Воспитательная работа (из опыта работы)

Полянина Елена Анатольевна

«Воспитание - это искусство сделать человека человеком в полном смысле слова".

Р. Зейдель

"Главная цель образования - готовить зрелую, целостную личность"

Л. Кольберг

Воспитательная система школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Замдиректора по ВР

МОУ «Волжская СОШ»

Полянина Е.А.

Управление воспитательным процессом в школе

Хорошо руководить учебно-воспитательным процессом – это значит в совершенстве владеть наукой, мастерством, искусством обучения и воспитания.

В.А.Сухомлинский

Управление воспитательным процессом в школе осуществляется в соответствии с Концепцией воспитания образовательного учреждения. Концепция воспитания является локальным документом, в составлении которого принимал участие весь педагогический коллектив, учащиеся и родители. Концепция воспитания утверждена на заседании Педагогического Совета.

В воспитательной системе можно выделить воспитательные комплексы:

• работа воспитательных центров (историко-краеведческий музей, мастерские, библиотека, кабинет информатики, биологический кабинет, спортзал, ДТ);

• дискуссионный и правовой клубы;

• школьные ключевые дела, социально-значимая деятельность.

Такой «крупноблочный» подход к построению воспитывающей деятельности помогает в создании школьной общности. Так быстрее формируется чувство единения, чувство «МЫ», состоящих из ярких «Я».

Каждый класс, являясь единицей воспитательной системы, имеет право на создание внутриклассных традиций, на проявление инициативы, лидерства в общешкольных делах. В развитии индивидуальности каждого ученика имеет большое значение работа классных руководителей по диагностике ученика и классного коллектива, проведение разнообразной внеурочной работы, позволяющей включить детей в разные формы работы, показать их с положительной стороны, позволить им утвердиться хорошими делами в коллективе.

Педагогическая поддержка должна быть опосредованной по результатам диагностики в ходе классного часа, но чаще в индивидуальной беседе.

Таким образом, управление должно идти в системе:

ученик  учитель  руководитель

Воспитательная система школы – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), дающая общий эффект. Воспитательная система отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической деятельности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

Основная задача воспитательной работы школы: создание условий для воспитания человека нового столетия как самобытной и свободной, деловой и предприимчивой личности, владеющей ключевыми для современного человека компетентностями, творческой, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития выделяем структуру управления, в которой выделяется 4 уровня управления:

В иерархии структуры управления выделяются следующие уровни:

Первый – стратегический, включающий директора, педагогический совет, общешкольный родительский комитет, которые отвечают за стратегическое направление развития школы: ежегодно на заседании педагогического совета в августе утверждается план работы на год, а затем планы работы на каждый месяц в течение года;

Второй – тактический, включающий заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, методические объединения классных руководителей и предметников, малый педагогический совет, которые разрабатывают и реализуют тактику развития школы, отвечают за организацию конкретных действий по основным направлениям функционирования школы; планируется работа по основным ключевым делам школы, разрабатываются и утверждаются мероприятия тематических месячников;

Третий – оперативный, включающий классных руководителей, учителей предметников, социально-педагогическую и психологическую службы, которые включают в себя непосредственных исполнителей стратегии и тактики функционирования школы, разрабатывается методическое и другое обеспечение проведения конкретных мероприятий, корректируется план работы;

Четвертый  - самоуправление – это учащиеся, которые являются конечным звеном в цепочке управления, для которых и должна эффективно функционировать система управления.

Структура управления воспитательного процесса в школе.

В структурных связях принципиальным является единство управления-соуправления – самоуправления. 

        В школе разработаны функциональные  обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.

      Такая работа по организации грамотного управления направлена  на  повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе – основной критерий оценки эффективности системы управления.

Анализируя структуру управления на предмет достаточности элементов, можно определить ее как оптимальную для школы, поскольку она отражает основные элементы управления.

Управление воспитательным процессом реализуется через функционирования таких блоков, как:

  1. Методическая работа
  2. Организация контроля
  3. Организация и проведение массовых мероприятий.

Через каждый из этих блоков проходят нитью вопросы

- дополнительное образование

- работа классных руководителей

- ученическое самоуправление

- работа с родительской общественностью.

А сейчас я постараюсь раскрыть это поподробнее.

Главное место в управлении воспитательным процессом занимает методическая работа. В школе работает МО Кл.рук. (рук. Куаншкалиева К.С., Пудовкина Е.В.). Мастерство классного руководителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу. Поэтому, именно методическая работа является важнейшим звеном системы непрерывного образования и развития членов Методического объединения классных руководителей. Методическая работа дает возможность Кл.рук. не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать участие в их планировании и разработке, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Методическая помощь в школе осуществляется через работу МО.

Мо Кл.рук. разрабатывает план заседаний (обычно 4 заседания в год). На заседаниях используются различные формы семинаров: практикумы, теоретические семинары, круглые столы, диспуты и др.. Кл.рук. дают открытые Ч.О., идет их коллективный анализ и самоанализ. Ведется и межсекционная работа, в ходе которой руководитель МО и завуч оказывают помощь классным руководителям. Проведение семинаров позволяет классным руководителям расширить пространство собственного профессионального развития, выстроить собственную концепцию нравственного и духовного воспитания на традиционных и инновационных технологиях.

Основные критерии результативности деятельности МО:

- содействие самостоятельной творческой деятельности учащихся;

- уровень взаимодействия с учителями класса;

- уровень взаимодействия с родителями;

- уровень взаимодействия с педагогами дополнительного образования.

Определенная методическая работа ведется и с педагогами дополнительного образования. Как такового методического объединения в школе нет, но все вопросы мы решаем вместе на совещании при завуче, или индивидуально. Такая работа также способствует профессиональному росту педагогов. Педагоги постоянно участвуют в различных конкурсах (конкурс методических разработок, выставка работ и т.д.). В этом году педагог допобразования Чурсина Н.Ю. стала победителем районного конкурса «Занятие года». Используем форму творческого отчета. Управление же системой дополнительного образования осуществляется через включение ее в работу воспитательного сектора.

В школе развивается ученической самоуправление. Структура школьного управления строится на 4-х уровнях: на первом-базисном – ученическое самоуправление в классном коллективе, на 2-м – школьная, ученическая, на 3-м – общешкольное самоуправление в коллективе школы, на 4-м – районный школьный Актив. Содержание работы органов самоуправления определяется видами деятельности учащихся: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская, информационная. (учеба Актива, и занятия в районном лагере «Лидер», и районная учеба Актива). Система ученического самоуправления позволяет детям ощутить себя организаторами своей жизни в школе.

