Публикации
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
Е. С. Хмелева, преподаватель Дальневосточного государственного колледжа градостроительства и бизнеса
В настоящее время уже сложно себе представить жизнь без компьютера. Он проник во все сферы и области нашей жизни. Сегодня все преподаватели используют в своей работе компьютерные технологии, в том числе и преподаватели экономических дисциплин.
Очень удобно использовать те же презентации, которые позволяют отображать экономические показатели, создавать графики, диаграммы. Презентация концентрирует внимание студента на ключевых моментах темы: на основных понятиях, видах, функциях и т.д. «Уроки-презентации» несут в себе массу преимуществ и очень эффективны по сравнению с обычными уроками. Так как излагаемый материал снабжён красочными статическими (заголовки, текст, графики) и динамическими (анимационные изображения) компонентами, это позволяет повысить заинтересованность студентов при изучении дисциплины. Занятия проходят более результативно: у студентов увеличивается познавательная активность, они вовлечены в работу, проявляют интерес и результат «на лицо». Кроме того, студенты специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», а также студенты специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» сами создают презентации для докладов на конференциях и для защиты курсовых проектов по дисциплине «Экономика отрасли». Они творчески подходят к разработке и выполнению презентации.
Для проверки полученных знаний проводится тестирование с использованием компьютерных программ. Ведется работа по созданию тестов для студентов разных специальностей для итоговой государственной аттестации, экзаменов, зачетов. Сами студенты также участвуют в создании Тестов.
Для успешной профессиональной деятельности и эффективного трудоустройства молодому специалисту необходимо иметь не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и владеть компьютером. Это позволяет повысить конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
"ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-БУХГАЛТЕРОВ В СПО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"
Хмелева Е.С., преподаватель Дальневосточного государственного колледжа градостроительства и бизнеса
Обучение бухгалтеров, конечной целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, осуществляется в мире различными способами, начиная с системы, при которой все формальное образование основано на обучении в высших учебных заведениях, например университетах, без участия профессиональных органов и без получения практического опыта и кончая системой, при которой разработка и обеспечение всего формального образования обеспечивается каким-либо профессиональным органом в сочетании с практическим опытом, приобретаемым в рамках стажировок.
Общей для всех программ является осознанная необходимость включения все большего числа технических материалов для решения сложных задач, связанных с предпринимательской деятельностью. Очевидно, однако, что ни один дипломированный специалист не владеет таким объемом знаний и навыков, как опытный высококвалифицированный бухгалтер. Для приобретения и сохранения квалификации профессионального бухгалтера необходим процесс непрерывного повышения квалификации.
Процесс обучения на основе существующих учебных программ в области бухгалтерского дела зачастую определяется и оценивается с точки зрения владения принципами, стандартами, понятиями и фактами. В отличие от медицины или юриспруденции, такой подход, предусматривающий «передачу комплекса знаний», традиционно лежал в основе обучения бухгалтеров.
В программах, направленных на изучение бухгалтерского дела, должны учитываться три аспекта: процесс, содержание и восприятие.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие способностей к определению проблем; поиску возможностей; поиску необходимой информации; анализу и толкованию информации; поиску разумного решения из числа возможных альтернатив.
Учащиеся должны быть не просто пассивными получателями информации, а активными участниками процесса обучения. Необходимо поощрять обучение на основе практической деятельности и групповой работы, причем существенное значение имеет новаторское использование технологии.
Программа обучения должна закладывать основу для повышения квалификации. Развитие понимания базовых концепций и принципы в различных обстоятельствах имеют решающее значение для непрерывного обучения. Процесс обучения при повышении квалификации не ставит целью запоминание правил и положений и простое накопление знаний. Основа, на которой должно строиться непрерывное образование, может быть разделена на два компонента: навыки и знания.
Для того чтобы стать опытными профессионалами, дипломированные бухгалтеры должны обладать навыками ведения переговоров, межличностного общения, интеллектуальными, коммуникационными, профессиональными и личностными навыками.
Коммуникационные навыки будут иметь особенно важное значение для бухгалтера по многим причинам. Возрастают взаимосвязи делового мира, расширяются корпоративные структуры, становится больше людей, пред- ставляющих различные культуры и дисциплины в рамках организации. Тенденция к специализации будет усиливать взаимозависимость людей в интересах выполнения единых задач.
Новейшие технологии, используемые сейчас повсеместно, приведут к расширению связей между компаниями и отраслями. Глобализация торговли, наблюдаемая в настоящее время, и рост числа пользователей, интересы которых должен удовлетворять бухгалтер, несомненно, потребуют общения людей на разном уровне (на уровне различных государств, культур и социально- экономических систем).
