Материалы к олимпиадам
На этой странице учителя и школьники найдут материал для подготовки к олимпиадам по русскому языку. Здесь задания Всероссийской олимпиады по русскому языку прошлых лет, задания лингвистических олимпиад, конкурса "Русский медвежонок", а также презентации, готовящие к олимпиадам.
| |
Подготовка к олимпиаде по русскому языку Прекрасный сайт по подготовке к олимпиадам. Тут вы найдёте информацию по всем разделам языкознания. |
Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников
Сайт всероссийских дистанционных школьных олимпиад и конкурсов Центра развития мышления и интеллекта
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Московской области
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку (с сайта Перовой И.Н.)
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку (сайт RusOlimp)
1. Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады, 2012-2013 учебный год:
русский язык 9 класс ответы.doc
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания и ответы русский язык 6 класс 2010_2011_ | 55.5 КБ |
задания к олимпиаде русский язык 6 класс | 29.5 КБ |
задания олимпиады русский язык 5, 6 класс | 23.14 КБ |
задания русский язык 5 класс | 187 КБ |
задания русский язык 6-7 класс | 53 КБ |
олимпиады русский язык 5-7 классы | 381.5 КБ |
олимпиада 5 класс | 23.06 КБ |
олипиада 6 класс | 17.26 КБ |
олимпиада 5,7 класс | 70.5 КБ |
5 класс | 16.34 КБ |
для 5 класса | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Русский язык, 6 класс
2010-2011 учебный год
Школьный ЭТАП
Время выполнения работы – 2 астрономических часа (120 мин.)
1. Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы.
Лог, лён, пара, дуб, раб, лоб ток 14 баллов
2. Расставь ударение в словах:
Алфавит, положил, красивее, документ, поняла, грунтовая (дорога). 6 баллов
3. На какие группы можно разделить слова: горевать, гористый, горюшко, горы, пригорюниться, пригорок, горнолыжник, горелый, угореть? Как называется подобное явление? Запишите слова в группы и выделите корень. 10 баллов
4. Ученику предложили записать ряд слов, образованных с помощью приставки. Вот что у него получилось: улететь, затеять, списать, нарисовать, забавлять, ударить. В каких случаях он допустил ошибку? 6 баллов
5. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, звонок? Составьте два предложения с любым словом так, чтобы оно принадлежало к разным частям речи. 10 баллов
6. Назови слово по его определению.
А) Лестничная, грудная, тетрадная
Б) Апельсиновая, румяная, подгорелая
В) Парашютное, баскетбольное, обручальное
Как в русском языке называются такие слова? 7 баллов
7. Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Часто мы сталкиваемся с ней в самых неожиданных ситуациях. Например, всем известны толкования древнегреческих имен: Андрей – «мужественный», Александр – «защитник», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому языку и обозначает, что отведать его – это испытать наслаждение, даже счастье. Назовите это блюдо. 3 балла
8. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов. Напишите их лексическое значение.
1) «А если, на случай, - чего боже сохрани! - кто приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» - «Это остроумная, что ли, матушка?» (Ф.М. Достоевский).
2) «Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (А.А. Чехов).
3) «Это кто ж к нам такой вышедши?» - «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина! Оратор первейший!» (М.М. Зощенко).
4) «Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, кобылки пасутся, солнышко пригревает, - одним словом, полный тебе ажиотаж!» (М.А. Шолохов). 20 б.
9. Перед смертью старик-отец оставил своим сыновьям такое завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Где нужно поставить запятую, чтобы сыновья могли выполнить волю отца и в то же время не разориться? 4 балла
10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Пляцковского
Достойна точка уважения –
Она венчает предложение.
Но ведь не только точки
Мы ставим в конце строчки.
Ответьте письменно на вопросы: Какие знаки ставят в конце предложения? Для чего они нужны? 10 баллов
11. Придумайте и напишите четверостишие об одном из знаков препинания. 10 баллов
КЛЮЧИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Русский язык, 6 класс
2010-2011 учебный год
Школьный ЭТАП
- Кол, ноль, арап, пуд, пар, пол, кот - по 2 бала за слово
Максимальное количество – 14 баллов
- Алфави /т, положи /л, краси /вее, докуме /нт, поняла /, грунтов /ая дорога
6 баллов
- 1) горевать, горюшко, пригорюниться; 2) гористый, горы, пригорок, горнолыжник; 3) пригореть, горелый, угореть. По 3 балла за каждую группу.
Во всех словах корень – ГОР - , но с разным лексическим значением. Такое явление в русском языке называется омонимия корней ( или омонимичные корни) – 1 балл.
Максимальное количество – 10 баллов
- В словах затеять, забавлять, ударить приставку не выделяют. – по 2 балла за каждое слово.
Максимальное количество - 6 баллов
- Слово дали – глагол или сущ. А) На обед дали борщ и кашу. Б) Синеют дали за полями.
Слово жгут – глагол или сущ А) На рану наложили тугой жгут Б) В парке жгут листья.
Слово звонок – кратк.прил или сущ. А) У Кати голос звонок. Б) В прихожей раздался громкий звонок.
За определение части речи – по 2 бала за каждое слово.
За составление двух предложений – 4 балла (по 2 балла за каждое).
Максимальное количество - 10 баллов
- А) клетка Б) корка В) кольцо. – по 2 балла за слово. Такие слова в русском языке называются многозначными. – 1 бал за пояснение.
Максимальное количество - 7 баллов
- Макароны. 3 балла
- За каждое найденное слово – по 2 балла, за лексическое толкование – 3 балла.
1) Саркастическая (улыбка) – исполненная сарказма, едкая.
2) Эмблема – условное изображение какого-нибудь понятия.
3) Президиум – группа лиц, выбранная для ведения собрания, конференции.
4) Ажиотаж – искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-либо.
Максимальное количество – 20 баллов.
- Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую. 4 балла
- Вся работа оценивается в 10 баллов.
11. Творческая работа оценивается по следующим критериям:
1. Композиционная стройность – 5 баллов
2. Грамотность – 1 балл
3. Оригинальность – 4 балла
Максимальное количество - 10 баллов.
Максимальное количество за работу - 100 баллов.
Ключи:
Вопрос | Максимальное количество баллов |
14 | |
6 | |
10 | |
6 | |
10 | |
7 | |
3 | |
20 | |
4 | |
10 | |
10 | |
ИТОГО: | 100 |
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
2010-2011 уч.года
по русскому языку
6 класс
Задания
1. Какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят?
Яд, лен, рай, ай, люк, арап, лоб, шел.
Итого 4 балла
2. Подберите имена прилагательные – определения к словам тюль, рояль, картофель, фамилия, фасоль.
Итого 1балл
3. Известно, что старинной русской монетой считается копейка. Самые первые монеты этого достоинства изготавливались из меди. Почему копейка так называется?
Итого 3 балла
4. Приведенные ниже фразеологизмы распределите по значениям «мало», «много», «бездельничать», «отругать», «далеко», «исчез».
Разделать под орех,
Раз два и обчелся,
Куры не клюют,
Сидеть сложа руки,
Лясы точить,
Дать нагоняй,
Куда Макар телят не гонял,
Был таков,
След простыл,
Как в воду канул,
Во все лопатки.
Кот наплакал
Лодыря гонять,
Пруд пруди,
Капля в море,
Намылить шею
Сидеть сложа руки.
Итого 6 баллов
5. Поставьте перечисленные имена существительные в единственном числе:
ботинки, туфли, сандалии, кеды, тапки, кроссовки.
Итого 3 балла
6. Определите, какими частями речи являются слова, если известно, что у них есть суффиксы: -ник, -ск-, -тель, -ниц-, -ениj-, -о, -ыва(ть), -ий, -аст-, -надцать? Сгруппируйте их в соответствии с частеречной принадлежностью, приведите примеры слов.
За каждый суффикс 0,5 балла
Итого5 баллов
7. Какие из предложенных пяти слов можно отнести более чем к одной части речи: рассердит, сердит, поразит, подвиг, смог? Приведи примеры контекстов употребления этих слов.
Итого 4 балла
8. Определите, каким членом предложения является существительное август в тексте.
(1)Август – астры,
(2)Август – звёзды,
(3)Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – (4) август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, (5)август.
Как ладонью гладишь сердце
Именем своим имперским:
(6)Август!..
М.Цветаева
Итого 7 баллов
9. Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.
Итого 5 баллов
10. Определите тему текста; напишите одно-два четверостишия на заданную тему.
Ласточки
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила –
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла…
А.А.Фет
Итого 7 баллов
Итого 45 баллов
Предварительный просмотр:
Задания для олимпиады по русскому языку 5 класс. (2011г.)
1.В каком слове есть только твердые согласные звуки?
а) водит; б) пашешь; в) верит; г) смех
2.В каком слове ударение падает на первый слог?
а) цемент; б) фарфор; в) цепочка; г) хвоя
3.Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?
Дождик льет – кругом вода, Задрожал водопровод .
Мокнут столб и провода, Протекает небосвод -
Мокнут кони и подвода, На земле водоворот,
Дым над крышами завода, А по лужам у ворот
От бегущих быстрых вод Дети водят хоровод. (П.Яхнин)
Задрожал водоотвод.
4.В книге К.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть ,мальчик напрасно испугался? Докажите.
5.Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
6. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный ,прямой будут употреблены в переносном значении.
7.Во что превратятся глаголы мели ,окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?
8.Сколько грамматических основ в следующем предложении?
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
9.Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?
Нес медведь, шагая к рынку, Дрался вырванной осиной,
На продажу меда крынку , Мог ли в ярость он не впасть,
Вдруг на Мишку - вот напасть- Если осы лезли в пасть.
Пчелы вздумали напасть. Жалили куда попало,
Мишка с армией осиной Им за это и попало. (В.Козловский)
10.Прочитайте текст, выполните задания.
Старина.
Старина- как сердцевина в дереве.
Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живет только самый большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растет.
Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоем и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнезда под облаками.
Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнезд и сомнется, как бумажный.
Задания к тексту.
1.Докажите, что настоящее описание является иносказательным;
2.Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
3.Закончите текст (напишите вывод).
Ваш ответ доложен иметь вид целостного и композиционно завершенного текста
Олимпиада по русскому языку 6 класс. (2011 г.)
1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки:просьба, сшить, сжечь, слушать, синий?
2.Распределите данные слова на три группы: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге:
Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, дефис, ателье, цемент, глобус, прогресс, модель, алфавит, километр, углубить, квартал, силос, звонит, столяр, досуг, магазин, начать,
3. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания.
Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной –переводный; складной – складный.
4.Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы.
Вещий, внимать, глагол, глас, грядущее, десница, днесь, зеница, изречь, лик, око, отрок.
Слушать, голос, будущее, пророческий, правая рука, сказать, лицо, слово, зрачок, глаз, юноша, сегодня.
5.Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий - …….. редкостный; 2) Дерзкий - …… дерзостный; 3) Лень - …. ленивец; 4)Угол - …. угловатость; 5)Корысть - …. бескорыстность 6)Цена - …. бесценность.
6.Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить, вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление
7. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение.
Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.
8. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.
9. Даны грамматические характеристики трех имен существительных, в одной из которых допущена ошибка. Найдите ошибку, мотивируйте свой ответ.
А) Имя существительное , неодушевленное, нарицательное, ж.р., 1 скл., ед.ч., вин. п. Б) Имя существительное , одушевленное, нарицательное, ср.р., разносклоняемое, ед.ч., тв. п. В) Имя существительное , одушевленное, собственное, м.р., 2 скл., ед.ч., дат.. п.
