Материалы для родителей
Взаимодействие родителей и детей в семье.
Исключительную роль в жизни ребенка играют родители, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педаго
Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуальног
Стиль (тип) семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.
Авторитарный тип
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско-родительс
• ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;
• у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
• ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
• при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей;
• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли.
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностям, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско-родительс
• у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
• они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
• до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
• ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
• он станет инфантильно-потр
• будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет,
• ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско-родительс
• родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
• ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
• отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
• отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско-родительс
• жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
• отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета;
• родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребенок:
• вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
• осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
• приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельност
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровой тренинг взаимодействия родителей с детьми «Моя мамочка и я» | 21.72 КБ |
Советы психолога, если у вас агрессивный ребёнок | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя мамочка и я»
Игровой тренинг взаимодействия родителей с детьми (средняя группа)
Цель: развитие навыков сотрудничества взрослого с ребенком, становления партнерских отношений между ними.
Задачи тренинга:
• развитие доверительных отношений между мамой и ребенком;
• формирование эффективных навыков общения ребенка со взрослым; Сплотить группу; ;развить эмпатию
(Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение- вчувствование в переживания другого человека.)
Снять эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность; развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, координацию движений, общую и мелкую моторику, эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми исверстниками.
• расширение возможностей понимания своего ребенка; формировать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми и с игрушечными персонажами, а так же желание действовать с коллективом.
• расширение возможностей принятия ребенка таким, какой он есть.
Оборудование и материалы: разрезные картинки или пазлы, изготовленные заранее «цветики- семицветики» с фотографией ребенка и мамы в середине цветка, наклейки в виде стрекоз, лист ватмана тонированный в зеленый цвет, клей, магнитофон с записями медленной и веселой музыки.
Ход мероприятия
Дети и родители друг за другом входят в зал, держась за верёвку - паровозик, становятся в кружок.
Психолог: Приехали!! Давайте мамы и детки пообщаемся и поиграем.
1. Упражнение разминка «Друг к дружке»
Цель: создать эмоционально-положительный настрой участников тренинга.
Мамы встают напротив своих детей лицом друг к другу, психолог произносит:
«А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке! », мамы встают к любому другому ребенку и выполняют упражнение вместе с ним.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Все. Спасибо!
Игра повторяется 2-3 раза.
Основная часть
2. Упражнение «Непослушные картинки»
Цель: учить действовать сообща.
Психолог: «Сейчас каждая пара (мама и ребенок) получит «непослушные картинки», которые рассыпаются. Собрать их может только дружная семья».
По сигналу команды приступают к работе. Семья, выполнившая задание позднее всех, должна исполнить песню, прочитать стихотворение и т. д.
3. Упражнение «Моя семья мой дом»
Цель: вызвать у участников чувство сплоченности семьи.
Психолог: «Наша встреча продолжается, и сейчас давайте с вами поиграем в интересную игру! Давайте встанем кому, где удобно. Будет играть музыка, вы будете гулять по залу врассыпную, как только я выключу музыку и скажу слово «дети», все ребята должны спрятаться в «домиках» своих мам. Взрослые останавливаются на месте и готовы спрятать своих детишек. Если прозвучит слово «взрослые», дети останавливаются, а мамы прячутся в их домиках. Начали!
Дети и мамы по очереди прячутся в домика.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. В некотором царстве, в некотором государстве находится Пуговичная страна. Там живут люди разных профессий, они нуждаются в нашей помощи. Ребята, вы хотите им помочь? Давайте там побываем.
А на чём мы туда отправимся? Послушайте, что это за шум. (Слышится фонограмма цоканья копыт.) Ой, да это же лошадки скачут! Покажите язычком, как они это делают. (Дети цокают язычком, подражая топота копыт лошадей.
Воспитатель: Давайте отправимся путешествовать на лошадках!
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок,
Я копытами стучу.
Если хочешь, прокачу!
Вот и лошадки, садитесь на них верхом. Поскакали в Пуговичную страну! (звучит музыка)
_ Вот мы и приехали. Сколько вокруг чудес! Здесь всё из пуговиц.
- Давайте поставим лошадок в стоило, а сами пойдём пешком.
В гостях у Музыканта
Воспитатель Послушайте! Музыка…кто сидит за столом и играет на каком то музыкальном инструменте. Здравствуйте! А вы кто?
Музыкант. Я - музыкант. Я слышала, что вы хотите помочь жителям нашей страны. Думаю, это смогут сделать дети с сильными, ловкими, крепкими пальцами. Ваши пальчики такие? У меня есть необычный инструмент, который состоит из пуговиц. Когда я нажимаю на него пальцами, звучит прекрасная музыка.
- Хотите сами поиграть?
Игра: «Весёлое пианино»
Музыкант. Молодцы! Хорошо играли! Красивая музыка звучала! Наши жители стали веселее трудиться. За это я вам подарю красивую пуговицу ( Дарит большую зелёную пуговицу)
Дети: Спасибо!