К числу основных коммуникативных навыков относятся способность передавать и получать информацию; способность излагать, обсуждать и отстаивать взгляды; способность к эффективному чтению, восприятию и письму. Необходимо также обучение другим навыкам, таким как определение уместности общения, неречевые формы общения и общение с представителями различных общественных слоев и культур.
Очень важны для высококвалифицированных специалистов навыки ведения переговоров, которые должны включать понимание значения и ограничений процесса переговоров, практики и процесса ведения переговоров.
К интеллектуальным навыкам относятся следующие:
- способность к познанию, абстрактное логическое мышление, индуктивное и дедуктивное мышление и критический анализ;
- способность к определению неструктурированных проблем в незнакомой обстановке и применению навыков решения проблем в рамках совещательного процесса;
- способность осознать комплекс фактов, которые зачастую являются неполными;
-способность выявлять и предугадывать проблемы и находить приемлемые альтернативные решения;
- способность к индуктивному мышлению и обоснованию каждого альтернативного решения.
К числу навыков межличностного общения относятся следующие:
- способность работать с другими людьми, особенно в группах, воздействовать на них, организовывать и поручать выполнение задач, мотивировать и стимулировать людей, а также противостоять конфликтам и разрешать их;
- способность возглавить руководство в собственных фирмах при наличии необходимых управленческих навыков.
Под личными навыками понимается развитие положительных человеческих качеств, таких как понимание, одухотворенность, соучастие, уважение.
Преподаватели должны привить бухгалтеру понимание ценности бла- госостояния окружающих и научить его использовать это понимание в общении с другими людьми. Эти навыки необходимо прививать на самых ранних этапах обучения бухгалтеров. Развитие личных навыков на этапе обучения до получения квалификационного свидетельства обеспечивается включением их в качестве одной из целей обучения бухгалтеров.
Наконец, в ходе обучения необходимо развивать следующие качества и навыки: новаторское мышление, стремление к исследованию и познанию, добросовестность, энергичность, мотивированность, последовательность, соучастие, способности руководителя, понимание социальной ответственности и стремление к повышению квалификации.
Дипломированные бухгалтеры должны иметь общеобразовательную, организационно-деловую и специальную бухгалтерскую и аудиторскую подготовку. Общеобразовательная подготовка поможет им понять сложную взаимосвязь между их сферой деятельности и обществом и взаимодействовать с различными группами людей. В общеобразовательной подготовке присутствуют необходимые человеку ощущение широты идей, проблем и противодействующих экологических сил в мире; мировоззрение, гуманизм, а также -знание и понимание искусства, психологии, экономики и математики.
Организационно-деловая подготовка также необходима бухгалтеру, поскольку благодаря ей бухгалтеры будут иметь представление об организации, условиях работы в ней, основных функциях и методах, а также существующей и будущей технологии.
Они также должны располагать знаниями о деятельности деловых, государственных и некоммерческих организаций и условиях их функционирования, включая главные движущие силы и факторы воздействия; финансах, включая анализ финансовых ведомостей, финансовых инструментах и национальных и международных рынках капитала; межличностной и групповой динамике развития предпринимательской деятельности.
Для успешной работы в области бухгалтерского учета необходимо прочное знание основ бухгалтерского дела. Это знание предполагает наличие способности к определению задач, проблем и возможностей; к определению, сбору, оценке, суммированию, проверке, анализу и толкованию финансовой и нефинансовой информации; к использованию данных и взвешенному под ходу при решении реальных проблем.
Основное внимание должно уделяться развитию аналитического и концептуального мышления на основе профессиональных стандартов. В дополнение к приобретению углубленных знаний в специализированных областях, таких как финансовый учет, управленческий учет, налогообложение, информационные системы, ревизия и учет в некоммерческих, государственных и международных предприятиях, учащийся должен углублять понимание следующих тем:
-история бухгалтерского дела и бухгалтерской мысли;
- содержание, структура и значение отчетности о деятельности организации для внутреннего и внешнего пользования, включая информационные потребности финансовых руководителей, и роль бухгалтерской информации в удовлетворении этих потребностей;
- вопросы политики, экологических факторов и нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- этические и профессиональные функции бухгалтера;
- обработка финансовой информации в организациях, включая роль информационных систем;
- будущая роль автоматизированной информационной технологии; процессы контроля, обеспечивающие точность и последовательность финансовых данных;
- налогообложение и его воздействие на финансовые и управленческие решения.