10. Определите, сколько в предложении рядов однородных членов, к каким членам предложения они относятся.
Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.
11. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.
Красна речь слушаньем. Сонный да ленивый – два родные братца. Не тешь меня тем, чего я не ем. Горяч на почине, да скоро остынет.
12. Запишите начало текста (отрывок из рассказа Д. Кайгородова «Зяблик») и продолжите его, рассказывая о пении птиц, о шуме ветерка, о шорохах и звуках леса и т.д.
Утро. Дождь перестал моросить. В сыром, слегка туманном воздухе полная тишина и тепло. Проберемся к опушке леса и присядем вон на том старом пне …
Теперь слушать и слушать!..
Ответы. 5 класс
1.б-(1 балл)
2.г-(1 балл)
3.Вода, вод, водоотвод ,водоворот -однокоренные слова (1 балл);
В словах провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод наблюдается омонимия корней (1 балл)
4. «Собаку съел» - имеет большой опыт, навык, основательные знания.
Мальчик напрасно испугался, так как он понял фразу в прямом смысле. (3 балла)
5.Пятитомник-(1балл)
6.Седой туман, бархатный голос, прямой вопрос (3 балла)
7.Превратятся в имена существительные.(1 балл)
8.4 (1 балл)
9.Омофоны- (2 балла)
10.Эссе- (10 баллов)
Максимальная сумма баллов-25 баллов
Ответы. 6 класс.
1. В словах слушать и синий звучат [с] и [с`] . В других словах - про[зь]ба, [ш]ить, [ж]еть, - 4 б.
2.1)Пудель, джемпер глобус, силос; 2) процент, дельфин, дефис, цемент, прогресс, модель, квартал, звонит, столяр, досуг, начать; 3) диалог, ателье, алфавит, километр, углубить, магазин.- по 0,5 за слово
3.В зависимости от ударения меняется значение слова.
ЛЕдник- погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов – деревенский лЕдник ; леднИк – масса движущегося льда – огромный леднИк;
накладнОй – 1. Прикрепленный сверху, НакладнОй карман. 2. Искусственный фальшивый. НакладнЫе волосы; наклАдный- убыточный, невыгодный. Плата слишком наклАдна;
Отзыв- устная или письменная оценка чего-либо. Отзыв о рукописи. ОтзЫв – распоряжение покинуть какой-либо пост – отзЫв депутата.;
переводнОй – 1. Служащий для перевода в старшие классы- переводные экзамены; 2. Предназначенный для переведения изображения на другой материал – переводнЫе картинки; перевОдный - переведенный на другой язык- перевОдный роман; складной – такой, который можно складывать – складной стул; склАдный – связной, гладкий (о речи, письме) – складной рассказ – по 0,5 б за каждое значение.
4. Вещий - пророческий , внимать – слушать, глагол - слово, глас - голос, грядущее - будущее, десница - правая рука, днесь - сегодня, зеница -зрачок, изречь - сказать, лик - лицо, око - глаз,, отрок - юноша. По 0,2 б. за верное выполнение
5. 1)Редкий - редкость -. редкостный - суффиксальный; 2) Дерзкий - дерзость –дерзостный - суффиксальный; 3)Лень - ленивый – ленивец - суффиксальный; 4) Угол - угловатый – угловатость - суффиксальный; 5)Корысть – корыстный – бескорыстность – приставочно-суффиксальный; 6)Цена – ценный – бесценный – бесценность - приставочно-суффиксальный. По 0,5 б. за верный ответ
6. Вс – вскормить, вскричать ,вспахать, вспомнить; в - вселить, вскачь, вскоре, вслед, вставить, встарь, встроить, вступление, всадник, всегда, встретить – не имеют приставок - 4 б.
7. Кузькина мать – проучить, наказать; Маланьина свадьба – много, в изобилии; сидорову козу – жестоко, беспощадно; дамоклов меч – постоянная угроза; валаамова ослица - покорный человек, неожиданно выразивший свой протест; прокрустово ложе – норма, к которой насильно подгоняют или приспосабливают; ахиллесова пята – слабое, уязвимое место; филькина грамота – пустая, не имеющая смысла и значения бумажка; тришкин кафтан – такое положение, когда устранение одних недостатков влечет за собой появление новых; иерихонская труба- громкий голос; авгиевы конюшни – то, что находится в крайнем беспорядке, очень грязное место. - 5,5 баллов ( по 0,5б. )
8. А) С обеих сторон раздавались голоса (сторона- ж.р.). Б) Их ребенок плохо воспитан (литературная норма). В) Моя мама работает инженером на заводе (название профессий имеет форму м.р.). – 3 б.
9. Ошибка допущена во второй характеристике. Все разносклоняемые существительные неодушевленные. – 3б.
10. В предложении 3 ряда однородных членов:
Однородные сказуемые - вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались угасали, вспыхивали; Однородные дополнения – относятся к сказуемомуподнялись (вверх) - колосьями, пальмами, фонтанами; Однородные дополнения – относятся к сказуемому посыпались - дождем, звездами 4 б.
11. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.
Красна (сказуемое, краткое прилагательное) речь, имя существительное) слушаньем.
Сонный да ленивый (подлежащие, полные прилагательные) – два родные братца ( сказуемое – два братца- сочетание количественного числительного и имени существительного). Не тешь (сказуемое - глагол) меня тем, чего я (подлежащее, личное местоимение) не ем (сказуемое - глагол). Горяч ( сказуемое, краткое прилагательное) на почине, да скоро остынет (сказуемое - глагол). – 5 б.
12. 10 б.
Предварительный просмотр:
Задания
Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку
для учащихся 5-х классов
Второй тур
1) Сколько гласных букв в русском алфавите?
А) 5
Б) 6
В) 9
Г) 10
Д) 12.
2) С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить бельё, а потом сходить в баню. Но, записывая предстоящие дела, он кое-что перепутал. Какое слово Матроскин выбрал неправильно?
