Консультация "Создание экологической тропы на территории ДОУ".
Опубликовано 12.10.2022г.-21.30
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты,
Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы.
Создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической
культуры, экологически грамотного поведения в природе.
Задачи создания экологической тропы:
-Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство
ответственности за ее сохранность.
- Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе
деятельности в зоне экологической тропы.
- Привлечь детей к участию в деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
- Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе
- Повысить педагогическую компетентность родителей в области экологического воспитания детей
.
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П.Гвездослав
Воспитатель объясняет детям то, что во время путешествия по тропе необходимо соблюдать правила:
1.Поздоровайтесь с хозяином тропы.
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, вытаптывать траву, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: интересные коряги, красивые камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы.
- обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
- Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – любой сказочный персонаж по желанию детей.
- Составление паспорта экологической тропы.
- Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
Экологические беседы.
Наблюдения.
Элементарные опыты.
Экскурсии.
Целевые прогулки.
Экологические конкурсы, викторины.
Решение экологических ситуативных задач.
Чтение художественной литературы.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Труд в природе.
«Красная книга природы».
Экологические досуги, развлечения, праздники, игры-путешествия, подвижные игры.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
Взросло-детские проекты;
Изготовление рисунков, поделок;
Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
Участие в конкурсах по облагораживанию своего участка;
Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
Фотовыставки;
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы. Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально могут быть созданы нами на территории детского сада. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
На территории нашего детского сада можно выделить следующие
Объекты экологической тропы:
Лиственные деревья – береза, клен американский или ясенелистный, клен остролистный, ясень.
Цель: - Знакомить детей с разнообразием деревьев, закрепить названия деревьев. их строение, внешние признаки (корни, ствол, крона, ветки, листья).
-Развивать умение видеть красоту дерева в разное время года.
Дать представления о плодах и семенах деревьев.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Рекомендации по организации работы с детьми:
. Беседы о деревьях в разное время года, рассказать о народной медицине березы, наблюдения, эксперименты; читаются стихи, загадки, дидактические игры «С какого дерева листок», «Беги к названному дереву», «Найди дерево по описанию». «Раз, два, три – к дереву беги!» «Найди дерево по семенам».
В гости к хвойникам- ель, туя.
Цель. -Познакомить детей с хвойными деревьями, с их характерными особенностями, отличающих их от других деревьев.
- Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
-Развивать у детей наблюдательность.
-Воспитывать интерес к жизни растений.
Рекомендации по организации работы с детьми.
С детьми можно провести такие задания:
Первое задание – «Отгадайте, с какого дерева веточки».
Второе задание – «Отгадайте, с какого дерева шишки».
Третье задание - при помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей.
Подвижная игра: «Собери шишки».
Наблюдение за белкой.
«Зона знакомства с циклом растений леса – «Папоротник».
Цель. Познакомить с происхождение папоротника, его строением отличием от других растений плотными перистыми узкими листьями.
Дать понятие, что это низкорослое растение, растущее обычно в сырых местах на земле. Воспитывать бережное отношение к природе.
Рекомендации по организации работы с детьми.
- Где встречаются папоротники?
-Рассмотреть общие признаки папоротников;
-Изучить особенности их строения и жизнедеятельности;
-Раскрыть особенности цикла развития папоротников;
«Тропа ландышей»
Цель:
Познакомить детей с лекарственным растением – ландышем, занесенным в Красную книгу;
Дать представления об особенностях внешнего вида растения, местах его произрастания, лечебных свойствах;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Рекомендации по организации работы с детьми.
Чтение стихотворения Е. Серовой «Ландыш»
Рассмотреть цветки ландыша.
Цветы его крохотного размера нежно-белого цвета. Запах у ландыша очень тонкий и нежный. Этот цветок пленяет своей красотой и ароматом. Ландыши всегда растут дружной семьей, и цветет всего несколько дней.
Ландыш – не только красивый лесной цветок, но и лекарственное растение. Из него готовят лекарства от разных болезней.
Берегите первоцветы!
Подвижные игры «Собери букет», «Ландыш».
Дидактические игры «Собери букет», «Кто быстрее выложит цветок».