Личностно - компетентностный подход
Каждый студент - это личность, и, естественно, что педагог должен подобрать «ключик» к каждому студенту для достижения педагогических целей. В современных условиях это сделать одновременно и сложно, и просто. Сложно, потому что численность группы может достигать 44 человек, а время на занятиях ограничено. Просто, потому что сегодня можно активно использовать интерактивные методы обучения, а также новые технологии в обучении. Очень приветствуется творческий, креативный подход в подготовке к занятиям, к внеаудиторным мероприятиям. Поэтому преподавателям приходится разрабатывать такие задания, которые позволят реализовать личностно - компетентностный подход.
На занятиях по любой дисциплине возможно выполнение индивидуальных заданий, таких, как эссе на определенную тему. Студентам, обучающимся по специальности 080814 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», в рамках дисциплины «Экономика» предлагалось написать эссе на тему «Ради чего работает предприниматель», где каждый мог высказать свое собственное мнение на эту тему. Данный вид задания позволяет студентам проявить себя, научиться логически мыслить, обосновывать свои суждения, показать широту кругозора. По этим эссе можно определить уровень освоения компетенций, указанных в стандарте.
Но не каждый студент может написать эссе. Поэтому в качестве индивидуальных заданий можно использовать написание рефератов, проведение конкурса презентаций, подготовку докладов на определенную тему. Такие мероприятия также позволяют студентам проявить свою индивидуальность, творческий подход. По рефератам и презентациям можно определить уровень освоения компетенций, указанных в стандарте. Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» - это такие компетенции: ОК 4 - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, ОК 8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В ходе выполнения таких индивидуальных заданий студенты учатся находить и использовать экономическую информацию, собирать и регистрировать статистическую информацию, проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения, формулировать основные экономические выводы, осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов.
Каждый преподаватель в силу специфики своей дисциплины может разрабатывать и другие задания. Разнообразие заданий позволяет студентам проявить себя в разных видах деятельности. И, может быть, студент, который не смог написать эссе, сделает полноценную содержательную презентацию, которую не стыдно будет выставить на конкурс. Следовательно, каждый студент получит возможность для личностного развития и профессионального формирования.
ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Е. С. Хмелева, преподаватель специальных дисциплин Дальневосточного государственного колледжа градостроительства и бизнеса
Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования.
Некоторые преподаватели и взрослые обучающиеся считают игру средством отдыха и развлечения на занятиях, непродуктивным видом обучающей деятельности. Но ценность игры в большей степени заключается не столько в достижении дидактических целей, сколько в социально- психологическом воздействии на играющих участников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются.
Игра как метод обучения взрослых дает возможность:
1. сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения);
2. оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого может быть использована как на начальной стадии обучения - для входного контроля, так и на стадии завершения -для итогового контроля эффективности обучения);
3. оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния - знания в активное - умение (и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);
4. получить участникам собственный опыт учебно- игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;
5. активизировать самообразование слушателей;
6. формировать интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;
7. развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.
Использование игры в обучении взрослых также дает ряд следующих дополнительных эффектов (их отмечают многие исследователи):
1. свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное развлекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идет только добровольно.
2. разрушение надоевшей повседневности, т.к. игра - это неординарность.
3. выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
4. порядок вырабатывает это качество, что ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и оставаться в игре.
5. увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
6.возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
7. элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений.
8. понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добивается успеха и совершенства в игре.
9. развитие воображения, которое необходимо для создания миров, мифов, ситуаций, правил игры.
10. стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые игры создаются методом его моделирования.
11.возможность развить свое мышление, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее
12.радость общения с единомышленниками. Она представляет собой способ группового воспитания и образования.
13. ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно мысленно.
14.психологическую устойчивость. Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
15.право на ошибку в процессе обучения, что в свою очередь, дает возможность не допускать оплошности в реальной практике.
Как видим, результаты и эффекты игрового обучения впечатляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес игровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик.
Игровые методы являются интерактивными и интегра- тивными, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии - в зависимости от целей игры.
Игра - это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых.
Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач.
Игра в учебном процессе бросает своеобразный вызов не только слушателям, но и преподавателю. В ходе ее подготовки и проведения от педагога требуется немало собственных усилий, выводящих его за рамки привычного «учительского поведения». Практика проведения игр показывает, что преподавателю приходится выступать в качестве исполнителя целого ряда ролей. Преподаватель является и «инструктором», так как передает правила игры, и «судьей», так как поддерживает ход игры через обеспечение соблюдения игровых правил, и «тренером», так как подготавливает участников к решению задач.