Непременным условием развития школы является сотрудничество пед.коллектива с родителями учащихся. В школе создан родительский комитет, который избирается на родительских собраниях в классах (из них формируется общешкольный родительский комитет). Комитет имеет план работы, который способствует созданию  благоприятных условий образования и воспитания школьников, оказывает помощь в управлении работой школы, совместно с педколлективом родительский комитет способствует в организации и проведении различных мероприятий, взаимодействует со спонсорами.

Важными и необходимыми характеристиками управления воспитательным процессом в школе является соуправление и самоуправление, когда отдельные лица и группы школьного сообщества (родительский комитет, родители, учащиеся) принимают активное участие в решении общих задач школы и принятии значимых в масштабе школы управленческих решений, взаимодействие их с основной системой внутришкольного управления.

Управление воспитательным процессом школы осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы его организации. Важнейшим условием повышения его эффективности является оптимальное их сочетание. Отбор содержания, форм и методов воспитания происходит с учетом позиций детей и педагогов, особенностей всех участников процесса, с учетом различных вариантов взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными заведениями).

Управление воспитательной системой школы осуществляется также и через структурные компоненты школы как образовательного учреждения: кружки, клубы, спортивные секции, детские объединения.

Вопросы управления жизнедеятельностью и учебно-воспитательным процессом решаются на Педагогическом совете школы. Управление осуществляется в соответствии с Концепцией воспитания образовательного учреждения. На педагогическом совете обсуждались такие вопросы, как анализ деятельности педколлектива за предыдущий год, утверждался план деятельности на 2007-2008 учебный год,

Также вопросы управление воспитательным процессом рассматриваются на совещаниях при директоре и планерках административно-управленческого аппарата при директоре, которые проходят по понедельникам. Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа выработать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и управленческого аппарата.

Управление учебно-воспитательным процессом в школе осуществляется согласно плану внутришкольного контроля по таким направлениям: контроль за учебно-воспитательным процессом, за работой с кадрами, за воспитательной и методической работой, за внутришкольной документацией. В соответствии с планом в школе осуществлялась инспекторская деятельность с использованием различных форм и методов контроля. В школе осуществляется промежуточный контроль в форме анализа выполнения программного материала; участия в различных конкурсах и соревнованиях; сохранности контингента; анализа школьной документации, анализа воспитательной деятельности педколлектива школы. Полученные результаты мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое решение по регулированию и  коррекции образовательного  и воспитательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с использованием технологических карт, схем анализа уроков и мероприятий и  результатов деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и обобщения полученных  результатов. Функцию контроля выполняет либо учитель, либо председатель мо, либо администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в  управлении образовательным процессом позволяет повысить его качество и  результативность.

В основе управленческих решений лежат результаты ВШК. Управление педагогической системой – это прежде всего процесс переработки информации, который состоит из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения (справка, приказ).

      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей в Волжской СОШ

Задачи:

  1. Подвести итоги состояния дополниельного образования в школе.
  2. Наметить перспективы развития дополнительного образования детей.
  3. Обобщить опыт работы Чурсиной Н.Ю., руководителя объединения «Творческая мастерская».

План проведения совещания

  1. Цели и задачи совещания.
  2. Состояние дополнительного образования в школе – Полянина Е.А.
  3. Выступления руководителей объединений:

- Михайлова Н.В. «Дискуссионный»

- Ильина В.В. «Решение трудных задач»

- Гончарук В.А. «Туристический»

- Чурсина Н.Ю. «Творческая мастерская»

4. Решение проблем и определение перспектив развития системы дополнительного образования

                                     Полянина Е.А.

5. Выявление проблем в ходе работы (Обмен мнениями)

6. Обсуждение и принятие решения совещания.

Ход совещания

  1. Цели и задачи совещания.

Уважаемые коллеги. Вопрос о состоянии и перспективах развития дополнительного образования решался на Совете РОО от 26 марта 2008 г. Проанализировав состояние и наметив перспективы развития дополнительного образования, были вынесены рекомендации, в реализацию которых должны включиться и мы с вами. С проектом о поддержке развития дополнительного образования я вас уже знакомила. А сегодня мы должны проанализировать состояние работы в школе и определить перспективы развития системы дополнительного образования. (слайд 1)

  1. Состояние дополнительного образования в школе – Полянина Е.А.

Дополнительное образование – одно из приоритетных направлений образовательной политики района, неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, способствующая развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей. (слайд 2)

           Нами определены цели и задачи развития дополнительного образования в школе такие, как: (слайд 3)

  • изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;
  • определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с учащимися с учетом возраста, вида образовательного учреждения, особенностей социокультурного окружения;
  • формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  • расширение видов творческой деятельности;
  • создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
  • обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

При организации системы дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирался на следующие принципы: (слайд 4)

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

В школе в соответствии с региональной целевой Программой развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области разработана своя Программа развития дополнительного образования. Каждое объединение дополнительного образования имеет программу, в которой четко прописаны цель, задачи, формы и методы работы, ожидаемые результаты, критерии. Для успешного функционирования имеется необходимая материально-техническая база.

Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования, был разный: это группы учащихся 1, 2, 3 ступеней школы, разновозрастные объединения.

           Режим занятий был обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводились во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.

           Формы занятий детских объединений самые разные: лекции, беседы,   игры, диспуты, экскурсии,  коллективное творческое дело и др. Отчетные и  итоговые занятия проводятся в форме зачета,  тематического тестирования,  анкетирования, собеседования, открытого занятия с подведением итогов за год (полугодие).

           Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д.

 Уровень реализации программ дополнительного образования составляет от 67% до 100%.

Руководят объединениями высококвалифицированные творческие педагоги. Общий стаж работы выше 10 лет. С высшим образованием – 11 педагогов (79%), двое (14%) получат высшее образование в июне 2008г., 1 (7%) среде специальное образование (но музыкальное! Она ведет кружок «Музыкальный» (Фортепиано). Педагогический коллектив стабилен, способен эффективно решать задачи, поставленные перед системой дополнительного образования детей.

В 2006-2007 учебном году в школе действовало 18 объединений дополнительного образования, в 2007-2008 уч.г. – 26.

