Методический материалы по работе в школьном музее

Бритулина Елена Юрьевна

Как написать текст экскурсионного рассказа

Чтобы экскурсия в вашем музее была интересной и запоминающейся, необходимо определить – о чем интересно будет услышать: то есть определить – кто придет к вам на экскурсию. Если это объединение школьное, то контингент посетителей будет самый разнообразный: от первоклассников, которые впервые знакомятся со школой – до родителей и выпускников.

Конечно, в идеале необходимо определить всех своих потенциальных посетителей и на каждого разработать отдельную экскурсию. Но так как времени на это у работников музея зачастую нет, то предлагаем создать вариативные экскурсию – или уровневые. То есть тот же самый текст вы для первоклашек сделаете очень легким, максимально уберете информационную насыщенность, добавите больше эмоций и практических заданий. Дополните свой текст конкретными и игровыми вопросами. Для родителей в экскурсию необходимо добавить рассказы о плюсах и минусах современного обучения в вашей школе, о перспективах развития, о возможностях современного ученика, для выпускника, который зашел, чтобы вспомнить прошлое (до и для многих других посетителей) обязательно держите наготове специальную тетрадь воспоминаний, где он запишет свои рассказы о жизни и учебе в вашей школе, расскажет подробности о методах обучения знаменитых (в вашей школе) учителей. 

Для того, чтобы рассказывать по существу, необходимо хорошо разобраться с тематикой вашей музейной экспозиции. Если это музей истории школы, то любую экскурсию начинайте с погружения в историческое прошлое: первый день в школе, первый директор, первые учителя, первые выпускники, первые знаменательные события. Помните, что представляя экспозицию (особенно, если она расположена в стендах) представляйте не все экспонаты, а лишь самые интересные – обязательно расскажите о том, о чем посетители стали расспрашивать, (поэтому подводите их только к тем стендам, об информационной наполненности которых вы знаете абсолютно все). Помните, что каждые 15 – 20 минут – взрослые, 10 – 15 минут – дети, а малыши и того меньше – 7 – 10 минут – происходит ослабление внимания и человеку хочется его переключить на что-то другое. Поэтому через такой промежуток времени меняйте тему разговора или переходите от одного стенда – к другому, или меняйте метод рассказа на метод практического использования или игры (младшие школьники).

Используя эти рекомендации начинайте описывать вашу экспозицию. Постарайтесь, чтобы рассказ получился художественных, а не сухим и черствым, чтобы вам самим было интересно его читать. А ведь его придется потом заучивать вам самим и членам вашего музейного объединения. Стремитесь к тому, чтобы текст сначала рассказать своими словами, затем записать и оформить, затем заучить получившийся материал – и снова прийти к тому, чтобы рассказывать этот текст своими словами – по памяти.

Советуем разучивать с участниками музейной группы школьного музея тест одной экскурсии не чаще, чем один раз в месяц, но и не реже. Таким образом, постепенно они будут накапливать материал по всему школьному музею, но не будут и перегружать себя обилием информации.

Пример экскурсии.

Экскурсовод № 1

Мы рады приветствовать Вас в школьном музее нашей восьмидесятой школы.

- Как вы думаете, для чего люди создавали музеи?

- Зачем сюда приходят посетители?

- Что вы знаете об истории нашей школы?

Позвольте вам рассказать об экспозиции нашего музея. Все экспонаты расположены в стендах. Они рассказывают об истории школы, какие учителя здесь работали, какие ученики учились.

Позвольте вам рассказать о том, как появилась наша школы и как она жила все это время. День рождения нашей школы приходится на ноябрь-месяц. Конец осени, холод, но в это время в школе всегда тепло и уютно. Особенно в нашем музее. Здесь обычно много детей. Ученики приходят пообщаться с историей своей школы, узнать новую информацию, сделать что-то своими руками, например, оформить новые стенды, нарисовать плакаты, провести экскурсию.

В далекие тридцатые годы в школе № 80 тоже училось много ребятишек. Они были очень похожи на нас с вами и в то же время не похожи. Ведь в то время не было компьютеров, телефонов, даже кинотеатров было очень мало. Дети больше учились, общались друг с другом, играли в веселые игры.

Итак, ребята, мы должны запомнить, что наша школа открылась в 1936 году не 1 сентября, а 30 ноября. Тогда на дворе уже хозяйничал мороз, а в школе с отоплением были перебои, иногда целый этаж был холодным. Но ни ребят, ни учителей это не останавливало: они с радостью шли в школу за новыми знаниями. И в этом нам - современным школьникам - есть чему у них поучиться: потому что в такой теплой, чистой, просторной школе, где так много чудо - техники, не всегда дети учатся с желанием, к сожалению, много лодырей и разгильдяев. Но иногда такие вот хулиганы, попадая в музей и узнавая новую информацию о подвигах и самопожертвовании некоторых бывших учеников, меняются в лучшую сторону. Замечательно, когда нам есть, у кого поучиться, есть, на кого равняться. Так мы духовно растем и становимся нравственно-образованными.