На занятиях по экономическим дисциплинам («Основы экономики», «Экономика отрасли», «Финансовый менеджмент») я часто использую игру как средство контроля знаний студентов. «Своя игра» разработана мной по аналогии с телевизионной версией, но существуют и отличия.
На доске - несколько категорий (например: валюта, деньги, рынок) и количество баллов, в которое оценивается каждый вопрос: 10 баллов - самый простой вопрос, 100 баллов - самый сложный вопрос.
«СВОЯ ИГРА»
ВАЛЮТА 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
ДЕНЬГИ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
РЫНОК 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Итак, группа делится на две команды, каждая из которых придумывает себе оригинальное название, связанное с экономикой. У доски работает один человек, который суммирует баллы за правильные ответы. Затем я задаю вопрос (обычно математического характера) для того, чтобы определить, какая команда первой будет выбирать категорию. Та команда, которая первая отвечает верно, выбирает категорию и количество баллов. Я задаю вопрос, а отвечает на него та команда, которая быстрей поднимает руку. Если отвечает верно, то ей присваивается выбранное количество баллов. Если отвечает неверно, то ход переходит к другой команде. Иногда под баллами скрывается не вопрос, а интересная информация по теме. В этом случае команде все равно при-
сваивается определенное количество баллов. Та команда, которая набирает большее количество баллов, становится победителем, а самые активные получают за работу оценки.
Использование «Своей игры» на занятиях по экономическим дисциплинам позволяет, во-первых, проверить и закрепить знания по изученному материалу, так как вопросы игры включают основные понятия и категории из изученных тем, задачи и занимательные задания, во-вторых, расширить кругозор студентов благодаря включению интересной информации по изученной теме.
Особое внимание необходимо обратить на завершающую стадию игры. Выход из игры является таким же важным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вывести участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это объясняется тем, что игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки привычных учебных занятий. Поэтому в завершении игры можно провести обсуждение результатов, рассмотреть трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.
Таким образом, применение такого метода обучения на занятиях по экономическим дисциплинам, как игра, способствует активизации познавательной деятельности студентов на занятиях, включению их в процесс закрепления учебного материала как заинтересованных участников, что позволяет повысить эффективность процесса обучения.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Е.С. Хмелева, преподаватель спецдисциплин Дальневосточного государственного колледжа градостроительства и бизнеса
Общество развивается интенсивно, совершаются научные открытия, появляются новые материалы и технологии. В таких условиях каждый должен совершенствоваться и, чтобы не останавливаться на достигнутом, использовать все то новое, что появляется.
Молодой специалист в период начала работы должен владеть рядом качеств: владеть профессией, специальностью, то есть иметь достаточный уровень теоретических и практических знаний и умений для выполнения конкретной работы.
Но человек, который выходит из учебного заведения, не только должен быть хорошим специалистом, также он должен уметь находить информацию и использовать ее, то есть у него должны быть развиты умения исследовательской деятельности. А сегодня иногда понимаешь, что некоторые студенты элементарно не умеют работать с литературой. Поэтому важно формировать и развивать умения исследовательской деятельности у студентов.
Формировать и развивать такие умения помогает учебное заведение посредством написания курсовых работ или же на практических занятиях. На практических занятиях, например по статистике, я стараюсь сформулировать задания таким образом, чтобы студент вынужден был искать новую информацию. Перед студентами я ставлю задачу в течение семестра выполнить свое статистическое исследование. Студенты сами определяют тему исследования, цель и методы. Но так или иначе в отчете они должны использовать все те знания, которые они получают на теоретических занятиях. То есть, например, используя данные, полученные в ходе исследования, они рассчитывают определенные показатели, строят статистические таблицы, графики, диаграммы в соответствие со всеми требованиями. На занятия они приносят тот материал, который нашли, мы вместе его дорабатываем, корректируем. В конце семестра они сдают мне свою индивидуальную исследовательскую работу. Таким образом формируется интерес к исследовательской деятельности у студентов.
Формирование интереса к исследовательской деятельности студентов происходит также в ходе написания курсовых работ.
В рамках дисциплины «Основы исследовательской деятельности» в следующем семестре я предполагаю также формировать и развивать интерес студентов к исследовательской деятельности путем использования необычных форм проведения занятий.
Знания, полученные в процессе исследовательской деятельности, должны иметь определенную значимость для студентов: должны быть интересны, познавательны и востребованны.
Полученные таким образом знания, могут быть также полезны и самому учебному заведению.