Занятость детей в системе дополнительного образования за последние три года составляет от 94% до 96%. (слайд 5)

Система дополнительного образования школы представляет собой широкий спектр различных объединений. Приоритетными направлениями являются юннатско-биологическое, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое, спортивное и техническое.   (слайд 6)

Каковы же результаты работы объединений? (слайд 7, 8)

В этом учебном году ребята младших классов  из объединения «Умелые ручки» организовывали выставку своих работ на родительских собраниях. (слайд 10)

Активно работают члены кружка «Рукоделие» и «Столярное дело». В 2006-2007 уч. году ребята стали победителями в таких районных конкурсах, как: «Зеркало природы», «Векторы творчества», «Овеянные славою флаг наш и герб», выставка НТМ. В 2007-2008 уч.г. – «Русская зима – 2008», Выставка НТМ, «Чудеса из леса». (слайд 11)

С большим интересом занимаются ребята в объединении «Фортепиано». Они являются постоянными участниками всех школьных праздников. Принимают участие в районном смотре художественной самодеятельности «Обильный край, благославенный». (слайд 12)

Члены объединения «Краеведение» (слайд 13) являются постоянными участниками конкурса «Живая связь времен». В феврале 2007 года работа Казачковой С. отмечена грамотой, в 2008 году работа Котовой Люды заняла II место. В 2007 году ребята стали победителями конкурса «Школьный музей». Вместе с членами патриотического кружка участвуют в мероприятиях патриотической направленности «Эхо времен», «Зарница», Слет патриотических клубов и др.

Команда ребят из «Туристического кружка» (слайд 14) ежегодно участвует в районных соревнованиях в закрытом помещении, в туристическом слете. В сентябре ребята стали победителями акции «Живи, родник», в марте  «Природа и мы» команда №1 заняли 1 место, на «Топографии» - 3 м.

Ребята из литературного объединения «Творческая мастерская» ежегодно участвуют не только в районных, но и областных конкурсах. Так, на протяжении ряда лет они являются призерами областного конкурса «Кастальский ключ», победителями областного конкурса «Рукописная книга». В этом году участвовали в исследовательской работе «Моя семья» (заняли 1 место, отмечены областным дипломом). В 2008 году они подготовили материал на участие в конкурсе «Лучшее объединение».

Решению задач успешной социализации, правового воспитания способствуют новые формы объединений подростков, такие как Дискуссионный клу и объединений Подросток и закон. Члены Дискуссионного клуба принимали участие в работе межшкольного заседания, а также выходят на ЧО для обсуждения различных тем.

Многие дополнительные образовательные программы становятся прямым продолжением базовых программ (слайд 16- 18), существенно углубляя их содержание и давая актуальные прикладные навыки. В этом году дополнительное образование представлено большим количеством предметных кружков: по физике, математике, русскому языку, биологии. Занятия носят углубленный практико-ориентированный  характер. Руководители объединений уделяют большое внимание работе с олимпиадным резервом. Так, уже в этом году  ребята в районных олимпиадах учащиеся заняли четыре призовых места: 2 – по русскому языку, 1- по биологии и 1 – по ОБЖ. Котова Света и Казачков Коля приняли участие в заочной олимпиаде по физике. Им пришло приглашение заниматься в заочной школе.

В школе работает две спортивных секции: хоккей и волейбол (девушки). Члены хоккейной секции постоянно участвуют в районных соревнованиях по хоккею (и в прошлом году и в этом они заняли 2 место). Низкая результативность объединения «Волейбол (девушки)».

В мае 2006-2007 уч.г. на школьном Дне Детства объединения дополнительного образования выступили с творческими отчетами. «Столярное дело» и «Рукоделие» организовали выставку работ, «Музыкальный» подготовили музыкальные номера, «Кройка и шитье» - показ мод.

Руководители объединений постоянно участвуют в конкурсах методических разработок, «Занятие года».

Наша система дополнительного образования – открытая и активно развивающаяся система. Мы надеемся, что наша работа и в дальнейшем будет не менее продуктивной и интересной для всех участников образовательного процесса – и для детей, и для их родителей, и для наших учителей.

Но для того, чтобы это было реальным, нам надо еще раз проанализировать работу объединений, чтобы выявить проблемы и наметить пути их решения. Я предлагаю вам, коллеги, высказаться о работе своего объединения и определить круг проблем, с которыми вы столкнулись в ходе реализации Программы.

  1. Выступления руководителей объединений:

        - Михайлова Н.В. «Дискуссионный»

- Ильина В.В. «Решение трудных задач»

- Гончарук В.А. «Туристический»

- Чурсина Н.Ю. «Творческая мастерская»

(Каждый свои проблемы может написать на листах и передать мне!!!!!)

4. Решение проблем и определение перспектив развития системы дополнительного образования

- Итак, мы выявили с вами проблемы, а теперь давайте все вместе попробуем их решить.

Проблемы в управлении:

  1. Программы должны быть долгосрочными.
  2. Вовремя начинать работу объединений (в срок программы на утверждение – теперь требования есть).
  3. Участвуем во многих конкурсах, но мало областного уровня.
  4. Творческие отчеты объединений (нет выхода).

РЕШЕНИЕ:

1. на основе изучения запросов родителей и детей выделить приоритетные направления в развитии дополнительного образования и разработать программы по их реализации.

2. обеспечить разработку и внедрение долгосрочных программ, создание новых комплексных структур.

3. участвовать в конкурсах социальных проектов и исследовательских работах.

4. использовать инновационные формы на занятиях (повышать интерес детей)

5. организовать «Парад объединений дополнительного образования» с целью обобщения и распространения опыта.

6. межшкольные заседания, олимпиады, смотры.



Предварительный просмотр:

Совершенствование работы классного руководителя с родителями (направления, формы, перспективы работы с родителями. Прогностическая модель родителя учеников школы)

Цель: разработать стратегию взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка

Задачи:

  1. Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
  2. Сформировать у классных руководителей представление о путях развития сотрудничества.
  3. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

План проведения совещания:

  1. Обоснование выбора темы (Анализ анкетирования). Цели и задачи совещания.
  2. Теоретические сведения «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка»

  1. Обмен мнениями.

Формы  взаимодействия классных руководителей и семьи ученика.

- назвать основные формы, направления работы Кл.рук. с родителями. Какие из них аиболее эффективные?

- Обмен опытом: рассказ Кл.рук. об удачной практической работе с семьями.

  1. Деловая игра. Поэтапное выполнение следующих заданий:
  • Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся.
  • Составление краткого плана подготовки к родительскому собранию.

- Эксперты комментируют предложения, высказанные группами в ходе деловой игры.

  1. Обсуждение и принятие решения совещания.

«Осуществление на деле, а не на словах индивидуального и дифференцированного подхода к родителям по существу и есть основной принцип работы с семьей».