А) уборка
Б) готовка
В) стирка
Г) глажка
Д) помойка.
3) Если к Ниф-Нифу, Нуф-Нуфу и Наф-Нафу приедет в гости Хрюша, то у волка появится возможность съесть сразу четверых:
1) поросёнков, 2) поросят, 3) поросёнок, 4) поросяток, 5) поросятков.
Найдите правильные варианты:
А) 1
Б) 1, 3
В) 4, 5
Г) 1, 2, 5
Д) 2, 4.
4) Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое словосочетание?
А) парного молока
Б) пареной репы
В) вяленой воблы
Г) солёного огурца
Д) варёной картошки.
5) Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном или множественном числе):
Ночевала … золотая на груди утёса-великана.
… небесные, вечные странники.
Я …, …, …, я вовсе не медведь.
Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено:
А) птичка
Б) рыбка
В) кучка
Г) тучка
Д) штучка.
6) Воробей летает, но не мычит. Корова, наоборот, мычит, но не летает. А для какого существа характерны все три следующих действия: рычит, охраняет, кусается?
А) крыса
Б) кошка
В) собака
Г) лев
Д) сторож.
7) В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель.
8) В какое из слов вместо многоточия нужно вставить букву -т-?
А) прекрас...ный
Б) искус...ный
В) чудес...ный
Г) извес...ный
Д) ужас...ный.
9) Кто бывает круглый:
1) дурак, 2) отличник, 3) друг, 4) трус, 5) сирота?
А) 3
Б) 1, 2, 4
В) 2, 4, 5
Г) 1, 3
Д) 1, 2, 5.
10) «Тёма подскочил к няне и, изо всех сил колотя её кулачками, закричал:
“Отдай, отдай, отдай лопатку!”, - “Экий ты, Тёма, задиристый, настоя-
щий …». С какой птицей сравнил отец задиристого сына?
А) с павлином
Б) с индюком
В) с петухом
Г) с орлом
Д) с сычом.
11) Какой из этих глаголов по смыслу заметно отличается от остальных?
А) таращить
Б) корчить
В) пялить
Г) выпучивать
Д) щурить.
12) Даны слова: 1) банка, 2) катится, 3) плач, 4) полёт, 5) сели.
В какие из них можно добавить букву ь так, чтобы снова получились правильные слова?
А) в 1, 2 и 4
Б) в 1, 3 и 4
В) в 1, 2, 3 и 4
Г) в 1, 2, 4 и 5
Д) во все.
13) Какая существует разновидность замка?
А) висящий
Б) висячий
В) весящий
Г) веский
Д) свисающий.
14) Вот отрывок из сочинения Вовы:
Кондуктор ходил по автобусу взад-назад, приговаривая: «Граждане, оплачивайте за проезд!» Папа сказал: «Что касается до нас, то всё уплочено».
Сколько ошибок в этом отрывке?
А) 0
Б) 1
В) 2
Г) 3
Д) 4.
15) Как называют по-русски жителя Парижа?
А) парижанин
Б) парижчанин
В) парижец
Г) парижич
Д) пария.
16) Сколько среди слов горячий, обожжённый, яркий, красный, сгоревший таких, которые сочетаются со словом огонь?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5.
17) Расшифруйте ребусы и скажите, что не растёт на грядке.
18) На воре и шапка…
А) дрожит
Б) горит
В) краденая
Г) дорогая
Д) по Сеньке.
19) Вот четыре пары слов: 1) вокруг … около, 2) тишь … гладь, 3) мал … удал, 4) Иван … Марья.
Из каждой можно получить устойчивое словосочетание, если вставить в неё вместо многоточия союз да. Дядя Фёдор утверждает, что в одном из них у союза да не такой смысл, как в остальных. В каком?
А) в первом
Б) во втором
В) в третьем
Г) в четвёртом
Д) дядя Фёдор неправ.
20) Какие из этих названий — русские по происхождению:
1) простокваша, 2) сливки, 3) ряженка, 4) йогурт, 5) варенец?
А) все
Б) 1, 2, 3, 5
В) 1, 3, 5
Г) 1, 2
Д) 1, 2, 3.
21) Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...» Как ему надо закончить фразу?
А) с расписанием
Б) расписания
В) расписанию
Г) расписаний
Д) по расписанию.
22) Даны пары слов: 1) код — кот, 2) нос — нёс, 3) был — бил, 4) пуд — путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
А) в 1, 2
Б) в 2, 3
В) в 2, 4
Г) в 2, 3, 4
Д) во всех.
23). В каком из этих предложений есть грамматическая ошибка?
А) Сыщики охотились за вором.
Б) Кошка охотилась на мышь.
В) Коллекционер охотился на редкую книгу.
Г) Лиса охотилась за зайцем.
Д) Древний человек охотился на мамонтов.
24) Что означает устойчивое выражение хоть шаром покати?
А) хочется играть в кегли
Б) пусто, ничего нет
В) ничего не понимаю
Г) полное изобилие
Д) такого устойчивого выражения нет.
25) Сколько среди приведённых слов таких, которые можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
Д) 6.
26) — Мы хотим есть! У вас есть белуга?
— Нет, сэр. Есть бельдюга!
— Что есть бельдюга?
— Тоже рыба, сэр!
— Ладно, несите.
— Есть, сэр!
В скольких разных смыслах в этом шуточном диалоге использовано слово есть?
А) в одном
Б) в двух
В) в трёх
Г) в четырёх
Д) в пяти.
Предварительный просмотр:
Задания
Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку
для учащихся 6-7-х классов
Второй тур
1) Что бывает круглым, зелёным, сладким?
А) огурец
Б) крокодил
В) апельсин
Г) арбуз
Д) перец.
2) Слово простокваша рассыпали на буквы. Из этих букв пяти школьникам предложили сложить два или три других слова так, чтобы неиспользованных букв не осталось.
