Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Детям о войне».
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Детям о войне». Крылова Марина Васильевна
Программные задачи:
Обучающие:
-Закрепить знания детей о том, что 9Мая – День Победы.
-Вызвать интерес к историческому прошлому нашей страны, города.
-Познакомить дошкольников с историей родного города в годы Великой Отечественной Войны, рассказать о героизме героя – Олега Степанова.
- Закреплять знания детей о том, что живущие помнят о ветеранах – участниках Великой Отечественной войны.
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного о войне.
- Развивать воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
- Развивать память, внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.
- Воспитывать любовь и уважение к воинам – освободителям, желание заботиться о них.
- Воспитывать чувство гордости за ветеранов.
Словарная работа: фашизм, воин, подвиг, ветераны, погибшие, символы победы, гордиться, защищать, героизм.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение рассказов о Великой Отечественной войне, разучивание стихотворен7ий, песен о войне, беседы на темы «Помощь товарищу в трудную минуту», «О хороших поступках».
Оборудование:
- Аудиозапись песни «День Победы».
- Картинки по теме: «Великая Отечественная война»,ТСО ,атрибуты к эстафетам, георгиевские ленты.
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Звучит песня «День Победы»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какой праздник будет отмечать вся наша огромная страна (День Победы!)
Воспитатель: Правильно, скоро вся наша страна будет праздновать великий, светлый, радостный праздник - 9 Мая. В этот день закончилась война. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов – защитников, отстоявших мир в жёсткой битве. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДНЁМ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
В этом году мы будем отмечать 77годовщину Великой Отечественной войне.
Воспитатель: А с кем была война?
Дети: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну без объявления войны.
А как же она началась?..
Воспитатель: Перед рассветом 21 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины. Немецко-фашистская Германия без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. Над нашей Родиной нависла угроза - это была страшная война. И длилась она долгих четыре года. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. Враг хотел завоевать нашу страну…
Воспитатель: Скажите, а почему война –это страшно, плохо?
Дети: Потому что гибнут люди.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем понадобилась наша страна фашистам?
Дети: Наша страна имеет огромные территории, много богатств. Они хотели захватить все наши богатства, а нас уничтожить.
Воспитатель: На фронт во время войны ушло много жителей страны. Весь народ поднялся на борьбу с фашистами. В том числе и наши с вами земляки – серпуховичи.
Фашисты рвались к Москве. Захват Серпухова открывал прямой путь на Москву. Более месяца Серпухов подвергался ежедневным налетам вражеской авиации. В результате было много убитых, раненых и повреждено много зданий. Но, несмотря на такие трудные условия, город стоял, работал и защищался, помогая, тем самым общей обороне столицы. А в тылу остались в основном женщины, старики и дети. Все они тоже внесли огромный вклад на защиту нашей родины. Дети, женщины, старики в городах работали на заводах и фабриках. Изготавливали бомбы, снаряды, детали для танков, оружия. Женщины шили для бойцов военную одежду. В деревнях сеяли хлеб, убирали его, пахали землю, заготавливали лес. Среди них было много героев, которые. ушли на фронт и воевали в партизанских отрядах .Партизаны – вооруженный отряд, действующий на территории врага. Жили партизаны в лесу
Серпуховской партизанский отряд « Смерть фашизму» совершал боевые рейды в расположении врага, взрывал повозки с боеприпасами, истреблял группы немецких автоматчиков, снабжал нашу армию важными разведывательными данными.
Чтобы проникнуть на территорию врага, бойцу надо быть смелым, ловким, метким.
Предлагаю детям поиграть в игру.
Эстафета «Доставь пакет в штаб»
Команды располагаются двумя колонками. По команде первый участник бежит , подлезает под дугой и проходит по кочкам, держа в руках «пакет с донесением», затем оббегает конус и так же возвращается назад отдаёт пакет следующему игроку. Эстафета заканчивается, когда первый игрок поднимет «пакет с донесением» вверх.
Воспитатель: Трудное и голодное наступило время. Тяжелое оно было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Многие остались сиротами. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма. Дети нередко убегали на фронт, и вместе с взрослыми, вставали на защиту Родины. Во время войны ими было совершено много героических поступков и подвигов, многие дети стали героями.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете что такое «подвиг», «героический поступок»?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: Да, ребята, героический поступок - это поступок во имя других. Во время сражений многие бойцы получали тяжелые ранения. Медицинские сестры и санитарки выносили раненых воинов с поля боя, оказывали им первую помощь. Героические медсестры и врачи спасли жизни тысячам солдат и офицеров.
Выходит ребенок с санитарной сумкой через плечо,
Читает стихотворение Е. Трутневой « Фронтовая сестричка»
…Пушки грохочут, пули свистят
Ранен осколком солдат снаряда солдат
Шепчет сестричка «Давай поддержу,
Рану твою я перевяжу!»
Все позабыла: опасность и страх.
Вынесла с боя на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла!
Игра, «Каким должен быть воин?»
