  Вы наверно думаете, а причем здесь национальный костюм крещеных татар? Он относится к следующему моему увлечению.

С детства я очень любила петь и танцевать,  в танцевальный кружок меня не брали, и  я пела в хоре солисткой в доме культуры поселка Цементнозаводской  г.Воркуты.  После серьезной ангины я не смогла продолжить пение. Но во мне до сих пор осталось желание выступать. И  я стала принимать участие в концертах выступая перед жителями села. С учителями татарского языка и литературы  мы влились в организованный при клубе бабушками села фольклорный ансамбль  «Сүрәкә”. Хотя я и татарка ,но я с удовольствиеми сполняю танец  крещеных татар и народные песни. В этом году мы участвовали в зональном конкурсе Республиканского смотра- конкурса по татарской народной пляске и сценическому танцу «Шома бас». Весь танец я показать не смогу, так как это групповой танец. Посмотрите отрывок. В

  Петь я тоже не перестала. Особенно когда мне грустно или , наоборот, хорошее настроение, когда вспоминаю город, в котором выросла, Воркуту. Послушайте песню «Надежда»

  Активно участвую во всех концертах не только школы, но и села. Уже несколько лет являюсь ведущей праздника «Троица», который проходит на священной горе «Кала баш». В 2006 году была награждена грамотой Макаровского сельского поселения.

Мой девиз по жизни: Старайся быть человеком, который много знает и много умеет, тогда с тобой будет интересно каждому. Может быть поэтому  вот уже 15 лет я являюсь бессменным лидером профсоюзной организации.

Лаишево -2007