Вот что у них получилось:
1) ковш + пот + роса;
2) свора + штопка;
3) каша + пост + ров;
4) квас + шар + пот;
5) остров + шапка.
Сколько школьников выполнили задание правильно?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5.
3) Петя сказал: «На вешалке висели пять ...» — и задумался. Помогите ему выбрать нужное окончание предложения:
А) польт
Б) пальто
В) пальтов
Г) пальт
Д) пальтей.
4) С каким из данных существительных прилагательное круглый имеет не такое значение, как с остальными?
А) отличник
Б) сирота
В) дурак
Г) год
Д) поднос.
5) В каких словах на месте многоточия нужно вставить -е-:
1) тр...угольник, 2) тр...листник, 3) тр...зубец, 4) тр...волнение, 5) тр...десятое (царство)?
А) везде
Б) везде, кроме 5
В) в 1, 2, 4
Г) везде, кроме 2
Д) в 1, 3, 4.
6) Вот стихотворение:
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло...
Сколько в нём слов с окончанием -о?
А) 10
Б) 9
В) 8
Г) 7
Д) 5.
7) «Там ступа с Бабою-Ягой идёт, бредёт сама собой...» А какой член предложения сама собой?
А) подлежащее
Б) часть сказуемого
В) определение
Г) дополнение
Д) обстоятельство.
8) Сколько из глаголов повелительного наклонения мели, пряди, соли, окуни, запой, попугай пишутся так же, как и существительные, но имеют другое ударение?
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
Д) 6.
9) В ребусах зашифрованы названия животных. Какое из этих животных выше всех?
10) Семь бед — один ...
А) совет
Б) ответ
В) привет
Г) завет
Д) кювет.
11) Найдите лишнее с точки зрения словообразования слово:
А) директор
Б) завуч
В) завхоз
Г) пятиклассник
Д) второгодник.
12) В каких существительных представлено окончание -и:
1) в Сочи, 2) в тетради, 3) в аудитории, 4) о матери?
А) во всех
Б) в 2, 3, 4
В) в 2, 4
Г) в 1, 2, 4
Д) в 2, 3.
13) В каком из глаголов ударение стоит не на том же месте, что у остальных?
А) редактировать
Б) регистрировать
В) сортировать
Г) корректировать
Д) транспортировать.
14) «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. В скольких разных грехах она обвинила пасынка?
А) в трёх
Б) в четырёх
В) в пяти
Г) в шести
Д) в семи.
15) Какого рода существительное сани в русском языке?
А) мужского
Б) женского
В) среднего
Г) общего
Д) у этого существительного род определить нельзя.
16) Только одно из этих пяти предложений правильно. Какое?
А) Списывать здесь неукого, да и незачем.
Б) Списывать здесь не у кого, да и не зачем.
В) Списывать здесь не у кого, да и незачем.
Г) Списывать здесь неукого, да и не зачем.
Д) Списывать здесь не у кого, да и не за чем.
17) Какое из перечисленных предложений содержит грамматическую ошибку?
А) Вася заплатил за вход и вошёл в музей.
Б) За курение в неположенном месте Вася уплатил штраф.
В) Нужно срочно оплатить за телефон, иначе его отключат.
Г) Издательство недоплатило мне за перевод сто долларов.
Д) Если ты отдал за эту книгу сто рублей, то явно переплатил.
18) Какое из перечисленных слов по составу отличается от остальных?
А) клеймо
Б) кино
В) ярмо
Г) пшено
Д) руно.
19) В каком из этих выражений слово виновник употреблено в необычном значении?
А) виновник аварии
Б) виновник беспорядков
В) виновник недоразумения
Г) виновник поражения
Д) виновник торжества.
20) В словах рыба и рыбка корень рыб- представлен в двух фонетических вариантах: [рыб] и [рып]. А в скольких фонетических вариантах представлен корень -вод- в словах подвода, перевод, переводной, проводит, заводить?
А) в одном
Б) в двух
В) в трёх
Г) в четырёх
Д) в пяти.
21) Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий: 1) Плотников, 2) Скорняков, 3) Сыромятников, 4) Пономарёв, 5) Гончаров. Чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии по порядку.
А) 1, 2, 3, 4, 5
Б) 4, 2, 3, 5, 1
В) 4, 3, 2, 5, 1
Г) 5, 2, 3, 4, 1
Д) 5, 1, 2, 3, 4.
22) В каком из слов нет окончания?
А) степной
Б) стеной
В) герой
Г) долой
Д) второй.
23) Укажите антоним для слова одеть:
А) снять
Б) надеть
В) раздеть
Г) одеться
Д) обуть.
24) Какое из имён латинского происхождения в точности соответствует по значению древнему русскому имени Малой?
А) Павел
Б) Максим
В) Валерий
Г) Константин
Д) Виктор.
25) Даны существительные: яблоко, абрикос, вишня, черешня, слива, айва, виноград, крыжовник. Какое из них существенно отличается от остальных по значению?
А) яблоко
Б) абрикос
В) вишня
Г) слива
Д) айва.
26) В словаре Владимира Даля встречается ныне забытое слово колоземица. Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни?
А) циклон
Б) космос
В) атмосфера
Г) вьюга
Д) катакомба.
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Школьный этап
Октябрь 2011
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку для 5 класса
Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):
1. Приставка и суффикс.
2. Приставка, суффикс и окончание.
3. Суффикс и окончание.
4. Приставка и окончание.
Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):
1. Осенний.
2. Столовая.
3. Дождливый.
4. Жалобный
Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):
1. Библиотека.
2. Морковь.
3. Дочь.
4. Мать.
Задание 4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа? (Обведи № правильного ответа):
1. Перья.
2. Упражнения.
3. Метели.
4. Сутки.
Задание 5. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):
1. Об…жать слабых.
2. Сл…зать сметану.
3. Прим…рить друзей.
