Практика
Программа производственной практики
По дисциплине «Налоги и налогообложение»
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель практики - закрепить и обогатить теоретические знания, полученные в колледже.
Главной задачей производственной практики является выполнение под наблюдением специалистов налоговых органов или организаций основных видов их работы, т. е. изучение методических вопросов процесса осуществления налоговым органом в пределах его компетенции контрольных функций и полномочий, установленных государством и налоговым законодательством.
Особое внимание в период практики должно быть уделено: осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, установленных законодательством; предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, коррупции в налоговых органах.
При изучении тех или других сторон многообразной деятельности налоговых органов и налогового администрирования в организациях следует применять соответствующие методы и технические приемы экономического анализа, включая знания компьютера и его использование в налоговых расчетах.
В процессе практики необходимо руководствоваться действующими нормативно-правовыми документами по налогам и сборам.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
Место прохождения практики - инспекции ФНС или налоговые администрации организаций.
Руководство практикой осуществляется как со стороны колледжа (преподаватель), так и соответствующей налоговой инспекции/организации.
Систематическое повседневное руководство студентами осуществляется работником налогового органа или налоговой администрации организации, в которой проходит практика. Для этой цели выделяется руководитель практики из числа работников базы практики.
Руководитель практики от кафедры:
- обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебному плану и программе;
- организует на базе практики совместно с руководителем от налоговой инспекции или налоговой администрации организаций консультации для студентов;
- осуществляет контроль за обеспечением на базе практики нормальных условий труда студентам, за выполнением практикантами правил внутреннего трудового распорядка;
- совместно с руководителем практики от налоговой инспекции или организации вовлекает студентов в общественную работу коллектива.
Руководитель практики от налоговой инспекции или организации:
- составляет вместе с практикантом календарный план, предусматривающий выполнение всей программы практики каждым студентом применительно к условиям работы в данной организации;
- систематически наблюдает за работой практиканта и оказывает ему необходимую помощь, контролирует ход выполнения программы практики;
- организует проведение консультаций ведущими сотрудниками налогового органа или налоговой администрации организации;
- контролирует соблюдение практикантом трудовой дисциплины и сообщает в Университет о всех случаях нарушения студентом правил внутреннего трудового распорядка;
- проверяет дневник и отчет студента;
- составляет отзыв-характеристику о прохождении практики студентом.
По прибытии студента на базу практики руководитель от базы практики утверждает ему календарный план ее прохождения, предусматривающий изучение указанных в программе вопросов.
В течение практики студенту следует избегать двух крайностей: с одной стороны, - ограничивать практику подменой сотрудника налоговой службы или организации, занятого на сравнительно узком участке работы, и, с другой стороны - сводить практику к поверхностному ознакомлению с работой налоговой инспекции или организации без должного проникновения в ее конкретное содержание.
Во время прохождения практики студент подчиняется правилам внутреннего распорядка базы практики.
Студент обязан ежедневно вести дневник, в котором он отражает содержание выполненных работ. Записи в дневнике контролирует руководитель практики от базы практики.
По окончании практики студент составляет письменный отчет.
Объем отчета - не более 30 страниц, в том числе текстовой части - 25 страниц.
Отчет о практике должен содержать:
· титульный лист (Приложение 1);
· дневник практики (Приложение 2);
· отзыв-характеристику с базы практики;
· оглавление (содержание);
· основную часть;
· список использованных источников (нормативные правовые документы, внутренние документы базы практики, специальная литература, Интернет-ресурсы и т. п.);
· приложения.
Основная часть отчета о практике включает:
- краткую характеристику организации, в которой проходила практика (наименование, подведомственность, организационная структура, объем и характер деятельности);
- сведения о конкретной работе, выполненной студентом в период практики (какие расчеты и документы были составлены самостоятельно и т. д.)
Отчет о практике должен быть набран на компьютере (шрифт Times New Roman; размер 14 pt; интервал 1,5; поля: слева - 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу по 2 см) и правильно оформлен:
· в оглавлении должны быть указаны все разделы и подразделы отчета и страницы, с которых они начинаются;
· разделы и подразделы отчета должны быть выделены в тексте;
· обязательна сплошная нумерация страниц, таблиц, рисунков и т. д., которая должна соответствовать оглавлению; нумерация дневника и отзыва-характеристики не производится;
· отчет брошюруется в папку.
Отчеты должны быть изложены четким языком.
Отчет по практике подписывается студентом-практикантом и руководителем базы практики. Все документы (отзыв-характеристика, календарный план, дневник) должны быть подписаны руководителем налогового органа/организации и заверены печатью базы практики.