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Л.Кассиль

ХОД СОВЕЩАНИЯ

  1. Обоснование выбора темы. Цели и задачи совещания.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим с вами очередное заседание МО классных руководителей. Тема нашего совещания «Работа классного руководителя с родителями». Эту тему мы выбрали не случайно. В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от школы. Для реализации успешного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка необходимо определить принципы этого взаимодействия, что мы сегодня и попробуем с вами сделать на совещании.

Чтобы не быть голословным и еще раз подтвердить актуальность данной проблемы я предлагаю психологу школы проанализировать анкеты, проведенные с родителями и учителями нашей школы.

  1. Теоретические сведения «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка»

  1. Пудовкина Е.В. – руководитель МО
  2. Шадрина Г.Г. – председатель родительского комитета

  1. Обмен мнениями. Формы  взаимодействия классных руководителей и семьи ученика.

    Как известно, родители – главные воспитатели ребенка. Если, разумеется, это настоящие, заботливые, вдумчивые родители. К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые, весьма достойные родители не имеют знаний в области детской психологии и не представляют, как воспитывать ребенка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество школы и родителей.

Вопросы взаимодействия семьи и школы широко рассматривается в педагогике, психологии. Широко освещается эта тема художественной литературой, телевидением, кинематографом. Предлагаю посмотреть кадры из фильма «Большая перемена» и обратить внимание на проблемы, которые стоят перед учителем. Какие?

ПРОСМОТР КАДРОВ

  1. Этика взаимоотношения учителя с родителями.
  2. Беседа с родителями, родительские собрания как формы работы с родителями.

- назовите другие формы, направления работы Кл.рук. с родителями. (пишем на доске и вывешиваем).

- Какие из них наиболее эффективные? Какие из используемых вами, считаете наиболее эффективными и почему?

- Обмен опытом: рассказ Кл.рук. об удачной практической работе с семьями.

!!! Еще одна форма совместной работы классного руководителя с родителями – это семейные просмотры фильмов и встречи с интересными людьми.

Эксперты записывают предложения, высказанные классными руководителями в ходе обмена мнениями.

  1. Деловая игра.

- а теперь перейдем к практической части в виде деловой игры. Нам нужно разделиться на две группы (как сидите, так и разделимся).

                     Поэтапное выполнение следующих заданий:

I группа

- Успех работы классного руководителя во многом будет зависеть от того, как вы построите работу с родителями, как будут строиться ваши отношения. Поэтому Вам необходимо разработать

  • правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся. (№3)

*****

II группа:

- Одна из форм работы классного руководителя с родителями (мы уже об этом говорили) - это родительское собрание. Но не секрет, что на родительские собрание приходят не все родители (кому то некогда, а кому-то это просто неинтересно. Почему?). Вам необходимо

  • Составить краткий план подготовки к родительскому собранию, чтобы решить эти проблемы. (Приложение 21)

- вы готовите свои ответы в группах, затем будете защищать предложенные вами варианты. Члены другой группы внимательно слушают и вносят свои коррективы.

Придерживайтесь правила: высказываются все, каждый имеет права голоса.

 (Пока готовятся, идет показ Презентации работы: «Из опыта работы классных руководителей»).

Вывешивают на доску полоски. Идет защита.

  1. Итоги совещания

Итак, мы еще раз убедились, что работа с семьей актуальна и остра, мы постарались с вами найти пути решения этой проблемы. Для того, чтобы работа школы и семьи была совершенной и давала свои результаты, мы должны принять решение.

 Обсуждение и принятие решения совещания

Заслушав и обсудив выступления творческих групп по теме совещания, классные руководители приняли следующее решение:

1. Принять выработанные принципы эффективного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка  за основу в своей деятельности каждого классного руководителя.

2. в работе с семьей использовать разнообразные формы работы классных руководителей (разнообразить формы проведения родительских собраний).

3. для повышения эффективности и результативности классных собраний необходимо придерживаться плана подготовки родительского собрания.

4. Принять участие в мероприятиях, посвященных Году семьи (внести коррективы в план воспитательной работы).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа» Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования

Слайд 2

Дополнительное образование ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧЕНИЕ

Слайд 3

Цель дополнительного образования: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями. Задачи: изучение интересов и потребностей учащихся; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности; создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

Слайд 4

Принципы: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Слайд 5

ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Слайд 6

Приоритетные направления Спортивное Юннатско- биологическое Художественно- эстетическое Техническое Туристско- краеведческое Предметные

Слайд 7

Результативность объединений 2006-2007 Литературное Спортивное Туристско-краеведческое Художественно-эстетическое Патриотическое - Письмо водителю-нарушителю – I м. - К-с сочинений «Каким должен быть патриот России?» - Грамота за участие - К-с «Рукописная книга» - I м. - Рукописная книга – Областной диплом - Гайдар.Время. Мы. - И это все о лете – I м. Легкоатлетический кросс – I м., III м. - Легкая атлетика – I м, II м. - Районный КВН – III м. - Соревнования по футболу – IV м - Соревнования по хоккею – II м. - «А ну-ка, парни!» - III м. - соревнования по волейболу– III м. - соревнования по волейболу– II м. -Туристическое многоборье III м. - Смотр музеев – I м. - Права человека глазами ребенка – III м. - Живая связь времен – грамота за активное участие - Природа и мы – III м. - Изучаем географию – Грамота - За Родину! Добро и Справедливость! – I м. Областной диплом - Русь мастеровая – I м. - Конкурс новогодних рисунков – II м., - Овеянные славою флаг наш и герб – I м., III м. - «Огонь – друг и враг» - поощрительный приз - «Векторы творчества» - II м. - «Зеркало природы» - I м. - Мастера волшебной кисти – грамота за участие - Спички детям не игрушки – Грамота - Гайдар.Время.Мы - И это все о лете - III м. - Звездная эстафета – грамота - Поисково-исследовательская работа к Пионерии – II м. - Фестиваль «Долг.Честь.Родина» - Грамоты -

