Результаты участия в работе методического объединения

Самойлова Мария Викторовна

Руководитель методического объединения социально-педагогического направления МБУ «Дома детства юношества" 2015-2016 уч.г.;

Выступление на МО «Самообразование, мотивы, этапы, достижения», 2015 г.

Выступление на МО«Метафорические, ассоциативные карты – новое в технологиях», 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tab_14_uchastie_v_rab_metod_obedineniya.docx12.57 КБ
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.67 КБ
Файл vystuplenie_po_mak.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты участия педагогического работника в работе методического объединения

Учебный год

Форма участия (доклад, «открытое» мероприятие, мастер-класс)

Тема

2015

Руководитель методического объединения социально-педагогического направления МБУ «Дома детства юношества»

План работы методического объединения педагогов социально-педагогической направленности на 2014/15 учебный год, диагностика, протоколы МО за 2015, отчет о работе за 2014-15 уч. г.

2015

выступление

«Самообразование, мотивы, этапы, достижения»

2016

Руководитель методического объединения социально-педагогического направления МБУ «Дома детства юношества»

План работы методического объединения педагогов социально-педагогической направленности на 2015/16 учебный год, диагностика, протоколы МО за 2016, отчет о работе МО за 2015-16 уч.г.

2016

выступление

«Метафорические, ассоциативные карты – новое в технологиях»



Предварительный просмотр:

Выступление на  МО Самойловой М.В.

«Самообразование, мотивы, этапы, достижения»

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.  Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как “несовременного человека”.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть стыдно и обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования учителя

Перечислим основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

  1. профессиональное (предмет преподавания);
  2. психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  3. психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  4. методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  5. правовое;
  6. эстетическое (гуманитарное);
  7. историческое;
  8. иностранные языки;
  9. политическое;
  10. информационно-компьютерные технологии;
  11. охрана здоровья;
  12. интересы и хобби.

.Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования?

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

 совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;

систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

систематический просмотр определенных телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий;

чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Организация процесса самообразования

отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

название темы

цели

задачи

предполагаемый результат

этапы работы

сроки выполнения каждого этапа

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

способ демонстрации результата проделанной работы

форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.



Предварительный просмотр:

«Метафорические, ассоциативные карты – новое в технологиях»

Выступление Самойловой М.В. на МО

             Проективные методы диагностики хорошо известны и популярны в психологии. Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога.

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для ребенка в настоящее время.

Изначально метафорические ассоциативные карты являются ПРОЕКТИВНОЙ методикой: важен не заложенный изначально психологом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого подростка на попавшуюся ему картинку.

ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке.

КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ

Метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словам, или – вербализовать, что само по себе влечет терапевтический эффект.

1.     ОБХОД РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, снятие защиты и сопротивления.

Главный плюс метафорических ассоциативных карт – это простота использования и безопасность для ребенка, что снижает его внутреннее сопротивление. Образ первичен в формировании сознания человека, поэтому обращение к образу интернационально (карты - интернациональны) и срабатывает для людей любого возраста и ментальности, с любым уровнем интеллектуального развития. Образ глубоко на подсознании. Поток ассоциаций возникает обязательно, и порой неудержимо. Игровая форма работы также убирает внутреннее напряжение и сопротивление клиента – это только игра!

2.     СОЗДАНИЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ МИРОМ

На подсознании мы помним все, что с нами происходило, но не всегда это осознаем. Вслед за образом всплывают ассоциации, связанные с ним в подсознании, и этот поток ассоциаций, запущенный отпечатком нашей жизни, позволяет просмотреть наш внутренний «фотоальбом». К каждому образу прикреплены эмоции, чувства, ценности, убеждения. Карта играет роль толчковой доски в мир воображения, в который мы, «рационалы», крайне редко заходим. Из внутреннего поля этой фантастической реальности человек может под другим углом зрения увидеть внешнее и переосмыслить его, т.е. запускается круг преобразования. То есть карты позволяют создавать безопасное экологичное поле для диалога между внешним и внутренним миром клиента.

3.     РЕКОНСТРУКЦИЯ СОБЫТИЯ

Просматривая наш внутренний фотоальбом, мы реконструируем события. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ события является терапией, карты дают возможность безопасно говорить о наболевшем. Выход на метафорический уровень осмысления событий позволяет «поместить» их в другие слова, не прежние. Новые слова позволяют видеть эти события уже иначе. Взгляд «по-новому» ведет к другому решению. Реконструкция психотравмирующих событий на картах позволяет избежать дополнительной ретравматизации человека, запускает его внутренние процессы самоисцеления, создают безопасный контекст поиска и моделирования решения, запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГА

  1. Убирают внутреннее напряжение и сопротивление.
  2. Создают атмосферу безопасности и доверия.
  3. Показывают картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности, создавая диалог между его внешним и внутренним миром.
  4. Позволяют прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, его незавершенные внутренние процессы.
  5. Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией времени.
  6. Позволяют обратиться к психотравмирующей ситуации человека через метафору, и тем самым избежать его дополнительной ретротравматизации.

7. Создают безопасный для клиента контекст поиска и моделирования решения.

8. Запускают внутренние процессы самоисцеления .

9. Запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

10.Позволяют использовать бесконечное количество комбинаций и тем при работе с одним и тем же человеком в разные периоды психологической помощи.

Я использую 8 коробок МАК

1.Проективные карты «Радость»

2.Проективные карты «ЭККО»

3.МАК «Из сундука прошлого». Метафора детских переживаний

4.МАК «О природе и плохой погоде». Метафора эмоциональной сферы

5. МАК «Окна и двери». Метафора взаимодействия с внешним миром

6.МАК « Дерево, как образ человека»

7.МАК «ОН» универсальные (развитие воображения, понимания и коммуникации)

8. МАК «СОРЕ». Преодоление кризисных ситуаций и исцеление душевных травм

 Показ работы детей.