4. Прим…рять платье.
Задание 6. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):
1. Солнце выглянул…
2. Распустил…сь сирень.
3. Море разбушевал…сь.
4.Спортсмены прыгал…
Задание 7. Укажи слово с предлогом (обведи № правильного ответа):
1. (По)линейке.
2. (По)друга.
3. (По)забыть.
4. (По)года.
Задание 8. Выбери верное утверждение (обведи № правильного ответа):
1. Имена существительные не изменяются по падежам.
2. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
3. Имена существительные изменяются по родам.
4. Имена существительные не изменяются по числам.
Задание 9. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):
1. Держать язык за зубами.
2. Лишиться дара речи.
3. Молчать, не говорить ничего лишнего.
4. Оказаться в смешном положении.
5. Заболеть.
Задание 10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):
1. Не стыдно не знать, стыдно … .
2. Обманывать.
3. Не учиться.
4. Жадничать.
5. Зазнаваться.
Задание 11. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):
1. Весь день бабушка пасёт корову на лугу.
2. Корова жуёт сочную травку.
3. К вечеру бабушка подоила корову.
4. Хорошо парное молочко!
Задание 12. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):
1. Ранней осенью.
2. В соседнию рощу.
3. К дремучему лесу.
4. Свежей зеленью.
Задание 13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:
Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
Ответ: ______
Задание 14. Разбери слово "перевозчики" по составу:
Ответ: ___________________________________
Задание 15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»
Ответ:_________________________
Ответы на олимпиадные задания для 5 класса
1 – 3
2 – 2
3 – 1
4 – 4
5 – 4
6 – 2
7 – 1
8 – 2
9 – 2
10 – 2
11 – 4
12 – 2
13 – 2 звука
14 - Пере-воз-чик-и
15 – ГАДБВ
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы оценки сочинений и изложений.
Таким образом, максимальное количество баллов за олимпиаду – 20 баллов.
Олимпиада по русскому языку. 5 класс.
10. Составьте предложения, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох. ( 20+ 15) |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку для 6 класса
Задание 1. Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале. Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б,] и т. д.
Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь.
Задание 3. Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.
Задание 4. Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.
Задание 5. Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.
Задание 6. Отгадай слова:
1) С буквой «Д» я – время суток,
Не сочтёшь во мне минуток.
Коль на «Т» заменишь «Д»,
Буду я с тобой везде.
Стану шастать по пятам,
По дорожкам и кустам.
Куда ты – туда и я,
Не прогонишь ты меня.
2) Часть первая – согреет дом,
Есть в тепловой машине.
Вторая – на лице мужском.
Всё слово – в море синем…
Хотя простое полотно,
Но судно двигает оно.
3) Меня разыскивают все,
Когда дефект есть в колесе.
Шофёру каждому в дороге
Могу я пользу принести.
Но поменяй местами слоги-
И буду я в лесу расти.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.
Задание 8. В какой сказке А. С. Пушкин слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?
Задание 9. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.
Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык»употреблялось в разных значениях.
Задание 11. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений:Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.
Ответы на олимпиадные задания для 6 класса
Задание 1. [в, ф, т, р, м, ч,, с, н, з, б, л,, г] : по 1 баллу за каждые 3 правильно указанных звука из 12 (всего 4 балла).
Задание 2. Статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь: по 0,5 балла за правильное слово (всего 6 баллов).
Задание 3. Под-зем-н-ый, строй-к-а, при-школь-н-ый, сумоч-ка, вы-куп-а-л-а-сь: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово (всего 5 баллов).
Задание 4. Вод-а, вод-н-ый, под-вод-ник- □. Вод-и-тель-□, пере-вод-и-ть, вод-и-тель-ск-ий: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово (всего 3 балла).
Задание 5. Села (от сесть) – сёла (от село), осел (от осесть) – осёл (животное), поем (от поесть) – поём (от петь), смел (от смелый) – смёл (от смести), небо (астрономический термин) – нёбо (анатомический термин): по 0,5 балла за каждое правильно прокомментированное слово (всего 5 баллов).
Задание 6. 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).
Задание 7. Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).
Задание 8. «Сказка о царе Салтане». Из фразы «лебедь белая плывёт»: по 1 баллу за правильный ответ на каждый из 2 вопросов (всего 2 балла).
Задание 9. По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).
Задание 10. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).
Задание 11. Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).
Всего за работу – 50 баллов.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку 5, 7 классы (школьный уровень)
Озорнина Наталья Александровна,
Мартьянова Ирина Анатольевна,
учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №58»,
город Камышлов Свердловской области
Олимпиадные задания по русскому языку (школьный уровень) 5 класс.
Дорогие участники олимпиады!
Предлагаем Вам выполнить ряд заданий и проверить свои знания.
Каждое задание оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 100. Внимательно читайте формулировку заданий. Желаем успехов!
Задание 1. Запишите в соответствии с орфографическими нормами слова:
[йук], [йэл’], [вйэхат’], [пр’ийатный], [в’йун]. 10 баллов
Задание 2. Расставьте ударение в словах:
Арахис, договор, ждала, квартал, километр, положить, столяр, торты, щавель, хвоя 10 баллов
Задание 3. Где нужно, вставьте Ь. Объясните свой выбор в каждом слове. Птен(?)чик, плащ(?), молодёж(?), спрячеш(?), сбереч(?) 10баллов
Задание 4. Выпишите слова, в которых О является окончанием. Бедро, озеро, серебро, кашпо, ядро, метро, пшено, пианино. 10 баллов
Задание 5. В каком случае проверочное слово подобрано неверно и гласная в корне проверяемого слова написана неправильно. Исправьте ошибку, подберите верное проверочное слово.
А. умолять о прощении (молит)
Б. сторожил посёлка (сторож)
В. полоскать бельё (полощет) 5 баллов
Задание 6 Найдите среди сочетаний слов (фразеологизмов) такие, которые являются синонимами к словам неохотно, молчать, оживить, замёрзнуть.