Слайд 8

Результативность объединений 2007-2008 Литературное Спортивное Туристско-краеведческое Художественно-эстетическое Патриотическое К-с ислледователь ских работ «Моя семья» - I м. К-с «Рукописная книга» - I м. - Рукописная книга – Областной диплом - Гайдар.Время. Мы. И это все о лете – I м. Каким должен быть президент России - Дорожная безопасность в наших руках – I м., II м -Соревнования по футболу – II м. Соревнования по хоккею – II м. - Соревнования по шашкам – III м., II м., I м. - Соревнования по шахматам – I м. -Туристическое многоборье III м. - - Живая связь времен – II м. - Природа и мы – III м. - Изучаем географию – Грамота - За Родину! Добро и Справедливость! – I м. Областной диплом -Русская зима – 2008 – III м. Растения и мы – I м Дорожная безопасность в наших руках – II м., III м Овеянные славою флаг наш и герб – II м «Зеленая планета» Грамота за активное участие, III м. - Выставка НТМ – III м. -Слет патриотических клубов Викторины *Ушаков Ф.Ф. – I м. *Битва под Москвой – Грамота, III м. *Сталинградская битва – I м. *блокада Ленинграда

Слайд 9

Художественно-эстетическое Рукоделие Фортепиано Умелые ручки Волшебная кисточка

Слайд 10

Умелые ручки

Слайд 11

Рукоделие

Слайд 12

Фортепиано Во время занятия Выступление на Дне Детства

Слайд 13

Истоки (Школьный музей) Главная цель школьного музея – развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, на основе знаний истории своей семьи, своей Малой Родины, накопления жизненного опыта и духовности

Слайд 14

Туристический

Слайд 15

Патриотическое Клуб «Олимп» Тимуровская работа Поисковая работа Патриотические конкурсы, викторины, смотры Строевая подготовка

Слайд 16

Предметные кружки Решение трудных задач Физика вокруг нас Трудные вопросы языкознания Основы биологических систем Занимательная химия Юный лингвист

Слайд 17

Основы биологических систем Работа в группах Школьная конференция

Слайд 18

Решение трудных задач Уровень овладения программой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа» Семья и школа – равноправные партнеры в воспитании.

Слайд 2

Направления деятельности педагога и родителей познавательная сфера жизни, поддержка физического здоровья учащихся, дополнительное образование, поддержка одаренных детей, социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Слайд 3

Этапы работы школы и семьи Работа с родителями учащихся начальной школы. Работа с родителями учащихся 5 классов. Работа с родителями учащихся основной школы (6-8 классы) Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.

Слайд 4

Этапы работы с родителями. 1 этап – составление социального паспорта класса. 2 этап – выявление детей, имеющих проблемы психологического плана. 3 этап – анализ данных и составление плана на текущий год.

Слайд 5

Работа с семьей Ежедневная Еженедельная Ежемесячная Разовая

Слайд 6

Методы работы с родителями Диагностика, Консультация, Наблюдения, Беседа, Тестирование и анкетирование, Сочинение как метод изучения семьи Метод обобщения независимых характеристик.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни,

Только найди свое дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к системе образования. В Концепции модернизации  российского образования на период до 2010г. определены   «важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке  труда».

Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную  позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самостоятельными.

   Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей для  коллектива учителей и учащихся нашей  школы.

   «Самоуправление – непременный  признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее  коллектив». ( В.А.Караковский)

    Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, неправильный образ жизни.

    Участие школьников  в управлении делами школы рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовка  их к жизни в демократичном  обществе, потому что в современном обществе востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не бояться брать на себя ответственность, т.е. обладать позицией лидера.

Сделать процесс  воспитания  в школе поистине  демократическим, открытым, гуманистическим помогают наши  органы самоуправления.

Только развивая и углубляя школьное самоуправление в целом и особенно ученическое, педагогический коллектив сможет решить задачу формирования такой личности выпускника.

В начале 90-х годов усиливается потребность создания школьного самоуправления, особенно ученического, в связи с ликвидацией школьных общественных организаций (октябрятской, пионерской, комсомольской), которые играли огромную роль в организации воспитательной работы в школе. Только участвуя в работе органов ученического самоуправления, школьники включаются в разнообразную внеурочную работу. Они вступают в деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности, получают возможность влиять на содержание образования, учатся разработке, принятию и реализации локальных нормативно-правовых актов в школе, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Поэтому в нашей школе было принято решение о создании ДОО «Добрый свет» и органа самоуправления «Совет старшеклассников».

Проведя анкетирование среди учащихся старших и средних классов и учителей, мы пришли к выводу, что большинство наших учащихся считает введение ученического самоуправления необходимым, что ученическое самоуправление выражает интересы учащихся и учителей, что оно приносит пользу и что престижно быть избранным в органы ученического самоуправления.

Что же представляет из себя самоуправление в нашей школе?

1. Описание модели ученического самоуправления.

Так сложилось настоящее самоуправление. Уберите одно звено – и от самоуправления ничего не останется. Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать».

А.Иванов

Модель ученического самоуправления складывалась в школе постепенно. В 1993 году в школе был создан орган ученического самоуправления Совет старшеклассников, главной задачей которого является активное содействие с администрацией школы, классными руководителями и учителями предметниками и непосредственно с классным коллективом. Совет старшеклассников формируется из учащихся 9-11 классов.

Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе, в государстве и в школе в целом.

Смысл ученического самоуправления в школе состоит не в том, чтобы дети включились в существующие пирамиды отношений руководства - исполнения, а в том, чтобы они приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе является основным компонентом современного воспитания, которое способствует не только личностному росту школьников, но и более успешной адаптации выпускников к изменяющимся жизненным условиям. В школе мы выделяем 4 уровня самоуправления.

 1-й уровень – индивидуальный.

Каждый ученик имеет право избирать и  быть избранным в органы ученического самоуправления с  учетом личного желания и рекомендации классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как школьного, так и классного.

2–й уровень –  первичного коллектива. Все учащиеся школы являются членами коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа  выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей  составляется совет класса. Все члены  совета по очереди  исполняют роль председателя совета. Совет класса имеет сменный состав, чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности.

  Совет класса

- планирует работу классного коллектива с учетом перспективного планирования работы Ученического правительства;

- изучает индивидуальные особенности и  творческие способности ребят и распределяет общественные поручения;

- проводит заседания, на которых подводит итоги работы класса в целом и каждого учащегося;

-  организует участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях, смотрах, конкурсах, соревнованиях и КТД;

- планирует проведение собраний классного коллектива и иной общественной жизни  класса;

- осуществляет связь с родителями;

- решает вопрос о поощрении и наказании членов классного коллектива;

- обеспечивает связь классного коллектива с макросоциумом и Ученическим правительством  школы.

   Высшим органом самоуправления в классе является  общее классное собрание, которое собирается один раз в четверть, а при необходимости и чаще. На общем собрании:

- планируется работа классного коллектива;

- подводится итог работы за очередной промежуток времени;

- выбирается два представителя в органы школьного самоуправления.