Отчет, дневник и отзыв-характеристику, подписанные руководителем практики от налогового органа/организации, студент предоставляет руководителю практики от кафедры.
Получив замечания и рекомендации руководителя практики от кафедры, студент после соответствующей доработки выходит на защиту отчета о практике. Оценка результатов производственной практики производится руководителем практики от кафедры по результатам защиты отчета о практике с учетом оценки работы студента в ходе практики, данной руководителем от базы практики в отзыве-характеристике.
Отрицательный отзыв о работе студента во время практики, несвоевременная сдача отчета или неудовлетворительная оценка при защите отчета по практике считаются академической задолженностью.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при прохождении практики в налоговых органах:
1. Характеристика организации работы налоговых органов
Задачи, права и обязанности государственных налоговых органов. Место налоговой инспекции в единой системе Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Взаимодействие налоговой инспекции с:
- вышестоящей организацией;
- органами государственной власти и управлением административно-территориальных образований; казначейством, банковскими учреждениями.
Структура аппарата налоговой инспекции.
Распределение функциональных обязанностей между структурными подразделениями налоговой инспекции. Классификация руководящих работников и специалистов налоговой инспекции. Личное страхование сотрудников.
Права и обязанности налоговой инспекции. Обязанности должностных лиц налоговой инспекции. Ответственность налоговой инспекции и её должностных лиц.
Порядок ведения учёта налогоплательщиков. Идентификационный номер налогоплательщика. Обязанности банков в сфере налогообложения, закрепленные НК РФ; применяемые к ним санкции при их невыполнении.
Участие налоговой инспекции в бюджетном процессе. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Факты их использования налоговой инспекцией.
2. Налоговые проверки
Формы проведения контроля за исполнением доходной части бюджета.
Камеральная налоговая проверка, условия и сроки её проведения. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка, условия и сроки её проведения. Решение о проведении выездной налоговой проверки. Предмет выездной налоговой проверки, доступ должностных лиц на территорию или в помещение налогоплательщика, истребование документов и выемка документов при проведении выездной налоговой проверки. Привлечение и участие в проверке специалиста, эксперта, переводчика, понятых и др. Оформление результатов выездной налоговой проверки. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях и порядок обжалования решений налогового органа, исполнение решений налогового органа.
Налоговые правонарушения и ответственность за совершение отдельных их видов. Срок давности по налоговым претензиям к юридическим и физическим лицам.
Обязанности налогоплательщиков и банков по полному и своевременному перечислению в бюджет налоговых платежей.
3. Санкции, применяемые налоговой инспекцией
Санкции, применяемые налоговой инспекцией при невыполнении налогоплательщиками своих обязанностей. Анализ объёма и состава санкций, применяемых налоговой инспекцией в текущем году.
Выявление случаев несогласия налогоплательщиков с действиями налоговой инспекции, формы и выражения и порядок разрешения.
Досудебное урегулирование налоговых споров.
Порядок и сроки возврата налогоплательщикам налоговыми инспекциями неправильно взысканных сумм налогов и сборов и возмещение убытков (в том числе упущенной выгоды), причинённых налогоплательщику незаконными действиями налоговых инспекций и их должностными лицами. Прецеденты их применения.
Изменение срока уплаты налога и сбора. Порядок и условия осуществления отдельных форм изменения срока. Конкретные случаи предоставления налоговой инспекцией отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Принципы определения цен для целей налогообложения.
При прохождении практики в организациях с учетом информационных возможностей и специфики деятельности налоговой администрации в организации, необходимо:
· изучить особенности налогового администрирования в организации, особое внимание следует обратить на влияние налогов на финансовое состояние организации.
· используя разные методы, рассчитать налоговое бремя организации, динамику за ряд лет и способы снижения налогового бремени, применяемые налоговым менеджментом организации.
· определить состав и структуру уплачиваемых организацией налогов за несколько лет и выявить факторы, влияющие на изменение налоговых обязательств организации.
· установить трудности, с которыми сталкивается организация в процессе исчисления и уплаты налогов.
· осуществить планирование налоговых платежей на предстоящий период как составляющей части бизнес-плана организации.
· выявить возможность переложения налога на прибыль на потребителя продукции (услуг, работ) организации.
· изучить отношения организации с контролирующим ее деятельность налоговым органом, уделив внимание новым информационным технологиям, сопровождающим процесс взаимодействия «налогоплательщик – налоговый орган».
· изучить отношения организации с контролирующим ее деятельность налоговым органом, уделив внимание новым информационным технологиям, сопровождающим процесс взаимодействия «налогоплательщик – налоговый орган».