Бритулина Елена Юрьевна

Нести в мир необходимо только радость. Как прекрасно жить, не накаплмвая в себе негативных эмоций и мыслей. Замечать вокруг себя только красоту, радость и свет. Уметь передавать это детям, да и другим взрослым. Как прекрасно быть счсатливым просто уже потому, что ты живешь на свете!

Сухомлина Дарья

Музейный работник. Секреты профессии
Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.
Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?
Только высшее образование
Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.
Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.
Работа за идею
В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.
График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.
Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!
Подавляющее число сотрудников музея — очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.
Сотрудники в тени
У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.
Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.
Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.
И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.
Рукописные фонды
До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.
Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.
Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.

Сухомлина Дарья

Материал по музею школы № 80 г. Иркутска
Юрий Иннокентьевич Вакулин
преподаватель физики школы № 80

С раннего детства судьба связала Юрия Иннокентьевича со школой № 80. Сюда он пришел восьмилетним мальчиком и был принят сразу во второй класс. Юра умел бегло читать, считать, по своим способностям сильно выделялся среди сверстников. Мальчик усваивал материал очень быстро и учился только на пятерки. За отличную учебу был награжден путевкой в пионерский лагерь «Артек», но поехать на Черное море не пришлось. Началась Великая Отечественная война. В здании школы разместился военный госпиталь, а детей перевели в школу № 40, а затем в школу № 15. юность мальчика проходила в тяжелые военные годы, которые формировали мужские черты характера, заставляли не по годам взрослеть, понимать происходящее, сопереживать утраты и горе близких.
Прошли тяжелые годы войны. Раненые, размещенные в здании школы, были переведены в больницы, а школа № 80 снова раскрыла свои двери детворе. Но в 9 класс пришли только 8 мальчиков, среди которых был и Вакулин. Полный класс был скомплектован в 15 школе, которую Юра окончил в 1947 году. Встал вопрос: куда пойти учиться дальше? Аналитический склад ума определил выбор будущей профессии: физико-математический факультет Иркутского государственного университета. После успешного окончания университета молодой специалист Юрий Вакулин получил распределение на секретный завод в Каменск-Уральский на должность заведующего лабораторией физических методов испытаний продукции завода.
Летом 1953 года Юрий Иннокентьевич снова возвращается в Иркутск и работает до 1959 года в родной 80 школе учителем физики. В то время школа не имела специально оборудованных кабинетов физики, но уроки Юрия Иннокентьевича завораживали учеников. Личность самого учителя физики приковывала внимание учеников настолько, что физика стала любимым предметом в школе: иметь хорошую оценку по физике было престижно, особенно среди мальчиков школы.
Пытливый ум и тяга к научной деятельности определили дальнейшую судьбу Юрия Иннокентьевича. В 1961 году он – младший научный сотрудник научно-исследовательского института Сибизмир – института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Проблеме земного магнетизма Юрий Иннокентьевич посвятил всю дальнейшую жизнь, занимался исследовательской работой по измерению магнитного поля от Новосибирска до Камчатки, от Монголии до Северного Ледовитого океана. Таким образом, магнитное поле большей части России стало предметом исследований и анализа под руководством Вакулина. Почти 20 лет Юрий Иннокентьевич отдает изучению проблем радиоволн и земного магнетизма, работая начальником научно-исследовательских экспедиций. Под его руководством было проведено 7 полярных экспедиций. Самые северные точки – острова Диксон, Тикси, остров Врангеля, Северная земля – были местом дислокации этих экспедиций. Журналистом Валерием Тарасовым, который на правах члена экспедиции работал вместе с учеными, написана книга «Свидание с Арктикой», рассказывающая о трудовом подвиге сотрудников Сибизмира в заполярье.
Одержимый идеей познать явления природы и подчинить их воле человека, Юрий Иннокентьевич с экспедицией отправляются в самые труднодоступные места Земного шара, годами накапливает наблюдения, чтобы продвинуться к намеченной цели. Космофизика и геофизика с их тайнами и загадочными явлениями природы стали объектом изучения, стоили нечеловеческих усилий, упорства, настойчивости будущего ученого. Юрий Иннокентьевич становится руководителем первой в Союзе высокоширотной экспедиции. Для решения ряда сложных проблем усилия объединили Сибизмир, Якутский институт космофизических исследований, новосибирский институт геофизики и московский институт космических исследований.

Север! Бескрайний и суровый!
За окном - 60 градусов и ниже, снежные метели, полярная ночь, царство снега и льда. Арктика испытывала членов экспедиции в полном смысле этого слова на выносливость и смелость. А этих качеств Юрию Иннокентьевичу не занимать. Он физически укреплял себя с детства – лыжи, штанга, легкая атлетика, велосипед, пешие походы – все это закаляло организм, а настойчивость и упорство постепенно покоряли спортивные планки.
Требовательный, сосредоточенный, наделенный чувством ответственности за каждого члена экспедиции, Юрий Иннокентьевич умудрялся работать за письменным столом даже тогда, когда остальные просто падали от усталости. Лучшая летопись экспедиции – это его записная книжка. В ней все расписано по минутам. Юрий Иннокентьевич, наверное, создан для руководства большими коллективами. Не случайно в его послужном списке такие должности как директор школы, заведующий научно исследовательской лабораторией, начальник полярной экспедиции, заведующий кафедрой физики в институте народного хозяйства. Именно поэтому его экспедиции прошли без «чрезвычайных происшествий».
В 1972 году, обобщив накопленный опыт и проанализировав наблюдения за явлениями природы, Юрий Иннокентьевич защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Тонкая структура поля геомагнитных вариаций в авроральной и субавроральной зоне».
После защиты кандидатской диссертации Юрий Иннокентьевич получает ученое звание доцента и работает заведующим кафедрой физики в институте народного хозяйства.
Свои знания по физике он передает студентам, читает лекции, проводит семинарские занятия.
Профессионализм и знания Вакулина были востребованы за границей. Во вьетнаме, находясь в служебной командировке, Юрий Иннокентьевич обучал молодых ученых умению пользоваться геомагнитной аппаратурой, читал лекции по геомагнетизму. При министерстве радиопромышленности организовал геомагнитную обсерваторию.
Вклад в науку, сделанный Вакулиным, имеет мировое значение. Основываясь на его выводах, врачи строят свои рекомендации относительно влияния магнитных бурь на организм человека; космонавты, летчики, полярники имеют возможность без помех пользоваться радиосвязью.
От школьного учителя до ученого с мировым именем – вот творческий и научный путь Юрия Иннокентьевича Вакулина.

Материал собран благодарными
учениками Юрия Иннокентьевича
Вакулина, обработан выпускницей
школы № 80 Ритой Бабинцевой.

Добавить запись

Защита от спам-роботов