     На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем, который представляет интересы педагогического коллектива и классного родительского комитета. Для решения наиболее важных вопросов собирается собрание учащихся, родителей, учителей-предметников, работающих в классе.

   3-й  уровень -  уровень коллектива образовательного учреждения.

Главным законодательным органом является общешкольная ученическая конференция, а главный исполнительный орган – Совет старшеклассников. В него входят  представители от 9-11 класса, лидеры организации «Добрый свет».

     Функции Совета старшеклассников

- совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих  интересы учащихся школы;

- разработка проектов  новых законов;

- контроль выполнения имеющихся законов, соблюдением традиций;

- контроль выполнения принятых решений;

- мониторинг работы классных коллективов;

- подготовка анализа и предложений на рассмотрение  Совета общеобразовательного учреждения;

- анализ работы центров.

       Высшим органом ученического самоуправления  является общешкольная ученическая конференция, которая проводится один раз в год в мае месяце. Она утверждает Устав и вносит в него изменения, принимает программу деятельности на год, формирует правительство.

        На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатой, заместителем директора по воспитательной работе.

Высший уровень – образовательное учреждение. Общее руководство образованием осуществляет выборный орган – Учредительный Совет общеобразовательного  учреждения, состоящий из 15 человек. Из них  7 членов от педагогического коллектива, 6- от родителей, 2 человека от учащихся 9-11классов. Председателем совета может быть любой из 15 членов Совета. Учредительный Совет избирается конференцией сроком на 2 года.

                         Полномочия Учредительного Совета

- утверждает концепцию развития школы,  образовательные программы;

- утверждает правила для учащихся;

- утверждает положения о структурных подразделениях;

- утверждает структуру учреждения по предложению директора;

-принимает решения по другим важным вопросам жизни учреждения, не отнесенным к компетенции директора.

Цели ученического самоуправления определяются моделью выпускника, которую разработала школа. Выпускник школы – это не только высокообразованная, всесторонне развитая творческая личность. Ей свойственны следующие личностные качества:

  • Высокая нравственность, гуманность, толерантность отношений;
  • Патриотизм, политическая грамотность;
  • Активная жизненная позиция
  • Способность к самоопределению в социуме и культуре.

Поэтому цель самоуправления,  которую мы определили - это

воспитать достойного гражданина с высокой культурой, способной к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи:

  • создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности;
  • стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции;
  • воспитание у школьников демократической культуры;
  • воспитание достойных творческих лидеров.

Содержание деятельности органов самоуправления включает в себя работу центров самоуправления.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,  диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
  • Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность -  организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований,  дней  здоровья;
  • Художественно-эстетическая деятельность  - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
  • Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
  • Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

   Определены принципы ученического самоуправления:

- равноправие- все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

- выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;

- откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

- законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

- целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

- гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

- самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;

- ответственность – необходимость регулярного отчета о проделанной работе и ее результатах.

     

Я хочу остановиться на органе школьного самоуправления Совет старшеклассников.

Совет старшеклассников является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.  Члены Совета старшеклассников избираются в начале учебного года сроком на 1 год открытым голосованием на собрании классных коллективов учащихся. Возглавляет Совет старшеклассников председатель и его заместитель. В состав совета входят председатели 9-11 классов. Совет осуществляет контроль над деятельностью  работы всех классов, принимает важные решения, касающиеся деятельности детского органа самоуправления.

Заседания Совета проходит один раз в месяц. На каждом Совете заслушиваются отчеты о проделанной работе, анализируются проведенные мероприятия, дается им оценка, планируется работа на следующие две недели и на перспективу.

Основой Совета старшеклассников является общественное мнение и твердо установившиеся традиции. С 2000 года Совет старшеклассников имеет Положение: существует Положение о дежурстве, Положение о проведении классных и общешкольных вечеров, Положение о проведение дня самоуправления. Выработаны Заповеди и Кодекс чести. Совет старшеклассников работает по плану, который составляется и принимается на собрании Совета старшеклассников.

  В совет центров входят ученики, возглавляющие классные центры. Задачами совета глав центров являются координирование работы, осуществление взаимопомощи и взаимосвязи между центрами самоуправления.

Пресс-центр

  • Отвечает за распространение информации среди учащихся.
  • Отвечает за оформление мероприятий, проводимых в школе.
  • Отвечает за своевременный  выпуск школьной газеты «Школьная жизнь».

Центр «Досуг».

  • Несёт ответственность  за все культурно – массовые мероприятия.
  • Заботится о проведении творческих встреч, концертов.
  • Разрабатывает сценарии школьных мероприятий.

Центр «Порядок и уют»

  • Отвечает за порядок в школе.
  • За организацию перемен, за пропуски и опоздания.
  • Отвечает за дежурство по школе
  • Организует   трудовые десанты  классов.
  • Отвечает за сохранность мебели.

Центр «Спорт и здоровье»

  • Отвечает за организацию и проведение спортивно – массовой работы в школе.
  • Организует и проводит физзарядку до уроков и во время уроков.

Центр «Образование»

  • Организует проверку учебных принадлежностей, дневников.
  • Следит за успеваемостью и посещаемостью школьников.

 



Что же дает подросткам участие в работе самоуправления?

  1. Обучающиеся приобретают практические навыки работы в команде.
  2. Учатся корректно отстаивать свое мнение, как среди ровесников, так и в среде взрослых.
  3. Могут спланировать коллективное дело, провести его.
  4. Выпускники школы, работавшие в школьном активе, более быстро адаптируются в новом ученическом коллективе при поступлении в учебные заведения. Отчетливо прослеживается на протяжении 13 лет работы Совета лидеров, что выпускники-активисты нашли свое достойное место в условиях современного рынка рабочей силы.
  5. В условиях отдаленной сельской местности, где отсутствуют другие центры дополнительного образования детей, кроме школы, участие в работе самоуправления - это один из реальных возможных путей реализовать себя в организаторской деятельности, это возможность побывать на районных слетах актива и научиться реальным делам. Это возможность участвовать в проектах и программах, это возможность несильному в учебе подростку проявить себя в организаторской деятельности.
  6. Участие в работе ученического самоуправления дает возможность сомневающимся убедиться, что в школе надо уже жить, а не учиться жить потом.

А еще у каждого ученика нашей школы своя программа развития, свои цели и задачи каждый выбирает сам. Наше самоуправление помогает ученикам самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.