Загадки про цветы.
«Цветущие кустарники».
Сирень, шиповник.
Цель. - Уточнять и расширять знания и детей о кустарниках, чем кустарник отличается от дерева.
-Систематизирование знаний детей о кустарниках сирени, шиповнике.
-Развитие познавательного интереса.
- Дать представление детям о том какую пользу приносит людям сирень и шиповник.
- Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.
Рекомендации по организации работы с детьми
Рассмотреть кустики сирени, усыпанные цветами. Цветочки бывают розовые, белые, сиреневые. Они похожи на кисти или на гроздья. На одной кисти расположено много-много маленьких цветочков. Листочки пышные, ярко-зеленые с прожилками и похожи на сердечки. Они остаются зелеными до поздней осени
Сирень имеет очень вкусный, сильный и сладковатый запах.
Провести исследовательскую деятельность. Предложить вдохнуть аромат сирени. Какая она душистая! Но долго вдыхать запах сирени нельзя, потому что может заболеть голова.
Ребята, как вы думаете, почему пчелки летают, жужжат и кружат над цветочками сирени?
Рассказать о лечебных свойствах сирени.
Куст шиповника— кустарник с шипами по стволам. Листья сложные с пятью-семью остропильчатыми листочками. Цветки розовые. Плоды продолговатые красные. Время цветения май. В медицине используются плоды, цветки и корни. В плодах шиповника содержится аскорбиновая кислота
-Наблюдение за цветком шиповника в течение дня. Показать связь (солнечная, ясная погода – цветок раскрыт; пасмурно, дождливо – цветок закрывается).
-Разучивание стихов, песен о розе. Загадывание загадок
-Рассказать детям, как используется растение в медицине.
-Краткие сведения о сборе плодов.
-Сироп шиповника – кладезь витаминов, укрепляющий организм.
«Огород». Цель- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;
— развивать интерес к выращиванию овощных культур;
— воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- наблюдение за трудом взрослых;
- посадка и уход за посаженными растениями;
- опытно-исследовательская деятельность;
- наблюдение за ростом растений.
-загадывание загадок.
«Фруктовый сад» — это зона для наблюдений за плодоносящими деревьями, такими как вишня, яблоня, груша.
Цель. - Формировать представление детей о разнообразии фруктов и фруктовых деревьев.
- продолжать учить детей различать деревья по внешним признакам;
— закреплять представления об уходе за фруктовыми деревьями;
— воспитывать желание ухаживать за деревьями
Рекомендации по организации работы с детьми:
-Экскурсии и наблюдения в разное время года;
-Наблюдение за цветущими деревьями весной
-Наблюдение за насекомые (пчелы, осы, шмели и др.).
-Окапывание деревьев осенью.
- Исследование внешних особенностей.
-Польза для человека и забота человека.
-Сведения о сборе урожая.
Игры «Соберем фрукты в саду». «Садовник и деревья», «Да – нет», «Деревья, кустарники», «Что за фрукты растут на дереве и как называется это дерево».
Загадки.
«Птичий городок».
На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе.
- Развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;
-Воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. в разное время года.
Рекомендации по организации работы:
- предназначение скворечника и кормушек
- наблюдение за птицами;
- слушание чириканья птенцов;
- слушание пения взрослых птиц;
Подкормка птиц в осеннее – зимний период.
игры «Чей домик?», «Скворушка»
загадывание загадок.
«Цветник»
Цель:
-уточнить представления детей о цветниках, разнообразия цветущих растений;
-знакомить детей с особенностями внешнего вида растений их названиями, -строения, способы ухода, условия роста;
-учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту;
-воспитывать любовь к природе.
«Ах, розы, розы…»
Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.
На территории детского сада разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
«Цветники».
Цель: знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений и насекомых, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Педагоги знакомят детей с растениями, произрастающими на территории детского сада, проводят беседы о цветах, их необходимости, значимости и т.д. Предлагают поиграть в игры: «Назови цветок», «Узнай по описанию», Доскажи словечко» и т.д.
Заключение
Создание экологической тропы способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.
Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.