 

И вариант этой экскурсии для первоклассников.

 

Экскурсовод № 1.

 

-       Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашем музее!

-       Как  вы думаете, зачем люди делали музеи?

-       Зачем сюда приходят посетители?

-       А что вы знаете об истории нашей школы?

Сейчас я вам расскажу о том, как появилась наша школа и как она жила всё это время. День рождения нашей школы – в ноябре. На улице холодно, но в школе всегда тепло и уютно. А особенно – в нашем музее. Здесь всегда много ребят. Они приходят сюда, чтобы узнать историю музея, новую информацию, сделать что-то своими руками.

В далекие тридцатые годы в школе № 80 тоже училось много ребятишек. Они были так похожи на нас, но с другой стороны не похожи. Ведь раньше не было компьютеров, телефонов, даже кинотеатров было очень мало. Дети больше учились, общались друг с другом, играли в веселые игры.

Вся эта история живет в нашем школьном музее.

Движение по историческим местам нашей школы мы начнем с этого стенда (№ стенда)  - разработать маршрут движения по музею… мое любимое место в истории школы - …

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenochnyy_list_uroka1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочный лист открытого  педагогического мероприятия

Ф.И.О. автора мероприятия  Иванова Елена Юрьевна

Место проведения:  школьный музей МБОУ г. Иркутска СОШ № 80

Тема: «Экскурсовод в школьном музее»

Дата: 18. 03. 2014 г.

Компоненты урока

Баллы

1.

Создание общих условий обучения, реализация адаптационной функций обучающихся

6 баллов

1.1.

педагог четко формулирует тему,  цель, задачи мероприятия

2

2.1.

организация процесса обучения на  мероприятии соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

2.2.

в материале  мероприятия выделены наиболее трудные места и продуманы формы обучения

2

2.3.

обучающимся предоставляется возможность усвоения материала разного уровня сложности

1

2.

Реализация информационной функции учителя

4 балла

2.1.

информация педагога научна, доступна, современна, наблюдается «опора» на прежний опыт обучающихся, сохранены межпредметные связи

1

2.2.

комментарии и ответы на вопросы  обучающихся  точны, в процессе объяснения используется корректная  терминология

1

2.3.

в процессе организации  мероприятия педагог реализует вариативные формы и методы обучения

1

2.4.

в процессе  мероприятия педагога используется сочетание трех видов заданий:

 задания, подводящие обучающихся к воспроизведению материала;

 задания, способствующие осмыслению учебного материала;

 задания, способствующие закреплению учебного материала обучающимися

1

3.

Реализация перцептивной функции педагога

7 баллов

3.1.

педагог проявляет способность воспринимать психо-эмоциональное состояние обучающихся на  мероприятии

2

3.2.

педагог предвидит возможные точки зрения обучающихся, ход их рассуждений

2

3.3.

педагог оказывает помощь и содействие обучающимся

2

3.4

педагог создает и поддерживает продуктивную атмосферу на  мероприятии, применяет

педагогический такт

1

4.

Реализация организаторской функции учителя

9 баллов

4.1.

педагог применяет смену видов деятельности обучающихся

1

4.2.

мероприятие начинается  со стимулирующего введения

2

4.3.

в процессе  мероприятия изучаемые вопросы  имеют подкрепление в виде наглядных и демонстрационных средств  

1

4.4.

в процессе организации  мероприятия педагог способствует закреплению и обобщению учебных результатов в контексте преподаваемой дисциплины, обеспечивает интеграцию учебных результатов на основе межпредметных связей

2

4.5.

мероприятие заканчивается подведением итогов

2

4.6.

эффективность работы учебной группы стимулируется передачей обучающимся функций педагога: оценки, контроля, коррекции, планирования

1

5.

Реализация коммуникативной функции учителя

6 баллов

5.1.

в ходе урока педагог применяет  диалоговые и полилоговые формы общения

2

5.2.

педагог создает  ситуацию успеха и психологической поддержки обучающимся

2

идеи обучающихся разрабатываются и используются на уроке педагогом

2

6.

Реализация развивающей функции учителя

4 балла

6.1.

на уроке педагог использует приёмы и способы формирования умственной деятельности обучающихся

2

6.2.

деятельность педагога нацелена на развитие индивидуальности обучающихся, на формирование их способности к самопознанию

2

7.

Реализация функции контроля

4 балла

7.1.

оценочно-корригирующая деятельность педагога способствует формированию положительной Я – концепции личности, выработке у обучающихся индивидуального стиля познания

2

7.2.

педагог побуждает учеников оценивать и корректировать работу друг друга

2

7.3.

Итого

40 баллов

Члены экспертной группы:         _______________/ Н. Н.  Красногорская/                                                                                                                                                                  

                                                   (Подпись)        

                                              _______________/ О. И. Константинова/

                                                   (Подпись)        

                                               _______________/ Н. П.  Старкова/

                                                   (Подпись)