Набрать воды в рот, с тяжёлым сердцем, посинеть от холода, вдохнуть жизнь, скрепя сердце, дать толчок, превратиться в сосульку, не раскрывать рта. 16 баллов
Задание 7. Чем отличаются друг от друга глаголы в каждой строке? Чем различаются глаголы двух строк? Запишите глаголы в логическом порядке.
- Роешь, роют, рою, роете, роем, роют
2) Сидят, сидит, сижу, сидите, сидим, сидишь 15баллов
Задание 8. Прочитайте предложения и выполните задание.
А) Солнце село, но в лесу ещё светло.
Б) Воздух чист и прозрачен.
В) Зяблики и малиновки ещё не уснули.
Г) Молодая трава весело блестит и отливает изумрудом.
Укажите предложение с однородными подлежащими:
1) А 2) Б 3)В 4) Г 4 балла
Задание 9. Восстановите порядок в предложениях, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
1) Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами.
2) Над соседним лесом показался краешек солнца.
3) Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков. 10баллов
Задание 10
По восстановленному тексту (задание 9)
1) Определите стиль А) Разговорный. Б) Научный. В) Художественный
2) Определите тип речи А) Описание - повествование Б) Повествование – рассуждение
В) Рассуждение – описание 10 баллов
Ключи к олимпиаде 5 класс (русский язык)
Задание 1. юг, ель, въехать, приятный, вьюн 10 баллов
Задание 2. арАхис, договОр, ждалА, квартАл, киломЕтр, положИть, столЯр, тОрты, щавЕль, хвОя. 10 баллов
Задание 3. Птенчик (нч) , плащ( 2 скл.), молодёжь (3 скл.), спрячешь(2 лицо),
сберечь(н.ф./ инфинитив) 10 баллов
Задание 4. Бедро, озеро, серебро, ядро, пшено. 10 баллов
Задание 5. Б. старожил посёлка (старый) 5 баллов
Задание 6. неохотно- с тяжёлым сердцем, скрепя сердце;
молчать - набрать воды в рот, не раскрывать рта;
оживить- вдохнуть жизнь, дать толчок;
замёрзнуть- посинеть от холода, превратиться в сосульку.
16 баллов
Задание 7. 1) В строке глаголы различаются формой лица и числа;
2) глаголы разных строк различаются спряжением.
Ед.ч Мн.ч.
1 л. – (я) рою, сижу (мы) роем, сидим
2л. - (ты) роешь, сидишь (вы) роете, сидите
3л. - (он) роет, сидит (они) роют, сидят 15 баллов
Задание 8. 3 4 балла
Задание 9.
2) Над соседним лесом показался краешек солнца. 1) Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. 3) Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков. (Восход солнца. Сверкающий луг. )
10 баллов
Задание 10 В)Художественный стиль,
А) тип речи - описание - повествование 10 баллов
Олимпиадные задания по русскому языку (школьный уровень) 7 класс.
Дорогие участники олимпиады!
Предлагаем Вам выполнить ряд заданий и проверить свои знания.
Каждое задание оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 100. Внимательно читайте формулировку заданий. Желаем успехов!
Задание 1. Какое слово состоит из четырёх звуков?
1) сошью 2) яшма 3) мою 4) тюль 5 баллов
Задание 2. Расставьте ударение в словах:
Жалюзи, досуг, звонит, добрала, завидно, красивее, ободрить, оптовый, прибыл, эксперт
10 баллов
Задание 3. Слово компьютеризация является
1) диалектным 2) общеупотребительным 3) устаревшим 4) неологизмом 5баллов
Задание 4. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?
1) проба пера – первый литературный опыт 2) жить своим умом – быть хитрым
3) ждать у моря погоды - бездействовать 4) проще пареной репы – очень просто 5баллов
Задание 5 Найдите ошибку в определении способа образования слова и напишите верный ответ 1) засверкать – приставочный 2) наконечник – суффиксальный
3) заряд – бессуффиксный 4) кафе – мороженое – сложение слов 10 баллов
Задание 6.
Найдите ошибку в образовании формы родительного падежа множественного числа.
1) нет ботинок 2) нет носок 3) много мандаринов 4) пять гектаров 5 баллов
Задание 7 В какой строке все слова пишутся с И
1) пр…волье, пр…восходить, пр…митивный, пр…думать;
2) пр…ветливый, пр…зидент, пр…умолкнуть, пр…сутствовать
3) пр…ручить, пр…творяться больным, пр…нципиальный, пр…лагать усилия;
4) пр…сесть, пр…градить, пр…помнить, пр…жались 10 баллов
Задание 8. Найдите сходные признаки у причастия и прилагательного
А) имеют вид В) изменяются по числам и падежам
Б) Изменяются по временам Г) могут иметь полную и краткую форму. 5баллов
Задание 9. Определите, какие из следующих слов являются
А) причастиями, Б) глаголами, В) прилагательными Временный, растерявшийся, родственный, собрали, знающий, узнать, выданный, хранимый. нёсший. 10 баллов
Задание 10
(1) Это было на рассвете. (2) Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. (3) С неизъяснимым нетерпением я ждал своего противника. (4) Я увидел его издали. (5) Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом.
Найдите неправильный ответ
1) Стиль речи - художественный 3) способ связи предложений – последовательный
2) Тип речи - повествование 4) средство связи 2-го и 3-го предложений - лексический повтор
10 баллов
Задание 11 Напишите сочинение – рассуждение на тему, предложенную в афоризме Екатерины Великой «Победителей не судят». Обратите внимание на следующие аспекты темы.
1. Согласны ли вы с этим утверждением? Какие аргументы можете привести?
2. Подтвердите своё мнение примером из жизни(историческим или современным) или из литературы.
3. Постарайтесь использовать специальные средства выразительности речи, чтобы сделать ваше сочинение более убедительным.