Воспитатель. Отправляемся дальше. Смотрите, какая необычная дорожка здоровья! Давайте пройдём по ней. ( дети проходят по дорожке, изготовленных из пришитых мелких предметов, разной фактуры, в том числе и пуговицы.
В гостях у Садовода.
Воспитатель. Посмотрите, здесь кто то копает землю. Здравствуйте, а вы что делаете?
Садовод. Я – Садовод, выращиваю цветы. Я долго копал землю, очень устал… Вы мне не поможете посадить цветы?
Воспитатель. Конечно, с удовольствием поможем! Вы покажите как это делать?
Игра «Украсим клумбу цветами!» Дети сажают цветы из пуговиц одного цвета (первый ребёнок сажает цветы белого цвета, второй - красного цвета, третий синего цвета и т.д.)
Садовод. Смотрите, какая красивая полянка получилась!
Психолог: Я предлагаю мамам вместе с детьми положить на цветочную полянку наши «солнышки» «цветики семицветики» - домашнее задание , которое мамы делали дома вместе с детьми
4. Совместная продуктивная деятельность мамы с ребенком.
Цель: формировать у взрослых представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата.
Мамам предлагается приготовить заранее сделанный дома с детьми «цветик – семицветик», или «солнышки» в середине фото ребенка с мамой, на лепестках нужно написать семейные прозвища или ласковые производные имени ребенка. Ребенок выбирает ту форму имени, которая нравится ему больше всего и сажает стрекозу на этот лепесток. Затем, все цветы приклеиваются на лист ватмана, получается красивая полянка.
5. Рефлексия
Психолог просит мам ответить на следующие вопросы:
- Я научилась… .
- Я узнала, что… .
- Я была удивлена тем, что….
- Мне понравилось…
- Я была разочарована тем, что… .
- самым важным для меня было… .
Всем спасибо за участие!
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
«У вас агрессивный ребенок»
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
* Иногда агрессия ребенка – часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.
* Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования детей надо ограничивать. В таких ситуациях можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.
* Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.
! Помните, агрессивность может помешать ребенку наладить контакт с окружающими людьми. Помогите вашему ребенку преодолеть агрессию. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ:
- Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность будет преодолена.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести.
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.
СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ В СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ СО СВЕРСТНИКАМИ ИЛИ ВЗРОСЛЫМИ:
«Брыкание». Ребенок ложиться на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
«Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.
Сделайте вместе с ребенком куклу «Бобо». К старой подушке пришейте руке и ноги, из кусочков ткани сделайте «лицо». Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
«У вас застенчивый ребенок»
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
Чаще всего застенчивость – результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.
Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.
!Помочь ребенку преодолеть застенчивость нужно, пока он еще маленький, ведь с возрастом, такое поведение может закрепиться, стать стилем поведения в жизни. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ:
- Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
- Постоянно укрепляйте ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых бы застенчивому ребенку пришлось вступать в контакт с «чужим» взрослым.
СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:
- Во время утренней гимнастики выполняйте различные упражнения, подражая животным: потянуться, как кошка, вытянуть шею, как жираф и т. д. Такая игра способствует раскрепощению.
- «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
- «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени.
Например: Марина – морская сказка о девочке, живущей в море.
Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.
«У вас конфликтный ребенок»
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
* Возможно конфликтность – следствие эгоистичности ребенка. Если дома он – центр внимания и малейшее его желание исполняется, то ребенок ждет такого же к себе отношения и со стороны других детей. Но не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
* Возможно ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
* Возможно ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.
! Конфликтное поведение ребенка – это сигнал, что и с вами, уважаемые родители что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ:
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
- После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:
- Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
- С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.
«У вас замкнутый ребенок»
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться.
* Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойство, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями уклада жизни.
* Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.
! Замкнутость не пройдет по взмаху «волшебной палочки». Приготовьтесь к длительной работе, которая будет проходить в ходе вашего общения с ребенком. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАМКНУТЫМ РЕБЁНКОМ:
- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
- Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
- Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнуты и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:
- «Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
- Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно говорить, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т. д.
- «Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять и закончить фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…).
- Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.
- Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
- Любые сюжетные игры. «Как будто…». Например, представь, как будто тебя пригласили на передачу «Поле чудес».
«У вас беспокойный ребенок»
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:
* Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появились неожиданно, и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:
* Кризисный возраст (6 – 7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока еще не очень хорошо получается.
* Недостаточно сильно развито торможение. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение поддается тренировке (начиная с 5 – 6 лет).
* Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить эмоцию.
* Неблагоприятные отношения внутри семьи, которые ребенок сильно переживает, и накопленное напряжение, выплескивающееся в своих эмоциональных реакциях.
! Управлять сложным миром эмоций даже взрослому подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля. Наберитесь терпения. |
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С БЕСПОКОЙНЫМ РЕБЁНКОМ:
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно, а что нельзя, согласуйте это со всеми членами семьи.
- Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
- Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоиться, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
СОВЕТУЕМ:
- Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем как они проявляются.
- Научите вашего малыша расслаблять мышцы, часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
- Во время чтения сказок, любых совместных игр попросите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.
- Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.