Методический материалы по работе в школьном музее
Как написать текст экскурсионного рассказа
Чтобы экскурсия в вашем музее была интересной и запоминающейся, необходимо определить – о чем интересно будет услышать: то есть определить – кто придет к вам на экскурсию. Если это объединение школьное, то контингент посетителей будет самый разнообразный: от первоклассников, которые впервые знакомятся со школой – до родителей и выпускников.
Конечно, в идеале необходимо определить всех своих потенциальных посетителей и на каждого разработать отдельную экскурсию. Но так как времени на это у работников музея зачастую нет, то предлагаем создать вариативные экскурсию – или уровневые. То есть тот же самый текст вы для первоклашек сделаете очень легким, максимально уберете информационную насыщенность, добавите больше эмоций и практических заданий. Дополните свой текст конкретными и игровыми вопросами. Для родителей в экскурсию необходимо добавить рассказы о плюсах и минусах современного обучения в вашей школе, о перспективах развития, о возможностях современного ученика, для выпускника, который зашел, чтобы вспомнить прошлое (до и для многих других посетителей) обязательно держите наготове специальную тетрадь воспоминаний, где он запишет свои рассказы о жизни и учебе в вашей школе, расскажет подробности о методах обучения знаменитых (в вашей школе) учителей.
Для того, чтобы рассказывать по существу, необходимо хорошо разобраться с тематикой вашей музейной экспозиции. Если это музей истории школы, то любую экскурсию начинайте с погружения в историческое прошлое: первый день в школе, первый директор, первые учителя, первые выпускники, первые знаменательные события. Помните, что представляя экспозицию (особенно, если она расположена в стендах) представляйте не все экспонаты, а лишь самые интересные – обязательно расскажите о том, о чем посетители стали расспрашивать, (поэтому подводите их только к тем стендам, об информационной наполненности которых вы знаете абсолютно все). Помните, что каждые 15 – 20 минут – взрослые, 10 – 15 минут – дети, а малыши и того меньше – 7 – 10 минут – происходит ослабление внимания и человеку хочется его переключить на что-то другое. Поэтому через такой промежуток времени меняйте тему разговора или переходите от одного стенда – к другому, или меняйте метод рассказа на метод практического использования или игры (младшие школьники).
Используя эти рекомендации начинайте описывать вашу экспозицию. Постарайтесь, чтобы рассказ получился художественных, а не сухим и черствым, чтобы вам самим было интересно его читать. А ведь его придется потом заучивать вам самим и членам вашего музейного объединения. Стремитесь к тому, чтобы текст сначала рассказать своими словами, затем записать и оформить, затем заучить получившийся материал – и снова прийти к тому, чтобы рассказывать этот текст своими словами – по памяти.
Советуем разучивать с участниками музейной группы школьного музея тест одной экскурсии не чаще, чем один раз в месяц, но и не реже. Таким образом, постепенно они будут накапливать материал по всему школьному музею, но не будут и перегружать себя обилием информации.
Пример экскурсии.
Экскурсовод № 1
Мы рады приветствовать Вас в школьном музее нашей восьмидесятой школы.
- Как вы думаете, для чего люди создавали музеи?
- Зачем сюда приходят посетители?
- Что вы знаете об истории нашей школы?
Позвольте вам рассказать об экспозиции нашего музея. Все экспонаты расположены в стендах. Они рассказывают об истории школы, какие учителя здесь работали, какие ученики учились.
Позвольте вам рассказать о том, как появилась наша школы и как она жила все это время. День рождения нашей школы приходится на ноябрь-месяц. Конец осени, холод, но в это время в школе всегда тепло и уютно. Особенно в нашем музее. Здесь обычно много детей. Ученики приходят пообщаться с историей своей школы, узнать новую информацию, сделать что-то своими руками, например, оформить новые стенды, нарисовать плакаты, провести экскурсию.
В далекие тридцатые годы в школе № 80 тоже училось много ребятишек. Они были очень похожи на нас с вами и в то же время не похожи. Ведь в то время не было компьютеров, телефонов, даже кинотеатров было очень мало. Дети больше учились, общались друг с другом, играли в веселые игры.
Итак, ребята, мы должны запомнить, что наша школа открылась в 1936 году не 1 сентября, а 30 ноября. Тогда на дворе уже хозяйничал мороз, а в школе с отоплением были перебои, иногда целый этаж был холодным. Но ни ребят, ни учителей это не останавливало: они с радостью шли в школу за новыми знаниями. И в этом нам - современным школьникам - есть чему у них поучиться: потому что в такой теплой, чистой, просторной школе, где так много чудо - техники, не всегда дети учатся с желанием, к сожалению, много лодырей и разгильдяев. Но иногда такие вот хулиганы, попадая в музей и узнавая новую информацию о подвигах и самопожертвовании некоторых бывших учеников, меняются в лучшую сторону. Замечательно, когда нам есть, у кого поучиться, есть, на кого равняться. Так мы духовно растем и становимся нравственно-образованными.