4. Обратите внимание на связность и логичность изложения, правильность речи.
25 баллов
Ключи к олимпиаде 7 класс (русский язык)
Задание 1. 3) мою 5 баллов
Задание 2. Расставьте ударение в словах:
ЖалюзИ, досУг, звонИт, добралА, завИдно, красИвее, ободрИть, оптОвый, прИбыл, экспЕрт
10 баллов
Задание 3. Слово компьютеризация является 4) неологизмом 5баллов
Задание 4 2) жить своим умом – быть хитрым 5баллов
.
Задание 5. Найдите ошибку в определении способа образования слова и напишите верный ответ 2) наконечник – приставочно – суффиксальный 10 баллов
Задание 6. 2) нет носок 5 баллов
Задание 7 3) пр…ручить, пр…творяться больным, пр…нципиальный, пр…лагать усилия;
10 баллов
Задание 8. В) изменяются по числам и падежам Г) могут иметь полную и краткую форму. 5баллов
Задание 9. Определите, какие из следующих слов являются
А) причастиями - растерявшийся, знающий, выданный, хранимый. нёсший.
Б) глаголами - собрали, узнать, В) прилагательными - временный, родственный, 10 баллов
Задание 10 3) способ связи предложений – последовательный 10 баллов
Задание 11 Критерии оценивания сочинения – рассуждения
№ | Уровень анализа | Критерии оценивания | Кол. бал. |
1. | Содержательный уровень | Соответствие теме, полнота раскрытия, связность, композиционная стройность | 10б. |
2. | Аргументация собственного мнения | Наличие примера | 7б. |
3. | Анализ текста ученика | Использование в тексте средств выразительности | 5б |
Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки или по одной ошибке. Допущены по 2 орфографических и по 2 пунктуационных ошибки. | 3б. | ||
2б. | |||
Допущены по 3 орфографических и по 3 пунктуационных ошибки. | 1б. | ||
Допущено более 3 орфографических и более 3 пунктуационных ошибок. | 0б. |
25 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку 5 класс с ответами 2015-2016 год |
Задание 1. Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие: груба, дубить, обрызгать? (3 балла) |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
2015-2016 учебного года по русскому языку
I (школьный) этап
5 класс
ОО:________________________
Время выполнения: 60 минут
Количество баллов: 100
1.
Все приведённые ниже слова, кроме одного, состоят из звуков, имеющихся в слове «полюс». (А) суп; (Б) соль; (В) лось; (Г) пульс; (Д) плюс.
Задание. Какое слово содержит звук(-и), отсутствующий(-ие) в слове «полюс»? Объясните свой выбор.
2.
Ниже приводится фрагмент диалога Алисы и Комара из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Одно из предложений неоднозначно, и собеседники понимают его по-разному.
Задание. Укажите это предложение и напишите, какой смысл вкладывает в него Алиса и как понимает эту фразу Комар. Как можно было бы избежать непонимания? Исправьте текст, заменив необходимые слова (слово).
—А каким насекомым у вас радуются? — спросил Комар.
— Я никаким насекомым не радуюсь, потому что я их боюсь, — призналась Алиса. — По крайней мере, больших. Но я могу вам сказать, как их зовут.
— А они, конечно, идут, когда их зовут? — небрежно заметил Комар.
— Нет, кажется, не идут.
— Тогда зачем же их звать, если они не идут?
3.
В современном русском языке есть два слова «грянуть» с абсолютно разными значениями.
Задание. Что обозначает каждое слово? Приведите пример словосочетания или предложения, где бы употреблялось каждое из них. Напишите по одному однокоренному слову для этих глаголов.
4.
Даны слова:
(А) лукавый;
(Б) луковый;
(В) излучение;
(Г) лучший;
(Д) получить.
Задание. Среди приведённых слов выберите слово, происшедшее от того же корня, что и слово «излучина». Поясните ваше решение.
5.
В данных словосочетаниях пропущены прилагательные: … ребёнок , … надпись, … конь, … юноша.
Задание. В каком порядке должны следовать эти прилагательные?
(А) дарёный, дарственная, одарённый, даровитый;
(Б) дарёный, даровитая, дарственный, одарённый;
(В) дарственный, даровитая, дарёный, одарённый;
(Г) одарённый, дарственная, дарёный, даровитый;
(Д) одарённый, даровитая, дарственный, дарёный.
6.
Задание. Какое из данных слов по составу отличается от остальных?
(А) словарь; (Б) январь; (В) букварь; (Г) дикарь; (Д) аптекарь. Объясните свой ответ.
7.
≪ —Ты, бабушка, неправильно меня скороговорке учила, — заявила
третьеклассница Маша, придя из школы.
—Какой скороговорке?
—А вот: ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ,
ВИДИТ ГРЕКА: В РЕКЕ РАК.
СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ —
РАК ЗА РУКУ ГРЕКА ЦАП!
Здесь есть ошибка в падеже!≫
Задание. Укажите, в какой строке и в каком слове ошибка, если Маша права? Или она ошибается? Поясните Ваше решение.
8.
В предложении «Рубит ёлку лесоруб» понятно, что подлежащее — лесоруб.
Задание. А в каком предложении нельзя однозначно определить, где подлежащее?
(А) Иванушку любит Василиса.
(Б) Дни сменяют ночи.
(В) Вытащил богатырь волшебный меч.
(Г) Море горы скрыло.
(Д) Копейка рубль бережёт.
9.
Задание. Какой знак препинания в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова носит название «вместительный»?
(А) скобки; (Б) вопросительный знак; (В) точка с запятой; (Г) запятая; (Д) двоеточие.
10.
Библиотекарь Д. Е. Фолиантов занимался расстановкой книг в шкафу. Что он делал с книгами?
(А) расстаивал; (Б) расстановливал;
(В) расстановлял; (Г) расставливал;
(Д) расставлял.