Дети встают в круг и бросают мяч друг другу, называют качества каким должен быть воин? (храбрым, отважным смелым, бесстрашным, умным, доблестным, исполнительным, трудолюбивым).
Воспитатель: Чтобы развить в себе все эти качества, нужно заниматься физкультурой.
Физкультминутка: «Парад».
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите – ка, на нас.
Мы захлопали в ладошки
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише!
Руки, руки поднимаем
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились!
Народом созданы тысячи пословиц и поговорок о солдатах, воинской доблести. В них отражена доблесть русского народа за наших воинов, мужественно боровшихся с врагами.
Воспитатель: какие вы знаете пословицы?
*Родина мать – умей её защищать;
*Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей;
*Враг хотел пировать, а пришлось горевать;
*Сам погибай, а товарища выручай;
*Мир строит, а война разрушает;
*Кто смерти не боится – того пуля сторонится.
Воспитатель: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг?
Дети: Такого человека называют герой!
Воспитатель: Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.
Ребята, у нас в городе тоже есть герои, наши земляки. Среди них самый молодой – Олег Степанов. Показ фото.
Рассказ о герое Олеге Степанове.
Олег родился в городе Серпухове. Учился он в первой школе.
Олег Степанов 17-летним пареньком отправился на фронт, прошел ускоренный курс подготовки и получил звание лейтенанта. Он стал командиром взвода. Олег был храбрым командиром, выполнял задания всегда успешно. При освобождении деревни Васильевки взвод, которым он командовал, получил задание уничтожить огневую точку противника, которая находилась на колокольне деревенской церкви. Своим героическим поступком он поднимает бойцов в атаку, но сам, получив смертельное ранение в грудь, погибает .Ему было всего 19 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено 23.09.1943 года посмертно. Олег Степанов награжден орденом Ленина. Именем Олега Степанова назвали в нашем городе, городской парк культуры и отдыха .У входа в парк стоит памятник герою .Его именем названа одна из улиц в нашем городе.
А прах его покоится на самом высоком и священном месте города — Соборной горе»
- Все народы помнят и чтят память тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ. А как они их помнят?
Дети: В память о героях поэты слагают стихи, композиторы пишут песни, им возводят памятники, освящают храмы, их именем называют города, села, улицы, микрорайоны, учебные заведения, о них снимают фильмы, пишут книги, приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.
Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники.
Существуют могилы Неизвестного солдата – это памятник тем, кто погиб на полях сражений. Там всегда горит вечный огонь. Он символизирует вечную память о подвигах солдат.
Какие памятники установлены в честь погибших в нашем городе? Назовите их.
Дети: Соборная гора. Показ слайда.
В наши дни на соборной горе находится Мемориал воинской и боевой славы. В этом месте располагается братское захоронение воинов, отдавших жизнь за Родину во время Отечественной войны, и гранитные плиты с их именами.
Здесь же возведен памятник воину освободителю. Русский солдат в одной руке держит опущенный меч, другой — держит спасённую им немецкую девочку.
Такой памятник находится и в Германии. Подвиг русского солдата не забывают и в других странах. Показ слайда.
В знак вечной памяти об этих воинах горит вечный огонь.
На площади Владимира Храброго открылась Аллея доблестной славы, где установлена стела « Город воинской доблести», а у подножия горит вечный огонь.
Воспитатель: В День Победы возлагают цветы к обелискам, поздравляют ветеранов. А кто такие ветераны? (ответы детей).
Это солдаты Великой Отечественной войны, а сейчас – бабушки и дедушки, с каждым годом их становится все меньше. Как мы должны относиться к тем, кто подарил нам мирное небо? (ответы детей)
Мы должны помнить о той войне, о героях и их подвигах. Мы не должны забыть этот страшный урок истории.
Воспитатель: А какие еще символы победы вы знаете?
Дети: Вечный огонь, георгиевская лента, праздничный салют.
Воспитатель: Что символизирует вечный огонь?
Дети: Вечный огонь – это символ вечной памяти о подвигах наших отважных солдат.
Воспитатель: Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В день Победы люди прикалывают на одежду георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.
Ребята, а какие цвета на георгиевской ленте? Что они означают?
Дети: черный – дым, оранжевый – огонь.
Воспитатель: Правильно, а сейчас я бы хотела поделиться с вами такими же ленточками, чтобы вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших воинов – защитников.
Воспитатель раздает георгиевские ленты.
С этой ленточкой вы пойдете на парад, будете гордиться нашими ветеранами и помнить о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.
В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто поле войны налаживал мирную жизнь.
Воспитатель: Чем всегда заканчивается День Победы? (праздничным салютом).
Давайте почтим память всех погибших за Родину минутой молчания.
Итог. Молодцы ребята! Я благодарю вас за внимание, и завершить нашу беседу мне хотелось бы следующими словами
Чтение стихотворения:
«Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за милый дом,
За мир, в котором мы живём!»
Звучит песня «Это день Победы».