Достижения:

Мониторинг развития ученического самоуправления показал:

1. Через самоуправление решаются задачи:

 -развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

-жизненное самоуправление;

-умение решать проблемы;

-формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

-саморазвитие и самореализация личности;

-умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время, вести учет результатов труда;

-повышение требовательности к себе и товарищам;

-адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;

-разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников;

-формирование готовности участвовать в различных проектах.

2. Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе :

- позволило приобрести навыки общения в режиме реального времени;

- позволило выработать личную ответственность;

- позволило скоординировать деятельность ученических коллективов;

-научило культуре деловых отношений;

-научило ведению официальной документации;

-позволило выявить возможности и реализовать их;

-способствовало выявлению лидеров;

-повысило уровень воспитанности ребят.

Выводы:

  • Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
  • Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.
  • Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

13

Организационно-методическое сопровождение.

  • Положение о Совете старшеклассников.
  • Положение о дежурном классе.
  • Положение о конкурсе «Лучший классный кабинет».
  • Положение о конкурсе «Лучший класс года» (по 2 номинациям : за учебные достижения , за активную жизненную позицию).
  • Положение об организации контроля за выполнением учащимися 1 ступени обучения правил поведения школьника.
  • Положение об организации контроля за выполнением учащимися 2 и 3 ступени обучения правил поведения школьника.

Психолого-педагогическое сопровождение.

  • Тест «Знаете ли Вы себя».
  • Тест КОС. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей.
  • Тест на оценку работоспособности и трудолюбия.
  • Методика для изучения самооценки.
  • Анкетирование. Мониторинг развития ученического самоуправления в школе.
  • Анкетирование. Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. (методика М.И.Рожкова)

Заповеди школьного самоуправления

  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Не говорили, чему учился, а говори, что узнал.
  • Золото познается в огне, человек – в труде.
  • Кто работы не боится, у того она спорится.
  • Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
  • Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
  • Хвалят – не гордись, учат – не сердись.
  • Чужим умом богат не станешь.

Утверждено на заседании

Совета старшеклассников
Протокол № 1
  от 7 сентября 2008 г.

 Председатель Совета старшеклассников
_______________(Прусакова Виктория)

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНКУРСЕ НА ЛУЧШИЙ КЛАССНЫЙ КАБИНЕТ
ШКОЛЫ.

1. Конкурс проводится в целях создания в школе уютной обстановки, способствующей сохранению здоровья и улучшению самочувствия учеников и учителей, а также для того, чтобы в классе было приятно находиться и удобно    учиться.

2. Время проведения конкурса весь учебный год. В течение учебного года итоги конкурса подводятся дважды: в декабре и в мае.

3. При подведении итогов конкурса на лучший классный кабинет школы учитывается:

    *  чистота класса, аккуратность его хозяев;
    * озеленение класса;
    *  эстетичность оформления классного интерьера;
    * наличие особенностей, отличающих класс от других;
    * сохранность мебели;
    * наличие классного уголка.

     При подведении итогов преимущество предоставляется тому классу, в котором ученики сами являются организаторами благоустройства кабинета.

4. Для подведения итогов конкурса создаётся конкурсная комиссия из членов Совета старшеклассников и профсоюзного комитета. Эта комиссия в течение года периодически организовывает рейды чистоты и уюта.

5. Классу победителю конкурса присуждается переходящий приз и денежная премия.

Утверждено на заседании

Совета старшеклассников
Протокол № 1
  от 7 сентября 2008 г.

 Председатель Совета старшеклассников
_______________(Прусакова Виктория)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЖУРНОМ КЛАССЕ
 
МБОУ ВОЛЖСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Дежурный класс назначается заместителем директора по воспитательной работе согласно графику дежурства.

Дежурят 8-11 классы.

Срок дежурства одна неделя.

Дежурный классный руководитель обязан:

- провести инструктаж о дежурстве класса на основании данного положения;

-распределить посты и уточнить обязанности дежурных.

Дежурный класс во время дежурства:

  1. Помогает и непосредственно участвует в организации жизни школьного коллектива.
  2. Помогает педагогическому коллективу в обеспечении бесперебойности учебного процесса, заботится о санитарном состоянии школы и соблюдении норм этического поведения учащихся школы.
  3. Является связным в решении текущих вопросов между педагогическим и ученическим коллективам и  посетителями школы.
  4. Дежурный класс-образец этики отношений с окружающими.
  5. Доброжелательность,  внимание и уважение (особенно к младшим и гостям школы), тактичность и терпимость — вот что должно отличать хозяев школы.
  6. Учащиеся дежурного класса приходят в школу не позднее 8:30, имеют знак отличия  (бейдж или красная повязка) и обеспечивают его сохранность.
  7. В течение дня учащиеся дежурного класса находятся на постах и добросовестно выполняют свои обязанности.

Обязанности дежурного класса:

  1. Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, наличие сменной  обуви.
  2. Обеспечить порядок в раздевалках.
  3. Обеспечить дежурство:
  • в вестибюле (на вахте);
  • на постах

-пост № 1 — лестничная площадка №1 между 1 и 2 этажами;

-пост № 2 — лестничная площадка №2 между 1 и 2 этажами;

- пост № 3—2 этаж школы;

             - пост  №  4 - 1 этаж школы;
           - пост  
№  5 – 1 этаж школы (у спортзала);
           - пост  
№  6 - — школьная столовая;
           До 15:00 дежурные обходят школу и обеспечивают её качественное санитарное состояние.

  1. Оценивают качество уборки классами закреплённых кабинетов, фиксируя отметки и замечания в отчёт о дежурстве;
  2. В отчёт вносятся также все нарушения правил поведения школьника, выявленные в течение дня;
  3. По окончании дежурства отчёт сдаётся дежурному администратору. 
    В школьной столовой:

        - Обеспечить организованный вход учащихся в столовую согласно графику питания и соблюдение этических норм в столовой (не толкаться, разговаривать тихо, бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду);
        - Не допускать выхода учащихся из столовой с продуктами питания;
        - Контролировать уборку обеденных столов дежурными класса.
На этажах:    

  • Следить за чистотой и порядком;
  • Собирать мусор на территории своего поста;                 
  • Останавливать детей, бегающих по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных для игр;                
  • Следить за тем, чтобы школьники не применяли физическую силу для решения споров, не употребляли непристойные выражения, не курили на территории школы, не портили школьное имущество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Самоуправление в школьном коллективе

Слайд 2
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,Будь маленьким деревцем в долине.Но только самым лучшим деревцем.Если ты не можешь быть капитаном,Кто-то должен быть и матросом.Для всех найдется работа на корабле жизни,Только найди свое дело.Если ты не можешь быть солнцем,Будь звездой на небе,Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Слайд 3
«Самоуправление – непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив». В.А.Караковский

Слайд 4
способствует
Самоуправление
Самостоятельноеправильное поведение
Позиция лидера
Сформировать негативное отношениек отрицательным явлениям
Совершенствованиежизни коллектива

Слайд 5
МОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 6
1-й уровень - индивидуальный
Структура
2-й уровень – Первичного коллектива
3-й уровень-уровень коллектива ОУ
Высший уровень

Слайд 7
Цель ученическогосамоуправления
Модель выпускника

Слайд 8
Модель выпускника
Высокая нравственность, гуманность, толерантность отношений;Патриотизм, политическая грамотность;Активная жизненная позицияСпособность к самоопределению в социуме и культуре.