И вариант этой экскурсии для первоклассников.
Экскурсовод № 1.
- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашем музее!
- Как вы думаете, зачем люди делали музеи?
- Зачем сюда приходят посетители?
- А что вы знаете об истории нашей школы?
Сейчас я вам расскажу о том, как появилась наша школа и как она жила всё это время. День рождения нашей школы – в ноябре. На улице холодно, но в школе всегда тепло и уютно. А особенно – в нашем музее. Здесь всегда много ребят. Они приходят сюда, чтобы узнать историю музея, новую информацию, сделать что-то своими руками.
В далекие тридцатые годы в школе № 80 тоже училось много ребятишек. Они были так похожи на нас, но с другой стороны не похожи. Ведь раньше не было компьютеров, телефонов, даже кинотеатров было очень мало. Дети больше учились, общались друг с другом, играли в веселые игры.
Вся эта история живет в нашем школьном музее.
Движение по историческим местам нашей школы мы начнем с этого стенда (№ стенда) - разработать маршрут движения по музею… мое любимое место в истории школы - …
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnyy_list_uroka1.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочный лист открытого педагогического мероприятия Ф.И.О. автора мероприятия Иванова Елена Юрьевна Место проведения: школьный музей МБОУ г. Иркутска СОШ № 80 Тема: «Экскурсовод в школьном музее» Дата: 18. 03. 2014 г. | ||
№ | Компоненты урока | Баллы |
1. | Создание общих условий обучения, реализация адаптационной функций обучающихся | 6 баллов |
1.1. | педагог четко формулирует тему, цель, задачи мероприятия | 2 |
2.1. | организация процесса обучения на мероприятии соответствует возрастным особенностям обучающихся | 1 |
2.2. | в материале мероприятия выделены наиболее трудные места и продуманы формы обучения | 2 |
2.3. | обучающимся предоставляется возможность усвоения материала разного уровня сложности | 1 |
2. | Реализация информационной функции учителя | 4 балла |
2.1. | информация педагога научна, доступна, современна, наблюдается «опора» на прежний опыт обучающихся, сохранены межпредметные связи | 1 |
2.2. | комментарии и ответы на вопросы обучающихся точны, в процессе объяснения используется корректная терминология | 1 |
2.3. | в процессе организации мероприятия педагог реализует вариативные формы и методы обучения | 1 |
2.4. | в процессе мероприятия педагога используется сочетание трех видов заданий: задания, подводящие обучающихся к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению учебного материала; задания, способствующие закреплению учебного материала обучающимися | 1 |
3. | Реализация перцептивной функции педагога | 7 баллов |
3.1. | педагог проявляет способность воспринимать психо-эмоциональное состояние обучающихся на мероприятии | 2 |
3.2. | педагог предвидит возможные точки зрения обучающихся, ход их рассуждений | 2 |
3.3. | педагог оказывает помощь и содействие обучающимся | 2 |
3.4 | педагог создает и поддерживает продуктивную атмосферу на мероприятии, применяет педагогический такт | 1 |
4. | Реализация организаторской функции учителя | 9 баллов |
4.1. | педагог применяет смену видов деятельности обучающихся | 1 |
4.2. | мероприятие начинается со стимулирующего введения | 2 |
4.3. | в процессе мероприятия изучаемые вопросы имеют подкрепление в виде наглядных и демонстрационных средств | 1 |
4.4. | в процессе организации мероприятия педагог способствует закреплению и обобщению учебных результатов в контексте преподаваемой дисциплины, обеспечивает интеграцию учебных результатов на основе межпредметных связей | 2 |
4.5. | мероприятие заканчивается подведением итогов | 2 |
4.6. | эффективность работы учебной группы стимулируется передачей обучающимся функций педагога: оценки, контроля, коррекции, планирования | 1 |
5. | Реализация коммуникативной функции учителя | 6 баллов |
5.1. | в ходе урока педагог применяет диалоговые и полилоговые формы общения | 2 |
5.2. | педагог создает ситуацию успеха и психологической поддержки обучающимся | 2 |
идеи обучающихся разрабатываются и используются на уроке педагогом | 2 | |
6. | Реализация развивающей функции учителя | 4 балла |
6.1. | на уроке педагог использует приёмы и способы формирования умственной деятельности обучающихся | 2 |
6.2. | деятельность педагога нацелена на развитие индивидуальности обучающихся, на формирование их способности к самопознанию | 2 |
7. | Реализация функции контроля | 4 балла |
7.1. | оценочно-корригирующая деятельность педагога способствует формированию положительной Я – концепции личности, выработке у обучающихся индивидуального стиля познания | 2 |
7.2. | педагог побуждает учеников оценивать и корректировать работу друг друга | 2 |
7.3. | Итого | 40 баллов |
Члены экспертной группы: _______________/ Н. Н. Красногорская/
(Подпись)
_______________/ О. И. Константинова/
(Подпись)
_______________/ Н. П. Старкова/
(Подпись)