Слайд 9
«Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и оцениваем».
Совет старшеклассников
Дата создания: 1993 год Формируется из учащихся 9-11 классовЦель: воспитать достойного гражданина с высокой культурой, способной к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Слайд 10
Содержание деятельности
Познавательная деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Трудовая деятельность

Слайд 11
Содержание деятельности
Художественно-эстетическая деятельность
Информационнаядеятельность
Шефскаядеятельность

Слайд 12
Принципы самоуправления
Открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им. Все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности.Добровольности и творчества – ученическим коллективам предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы.Равенства и сотрудничество – все члены ученических коллективов занимают равные положения.Непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; учащиеся могут создавать постоянные и временные объединения.

Слайд 13
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ МОУ «ВОЛЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласовано Принято Директор МОУ «Волжская СОШ» на общем собрании 10.09.2007. Председатель Совета старшеклассниковФатеев В.Н. Прусакова ВикаОбщие положения.Ожидаемый результат.Цель и задачи.Выборы Органов (центров).Структура.Права.Обязанности.Основные формы работыВзаимодействие с другими структурами.

Слайд 14
Общие положения
Органы ученического самоуправления являются структурным подразделением самоуправления в школе.Система ученического самоуправления является важным звеном в управлении школой. Деятельность школьного самоуправления осуществляется на принципах равенства национальностей, рас, полов, вероисповедания.В основе деятельности ученического самоуправления лежат: изучение интересов и запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению, как правило, своими силами. Сохранение и преумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.Органы ученического самоуправления действуют на основе Положения.Педагогическим куратором работы органов ученического самоуправления является заместитель директора по воспитательной работе.

Слайд 15
Заповеди школьного самоуправления
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.Не говорили, чему учился, а говори, что узнал.Золото познается в огне, человек – в труде.Кто работы не боится, у того она спорится.Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.Хвалят – не гордись, учат – не сердись.Чужим умом богат не станешь.

Слайд 16
Пресс-центр
Отвечает за распространение информации среди учащихся.Отвечает за оформление мероприятий, проводимых в школе.Отвечает за своевременный выпуск школьной газеты «Школьная жизнь».

Слайд 17
Центр «Досуг»
Несёт ответственность за все культурно – массовые мероприятия.Заботится о проведении творческих встреч, концертов.Разрабатывает сценарии школьных мероприятий.

Слайд 18
Центр «Порядок и уют»
Отвечает за порядок в школе.За организацию перемен, за пропуски и опоздания.Отвечает за дежурство по школеОрганизует трудовые десанты классов.Отвечает за сохранность мебели.

Слайд 19
Центр «Спорт и здоровье»
Отвечает за организацию и проведение спортивно – массовой работы в школе.Организует и проводит физзарядку до уроков и во время уроков.

Слайд 20
Центр «Образование»
Организует проверку учебных принадлежностей, дневников.Следит за успеваемостью и посещаемостью школьников.

Слайд 21
ДИРЕКТОР
Общешкольный родительский комитет
Педагогический совет
Зам. директора по ВР
Зам. директора по учебной работе
Совет старшеклассников
Старший вожатый
Творческий проект
УЧАЩИЕСЯ
Педагогический коллективКлассные Учителя-руководители предметники
Творческий проект
Творческий проект
психолог, соц. педагог
Педагоги доп. образования
РОДИТЕЛИ

Слайд 22
Что же дает подросткам участие в работе самоуправления?
Обучающиеся приобретают практические навыки работы в команде. Учатся корректно отстаивать свое мнение, как среди ровесников, так и в среде взрослых. Могут спланировать коллективное дело, провести его. Быстро адаптируются в новом ученическом коллективе при поступлении в учебные заведения, выпускники-активисты нашли свое достойное место в условиях современного рынка рабочей силы. Участие в работе самоуправления - это один из реальных возможных путей реализовать себя в организаторской деятельности. Это возможность участвовать в проектах и программах, это возможность несильному в учебе подростку проявить себя в организаторской деятельности. Дает возможность сомневающимся убедиться, что в школе надо уже жить, а не учиться жить потом.

Слайд 23
Самоуправление осуществляется через: ученические конференции, заседания Совета командиров, Совета лидеров, учебы секций, «Круглые столы» с инициативными творческими людьми, интеллектуальные мероприятия.

Слайд 24
Лидер – ведущий-человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу.Организатор – человек, который управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для совместного дела.

Слайд 25
Модель лидера
Миро-воззрение
Интеллек-туальное развитие
Отноше-ние к труду
Личност-ные качества
Отнош-ение к окружа-ющим
Объек-тивная само-оценка
Культура поведения
Понимание и принятие прав человека;Патриот;Умение видеть проблему и пути выхода из нее.
Информационный кругозор;Гибкое мышле-ние;Умение применять свои знания.
Добросовестность;Старательность;Творческий почерк в работе;Социаль-ная значи-мость.
-Порядоч-ность:-Само-уважение;-Инициа-тива;-Ответст-венность;-Самосто-ятель-ность.-Лидерс-ко-организа-торские качества.
-Гуман-ность;-Добро-желатель-ность;-Бескоры-стность;-Уважение окружа-ющих;-Умение работать в коллекти-ве.
-Стремле-ние к само-развитию, само-воспита-нию, само-познанию, само-регули-рованию, само-совершен-ствова-нию.
-Сдержан-ность;-Тактич-ность;-Культура речи;-Этикет;-Эстети-ческая культура;-Толе-рантность

Слайд 26
Качества делового лидераСпособность управлять собой («если хочу, то смогу»).2. Наличие четких целей («знаю, что хочу»).3. Умение влиять на окружающих («вести за собой»).Творческий подход к организации дела («не так, как все»).Знание особенностей организаторской деятельности.Умение работать с группой.